«Я умираю с сердцем, полным благодарности к Богу за все то доброе, что Он предоставил мне в этой временной жизни, полной пламенной любви к нашей славной России, которой я служил верно и искренно, по мере сил моих»,– говорилось в п. 33 завещания Императора Николая I, подписанного им 4 мая 1844 г. Графиня А. Д. Блудова, дочь известного сановника, писала 9 января 1854 г., что в день 25-летия царствования (1850 г.) Императору предоставлен был юбилейный отчет всех министров. Государь был тронут. «Видя его умиление, дочь его подошла тихонько к нему из-за спины, обняла его шею рукою.– „Ты счастлив теперь, ты доволен собою?“ – спросила она.– „Собою? – отвечал он и, показав рукою на небо, прибавил, – Я былинка“. В этом слове полностью проявилась светлая христианская душа Императора Николая Павловича. Подлинно христианской была и его кончина, последовавшая – сто лет назад – 18 февраля 1855 г. Напутствовавший его духовник, протопресвитер Василий Бажанов , говорил, что в жизни своей он наставлял многих умиравших набожных людей, но никогда не видел такой веры, торжествующей над приближающейся смертью. «Предсмертное хрипение становилось все сильнее, дыхание с минуты на минуту делалось все труднее и порывистее, – писала Тютчева, – Наконец, по лицу пробежала судорога, голова откинулась назад. Думали, что это конец, и крик отчаяния вырвался у присутствующих. Но Император открыл глаза, поднял их к небу, улыбнулся, и все было кончено!» Император Николай I – Православный Царь (Православный путь. Джорданвилль, 1955. С. 61–97.) Уяснить всю значительность личности Императора Николая I, как Царя Православного, можно только в сопоставлении с предшествующим ему веком, который и надлежит осветить хотя бы немногими чертами. Известный проповедник, архиепископ Новгородский Амвросий (Юшкевич), так отзывался о царствовании Императрицы Анны Иоанновны (1730–1740): «На благочестие и веру нашу Православную наступили, но таким образом и претекстом, будто они не веру, но непотребное и весьма вредительское христианству суеверие искореняют. О, коль многое множество под таким предлогом людей духовных, а наипаче ученых, истребили, монахов порасстригали и перемучили. Спроси ж за что. Больше ответа не услышишь, кроме того: суевер, ханжа, лицемер, ни к чему [не] годный. Сие все делали такою хитростию и умыслом, чтобы вовсе в России истребити священство православное и завесть свою нововымышленную беспоповщину».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Закрыть itemscope itemtype="" > «За Веру, Царя и Отечество»: к истории знаменитого воинского девиза 02.06.2013 1220 Время на чтение 9 минут Дореволюционный воинский девиз «За Веру, Царя и Отечество!», хотя и оформился окончательно в XIX веке, имеет славную предысторию. В допетровские времена воины шли в бой за «землю Руськую» (Слово о полку Игореве), «за землю за Рускую и за веру християньскую» (Задонщина), «за Дом Пресвятыя Богородицы и за православную христианскую веру» (приговор Первого ополчения 1611 г. ), за «государскую честь» (приговор Земского собора 1653 г. ). Таким образом, все три составные части будущего девиза к XVIII веку стали неотъемлемой частью русского самосознания - требовалось лишь объединить их в одну емкую формулу. Слово «Отечество», конечно, было известно и в Древней Руси, однако имело разнообразные значения. Под ним понималась не только «родина» («нсть прорóкъ безъ чéсти, тóкмо во oméчecmbiu своéмъ (Мф. 13:57)), но и «отцовство» (один из иконописных образов Троицы Новозаветной, включающий изображение Бога Саваофа в виде старца, именуется «Отечеством»). Однако со времен Петра Великого понятие «Отечество» приобретает важное идеологическое звучание. Известен приказ Петра, озвученный в войсках перед Полтавским боем, в котором говорилось: «Воины! Вот пришел час, который должен решить судьбу Отечества. И так не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за Государство, Петру врученное, за род свой, за Отечество, за Православную нашу веру и Церковь » . Известен также заздравный тост Петра: «Здравствуй тот, кто любит Бога, меня и отечество !» . Первые учрежденные в России ордена, как гласили их девизы, вручались «За веру и верность» (орден св. ап. Андрея Первозванного, учрежден в 1699 г.), «За любовь и Отечество» (орден св. вмчц. Екатерины, 1714 г.), «За труды и Отечество» (орден св. блгв. Александра Невского, 1725 г.). В день коронации императрицы Елизаветы Петровны 25 апреля 1742 года новгородский архиепископ Амвросий (Юшкевич) оправдывал произведенный ею дворцовый переворот тем, что она выступила «за целость Веры и Отечества ... против неприятеля и сидящих в гнезде орла российского нощных сов и нетопырей, мыслящих злое государству» . На медали в честь коронации Екатерины II также было выбито: «За спасение Веры и Отечества». В ее манифесте о вступлении на престол в 1762 году прославлялась сражавшаяся «за Веру и Отечество » российская армия . В манифесте о военной дисциплине 22 сентября 1762 года отмечалось «усердие к Нам и Отечеству» . Указ от 18 июля 1762 года упоминал «службу, приносимую Богу, Нам и Отечеству» . Наконец, Жалованная грамота дворянству 1785 года восхваляло дворянство, ратующее «противу внутренних и внешних врагов веры, монарха и отечества» .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

13 . Екатеринославская (с 1775 года – Славянская епархия с кафедрой в Полтаве, в 1783–1798 годах – Екатеринославская, в 1798–1803 годах – Новороссийская, с 1803 года – Екатеринославская). 14 . Кишиневская (1813 г.). 15 . Саратовская (1828 г.). 16 . Донская (1829 г., кафедра в Новочеркасске). 17 . Томская (1832 г.). 18 . Херсонская (1837 г., кафедра в Одессе). 19 . Симбирская (1838 г.). 20 . Литовская (1839 г., кафедра в Вильне). 21 . Камчатская (1840 г., в 1898 году переименована в Благовещенскую). 22 . Варшавская (1840 г., с 1840 по 1905 годы – Холмско-Варшавская с кафедрой Варшаве, с 1905 года – Варшавская). 23 . Кавказская (1842 г., кафедра – Ставрополь, в 1886 году переименована в Ставропольскую). 24 . Рижская (1850 г.). 25 . Самарская (1850 г.). 26 . Уфимская (с 1799 по 1858 годы в Уфе – кафедра Оренбургской епархии, с 1858 года – самостоятельная Уфимская епархия). 27 . Таврическая (1859 г., кафедра в Симферополе). 28 . Енисейская (1861 г., кафедра в Красноярске). 29 . Якутская (1869 г.). 30 . Туркестанская (1871 г., кафедра с 1871 по 1916 годы в Верном, с 1916 года – в Ташкенте). 31 . Екатеринбургская (1885 г.). 32 . Финляндская (1892 г., кафедра в Гельсинфорсе (Хельсинки). 33 . Владикавказская (с 1875 года во Владикавказе, викариатство Грузинского экзархата, с 1894 года – самостоятельная епархия). 34 . Забайкальская (1894 г., кафедра в Чите). 35 . Владивостокская (1898 г.). 36 . Олонецкая (1898 г., кафедра в Петрозаводске). 37 . Гродненская (1900 г.). в) епархии Грузинского экзархата 1 . Карталинская (епархия экзарха) (1811 г., кафедра в Тифлисе). 2 . Имеретинская (1821 г., кафедра в Кутаиси). 3 . Сухумская (1885 г.). 4 . Бакинская (1907 г.). VII. АРХИЕРЕИ ВАЖНЕЙШИХ ЕПАРХИЙ а) митрополиты Новгородские (с 1721 г. первенствующие в Синоде) 1 . Иов (1697–1716 гг.). 2 . Феодосий (Яновский) (1721–1725 гг.) (архиепископ). 3 . Феофан (Прокопович) (1725–1736 гг.) (архиепископ). 4 . Амвросий (Юшкевич) (1737–1745 гг.) (архиепископ). 5 . Стефан (Калиновский) (1745–1753 гг.) (архиепископ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Умел найтись в обществе. Обыкновенно приводить рассказ об его остроумии и находчивости. «Раз Сильвестр вместе с другими членами Синода был во дворце. Императрица, показывая им свои портреты, жаловалась на то, что ни один художник не сумел достигнуть полного сходства». И архимандрит Сильвестр на это заметил: «понеже красота Вашего Величества по описуема». В мае 1745-го года скончался первенствовавший член Святейшего Синода, Новгородский архиепископ Амвросий (Юшкевич). На его место был переведен 18-го августа архиепископом Псковский епископ Стефан (Калиновский), во Псков переведен Костромской епископ Симон (Тодорский), а на место преосвящонного Симона назначен архимандрит Сильвестр. Он был хиротонисан во епископа 10-го ноября 1745-го года в придворной церкви, в присутствии Императрицы. В Костроме преосвященный Сильвестр завел Школу и занимался «толкованием Нового Завета», – по-видимому, в проповедях за Богослужением. Именным указом, данным в Петергофе 2-го июля 1750-го года и заслушанным в Святейшем Синоде 4-го июля, преосвященный Сильвестр назначен был С.-Петербургским архиепископом и членом Святейшего Синода, причем ему дано было в Святейшем Синоде, «в знатнейшую славу царствующего града», второе место. 8-го июля новый владыка вступил уже в управление столичного епархией, начав службу в ней Богослужением в церкви Пресвятой Богородицы – нынешнем Казанском соборе 2941 . В 1748-м году, в бытность Костромским епископом, он был избран кандидатом в Киево-Печерские архимандриты. Святейший Синод заметил тогда, что избрание на архимандрию архиерея учинено в противность правилам святых отец и чину Православно-Восточной Церкви 2942 . В бытность Петербургским владыкой преосвященный Сильвестр не забывал проповеднической кафедры. В 1751-м году напечатаны были его проповеди, сказанный в, присутствии Государыни в придворной Сретенской церкви Зимнего Дворца, 25-го ноября 1750-года, в день восшествия Государыни на престол, и в день нового 1751-го года 2943 . Преосвященный Сильвестр говорил слово за Богослужением в Петро-Павловском соборе в день рождения Государыни в 1753-м году, – Государыни за Богослужением не было 2944 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

прп. Антоний Римлянин. В 1708–1723 гг. монастырь был кафедральным, в нем проживали викарии Новгородской митрополии. В монастыре два храма. Соборный храм в честь Рождества Богородицы построен в 1117 г. (один из четырех его приделов посвящен прп. Антонию). В соборе открыто почивали мощи прп. Антония, обретенные в 1597 г. и переложенные в 1860 г. в серебряную раку, и под спудом мощи святых братьев Алфановых: Никиты, Кирилла, Никифора, Климента и Исаакия, перенесенные в 1775 г. из сгоревшего Сокольницкого монастыря. Сретенский храм с трапезной построен в 1533–1535 гг. и перестроен в 1803 г., первоначально имел восьмискатное покрытие. Среди святынь монастыря были древняя икона прп. Антония, принадлежащие ему мозаичные иконы, части священнического облачения и т.п., а также камень, на котором он чудесно прибыл в Новгород, и привезенные им ветви морской травы. В 1740–1918 гг. в монастыре размещалась Новгородская духовная семинария, основатель которой архиепископ Новгородский Амвросий (Юшкевич) погребен в притворе собора. В начале XX в. в монастыре подвизалось 14 монахов и 15 послушников. В советское время монастырь закрыли. Сретенский храм был восстановлен в 1960 г. С 1996 г. в монастыре располагается Новгородский государственный университет, в Сретенском храме находится спортивный комплекс. Рождественский собор открыт для экспозиции, в нем сохранились фрагменты фресок 1125 г. Одесса Андреевского скита подворье В 1882 г. липецкий купец И.П. Летунов пожертвовал Андреевскому скиту участок земли с постройками в Одессе, на углу Рыбной улицы и Тюремного переулка, где с 1874 г. размещалось его подворье. В 1883 г. на подворье был построен дом для паломников, следующих на Афон, Синай и в Иерусалим. В 1886–1887 гг. по проекту архитектора Ю.М. Дмитренко состоялось строительство нового трехэтажного дома с церковью во имя прп. Сергия Радонежского; вторая, нижняя церковь во имя ап. Андрея Первозванного освящена в 1893 г. В начале XX в. на подворье подвизалось 50 человек братии, которые обслуживали более 300 паломников одновременно.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Гребеньщиков, возвратясь, сказал, что он объявил реестр в печальной комиссии, – там с него взяли копию, сказали, что духовных персон на погребение назначено довольно, и просили дать назначенным повестку от Духовного правления. По Синодальному расписанию, погребение жены Бирона совершено следующим образом. Из дома до Невского монастыря тело покойницы провожали: преосвященный Аарон, архиепископ архангелогородский, три архимандрита, Варлаам, иеромонах кадетского корпуса, от всех церквей по одному священнику с диаконами и причетниками. В Невском монастыре литургию служил Питирим нижегородский, два архимандрита, благовещенский протопоп и один иеромонах, а на отпевании присоединились к ним все, которые сопутствовали покойнице до монастыря. Три хора певчих: синодальные, нижегородского и архангельского архиереев участвовали в выносе и погребении. Копиист Духовного правления Феодор Башилов командирован был наблюдать за порядком в погребении. По окончании всего, он донес правлению, что духовные к выносу все приспели и в церемонии шли исправно. Жена Бирона погребена в Благовещенской церкви Александроневского монастыря за левым клиросом. Ныне на могиле её не имеется никакого памятника. Но на плане церкви показано место вечного её покоя с такой надписью: Княжна Александра, супруга генерала фон Бирона. 1736 года, 17 сентября. 14-го июля 1739 года, совершен брак племянницы императрицы, Анны Леопольдовны, принцессы Мекленбургской, которая, быв лютеранской веры, еще в отроческих летах, присоединилась к Православной церкви. Принцесса вступила в замужество за Антона Ульриха, принца Брауншвейг-люнебургского, племянника австрийской императрицы, который жил в С.Петербурге при дворе с 1733 года. Жених, по вере, был лютеранин. Таинство бракосочетания совершал в Казанской церкви (что ныне собор) преосвященный Амвросий Юшкевич, архиепископ новгородский, и говорил по сему случаю проповедь, которая после была напечатана. Многие выражения этой проповеди не понравились цесаревне Елисавете Петровне.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Ей поручили самым беспощадным образом взыскивать налоговые недоимки со всех имений, как светских, так и церковных; она имела в своем распоряжении военные исполнительные команды, которые бесчинствовали в деревнях, не гнушаясь и пыток. Во время турецкой войны государственные финансы находились в весьма плачевном состоянии; соответственными были и меры фискально–административного давления. «Многие провинции точно войною или моровым поветрием разорены», — заявлял фельдмаршал Миних  . 17 ноября 1742 г. Новгородский архиепископ Амвросий Юшкевич и Ростовский митрополит Арсений Мацеевич подали императрице Елизавете записку, в которой горько жаловались на «нашу святейшую экономию», которая, «презря закон христианский, до утварей церковных добралась… ниже у турка столько Церковь наша страждет, сколько у нас в России». В дополнительном доношении от 27 декабря того же года оба иерарха указывали: Более же того Церковь, матерь нашу, столь долговременно страждущую, отягощать опасно, дабы нам душеспасительныя ея сосца не оскудели», и просили императрицу о «помиловании Церкви Христовой» (см. § 8)  . 15 июля 1744 г. императрица Елизавета повелела Коллегию экономии упразднить, а церковные имения передать под управление Святейшего Синода, при котором учреждалась особая Канцелярия синодального экономического правления  . Святейший Синод поспешил делегировать в канцелярию своих представителей из числа духовенства, вступив тем самым в долгий конфликт с обер–прокурором князем Я. П. Шаховским, требовавшим назначить туда светских чиновников  . Обер–прокурор рассматривал церковные вопросы с петровских позиций, и это совпадало с устремлениями императрицы Елизаветы. «Самою существенною чертою последнего периода попыток упорядочения церковно–имущественного права было открытое стремление законодательства и распоряжений со стороны высшей церковной власти возвратиться к тем заветам, какие оставлены были Петром I»  , — утверждает исследователь периода секуляризации. Это утверждение не вполне соответствует положению вещей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

Но Петр не разделял таких односторонних взглядов. Желая дать России образование и видеть в ней школы, он вызывал даровитых людей из Киева, ставил их на высшие места и поручал им важнейшие должности, приказывая в то же время посылать русских воситанников для науки за границу. Такое возвышение малороссиян возбуждало ропот и жалобы со стороны великорусского духовенства. Нерасположение к ним особенно усилилось, когда во главе церковного управления стали – Феодосий Яновский, Феофан Прокопович , Феофил Кролик, Гавриил Бужинский, и принялись бесцеремонно реформировать религиозные народные понятия и обычаи. Для старого московского духовенства тяжела была эта неравная борьба его с новыми людьми и силами, пришельчески явившимися с запада и забравшими все – высшие должности, власть и доходные места – в свои руки. «Своих черкасов снабдевают и всяко охраняют, – писал казанский митрополит Сильвестр, – а мы победные, утесненные, дненощно плачем». Но «черкасы», в силу неотразимого превосходства своего образования, продолжали свое культурное нашествие на великороссию, заводили семинарии, сочиняли и издавали книги, предпринимали миссионерские подвиги, давали из своей среды лучших церковных ораторов. – Столь-же благоприятным временем для них было первое время царствования императрицы Елизаветы Петровны, когда им покровительствовал малороссиянин, сделавшийся сильным человеком, граф А. Г. Разумовский , и когда первым лицом Синода был новгородский архиепископ Амвросий Юшкевич, венчавший императрицу на царство, и духовником императрицы Дубянский – тоже малороссы. 1068 Но уже эта императрица в 1754 году издала указ, чтобы Синод представлял в архиереи и архимандриты не одних малороссиян, но и из природных великороссиян. 1069 Побуждением к этому, кроме общей справедливости в уравнении великороссийского духовенства с малороссийским на право занятия иерархических должностей, могло быть и то, что малороссийские ученые, воспитанные преимущественно на латинских богословах, невольно усваивали у последних большую или меньшую долю клерикальных воззрений на церковь и ее отношения к государству, и даже успели выказать свои церковно-государственные понятия в таком направлении, которое не соответствовало правительственным видам. 1070 Южно-русские и западно-русские типографии

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Схоластическая теория церковного красноречия еще ясно напоминает о себе некоторыми частными чертами (напр., толкование имени) в словах Юшкевича и Флоринского, безразборчивое употребление иностранных слов вместо русских или церковно славянски (напр., Сеченов называет Иоанна Дамаскина «философии и богословии прехрабрым кавалером, монашеских ликов генералом»), но уже чувствуется другой дух в проповеди; она становится ближе к действительной жизни и имеет целию исправить религиозно-нравственное состояние русского народа. I. Амвросий Юшкевич, архиепископ Новгородский и С.-Петербургский (1745 г.) Амвросий был воспитанником и наставником киевской академии, с 1736 г. епископ вологодский, а с 1740 г. архиепископ новгородский. Он был известен как пастырь просвещенный, открывший семинарию в Новгороде и отечески наблюдавший за нею — как приверженец единоличного, патриаршего управления церковию и, наконец, как проповедник. Из церковных слов его особенно замечательно сказанное в день рождения Елисаветы Петровны, 18 декабря 1741 г., в котором проповедник проводит ту мысль, что Бог еще в рождении Елисаветы определил ей державу российского престола. Развивая свою мысль, он говорит о делах Петра и Екатерины, о притеснениях, испытанных Елисаветою по смерти родителей, наконец — о восшествии на престол и освобождении России от жестоких внутренних врагов. Между прочим, как на доказательство своей мысли, он указывает на то, что в день рождения Елисаветы церковь празднует память св. мученика Севастиана, а это греческое имя толкуется на нашем языке — достоин чести. Из других его слов известны в печати; на бракосочетание принцессы Анны с герцогом Антонох Ульрихом, на вшествие в Москву Елисаветы, в день арх. Михаила, в день благодарения за мир с Швейцариею и на восшествие на престол Елисаветы, 1743 г. В них проповедник говорит смело и резко против немцев лютеран, которые весь вообще духовный чин равно с простым народом вменяли, ни единого в нем посвящения и характеру пастырского не признавали и для того сами собой пастырей и священников назначали, без суда правильного предающе их на узы и темницы, на безвестные ссылки… Бросились было и на убожество монашеское, — одних бесчеловечно мучили, других расстригали и в солдаты отдавали, третьих — на край света посылали, а новых на их места принимать и постригать накрепко запрещали».

http://azbyka.ru/propovedi/istorija-russ...

Наконец, был Епископом Архангелогородским. 32 . ААРОН, Архимандрит Спасо-Ярославский, а потом Чудовский. Наконец, Архиепископ Архангелогородский, с 1734 года. В 1737 году уволен в Епархию. 33 . АМВРОСИЙ I Юшкевич, Архимандрит Симоновский, потом Епископ Вологодский. Наконец, Архиепископ Новгородский, с 1734 года. В 1745 году скончался. 34 . КАРИОН, Архимандрит Спасо-Ярославский, с 1734 по 1735 год. Пётр Смелич. С 1735 по 1736 годы, потом Архиепископ Белгородский (см. выше, 5). 35 . СТЕФАН I Калиновский, Архимандрит Александро-Невский, потом Епископ Псковский. Наконец, Архиепископ Новгородский с 1736 года Января 10. В 1753 году скончался. 36 . НИКОДИМ Сребницкий, Архимандрит Ново-Спасский, с 1736 года Июля 20 по 1739 год. Потом Епископ Черниговский. Варсонофий, Архимандрит Соловецкий (см. выше, 31). 37 . III, Протоиерей Благовещенский, с 1738 по 1747 год. 38 . КИПРИАН Скрипицын, Епископ Вятский, затем Коломенский. С 1735 года Марта 4 по 1741 год, в бытность его на чреде священнослужения. 39 . СИМОН I, Епископ Суздальский, с 1740 года Октября 3 по 1745 год. 40 . ПАВЕЛ I, Архимандрит Владимиро-Рождественский с 1740 года Октября 3 по 1743 год. 41 . ВАРЛААМ II Скоминский, Архимандрит Чудовский, с 1740 года Октября 3, по 1744 год, затем Епископ Вятский. 42 . ФЕОФИЛАКТ II, Архимандрит Корнильевский, затем Ипатский, с 1740 года Октября 3 по 10 Сентября 1743 года. Наконец, Епископ Воронежский. 43 . МИТРОФАН Слотвинский, Архиепископ Тверской, с 1740 по 1749 год. 44 . АРСЕНИЙ II Мацеевич, Митрополит Ростовский, с 31 Мая 1741 года по 1763 год. 45 . ПЛАТОН II Петрункевич, Архимандрит Владимиро-Рождественский, затем Епископ Владимирский, с Мая 1742 года. В 1754 году уволен в Епархию. 46 . КИРИЛЛ Флоринский, Архимандрит Троице-Сергиевский, с 1743 года Февраля 24. В 1743 году скончался. 47 . ИОСИФ Волчанский, Архиепископ Московский, с 18 Марта 1743 года. В 1745 году, Июня 10 скончался. 48 . СИМОН II-Teoдopckuй, Архимандрит Ипатский, затем Епископ Костромской. Наконец, Архиепископ Псковский, с 10 Сентября 1743 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010