патриарх Московский и всея Руси Макарий, митрополит рукоположен с 08.08.1652 14.11.1663 Питирим, митрополит бывший митрополит Сарский и Подонский (Крутицкий) с 06.08.1664 по 07.07.1672 патриарх Московский и всея Руси Иоаким (Савелов), митрополит рукоположен с 22.12.1672 по 26.07.1674 патриарх Московский и всея Руси Корнилий, митрополит бывший митрополит Казанский и Свияжский с 06.08.1674 по 03.03.1695 на покое в Зеленецком монастыре; 26.02.1698 Евфимий (Рылков), митрополит бывший митрополит Сарский и Полонский (Крутицкий) с 14.04.1695 06.12.1696 Иов, митрополит рукоположен с 06.06.1697 03.02.1716 Аарон (Еропкин), епископ Корельский, викарий Новгородской епархии временно управлял с 03.02.1716 по 1721 возвратился на свою кафедру Феодосии (Яновский), архиепископ рукоположен с 1721 по 27.04.1725 арестован, лишён сана и сослан в Николо-Корельский монастырь; 05.02.1726 бывший архиепископ Псковский, Изборский и Нарвский с 25.06.1725 08.09.1736 Амвросий (Юшкевич), епископ бывший епископ Вологодский и Белозерский с 29.05.1740 архиепископ с 03.08.1740 17.05.1745 Стефан (Калиновский), архиепископ бывший епископ Псковский, Изборский и Нарвский с 18.08.1745 16.09.1753 Димитрий (Сеченов), архиепископ бывший епископ Рязанский и Муромский с 22.10.1757 митрополит с 08.10.1762 14.12.1767 Период межархиерейства с 1767 по 1774 годы. С 1 января 1775 года Новгородская епархия, не сливаясь с Санкт-Петербургской, находилась под управлением Санкт-Петербургских митрополитов. Новгородская и Санкт-Петербургская С 1 января 1775 года Имена Сведения Гавриил (Петров-Шапошников), митрополит бывший митрополит Санкт-Петербургский и Новгородский с 01.01.1775 по 16.10.1799 митрополит Новгородский и Олонецкий Новгородская и Олонецкая С 16 октября 1799 года Имена Сведения Гавриил (Петров-Шапошников), митрополит бывший митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский с 16.10.1799 по 19.12.1800 на покое; 26.01.1801 бывший архиепископ Санкт-Петербургский с 26.03.1818 21.05.1818 25 июня 1818 года Новгородская епархия была присоединена к Санкт-Петербургской.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Переворот спас Арсения, и он уехал в Тобольск на митрополию. В его архиерейской присяге, как открылось потом, он «некую приписку учинил». Не мог не знать об этом дерзновенном поступке и его высокий друг Амвросий. Вскоре по болезни и, кстати, на коронацию Елизаветы Петровны в 1742 г. Арсений приехал в Москву. Здесь Амвросий представил Арсения императрице на Ростовскую митрополию и в члены Синода. Императрица подписала указ, но Арсений, конечно, не без тайного сочувствия и Амвросия и уговора с ним, создал новый инцидент, отказываясь принять Петровско-Феофановскую формулу присяги для членов Синода, формулу, мучившую совесть русских архиереев вплоть до границы ХХ столетия. Арсений откровенно мотивировал свой протест против термина «крайний судия» в приложении к монарху, признавая это приличным только в применении к Иисусу Христу. Несмотря на снисходительное допущение для него лично этого выражения не произносить, Арсений все-таки присяги не произнес и просил императрицу: «помиловать меня раба твоего боголюбца — отпустить в Ростовскую епархию мою». Елизавета проявила исключительную благосклонность к Арсению, исполнила его просьбу, и он без всякого наказания уехал в Ростов. Но это потому, что в 1742 г., в период коронации Елизаветы, сам первоприсутствующий член Синода митрополит Новгородский Амвросий (Юшкевич), вероятно по наущению Арсения, подал от лица двух друзей целый доклад об упразднении самой Синодальной формы высшего церковного управления. Арсений, в частности, признавал унизительной для архиерейского сана форму присяги для членов Синода, особенно же слов: «исповедаю же с клятвою крайнего судию сея Коллегии быти Самую Всероссийскую монархиню Государыню нашу всемилостивейшую». Взамен Арсений предлагал: «исповедаю же с клятвою Крайнего Судию и Законоположителя духовного сего церковного правительства быти — самого Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, полномощного Главу церкви и Великого Архиерея и Царя, надо всеми владычествующего и всем имущего посудити — живым и мертвым».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

В 1740 году, ей подано о семинарии следующее донесение: «семинаристов на лицо 85 человек; ныне они обучаются: одни по-русски читать, писать и петь; другие – латинской и греческой грамматике, переводам и арифметике; третьи – риторике, географии истории, и имеют, потом, поступить к некоторым началам еврейского языка, также философии и богословия. Понеже тыя наипаче диалекты и науки приличны духовному чину и удобный способ подают к достодолжному исполнению звания их (История Спб. дух. акад. Чистовича, стр. 16–21)». В списке учеников за 1739 год значатся воспитанники, из которых старшему, Феодору Заозерскому, было 25 лет, а младшему – 12 годов. Тем не менее, семинария уже исполнила свое дело, приготовляя к будущему полезных деятелей для С.Петербургской епархии. Так, в помянутом списке мы нашли следующих лиц: Алексея и Петра Гусс, Пантелеймона Васильева Поморского, Димитрия Рыковского, Николая Драницына, Ивана Панфилова и других. Из них Панфилов, в последствии времени, был духовником императрицы Екатерины II и членом св. Синода, и пользовался известностью по всей России. Школа Феофана Прокоповича продолжала существовать до его смерти, последовавшей в 1736 году. В ней собралось теперь сорок два человека. После кончины своего основателя, она перешла в ведение кабинета императрицы. Однако же, преемник Феофана Прокоповича по Новгородской епархии, преосвященный Амвросий Юшкевич принимал в семинарии доброе участие. Из показаний некоторых воспитанников Феофановой семинарии, попадавшихся между бумагами бывшего Духовного правления, видно, что его преосвященство, Амвросий, архиепископ Новгородский, сам изволил читать студентам в классе систему философии. Но под покровительством кабинета императрицы, школа Феофана Прокоповича просуществовала только два года. По распоряжению кабинета 22 марта 1738 года, воспитанники её распределены по разным местам, следуя их охоте и способностям, а восемнадцать человек отосланы, для дальнейшего обучения, в семинарию Невского монастыря, где для них предписывалось «отвесть особые покои, чтобы они, как в житье, так и в пище, от прочих тамошних семинаристов были отменены (Феоф.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

   Сама Анна Ивановна незадолго до своей неожиданной смерти (1740 г.) назначила своим преемником недавно родившегося принца Брауншвейгского Иоанна Антоновича. Он приходился правнуком царю Ивану Алексеевичу, т. е. все тому же старшему брату Петра Великого, дочерью которого была сама Анна Ивановна. А сестра ее, Екатерина Ивановна, была выдана за герцога Мекленбургского. От этого брака родилась дочь, Анна Леопольдовна Брауншвейгская, племянница императрицы Анны. И вот сын Анны Леопольдовны, Иоанн Антонович (Брауншвейгский), приходившийся двоюродным внуком императрице Анне, и был избран Анной в наследники русского трона. В этих видах Анна Иоанновна держала при себе в Петербурге эту Брауншвейгскую семью и воспитывала в православной вере Ивана Антоновича.     Вот схема династической родословной: (?)    Иван Алексеевич, Петр I Алексеевич    Екатерина, Анна (Мекленбургская), Алексей, Елизавета (Курляндская), Анна (Голштинск.) Анна Леопольдовна (Брауншвейгская), Петр II, Петр III Федорович    Иоанн VI Антонович    Для Бирона, фаворита покойной императрицы Анны Иоанновны, нужна была эта выцветающая по мере удлинения наследственная линия, чтобы под именем «регента» располагать реальной полнотой власти. Но измученная и патриотически оскорбленная Аннинским — Бироновским террором и правящая и низовая Россия не могла более его выносить. И ее взоры с надеждой обратились к несправедливо забытой и ни на что не претендующей дочери Петра Великого, Елизавете, потерявшей своего коронованного жениха и нашедшей утешение в закрытой приватной жизни и морганатическом браке с простым церковным певчим, Алексеем Григорьевичем Разумовским. В ноябре 1741 г. она согласилась на дружно подготовленный бескровный переворот. Самой трагической жертвой его оказался юный Иоанн Антонович, как бы заживо погребенный в казематах Шлиссельбурга на целые два десятка лет и в конце концов там же и приконченный. Царствование Елизаветы Петровны (25.XII. 1741—1760 гг.)    Уже с воцарением Иоанна VI Антоновича в 1740 г. оборвался бироновский террор и наступила общая амнистия всех жертв этого немецкого периода. Архиепископ Феофилакт (Лопатинский) был освобожден из Выборгской крепости и в конце декабря привезен в Петербург. Считали его уже мертвым. Когда из казармы привезли его на Новгородское Подворье и очистили его, заросшего грязью, то Новгородский митрополит Амвросий (Юшкевич) явился сам, чтобы выполнить экстренное решение Синода о восстановлении бывшего узника в архиерейском сане. Амвросий со слезами возложил на Феофилакта все монашеские и архиерейские одежды. Посетила Феофилакта и цесаревна Елизавета Петровна. Истомленный Феофилакт едва уже мог повернуться на кровати и как-то говорить. Поэтому Елизавета Петровна и спросила его: — знает ли он ее? И он многозначительно ответил: «Знаю, что ты — искра Петра Великого». Там же на Новгородском Подворье через пять месяцев (6.V. 1741 г.) он и скончался и похоронен в Александро-Невской Лавре.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

И вот сын Анны Леопольдовны, Иоанн Антонович (Брауншвейгский), приходившийся двоюродным внуком императрице Анне, и был избран Анной в наследники русского трона. В этих видах Анна Иоанновна держала при себе в Петербурге эту Брауншвейгскую семью и воспитывала в православной вере Ивана Антоновича.   Вот схема династической родословной: (?) Иван Алексеевич, Nemp I Алексеевич Екатерина, Анна (Мекленбургская), Алексей, Елизавета (Курляндская), Анна (Голштинск.) Анна Леопольдовна (Брауншвейгская), Nemp II, Nemp III Федорович Иоанн VI Антонович   Для Бирона, фаворита покойной императрицы Анны Иоанновны, нужна была эта выцветающая по мере удлинения наследственная линия, чтобы под именем «регента» располагать реальной полнотой власти. Но измученная и патриотически оскорбленная Аннинским — Бироновским террором и правящая и низовая Россия не могла более его выносить. И ее взоры с надеждой обратились к несправедливо забытой и ни на что не претендующей дочери Петра Великого, Елизавете, потерявшей своего коронованного жениха и нашедшей утешение в закрытой приватной жизни и морганатическом браке с простым церковным певчим, Алексеем Григорьевичем Разумовским. В ноябре 1741 г. она согласилась на дружно подготовленный бескровный переворот. Самой трагической жертвой его оказался юный Иоанн Антонович, как бы заживо погребенный в казематах Шлиссельбурга на целые два десятка лет и в конце концов там же и приконченный. Царствование Елизаветы Петровны 1741-1760 гг.) Уже с воцарением Иоанна VI Антоновича в 1740 г. оборвался бироновский террор и наступила общая амнистия всех жертв этого немецкого периода. Архиепископ Феофилакт (Лопатинский) был освобожден из Выборгской крепости и в конце декабря привезен в Петербург. Считали его уже мертвым. Когда из казармы привезли его на Новгородское Подворье и очистили его, заросшего грязью, то Новгородский митрополит Амвросий (Юшкевич) явился сам, чтобы выполнить экстренное решение Синода о восстановлении бывшего узника в архиерейском сане. Амвросий со слезами возложил на Феофилакта все монашеские и архиерейские одежды.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

А Новгородский архиепископ Амвросий (Юшкевич) с кафедры провозглашал: «Преславная победительница избавила Россию от врагов внутренних и сокровенных. Такие-то все были враги наши, которые под видом будто верности Отечество наше разоряли, и смотри, какую дьявол дал им придумать хитрость! Во-первых, на благочестие и веру нашу Православную наступали. Но таким образом, будто они не веру, но непотребное и весьма вредительное христианству суеверие искореняют. О, коль многое множество под таким притвором людей духовных, а наипаче ученых истребили, монахов расстригли и перемучили! Спросите, за что? Больше ответа не услышишь, кроме всего: суевер, ханжа, лицемер… под образом будто хранения чести и здравия и интереса государства о коль бесчисленное множество, коль многие тысячи людей благочестивых, верных, добросовестных, невинных, весьма любящих в Тайную похищали, в смрадных узилищах и темницах заключали, гладом морили, пытали, мучали, кровь невинную проливали». Святитель Димитрий (Сеченов), впоследствии митрополит Новгородский, на Благовещение в 1742 году в присутствии императрицы дал такую характеристику пережитой поре: «Противницы наши… как прибрали все Отечество наше в руки, коликий яд злобы на верных чад российских отрыгнули, коликое гонение на Церковь Христову и на благочестивую веру воздвигли! Их была година и область темная; что хотели, то и делали! Во-первых, пытались благочестие отнять, без которого бы мы были горше турков, жидов и арапов… А наипаче коликое гонение на самых благочестия защитителей, на самых священных Тайн служителей! Чин духовный – архиереев, священников, монахов – мучили, казнили, расстригали… Монахов, священников, людей благочестивых в дальние Сибирские города, в Охотск, Камчатку, в Оренбург отвозят. И тем так устрашили, что уже и самые пастыри, самые проповедники слова Божия молчали и уст не смели о благочестии отверсти " … В характере новой императрицы многое внушало радужные надежды. Любовь к роскоши и удовольствиям не заглушала в ней искреннего и горячего благочестия. Набожность Елизаветы отчасти объясняется теми обстоятельствами, в которых протекала ее юность. При императрице Анне она была оттеснена от двора и вела полузатворническую жизнь. В молодости она часто приезжала в Александровскую слободу, где в женском монастыре спасалась ее тетка. Она любила ходить на богомолье по монастырям, особенно в Троице-Сергиеву Лавру. Строго постилась. В отличие от своего отца, Елизавета окружала себя «Божиими людьми» – странниками и юродивыми. При этом по характеру своему она была веселой, общительной и доброй. Лишенная всякого политического честолюбия, она вступила в негласный, но законный брак с простым певчим из казаков Алексеем Разумовским, который был воспитан в духовной среде и к духовенству всегда относился с большим почтением.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Такожде и иноки, желающие во благочестии жить, а негли случится коему во Архиереях быть, и в том сане будучи весьма паче пресвитерского той святой Камень во устех имети, чтобы тыим каменем могли изустно еретические челюсти сокрушати» 19 . Арсений Мацевич, митрополит Ростовский, сочинитель ответа на «пашквиль лютеранский», называет как «Камень веры», так и все вообще сочинения Стефана Яворского «церкви православной восточной согласующими и по благочестию поборающими» 20 . Составитель обширного сказания о ересях древнейших и позднейших времен именует его «исполненным доводов священного писания» 21 . Ученик московской славяно-греко-латинской академии Михаил Ширяев написал в стихах апологию «Камня веры» 22 . Епископ новгородский Амвросий Юшкевич с церковной кафедры говорил, что «Камень веры» так же необходим для духовного чина, «как например всякому искусному мастеру инструмент, воину оружие, плавающему корабленику на море кормило» 23 . Префект московской духовной академии Кирилл Флоринский, когда в своих уроках касался предметов разности между православием и протестантством, отсылал своих слушателей к сочинению митрополита Стефана Яворского 24 . Вообще «Камень веры» считался ценным и замечательным произведением: из него любителями духовно-богословского чтения делались обширные выписки 25 ; он в числе редких и дорогих книг Киево-Печерскою лаврою был поднесен в подарок Императрице Елисавете Петровне, когда она была в Киеве в 1744 году 26 ; он хранился в библиотеках не только таких просвещенных пастырей русской церкви, как Иов, митрополит новгородский 27 , но и у лиц, не отличавшихся любовию к книжному чтению: дядя А. Т. Болотова имел у себя «Камень веры» и хранил его, «как некое сокровище и не давал никому в руки» 28 . Знакомство с содержанием «Камня веры» считалось признаком богословской учености и мудрости: Тредьяковский о современных ему духовных лицах говорил, что «они ничего не знают; только как прочтут «Камень веры», то в учение себе полагают, мудрыми себя ставят» 29 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Morev/ka...

8) Три ПОКРОВА на раку Пр. Антония, один с изображением сего Угодника шит шёлком, золотом и серебром и низан жемчугом; два большие пунцового, а другой малинового бархата с приличными украшениями. 9) ЧАША для водоосвящения серебряная, местами золочённая, весом в 15 фунтов, данная вкладом в 1631 году Августа 12 от Князя Ивана Шуйского. 10) Семь ПАНАГИЙ в серебряной позолоченной оправе, из коих одна круглая выгнутая, из раковины сделанная, другая крестообразная с восточным хрусталём; три четырёхугольные на кипарисе с изображением а) двенадцати праздников; б) Софии премудрости Божией; в) Преподобного Онуфрия Великого: две в виде овального полукружия с изображением а) Деисуса на кипарисе и б) Спасителя на камне. Кроме того много находится и других драгоценных вещей, как-то: служебных сосудов, Митр, одежд напрестольных, риз, стихарей и покровов на раку Преподобного Антония и Сокольницких Чудотворцев, так что этот монастырь почитается по ризнице своей богатейшим пред всеми окологородними Новгородскими монастырями. Из достопримечательных происшествий, в сем монастыре случившихся, суть следующие: 1 . Обретение мощей Преподобного Антония нетленными в 1597 году месяца Июля в 3 день, по 451 летнему пребыванию оных в земле. 2 . Учреждение с того же времени празднования памяти его и крестного хождения из Софийского собора в первую пятницу после Петрова дня, что и поныне продолжается ежегодно. 3 . Этот монастырь с 1708 по 1723 год был Кафедральным Епископов Коадъюторов или Викариев Новгородской Митрополии. 4 . Обитель сия неоднократно удостоена была посещением Высокомонаршим, и во-первых, в 1728 году Января 11 от Государя Императора ПЕТРА II при шествии его в Москву для Коронования; во-вторых, в 1743 году от Государыни Императрицы ЕЛИСАВЕТЫ ПЕТРОВНЫ, в присутствии которой представлена была Семинаристами и драма. См. История Российской Иерархии ч. I, стр. 606. 21 5 . В месяце Октябре 1740 года учреждена в оном Семинария Новгородской Епархии. 6 . В 1745 году погребён в паперти Соборной церкви прямо против камня преподобного Антония, Амвросий Юшкевич, Архиепископ Новгородский и Святейшего Синода Член, по собственному его Преосвященства завещанию особенной любви его к училищу, в сем монастыре им заведённому (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

17. Сильвестр , бывший епископ Корельский, упом. 9 сент. (sic) 1611, 1612 и 1613, 20 февр., 1 мая. После во Пскове. 18. Нектарий , Грек, архиепископ Ахридский, определён 25 июня (sic) 1613, 1613–16; отлучён по суду и сослан в Новгородский Кириллов мнтрь. 19. Макарий хирот. 9 февр. 1617, из игум. Тихвинских, а 22 июля 1619 перев. в Новгород. 20. Корнилий хирот. 6 февр. 1620 из архим. Свияжских; † 17 мар. 1625. Погребён в Софийском соборе. Нектарий , вторично, (в Москве 1624) в 1625 (упом. 5 мая); † 3 июня 1626. Погребён в Софийском соборе. 21. Варлаам хирот. 8 окт. 1626 из архим. Устюжско-Архангельских; в янв. 1645 отставлен; † в Устюге. 22. Маркелл хирот. 16 янв. 1645, из игум. Соловецких; † 22 мар. 1663. Погребён в Соловецком мнтре. В исх. 1657 г. Пермь отписана к епархии Вятской, а Белоозеро – к Вологодской. IV. Архиепископы Вологодские и Белоезерские 23. Симон хирот. 23 окт. 1664, из игум. Александро-Свирского монастыря; в 1684 уволен, за болезнью; † 29 апр. 1685, на покое. Погребён в Спасо-Прилуцком мнтре. 24. Гавриил хирот. 7 сент. 1684 из архим. Новоспасского монастыря; † 30 мар. 1707. Погребён в Софийском соборе. 25. Иосиф хирот. 17 окт. (sic) 1708 из архим. Московского Знаменского монастыря; 18 янв. 1716 уволен, за болезнью, в Московский Богоявленский и там † … (Был жив в 1718). V. Эпископы Вологодские и Белоезерские 26. Павел 29 янв. 1716 хирот. из иеромонахов Александро-Невских; † 5 нояб. 1725. Погребён в Софийском соборе. 27. Афанасий Кондоиди , Грек, хирот. 9 окт. 1726 из архим. Спасо-Ярославского монастыря, а 17 сент. 1735 перев. в Суздаль. 28. Амвросий Юшкевич 2 февр. 1736 хирот. из архим. Симонова монастыря, а 29 мая 1740 перев. в Новгород. 29. Пимен Савелов 29 июня 1740 хирот. из архим. Костромского Ипатиевского монастыря; † 26 мая 1753. Погребён в Софийском соборе. 30. Серапион Лятошевич 29 окт. 1753 перев. из Переяславль-Залесской епархии; в 1761 уволен, за болезнью; † 22 апр. 1762, в Спасо-Прилуцком мнтре. Погребён в Софийском соборе. 31. Иосиф Золотой хирот. 16 дек. 1761 из архим. Высокопетровского монастыря; † 25 дек. 1774. Погребён в Софийском соборе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Когда же открыто выступать (напр. при Бироне) было опасно, на сцену выступали подметные письма. После Петра среди русских архиереев образовалась даже целая оппозиционная партия во главе с ростовским епископом Георгием Дашковым. Эта партия стремилась ниспровергнуть синодальную форму и восстановить патриаршество. И стремления её в одно время, при Петре II, были настолько популярны, что, по сохранившемуся известию, из Верховного Совета даже был запрос в Синод: «можно ли в нынешнее время быть в российской церкви патриарху?» 1322 . Как смотрела эта партия на петровскую реформу, об этом можно, вероятно, судить по тетрадкам близкого к ней Маркелла Родышевского, который тот представил императрице Анне Иоанновне, в 1730 году. В них автор, между прочим, давал резкую критику регламента и проводил мысль, что коллегиальная форма церковного управления незаконна 1323 . В начале царствования Елизаветы Петровны два видных члена Синода – ростовский митрополит Арсений Мациевич и новгородский архиепископ Амвросий Юшкевич представили ей особый доклад. В этом докладе названные архиереи указывали на патриаршество, как на идеальную форму церковного управления, и высказывали желание, чтобы оно было восстановлено и, если это трудно сделать, чтобы, по крайней мере, был реформирован Синод, «дабы он, хотя по малой форме, священнослужению церкви соборной... был сообразен чтобы в нём заседали лишь архиереи, без архимандритов и протоиереев, чтобы была упразднена должность обер-прокурора и проч.» 1324 . Кроме этого, Арсений Мациевич протестовал против того места присяги синодальных членов, где монарх именовался «крайним судиею духовный коллегии», и в своём, проекте предлагал его заменить следующим: «исповедую же с клятвою крайняя Судию и Законоположителя духовного сего церковного правительства быти – Самого Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, полномочного Главу церкви и великого Архиерея и Царя» 1325 ... Когда же его представление не было уважено императрицей, он отказался присягать по старой форме и вышел из состава Синода 1326 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobor-...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010