А вскоре после поступления в училище Тимофей лишился матери, скончавшейся в Новгороде. О дальнейших отношениях его с братьями в жизнеописаниях не говорится. Безусловно, он посещал их, но это было очень редко. Все свое время юноша проводил в стенах училища, а позже семинарии.    В 1740 г. в Новгород епархиальным архиереем был назначен Вологодский епископ Амвросий (Юшкевич). Заботясь о духовном просвещении, он вызвал из Киева ученого монаха Иннокентия Мигалевича и поручил ему устроить семинарию в Новгороде. В тот же год училище было преобразовано в семинарию, которая была переведена из архиерейского дома в монастырь святого Антония Римлянина. Для обучения в семинарии из большого числа учеников училища были выбраны только лучшие, причем 200 человек, среди них и Тимофей Савельев, были определены на казенное содержание. В материальном отношении Тимофею стало легче. Об одежде, обуви, пище он теперь не беспокоился, однако этого было недостаточно для удовлетворения его потребностей. Так, например, ему приходилось продавать половину своего хлеба и на вырученные деньги покупать свечи, чтобы прочитать полезную книгу, которая привлекала его внимание и которую не удавалось прочитать днем, в часы классных занятий. Об этом вспоминает и сам святитель: “В семинарии… я начал продолжать учение на казенном коште и терпел великую нужду, по недостатку потребного к содержанию себя; и так бывало, когда получу казенный хлеб, то из онаго половину оставлю для продовольствия себе, а другую половину продам: куплю свечу, с нею сяду за печку и читаю книжку”. Этот пример ярко показывает прилежание и любознательность юного семинариста, жертвующего ради знаний телесным довольством.    Во время учения в семинарии Тимофей резко отличался от своих товарищей строго благочестивым настроением души: он был внутренне сосредоточенным, молитвенно настроенным, благоговейным ко всему святому. Нельзя сказать, что Тимофей Савельев был единственным человеком такого склада, но, возможно, не было случая, чтобы родственные души сблизились, и мальчик оказался в одиночестве, хотя впоследствии у него и появился друг в лице Стефана Лаговского. Одиночество, в свою очередь, сохранило его от дурных примеров; сохранило те замечательные черты характера, которые он приобрел в семье. Именно одиночество оказалось той благодатной почвой, на которой укрепился его внутренний подвиг, а вся его жизнь стала непрерывным предстоянием Богу.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Вызваны были иеромонахи Варлаам Лящевский и Гедеон Сломинский, которым и суждено было закончить многолетнюю и сложную работу – Блонницкий работал с ними только до 1748 г. В общем плане они ближе всех прежних комиссий сошлись с первой комиссией Феофилакта – стараясь держаться ближе к старому славянскому тексту, они принимали в расчет, кроме текста LXX, и другие тексты греческие, латинский и еврейский, по которым составлен старый славянский перевод, вновь перевели с греческого книги Товита и Иудифь, 3 Ездры исправили по Вульгате, сделали много новых исправлений, перечислили все исправления в особой рукописи и отчасти в предисловии к Библии с историей всего исправления и снабдили свой труд краткими изложениями содержания каждой библейской книги. Наконец, в 1751 г. новая Библия была напечатана по одному только исправленному тексту и пущена в продажу по 5 р. Нужда в ней так была велика, что за первым изданием скоро понадобились другие (1756,1757,1759 гг.). Известнейшие представители богословской науки и проповедничества во 2-й половине XVIII в. Со времени имп. Елизаветы началось быстрое оживление духовной литературы, при имп. Анне совсем подавленной. Оживилось проповедное слово, разразившееся обличениями прошедшему тяжелому времени и восхвалявшее Елизавету. Лучшими ораторами этого времени были Амвросий Юшкевич, Димитрий Сеченов, Гедеон Криновский , ректор Троицкой семинарии Кирилл Флоринский, Стефан Калиновский, Симон Тодорский и другие. В Московской академии между тем на смену прежних ученых из малороссов готовилось выступить на поприще церковной науки и проповеди новое поколение ученых великороссов. В 1750 х гг. в академии впервые раздалось и тогда уже увлекательное слово молодого учителя Петра Девшина, после митрополита Платона, который был тогда назначен своим академическим начальством говорить публичные катехизические поучения. Как при Петре в начале истории духовного просвещения мы встречаем имя св. Димитрия, так при Екатерине во главе церковных учителей стоит имя другого святого отца Русской церкви, святителя Тихона (Соколова, 1724–1783), епископа Воронежского.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

Схоластическая теория церковного красноречия еще ясно напоминает о себе некоторыми частными чертами (напр., толкование имени) в словах Юшкевича и Флоринского, безразборчивое употребление иностранных слов вместо русских или церковно славянски (напр., Сеченов называет Иоанна Дамаскина «философии и богословии прехрабрым кавалером, монашеских ликов генералом»), но уже чувствуется другой дух в проповеди; она становится ближе к действительной жизни и имеет целию исправить религиозно-нравственное состояние русского народа. I. Амвросий Юшкевич, архиепископ Новгородский и С.-Петербургский (1745 г.) Амвросий был воспитанником и наставником киевской академии, с 1736 г. епископ вологодский, а с 1740 г. архиепископ новгородский. Он был известен как пастырь просвещенный, открывший семинарию в Новгороде и отечески наблюдавший за нею — как приверженец единоличного, патриаршего управления церковию и, наконец, как проповедник. Из церковных слов его особенно замечательно сказанное в день рождения Елисаветы Петровны, 18 декабря 1741 г., в котором проповедник проводит ту мысль, что Бог еще в рождении Елисаветы определил ей державу российского престола. Развивая свою мысль, он говорит о делах Петра и Екатерины, о притеснениях, испытанных Елисаветою по смерти родителей, наконец — о восшествии на престол и освобождении России от жестоких внутренних врагов. Между прочим, как на доказательство своей мысли, он указывает на то, что в день рождения Елисаветы церковь празднует память св. мученика Севастиана, а это греческое имя толкуется на нашем языке — достоин чести. Из других его слов известны в печати; на бракосочетание принцессы Анны с герцогом Антонох Ульрихом, на вшествие в Москву Елисаветы, в день арх. Михаила, в день благодарения за мир с Швейцариею и на восшествие на престол Елисаветы, 1743 г. В них проповедник говорит смело и резко против немцев лютеран, которые весь вообще духовный чин равно с простым народом вменяли, ни единого в нем посвящения и характеру пастырского не признавали и для того сами собой пастырей и священников назначали, без суда правильного предающе их на узы и темницы, на безвестные ссылки… Бросились было и на убожество монашеское, — одних бесчеловечно мучили, других расстригали и в солдаты отдавали, третьих — на край света посылали, а новых на их места принимать и постригать накрепко запрещали».

http://azbyka.ru/propovedi/istorija-russ...

В 1776 году особая комиссия в составе владык: Иннокентия (Нечаева), Гавриила (Петрова), иеромонаха Платона (Левшина) выработала проект преобразования духовных школ. Их предполагалось разделить на высшие, средние и низшие и ввести в них новые предметы и методы педагогики. Проект не был осуществлен. В 1788 году митроп. Гавриил в Александро-Невской семинарии устроил нечто вроде учительской семинарии для приготовления наставников для семинарий. Появились свежие силы из великороссов, господство схоластики и латыни было поколеблено. Богословие и философия начали преподаваться во всех семинариях. В 1797 году Александро-Невская и Казанская семинарии были возведены в ранг Академий. В 1800 году митроп. Платон предложил преподавать в духовных школах на русском языке, но его предложение не прошло. Ревностью к учреждению и благоустроению духовных школ отличались: Рафаил (Зборовский) – в Пскове и Киеве, Епифаний – В Харькове, Феофилакт (Лопатинский) – в Твери, Питирим – в Нижнем Новгороде, Феофилакт и святитель Тихон – в Воронеже, Амвросий (Юшкевич) – в Новгороде, Иларион (Рогалевский), Лука (Конашевич) и Вениамин (Пуцек-Григорович) – в Казани, Сильвестр (Кулебяка) – в Костроме, Арсений (Мациевич) – в Ярославле, Георгий (Конисский) – в Могилеве, митроп. Амвросий (Подобедов) – в Казани, Новгороде и Петербурге, митроп. Платон – в Твери и Москве, митроп. Антоний – в Тобольске. В 1764 году впервые были определены штаты для духовных школ и постоянные штатные оклады. Даже при их малом размере, они все-таки стали подспорьем. На все школы с 6.000 учениками было отпущено 38.000 рублей. В 1784 году эта сумма возросла до 77.400 рублей. В царствование Павла I она выражалась цифрой 182.000 рублей. Правительство распорядилось открыть две новые Академии – в Петербурге и Казани – и 8 новых семинарий. На низшие школы оклады не были назначены и они содержались на остатки от небогатых семинарских окладов. Не существовало и общего управления духовными школами. Они оставались только епархиальными учреждениями, не имея связи между собой. Не было и общих курсов, уставов, все зависело от вкусов и воли отдельных архиереев.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В самом Петербурге, персонал ученых людей и проповедников был, по числу, ограничен. Кто говаривал тогда проповеди? В торжественных случаях, их произносили ученые епископы из членов или присутствующих в св. Синоде. Так мы знаем из предыдущего, что, по случаю освящения Рождество-богородицкого собора, «слово» говорил, в присутствии императрицы Анны Иоанновны, преосвященный Амвросий (Юшкевич), тогда епископ Вологодский. После 1736 года, в Невском монастыре говаривали проповеди два иеромонаха, из учителей Александроневской семинарии: Гавриил Кременецкий и Амвросий Зертис-Каменский. Когда состоялся указ, чтобы в Петропавловском соборе определять священнослужителей из ученых людей, то и в нем, к началу царствования императрицы Елисаветы Петровны, введено было не только проповедничество, но и толкование катихизиса. Делом этим поочередно занимались священники. В 1740 году, Стефан Васильевич Савицкий, вступив дьяконом в состав соборян, начал, вместе со священниками, принимать участие в проповедничестве. Затем, из ученых же были: священник морского полкового двора Петр Козицкий, кадетский иеромонах Лука Конашевич с иеродиаконом Варлаамом, да лейб-гвардии полковые священники. Но говорили ли они когда и где проповеди, неизвестно. В те суровые времена православная проповедь , об оживлении которой часто повторялось в издаваемых законах, была угнетена и подавлена самым ходом вещей, и наконец, за исключением Невского монастыря и Петропавловского собора, в такую пришла скудость к концу царствования Анны Иоанновны, что и по храмовым праздникам в Петербургских церквах уже не говорилась. Не было в церкви, при соборах и приходах, священников способных что-нибудь из христианского учения рассказать народу складно. Приняв к рассуждению столь печальные обстоятельства, св. Синод, в заседании 8 июля 1741 года, уже после смерти императрицы Анны Иоанновны предписывал указом из Духовного правления, чтобы священники, в знатные храмовые праздники, для сказывания приличных проповедей, приглашали проповедников из ученых, кого сами пожелают.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

4. Амвросий (Юшкевич) 1740–1745 (архиепископ). 5. Стефан (Калиновский) 1745–1753 (архиепископ). 6. Димитрий (Сеченов) 1757–1767 (1757–1762 гг. – архиепископ, с 1762 г. – митрополит). 7. Гавриил (Петров) 1775–1800 (1775–1783 гг. – архиепископ Петербургский и Новгородский, 1783–1799 гг. – митрополит Петербургский и Новгородский, 1799–1800 гг. – митрополит Новгородский; в 1775–1891 гг. епархия Новгородская соединена с Петербургской, с короткими перерывами). б) митрополиты Петербургские (первенствующие в Синоде с 1775 г.) 1. Никодим (Сребницкий) 1742–1745 (епископ). 2. Феодосий (Яновский) 1745–1750 (архиепископ). 3. Сильвестр (Кулябка) 1750–1761 (архиепископ). 4. Вениамин (Пуцек-Григорович) 1761–1762 (архиепископ). 5. Гавриил (Кременецкий) 1762–1770 (архиепископ). 6. Гавриил (Петров) 1770–1799 (1770–1775 гг. – архиепископ Петербургский, 1775–1783 гг. – архиепископ Петербургский и Новгородский, с 1783 г. – митрополит). 7. Амвросий (Подобедов) 1799–1818, (1799–1800 гг. – архиепископ Петербургский, 1800–1801 гг. – архиепископ Новгородский и Петербургский, с 1801 г. – митрополит). 8. Михаил (Десницкий) 1818–1821. 9. Серафим (Глаголевский) 1821–1843. 10. Антоний (Рафальский) 1843–1848. 11. Никанор (Клементьевский) 1848–1856. 12. Григорий (Постников) 1856–1860. 13. Исидор (Никольский) 1860–1892. 14. Палладий (Раев) 1892–1898. 15. Антоний (Вадковский) 1898–1912 (первенствующий в Синоде с 1900 г.). 16. Священномученик Владимир (Богоявленский) 1912–1915 (с 1914 г. – митрополит Петроградский). 17. Питирим (Окнов) 1915–1917 (Петроградский). 18. Святой Вениамин (Казанский) 1917–1922 (Петроградский). 19. Иосиф (Петровых) 1926–1927 (Петроградский). 20. Святой Серафим (Чичагов) 1928–1933 (Ленинградский). 21. Алексий (Симанский) 1933–1945 (Ленинградский). 22. Григорий (Чуков) 1945–1955 (Ленинградский). 23. Елевферий (Воронцов) 1955–1959 (Ленинградский). 24. Питирим (Свиридов) 1959–1960 (Ленинградский). 25. Гурий (Егоров) 1960–1961 (Ленинградский). 26. Пимен (Извеков) 1961–1963 (Ленинградский).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Наконец, был Епископом Архангелогородским. 32 . ААРОН, Архимандрит Спасо-Ярославский, а потом Чудовский. Наконец, Архиепископ Архангелогородский, с 1734 года. В 1737 году уволен в Епархию. 33 . АМВРОСИЙ I Юшкевич, Архимандрит Симоновский, потом Епископ Вологодский. Наконец, Архиепископ Новгородский, с 1734 года. В 1745 году скончался. 34 . КАРИОН, Архимандрит Спасо-Ярославский, с 1734 по 1735 год. Пётр Смелич. С 1735 по 1736 годы, потом Архиепископ Белгородский (см. выше, 5). 35 . СТЕФАН I Калиновский, Архимандрит Александро-Невский, потом Епископ Псковский. Наконец, Архиепископ Новгородский с 1736 года Января 10. В 1753 году скончался. 36 . НИКОДИМ Сребницкий, Архимандрит Ново-Спасский, с 1736 года Июля 20 по 1739 год. Потом Епископ Черниговский. Варсонофий, Архимандрит Соловецкий (см. выше, 31). 37 . III, Протоиерей Благовещенский, с 1738 по 1747 год. 38 . КИПРИАН Скрипицын, Епископ Вятский, затем Коломенский. С 1735 года Марта 4 по 1741 год, в бытность его на чреде священнослужения. 39 . СИМОН I, Епископ Суздальский, с 1740 года Октября 3 по 1745 год. 40 . ПАВЕЛ I, Архимандрит Владимиро-Рождественский с 1740 года Октября 3 по 1743 год. 41 . ВАРЛААМ II Скоминский, Архимандрит Чудовский, с 1740 года Октября 3, по 1744 год, затем Епископ Вятский. 42 . ФЕОФИЛАКТ II, Архимандрит Корнильевский, затем Ипатский, с 1740 года Октября 3 по 10 Сентября 1743 года. Наконец, Епископ Воронежский. 43 . МИТРОФАН Слотвинский, Архиепископ Тверской, с 1740 по 1749 год. 44 . АРСЕНИЙ II Мацеевич, Митрополит Ростовский, с 31 Мая 1741 года по 1763 год. 45 . ПЛАТОН II Петрункевич, Архимандрит Владимиро-Рождественский, затем Епископ Владимирский, с Мая 1742 года. В 1754 году уволен в Епархию. 46 . КИРИЛЛ Флоринский, Архимандрит Троице-Сергиевский, с 1743 года Февраля 24. В 1743 году скончался. 47 . ИОСИФ Волчанский, Архиепископ Московский, с 18 Марта 1743 года. В 1745 году, Июня 10 скончался. 48 . СИМОН II-Teoдopckuй, Архимандрит Ипатский, затем Епископ Костромской. Наконец, Архиепископ Псковский, с 10 Сентября 1743 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

6. Афоний хирот. 1635, по 14 летн. правлении 1649 оставил престол и 1652 престав. 7. Никон хирот. 1648, правит. по 1652, и по 3 летнем правлении поставлен Всероссийским Патриархом. 8. Макарий II, хирот. 1652, по 10 летн. правлении в 1662 году престав. 9. Питирим переведён из Крутиц 1664, в 1672 году по 8 летн. правлении возведён в Патриаршество Всероссийское. 10. Иоаким хирот. 1673, по 7 месячном правлении в 1674 году возведён на Патриаршество Всероссийское. 11. Корнилий переведён из Казани 1674, по 22 летнем правлении оставил престол 1696, и преставился 1698 года в Зеленецком монастыре. 12. Евфимий переведён из Крутиц 1695, преставился 1697, прав. 1. 13. Иов хирот. 1697, по19 летнем правлении 1716 преставился. По сем были паки Архиепископы 1. Феодосий Яновский хирот. 1721, по 4 летнем правлении 1725 извержен и сослан в заточение. 2. Феофан Прокопович 1725 года переведён из Пскова, и по 11 летнем правлении 1736 преставился. 3. Амвросий Юшкевич переведён из Вологды 1740, по 4 летнем правлении 1745 года преставился. 4. Стефан Калиновский, переведён из Пскова 1745 года, по 8 летах правления преставился 1753 года. 5. Димитрий Сеченов, переведён из Рязани 1757 Архиепископом, а потом пожалован Митрополитом, и по 10 летнем правлении преставился в 1767 году. По нем до ныне были. Митрополиты Новогородские и Санкт-Петербургские 1. Гавриил Петров, переведён из Тверских с 1775 года, и был по 1783 Архиепископом Новгородским и Санкт-петербургским. А потом пожалован Митрополитом. По 26 летнем правлении 1801 преставился. 2. Амвросий Подобедов из Казанских Архиепископов с 1799 по 1801 год был Санкт-петербургским Архиепископом, а с того времени Митрополитом Новгородским, Санкт-петербургским, Эстляндским и Финляндским. Список преосвященных Архиереев Викариев Новогородских Викарные Архиереи Новогородской Митрополии начались в конце XVI века при Царе Великом Князе Феодоре Иоанновиче, по установлении в России Патриаршества, а в Новгороде Митрополии. I. Епископы, именовавшиеся Корельскими и Ладожскими.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Антоний (третий раз) 1229. Спиридон 1230–1249. Далмат 1251–1274. Климент 1276 –1299. Св. Феонтист 1300–1308. Давид 1309–1325. Св. Моисей 1325–1329. Василий Калейка 1331–1352. Св. Моисей (вторично) 1352–1359. Алексий 1360–1388. Иоанн 1389–1415. Симеон (Сампсон) Хутынский 1416–1421. Евфимий Бородатый 1424–1429. Св. Евфимий Вяжицкий 1434–1458. Св. Иона 1459–1470 . Св. Феофил 1471–1482. Сергий 1483–1484. Геннадий Гонзов 1484–1504. Св. Серапион 1506–1509. (Междуархиерейство 17 лет). Макарий I 1526–1542. Феодосий 1542–1551. Серапион Курцев 1551–1552. Пимен Черный 1552–1570. Леонид 1571–1575. Митрополиты Великоновгородские и Великолуцкие (c 1589 г.): Александр 1576–1591. Архп. до 1589. Варлаам Белковский 1592–1601. Исидор 1603–1619. Макарий II 1619–1626. Киприан Старорусенников 1635–1649. Аффоний 1635–1649. Никон Минин 1649–1652. Макарий III 1652–1663. Питирим 1664–1672. Иоаким Савелов 1672–1674. Корнилий 1674–1695. Евфимий 1695–1696. Иов 1697–1716 . Феодосий Яновский 1721–1725. Архп. Феофан Прокопович 1725–1736. Архп. Амвросий Юшкевич 1740–1745. Архп. Стефан Калиновский 1745–1753. Архп. Димитрий Сеченов 1757–1767. Архп. до 1762. Митрополиты Новгородские: Гавриил Петров 1775–1800. Архп. до 1783. (С 1799 до 1800 он именовался „Новгородским и Олонецким“). Амвросий Подобедов 1800–1818. Архп. до 1801. Михаил Десницкий 1818–1821. Серафим Глаголевский 1821–1843. Антоний Рафальский 1843–1848. Никанор Клементьевский 1848–1856. Григорий Постников 1856–1860. Исидор Никольский 1869–1892. Архиепископы Новгородские и Старорусские 35 : Феогност Лебедев II 1892–1900. Гурий Охотин 1900–1910. Арсений Стадницкий 1910. Тихвинское викариатство, учр. в 1907 г. Епископы (в Новгородском Хутынском мон.): Феодосий Феодосиев 1907–1908. Андроник Никольский 1908. Кирилловское викариат., учр. в 1892 г. Епископы (в Кирилло-Белозерском мон.): Антоний Соколов 1892–1893. Назарий Кириллов 1893. Арсений Иващенко 1893–1903. Феодосий Феодосиев 1903–1907. Иоанникий Дьячков 1907. Олонецкая, учр. в 1828 г. Кафедра в Петрозаводске.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

1. Карталинская (епархия экзарха) (1811 г., кафедра в Тифлисе). 2. Имеретинская (1821 г., кафедра в Кутаиси). 3. Сухумская (1885 г.). 4. Бакинская (1907 г.). VII. АРХИЕРЕИ ВАЖНЕЙШИХ ЕПАРХИЙ а) митрополиты Новгородские (с 1721 г. первенствующие в Синоде) 1. Иов (1697—1716 гг.). 2. Феодосий (Яновский) (1721—1725 гг.) (архиепископ). 3. Феофан (Прокопович) (1725—1736 гг.) (архиепископ). 4. Амвросий (Юшкевич) (1737—1745 гг.) (архиепископ). 5. Стефан (Калиновский) (1745—1753 гг.) (архиепископ). 6. Димитрий (Сеченов) (1757—1767) (с 1757 по 1762 годы – архиепископ, с 1762 года – митрополит). 7. Гавриил (Петров) (1775—1800) (с 1775 по 1783 годы – архиепископ Новгородский и Петербургский, с 1783 по 1799 годы – митрополит Новгородский иПетербургский, с 1799 по 1800 годы – митрополит Новгородский) (с 1775 по 1898 гг. епархия Новгородская соединена с Петербургской, с короткими перерывами). б) митрополиты Петербургские (первенствующие в Синоде с 1775 года) 1. Никодим (Сребницкий) (1742—1745) (архиепископ). 2. Феодосий (Янковский) (1745—1750) (архиепископ). 3. Сильвестр (Кулябка) (1750—1761) (архиепископ). 4. Вениамин (Пуцек-Григорович) (1761—1762) (архиепископ). 5. Гавриил (Кременецкий) (1762—1770) (архиепископ). 6. Гавриил (Петров) (1770—1799) (с 1770 г. по 1775 годы – архиепископ Петербургский, 1775—1783 годы – архиепископ Новгородский и Петербургский, с 1783 года– митрополит). 7. Амвросий (Подобедов) (1799—1818), (1799—1800 годы – архиепископ Петербургский, 1800—1801 годы – архиепископ Новгородский и Петербургский, с 1801 года –митрополит). 8. Михаил (Десницкий) (1818—1821). 9. Серафим (Глаголевский) (1821—1843). 10. Антоний (Рафальский) (1843—1848). 11. Никанор (Клементьевский) (1848—1856). 12. Григорий (Постников) (1856—1860). 13. Исидор (Никольский) (1860—1892). 14. Палладий (Раев) (1892—1898). 15. Антоний (Вадковский) (1898—1912). 16. Владимир (Богоявленский) (1912—1915) (с 1914 года – митрополит Петроградский). 17. Питирим (Окнов) (1915—1917) (Петроградский). 18. Вениамин (Казанский) (1917—1922) (Петроградский). в) митрополиты Московские

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010