И вот сын Анны Леопольдовны, Иоанн Антонович (Брауншвейгский), приходившийся двоюродным внуком императрице Анне, и был избран Анной в наследники русского трона. В этих видах Анна Иоанновна держала при себе в Петербурге эту Брауншвейгскую семью и воспитывала в православной вере Ивана Антоновича.   Вот схема династической родословной: (?) Иван Алексеевич, Nemp I Алексеевич Екатерина, Анна (Мекленбургская), Алексей, Елизавета (Курляндская), Анна (Голштинск.) Анна Леопольдовна (Брауншвейгская), Nemp II, Nemp III Федорович Иоанн VI Антонович   Для Бирона, фаворита покойной императрицы Анны Иоанновны, нужна была эта выцветающая по мере удлинения наследственная линия, чтобы под именем «регента» располагать реальной полнотой власти. Но измученная и патриотически оскорбленная Аннинским — Бироновским террором и правящая и низовая Россия не могла более его выносить. И ее взоры с надеждой обратились к несправедливо забытой и ни на что не претендующей дочери Петра Великого, Елизавете, потерявшей своего коронованного жениха и нашедшей утешение в закрытой приватной жизни и морганатическом браке с простым церковным певчим, Алексеем Григорьевичем Разумовским. В ноябре 1741 г. она согласилась на дружно подготовленный бескровный переворот. Самой трагической жертвой его оказался юный Иоанн Антонович, как бы заживо погребенный в казематах Шлиссельбурга на целые два десятка лет и в конце концов там же и приконченный. Царствование Елизаветы Петровны 1741-1760 гг.) Уже с воцарением Иоанна VI Антоновича в 1740 г. оборвался бироновский террор и наступила общая амнистия всех жертв этого немецкого периода. Архиепископ Феофилакт (Лопатинский) был освобожден из Выборгской крепости и в конце декабря привезен в Петербург. Считали его уже мертвым. Когда из казармы привезли его на Новгородское Подворье и очистили его, заросшего грязью, то Новгородский митрополит Амвросий (Юшкевич) явился сам, чтобы выполнить экстренное решение Синода о восстановлении бывшего узника в архиерейском сане. Амвросий со слезами возложил на Феофилакта все монашеские и архиерейские одежды.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

Ее благочестие и любовь ко всему русскому были широко известны, и духовенство надеялось на реставрацию при ней старых допетровских порядков. Однако надежды эти, оживавшие и раньше — вскоре после смерти Петра I и особенно при Петре II, оказались по большей части тщетны. Императрица или, вернее, ее доверенные лица не могли решиться на реставрацию ни в государственной, ни в церковной политике. Церковная политика была продолжением петровской, и представленные императрице духовенством проекты контрреформ были отвергнуты. Но личное отношение императрицы к духовенству отличалось почтительностью, благодаря чему епископы пользовались в ее царствование большим уважением. Учрежденный ею придворный правительственный орган — Конференция Ее Величества (1756–1761) не вмешивался в церковные дела. Но, как и во времена Петра Великого, решение различных церковных вопросов брал на себя Сенат, который являлся решающей инстанцией во внутренних Елизавета Петровна была легкомысленна, жизнелюбива и не слишком образованна. Она была не склонна лично заниматься государственными делами и потому мало в них ориентировалась, легко поддаваясь влиянию своего окружения. Высшее церковное управление было предоставлено самому себе и из-за отсутствия сколько-нибудь заметной инициативы впало в своего рода летаргию. В епархиях ощутимо усилилось влияние епископов на подчиненное им духовенство, которое оставалось беззащитным перед лицом жесткого, а порой жестокого давления со стороны владык. Этот процесс шел параллельно с увеличением прав дворянского сословия, что было результатом значительного углубления крепостничества. Таким образом, Амвросий Юшкевич не ошибся, когда в одной из своих проповедей в честь вступления на престол Елизаветы, «русской Августы», провозгласил: «Небеса восторжествовали, и все святые запели радостную песнь». По едкому замечанию князя Щербатова, епископы оспаривали друг у друга пальму первенства в Состав Святейшего Синода был пополнен. Председательствующий в Синоде архиепископ Амвросий позаботился прежде всего о назначении в члены Синода своего друга, Тобольского митрополита Арсения, энергичного поборника церковной автономии, который одновременно был переведен в Ростов.

http://sedmitza.ru/lib/text/439971/

   Митрополит Исидор (Никольский) (1799—1892).    Митрополит Иоанникий (Руднев) (1826—1900).    Митрополит Антоний (Вадковский) (1846—1912).    Митрополит Владимир (Богоявленский) (1848—1918).    Митрополит Вениамин (Казанский) (1874—1922).    Митрополит Трифон (Туркестанов) (1861—1934).    Митрополит Антоний (Храповицкий) (1864—1936).    Митрополит Нестор (Анисимов) (1885—1962).    Архиепископ Феодосий (Яновский) (1650—1727).    Архиепископ Феофан (Прокопович) (1681—1736).    Архиепископ Феофилакт (Лопатинский) (ум. 1741).    Архиепископ Амвросий (Юшкевич) (1690—1745).    Архиепископ Георгий (Конисский) (1717—1795).    Архиепископ Антоний (Смирницкий) (1773—1846).    Архиепископ Иннокентий (Борисов) (1800—1855).    Архиепископ Филарет (Гумилевский) (1805—1866).    Архиепископ Афанасий (Дроздов) (1800—1876).    Архиепископ Димитрий (Муретов) (1811—1883).    Архиепископ Никанор (Бровкович) (1824—1890).    Архиепископ Маркелл (Поппель) (1825—1908).    Архиепископ Иларион (Троицкий) (1886—1929).    Епископ Питирим Нижегородский (ум. 1738).    Епископ Иннокентий (Нерунович) (ум. 1747).    Епископ Симон (Тодорский) (1701—1754).    Епископ Иоасаф (Болотов) (ум. 1799).    Епископ Иннокентий (Смирнов) (1784—1819).    Епископ Амвросий (Орнатский) (1778—1827).    Епископ Иоанн (Соколов) (1818—1866).    Епископ Игнатий (Брянчанинов) Кавказский (1807—1867).    Епископ Порфирий (Успенский) (1804—1885).    Епископ Михаил (Лузин) (1830—1887).    Епископ Феофан (Говоров) Затворник (1815—1894).    Епископ Михаил (Грибановский) (1856—1896).    Епископ Сильвестр (Малеванский) (1828—1908).    Епископ Гермоген (Долганов) (1858—1918) .    Схииеромонах Иисус (Иов) (1635—1726).    Иеромонах Феодор (Ушаков) (1718—1791).    Схиархимандрит Паисий (Величковский) (1722—1794).    Архимандрит Фотий (Спасский) (1792—1838).    Схииеромонах Леонид (Лев) (Наголкин) Оптинский (1768—1841).    Архимандрит Макарий (Глухарев) (1792—1848).    Схииеромонах Парфений (Краснопевцев) (1790—1855).    Схииеромонах Макарий (Иванов) Оптинский (1788—1860).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

30 декабря 1740 г. петербургский архиепископ Амвросий перевел его в свое новгородское подворье. Там в начале января 1741 г. ему, едва имевшему возможность повернуться в кровати, архиеп. Амвросий объявил указ Правительницы о восстановлении его в архиерейском сане. Там посетила его цесаревна Елисавета Петровна. Она спросила его: – знает ли он ее? Владыка Феофилакт ответил: «Знаю, что ты – искра Петра Великого». На подворье владыка Феофилакт скончался 6 мая 1741 г. и погребен был в Александро-Невской Лавре. Допущены были к продаже 534 полусгнившия книги «Камень веры». Снод в царствование императрицы Елисаветы Петровны Кратко было царствование младенца Иоанна VI Антоновича, правнука царя Иоанна У. Он родился 12 авг. 1740 г. и провозглашен был императором, согласно завещанию Анны Иоанновны. После короткого правления регента Бирона, правительницей стала Анна Леопольдовна, дочь Екатерины Иоанновны. В итоге нового переворота, состоявшегося 25 ноября 1741 года, 15-месячный император Иоанн VI был свергнут, и на престол вступила дочь Петра Великого Елисавета. Воцарение ея было восторженно встречено духовенством и народом. Русская по духу, глубоко верующая и церковная, она пользовалась общей любовью. Проповедники с церковных кафедр прославляли ее, как спасительницу России от иноплеменного ига, восстановительницу православия и народности. Архиепископ Амвросий (Юшкевич) возглашал, что государыня «преславная победительница избавила Россию от врагов внутренних и сокровенных. Такие то все были враги наши, которые, под видом будто верности, отечество наше разоряли и смотри какую дьявол дал им придумать хитрость! Во-первых на благочестие и веру нашу Православную наступили; но таким образом и претекстом, будто они не веру, но непотребное и весьма вредительное христианству суеверие искореняют. О, коль многое множество под таким притвором людей духовных, а наипаче ученых истребили, монахов порасстригали и перемучили. Спроси же за что? – больше ответа не услышишь, кроме сего: суевер, ханжа, лицемер, ни к чему годный.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

8) Три ПОКРОВА на раку Пр. Антония, один с изображением сего Угодника шит шёлком, золотом и серебром и низан жемчугом; два большие пунцового, а другой малинового бархата с приличными украшениями. 9) ЧАША для водоосвящения серебряная, местами золочённая, весом в 15 фунтов, данная вкладом в 1631 году Августа 12 от Князя Ивана Шуйского. 10) Семь ПАНАГИЙ в серебряной позолоченной оправе, из коих одна круглая выгнутая, из раковины сделанная, другая крестообразная с восточным хрусталём; три четырёхугольные на кипарисе с изображением а) двенадцати праздников; б) Софии премудрости Божией; в) Преподобного Онуфрия Великого: две в виде овального полукружия с изображением а) Деисуса на кипарисе и б) Спасителя на камне. Кроме того много находится и других драгоценных вещей, как-то: служебных сосудов, Митр, одежд напрестольных, риз, стихарей и покровов на раку Преподобного Антония и Сокольницких Чудотворцев, так что этот монастырь почитается по ризнице своей богатейшим пред всеми окологородними Новгородскими монастырями. Из достопримечательных происшествий, в сем монастыре случившихся, суть следующие: 1 . Обретение мощей Преподобного Антония нетленными в 1597 году месяца Июля в 3 день, по 451 летнему пребыванию оных в земле. 2 . Учреждение с того же времени празднования памяти его и крестного хождения из Софийского собора в первую пятницу после Петрова дня, что и поныне продолжается ежегодно. 3 . Этот монастырь с 1708 по 1723 год был Кафедральным Епископов Коадъюторов или Викариев Новгородской Митрополии. 4 . Обитель сия неоднократно удостоена была посещением Высокомонаршим, и во-первых, в 1728 году Января 11 от Государя Императора ПЕТРА II при шествии его в Москву для Коронования; во-вторых, в 1743 году от Государыни Императрицы ЕЛИСАВЕТЫ ПЕТРОВНЫ, в присутствии которой представлена была Семинаристами и драма. См. История Российской Иерархии ч. I, стр. 606. 21 5 . В месяце Октябре 1740 года учреждена в оном Семинария Новгородской Епархии. 6 . В 1745 году погребён в паперти Соборной церкви прямо против камня преподобного Антония, Амвросий Юшкевич, Архиепископ Новгородский и Святейшего Синода Член, по собственному его Преосвященства завещанию особенной любви его к училищу, в сем монастыре им заведённому (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

В 1736 году января 24 Мациевича с лейтенантами Муравьевым и Павловым и с прочею командой экспедиции привезли под арестом из Пустозерского острога в Адмиралтейскую Коллегию. После многих допросов, не нашли в нем никакой вины; но как следствие над офицерами еще продолжалось, то его отвезли на ту же эскадру, чтобы следовать для показаний к Архангельскому порту, а оттуда препроводили опять в Пустозерский острог. По окончании следствия, подсудимых отослали в Адмиралтейскую Коллегию, а иеромонах Арсений оставлен в Архангельске. В 1737 году св. Синод дозволил ему приехать в С-Петербург; но Адмиралтейство требовало, чтобы, до окончания следствия, из С-Петербурга ему не отлучаться; потому что он нужен был для показаний в деле, конечно, почему-нибудь важном. В сентябре следующего года св. Синод назначил Арсения экзаменатором ставленников по С-Петербургскому духовному правлению, потом определен он в С-Петербургскую академию наук законоучителем для гимназистов. После кончины Императрицы Анны Ивановны, между регентством ненавистного Русским Бирона и герцогини Анны Леопольдовны, лейтенантов Камчатской экспедиции, бывших под судом простили, Арсения уволили от обязательного пребывания в С-Петербурге. В это время в Синоде председателем был покровитель Мациевича Амвросий Юшкевич, пользовавшийся благоволением Бирона. Когда открылась в Тобольске митрополичья кафедра, представил Амвросий на это место иеромонаха Арсения, который и посвящен был прямо в митрополита Сибирского, а через год, переведен, подобно святителю Димитрию Ростовскому 5 , по просьбе его, на Ростовскую и Ярославскую митрополию. Столь скорое и необыкновенное возвышение Арсения не могло не возбудить зависти во многих, между прочим, и в самых членах св. Синода; завистники сделались его врагами. Наконец, смутное правление Анны Леопольдовны именем колыбельного императора Иоанна Антоновича уступило место мирному царствованию кроткой Елисаветы, когда уже архиереев, монахов и священников не мучили, не казнили, не расстригали, не ссылали в дальние Сибирские города 6 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

75 Собр. Зак. Именный ук. 2 дек. 1742 г.; прежние указы 1737 апр. 26, 1739 авг. 14, 1740 июл. 11 79 В 1804 г. Департамент податей считал, не включая Польши до 542,000 Евреев муж. пола. Но в 1814 г. в одной волынской губернии открыто 64,324 души мещан и 215 купцов Евреев скрытых при прежней ревизии. В 1818 г. оказалось 112,000 душ утаенных от ревизии. 82 Напр. по ук. псковской Консистории 1746 янв. 20 видно, что и при Имп. Елисавете являлись Евреи в Ригу принимать крещение. 83 Читай в книге его: О скудости и богатстве, главу о духовенстве Сочинения Ивана Посошкова, изд. Погодиным М. 1842). 84 Между Пастырями более прочих известны ревностью к учреждению духовных учебных заведений: Рафаил – в Пскове и Киеве; Епифаний – в Харькове (Молодик на 1844 г.), Феофилакт – в Твери; Феофилакт и бл. Тихон – в Воронеже, Амвросий Юшкевич – в Новгороде, Иларион, Лука и Вениамин – в Казани, Сильвестр Кулябка – в Костроме, Арсений Мацеевич – в Ярославле, Георгий Конисский – в – Могилеве, Амвросий митроп. – в Казани, Новгороде и Петербурге, Платон митроп. – в Твери и Москве; Антоний – в Тобольске 85 См. для примера методы Киевской Академии в Истории Киевской Академии стр. 123–158. Духовный Регламент о домашних училищах ст. 8 – 11. 86 Именным указом 1754 г. апр. 30 дано знать, чтобы в архимандриты и архипастыри избирались воспитанники великорусские. О Соф. Соб. стр. 240. Ист. Киев. Акад. 124. 158. В 1812 г. считалось 14 Епископов и Архиепископов, между ними два Митрополита, которые одолжены были образованием митроп. Платону и Сергиевой Троицкой Семинарии. 88 Доклад комитета об улучшении училищ Спб. 1814 Сл. Собр. Зак. ук. 1764 г. (12,060); 1780. (14,970); 1784 г. (15,966). 89 Предварительный план улучшения духовных училищ и содержания церковного причта, предложенный Комитету на рассмотрение, составлен был Евгением, в последствии Митроп. Киевским, а тогда Епископом Старо русским (Ист. Иер. 6,915 ). Но дух и мысли доклада принадлежали всего более Сперанскому, воспитаннику Владимирской Семинарии и Невской Академии; в плане Евгения осталось немногое для доклада.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Александр (Бердов) архиепископ, рукоположен с 12.09.1576 по 30.01.1589 переименован и возведен в сан митр. Новгородского и Великолуцкого Новгородская и Великолуцкая С 26 января 1589 года Александр (Бердов) митрополит, бывший архиеп. Новгородский и Псковский с 30.01.1589 † 02.06.1591 Варлаам (Белковский) митрополит, рукоположен с 20.02.1592 † 15.04.1601 Исидор митрополит, рукоположен с 6.02.1603 (1604) † 10.04.1619 Макарий митрополит, бывший архиеп. Вологодский и Великопермский с 22.07.1619 † 12.09.1626 Киприан (Старорусенков) митрополит, бывший митр. Сарский и Подонский с 20.10.1626 † 17.12.1634 Аффоний митрополит, свт., рукоположен с 8.03.1635 по 7.01.1649 удалился на покой в в Хутынский монастырь † 6.04.1653 Никон митрополит, рукоположен с 11.03.1649 по 25.07.1652 патриарх Московский и всея Руси Макарий митрополит, рукоположен с 8.08.1652 † 14.11.1663 Питирим митрополит, бывший митр. Сарский и Подонский (Крутицкий) с 6.08.1664 по 7.07.1672 патриарх Московский и всея Руси Иоаким (Савелов) митрополит, рукоположен с 22.12.1672 по 26.07.1674 патриарх Московский и всея Руси Корнилий митрополит, бывший митр. Казанский и Свияжский с 6.08.1674 по 3.03.1695 на покое в Зеленецком монастыре; † 26.02.1698 Евфимий (Рылков) митрополит, бывший митр. Сарский и Подонский (Крутицкий) с 14.04.1695 † 6.12.1696 Иов митрополит, рукоположен с 6.06.1697 † 3.02.1716 Аарон (Еропкин) епископ Корельский, викарий Новгородской епархии с 3.02.1716 по 1721 временно управлял возвратился на свою кафедру Феодосий (Яновский) архиепископ, рукоположен с 1721 по 27.04.1725 арестован, лишен сана и сослан в Николо-Корельский монастырь; † 5.02.1726 Феофан (Прокопович) архиепископ, бывший архиеп. Псковский, Изборский и Нарвский с 25.06.1725 † 8.09.1736 Амвросий (Юшкевич) епископ, бывший еп. Вологодский и Белозерский с 29.05.1740 архиепископ с 3.08.1740 † 17.05.1745 Стефан (Калиновский) архиепископ, бывший еп. Псковский, Изборский и Нарвский с 18.08.1745 † 16.09.1753 Димитрий (Сеченов) архиепископ, бывший еп. Рязанский и Муромский

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

17. Сильвестр , бывший епископ Корельский, упом. 9 сент. (sic) 1611, 1612 и 1613, 20 февр., 1 мая. После во Пскове. 18. Нектарий , Грек, архиепископ Ахридский, определён 25 июня (sic) 1613, 1613–16; отлучён по суду и сослан в Новгородский Кириллов мнтрь. 19. Макарий хирот. 9 февр. 1617, из игум. Тихвинских, а 22 июля 1619 перев. в Новгород. 20. Корнилий хирот. 6 февр. 1620 из архим. Свияжских; † 17 мар. 1625. Погребён в Софийском соборе. Нектарий , вторично, (в Москве 1624) в 1625 (упом. 5 мая); † 3 июня 1626. Погребён в Софийском соборе. 21. Варлаам хирот. 8 окт. 1626 из архим. Устюжско-Архангельских; в янв. 1645 отставлен; † в Устюге. 22. Маркелл хирот. 16 янв. 1645, из игум. Соловецких; † 22 мар. 1663. Погребён в Соловецком мнтре. В исх. 1657 г. Пермь отписана к епархии Вятской, а Белоозеро – к Вологодской. IV. Архиепископы Вологодские и Белоезерские 23. Симон хирот. 23 окт. 1664, из игум. Александро-Свирского монастыря; в 1684 уволен, за болезнью; † 29 апр. 1685, на покое. Погребён в Спасо-Прилуцком мнтре. 24. Гавриил хирот. 7 сент. 1684 из архим. Новоспасского монастыря; † 30 мар. 1707. Погребён в Софийском соборе. 25. Иосиф хирот. 17 окт. (sic) 1708 из архим. Московского Знаменского монастыря; 18 янв. 1716 уволен, за болезнью, в Московский Богоявленский и там † … (Был жив в 1718). V. Эпископы Вологодские и Белоезерские 26. Павел 29 янв. 1716 хирот. из иеромонахов Александро-Невских; † 5 нояб. 1725. Погребён в Софийском соборе. 27. Афанасий Кондоиди , Грек, хирот. 9 окт. 1726 из архим. Спасо-Ярославского монастыря, а 17 сент. 1735 перев. в Суздаль. 28. Амвросий Юшкевич 2 февр. 1736 хирот. из архим. Симонова монастыря, а 29 мая 1740 перев. в Новгород. 29. Пимен Савелов 29 июня 1740 хирот. из архим. Костромского Ипатиевского монастыря; † 26 мая 1753. Погребён в Софийском соборе. 30. Серапион Лятошевич 29 окт. 1753 перев. из Переяславль-Залесской епархии; в 1761 уволен, за болезнью; † 22 апр. 1762, в Спасо-Прилуцком мнтре. Погребён в Софийском соборе. 31. Иосиф Золотой хирот. 16 дек. 1761 из архим. Высокопетровского монастыря; † 25 дек. 1774. Погребён в Софийском соборе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но и при самой Анне мысль о патриаршестве не оставлялась и сторонники его прочили в Патриархи архимандрита Варлаама, духовника Императрицы. Мы не будем перечислять многих других, пострадавших в низших чинах, только скажем, что главные преследования относились ко времени Императрицы Анны, когда толчок, данный Петром в церковной реформе, привел к своему естественному результату, прямому гонению на православие. Но после смерти Феофана в 1736 г. первым членом Синода сделался Вологодский Епископ, Амвросий Юшкевич, защитник патриаршества и взглядов Маркелла Родышевского. С вступлением на престол Елизаветы он приветствовал Россию с избавлением от врагов внутренних и сокровенных, истреблявших православие. Чистович пишет: «Синод вспомнил о своих страдающих при Елизавете; наступило точно воскресение из мертвых. Сотни, тысячи людей без вести пропавших и считавшихся умершими ожили снова. Со всех отдаленных мест Сибири, после смерти Императрицы Анны потянулись освобожденные страдальцы на свою родину, или в места прежней службы – кто с вырванными ноздрями, кто с отрезанным языком, кто с перетертыми от цепей ногами, кто с изувеченными от пыток руками и изломанной спиной». Церковные проповедники при Елизавете приписывали это ненависти Бирона, Остермана, Миниха, Левенвольда и прочих немцев лютеран к русской вере и русскому народу и старавшихся де истребить самый корень восточного благочестия, и считали так потому, что больше всех терпели духовные – архиереи, священники и монахи. Архиепископ Кирилл Флоринский, ректор Московской Духовной Академии говорил: «Доселе дремахом, а ныне увидехом, что Остерман и Миних с своим сонмищем влезли в Россию, яко эмиссары дьявола, им же попустившу Богу, богатство, слава и честь желанием приключишася: сия бо им обетова сатана, да под видом министерств и верного услужения государству Российскому, еже первейшее и дражайшее всего в России: правоверие и благочестие не точию превратят, но и до корня истребят». Вот что стало в России, когда начатая при Алексее Михайловиче государственная секуляризация привела к гегемонии государства над Церковью, а сама власть в государстве оказалась в руках подлинных протестантов, оказавшихся не на второстепенных постах, как при Петре, а на дирижирующих должностях, как при Императрице Анне. Заложенная при Петре идеология царской власти осталась на все время императорского периода; положение Церкви в государстве фактически изменялось в разные царствования, но всегда под влиянием тех идей, которыя принимала сама светская власть; оно не определялось уже всегда одинаковым учением Православной Церкви, указываемым в теории симфонии Никона и в учении о православном Царе, которое устанавливал Никон, и которое, не отнимая ничего у Церкви, призывало государство приобщаться к духу Церкви и её направлению, видя в ней отдаленный, хотя никогда, может, недостижимый идеал. xlii) Литературная борьба за возстановление патриаршества и аскетического уклада жизни. Маркелл Родышевский

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/pa...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010