В 1764 г. К. м. был упразднен. Указом Казанской духовной консистории от 11 дек. того же года игум. Иосиф, иеромонахи Аарон, Паисий, иеродиак. Михаил и мон. Алексий были переведены в штатные Свияжский в честь Успения Пресв. Богородицы и в казанский в честь Преображения Господня мон-ри ; лишь один из жадовских насельников, престарелый иером. Аарон, остался жить при Казанской ц. Для совершения богослужений к храму были командированы священник и 2 причетника, содержание которых обеспечивали доходы от молебнов перед чудотворным образом. Некоторое время Казанская ц. оставалась самостоятельной приходской, затем была причислена к Никольскому храму с. Жадовка. Согласно описанию Т. Г. Масленицкого, к 1783 г. на территории бывш. обители стояли 2 ветхие деревянные келии. По свидетельству еп. Симбирского свт. Феодотия (Озерова) , земля, принадлежавшая монастырю, «неизвестно по какому случаю выпущена была из виду, и во время генерального межевания половина оной перешла в общее владение жадовских разночинных обывателей, а другая причислена была к соседней Новой деревне» (Там же. С. 15-16). Указом от 19 июня 1817 г. Казанский архиеп. Амвросий (Протасов) упразднил монастырский храм, а всю утварь и иконы передал в жадовскую Никольскую церковь. Ее настоятель свящ. Стефан Иванов намеревался разобрать Казанский храм, а кирпичи и др. материалы перенести в Жадовку и использовать для приходских нужд. Однако указ архиерея не был исполнен: и работники, собиравшиеся разобрать церковь, и сопровождавший их свящ. Иванов внезапно ослепли, а когда прозрели, устрашились гнева Божия и оставили свои намерения. Указом архиеп. Амвросия от 8 марта 1822 г. Казанский храм стал самостоятельным и приходским с. Жадовки, а Никольская ц. приписной. Но вопреки его распоряжению местное духовенство предпочитало жить в Жадовке и служить в приписном сельском храме чаще, чем в монастырском. В июле 1845 г. неск. симбирских помещиков, «движимые благочестивым усердием к явленной иконе Божией Матери», обратились к еп. Симбирскому Феодотию (Озерову) с просьбой о восстановлении постоянного богослужения в Казанской ц.

http://pravenc.ru/text/1319854.html

составитель Ирина Хрулева Часть 1. Жизнь, труды и подвиги преподобного Парфения Киевского   Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их. Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же ( Евр. 13:7–8 ).   Детство преподобного Парфения Подвижническая жизнь имеет одну цель – спасение души. Святитель Василий Великий Киево-Печерская Лавра, созданная около 1060 года верою и подвигами первоначальников ее преподобных игуменов Антония и Феодосия, от древних лет и доныне воспитала множество великих подвижников благочестия. К таким подвижникам принадлежит и преподобный Парфений Киевский . «Всякое подвижничество и всякое деяние совершаются нами, чтобы мы, как свеча, приобщились Божественного света, когда душа, как воск, вся предстоит Неприступному Свету», – говорит преподобный Симеон Новый Богослов . Различны пути тех, кто ищет этого благодатного приобщения. Кто-то идет путем заблуждений, совершает ошибки и падения, но однажды вдруг прозревает, очищается слезами, покаянием и яркой свечой, – иногда столь яркой, что освещает всю вселенную, – возжигается в христианском подвиг. Иные же с младых лет избраны быть чистым сосудом молитвы и служения Богу. Именно таким избранным благодатным сосудом и явился в мир будущий великий подвижник Церкви Православной преподобный Парфений, в миру Петр Иоаннович Краснопевцев. Он родился 24 августа 1792 года в селе Симонове Алексинского уезда Тульской губернии. Село, раскинувшееся в живописном месте на двух холмах и отстоявшее на сорок верст от губернского центра, насчитывало с сотню дворов и из достопримечательностей имело разве что два больших пруда. На вершине одного из холмов расположился местный приходской деревянный храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы, выделявшийся стройностью и величавой осанкой. Построен он был князем Щербатовым в 1770 году, по-видимому, на месте старого храма села Симонова. На это указывал святой антиминс, освященный митрополитом Московским Тимофеем 27 ноября 1759 года, очевидно, перешедший в этот храм из прежнего храма. Придельный алтарь был устроен в 1819 году князем Александром Петровичем Щербатовым в благодарность за благополучное возвращение из похода в 1812 году. Храмовый образ этого придела составляла икона Нерукотворного Спаса 13 , которой 15 сентября 1812 года благословил, как гласила на ней надпись, преосвященный Амвросий (Протасов) 1-й Казачий конный полк при выступлении в поход Тульского ополчения. К сожалению, этот исторический храм в селе Симонове не сохранился, и где находится Святыня – икона Нерукотворного Спаса – неизвестно.

http://azbyka.ru/otechnik/Parfenij_Kievs...

Классон у меня обедал, мы ходили гулять; он поехал ночевать в Петрово, а я остался у себя. В среду 24-го я с утра поехал к брату, весь день провел у него и возвратился только к вечеру к себе ночевать. В четверток 25-го, день именин княгини Анны Николаевны, я поехал поутру в Петрово. Была праздничная обедня с многолетием княгине и всему княжескому дому. За столом пили за здоровье княгини и палили из пушек. Дети пели ей какие-то стишки и подносили букеты. Весь этот день до самого вечера я провел у брата, отужинал и потом со всеми распростился, чтобы назавтра ехать в обратный путь, и возвратился ночевать в Радино. Пятница, 26-го. В восемь часов утра поехал на своих лошадях в Венев; дорога хорошая, но в городе преужасная мостовая: из неровных камней, хуже, что незабороненное поле. Городок очень плохой: домов каменных мало, крыши есть и тесовые, но большею частью, в особенности по опушке города, все соломенные, и хаты – мазанки. Церкви есть очень хорошие: видно, что граждане пекутся более о благолепии дома Божья, чем о своих жилищах. Замечателен дом городового магистрата: полагаю, что он – допетровского времени, во всяком случае, современник Петра I. На одном из концов города – бывший Николаевский Веневский монастырь, который существовал до Петра I и им закрыт; теперь это приходская церковь . К вечеру я приехал в Тулу и остановился в общественной гостинице. Утром в субботу я посетил преосвященного Амвросия (Протасова). Я много о нем слыхал как о муже духовном и о великом проповеднике. «Ежели бы я умел писать и говорить, как он, – говаривал про него наш московский святитель Платон, – я уверен, что меня сходились бы слушать со всех концов России». Он был в последнее время настоятелем Юрьева монастыря в Новгороде и оттуда посвящен епископом в Тулу. На вид ему лет пятьдесят или немного более, очень представителен и прост в обращении, но с достоинством. Говорит плавно, без торопливости, смеется едва заметно, а держит себя вообще, как подобает архиерею: без натяжки и высокомерия, как это иногда бывает у этих духовных сановников – ученых, но иногда необтесанных сынков просвирниц и пономарей. Этот, напротив того, смиренно-важен и приветливо-сановит. Он внимательно выслушал мое неважное дело и дал мне удовлетворительный ответ. Побыв у него около часа времени, я отправился осматривать ряды и лавки. Потом был на оружейном заводе и все подробно видел; сказывали мне, что еженедельно выходит из работы до 5000 совершенно готовых ружей или 5000 пар пистолетов и 3000 тесаков.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

Иеромонах Иов, бывший духовник знаменитого архиепископа Тверского Амвросия Протасова, поступил в Оптину Пустынь в 1832 году, скончался в 1843 восмидесяти лет. Иеромонах Иннокентий (в схиме Иов) из Московского Андрошевского монастыря. Замечательный безмолвник, скончавшися в 1861 году. Тихо, спокойно лежал он в своей предсмертной болезни и на вопрос служившего ему брата: Батюшка, не желаете ли вы чего-нибудь, отвечал словами Апостола Павла: «Желание имею разрешитися и со Христом быти». Что и сбылось над ним вскоре 31 . Весь этот Собор почтенных Старцев О. Моисей и принял в Обитель и упокоивал со свойственным ему доброжелательством и редким радушием, оказывая им всегда подобающее почтение и приветливость, и стараясь по возможности удовлетворять их потребностям и желаниям, а они со своей стороны служили немалым украшением для Оптиной Пустыни. И образованных людей и простых из всякого сословия О. Моисей принимал в братство охотно, если видел в них благое намерение угождать Богу; не требовал никакого вклада в пользу Обители и в 1847 году сам выразился так одному приезжему: «Мы принимаем и тех, кто только себя принесет, иногда и в рубище, едва его прикрывающем». По опыту знал он, что в общежитии потребно много рук; потребны и люди с самыми многоразличными способностями, дарованиями и познаниями, что каждый тем или другим может быть полезен Обители. Но не столько заботился О. Моисей о том, могут ли принимаемые им принести пользу Обители, сколько о том, чтобы Обитель действительно послужила к их душевной пользе и спасению, и потому одинаково охотно принимал не только молодых и здоровых, но и старых и хилых, изъявлявших искреннее произволение, посвятить остаток дней своих, на служение Господу. Даже и слепых было при О. Моисее шесть человек. С особенною, отеческою любовью смотрел, он на своих слепых, как они усердно подвизались в послушании, кто звонарем, кто в хлебне. При этом иногда, с удовольствием вспоминал он, что и в Саровской Пустыни, в его там бытность, жил слепой, который искусно плел мрежи (сети) и, занимаясь своим рукоделием, припевал Псаломские стихи: сохрани мя от сети, юже составиша ми и от соблазн делающих Падут во мрежу свою грешницы. Един семь аз дóндеже прейду ( Пс. 140: 9 ) 32 .

http://azbyka.ru/otechnik/Yuvenalij_Polo...

П. Обухова и др. помещиков на роднике была построена новая часовня в честь Казанской иконы Божией Матери, в к-рую перенесли обретенную икону. При часовне сложилась монашеская община, а в 1714 г. по благословению Казанского митр. Тихона (Воинова) - мон-рь. К. Ж. и. находилась в монастырском Казанском храме (1714) слева от царских врат, а после пожара 1738 г.- во временной часовне. В 1739-1746 гг. на средства дворянина Г. А. Аблязова (прадеда писателя А. Н. Радищева ), особо почитавшего чудотворный образ, в обители возвели каменную Казанскую ц. (1739-1746), в которой хранилась К. Ж. и. В описи, составленной в 1763 г. прапорщиком И. Суховым, упомянут «Казанския Богородицы образ штилистовый в ризе и окладе сребропозлащенных кованных», а также др. Казанский образ, находящийся «позади правого клироса, в длину 1 арш., в ширину 3/4 арш., в серебряных же окладе и ризе» (Там же. С. 39). Ежегодно (с 1733) 8 июля на площади у стен обители устраивалась ярмарка, приуроченная к празднованию Казанской иконе Божией Матери. В 1764 г. Жадовский мон-рь был упразднен, а Казанская ц. обращена в приходскую. Для совершения богослужений к ней были прикомандированы священник и 2 причетника. Содержание клириков обеспечивали доходы от молебнов перед К. Ж. и. Указом от 19 июня 1817 г. Казанский архиеп. Амвросий (Протасов) решил упразднить монастырский храм, а явленный образ передать в Никольскую ц. с. Жадовка (ныне поселок городского типа Барышского р-на Ульяновской обл.). Ее настоятель свящ. С. Иванов собирался разобрать монастырский храм, а кирпичи перенести в Жадовку и использовать для приходских нужд. Однако, согласно «Сказанию...», «Царица Небесная... не допустила разрушить тот храм, который создан Ее святому имени» (Там же. С. 17). Указ архиерея не был исполнен: и работники, собиравшиеся разбирать церковь, и сопровождавший их священник ослепли, а когда прозрели, оставили свои намерения. Указом архиеп. Амвросия от 8 марта 1822 г. Казанский храм стал самостоятельным и приходским с. Жадовка, но богослужения в нем совершались редко.

http://pravenc.ru/text/1320206.html

Обретенная Казанская Ключевская икона, вероятно, постоянно находилась в алатырском Троицком мон-ре, и с 1768 г. лишь в дни праздников ее приносили в Казанскую ц. 23 июля 1823 г. архиеп. Казанский и Симбирский Амвросий (Протасов) особой резолюцией благословил носить икону по Алатырскому и Ардатовскому уездам. Весной 1848 г., во время эпидемии холеры в Симбирской губ., жители Алатыря попросили настоятеля Троицкого мон-ря архим. Иезекииля совершить крестный ход вокруг города с чудотворным образом, после чего эпидемия пошла на спад. С 1848 г. в память об избавлении Алатыря от холеры по распоряжению городского главы Новикова ежегодно 9 авг. совершали крестный ход вокруг города, в К. м. служили благодарственный молебен. Святыню в сопровождении братии и под охраной полиции носили «в дома» по специальному расписанию, утвержденному алатырским уездным исправником. Первый крестный ход был совершён, согласно указу Синода, 9 авг. 1849 г. Его возглавил архиеп. Симбирский и Сызранский свт. Феодотий (Озеров) . Икону украшал медный позлащенный оклад, а с 1803 г.- серебряный позлащенный оклад, риза с драгоценными камнями и венцом из червонного золота. В 1833 г. на средства мещанина Ф. Уланова был изготовлен новый, резной позолоченный киот. В 1858 г. по завещанию архиеп. Симбирского Феодотия (Озерова) к образу был привешен «крест изумрудный». Согласно описи 1918 г., икона находилась в иконостасе Свято-Троицкого собора алатырского мон-ря. Икона «мерою в вышину 61/2 вершков, а в ширину 51/2 вершков», «обложена серебром, вызолоченная, весу в оном окладе 10 фунтов, серебро непробное»; «икона сия иконописная, древняго писания на липовой доске, мерою в вышину 61/2 вершков, а в ширину 51/2 вершков. Риза на сей иконе серебряная, позлащенная, венец золотой, весом в ризе 1 фунт 24 золотника. Украшение сей ризы состоит из драгоценных камней страз и простых». В Троицкой обители имелась и копия чудотворного образа «мерою в длину 71/2 вершков, а в ширину 51/2 вершков» (Там же. С. 154-155). 1918-2014 гг.

http://pravenc.ru/text/1841542.html

30 Серафим Глаголевский, 1785 Учитель Троицкой Сем., где обучался. 1787 перешел в Моск. Академию и постригся. 1790 Префект. 1798 Ректор Академии 1799, Дек. 25, Викарий Московский, 1804 Епископ Вятский, 1805 Смоленский, 1812 Архиепископ Минский. 1814 Тверский, 1819 Митрополит Московский, 1821 Новгородский, ск. 1843, янв. 17. 33 С. Д. Нечаев, был Обер-Прокурором с 1833 по 1836, а преемник его, Граф Н. А. Протасов с 1836 по 1855. 35 Гадаю, Владыка намеренно поторопился уехать от Викария, чтоб не иметь неприятности видеть Ректора Семинарии, которого он уже не мог уважать. 36 Инспектор М. Академии, о. Евлампий обозревал эту Семинарию, по предписанию Комиссии Духовных Училищ в 1829 г. 37 Владимир Ужинский, воспитанник Александро-Невской Академии, 1809 Учитель Новгородской Семинарии, 1807 пострижен, 1811, в сане Инспектора, Архимандрит Новгородского Антониеева мон., 1812 Ректор Новгородской Семинарии, 1816 Настоятель Иверского мон., 1819 Викарий С.-Петербургский, 1822 Епископ Курский, 1831 Архиепископ Черниговский, 1836 Казанский, 1846 ув. на покой; ск. 1855, Дек. 16. 38 Гавриил Петров родился в Москве 1730. По окончании курса учения в Славено-Греко-Латинской Академии, был с 1754 справщиком или старшим корректором в Московской Синодальной Типографии, и 1758 Учителем Риторики в Троицкой Семинарии; в том же году, 28 июня, пострижен, 7 июля Ректор Троицкой Семинарии, в 1761 Академии, в которой обучался; 1763 Епископ Тверский, 1770 Архиепископ Петербургский, 1775 Новогородский а Петербургский, 1783 Митрополит, 1799 Новгородский и Олонецкий, в Декабре 1800 ув. на покой; ск. 1801, янв. 26, При нем Петербургская Семинария, 4 Ноября, 1775, переведена в Александро-Невский монастырь (с 1797 Лавра), и к ней в 1788 присоединена Новгородская; а в 1800 Новгородская Семинария, в которой оставались одни низшие только классы, открыта в полном ее составе, по-прежнему. 39 Амвросий Подобедов , 1765 Библиотекарь и Катехизатор при Троицкой Семинарии, а в 1767 Учитель. В 1768 пострижен и переведен в Славено-Греко-Латинскую Академию Проповедником; 1771 Префект, 1774 Ректор Академии. 1778 Викарий Московский, 1782 Епископ Крутицкий, 1785 Архиепископ Казанский, 1799 Петербургский, 1800 Новгородский и Петербургский. 1801 Митрополит, 1818 Новогородский, того же года ув. на покой в сконч. 21 Мая. Петербургская Семинария еще до него (в 1797), переименованная в Александроневскую Академию, при нем, в 1809, Фев. 17, преобразована в высшее учебное заведение под именем С.-Петербургской Духовной Академии, с открытием при ней, 1 Марта, Петербургской Семинарии, в той же Лавре. С 1819 здание Академии находится вне Лавры, фасадом обращено к Неве.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Покровский Павел Степанович (в монашестве Платон) (? – 11.09.1889), иеромонах, товарищ по семинарии прп. Амвросия Оптинского . В 1848 поступил послушником в Оптину пустынь, через год был переведен в скит. В 1858 пострижен в монашество. В 1867 рукоположен в иеромонаха. Участвовал в издательской деятельности Оптиной пустыни, занимался переводом с латыни трудов Исаии Отшельника. – 69, 130, 132, 134, 137, 139, 143, 144, 151, 155, 195, 204. Полнер Иван Иванович (1820 – 08.07.1892), действительный тайный советник, сенатор, с 08.01.1857 по 1866 юрисконсульт при обер-прокуроре Св. Синода. – 133. Полугарская Мария Павловна (? – 1874), помещица, благотворительница Оптиной пустыни. – 179. Поль-Пети Пьер Жан (1802 – 19.12.1881), литограф и печатник, владел собственным литографическим заведением в Санкт-Петербурге. – 139, 157, 166, 168, 183. Порфирий (Успенский) (08.09.1804 – 19.04.1885), епископ, востоковед, духовный писатель, археолог, византолог. В сане архимандрита с 08.05.1858 по 12.08.1860 по распоряжению Св. Синода совершил путешествие на Афон и в Палестину. 14.02.1865 хиротонисан во епископа Чигиринского, викария Киевской митрополии. – 83,90, 109. Потемкина Татьяна Борисовна (30.01.1797 – 01.07.1869), благотворительница. Сестра князя Н. Б. Голицына. На свои деньги восстанавливала храмы, монастыри. В своём имении основала ланкастерскую школу. – 171. Протасов Николай Александрович (27.12.1798 – 16.01.1855), граф, генерал от кавалерии, член Государственного совета, с 1836 по 1855 обер-прокурор Св. Синода. – 184. Путятин Евфимий Васильевич (08.11.1803 – 16.11.1883), граф, адмирал, дипломат, государственный деятель. В 1857 возглавил дипломатическую миссию в Китае. В 1857 совершил второе путешествие в Японию. 12.06.1858 заключил торговый договор с Китаем. 07.08.1858 заключил выгодный для России договор с Японией, по которому было получено разрешение открыть в Японии православную церковь . 26.08.1858 вернулся в Россию. Был произведен в адмиралы и назначен на должность морского агента в Лондон. – 153, 156, 158, 161, 169.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Наживая капиталы, алексинские купцы нередко обращали свой взор и на благоустройство города и возведение храмов, делая крупные пожертвования. Вот, на средства алексинского купца, фабриканта и лесоторговца Ивана Афанасьевича Маслова в городе было построено два каменных здания: богадельня в 1802 году и в 1806 году был заложен новый Успенский собор, который вместе со старым Успенским должен был украсить уездный город. Деньги на возведение собора выделили титулярный советник Илья Петрович Соколов и алексинский купец Лаврентий Золотарёв. Собор строился долго, и заказчику так и не довелось увидеть его завершение. Основное здание возводили шесть лет. Собор был освящён в 1815 году Тульским епископом Амвросием (Протасовым). Через 16 лет возле собора была возведена трёхъярусная колокольня, которую в 1857 году соединили с церковью пристройкой, вместившей два придела. С правой стороны - в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла, с левой стороны - в честь святителя Алексия, Митрополита Московского. Архитектура храма очень характерна для начала XIX столетия, когда формы зрелого классицизма безраздельно господствовали в России. Над основным объёмом возвышается высокий, круглый в плане световой барабан, перекрытый характерным для классицизма полусферическим куполом, увенчанным лёгким фонариком. Почти кубический основной объём украшен с обеих сторон шестиколонными коринфскими портиками, увенчанными треугольными фронтонами. С восточной стороны примыкает более низкая полуциркульная апсида. Окна объединены в четыре группы и размещены в продольной и поперечной осях здания. Последние ремонтные работы проводились до 1913 года, когда праздновался 300-летний юбилей царского Дома Романовых, и все посещаемые когда-либо царскими особами храмы были подновлены. Исторические записи свидетельствуют, что 11 июля 1837 года в присутствии цесаревича Александра Николаевича, будущего императора Александра II, в соборе был отслужен торжественный молебен по случаю его призда в город Алексин. Цесаревича тогда сопровождал наставник и учитель - Василий Андреевич Жуковский, во время своего большого путешествия по России. В знак пребывания высокой царской особы на вершине соборного креста была водружена корона. В соборном храме находится местночтимый образ Смоленской иконы Божией Матери. С 1872 года в Алексине утвердился обычай приносить местночтимый чудотворный образ Смоленской Божией Матери торжественным крестным ходом из села Бунырёво в город в день десятой пятницы по Пасхе. Этот крестный ход и связанные с ним торжества были приурочены в память об избавлении алекинцев от холеры и чёрной чумы. По завершении крестного хода и торжественного пребывания иконы в Успенском соборе образ провожали обратно в Бунырёво. До 1934 года традиция крестных ходов продолжала каким-то чудом сохраняться, конечно, не в той степени торжественности.

http://sobory.ru/article/?object=09284

Алексин. Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы (новый). Ново-Успенский собор Собор. Действует.   Престолы: Успения Пресвятой Богородицы , Петра и Павла , Алексия, митрополита Московского Архитектурный стиль: Классицизм Год постройки:Между 1806 и 1867. Адрес: Россия, Тульская область, г.Алексин, Базарная площадь Координаты: 54.516705, 37.083449 Проезд:Из Калуги, Тулы - на дизель-э/п до ст. Алексин; на а/м с трассы М2 поворот на Ненашево, далее 4 км на юг по старому Симферопольскому шоссе, в Железне направо 25 км. На высоком правом берегу Оки. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Образует единый ансамбль со Старо-Успенским собором. Колокольня утрачена. Соборный храм в честь Успения Божией Матери (новый) построен в 1806-1813 гг. на средства купца Ивана Афанасьевича Маслова. Освящен в 1815 году Тульским епископом Амвросием (Протасовым). Колокольня построена в 1829 году на некотором расстоянии от храма на церковные средства с помощью благотворителей. В 1857 году храм и колокольня соединены пристройкой, в которой в 1867 году на церковные средства и пожертвования устроены два придела: с правой стороны - в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла, с левой стороны - в честь святителя Алексия Митрополита Московского и всея Руси. В годы революционной смуты собор был закрыт и подвергнут разрушению. Возвращен верующим в 1945 году. В настоящее время в храме находится местночтимый образ Смоленской иконы Божией Матери. С 2002 года ведутся реставрационные работы. На данный момент выполнен первый этап реставрационных работ и произведена частичная консервация строения. Работы проводятся за счет средств, выделенных Министерством культуры РФ. Запланировано выделение дополнительных средств на продолжение начатых работ. 31 октября 2003 года состоялось захоронение останков на прежнем месте в старом Успенском соборе. Архивных данных по этому захоронению нет. С сайта Тульской и Белевской епархии www.tula.eparhia.ru

http://sobory.ru/article/?object=09284

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010