Погребен преосвященным Амвросием (Орнатским) в Софийском соборе в приделе святого Иоанна Предтечи, рядом с могилой митрополита Гавриила (Петрова). Библиотеку Латинских и Греческих книг он передал Петербурской Семинарии, а Русские передал брату. Его проповеди изданы под названием: «Собрание поучительных слов, в разные времена проповеданных Святейшего Правительствующего Синода первенствующим членом Амвросием, митрополитом Новгородским и С.-Петербургским, Свято-Троицкие Александро-Невские Лавры священно-архимандритом и разных орденов кавалером», 3-е издание, в 4-х частях, Москва, 1825. Кроме того, митрополит Амвросий написал книги: «Сокращение Богословских догматов», «Опыт Словенского словаря», «Молитвы для чтения в больницах». Кроме звания доктора Богословия, митрополит Амвросий имел звание почетного члена Медико-Хирургической Академии и С.-Петербургской Беседы любителей Русского слова 3890 . Архиепископ Амвросий, будучи назначен на Петербургскую кафедру, не застал в Лавре наместника. 8-го января 1800-го года им назначен был наместником Лавры новый ректор Академии, архимандрит Сергиевой Пустыни Амвросий. Архииандрит Амвросий, в мире Алексей Иванович Протасов родился в 1762-м году, в Московской губернии, образование завершил в Московской Славяно-Греко-Латинской Академии; по окончании академического курса в 1790-м году остался в Академии учителем. В 1794-м году принял монашество, после чего был назначен академическим проповедником и префектом. В ноябре 1798-го года 3891 назначен архимандритом Троице-Сергиовой Пустыни с вызовом на чреду священнослужения и поручением преподавать в Академии Богословие. В октябре 1799-го года назначен архимандритом Новгородского Антониева Монастыря, но в ноябре возвращен в прежнюю Пустынь со степенью Антониева Монастыря и назначен ректором Академии и членом Консистории. В марте 1800-го года переведен в Иверский Монастырь, в 1802-м году – в Юрьев. 10-го января 1804-го года хиротонисан во епископа Тульского, в 1816-м году назначен архиепископом Казанским в 1826-м году перемещен в Тверь, вследствие высочайшего поведения о назначении в Казань другого епископа – «человека опытного и твердого в характере».

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Более тщательное исследование его проповеднической деятельности укрепило бы нас лишь в той мысли, что он проповедник по призванию и представляет в себе идеал православного проповедника... Своей задачей мы ставим лишь – уяснить то представление «знаменитого проповедника», которое связывается с именем м. Платона. Льстим себя, однако, мыслью, что настоящее исследование не бесполезно, если не в научном (историческом), то, по крайней мере, в отношении чисто практического руководства для наших пастырей» 1655 . Говоря так, автор не умалил своих заслуг. Его книга, кроме интересно составленной биографии м. Платона (стр. 3–53), содержит в себе собственно отчасти пересказ, отчасти буквальное воспроизведение содержания проповедей м. Платона, по важнейшим затронутым в них вопросам, но в ней почти отсутствует историко-критическое освещение. Остались без специального обследования очень важные и интересные вопросы историко-генетического свойства, например, о степени зависимости и. Платона, как проповедника, от Феофана Прокоповича 1656 , от представителей современной русской и западной проповеди, среди которых были Гедеон Криновский , еп. Псковский, Ди- —212— митрий Сеченов, Гавриил, м. Новгородский 1657 , а также святоотеческой; между тем сам м. Платон свидетельствует о влиянии на него проповедей Гедеона Криновского , о тщательном изучении им творений Златоуста, так и других отцов 1658 . Вместе с митрополитом Новгородским издает в 1775 году сборник поучений на воскресные и праздничные дни года для чтения во всех церквах российских, в котором помещает ряд святоотеческих творений вместе с «произведениями древних и новых сочинителей» 1659 ; читает западных проповедников 1660 . Не менее важен вопрос о влиянии м. Платона на последующих представителей русского проповедничества, прошедших его школу, среди которых были знаменитый Филарет м. Московский 1661 , Августин (Виноградский) ; архиеп. Московский, Мефодий (Смирнов) , архиепископ Пензенский, Евгений (Казанцев), архиеп. Ярославский 1662 , Амвросий (Протасов), архиеп.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

харьковского Амвросия). Главное же движение в пользу восстановление древних братств обнаружилось в Киевской епархии и принадлежит киевскому митрополиту Арсению. Но кроме духовенства участие в этом деле принимали и светские лица, то возбуждая интерес к этой чисто православной форме церковного быта научным исследованием ее истории, как проф. Коялович, то сочувствием, выражавшимся в материальной жертве и вступлении в члены братства, как напр. И. С. Аксаков, то наконец инициативой в восстановлении древних братств на их прежней родине в западнорусском крае или в учреждении новых, как великая княгиня Елена Павловна, графини Протасова и Блудова. Подождем продолжение этого интересного очерка. Из других журнальных статей по истории русской церкви отметим следующие. В Русском Архиве даются новые мелкие материалы: О месте погребение Арсения Мацеевича 1), А. Титова, Архим. Варлаам Высоцкий (из архивных дел XVIII в.) 3), К жизнеописанию митр. Платона 6), Синод Сенату о гибели Московского архиепископа Амвросия в 1771 г. (Там же). В других журналах помещены: Г. Ольховского, К вопросу о первоначальном православии Польши, (Краткий истор. очерк, Странник, май); А. Л. Завьялова, К вопросу об имуществах церковных. Речь пред защитой диссертации (Христ. Чтение, январь), свящ. А. Л. Иванова, Император Александр I Благословенный в его отношении к духовенству и духовному просвещению. (Вера и  Церковь кн. 3); А. П . Лопухина, Иннокентий, архиепископ Херсонский (Странник, январь). В Трудах Киевской Академии идет ряд статей, начатых в прошлом году: Киевский митрополит Иерофей Малицкий (1796–1799 г.г.) Л. Белгородского (февраль и апрель); Преосв. Кирилл Наумов , еписк. Мелитопольский, свящ. Ф. Титова (март); Кн. А. Н. Голицын и его церковно-государственная деятельность, свящ. Н. Стеллецкого (апрель). Кроме того, вся январская книжка Христианского Чтение посвящена Истории разных богословских наук в истекшем XIX веке. 1 Здесь вероятно вкралась опечатка, потому что сумма этих трех цифр вместо 100 равна 99. 2 Сочинение «О св. Димитрии Ростовском » писано было Василием Нечаевым (ныне преосв. Виссарион еписк. Костромской) и сильно переделано А. В. Горским, рассуждение Руднева тоже правлено А. В-чем, но значительно меньше. Таким образом все три указанные выдающиеся произведение принадлежат нашей академии. Читать далее Источник: Смирнов С. И. Обзор русских журналов: Статьи по истории Русской Церкви//Богословский вестник 1901. Т. 2. 6. С. 374-400 (2-я пагин.). Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Н. А. Мотовилов. Фотография. Сер. XIX в. Николай Александрович (12.05.1809, с. Рождественское (Цыльна) Симбирского у. и губ.- 14.01.1879, там же), духовный писатель. Происходил из старинного дворянского рода, берущего начало от Федора Ивановича Шевляги, брата боярина Андрея Ивановича Кобылы, жившего в XIV в. Мотовиловы являлись крупными землевладельцами Ярославского у. Во время опричных переселений XVI в. одна из ветвей рода получила земли в Арзамасском у., где его представители заняли почетное место среди вотчинников. В нач. XVIII в. предок М. Кирилл Михеев Мотовилов с братом Данилой получил поместье в Симбирском у., размеры к-рого впосл. были увеличены его потомками. Отец М. подпоручик Александр Иванович служил в гвардии, после отставки ок. 2 лет прожил «в просфорном послушании» в Саровской в честь Успения Пресвятой Богородицы пустыни (Записки. 2005. С. 34). Но в списках монашествующих Саровской обители А. И. Мотовилов не обнаружен. Вскоре он женился на симбирской дворянке Марии Александровне Дурасовой. М. был крещен 14(15?) мая 1809 г. Когда мальчику исполнилось 7 лет, его отец скончался. Вскоре мать с сыном посетили Саровскую пуст., где получили благословение прп. Серафима Саровского . Ок. 1820 г. М. был отдан в частный пансион И. Ф. Лейтера в Казани. Это солидное (насчитывало до 60 учеников) учебное заведение пользовалось хорошей репутацией и негласно считалось благородным пансионом Казанского ун-та, на словесный фак-т к-рого 9 авг. 1823 г. М. поступил как своекоштный студент. Еще будучи в пансионе, М. высказывал собственное мнение по нек-рым богословским вопросам, за что бывал наказан. Однако получил поддержку Казанского и Симбирского архиеп. Амвросия (Протасова) . Обучение М. пришлось на время реформирования ун-та при попечителе Казанского учебного округа М. Л. Магницком. Реформаторы стремились остановить распространение вольномыслия в студенческой среде, для чего были приняты особые меры по укреплению дисциплины, а также введены в университетский курс богословие, церковно-библейская история, церковное красноречие, церковнославянский язык. М. также прослушал курсы российской поэзии, всеобщей и российской истории и географии, всеобщей и российской статистики, истории философских систем, логики, российской словесности, латинского, греческого и французского языков. При этом показал «очень хорошие» способности, отличался прилежанием и примерным поведением, а также «совершенно удостоверил в приобретенных им познаниях» (ГАНО. Ф. 639. Оп. 126. Д. 9076. Л. 4). 28 июня 1826 г. М. окончил Казанский ун-т с ученым званием «действительного студента», что давало ему право поступления на службу с чином губернского секретаря (12-й класс по Табели о рангах).

http://pravenc.ru/text/Мотовилов.html

е. удалить его из Петербурга, как удалили Гавриила и Амвросия. А рассказывая об удалении митрополитов московского и киевского, Серафим прибавил: «А киевский-то (митрополит) приехал ко мне и говорит: что вы, владыко, не посоветовавшись с нами об этом деле (о налитографировании Библии), дали свой отзыв! а я ему и говорю: «а вы что не посоветовались со мною? Я ведь постарше вас». Обер-прокурор Протасов, в докладе своем Государю о смерти Серафима, писал следующее: «Поспешаю донести Вашему Императорскому Величеству, что митрополит Серафим сего числа ночью переселился от сей временной жизни. Во всю истекшую неделю он чувствовал себя в изрядном состоянии здоровья и еще вчера вечером слушал, по обычаю, всенощное бдение, после чего принимал посетителей, и лег в обыкновенное время, не чувствуя ничего необычайного; но сего утра, когда вошли к нему, увидели его уже без жизни и совершенно охладевшим». 24 Государь на этом докладе отметил: «Искренно жалею покойника». 2) Евгений, митрополит киевский и галицкий, был членом св. синода с 1825 по 1837 год. Ненасытимая любознательность и страстная любовь к изучению древностей, особенно отечественных, отличали этого иерарха. Услуги, оказанные им нашей археологии, останутся всегда памятными и труды его по этой части поразительны столько же своею массою, сколько основательностью исследований и всесторонностью познаний. Где он ни был, куда его ни переносила судьба., он везде разведывал памятники древности того города, или места. В Воронеже – он описывает Воронежскую губернию в экономическом отношении; в Новгороде – исследует его древности; в Вологде – занимается объяснением зырянских древностей; во Пскове – пишет историю Псковского Княжества и составляет описания тамошних монастырей; в Киеве – описывает Киево-Софийский собор и Киево-Печерскую лавру. История российской иерархии – этот драгоценный памятник для изучения нашей церкви – своей полнотой и своими неотъемлемыми достоинствами обязана его же руководству и исследованиям. Словари о писателях духовных и светских, составленные Евгением, остаются, по драгоценности собранных в них материалов, трудом великим и почти единственным, несмотря на недавно вышедшее подобного рода сочинение Филарета харьковского.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Антоний 67 25 июля 1788 перев. из Зеленецкого, а 22 мая 1792 – в Рязанский Солотчинский мнтрь. Арсений Тодорский 22 мая 1792 перев. из Ростовского Борисоглебского, а 16 дек.– в Белоезерский Кириллов мнтрь. Досифей Ильин 31 янв. 1793, из наместн. Троице-Сергиевой Лавры, а 13 мар. 1795 перев. в Новгородский Антониев мнтрь. Анастасий Братановский (Романенко) 13 мар. 1795 перев. из Зеленецкого, а 29 мая 1796 в Новоспасский мнтрь. Феофилакт Русанов 29 мая 1796 перев. из Зеленецкого, а 10 нояб. 1798 – в Новгородский Антониев мнтрь. Амвросий Протасов произведён 29 нояб. 1798 из префектов Московской духовной акад.; 10 окт. 1799 перев. в Новгородский Антониев мнтрь, а 18 нояб. – обратно; с 27 мар. 1800 архим. Иверский. Флавиан Ласкин 10 окт. 1799 перев. из Зеленецкого, а 18 нояб. – в Новгородский Антониев мнтрь. Вениамин Жуков 22 апр. 1800 перев. из Иосифова монастыря, а 29 янв. 1802 – в Белоезерский Кириллов. Евгений Болховитинов 27 янв. 1802 перев. из Зеленецкого монастыря; 17 янв. 1804 хирот. в викария Новгородского. Августин Сахаров в февр. 1804 перев. из Антониева Сийского монастыря; 9 мар. 1806 уволен, а 10 июня хирот. в еписк. Оренбургского. Израиль Звягинцов 13 мар. 1806 перев. из Зеленецкого монастыря, а 31 авг. 1808 – в Свияжский Богородичный. Порфирий Кириллов 31 авг. 1808 перев. из Зеленецкого монастыря, а 9 авг. 1809 – в Белоезерский Кириллов. Анатолий Максимович произведён 15 авг. 1809, из С.-Петербургских вдовых священ.; 31 мар. 1812 хирот. в еписк. Полтавского. Мефодий Пишнячевский , ректор С.-Петербургской семинарии, произведён 27 мар. 1812, а 21 сент. 1813 хирот. в викария Новгородского. Иннокентий Смирнов 30 сент. 1813 перев. из Московского Знаменского монастыря, а 7 мар. 1816 – в Юрьев. Дамаскин Россов 3 июля 1816 перев. из Московского Даниилова монастыря, а 5 июня 1819 – в Новгородский Юрьев. Игнатий Брянчанинов определён в 1834; 13 нояб. 1857 хирот. в еписк. Кавказского. Игнатий Малышев , из наместн., определён 17 нояб. 1857; до ныне (1872). 3 Зеленецкий Троицкий, в Тихвинском уезде, от С.-Петербурга в 180 верстах, основан св. Мартирием в XVI веке. Ныне 3-го класса. [IV, 155.] Строители

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иона (Павлинский), архиепископ бывший епископ Орловский и Севский с 21.07.1821 по 06.11.1826 архиепископ Казанский и Симбирский Амвросий (Протасов), архиепископ бывший архиепископ Казанский и Симбирский с 06.11.1826 01.07.1831 бывший архиепископ Рязанский и Зарайский с 28.07.1829 по 01.03.1848 архиепископ Казанский и Свияжский Гавриил (Розанов), архиепископ бывший архиепископ Херсонский и Таврический с 01.03.1848 по 15.02.1857 на покое; 08.09.1858 Филофей (Успенский), епископ бывший епископ Костромской и Галичский с 15.02.1857 архиепископ с 23.04.1861 по 05.05.1876 митрополит Киевский и Галицкий бывший архиепископ Рязанский и Зарайский с 09.09.1876 09.06.1877 бывший архиепископ Карталинский и Кахетинский с 08.12.1877 12.03.1879 бывший епископ Харьковский и Ахтырский с 23.04.1879 архиепископ с 20.04.1880 18.09.1896 Викарии Тверской епархии Старицкие епископы С 7 марта 1836 года Имена Сведения Иринарх (Попов), епископ рукоположен с 03.05.1836 по 15.09.1836 епископ Рижский и Митавский, викарий Псковской епархии Неофит (Соснин), епископ рукоположен с 15.11.1836 по 23.04.1838 епископ Вятский и Слободской Викариатство упразднено 1 октября 1840 года, восстановлено 9 ноября 1866 года Антоний (Николаевский) епископ рукоположен с 19.02.1867 по 31.03.1873 епископ Енисейский и Красноярский Антонин (Державин), епископ рукоположен с 27.11.1883 по 18.10.1886 епископ Ковенский, викарий Литовской епархии; 02.03.1902 рукоположен с 14.12.1886 по 04.10.1897 епископ Великоустюжский, викарий Вологодской епархии; в конце 1916 Тобольская Учреждена в 1620 году Сибирская и Тобольская Кафедра в Тобольске Имена Сведения Киприан (Старорусенков) архиепископ рукоположен с 08.09.1620 по 12.12.1624 митрополит Сарский и Подонский Макарий (Кучин), епископ рукоположен с 19.12.1624 (1625) 24.07.1635 Нектарий (Теляшин), архиепископ рукоположен с 07.02.1636 по 07.01.1640 на покое в Нилово-Столобенской пустыни: 15.01.1667 Герасим (Кремлев), архиепископ рукоположен с 31.05.1640 16.07.1650 Симеон, архиепископ

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Учреждена 16 октября 1799 года Тульская и Белевская Кафедра в Туле Имена Сведения бывший епископ Коломенский и Тульский с 31.12.1799 по 31.12.1803 епископ Тверской и Кашинский Амвросий (Протасов), епископ рукоположен с 10.01.1804 по 07.02.1816 архиепископ Казанский и Свияжский Симеон (Крылов), епископ рукоположен с 27.02.1816 по 16.06.1818 епископ Черниговский и Нежинский Авраам (Шумилин), епископ рукоположен с 21.07.1818 по 29.10.1821 архиепископ Астраханский и Кавказский Дамаскин (Росов), епископ бывший епископ Старорусский, викарий Новгородской епархии с 06.11.1821 по 19.12.1850 архиепископ Олонецкий и Петрозаводский, по болезни не поехал; 31.07.1855 рукоположен с 04.03.1851 по 11.06.1857 епископ Херсонский и Таврический бывший епископ Дмитровский с 20.07.1857 по 28.08.1860 епископ Таврический и Симферопольский Никандр (Покровский), епископ рукоположен с 22.10.1860 архиепископ с 08.04.1873 27.06.1893 Туркестанская Образована 4 мая 1871 года Туркестанская и Ташкентская Кафедра в городе Верном Имена Сведения бывший епископ Новомиргородский, викарий, Херсонской епархии, с 12.11.1871 архиепископ с 16.09.1877 26.11.1877 Александр (Кульчицкий), епископ рукоположен с 12.03.1878 по 06.08.1883 епископ Костромской и Галичский Неофит (Неводчиков), епископ бывший епископ Елизаветградский, викарий Херсонской епархии с 06.08.1883 по 21.11.1892 архиепископ Кишинёвский и Хотинский; 10.03.1910 Григорий (Полетаев), епископ бывший епископ Ковенский, викарий Литовской епархии с 22.11.1892 по 18.02.1895 епископ Омский и Семипалатинский; 15.06.1914 Тмутараканская Кафедра в местечке Тмехархи (Тамань) Имена Сведения Николай, епископ, свт. рукоположен Кафедра закрылась, т. к. город был разорен, вследствие нашествия Печенегов. Туровская Упоминается с XI века Туровская Кафедра в Турове Имена Сведения Фома, епископ упоминается (первый) неизвестно Симеон, епископ упоминается неизвестно Кирилл, епископ рукоположен Игнатий, епископ упоминается неизвестно Иоаким, епископ рукоположен с 1144 по 1146

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Вот уже четвертый год, как мое семейство проживает лето в Ржеве, в моем родительском домике, расположенном на краю города и на берегу Волги. На время и я к ним наезжаю; вот и теперь я приехал до 7 или 8 июля. Трудно ожидать, чтобы Ваше Преосвященство собрались посетить наш город в этот краткий промежуток времени; но есть надежда, что не теперь, то в другое время, приезд Ваш во Ржев совпадет с моим, и я буду иметь радость приветствовать Вас уже не хартиею и чернилом, но усты ко устом. Не видавшись так давно (с 5 авг. 1867 г.), нашли бы, о чем поговорить, не только о прошедшем и настоящем но и «хотящих быти вскоре». Мое семейство поручаете себя Вашему благосклонному вниманию. Вверяя себя и его Вашим святительским молитвам, с глубочайшим уважением имею честь пребыть». В 7 часов вечера отправился в Кафедральный Собор к всенощному богослужению по случаю особенная на следующий день празднества. Служба совершалась в честь дневного святого, Предтечи и Крестителя Иоанна и св. Благоверного Князя Михаила Тверского. Выходил я на литию и величание. Стихиры на литии пели, по заведенному обычаю, столповым напевом сами соборяне. 24-го ч. совершал литургию в том же соборе. По окончании литургии, мощи Благоверного Князя Михаила подняты были с места священниками и вынесены из собора. По поставлении их на большие носилки, они поднесены были к проходу под колокольнею и здесь были держимы на плечах усердствующих богомольцев до тех пор, пока под ними прошла вся многотысячная масса пришедших с разных сторон богомольцев; затем св. мощи обнесены были вокруг собора и поставлены опять на свое-место. Эта процессия окончилась около двух часов пополудни. Торжественная процессия обнесения мощей Благоверного-Князя Михаила ежегодно совершается 24-го июня с 1831 года, когда свирепствовала в Твери, так же как и во всей почти России холера. В первый раз св. мощи Благоверного Князя были обнесены, по желанию граждан, вокруг всего города, но при этом произошло прискорбное событие. Бывший тогда Тверским архиепископом Амвросий (Протасов) 37 , при слабом здоровье и преклонных уже летах (ему было 69 л.), отправились, по совершении в соборе литургии, в крестный ход, изнемог на пути и, остановясь у церкви Живоносного Источника Божией Матери, разоблачился и почувствовал головокружение. По возвращении его в архиерейский дом у него открылись припадки сильной холеры, и чрез восемь дней, 1-го июля, прекратилась его жизнь. Между тем, в то же время в городе стала ослабевать эпидемия. С следующего 1832 г. постановлено обносить мощи Благоверного Князя Михаила только уже вокруг собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

«В сердце моём ещё живы слова Платона из его «инструкции Вифанским студентам и Платоникам» – пишет один из его питомцев, бывший Архиепископ Каменец Подольский Кирилл: – Студенты, по окончании наук, обнадёживаются от нас хорошею промоцией; впрочем, быв просвещены и благонравны, сами встретятся со счастьем» 50 . Такими-то средствами Платон приготовил многих достойных; правителей Дому Божия и знаменитых витий, которыми украшалась и доныне ещё украшается отечественная Церковь . Он склонил принять иноческий образ Павла Пономарева, Амвросия Протасова, Августина Виноградского , Евгения Казанцева, Филарета Дроздова , Симеона Крылова и многих других. Под правлением Платона рассадники духовного просвещения стали рассадниками достойных Архипастырей, столпов православия. Попечения Архипастыря не ограничивались одними школьными занятиями питомцев. Как человек образованный, одарённый обширным умом и чувствительным сердцем. Платон не мог не любить изящных искусств 51 и заграждать им вход в область школы, тем более что и в Московскую и Киевскую Академии открывали им доступ сочинители библейско-исторических драм святитель Димитрий Ростовский и Симеон Полоцкий . – Для развития вкуса и дарований, для упражнения в произношении и движении, Платон допускал в вакационное время, представление Семинаристами избранных сцен из Библейской, Греческой и Римской истории, также некоторых трагедий Сумарокова, даже сам назначал пьесы для представления, иногда и сам присутствовал; но однажды вывел весьма невыгодное заключение о студенте из того, что тот хорошо сыграл безбожника из известной трагедии 52 . В аудиториях юноши занимались инструментальною и вокальною музыкой: пением духовных кантов оглашались не только учебные покои в часы отдыха от учения, но и рощи и сад Корбухи и Перервы, Пафнутьевский сад в Лавре. Платону приятно было видеть питомцев своих бодрыми и весёлыми духом; он повторял слова Апостольские: «Благодушествует ли кто, да поёт» ( Иак. 5:13 ). Зная необходимость развития и упражнения телесных сил, Платон позволял сменять прогулками и невинными играми школьные труды, требовавшие усидчивости и напряжения ума; Троицкие и Вифанские семинаристы, весной и осенью, чистили рощи и в садах дорожки, летом шевелили и складывали сено в копны на лугах, поливали и пололи гряды в огородах, сбирали травы для домашней аптеки и цветы для украшения церквей в праздники и аудитории во время диспутов, нередко и сам Архипастырь бывал свидетелем и даже участником таких занятий, кои имели целью внушить учащимся любовь к природе, уважение к трудам поселянина, приучить их к хозяйству, необходимому для сельского священника, и дать полезное для здоровья развлечение учёным труженикам. Бывши врагом праздности и роскоши, Платон собственным примером учил юношей трудолюбию и умеренности.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010