Амвросий, архиепископ Тверской и Кашинский (Протасов Алексей Иванович) Родился около 1762 года в г. Боровске Московской губернии. Обучение начал в Перервинской духовной семинарии, а закончил в Троице-Сергиевской лаврской духовной семинарии. В 1790 году назначен учителем риторики и поэзии в Московскую духовную академию. В 1794 году принял монашество и был проповедником и учителем философии в академии. С 1797 года – префект академии. 9 января 1799 года возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Троице-Сергиевой пустыни под Санкт-Петербургом. В этот же период занимал должности: ректора Александро-Невской духовной академии, учителя богословия и присутствующего в консистории. В 1800 году назначен наместником Александро-Невской лавры и настоятелем Иверского монастыря. 4 июня 1802 года переведен настоятелем Новгородского Юрьева монастыря с сохранением за ним и прежних должностей. 10 января 1804 года хиротонисан во епископа Тульского. 7 февраля 1816 года возведен в сан архиепископа с назначением на Казанскую кафедру. Улучшив порядок учебной и воспитательной работы в академии, преосвященный Амвросий поднял Казанскую духовную академию на высокий уровень. Он всей душой болезновал и об инородных племенах своей епархии. С 6 ноября 1826 года – архиепископ Тверской. Скончался 1 июля 1831 года. Преосвященный Амвросий был одним из красноречивейших проповедников своего времени. Слово его отличалось необычайной яркостью, непосредственностью и производило на слушателей неизгладимое впечатление, что свидетельствовало о большом природном таланте. Некоторые из его слов приобрели такую популярность, что включались и в хрестоматии. Московский митрополит Платон (Левшин) был прекрасным оратором, но, услышав однажды речь преосвященного Амвросия, воскликнул: «Если бы я так писал, как Амвросий, меня сходилась бы слушать вся Россия». Александр Ефимович Измайлов, вице-губернатор Твери, с большим уважением относился к преосвященному Амвросию. Он называл его «умнейшим, ученейшим, благороднейшим и любезнейшим человеком, красой всех монахов, который молвит не в укор, умнее даже Филарета, красноречивее его».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Алексин. Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы (новый). Ново-Успенский собор Карта и ближайшие объекты Образует единый ансамбль со Старо-Успенским собором. Колокольня утрачена. Соборный храм в честь Успения Божией Матери (новый) построен в 1806-1813 гг. на средства купца Ивана Афанасьевича Маслова. Освящен в 1815 году Тульским епископом Амвросием (Протасовым). Колокольня построена в 1829 году на некотором расстоянии от храма на церковные средства с помощью благотворителей. В 1857 году храм и колокольня соединены пристройкой, в которой в 1867 году на церковные средства и пожертвования устроены два придела: с правой стороны - в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла, с левой стороны - в честь святителя Алексия Митрополита Московского и всея Руси. В годы революционной смуты собор был закрыт и подвергнут разрушению. Возвращен верующим в 1945 году. В настоящее время в храме находится местночтимый образ Смоленской иконы Божией Матери. С 2002 года ведутся реставрационные работы. На данный момент выполнен первый этап реставрационных работ и произведена частичная консервация строения. Работы проводятся за счет средств, выделенных Министерством культуры РФ. Запланировано выделение дополнительных средств на продолжение начатых работ. 31 октября 2003 года состоялось захоронение останков на прежнем месте в старом Успенском соборе. Архивных данных по этому захоронению нет. С сайта Тульской и Белевской епархии www.tula.eparhia.ru Наживая капиталы, алексинские купцы нередко обращали свой взор и на благоустройство города и возведение храмов, делая крупные пожертвования. Вот, на средства алексинского купца, фабриканта и лесоторговца Ивана Афанасьевича Маслова в городе было построено два каменных здания: богадельня в 1802 году и в 1806 году был заложен новый Успенский собор, который вместе со старым Успенским должен был украсить уездный город. Деньги на возведение собора выделили титулярный советник Илья Петрович Соколов и алексинский купец Лаврентий Золотарёв. Собор строился долго, и заказчику так и не довелось увидеть его завершение.

http://sobory.ru/article/?object=09284

Бакалавры С.-Петербургской духовной академии иеромонах Серафим (Азбукин) (1822–1854 гг.) и иеромонах Мартирий (Горбачевич) (1831г.) Источник I. Иеромонах Серафим (Азбукин) СЕРАФИМ (Азбукин) скончался 32½ лет, а его недолгий педагогически-профессорский день, занявшись на горизонте Almae Matris в стенах Троице-Сергиевой Лавры, быстро пошел к вечеру в С.-Петербурге и догорел на небосклоне Академии С.-Петербургской грустным закатом. В мире называвшийся Петром, – он был сын диакона Богоявленской церкви села Красного Тульской губернии Крапивенской округи (уезда) Ивана Семенова Азбукина и родился 9 января 1791 года 1 . Согласно аттестату, при отправлении в Московскую Академию, – Петр Азбукин с 1802 года обучался в Тульской Духовной Семинарии российскому и латинскому чистописанию, русской и латинской грамматике, синтаксису, арифметике, географии, всеобщей истории, поэзии, риторике, философии, философской, естественной и российской истории, пасхалии, слушал богословие, толкование Священного Писания , церковную историю, книгу Кормчую и «О должностях пресвитеров церковных», изучал пастырское богословие, греческий и французский языки с успехом превосходным. Это выгодно выдвигало ревностного юношу, и – непосредственно по окончании семинарского курса – Петр Азбукин 12 октября 1814 г. преосвященным Амвросием (Протасовым, 1 июля 1831 г. архиеп. Тверским) определен в родную Семинарию учителем низшего грамматического класса на место М. А. Сахарова (после архим. Моисея), отправленного в сентябре сего года в состав первого курса Московской Академии. При преобразовании училищ он оставлен был в уездном училище учителем низшего отделения, а резолюцией епископа Тульского и Белевского Симеона (Крылова-Платонова, 27 мая 1824 г. архиеп. Ярославским) переведен учителем высшего класса Тульского уездного училища и с 8-го июня состоял в нём инспектором. Служба молодого преподавателя была столь похвальна, что – по требованию Московской Академии от 21 июня 1816 г. о присылке туда воспитанников для II-ro академического курса (1816–1820 г.) – местное семинарское правление, не колеблясь, отправило (в числе 6 человек и) Петра Азбукина, по соглашению с академическим ректором Филаретом (Амфитеатровым , 21 декабря 1857 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Н. А. Мотовилов. Фотография. Сер. XIX в. Николай Александрович (12.05.1809, с. Рождественское (Цыльна) Симбирского у. и губ.- 14.01.1879, там же), духовный писатель. Происходил из старинного дворянского рода, берущего начало от Федора Ивановича Шевляги, брата боярина Андрея Ивановича Кобылы, жившего в XIV в. Мотовиловы являлись крупными землевладельцами Ярославского у. Во время опричных переселений XVI в. одна из ветвей рода получила земли в Арзамасском у., где его представители заняли почетное место среди вотчинников. В нач. XVIII в. предок М. Кирилл Михеев Мотовилов с братом Данилой получил поместье в Симбирском у., размеры к-рого впосл. были увеличены его потомками. Отец М. подпоручик Александр Иванович служил в гвардии, после отставки ок. 2 лет прожил «в просфорном послушании» в Саровской в честь Успения Пресвятой Богородицы пустыни (Записки. 2005. С. 34). Но в списках монашествующих Саровской обители А. И. Мотовилов не обнаружен. Вскоре он женился на симбирской дворянке Марии Александровне Дурасовой. М. был крещен 14(15?) мая 1809 г. Когда мальчику исполнилось 7 лет, его отец скончался. Вскоре мать с сыном посетили Саровскую пуст., где получили благословение прп. Серафима Саровского . Ок. 1820 г. М. был отдан в частный пансион И. Ф. Лейтера в Казани. Это солидное (насчитывало до 60 учеников) учебное заведение пользовалось хорошей репутацией и негласно считалось благородным пансионом Казанского ун-та, на словесный фак-т к-рого 9 авг. 1823 г. М. поступил как своекоштный студент. Еще будучи в пансионе, М. высказывал собственное мнение по нек-рым богословским вопросам, за что бывал наказан. Однако получил поддержку Казанского и Симбирского архиеп. Амвросия (Протасова) . Обучение М. пришлось на время реформирования ун-та при попечителе Казанского учебного округа М. Л. Магницком. Реформаторы стремились остановить распространение вольномыслия в студенческой среде, для чего были приняты особые меры по укреплению дисциплины, а также введены в университетский курс богословие, церковно-библейская история, церковное красноречие, церковнославянский язык. М. также прослушал курсы российской поэзии, всеобщей и российской истории и географии, всеобщей и российской статистики, истории философских систем, логики, российской словесности, латинского, греческого и французского языков. При этом показал «очень хорошие» способности, отличался прилежанием и примерным поведением, а также «совершенно удостоверил в приобретенных им познаниях» (ГАНО. Ф. 639. Оп. 126. Д. 9076. Л. 4). 28 июня 1826 г. М. окончил Казанский ун-т с ученым званием «действительного студента», что давало ему право поступления на службу с чином губернского секретаря (12-й класс по Табели о рангах).

http://pravenc.ru/text/2564244.html

Покровское-Луговка. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Покровская церковь Карта и ближайшие объекты «По устному народному преданию, — писал в конце XIX века преподаватель П. И. Малицкий, — приходской деревянный храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы первоначально находился в селении Лупань, а село называлось Покровское-Лупань, но этот храм сгорел». После этого в селе Покровском-Луговке в 1745 году прапорщиком Федором Сильвестровичем Иевлевым был выстроен новый деревянный храм, который в 1889 году из-за ветхости был разобран, а на его месте была поставлена часовня. Совместно с этим храмом существовал еще один, каменный, в честь архистратига Михаила. В 1800 году храм архистратига Михаила был разобран и материалы от его разборки были употреблены на постройку храма, остатки которого сохранились до настоящего времени. А на его месте была поставлена каменная, обложенная кирпичом, тумба. Новый храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы с колокольней был построен в 1800 году на средства девицы дочери майора Татьяны Ивановны Арсеньевой. Селение получило двойное название Луговка-Покровское. В это же время здесь проживал Петр Александрович Арсеньев. Вообще, род Арсеньевых на Руси известен с 1389 года, а в Тульских землях начинается с 1625 года. Капитан лейб-гвардии Преображенского полка Василий Васильевич Арсеньев в 1795 году был уволен к статским делам и обосновался со своей женой Евфимией Никитичной Ивашкиной в сельце Луговка-Покровское. Он был депутатом Дворянского собрания Богородицкого уезда. 2 июля 1805 года по благословению епископа Тульского и Белевского Амвросия (Протасова) церковь была освящена протоиереем г. Ефремова Илией Корницким. В 1842 году трапезная часть церкви была расширена и в ней были устроены придельные алтари: правый — в честь Всех святых, а левый — в честь святой великомученицы Варвары. В 1860 году иконостас главного храма был заменен новым. В 1879 году церковному старосте купцу 2-й гильдии Павлу Сычеву за пожертвование на благоукрашение церкви было преподано благословение Святейшего Синода с выдачей грамоты.

http://sobory.ru/article/?object=24056

составитель Ирина Хрулева Часть 1. Жизнь, труды и подвиги преподобного Парфения Киевского   Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их. Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же ( Евр. 13:7–8 ).   Детство преподобного Парфения Подвижническая жизнь имеет одну цель – спасение души. Святитель Василий Великий Киево-Печерская Лавра, созданная около 1060 года верою и подвигами первоначальников ее преподобных игуменов Антония и Феодосия, от древних лет и доныне воспитала множество великих подвижников благочестия. К таким подвижникам принадлежит и преподобный Парфений Киевский . «Всякое подвижничество и всякое деяние совершаются нами, чтобы мы, как свеча, приобщились Божественного света, когда душа, как воск, вся предстоит Неприступному Свету», – говорит преподобный Симеон Новый Богослов . Различны пути тех, кто ищет этого благодатного приобщения. Кто-то идет путем заблуждений, совершает ошибки и падения, но однажды вдруг прозревает, очищается слезами, покаянием и яркой свечой, – иногда столь яркой, что освещает всю вселенную, – возжигается в христианском подвиг. Иные же с младых лет избраны быть чистым сосудом молитвы и служения Богу. Именно таким избранным благодатным сосудом и явился в мир будущий великий подвижник Церкви Православной преподобный Парфений, в миру Петр Иоаннович Краснопевцев. Он родился 24 августа 1792 года в селе Симонове Алексинского уезда Тульской губернии. Село, раскинувшееся в живописном месте на двух холмах и отстоявшее на сорок верст от губернского центра, насчитывало с сотню дворов и из достопримечательностей имело разве что два больших пруда. На вершине одного из холмов расположился местный приходской деревянный храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы, выделявшийся стройностью и величавой осанкой. Построен он был князем Щербатовым в 1770 году, по-видимому, на месте старого храма села Симонова. На это указывал святой антиминс, освященный митрополитом Московским Тимофеем 27 ноября 1759 года, очевидно, перешедший в этот храм из прежнего храма. Придельный алтарь был устроен в 1819 году князем Александром Петровичем Щербатовым в благодарность за благополучное возвращение из похода в 1812 году. Храмовый образ этого придела составляла икона Нерукотворного Спаса 13 , которой 15 сентября 1812 года благословил, как гласила на ней надпись, преосвященный Амвросий (Протасов) 1-й Казачий конный полк при выступлении в поход Тульского ополчения. К сожалению, этот исторический храм в селе Симонове не сохранился, и где находится Святыня – икона Нерукотворного Спаса – неизвестно.

http://azbyka.ru/otechnik/Parfenij_Kievs...

Казанская Основана в 1555 г. Архиепископия. Митрополия с 26.01.1589. С 1725 г. обычно замещалась епископами. С 1735 г. архиереи перемещались на другие кафедры. Именовалась: Казанская и Астраханская (ААО. Т. 1. С. 18–19; по Н.Д. Иерархия... – Казанская и Свияжская); с 26.01.1589 – Казанская и Астраханская; с 1602 г. – Казанская и Свияжская, паки; с 16.10.1799 – Казанская и Симбирская; с 10.02.1832 – Казанская и Свияжская, 3-й раз; Казанская и Татарская; Казанская и Марийская; Казанская и Свияжская, 4-й раз; с 08(21)02.1949 – Казанская и Чистопольская; с 13(26)12.1957 – Казанская и Марийская, паки; с 29.05(11.06)1993 – Казанская и Татарстанская. Викарные кафедры: Елабужская, Свияжская, Чебоксарская, Чистопольская, Мамадышская, Спасская, Бугульминская. 03.02.1555 05.12.1563 12.03.1564 06.11.1567 02.02.1568 13.07.1574 Лаврентий 14.02.1575 21.05.1575 Вассиан 05.07.1575 14.06.1576 Тихон Хворостинин (или Хворостин) 08.1576 10.1581 Иеремия 29.12.1581 23.03.1589 Тихон II 13.05.1589 03.06.1606 08.1606 26.12.1613 Ефрем Хвостов 07.02.1615 13.01.1646 Матфей 07.02.1646 26.09.1649 13.01.1650 17.08.1656 Корнилий 26.07.1657 11.11.1672 Лаврентий II 16.03.1673 06.08.1674 06.09.1674 30.01.1686 21.03.1686 24.08.1690 Адриан 08.09.1690 21.08.1698 Маркелл Серб 25.03.1699 24.03.1724 Тихон III Воинов 25.06.1725 31.12.1731 16.04.1732 29.03.1735 Иларион Рогалевский 17.09.1735 09.03.1738 09.03.1738 08.10.1755 Лука Конашевич 08.10.1755 25.07.1762 Гавриил II Кременецкий 25.07.1762 17.03.1782 25.04.1782 05.03.1785 27.03.1785 16.10.1799 Амвросий Подобедов 21.10.1799 11.12.1803 18.12.1803 14.01.1815 07.02.1816 06.11.1826 Амвросий II Протасов 06.11.1826 03.02.1828 25.02.1828 19.09.1836 19.09.1836 01.03.1848 01.03.1848 01.10.1856 03.11.1856 09.11.1866 09.11.1866 08.11.1879 11.01.1880 21.08.1882 21.08.1882 29.09.1887 29.09.1887 23.04.1892 07.05.1892 02.09.1897 04.10.1897 08.02.1903 Арсений Брянцев 08.02.1903 26.03.1905 26.03.1905 17.03.1908 05.04.1908 27.11.1910 10.12.1910 13(26)09.1918 04.1920 02(15)02.1930

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

22. Мнение Преосвященного Филарета о злоупотреблениях по управлению Подольскою епархиею 4 Марта 1839 г. Генерал-адъютант Гр. Бенкендорф 22 февраля 1839 г. препроводил к Об.-Прокурору Св. Синода Гр. Н. А. Протасову, записку, о злоупотреблениях по Подольской епархии, следующего содержания: По случаю ропота Греко-Российского Духовенства Подольской епархии на стесненность, происходящую от злоупотребления и противозаконных действий епархиального начальника 8 , Ректора семинарии 9 и протоиерея Гогоцкого 10 , дознано следующее: 1) Всякое лицо, получающее степень духовенства, не прежде удостаивается таковой, пока не пожертвует деньгами, под предлогом на украшение Архиерейской Церкви и ризницы; для чего у протоиерея Гогоцкого под секретом хранится книга. 2) К рукоположению во священники допускаемы бывают не только принявшие из Евреев Греко-Российское исповедание, но и зазорного поведения люди. Таким образом рукоположен в 1837 году в священники Кашериновский, изобличенный в воровстве вещей, оставшихся по смерти покойных Архиеп. Ксенофонта и игумена Амвросия; о чем заведенное дело, еще не решено в Летичевском уездном суде. 3) Протоиерейскими степенями и наградами, зависящими от Преосвященного и по представлению его жалуемыми Св. Синодом, не все удостаиваются за заслуги, по прежде или после получения, эти милости скупаются. Подобно протоиерею в Балтском уезде Подфилинскому, человеку неученому, произведенному в священнический сан из церковников, Проскуровского уезда священник Веселовский, в течении одного лета получил протоиерейский сан и представлен к награде камилавкою. А как удостоение протоиерейскими степенями и другими наградами, зависящими от Преосвященного, бывает без заслуг и непомерное так, что число протоиереев превышает число благочинных Церквей: то о награде их при представлении списка Св. Синоду не все показываются. 4) При обозрении епархии Преосвященным, наезды его бывают с челядью, которая слишком велика и весьма разоряет духовенство своими требованиями. 5) В 1836 году, вследствие указа духовной консистории был денежный сбор по 50 коп. сер. от каждой приходской и заштатной церкви, для постройки форменной одежды певчим.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АМВРОСИЙ (Протасов Алексей Иванович; ок. 1762, г. Боровск Калужской пров. Московской губ.-01.07.1831, Тверь), архиеп. Тверской и Кашинский. Учился в Перервинской и Троицкой ДС. В 1790 г. окончил московскую Славяно-греко-латинскую академию , в к-рой благодаря митр. Платону (Левшину) был оставлен учителем риторики и поэзии. В 1794 г. принял монашество. С 1795 г. проповедник и учитель философии, с 19 авг. 1797 г. префект академии. С 29 нояб. 1798 г. архимандрит и настоятель с.-петербургской Троице-Сергиевой муж. пуст . Амвросий (Протасов), архиеп. Тверской Амвросий (Протасов), архиеп. Тверской С 18 нояб. 1799 г. ректор Александро-Невской академии. С 8 янв. 1800 г. наместник Александро-Невской лавры , с марта 1800 г. настоятель Валдайского муж. мон-ря , с 4 июня 1802 г. настоятель Юрьева во имя вмч. Георгия Победоносца муж. мон-ря с оставлением в прежних должностях. 10 янв. 1804 г. хиротонисан во епископа Тульского и Белёвского. С 7 февр. 1816 г. архиепископ Казанский и Симбирский, из-за интриг и доносов 6 нояб. 1826 г. переведен на Тверскую и Кашинскую кафедру. Умер во время эпидемии холеры, похоронен близ Твери в Желтиковом муж. мон-ре . А. вел подвижническую жизнь, был чужд тщеславию, щедро раздавал милостыню, отличался строгостью к подчиненным. Находясь на Казанской кафедре, боролся со взяточничеством епархиальных чиновников и малограмотностью духовенства. На базе КазДА, преподавание в к-рой А. поднял на более высокий уровень, соответствующий статусу академии, была создана школа для клириков. А. вел работу по христ. просвещению малых народов Поволжья. В программу КазДА помимо изучения татар. языка было введено изучение чуваш. и марийского языков. После открытия Библейского об-ва в Казани (20 янв. 1818) менее чем за 4 года были сделаны переводы НЗ на чуваш., марийский, мордов. и удмурт. языки, к-рые рассылались по 5 экз. во все «инородческие» села. Предлагая перевести на языки малочисленных народов нек-рые богослужебные книги, А. предоставил в Святейший Синод вариант литургии на марийском языке, к-рый был оставлен без внимания.

http://pravenc.ru/text/114408.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЛАДИМИР (Ужинский Владимир Кононович; 22.03.1777, Ужинский погост Валдайского у. Новгородской губ.- 16.12.1855, г. Свияжск Казанской губ.), архиеп. Казанский и Свияжский. Из семьи причетника. Учился в Валдайском ДУ, с 1790 г.- в Новгородской ДС, после закрытия к-рой в 1792 г. перешел в Александро-Невскую ДС, в 1797 г. преобразованную в академию. На формирование В. как проповедника и преподавателя большое влияние оказали лекции архим. Антония (Знаменского) и архим. Амвросия (Протасова) . В 1800 г. Ужинский вернулся в восстановленную Новгородскую ДС. По одним данным, закончил обучение в 1803 г. и начал преподавать в семинарии, по др.- с 1800 г. был преподавателем. В 1806 г. являлся инспектором Новгородской ДС. Владимир (Ужинский), архиеп. Казанский. Гравюра. 40-е гг. XIX вв. (РГИА) Владимир (Ужинский), архиеп. Казанский. Гравюра. 40-е гг. XIX вв. (РГИА) 26 мая 1807 г. Старорусским еп. Евгением (Болховитиновым) Ужинский был пострижен в монашество. 16 июня рукоположен во диакона, 1 дек.- во иерея. С 7 февр. 1808 г. префект, с 19 июня 1809 г. ректор Новгородских духовных уч-щ, с 23 марта 1812 г. ректор Новгородской ДС. Одновременно с управлением новгородскими духовными учебными заведениями В. являлся настоятелем новгородских мон-рей: с 30 мая 1811 г.- Деревяницкого в честь Воскресения Господня мон-ря в сане игумена, 15 нояб. того же года, после возведения в сан архимандрита, назначен настоятелем Антония Римлянина в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ря , с 7 марта 1816 г. архимандрит Валдайского Святоозерского в честь Иверской иконы Божией Матери мон-ря , с 10 марта 1819 г. архимандрит Юрьева новгородского мон-ря . В авг. 1814 г. Комиссией духовных уч-щ удостоен звания профессора богословия. 11 мая 1819 г. состоялась хиротония В. во епископа Ревельского, викария С.-Петербургской епархии, к-рую возглавил Новгородский и С.-Петербургский митр. Михаил (Десницкий) . В. критически относился к активной в те годы деятельности Российского Библейского об-ва и его президента министра духовных дел и народного просвещения кн. А. Н. Голицына . В. покровительствовал архим. Фотию (Спасскому) во время пребывания последнего в Деревяницком мон-ре. 12 апр. 1822 г. В. был назначен епископом Курским и Белгородским. 15 марта 1828 г. вызван из Белгорода (в то время центр Курской епархии) в С.-Петербург для присутствия в Синоде, пробыл в столице 2,5 года и в Курскую епархию не вернулся.

http://pravenc.ru/text/159080.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010