Ипатий Поцей 1593–1595 Иосиф, князь Курцевич 1621–1625 Епископы Волынские и Житомирские (в Остроге): Варлаам Шищацкий 1799–1805 Даниил Натток-Михайловский Мирдамский 1806–1813 Стефан Романовский 1813–1828 Амфросий Морев 1828–1832 Иннокентий Сельнокринов-Коровин 1832–1840 с 1833 архиепископ В Житомире: Никанор Клементьевский 1840–1843 с 1843 по 1860 епархией управляли архиепископы Варшавские Антоний Павлинский 1860–1866 с 1862 архиепископ Агафангел Соловьев 1866–1876 с 1868 архиепископ Димитрий Муретов , архиеп. 1876–1882 Тихон Покровский, архиеп. 1882–1885 Палладий Ганкевич, архиеп. 1885–1889 Модест Стрельбицкий 1889 с 1892 архиепископ Владимиро-Волынское викариатство Учреждено в 1891. Епископы (в Житомире): Паисий Виноградов 1891 с 28 июня 1894 года первый викарий Волынской епархии Вологодская. 22 Кафедра в Вологде. 23 Епископы Вологодские и Великопермские. Иоасаф I 1558–1570 Макарий 1571–1575 Варлаам I 1576–1584 Антоний, святой 1585–1587 Архиепископы Вологодские и Великопермские: Иона Думин 1588–1603 Иоасаф II 1603–1609 Сильверст, управ. еп. 1611–1613 Нектарий 1613–1616 Макарий 1617–1619 Корнилий 1620–1625 Нектарий, вторично 1625–1626 Варлаам II 1626–1645 Маркелл 1645–1663 Архиепископы Вологодские и Белозерские: 24 Симон 1664–1684 Гавриил Кичигин 1684–1707 Иосиф 1708–1716 Епископы Вологодские и Белозерские: Павел Васильев 1716–1725 Афанасий Науссиус Кондоиди 1726–1735 Амвросий Юшкевич 1736–1740 Пимен Савелов 1740–1753 Серапион Лятошевич 1753–1761 Иосиф Золотов 1761–1774 Ириней Братановский 1775–1796 Епископы Вологодские и Великоустюжские: Арсений Тодорский 1796–1802 Антоний Знаменский 1802–1803 Феофилакт Слонецкий 1803–1808 Евгений Болоховитинов 1808–1813 Онисифор Боровик 1814–1827 Моисей Богданов-Платонов (Антипов) 1827–1828 Стефан Романовский 1828–1841 Иннокентий Борисов 1841–1842 Иринарх Попов 1842–1844 Евлампий Пятницкий 1844–1852 Феогност Лебедев 1852–1856 Христофор Еммауский 1856–1866 Павел Доброхотов 1866–1869 Палладий Раев 1869–1873 Феодосий Шаповаленко 1873–1883

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Последовало приказание хотя не теперь, но современем приложить старание, чтоб в Вене находящимся единоверным греческого исповедания людям позволено было иметь публичные церкви и при них колокола, взаимно как в России такое дозволение дается для римских церквей (Журн. Сената 10 июля 1745 г.). Снод имел право непосредственного доклада императрице. Часто она давала распоряжения Сноду через своего духовника прот. Феодора Дубянского, малоросса. Он имел в церковных делах большое влияние, действуя на пользу Церкви. Другом духовенства был и граф Алексей Григорьевич Разумовский, уроженец Черниговской губ., в прошлом певчий. Карташев пишет: «По словам А. Васильчикова, Разумовский «призренный в младенчестве духовенством, возросший под его крылом, смотрел на служителей церкви с чувствами самой искренней и глубокой благодарности и был предан им всем своим честным и любящим сердцем». После тайного регулярного браковенчания с Елизаветой влияние его сделалось вполне объяснимым: «все его почитали и с ним обращались как с супругом императрицы». Разумовский не любил вмешиваться в государственные дела, но, говорит биограф Разумовского, «было два вопроса, которые его задевали за живое. Для них он забывал и природную лень и отвращение от дел и смело выступал вперед, не опасаясь докучать государыне. На первом месте стоял для него вопрос жизни церкви и государства». Началось возвращение из заточений и ссылок всех пострадавших во времена Феофана Прокоповича и Остермана. До этого времени дожили иерархи Лев (Юрлов) и Игнатий (Смола), умерший через месяц после воцарения Елисаветы, а также Маркелл Родышевский. В 1742 г. императрица издала важный указ, которым первоначальный суд над духовными лицами предоставлен Сноду и по политическим оговорам. Сам Снод, который вместе с Сенатом, находился в последния царствования в подчинении сначала Верховному Совету, а потом Кабинету министров, был восстановлен в своем прежнем достоинстве высшего административного места, с титулом «правительствующего». Ободренные благочестием государыни, члены Снода архиепископ Амвросий (Юшкевич) новгородский и Арсений (Мациевич), митрополит ростовский, один из деятельнейших иерархов того времени, оба малороссы, подали доклад, в котором писали, что если императрице не угодно будет восстановить патриаршество, то пусть она, по крайней мере, дала бы Сноду президента и чтобы Снод, как церковно-правительственный, состоял из одних архиереев.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Факультет открыт не был. Посланные заграницу распределены были потом по разным местам, но несколько человек попало и в учители духовных школ. Некоторые архиереи для приготовления учителей посылали лучших своих семинаристов слушать лекции в Московском университете и в филологической семинарии «Дружеского Ученого Общества». Здесь слушали лекции будущие митрополиты Серафим (Глаголевский) и Евгений (Болховитинов) . С 1788 г. митр. Гавриил в Александро- Невской семинарии устроил нечто вроде учительской семинарии для приготовления способных наставников для семинарий. Число и достоинство учителей для духовных школ значительно поднялось. При том учителями явились свежия силы из великороссов, внесших в преподавание дисциплину и новый дух. Господство схоластики и латыни было поколеблено. Стало распространяться изучение греческого и новых языков, особенно францусского. Постепенно вводилось изучение географии, истории, физики и отчасти математики. Богословие и философия преподавались во всех семинариях, и учеников знакомили не только с схоластическими системами, но и с новой немецкой философией. На формальное развитие и знание латыни, впрочем, все еще обращали внимание. В 1797 г. Александро-Невская и Казанская семинарии были возведены на степень Академий. По настоянию митр. Платона не прошел, поднятый в 1800 г., вопрос о преподавании главных предметов на русском языке. От прежней суровой и огрубляющей системы семинарского воспитания оставались еще ясные следы повсюду, но ее все больше осуждали. В семинарской инструкции митр. Платона говорилось о «вперении» в учениках «благородного честолюбия», о возвышении эстетического образования, об ослаблении влечения к пьянству и проч. Архиеп. Филарет называет архипастырей, известных ревностью к учреждению духовных учебных заведений: Рафаил (Заборовский) – во Пскове и Киеве, Епифаний – в. Харькове, Феофилакт (Лопатинский) – в Твери, Питирим – в Нижнем-Новгороде, Феофилакт и Свят. Тихон – в Воронеже, Амвросий (Юшкевич) – в Новгороде, Иларион (Рогалевский), Лука (Конашевич) и Вениамин (Пуцек-Григорович) – в Казани, Сильвестр (Кулябка) – в Костроме, Арсений (Мацеевич) – в Ярославле, Георгий (Конисский) – в Могилеве, митр.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

«Когда бывало дома есть нечего, говорил он, я ходил на целый день боронить землю у какого-либо богатого мужика, чтобы он только накормил меня хлебом». Так шло воспитание Тимофея до четырнадцатилетнего возраста. Указ императрицы Анны Иоанновны, предписывавший записывать не учившихся детей духовного звания в военную службу, имел большое влияние на участь Тихона. Желая избавить своего сына от военной службы, мать повезла его в Новгород в славянскую школу при архиерейском доме. Туда на последние свои деньги старались пристроить детей своих убогие церковно-служители; но мать Тимофея, по чрезвычайной скудости от бывшего неурожая, не нашла у себя средств, чтобы содержать своего сына в училище. Она надеялась, что ее сына примут на казенное содержание, но надежды ее едва не остались тщетными. Тимофей уже был назначен к исключению из духовного звания для определения в военное училище, когда опять над ним сжалился старший брат, служивший причетником при одной из новгородских церквей. He смотря на скудость своих средств, он решился взять брата на свое содержание и упросил начальство определить его в духовное училище. Но обучаясь там, мальчик занимался и дома, под надзором брата, чтением полезных книг; в свободные же часы сам добывал себе пропитание, нанимаясь у огородников копать гряды. До 1000 учеников, сбежавшихся от страха попасть в военную службу, при двух только учителях с несколькими помощниками, препятствовали успеху занятий. Но когда в 1740 году переведен был из Вологды епископ Амвросий Юшкевич, то новгородское училище получило лучшее устройство. Ревностный пастырь преобразовал училище в семинарию, поместил ее в Антониевом монастыре и вызвал из Киева ученого иеромонаха Иннокентия, которому и поручил семинарию. Из 1000 человек учеников прежнего училища было выбрано лишь 200 самых лучших, которые и помещены в семинарию на казенный счет. В числе этих избранных попал и Тимофей, прозванный Соколовым. Он мог наконец с успехом продолжать свое образование, но и тут одолевала его нищета.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

2. В приделе Богословском почивают под спудом мощи свв. пяти братий: Никиты, Кирилла, Никифора, Климента и Исаакия Сокольницких чудотворцев, почитаемых, по преданию народному, в 1162 году, перенесены сюда в XVIII веке из бывшего Сокольницкого девичьего монастыря, опустошенного пожаром. Подле сей раки в южной стене храма вделан камень с след, высеченною надписью: «зде положенные святые пяти братий мощи, принесены на сие святое место по случаю обращенного в пепел пожаром Соколницкого девича монастыря, при благочестивой державе Великой Государыни Императрицы Екатерины второй, при преосвященном архиепископе новгородском и с.-петербургском Гаврииле и при архимандрите сего монастыря Феофиле, в лето от Р. X. 1775 месяца июля в 9 день». Житие братьев Алфановых в рукописи находится в монастырской библиотеке; а память их празднуется местно 4 мая. В летописцах новгородских, между святыми новгородскими, упоминается еще пр. Анания иконописец Антония Римлянина монастыря, скончавшийся 1321 года 17 июля; но о месте погребения его сведений никаких не имеется. 3. Из числа надгробных надписей в стенах на паперти соборной церкви более древние следующие: а.) «Лета 7777 (1609) года октября в 74 день на память священномученика Назария, Гервасия, Протасиф и Кельсия убиен бысть раб Божий Михаило Игнатьевич Татищев». 6. «Лета 7120 (1612) году апреля в 23 день на память святого великомученика Георгия Победоносца преставися раб Божий князь Василий Иванович Одоевской». в.) «Лета 7124 (1616) году апреля в 21 день на память св. священномученика Ианнуария иже с ним преставися раб Божий благоверный князь Иван Иванович Одоевской Большой». г.) «1700 году ноября в 19 день на память святого пророка Авдия убиен на бою раб Божий на службе великого Государя под городом Ругодевым стольник Иоанн Самойлович Салтыков и погребен на сем месте». д.) В соборной паперти погребены также: архиепископ Амвросий Юшкевич, скончавшийся 17 мая 1745 года, Варлаам, архиепископ крутицкий (1583+), Иоиль (1714) 1126 , коадъютор митрополии новгородской, стольник Иван Иванович Стрешнев, также Чеглоковы, Олсуфьевы, Толбугины, Матусовы, Княжнины, Змиевы и из других дворянских фамилий 1127 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Со всех сторон, из всех мест, потребованы были, с угрозою, счеты взяткам: кто, когда, сколько и за что дал ему деньгами и вещами – все вывели наружу. Дудин в ином запирался, а во многом прямо сознавался. «Я не просил, давали в почет, я и брал». По делу однакож оказалось, что не все давали добровольно, многие уступали настойчивому требованию. В 1738 году 4 декабря состоялся в Кабинете указ, решивший судьбу Дудина. «За показанныя вины его 546 учинить ему политическую смерть, бить публично кнутом нещадно и послать его в вечную ссылку в Сибирь за надлежащим караулом. Вотчину его в Московском уезде, село Аристово, отдать в ведомство Коллегии экономии, а дворы, продав настоящею ценою, заплатить из нея долги, кому чем он должен был». Жена его скончалась во время процесса. Сыновья отданы на воспитание в Невскую семинарию; но остались еще двй дочери в совершенном возрасте. 3. Освобождение Феофилакта, Льва, Игнатия, Маевского, Решилова, Яковлева и других лиц В 1740 году скончалась Императрица Анна. Государем провозглашен был племянник её – младенец Иоанн – под попечительством родительницы, Анны Леопольдовны. Одним из славных дел правительницы была амнистия невинно ссыльных в прошлое царствование. 13-го ноября 1740 года обнародован высочайший указ: «как для поминовения ея императорскаго величества, так и для многолетняго его императорскаго величества здравия и благополучнаго государствования, всем духовным, военным, статским и другим чинам, которые за неисправление должностей своих и за непорядочные поступки в противность высочайшим указам и за другия вины (кроме важнейших по первым двум пунктам, и воров и разбойников, и смертоубийц и похитителей многой казны государственной) осуждены на смерть или в каторжную работу, или куда в ссылку, или кому какое градское наказание учинить и чинов лишить повелено – оным всем такия учиненныя ими вины всемилостивейше прощены, и от наказания ссылки и штрафов освободить повелено». Св. Синод, в котором первым членом по смерти Феофана, был вологодский епископ Амвросий Юшкевич, 547 вспомнил о своих страдальцах.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

545 В конце 1731 года Дудин предлагал словесно св. Синоду, что после бывшего казанскаго архиепископа Сильвестра остались две лошади, которые уже и в летах немалых: чтоб повелно было дать ему тех лошадей для съезду до С.-Петербурга. Синод дозволил. По приещде в С.-Петербург, Дудин докладывал снова: «куда тех лошадей употребить». Феофан дозволил держать у себя до указу, но указа не последовало. 546 В экстракте Тайной канцелярии перечислены следующие вины Дудина: 1) дело о Филиппове; 2) самовольная отписка некоторых монастырей из епарххального в синодальное ведомство, или в ставропигии, и отказ дать объяснение в этом по требованию Синода; 3) проделка по делу Никифорова; 4) извещение двух архимандритов, чтоб заранее убавляли монастырского хлеба, избытками которого предполагалось снабдить крестьян на прокормление и на посев в неурожайном 1734 году; 6) сокрытие доноса члена коллегии экономии Топильского на секретаря Щепина; 6) протест на нижегородского епископа Питирима (нашелся в бумагах Дудина); 8) приказ производить родственнику своему, секретарю московской синодальной канцелярии, Протопопову жалованье, равное с синодальными секретарями не по штату; 9) содержавшегося в железах в синодальном аресте борисоглебского архимандрита Пафнутия за взятки освободил из желез, а потом, за взятки ж, произвел в волоколамский возмицкий монастырь в архимандриты; 9) брал взятки деньгами и вещами с разных лиц духовных и светских, до которых в Синоде касались дела: объявленных взяток деньгами сосчитано с лишком 7000 руб. 547 Амвросий Юшкевич, «за утеснение от Польши» взят в 1734 году, по высочайшему повелению, из выленскаго святодухова монастыря в С.-Петербург и посвящен в симонов монастырь в архимандриты; из Симонова переведен в Ипатский и назначен синодальным членом; в 1735 году сентября 17 посвящен в епископы в Вологду; в 1740 году переведен в Новгород. 548 «Доселе дремахом – говорил один проповедник – а ныне увидехом, что Остерман и Миних с своим сонмищем влезли в Россию, яко эмиссарии диавльские, имже, попустившу Богу, богатства, слава и честь желанная приключишася: сия бо им обетова сатана, да под видом министерства и вернаго услужения государству российскому, еже первейшее и дражайшее всего в России, правоверие и благочестие неточно превратят, но и до корня истребят»...

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

патриарх Московский и всея Руси Макарий, митрополит рукоположен с 08.08.1652 14.11.1663 Питирим, митрополит бывший митрополит Сарский и Подонский (Крутицкий) с 06.08.1664 по 07.07.1672 патриарх Московский и всея Руси Иоаким (Савелов), митрополит рукоположен с 22.12.1672 по 26.07.1674 патриарх Московский и всея Руси Корнилий, митрополит бывший митрополит Казанский и Свияжский с 06.08.1674 по 03.03.1695 на покое в Зеленецком монастыре; 26.02.1698 Евфимий (Рылков), митрополит бывший митрополит Сарский и Полонский (Крутицкий) с 14.04.1695 06.12.1696 Иов, митрополит рукоположен с 06.06.1697 03.02.1716 Аарон (Еропкин), епископ Корельский, викарий Новгородской епархии временно управлял с 03.02.1716 по 1721 возвратился на свою кафедру Феодосии (Яновский), архиепископ рукоположен с 1721 по 27.04.1725 арестован, лишён сана и сослан в Николо-Корельский монастырь; 05.02.1726 бывший архиепископ Псковский, Изборский и Нарвский с 25.06.1725 08.09.1736 Амвросий (Юшкевич), епископ бывший епископ Вологодский и Белозерский с 29.05.1740 архиепископ с 03.08.1740 17.05.1745 Стефан (Калиновский), архиепископ бывший епископ Псковский, Изборский и Нарвский с 18.08.1745 16.09.1753 Димитрий (Сеченов), архиепископ бывший епископ Рязанский и Муромский с 22.10.1757 митрополит с 08.10.1762 14.12.1767 Период межархиерейства с 1767 по 1774 годы. С 1 января 1775 года Новгородская епархия, не сливаясь с Санкт-Петербургской, находилась под управлением Санкт-Петербургских митрополитов. Новгородская и Санкт-Петербургская С 1 января 1775 года Имена Сведения Гавриил (Петров-Шапошников), митрополит бывший митрополит Санкт-Петербургский и Новгородский с 01.01.1775 по 16.10.1799 митрополит Новгородский и Олонецкий Новгородская и Олонецкая С 16 октября 1799 года Имена Сведения Гавриил (Петров-Шапошников), митрополит бывший митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский с 16.10.1799 по 19.12.1800 на покое; 26.01.1801 бывший архиепископ Санкт-Петербургский с 26.03.1818 21.05.1818 25 июня 1818 года Новгородская епархия была присоединена к Санкт-Петербургской.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

− Посмотрите на экспозиции в музее города, который расположен в игуменском корпусе! В выставочном зале, действительно, находилась больших размеров фотография. На ней запечатлелась картина июньского дня 1894 года. Весь состав училища вышел на ближайшую монастырскую лужайку. Расположились на фоне алтарной стены церкви во имя преп. Кирилла Белозерского. В центре усадили архиепископа Новгородского Феогноста (Лебедева). По обе стороны от него одетые в форменные мундиры преподаватели училища. Множество учеников встало вокруг. Петр Белоликов легко узнается в верхнем ряду чуть правее от центра. Пониже − братья Коля и Алёша. С этой редкой находкой глава о Кирилловском духовном училище, кажется, получила завершение. Семинария Год поступления в Новгородскую духовную семинарию был для Новгородской губернии тревожным. В 1894 году сюда пришла эпидемия холеры. По этой причине начало занятий отложили на две недели. В Новгороде холеру ждали осенью, но эпидемия ушла, не затронув города. С великим облегчением архиепископ Новгородский Феогност и новгородское духовенство совершили 20 ноября 1894 года в Софийском соборе благодарственный молебен. «Место изрядное, угодное и весёлое как ситуацией, так и близостью к Новгороду, над рекою Волхвом лежащее, весьма к устроению академии по обстоятельствам и угодиям приличное», − писал архиепископ Амвросий (Юшкевич), стараниями которого семинария была открыта 30 октября 1740 года на территории новгородского Антониева монастыря. К её юбилею, в 1890 году, рядом с монастырским собором был построен новый трёхэтажный корпус: высокий, со светлыми помещениями, вместительным актовым залом, имевшим превосходную акустику. Окна классов выходили на реку Волхов. У нового корпуса был один недостаток − отсутствие домовой семинарской церкви. В распоряжении семинарии по-прежнему оставался небольшой Сретенский храм с далеко не новгородским иконостасом, расписанным в 1803 году в итальянском стиле. На богослужениях было крайне тесно, церковь не вмещала и половины семинаристов.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Beloliko...

Но если биографические сведения об Арсении, дошедшие до нас, и не настолько подробны, насколько это было бы желательно, за то не много можно найти в нашей истории личностей, нравственная физиономия которых и характер их стремлений были бы до такой степени ясны и определенны, а вместе с тем, с точки зрения беспристрастной объективной истории, столь почтенны, как нравственная физиономия и характер стремлений Арсения Мациевича. В самом деле, в ту злополучную и позорную для русского государства эпоху его истории, когда господствующее в государстве вероисповедание русского народа было преследуемо и гонимо, Арсений является энергическим и замечательно компетентным борцом за дело православия, об руку с приснопамятным исповедником православия Феофилактом Лопатинским. Литературная деятельность его открывается блестящей апологией «Камня Веры» против пасквиля лютеранского на этот труд Стефана Яворского 160 . Далее следует весьма тяжеловесный, по справедливости столь высоко ценимый в нашей противораскольнической литературе, полемический труд его: «Дополненное обличение ответов выгорецких пустосвятов, данных иеромонаху Неофиту» 161 . Затем заслуживает внимания ряд докладов, подробно и с замечательной ученостью мотивированных: о лучшем устройстве синодального управления церкви (доклад этот составлен и подан императрице Елисавете Арсением вместе с Амвросием Юшкевичем), о форме присяги для духовенства и архиереев, доклады Св. Синоду по поводу проекта отобрания монастырских и церковных имений в казну; – для того времени это целая духовно-юридическая литература. Затем, в патриотическое царствование императрицы Елисаветы, Арсений занимает одно из видных мест в той блестящей плеяде проповедников-публицистов, к числу которых принадлежат Амвросий Юшкевич, Кирилл Флоринский, архимандрит Владимир Каллиграф и сам Дмитрий Сеченов. Наконец, по удалении в Ростов, он занимается неустанно проповедованием слова Божия своей пастве, организацией духовного образования в епархии, полемикой с расколом. Двенадцать толстых рукописных томов 162 его проповедей и заметок разного содержания представляют весьма красноречивое свидетельство о весьма почтенных его трудах и на этом поприще. Это ли «недостаток высоких духовных стремлений св. Димитрия», в котором обвиняет Арсения г. Соловьев?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010