Умел найтись в обществе. Обыкновенно приводить рассказ об его остроумии и находчивости. «Раз Сильвестр вместе с другими членами Синода был во дворце. Императрица, показывая им свои портреты, жаловалась на то, что ни один художник не сумел достигнуть полного сходства». И архимандрит Сильвестр на это заметил: «понеже красота Вашего Величества по описуема». В мае 1745-го года скончался первенствовавший член Святейшего Синода, Новгородский архиепископ Амвросий (Юшкевич). На его место был переведен 18-го августа архиепископом Псковский епископ Стефан (Калиновский), во Псков переведен Костромской епископ Симон (Тодорский), а на место преосвящонного Симона назначен архимандрит Сильвестр. Он был хиротонисан во епископа 10-го ноября 1745-го года в придворной церкви, в присутствии Императрицы. В Костроме преосвященный Сильвестр завел Школу и занимался «толкованием Нового Завета», – по-видимому, в проповедях за Богослужением. Именным указом, данным в Петергофе 2-го июля 1750-го года и заслушанным в Святейшем Синоде 4-го июля, преосвященный Сильвестр назначен был С.-Петербургским архиепископом и членом Святейшего Синода, причем ему дано было в Святейшем Синоде, «в знатнейшую славу царствующего града», второе место. 8-го июля новый владыка вступил уже в управление столичного епархией, начав службу в ней Богослужением в церкви Пресвятой Богородицы – нынешнем Казанском соборе 2941 . В 1748-м году, в бытность Костромским епископом, он был избран кандидатом в Киево-Печерские архимандриты. Святейший Синод заметил тогда, что избрание на архимандрию архиерея учинено в противность правилам святых отец и чину Православно-Восточной Церкви 2942 . В бытность Петербургским владыкой преосвященный Сильвестр не забывал проповеднической кафедры. В 1751-м году напечатаны были его проповеди, сказанный в, присутствии Государыни в придворной Сретенской церкви Зимнего Дворца, 25-го ноября 1750-года, в день восшествия Государыни на престол, и в день нового 1751-го года 2943 . Преосвященный Сильвестр говорил слово за Богослужением в Петро-Павловском соборе в день рождения Государыни в 1753-м году, – Государыни за Богослужением не было 2944 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

прп. Антоний Римлянин. В 1708–1723 гг. монастырь был кафедральным, в нем проживали викарии Новгородской митрополии. В монастыре два храма. Соборный храм в честь Рождества Богородицы построен в 1117 г. (один из четырех его приделов посвящен прп. Антонию). В соборе открыто почивали мощи прп. Антония, обретенные в 1597 г. и переложенные в 1860 г. в серебряную раку, и под спудом мощи святых братьев Алфановых: Никиты, Кирилла, Никифора, Климента и Исаакия, перенесенные в 1775 г. из сгоревшего Сокольницкого монастыря. Сретенский храм с трапезной построен в 1533–1535 гг. и перестроен в 1803 г., первоначально имел восьмискатное покрытие. Среди святынь монастыря были древняя икона прп. Антония, принадлежащие ему мозаичные иконы, части священнического облачения и т.п., а также камень, на котором он чудесно прибыл в Новгород, и привезенные им ветви морской травы. В 1740–1918 гг. в монастыре размещалась Новгородская духовная семинария, основатель которой архиепископ Новгородский Амвросий (Юшкевич) погребен в притворе собора. В начале XX в. в монастыре подвизалось 14 монахов и 15 послушников. В советское время монастырь закрыли. Сретенский храм был восстановлен в 1960 г. С 1996 г. в монастыре располагается Новгородский государственный университет, в Сретенском храме находится спортивный комплекс. Рождественский собор открыт для экспозиции, в нем сохранились фрагменты фресок 1125 г. Одесса Андреевского скита подворье В 1882 г. липецкий купец И.П. Летунов пожертвовал Андреевскому скиту участок земли с постройками в Одессе, на углу Рыбной улицы и Тюремного переулка, где с 1874 г. размещалось его подворье. В 1883 г. на подворье был построен дом для паломников, следующих на Афон, Синай и в Иерусалим. В 1886–1887 гг. по проекту архитектора Ю.М. Дмитренко состоялось строительство нового трехэтажного дома с церковью во имя прп. Сергия Радонежского; вторая, нижняя церковь во имя ап. Андрея Первозванного освящена в 1893 г. В начале XX в. на подворье подвизалось 50 человек братии, которые обслуживали более 300 паломников одновременно.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Гребеньщиков, возвратясь, сказал, что он объявил реестр в печальной комиссии, – там с него взяли копию, сказали, что духовных персон на погребение назначено довольно, и просили дать назначенным повестку от Духовного правления. По Синодальному расписанию, погребение жены Бирона совершено следующим образом. Из дома до Невского монастыря тело покойницы провожали: преосвященный Аарон, архиепископ архангелогородский, три архимандрита, Варлаам, иеромонах кадетского корпуса, от всех церквей по одному священнику с диаконами и причетниками. В Невском монастыре литургию служил Питирим нижегородский, два архимандрита, благовещенский протопоп и один иеромонах, а на отпевании присоединились к ним все, которые сопутствовали покойнице до монастыря. Три хора певчих: синодальные, нижегородского и архангельского архиереев участвовали в выносе и погребении. Копиист Духовного правления Феодор Башилов командирован был наблюдать за порядком в погребении. По окончании всего, он донес правлению, что духовные к выносу все приспели и в церемонии шли исправно. Жена Бирона погребена в Благовещенской церкви Александроневского монастыря за левым клиросом. Ныне на могиле её не имеется никакого памятника. Но на плане церкви показано место вечного её покоя с такой надписью: Княжна Александра, супруга генерала фон Бирона. 1736 года, 17 сентября. 14-го июля 1739 года, совершен брак племянницы императрицы, Анны Леопольдовны, принцессы Мекленбургской, которая, быв лютеранской веры, еще в отроческих летах, присоединилась к Православной церкви. Принцесса вступила в замужество за Антона Ульриха, принца Брауншвейг-люнебургского, племянника австрийской императрицы, который жил в С.Петербурге при дворе с 1733 года. Жених, по вере, был лютеранин. Таинство бракосочетания совершал в Казанской церкви (что ныне собор) преосвященный Амвросий Юшкевич, архиепископ новгородский, и говорил по сему случаю проповедь, которая после была напечатана. Многие выражения этой проповеди не понравились цесаревне Елисавете Петровне.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Первоначальная кирпичная алтарная преграда (в настоящее время скрыта иконостасом XVIII века) выложена заподлицо с западными гранями восточной пары столпов. Иконостас [ править править код ] Существующий иконостас Софийского собора — третий по счёту, был создан в 1733—1741 годах. Ещё до освящения главного престола в храме был освящён придел Иоанна Предтечи, который просуществовал с 1588 по 1850 годы. Из малого иконостаса этого придела происходит икона «Усекновение главы Иоанна Предтечи» (1730-е годы), которая сейчас находится в местном ряду иконостаса в завороте к южной стене. О первом иконостасе Софийского собора и его иконах нет сведений. Второй иконостас был сделан в 1686—1695 годах. За образец был взят иконостас Успенского собора Троице-Сергиевой лавры. Иконостас был изготовлен резчиками этого монастыря и увенчан деревянными изображениями херувимов и серафимов. Иконы были написаны вологодскими изографами. Во время пожара в Софийском соборе в 1724 году сгорела северная часть иконостаса. Решение о замене иконостаса принял епископ Павел. В 1737 году монахом польского происхождения Арсением Борщевским было изготовлено «тело» иконостаса. Иконы для нового иконостаса заказал следующий за Павлом епископ — Амвросий Юшкевич (до 1734 года — архимандрит Виленского Духова монастыря). Иконы местного ряда (кроме старых сохранившихся икон: «София Премудрость Божия Слова», «Спас Всемилостивый» и «Богоматерь Одигитрия») были написаны вологодскими мастерами. В ненаписанный «карниз в чюдесех» поместили пядничные иконы. Позднее иконы Софийского собора претерпели многократные поновления, наиболее значительные в 1766 году, при епископе Иосифе Золотом, и в 1848 году, ярославским иконописцем А. М. Колчиным. Реставрацией 1960—70-х годов с икон были удалены позднейшие наслоения, скрывающие авторскую живопись. Восстановлена лазурно-голубая окраска иконостаса. Колокольня [ править править код ] Первая деревянная колокольня Софийского собора была построена в конце XVI века и сгорела во время польско-шведской интервенции 22 сентября 1612 года. Новая деревянная была построена в 1620-х годах. Согласно писцовой книге 1627 года, она была восьмиугольной, с шатровым верхом, крытым «чешуей», с «двои полати», тремя лестницами, часами, одиннадцатью колоколами. Эта колокольня сгорела в 1636 году. На её месте в 1642 году построили очередную (третью) деревянную.

http://azbyka.ru/palomnik/Софийский_собо...

Ей поручили самым беспощадным образом взыскивать налоговые недоимки со всех имений, как светских, так и церковных; она имела в своем распоряжении военные исполнительные команды, которые бесчинствовали в деревнях, не гнушаясь и пыток. Во время турецкой войны государственные финансы находились в весьма плачевном состоянии; соответственными были и меры фискально–административного давления. «Многие провинции точно войною или моровым поветрием разорены», — заявлял фельдмаршал Миних  . 17 ноября 1742 г. Новгородский архиепископ Амвросий Юшкевич и Ростовский митрополит Арсений Мацеевич подали императрице Елизавете записку, в которой горько жаловались на «нашу святейшую экономию», которая, «презря закон христианский, до утварей церковных добралась… ниже у турка столько Церковь наша страждет, сколько у нас в России». В дополнительном доношении от 27 декабря того же года оба иерарха указывали: Более же того Церковь, матерь нашу, столь долговременно страждущую, отягощать опасно, дабы нам душеспасительныя ея сосца не оскудели», и просили императрицу о «помиловании Церкви Христовой» (см. § 8)  . 15 июля 1744 г. императрица Елизавета повелела Коллегию экономии упразднить, а церковные имения передать под управление Святейшего Синода, при котором учреждалась особая Канцелярия синодального экономического правления  . Святейший Синод поспешил делегировать в канцелярию своих представителей из числа духовенства, вступив тем самым в долгий конфликт с обер–прокурором князем Я. П. Шаховским, требовавшим назначить туда светских чиновников  . Обер–прокурор рассматривал церковные вопросы с петровских позиций, и это совпадало с устремлениями императрицы Елизаветы. «Самою существенною чертою последнего периода попыток упорядочения церковно–имущественного права было открытое стремление законодательства и распоряжений со стороны высшей церковной власти возвратиться к тем заветам, какие оставлены были Петром I»  , — утверждает исследователь периода секуляризации. Это утверждение не вполне соответствует положению вещей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

М. С. м. функционировал как крепость и осенью 1606 г., когда отражал нападение войск И. И. Болотникова, и во время польско-литов. интервенции (1610-1612). Мон-рь содержал в своих стенах «осадных» и «ратных людей». Сведения из источников позволяют утверждать, что М. С. м. не был взят. Предположительно монастырь использовался в качестве крепости и в 1616 и 1618 гг. В нач. XVII в. монастырские власти поддерживали Лжедмитрия I , правящих государей Василия Иоанновича Шуйского и Михаила Феодоровича Романова и заняли враждебную позицию по отношению к интервентам ( Давиденко. 2009). Источники фиксируют традицию пребывания государя в М. С. м. на праздник Происхождения Честных Древ (1 авг.) во 2-й пол. XVI - 1-й пол. XVII в. (Вкладная и кормовая книга. 2006. С. 16). В богослужебных реформах и «деле Никона» мон-рь активного участия не принимал, но поддерживал вышестоящие церковные и гос. власти. Участие М. С. м. в этих событиях ограничилось присутствием настоятеля на церковных Соборах и содержанием под стражей противников Иоанна Неронова , Н. К. Добрынина . Вместе с тем среди братии находились и сторонники старообрядчества (старцы Серапион, Трифиллий). В 80-х гг. XVII в. М. С. м. возглавлял архим. Гавриил (Домецкий) , лит. деятель и полемист, стремившийся к упорядочению монастырской жизни и составивший устав обители. В XVII в. некоторые настоятели мон-ря получили архиерейский сан: Левкий (1634, Псковская кафедра), Иосиф (1642, патриарх Московский и всея Руси), келарь Иосиф (?) (1657, Тверская кафедра), Мисаил (1667, Коломенская кафедра), Варсонофий (Чертков) (1671, Смоленская кафедра). В 1-й пол. XVIII в. власть оказывала внимание мон-рю: мн. настоятели удостаивались архиерейской хиротонии ( Рафаил (Краснопольский) , 1708, Холмогорская кафедра; Дорофей (Короткевич), 1712, Смоленская кафедра; Амвросий (Юшкевич) , 1736, Вологодская кафедра; Лука (Конашевич) , 1737, Великоустюжская кафедра). Архим. Петр (Смелич) получил должность в Синоде ( Барсов. 1897. С. 53-55), в 1725 г. был переведен в Александро-Невский монастырь, в 1736 г. хиротонисан во архиепископа Белгородского. В то же время М. С. м. не избежал конфискационных мер. Видимо, политика царя Петра I по отношению к мон-рю была двойственной. С одной стороны, он выделял его (как и др. знаменитые обители) среди церковных орг-ций, с другой - при столкновении интересов мон-ря и казны отдавал предпочтение последним.

http://pravenc.ru/text/2564232.html

Такожде и иноки, желающие во благочестии жить, а негли случится коему во Архиереях быть, и в том сане будучи весьма паче пресвитерского той святой Камень во устех имети, чтобы тыим каменем могли изустно еретические челюсти сокрушати» 19 . Арсений Мацевич, митрополит Ростовский, сочинитель ответа на «пашквиль лютеранский», называет как «Камень веры», так и все вообще сочинения Стефана Яворского «церкви православной восточной согласующими и по благочестию поборающими» 20 . Составитель обширного сказания о ересях древнейших и позднейших времен именует его «исполненным доводов священного писания» 21 . Ученик московской славяно-греко-латинской академии Михаил Ширяев написал в стихах апологию «Камня веры» 22 . Епископ новгородский Амвросий Юшкевич с церковной кафедры говорил, что «Камень веры» так же необходим для духовного чина, «как например всякому искусному мастеру инструмент, воину оружие, плавающему корабленику на море кормило» 23 . Префект московской духовной академии Кирилл Флоринский, когда в своих уроках касался предметов разности между православием и протестантством, отсылал своих слушателей к сочинению митрополита Стефана Яворского 24 . Вообще «Камень веры» считался ценным и замечательным произведением: из него любителями духовно-богословского чтения делались обширные выписки 25 ; он в числе редких и дорогих книг Киево-Печерскою лаврою был поднесен в подарок Императрице Елисавете Петровне, когда она была в Киеве в 1744 году 26 ; он хранился в библиотеках не только таких просвещенных пастырей русской церкви, как Иов, митрополит новгородский 27 , но и у лиц, не отличавшихся любовию к книжному чтению: дядя А. Т. Болотова имел у себя «Камень веры» и хранил его, «как некое сокровище и не давал никому в руки» 28 . Знакомство с содержанием «Камня веры» считалось признаком богословской учености и мудрости: Тредьяковский о современных ему духовных лицах говорил, что «они ничего не знают; только как прочтут «Камень веры», то в учение себе полагают, мудрыми себя ставят» 29 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Morev/ka...

Но Петр не разделял таких односторонних взглядов. Желая дать России образование и видеть в ней школы, он вызывал даровитых людей из Киева, ставил их на высшие места и поручал им важнейшие должности, приказывая в то же время посылать русских воситанников для науки за границу. Такое возвышение малороссиян возбуждало ропот и жалобы со стороны великорусского духовенства. Нерасположение к ним особенно усилилось, когда во главе церковного управления стали – Феодосий Яновский, Феофан Прокопович , Феофил Кролик, Гавриил Бужинский, и принялись бесцеремонно реформировать религиозные народные понятия и обычаи. Для старого московского духовенства тяжела была эта неравная борьба его с новыми людьми и силами, пришельчески явившимися с запада и забравшими все – высшие должности, власть и доходные места – в свои руки. «Своих черкасов снабдевают и всяко охраняют, – писал казанский митрополит Сильвестр, – а мы победные, утесненные, дненощно плачем». Но «черкасы», в силу неотразимого превосходства своего образования, продолжали свое культурное нашествие на великороссию, заводили семинарии, сочиняли и издавали книги, предпринимали миссионерские подвиги, давали из своей среды лучших церковных ораторов. – Столь-же благоприятным временем для них было первое время царствования императрицы Елизаветы Петровны, когда им покровительствовал малороссиянин, сделавшийся сильным человеком, граф А. Г. Разумовский , и когда первым лицом Синода был новгородский архиепископ Амвросий Юшкевич, венчавший императрицу на царство, и духовником императрицы Дубянский – тоже малороссы. 1068 Но уже эта императрица в 1754 году издала указ, чтобы Синод представлял в архиереи и архимандриты не одних малороссиян, но и из природных великороссиян. 1069 Побуждением к этому, кроме общей справедливости в уравнении великороссийского духовенства с малороссийским на право занятия иерархических должностей, могло быть и то, что малороссийские ученые, воспитанные преимущественно на латинских богословах, невольно усваивали у последних большую или меньшую долю клерикальных воззрений на церковь и ее отношения к государству, и даже успели выказать свои церковно-государственные понятия в таком направлении, которое не соответствовало правительственным видам. 1070 Южно-русские и западно-русские типографии

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Андрей Поспелов 1868. Иаков Коротков 1870–1884. Аркадий Филонов 1885–1887. Александр Богданов 1889–1892. Тихон Клитин 1892–1895. Платон Грузов 1896–1904. Никон Рождественский 1904. Александр Тропицын 1904–1907. Евгений Мерцалов 1907. Вологодская 8 Кафедра в Вологде (с 1492 г.). Епископы Вологодские и Великопермские: Иоасаф I 1558–1570. Манарий 1571–1575. Варлаам I 1576–1584. Антоний 1585–1587. Архиепископы (с 1589 г.) Вологодские и Великопермские (до 1657 г.): Иона Думин 1588–1603. Еп. до 1589. Иоасаф II 1603–1609. Сильвестр 1611–1613 управ. еп. Нектарий (грек) 1613–1616. Макарий 1617–1619. Корнилий 1620–1625. Нектарий (вторично) 1625–1626. Варлаам II 1626–1645. Маркелл 1645–1663. Архиепископы Вологодские и Белозерские (с 1657 г.): Симон 1664–1684. Гавриил Кичигин 1684–1707. Иосиф 1708–1716. Епископы Вологодские и Белозерские: Павел Васильев 1716–1725. Афанасий Науссиус Кондоиди (грек) 1726–1735. Амвросий Юшкевич 1736–1740. Пимен Савелов 1740–1753. Серапион Лятошевич 1753–1761. Иосиф Золотов 1761–1774. Ириней Братановский 1775–1796. Епископы Вологодские и Велико-Устюжские: Арсений Тодорский 1796–1802. Антоний Знаменский 1802–1803. Феофилакт Слонецкий 1803–1808. Евгений Болховитинов 1808–1813. Онисифор Боровик 1814–1827. Моисей Богданов Платонов (Антипов) 1827–1828. Стефан Романовский 1828–1841. Иннокентий Борисов 1841–1842. Иринарх Попов 1842–1844. Евлампий Пятницкий 1844–1852. Феогност Лебедев 1852–1856. Христофор Еммаусский 1856–1866. Павел Доброхотов 1866–1869. Палладий Раев 1869–1873. Феодосий Шопаваленко 1873–1883. Архп. с 1883. Израиль Никулицкий 1883–1888. Епископы Вологодские и Тотемские: Израиль Никулицкий (тот же, что выше) 1888–1894. Антоний Флоренцов 1894–1895. Алексий Соболев 1895–1906. Никон Рождественский 1906. Великоустюжское викариатство 9 Епископы (в г. Великом Устюге): Иоанникий Казанский 1888–1891. Петр Лосев 1891–1892. Варсонофий Курганов 1892–1894. Антоний Каржавин 1895–1897. Гавриил Голосов 1897–1904. Алексий Бельковский 1904. Вельское викариатство, учр. в 1909 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

настоятель монастыря Амвросий Юшкевич, подвергшийся бесчестию и побоям в 1732 году. 187 Хотя русские государи по прежнему относились благосклонно к православному монастырю в г. Вильне (так: Императрица Анна Иоанновна приказала выдать в 1733 г. монастырю 300 руб. и увеличить ежегодную милостыню до 100 руб., 188 а св. Синод, в виду затруднительного положения Виленских настоятелей (часто оставлявших к тому же монастырь для поездки в Россию за милостыней), постановил, что бы старших (т. е. настоятелей) по прошествии трех лет всегда переменять, поручив Киевскому митрополиту назначать па это место из Киевских честных людей, 189 хотя и в XVIII веке шли еще на монастырь и на братское училище пожертвования, 190 – но все эти меры и дары не могли поддержать угасающих сил монастыря и братства. Особенно тяжела была для православных жизнь в Вильне в средине XVIII столетия. По свидетельству и жалобам в св. Синоде Виленских братчиков, настоятель св. Духовского монастыря Богдакович, назначенный в 1745 году, вполне разорил их монастырь, продавал без ведома братства монастырское имущество и церковные доходы употреблял в свою пользу. Но не только одни материальные стеснения одолевали братство; заметно было и духовное его оскудение. Виленское братство, славное повсюду своим училищем, рассылавшее по всей западной России издаваемые им книги, принуждено было теперь само просить св. Синод о присылке учителя в школу. «Имеем фундуши пресветлых монархов польских ко умножение хвалы Божьей, не имеем же учителя, который бы мог обучать детей наших; и дабы оные фундуши были нерушимы, о учителе всенижайше просим». 191 К довершению всех бед и невзгод, в мае 1749 г. сгорел св. Духовский монастырь. «Прекрасная, всем господам полякам бывшая во удивление» братская церковь св. Духа с двумя приделами – Иоанна Богослова и Константина и Елены (студенческий) сгорели до основания, погорела ризница, книги, келлии, разные постройки и запасы; уцелела только одна малая девичья церковь (т. е. женского монастыря во имя Благовещения).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010