Царствование её было не без славы, даже не без пользы. Мирная и беззаботная, она была вынуждена воевать чуть не половину своего царствования, побеждала первого стратега того времени, Фридриха Великого, брала Берлин, никогда на Руси не жилось так легко и ни одно царствование до 1762 г. не оставляло по себе такого приятного воспоминания. Карта Европы лежала перед ней, но она редко на нее заглядывала и до конца жизни была уверена в возможности проехать в Англию сухим путем – и она же основала первый настоящей университет в России – Московский. Елизавета была умная и добрая, но беспорядочная и своенравная русская барыня 18 в., которую по русскому обычаю многие бранили при жизни и также по русскому обычаю все оплакали по смерти. Св. Синод при Императрице Елизавете Первенствующим членом Св. Синода был преемник Феофана на Новгородской кафедре Амвросий Юшкевич, другим влиятельным членом был Арсений Мацеевич , Митрополит Ростовский. С их стороны была сделана попытка произвести реорганизацию Св. Синода через удаление из него светских чиновников обер-прокурора и секретарей. Но доклад их не был принят во внимание. В административном положении Синода произошла перемена: Синод снова получил значение высшего правительственного учреждения по духовному ведомству. И в составе его членов по-прежнему преобладал элемент из малороссов, которых правительство более ценило, как людей по степени своего просвещения более способных к отправлению административных обязанностей и к пониманию правительственных распоряжений. Иоасаф Белгородский Одним из людей, сиянием своей чистой души освятившим эпоху Елизаветы и пользовавшимся личным почитанием Императрицы, был епископ Белгородский Иоасаф. Святитель Иоасаф происходил из известного малороссийского рода Горленко. Его прадед был выходцем из Заднепровья. Он бежал от гнета польской унии вместе с другими православными и прославился своею воинскою удалью. Мать Иоасафа происходила из фамилии Апостол, её отец был малороссийским гетманом. Иоасаф родился в праздник Рождества Богородицы, во время литургии – 8 сентября 1705 г., младенца назвали Иоакимом.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Sumaro...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 НОВГОРОДСКАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Новгородская духовная семинария Новгородская духовная семинария (недейств.) Была создана в 1740 году на базе духовного училища при архиерейском доме . Закрыта в 1918 году, и вскоре в ее стенах открылся сельскохозяйственный техникум, а затем педагогический институт, где велась активная борьба с " религиозными предрассудками " . Новгородская семинария была важнейшим центром духовного образования и просвещения северо-запада России в XVIII - начале XX вв. и одним из центров культурной жизни Великого Новгорода. Основой для открытия в Великом Новгороде духовной семинарии послужил указ императрицы Анны Иоанновны от 21 сентября 1738 г. Огромную роль в создании столь значительного духовного учебного заведения в Великом Новгороде сыграл архиепископ Амвросий (Юшкевич) , вступивший на новгородскую кафедру в 1740 году. Будучи просвещенным и образованным человеком, он ревностно принялся за дело устройства семинарии, которая была открыта 30 октября 1740 году в Антониевом монастыре . Первыми ее учениками стали 100 лучших учеников школы при архиерейском доме, которая еще некоторое время оставалась подготовительной для семинарии. Учителя были приглашены из Киевской духовной академии . Первоначально в семинарии было открыто только 4 класса: аналогии, инфимы, грамматики, синтаксимы. Но уже в 1741 году появляется класс пиитики (поэтический), а в 1742 году - риторики (ораторского искусства) и рисования. Принимали детей от 12 до 15 лет, обученных читать и писать. Поступление учеников осуществлялось в течение всего года. Основой семинарского воспитания являлась суровая дисциплина. За нарушение установленных правил подвергали жестоким наказаниям, вплоть до плетей и заковывания в кандалы. Грубость нравов в поведении семинаристов достаточно объяснялась общим духом времени.

http://drevo-info.ru/articles/471.html

Голиков в его «Деяниях» (II, 73) передает, что будто бы группа членов Синода в присутствии самого Петра на одном из заседаний подала прошение о назначении патриарха. По словам графа Бестужева, Петр, ударя себя в грудь, сказал: «вот вам патриарх», а по словам барона Черкасова, «обнажив свой кортик и ударя плашмя по столу, сказал с великим гневом: вот вам патриарх!» Реальность такой сцены (только не в Синоде) весьма вероятна. Голиков продолжает: «К сему прибавлю и я слышанное мною от одного почтеннейшего старца, что отмена патриарха была весьма многим и из светских крайне чувствительна, ибо они не инако, как с воздыханием о сем вспоминали, а в первые годы даже бунты и заговоры на сие начинали». В последующие царствования мы услышим еще ряд оппозиционных иерархических голосов. Открытое официальное заявление о благовременности уничтожения Синода вместе с отменой унизительной присяги для его членов сделали в 1742 г., при восшествии на престол Елизаветы, два члена Синода: известный митрополит Ростовский Арсений Мациевич и Новгородский архиепископ Амвросий Юшкевич. Трагическая судьба Арсения при Екатерине II надолго заставила иерархию прикусить языки по этому вопросу. И до XIX века открытой критики синодального строя в печатном виде нельзя было и ожидать.    Открытая, почти свободная критика синодального строя начинается в XIX веке. Карамзин в 1811 г. в его записке на Высочайшее Имя «О древней и новой России» формулирует вопрос так: «Церковь Российская искони имела главу сперва в митрополите, наконец в патриархе. Петр объявил себя главою церкви, уничтожив патриаршество, как опасное для самодержавия неограниченного… Со времен Петровых упало духовенство в России. Первосвятители наши были уже только угодниками царей, и на кафедре языком библейским произносили им слова похвальные. Для похвал мы имеем стихотворцев и придворных. Главная обязанность духовенства есть учить народ добродетели, а чтобы сии наставления были тем действительнее, надобно уважать оное. Если Государь председательствует там, где заседают главные сановники церкви; если он судит их, или награждает мирскими почестями и выгодами, то церковь подчиняется мирской власти и теряет свой характер священный, усердие к ней слабеет, а с ним вера.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

В числе достопамятных утварей, хранимых в монастыре, замечательны привезенные с Антонием из Рима: каменный шестиконечный крест, 5 мозаических икон, паникадило, колокол в 1 пуд 10 фунт., вылитый в 1084 году, две ризы, орарь и ветвь осоки, с коею он, по преданию, плыл по морю; сверх того, были привезены им два драгоценные сосуда, которые взяты царем Иоанном IV и теперь находятся в Московском Успенском соборе. В память обретения мощей св. Антония установлен, в конце XVI века, крестный ход в эту обитель из Софийского собора, совершаемый ежегодно в первую пятницу Петрова поста. При монастыре находится семинария, которой начало положил архиепископ Новгородский Иов, около 1720 года, а усовершенствовал оную архиепископ же Амвросий (Юшкевич); он здесь, в обители, и погребен. Семинария имеет богатую библиотеку, составленную из Богословских книг, принадлежавших знаменитому Феофану Прокоповичу , митрополиту Димитрию Сеченову и другим ученым архиереям. ВЯЖИЦКИЙ НИКОЛАЕВСКИЙ, муж. 2 класса, в 12 верстах от Новгорода, на урочище, называемом издревле Вяжище; находится под управлением архимандрита. Он основан в 1411 году иноками Игнатием, Евфросином, Галактионом и Пименом, которые построили здесь церкви деревянные, сперва Николая Чудотворца, а потом, 1419, св. Антония. Вскоре после того, св. Евфимий, Архиепископ Новгородский увеличил обитель, в которой ныне две церкви: 1) Соб. двухэтажная, где престолы: вверху Николая Чудотворца, а внизу Евфимия архиепископа; его мощи тут почивают под спудом. 2) Иоанна Богослова, трапезная. Оба эти храма построены каменные св. Евфимием: первый в 1437, а второй в 1439 годах. ТИХВИН-БОЛЬШОЙ-БОГОРОДИЦКИЙ, муж. 2 класса, в уездном городе Тихвине, на берегу реки того ж имени; состоит под управлением архимандрита. Основан на месте явления иконы Пресвятой Богородицы, известной ныне под названием Тихвинской, по повелению царя Иоанна Васильевича, новгородским архиепископом Пименом, в 1556 году. В смутное время, при самозванцах, монастырь этот претерпел нападение шведских войск и выдержал, в 1613, жестокую кровопролитную осаду: русские, под командою воевод, князя, Семена Васильевича Прозоровского и Леонтия Вельяминова, мужественно отразили врагов от стен обители и спасли ее от разорения. – Впоследствии Тихвин монастырь обогащен значительными вкладами недвижимых имений и другими приношениями от царей и вельмож; а щедротами императрицы Екатерины II и императоров Павла I и Александра Благословенного, доведен до нынешнего цветущего состояния, так, что внутренние и наружным благолепием может равняться с первейшими монастырями в России.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

В мае 1742 года князь Шаховской дал следующее предложение Святейшему Синоду: «Понеже Св. Правительствующий Синод довольно известен, какие в Российской Империи в подлых людях от незнания совершенно закону и правил истиннаго ко спасению пути, разные вредительные и душепагубные поступки происходят, что искоренить и таких заблужденных на истинный путь приводить прилежным по приличности каждаго дела священническим наставлением наиближайше способ есть. И хотя о том, блаженныя и вечнодостойныя памяти Император Петр Великий, имея отеческое попечение, как о том пространно значится в Духовном Регламенте и в Прибавлении к нему, определить соизволил, – но точию оныя душеполезныя для мирских людей наставления и поныне не сочинены. Того ради да соблаговолит Св. Правительствующий Синод, кому заблагоизобретет, приказать вышеупомянутыя книжицы без продолжения сочинить и по апробации повелено-б было довольное число напечатать и во все Российскаго Государства церкви и священнослужителей теми снабдить и наикрепчайше во все духовныя команды указами подтвердить, дабы того всегда наблюдали, чтоб при всех церквах оныя в надлежащем, по силе Духовнаго Регламента, употреблении были неотменно». Настойчивость ли князя Шаховского, состав ли Св. Синода того времени (известные ревностью просвещения и учёностью, – архиепископ Амвросий Юшкевич, епископы, – Стефан Калиновский, Симон Тихомиров, Митрофаний Слатвинский, Варлаам Скамницкий и Благовещенский протопоп Пётр) или просто благоприятно выбранный момент, – только на этот раз, дело пошло быстрее, т. е. по крайней мере не заглохло сразу, как это было при Петре I-м. Св. Синоду пришлось перебрать до 20 лиц лучших представителей тогдашнего духовенства и почти от всех встретить упорный отказ от сочинения душеполезных книг под теми или иными благовидными предлогами. Но обратимся к документальному изложению дела 4 . 30 июля 1742 года Св. Синод сделал такое распоряжение: «упоминаемые в Духовном Регламенте книги «о собственных всякаго чина должностях и собрание с разных святых учителей проповеди , как о главнейших догматах, так и наипаче о грехах и добродетелях, и собственно о должностях всякаго, с порядочным для лучшаго понятия объяснением по классам или по званиям, кои наипаче в котором звании грехов роды бывают, и какия казни за оное уже и в видимом веце по судьбам Божиим последовали, чему наипаче в будущем суде повинны», – поручить сочинением архимандритам Казанского Свияжскаго Богородичнаго монастыря Димитрию (Сеченову) и московского Саввинского монастыря Илариону (Григоровичу), «а наставление кающимся, болящим, умирающим и на смерть ведомым», – архимандриту Платону (Малиновскому)».

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Zdr...

Между тем в самый разгар его исповеднических страданий в 1736 г. умер его главный мучитель архиепископ Феофан. В предсмертные минуты он, вероятно, сознавая глубину своего нравственного падения, вздыхал: «О главо, главо! Разуму упившись, куда ся преклонишь?». В 1740 г., после смерти Анны, российский престол перешел к ее внучатому племяннику младенцу Иоанну Антоновичу. Правителем-регентом стал Бирон. В правящей клике начались раздоры. Генерал-фельдмаршал Миних арестовал Бирона. Регентшей стала мать императора Анна Леопольдовна. Мрачная эпоха оскорбительной для православного русского народа тирании иноземцев подходила к концу. Начались амнистии осужденных. Вскоре, в 1741 г., произошел новый переворот. Царственный младенец был объявлен утратившим престол и отправлен вместе со своими родителями в ссылку в Холмогоры. В 1756 г. Иоанн Антонович был взят под стражу и заключен в казематы Шлиссельбурга. Зачинщики заговора гвардейские офицеры возвели на престол дочь Петра Елизавету. 2. Взаимоотношения Церкви и государства и высшая церковная власть в 1741–1762 гг. Воцарение Елизаветы в русском народе было встречено с надеждами на перемены к лучшему. Православное духовенство переживало это событие как освобождение от кошмара бироновщины. Проповедники с церковных кафедр прославляли новую царицу как спасительницу России от иноземного ига, как новую Эсфирь и Иудифь. Ректор Московской академии архимандрит Кирилл (Флоринский), вспоминая о только что пережитом Россией ужасе, восклицал: «Доселе дремахом, а ныне увидехом, что Остерман и Миних с своим сонмищем влезли в Россию яко эмиссары дьявольские». А новгородский архиепископ Амвросий (Юшкевич) с кафедры провозглашал: «Преславная победительница избавила Россию от врагов внутренних и сокровенных. Такие-то все были враги наши, которые под видом будто верности Отечество наше разоряли, и смотри, какую дьявол дал им придумать хитрость! Во-первых, на благочестие и веру нашу православную наступали. Но таким образом, будто они не веру, но непотребное и весьма вредительное христианству суеверие искореняют. О, коль многое множество под таким притвором людей духовных, а наипаче ученых истребили, монахов расстригли и перемучили! Спросите, за что? Больше ответа не услышишь, кроме сего: суевер, ханжа, лицемер… под образом будто хранения чести и здравия и интереса государства, о коль бесчисленное множество, коль многие тысячи людей благочестивых, верных, добросовестных, невинных… в Тайную похищали, в смрадных узилищах и темницах заключали, гладом морили, пытали, мучили, кровь невинную проливали».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Еще прежде, будучи в Иностранной коллегии для слушания дел, императрица приказала, между прочим, хотя не теперь, но со временем приложить старание, чтоб в Вене находящимся там единоверным греческого исповедания людям позволено было иметь публичные церкви и при них колокола, взаимно, как в России такое позволение дается для римских церквей. Сенат хлопотал о дешевизне церковных книг, но в продаже все не было той книги, о скорейшем издании которой заботилась императрица по завещанию отца своего. Мы видели, что пересмотр библии замедлился в Синоде в 1744 году и старший член его, Амвросий Юшкевич, отказался от пересмотра. 8 ноября описываемого года Синод опять получил именной указ – библию, исправленную Феофилактом Лопатинским, непременно издать в этом году для народного употребления; если же члены св. Синода это исправление считают в чем-нибудь недостаточным или кто-нибудь из них в чем сомневается, то представили бы письменно свои мнения. 18 ноября члены Синода подписали определение, в котором о той библии «рассудили, что она без должного тех, кои ее исправляли, заручения находится чрез многопрошедшее время и сумнительно есть, нет ли в ней каковой попорчки, чего ради оную без оговорения печати предать опасно, и определили оную с печатною словенскою прочесть и исправить». Исправление было поручено архимандриту Илариону. Дело затянулось еще на несколько лет. Кроме издания библии Синод получил чрез своего обер-прокурора князя Шаховского еще повеление императрицы, чтоб проповедники, назначаемые в придворную церковь , говорили проповеди наизусть, а не по тетради. К описываемому времени относится первая мысль об иностранной цензуре, которую также должен был бы взять на себя Синод. 11 ноября при докладе канцлера Елисавета приказала: привозимые на кораблях и сухим путем книги отбирать и объявлять Синоду, нет ли в них противностей вере. И когда указ был написан и Елисавета выслушала его, то Бестужев представил, что такое распоряжение будет очень тяжело, так что никому нельзя будет достать из чужих краев никаких нужных для обучения и исторических книг, ибо когда все такие книги будут свидетельствовать, то для прочтения каждой потребуется немалое время, и, кому она будет надобна, тот дожидаться может. Пусть таким образом свидетельствуются только церковные книги, а прочие, исторические и другие, пусть свободно привозятся и в народе употребляются. Императрица оставила указ у себя для рассуждения с архиереем крутицким.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Крутицкую кафедру. После подтверждения указа Анны Леопольдовны императрицею Елизаветой из ссылки в 1742–1743 гг. были возвращены и другие осужденные  . Восшествие на престол императрицы Елизаветы (25 ноября 1741 г. — 25 декабря 1761 г.), дочери Петра I, было встречено ликованием народа и духовенства. Она была любезна, приветлива и чрезвычайно популярна в народе. Ее благочестие и любовь ко всему русскому были широко известны, и духовенство надеялось на реставрацию при ней старых допетровских порядков. Однако надежды эти, оживавшие и раньше — вскоре после смерти Петра I и особенно при Петре II, оказались по большей части тщетны. Императрица или, вернее, ее доверенные лица не могли решиться на реставрацию ни в государственной, ни в церковной политике. Церковная политика была продолжением петровской, и представленные императрице духовенством проекты контрреформ были отвергнуты. Но личное отношение императрицы к духовенству отличалось почтительностью, благодаря чему епископы пользовались в ее царствование большим уважением. Учрежденный ею придворный правительственный орган — Конференция Ее Величества (1756–1761) не вмешивался в церковные дела. Но, как и во времена Петра Великого, решение различных церковных вопросов брал на себя Сенат, который являлся решающей инстанцией во внутренних делах  . Елизавета Петровна была легкомысленна, жизнелюбива и не слишком образованна. Она была не склонна лично заниматься государственными делами и потому мало в них ориентировалась, легко поддаваясь влиянию своего окружения. Высшее церковное управление было предоставлено самому себе и из–за отсутствия сколько–нибудь заметной инициативы впало в своего рода летаргию. В епархиях ощутимо усилилось влияние епископов на подчиненное им духовенство, которое оставалось беззащитным перед лицом жесткого, а порой жестокого давления со стороны владык. Этот процесс шел параллельно с увеличением прав дворянского сословия, что было результатом значительного углубления крепостничества. Таким образом, Амвросий Юшкевич не ошибся, когда в одной из своих проповедей в честь вступления на престол Елизаветы, «русской Августы», провозгласил: «Небеса восторжествовали, и все святые запели радостную песнь». По едкому замечанию князя Щербатова, епископы оспаривали друг у друга пальму первенства в лести  .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

Поэтому мы видим на посту обер–прокурора того времени военных сравнительно низкого звания. Это были полковники и капитаны гвардии, которые лишь в крайне редких случаях осмеливались иметь собственное суждение и использовать те привилегии, которые предоставляла им инструкция. Первое десятилетие после смерти Петра Великого было временем внутренних беспорядков и дворцовых переворотов. Учрежденные Петром ведомства и разработанные для них законы и уставы редко действовали на практике. Стоит лишь вспомнить историю Правительствующего Сената, который Петром Великим был наделен чрезвычайно обширной властью, чтобы понять, насколько иллюзорными стали предоставленные некогда Петром полномочия. Сенат утрачивал все большую часть своей компетенции в пользу органов, возникавших при каждой смене правительства и исчезавших при следующей; например, при Екатерине I и Петре II — в пользу Верховного Тайного совета, который в своем составе частично пересекался с Сенатом, а при Анне Иоанновне — в пользу Кабинета министров, который был открыто поставлен над Сенатом. После первого обер–прокурора И. В. Болтина эту должность короткое время занимал гвардейский капитан А. И. Баскаков. Затем, до восшествия на престол императрицы Елизаветы, т. е. в течение 11 лет, обер–прокурора при Святейшем Синоде вообще не было  . В регентство Анны Леопольдовны на должность обер–прокурора 31 октября 1741 г. был назначен Н. С. Кречетников, который, впрочем, так и не приступил к исполнению своих обязанностей  . Императрица Елизавета, желавшая править по заветам своего отца, назначила на пост обер–прокурора князя Я. П. Шаховского (31 декабря 1741 г. — 29 марта 1753 г.), от которого потребовалась немалая твердость, поскольку он обнаружил в делах Святейшего Синода страшный беспорядок. Однако из–за несогласий с «синодальными персонами» он был смещен; императрица Елизавета оказалась на стороне его обвинителей — правда, более по причинам личного характера, нежели по принципиальным. Один из членов Святейшего Синода, Новгородский архиепископ Амвросий Юшкевич (1734–1745), до самой своей смерти 17 мая 1745 г.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

Так он не пишет в начале указов имени Государя, ставя себя впереди, как заменяющего патриарха: «Святейший Синод приговорили» 128 ... Затем, – суд духовный совершался медленно, и вот свет­ская власть побуждает его решать дела скорее, «без волокиты»; но Синод, ревниво относясь к своим правам, усматривал себе «обиду» и «умаление своей чести» в по­добных побуждениях со стороны светской власти 129 . Много и других подобных же протестов против установившегося режима обнаруживала духовная власть Петровского времени. Правда, эти протесты были уж чересчур слабы; но могли ли они быть сильнее под железной рукою Петра? Что же касается народа, то в его глазах высшею цер­ковною властью всегда были святители церкви. Лишь зару­чившись их согласием, хотя бы только видимым, мог Петр надеяться сообщить авторитетность в глазах на­рода новому церковно-правительственному учреждению. И во все последующее время для народа истинной церковной властью оставался собор иерархов, а не повелевавший по­следним Государь; и если бы Государь задумал без Си­нода издать какое-либо распоряжение по делам веры или церковной жизни, оно непременно вызвало бы народныя вол­нения. В этом сознается и Регламент. В 7 пункте I его части говорится, что простые люди «не так на самодержца своего, яко на верховного пастыря в коем-либо деле смотрят» 130 . Это непризнание церковью верховной власти над собою Государя и не позволяет называть ее управле­ние цезарепапистическим. Светская власть провозгласила принцип своего верховенства над церковью и фактически захватила в свои руки ее высшее управление; но церковь не признала и не одобрила своим согласием ни этого принципа, ни фактического захвата. Следовательно, на свое теперешнее состояние она может смотреть, только как на временное. Б. Представителями русской иерархии, этими истинными хра­нителями канонической идеи, ненормальность созданного Петром порядка вещей была всегда сознаваема, – даже в самые тяжкие времена церковной жизни. Едва только ми­новал террор бироновщины и немецкого владычества в 18 столетии, и императрица Елизавета вступила на престол, как два члена Синода, – Амвросий Юшкевич и Арсений Мациевич, – подали Государыне доклад, в котором, ука­зывая на патриаршество, как на идеальную форму церковного управления, и не дерзая мечтать о его восстановлении, под гнетом свежих еще воспоминаний о тяжелом раб­стве, хлопотали об устранении от Синода орудий этого рабства и о пресечении способов к порабощению, почему и просили Государыню упразднить должности светских чиновников в Синоде.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010