Помимо того что история Авраама представляет собой откровение о триединстве Бога, которое во всей полноте раскрылось в Новом Завете, она напоминает нам о важности гостеприимства и вообще любви к ближним. Апостол Павел считал, что вначале Авраам не знал точно, кто пришел к нему. Он чувствовал присутствие Божие, но оказывал пришедшим знаки внимания как людям, странникам, гостям, которых послал ему Бог. Страннолюбия не забывайте; ибо через него некоторые, не зная, оказали гостеприимство Ангелам, — пишет об этом Павел в послании к евреям (Евр 13:2). За свое гостеприимство и милосердие Авраам удостоился принять Самого Господа. О том, что именно милосердие и любовь к людям — главные критерии, по которым будет определяться судьба каждого человека после Второго Пришествия, свидетельствует Сам Иисус Христос в притче о Втором Пришествии. Обращаясь к праведникам, которые стоят по правую сторону от Него, Господь говорит: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне  (Мф 25:34–36). А далее, видя их недоуменную реакцию, поясняет: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне  (Мф 25:40). «В этой земной жизни, — пишет святитель Амвросий Медиоланский, — мы все — странники, ибо имеем здесь лишь временное пристанище для обитания и поспешно переселяемся. И если мы окажемся жестокими или равнодушными к принятию странников, то смотрите, как бы и нам не отказали в пристанище святых в конце нашего жизненного поприща». Хотите получать письма с сюрпризом каждый день Рождественского поста?  Подпишитесь на ежедневную email-paccылky нашего Рождественского онлайн-календаря! Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии.

http://foma.ru/v-biblii-napisano-kak-avr...

Об основании Церкви говорится в 1-м послании апостола Павла к коринфянам в том смысле, что “никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос” ( 1Кор. 3:11 ). Апостол Павел обратил особое внимание на то, что Господь Иисус Христос является основанием Церкви, потому, что Церковь в Коринфе начала тогда разделяться на приверженцев Павла, Петра и Аполлоса, и святой Павел указывал, что ни он сам, ни апостол Петр, ни Аполлос, поставленный святым Павлом епископом в Коринфе, не являются основанием Церкви, но Им является единственно Господь Иисус Христос и вера в Его Божественность (см.: 1Кор. 3:3–11 )» (сс. 78–79). А из Священного Предания святой Горазд приводит три святоотеческие цитаты: блаженного Августина , святителя Иоанна Златоуста и святителя Амвросия Медиоланского , говоривших, что евангельские слова о «камне», на котором созидается Церковь , надо понимать как веру, исповеданную апостолом Петром. Также в примечаниях святитель Горазд пишет: «Основанием какого бы то ни было общества, и чисто человеческого, не может служить человек, но оно должно быть основано на определенной идее; тем менее Церковь христианская может быть основана на человеке, хотя бы этот человек был апостолом; наоборот, она могла и должна быть основана на главной идее христианского вероисповедания, то есть на вере, что Иисус Христос есть Сын Бога Живого» (с. 91). Далее святитель Горазд переходит собственно к анализу указанного католического аргумента, замечая, что «Господь Иисус Христос не мог воздвигнуть Церковь Свою на личности апостола Петра по следующим соображениям: Церковь нельзя строить на каком бы то ни было человеке, так как люди, даже будучи святыми, могут ошибаться; Господь вскоре же после Своих слов о создании Церкви на камне, сказал Петру: “Отойди от Меня, сатана! Ты мне соблазн” ( Мф. 16:23 ); апостол Петр три раза отрекся от Господа Иисуса Христа» (с. 80). Слова в той же цитате о даровании апостолу Петру «ключей от Царства Небесного» святой Горазд объясняет как дарование власти «связывать и разрешать, то есть прощать или же оставлять грехи», и напоминает, что эту власть Господь даровал «не только Петру, но всем апостолам, сказав им: “Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе” ( Мф. 18:18 ; см. также: Ин. 20:22–23 )» (с, 80).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

«Двое из них» – не из апостолов, а вообще из учеников Христовых, пребывающих в Иерусалиме (ср. стих 33), на которых есть намек в 9-м стихе в словах: «и всем прочим». «Эммаус» – у Иосифа Флавия Аммаус (Иосиф Флавий. «Иудейская война», VII, 6, 6) – небольшое селение в 60 стадиях (1,5 геогр. мили) от Иерусалима к северо-западу, т.е. в трех часах пути (был еще город Эммаус, или Никополь, в долине Иудейской, но он находился в 176 стадиях от Иерусалима 33 . Из двух путешественников известно только имя одного – Клеопы (стих 18). В другом спутнике видели то какого-то неизвестного Аммаона ( Амвросий Медиоланский ), то Нафанаила (Епифаний), то Петра или Симона Зилота ( Ориген , Кирилл) и, наконец, самого Луку (Феофилакт). Но все это одни предположения. «И разговаривали», точнее: «и сами разговаривали» ( κα ατο μλουν). Евангелист, очевидно, хочет сказать, что их рассуждения были иного рода, чем те, какие вел с ними Христос, на пути подошедший к ним. «Сих событиях». Каких? Только ли тех, что описаны в начале 24-й главы? Вероятнее всего, что евангелист имеет здесь в виду вообще события страданий и смерти Христа. Лк.24:15 .  И когда они разговаривали и рассуждали между собою, и Сам Иисус, приблизившись, пошел с ними. Лк.24:16 .  Но глаза их были удержаны, так что они не узнали Его. «И Сам Иисус» ( κα ατς ησος). Т.е. Сам Иисус лично, о Котором путники только что говорили друг с другом. «Приблизившись» – вероятно, нагнав их. «Глаза их были удержаны». Это было особое чудесное действие Божие (соответственное «открытию» глаз, о котором упомянуто в 31-м стихе). Евангелист Марк объясняет это несколько иначе ( Мк.16:12 ), но его сообщение можно рассматривать как поясняющее это чудесное божественное действие: глаза учеников «были удержаны» (Лука), потому что Христос явился им в новом виде (Марк) 34 . Лк.24:17 .  Он же сказал им: о чем это вы, идя, рассуждаете между собою, и отчего вы печальны? Лк.24:18 .  Один из них, именем Клеопа, сказал Ему в ответ: неужели Ты один из пришедших в Иерусалим не знаешь о происшедшем в нем в эти дни?

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

                Католики обычно ссылаются на слова Господа Иисуса Христа, которые Он сказал апостолу Петру, после того, как тот исповедовал его Сыном Бога Живаго.  Господь Иисус Христос сказал ему: «Блажен ты Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой сущий на небесах. Я говорю тебе: «Ты Петр, и на сем камне Я создам церковь Мою, и врата ада не одолеют ее. И дам тебе ключи царства небесного, и что свяжешь на Земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на Земле, то будет разрешено на небесах (Мф 16,17-19)».                 Современные католики, они пытаются эту цитату объяснить таким образом, что, вот, будто бы именно личность апостола Петра, стала тем камнем, на котором была основана церковь. Но в действительности все древние толкователи, в том числе и западные, говорят, что камнем, на котором должна быть создана церковь Христова, подразумевалась не личность апостола Петра, но его вера, что Господь Иисус Христос является Сыном Бога Живаго. Об этом говорили и святой Иоанн Златоуст, и блаженный Августин, и святой Амвросий Медиоланский, и другие, кто толковал в древности эту фразу, говорили, что именно слова Петра: «Ты Христос, Сын Бога Живаго» являются тем камнем, на котором основано здание церкви, а не сам апостол Петр. Потому что, как мы знаем, вскоре в Евангелии описывается, как апостол Петр впал в ошибку. Он начал прекословить Господу на Его слова о предстоящем страдании и смерти в Иерусалиме, и тогда Господь ему сказал: «Отойди от меня, сатана». И, разумеется, католики эту часть цитаты предпочитают не упоминать, потому что она показывает, что даже такой человек, благочестивый, ревностный и искренний, каким был апостол Петр, даже он не свободен от ошибок и падений. Как мы знаем, впоследствии он отрекся даже от Спасителя. И поэтому никакой человек не может быть основанием вечной Христовой церкви. Тем более мы знаем, в Писании про основание церкви говорится, что «никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос»(1 Кор 3,11). Апостол Павел обращает особое внимание на то, что Господь Иисус Христос является основанием церкви. Что касается слов о даровании апостолу Петру ключей от царства небесного, то это является дарованием власти связывать и разрешать, то есть прощать или оставлять грехи. Эту власть Господь даровал не только апостолу Петру, но всем апостолам. Что видно из Его слов: «Истинно говорю, что то, что вы свяжете на земле, то будет связано на небе, и что вы разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф18,17) и  (Ин 20, 22 -  23). Эта власть не является чем – то, что исключительно получил апостол Петр, эту власть получили все апостолы.

http://radonezh.ru/text/slyshal-chto-gre...

Версия Луки существенно отличается от обеих приведенных версий: Придя же на место, сказал им: молитесь, чтобы не впасть в искушение. И Сам отошел от них на вержение камня, и, преклонив колени, молился, говоря: Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет. Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его. И, находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю. Встав от молитвы, Он пришел к ученикам, и нашел их спящими от печали и сказал им: что вы спите? встаньте и молитесь, чтобы не впасть в искушение ( Лк.22:40–46 ). В некоторых рукописях Евангелия от Луки рассказ значительно короче. В них отсутствуют два предложения: Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его. И, находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю. Так, например, эти слова отсутствуют в папирусе III века, хранящемся в оксфордском Музее Эшмола (Ashmolean Museum) и содержащем фрагменты из 22-й главы Евангелия от Луки. 234 Отсутствуют они в Синайском (первая редакция) и Ватиканском кодексах IV века, Александрийском кодексе V века, ряде других манускриптов. На этом основании данный отрывок печатается в современных критических изданиях Нового Завета в двойных квадратных скобках. 235 В то же время отрывок присутствует во второй редакции Синайского кодекса, в кодексе Безы V века и во множестве других рукописей. Из древних авторов отрывок не упоминают Климент Александрийский (II век) и Ориген (III век), Афанасий Александрийский и Амвросий Медиоланский (IV век), Кирилл Александрийский (V век) и Иоанн Дамаскин (VIII век), 236 но о кровавом поте Христа упоминают Иустин Философ 237 и Ириней Лионский (II век), 238 Ипполит Римский (III век), Евсевий Кесарийский , Дидим Александрийский , Иоанн Златоуст и блаженный Иероним (IV век). 239 Количество свидетельств в пользу принадлежности отрывка оригинальному тексту Евангелия от Луки достаточно велико. Объяснить его исключение из текста в силу тех или иных причин проще, чем объяснить его включение в текст на более позднем этапе. 240 Так, например, можно объяснить опущение указанного отрывка тем, что Иисус представлен здесь как будто бы зависящим от ангела, пришедшего Ему на помощь. 241 В любом случае мы будем рассматривать отрывок как неотъемлемую часть рассказа о Гефсиманском борении.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

26 . Автор рисует будущий суд над миром. В тексте Вульгаты говорится о явлении невесты, скрываемой ныне землею (et apparebit sponsa, et apparescens ostendetur quae nunc subduuitur terra). Образ невесты прилагается в Апокалипсисе к новозаветной церкви (XXI:9). Так как в устах автора, чуждого христианству, он не естествен, то следует отдать предпочтение восточным переводам – армянскому, арабскому и эфиопскому, где вместо этого предсказывается, что с наступлением будущего века «откроется город, который невидим ныне». Речь идет о небесном Иерусалиме. О нем говорится ниже в этом же видении (VIII:52) и в следующем (IX-X гл.). По верованиям раввинов земля Израильская в последние дни будет настолько незначительна по объему, что на ней не будет помещаться ни одного жителя. С пришествием Мессии она захватит весь мир (Corrodi, 200). Упоминание невесты явилось вследствие неправильного чтения греческого текста, где, вероятно, употреблено было выражение: κα φανησεται νν μ φαινομνη πλις. Вместо νν μ ошибочно было прочитано νμφη и понято было применительно к Апокалипсису. 3Езд.7:27 И всякий, кто избавится от прежде исчисленных зол, сам увидит чудеса Мои. 3Езд.7:28 Ибо откроется Сын Мой Иисус с теми, которые с Ним, и оставшиеся будут наслаждаться четыреста лет. 28 . Латинский текст должен быть исправлен. Наименование Сына Божия Иисусом представляет христианскую корректуру, опровергаемую всеми восточными переводами, где употреблено обычное в Ветхом Завете название Мессии ( Nc II:2 ; Дah IX:25–26 ). Она явилась ранее IV века: Амвросий Медиоланский приводит это место в доказательство того, что имя Иисуса дано было Спасителю задолго до рождения Самим Отцом. «Господь наш Иисус получил имя до рождения, причем оно было наречено не Ангелом, но Отцом. Ибо, говорит Он, откроется Сын Мой Иисус вместе с теми, которые будут блаженствовать с Ним, которые останутся на 400 лет. По истечении этих лет умрет Сын Мой Христос, и прейдет век. Видишь, что ангелы возвещают то, что слышали, а не похитили самовольно» (Comment.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

20 . Ты уже читал, что Дух не только сила, но Он – Дух совета и силы ( Ис. 11:2 ). Сын назван Посланником великого совета 21 , а Дух – Духом совета ( Ис. 11:2 ), чтобы Ты признал единый совет Отца, Сына и Святого Духа, совет, который не оставляет сомнений в нерушимости приговоров и дает лишь непреложные решения. 21 . Святой Дух выступает судьей божественного совета, и ты можешь убедиться в этом. Мы уже разобрали, что Святой Дух – судья крещения 22 , а в подтверждение, что крещение – совет Божий, ты можешь прочесть: Фарисеи же отвергли совет Божий о себе, не крестившись от него ( Лк. 7:30 ). Если же без Духа не может быть крещения, то немыслим без Него и совет Божий. 22 . Для твердого признания Духа силой мы должны согласиться, что именно о Нем возвещается обетование Господа: Излию от Духа Моего на всякую плоть ( Иоил. 2:28 ). Обетованный нам воистину есть сила Божья, как Сам Сын Божий провозглашает в Евангелии: И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше ( Лк. 24:49 ). 23 . Святой евангелист Лука, стараясь показать, что Святой Дух есть сила Божья, повествует о мощи, с какой Он сошел, в таких словах: И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра ( Деян. 2:2 ). 24 . Не относи это описание лишь к явлениям чувственным и телесным, не забывай, что Дух сошел так, как должно и Христу, Который сойдет с силой, по слову Писания: И увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великой ( Мф. 24:30 ). 25 . Может ли быть не единой сила и не той же самой власть, если едины дело, суд, храм, дар жизни, освящение и Царство Отца, Сына и Святого Духа? 23 3 26 . Пусть же объяснят нам, в чем они видят различие божественного действия! Сам Господь подтвердил, что жизнь состоит в познании Отца и Сына: Такова жизнь вечная, да познают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа ( Ин. 17:3 ) – и что она состоит и в познании Святого Духа: Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди, и Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его, а вы знаете Его, ибо Он в вас пребывает и в вас будет ( Ин. 14:15–17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010