митр. Владимир (Сабодан) Пасхальное послание Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и всея Украины, Предстоятеля Украинской Православной Церкви Христос воскрес, и уже не умирает, смерть Им более не обладает. ( Рим. 6:9 ) Возлюбленные о Господе архипастыри, досточтимые пастыри, честное во Христе монашество, боголюбивые миряне – братья и сестры! Христос Воскресе! В день Светлого Воскресения Господа нашего Иисуса Христа мы сердечно приветствуем каждую боголюбивую христианскую душу радостным лобзанием мира! Христос воскрес из мертвых, и Его Гроб с этого момента стал источником жизни. Тот, в Чьих руках власть над жизнью и смертью , не имеющий порока и греха, принял от людей поношения и проклятия и умер на Кресте, чтобы искупить род человеческий от греха, проклятия и смерти. «Во Христе, – говорит святой Амвросий Медиоланский , – воскрес мир -человечество, в Нем воскресли небеса, в Нем воскресла земля». Жертвой Христовой истреблена сама причина наших несчастий – грех , и воссоздан в человеке образ Божий. И более того, Спаситель мира соделал нас участниками Славы Божией, усыновив Ему человека, некогда отвергшегося любви Отчей. Поэтому Христос для всех верующих в Него становится Начальником жизни ( Деян. 3:15 ), Начальником умерших ( 1Кор. 15:20 ), Новым Адамом , приводящим в жизнь вечную ( 1Кор. 15:22 ). С Воскресением Христовым воскресла на земле святая истина и посрамилась всякая ложь. Долгим и томительным было время ветхозаветного ожидания пришествия Спасителя. Но когда, наконец, пришел в этот мир Господь – Сама Истина, мир Его не познал. Пришел к своим, и свои не приняли Его ( Ин. 1:10–11 ). Над Истиной надругались, предали мукам и пригвоздили ко Кресту. Но воскрес Христос, а с Ним – вся правда и добродетель. Воскрес Христос – и положил начало новой жизни, начало новому человеку. Воскресение Христово является настолько важным событием, что святой апостол Павел указывает на него как на критерий истинности всего христианского учения: Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша ( 1Кор. 15:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/hristo...

В. Чернов Светлое Христово Воскресение. Пасха События праздника Воскресение Христово – основа всей христианской веры. «Если Христос не воскрес,– пишет апостол Павел, – то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» ( 1Кор. 15:14 ). Своей смертью и воскресением Господь Иисус Христос открыл врата вечной жизни каждому, кто не затворит своего сердца перед Его великой победой. «Если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним» ( 1Фес. 4:14 ). В православной Церкви Воскресение Христово – главный праздник церковного года. Как «торжество торжеств», этот святой и великий день даже не входит в число двунадесятых праздников, как бы стоя превыше всяческого празднования. Христос воскрес после еврейской Пасхи – праздника, установленного в честь освобождения израильского народа из египетского рабства. Воскресение Христово стало новой Пасхой – радостью освобождения от рабства смерти. «Слово «Пасха». – пишет святой Амвросий Медиоланский , – означает «прехождение». Назван же так этот праздник торжественнейший из праздников, в ветхозаветной Церкви – в воспоминание исхода сынов Израилевых из Египта и вместе с тем избавления их от рабства, а в Церкви новозаветной – в ознаменование того, что Сам Сын Божий, чрез воскресение из мертвых, перешел от мира сего к Отцу Небесному, от земли на небо, освободив нас от вечной смерти и рабства врагу, даровав нам «власть быть чадами Божиими» ( Ин. 1:12 )». Церковное приготовление к празднику Пасхи, состоит из Страстной седмицы и святой четыредесятницы, вместе образующих Великий Пост, 8 ТЗЮКС из нескольких подготовительных к великому посту седмиц. По древнему обычаю, праздник Пасхи совершается в первое воскресенье после полнолуния, выпадающего в день весеннего равноденствия. Если на равноденствие полнолуния не приходится, то Пасха совершается в воскресенье, следующее за полнолунием, ближайшим после весеннего равноденствия. Из-за такого счисления, дата Пасхи может приходиться на период с 22 марта(4 апреля н. ст.) до 25 апреля (8 мая н. ст.). Ангел в Гефсиманском саду

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Псалом 118 Аллилуиа. «В псалме сем, – говорит св. Афан., – пророк описывает житие святых, подвиги их, скорби, труды, также восстания демонов, тысячи внушаемых помыслов, сети и прочие средства к уловлению, а вместе и то, чем святые одерживают победу: закон, словеса Божии, помощь свыше и, наконец, что последует за трудами – награды, венцы, воздаяния». По бл. Феодориту, «Давид собрал в сем псалме все опыты своей жизни, все нравственные уроки, так что сего псалма достаточно к тому, чтобы желающих совершенной добродетели усовершить в ней». По св. Амвросию Медиоланскому , псалом сей есть как бы солнце между псалмами; есть похвала закону Божию, который здесь называется путем, свидетельством, заповедию, повелением, словом, судом, истиною, оправданием и т.п.; по количеству стихов (176-ть) более всех псалмов; в Еврейском тексте расположен по порядку алфавита, так что каждая буква сряду повторяется 8 раз, а после 8 стихов другая буква, и таким образом весь Евр. алфавит повторяется восемь раз. 1 . Блажени непорочнии в путь: ходящии в законе Господни. Блаженны живущие без порока. Это общее предложение для всего псалма. Далее показывается, кто эти блаженные. 2 . С Евр.: «Блаженны хранящие откровения Его, всем сердцем ищущие Его». 3 . С Евр.: «Они не делают беззакония, ходят путями Его». 4 . С Евр.: «Ты заповедал повеления Твои хранить твердо». 5 . Дабы исправилися путие мои, сохранити оправдания Твоя. С Евр.: «О, если бы направлялись пути мои к соблюдению уставов Твоих»! 6 . Тогда не постыжуся, внегда призрети ми на вся заповеди Твоя. С Евр.: «Тогда я не постыдился бы, взирая на все заповеди Твои». Здесь взирая означает то же, что: сохранив. Тогда я не стал бы стыдиться, сохранив Твои заповеди. 7 . С Евр.: «Я славил бы Тебя в правоте сердца, поучаясь судам правды Твоей». Т.е. тогда только я могу достойно исповедаться Тебе, славословить, благодарить Тебя, когда на опыте познаю законы Твои (Бл. Феод.). 8 . Не остави мене до зела. С Евр.: «совсем». Т.е. буду хранить уставы Твои, посему не лишай вовсе промышляющей благодати (Бл. Феод.).

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Скачать epub pdf КРЕЩЕНИЕ «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Божие» (Ин. 3, 5). «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» ( Мф. 28, 19 ). Тайна Крещения есть дверь Божией благодати. Если не крестимся, даже Кровь Сына Божия не спасет нас. Если же крестимся, получаем оставление грехов, становимся сообщниками заслуг Христа, Сына Божия, призванными ко всему закону христианскому, а особенно же к благоговейному Причащению Тела и Крови Христовых под видом хлеба и вина. Святитель Димитрий Ростовский ( 113, 84 ). Во-первых, это Таинство уничтожает все грехи: в младенцах первородный, во взрослых и первородный, и произвольный; во-вторых, воссозидает человека и возвращает ему ту праведность, которую он имел в состоянии невинности и безгрешности. Православное исповедание ( 113, 487 ). Если кто и добр по делам, но не получил запечатления водою, не войдет в Царство Небесное. Святитель Кирилл Иерусалимский ( 113, 488 ). Никто не входит в Царство Небесное иначе, как только через Таинство Крещения. Святитель Амвросий Медиоланский ( 113, 488 ). Вы должны познать, каким путем можно достичь отпущения грехов и получить надежду наследия благ обетованных. Другого пути к этому нет, кроме того, чтобы, познав Христа и омывшись Крещением во оставление грехов, начать потом жить безгрешно. Иустин Философ ( 113, 492 ). Через Крещение ... образуется и совершается человек Христов, земное прелагается в дух и воссозидается ( 12, 112 ). Итак, будем креститься, чтобы победить; приобщимся очистительных вод, которые омывают лучше иссопа, очищают лучше законной крови, священнее, чем «пепел телицы», который «через окропление освящает оскверненных» ( Евр. 9, 13 ), имевший силу только на время очищать тело, а не истреблять совершенно грех. Святитель Григорий Богослов ( 113, 492 ). Пришел Господь и ту славу и свет, какие погубил Адам преступлением заповеди, возвратил ему Крещением. Преподобный Ефрем Сирин ( 28, 476 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Из книги Иова следует еще один вывод: не стоит считать, что все плохое попускается людям исключительно за их грехи.      Всеведущий Господь свидетельствует о непорочности Иова (Иов 1, 8). Но знающие этого праведника люди, его друзья, так не считают. Руководствуясь земной мудростью, они видят в Боге внешнюю карающую силу, действующую по Своим, неведомым людям законам. Один из них, Елифаз, строгий моралист. Он твердо убежден, что страдание — это всегда последствие греха, что выдает в нем приверженца мертвой ортодоксии. Религиозные взгляды Вилдада, второго друга Иова, выражены в общих, довольно благодушных фразах. Он предлагает страдальцу не доискиваться истины, уйти от проблемы: если Бог тебе не отвечает, то не стоит даже пытаться добиваться от Него ответа. Третий из друзей, Софар, наиболее беспощаден к страдающему другу. Он уверяет Иова, что его наказание недостаточно, что он заслужил большего за свое тайное нечестие. Последний обличитель Иова, вместо облегчения нанесший ему еще более тяжкие душевные раны, – молодой Елиуй, который горячо доказывал, что Иов страдает из-за самомнения и излишней самоуверенности. Но Иов не может согласиться ни с одним из них, не может клеветать даже на себя. Иов невиновен ни в чем из того, что предполагают в нем его друзья, которым он отвечает без лукавства: Бог «знает путь мой; пусть испытает меня, — выйду, как золото. Нога моя твердо держится стези Его; пути Его я хранил и не уклонялся. От заповеди уст Его не отступал; глаголы уст Его хранил больше, нежели мои правила» (Иов 23, 10—12). Глубоко переживая то, что всей праведности человека недостаточно для воссоединения с Богом, праведник пророчески взывает от лица всего ветхозаветного человечества: «Нет между нами посредника, который положил бы руку свою на обоих нас» (Иов 9, 33). Иов ищет живой связи с Богом, его не устраивает формальное признание своей вины. Он желает понять смысл своих страданий, требует, чтобы Сам Господь объяснил ему Свои действия. И праведнику дается это ведение и видение Спасителя Христа. Невинно претерпевая горе, страдая от неодобрения близких и от молчания Господа, Иов предузнал те страдания, которые придется претерпеть Христу ради спасения людей. Провидя, что Бог не просто попускает ему страдания без вины, но и Самому Богу предстоит пострадать ради Иова, праведник смог иначе взглянуть на свои страдания, увидеть в них духовный, иррациональный смысл. По этой причине святитель Амвросий Медиоланский говорил, что «никто не любил Христа больше, чем Иов».

http://pravoslavie.ru/98026.html

Сети богословия Тема недели: Почитание мощей в православии Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Мнение Мнение Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Предельные вопросы естествознания: взгляд «снаружи» В дополнение к материалам, освещающим вопросы и проблемы естественных наук, портал Богослов.Ru публикует статью диакона Димитрия Майорова. В центре внимания автора – определение предельных вопросов естествознания. Статья Ибо какой человек в состоянии познать совет Божий? или кто может уразуметь, что угодно Господу? Помышления смертных нетверды, и мысли наши ошибочны, ибо тленное тело отягощает душу, и эта земная храмина подавляет многозаботливый ум. Мы едва можем постигать и то, что на земле, и с трудом понимаем то, что под руками, а что на небесах — кто исследовал? (Прем.Сол.9:13-16)   Мир сей есть дивное свидетельство о Боге, ибо чрез него обнаруживается Премудрость Божия. Это-то и увидел пророк и возвёл горе умные очи, говоря: как дивны дела Твои Господи! Вся Премудростию сотворил еси! (Пс 103:24). Свт. Амвросий Медиоланский (340-397). Шестоднев.     Само естествознание не в силах отвечать на вопросы, лежащие вне его компетенции, а именно на те, которые задаются по поводу внефизического, надприродного мира. Есть ли что-либо вне этого мира – другой вопрос, однако философии и религии интересно именно то, что вне границ нашего мира. Следовательно, само определение границ человеческого познания и, в частности, предельных вопросов естествознания есть вопрос и религиозный, и философский, решаемый в гносеологии.   Что мы вообще можем познать, или три ответа на один вопрос Мы познаем этот мир чувственно, эмпирически, рационально и передаем знания через механизм социальной памяти и трансляции этого знания через человеческую культуру. В зависимости от того, в какой философской системе ставится вопрос границ, зависит его решение. Если это позитивизм О. Конта или неопозитивизм Венского кружка, в частности Б. Рассела или его ученика Л. Витгенштейна , то ответ очевиден – нет пределов человеческого познания; горизонты познания, как и познавательные способности человека, безграничны, и это оптимистическая позиция.

http://bogoslov.ru/article/3863278

     Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! С праздником, с воскресным днем, с Неделей блудного сына, которая напоминает каждому из нас о том, что все мы уходим, но по милости Божией возвращаемся к своему Творцу, к Богу, к Отцу. К Тому, Кто, несравнимо ни с кем на земле и на небе, любит каждого из нас – Своего сына, Свою дочь. Из года в год мы слышим эту великую притчу, это великое Евангелие – Евангелие, потому что святитель Амвросий Медиоланский назвал рассказ Спасителя о блудном сыне самой настоящей благой вестью, самым настоящим законченным Евангелием. И разве это не благая весть?! Что, какие бы грехи, какие бы предательства, какие бы глупости ни сотворил человек, для Бога он все равно остается любимым ребенком, чадом, дочерью или сыном, который будет прощен, только бы в сердце его возгорелись любовь, понимание Отца, стремление к Нему, и если уж совсем человек придет в себя, как говорится в этой притче, то и благодарность Отцу Небесному. Все в этой притче прекрасно, даже то, что человек покидает своего отца, уходит от него, наносит ему рану, предает его… Чем же это прекрасно? Это прекрасно для нас, падших людей, таких же, как этот блудный сын, хотя бы потому, что мы можем осознать весь ужас падения всего человечества и каждого из нас. Каждый штрих в этой притче удивителен, и с каждым годом, несмотря на то, что мы множество раз слышали эту притчу, открывается в ней все новое и новое.      Вот сын объявляет своему отцу, что он требует той достойной части от имения и наследства, чтобы пользоваться им, как он сам хочет. Наследство обычно дается после смерти родителя. Этот несчастный сын, так же, как и мы, когда погрязаем в своем себялюбии, говорит: «Ты для меня уже умер». «Ты для нас умер уже», – говорим мы каким-то задним умом, совершая хотения наших страстей, то, что противно заповедям нашего Отца, животворящим, творящим жизнь. А после что произошло? Этот блудный сын какое-то время был еще с отцом. В притче умалчивается почему. Но спустя некоторое время он ушел – ушел не с домами, не с вещами. С чем же он ушел? С деньгами, которые он потребовал выручить, продав часть имения отца – того, что отец созидал своим трудом и ради своих детей. «Отдай мне это как хочешь, не мое дело как. И дальше я буду жить так, как я хочу». И вот, несмотря на все эти обиды, раны, оскорбления, отец, когда этот несчастный сын пришел в себя и вернулся к нему, бросился ему навстречу. Издали увидев его бредущим, жалким, трепещущим: «А как примет меня отец?», кинулся ему навстречу, и обнял его, и покрыл его поцелуями отцовскими – все забыто, кроме любви. Это и есть Евангелие, это и есть Бог и каждый из нас.

http://pravoslavie.ru/137675.html

сост. Дмитрий Семеник Скачать epub pdf Почему и как следует почитать родителей? Слушайся отца твоего: он родил тебя; и не пренебрегай матери твоей, когда она и состарится. ( Притч. 23:22 ). Боящийся Бога почтит отца и, как владыкам, послужит родившим его... Сын! Прими отца твоего в старости его и не огорчай его в жизни его. Хотя бы он и оскудел разумом, имей снисхождение и не пренебрегай им при полноте силы твоей. ( Сир. 3:7:12–13 ). Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу. ( Кол. 3:20 ). Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием: да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле. ( Еф. 6:2–3 ). Подсади деда на печь, тебя внуки подсадят. Нет такого дружка, как родная матушка. На свете всё найдешь, кроме отца и матери. Живы родители – почитай, померли – поминай! Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает. Русские пословицы. Если мы подумаем, что сделали для нас наши родители, то будем поражены неизмеримостью нашего долга перед ними. Святитель Амвросий Медиоланский († 397). Легко отречется и великого Бога, кто отрекся отца. Сыну никогда не входить в спор с отцом – повелевает закон, а прежде закона – природа. Святитель Григорий Богослов (329–389). Кто почитает старших, того будут радовать младшие, и в день молитвы своей будет он услышан. Преподобный Ефрем Сирин (IV век). Сыне, не гордись знаниями перед своим неученым отцом, потому что его любовь больше, чем твое знание. Если бы не было его, не было бы ни тебя, ни твоего знания. Дщерь, не гордись своей красотой пред сгорбленной матерью своей, потому что ее сердце красивее твоего лица. И ты, и твоя красивость вышли из ее скудной утробы. Научитесь, дщери, почитать своего отца, и чрез это научитесь почитать и всех других отцов на земле. Почитай отца твоего и матерь твою, потому что твой путь от рождения и до сего дня обеспечен усилиями родителей и их страданиями. Они тебя принимали и тогда, когда все друзья отворачивались от тебя, немощного и нечистого. Они тебя примут, когда все отвергнут. И когда все будут бросать в тебя камни, мать твоя бросит полевые цветы. Отец принимает тебя, хотя знает все недостатки твои. А друзья же твои тебя отвергнут, даже если им известны только добродетели твои. Знай, что нежность, с которой принимают тебя твои родители, принадлежит Господу, принимающему Свое творение как детей Своих. Так же как шпора заставляет коня бежать быстрее, так же и твоя вина перед родителями заставляет их еще более заботиться о тебе.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Псалтирь Давида пророка и царя песнь Псалтирь на церковнослав. яз. : — М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2018. — 560 с. Новое издание Сретенского монастыря, «Псалтирь» на церковнославянском языке удобного малого формата, содержит помимо 20 кафисм, молитв по их прочтении и последования по исходе души от тела, — церковнославянскую азбуку, список слов, которые могут встречаться под знаком титла, словарь некоторых церковнославянских слов и сравнительную таблицу чисел. Текст набран в две краски, объем — 560 страниц, твердый переплет. «Закон повелевает, история поучает, пророчества предвозвещают тайны Царствия Божия, нравоучение назидает и убеждает, а Книга псалмов соединяет в себе все это, и есть некая полная сокровищница спасения человеческого» (Святитель Амвросий Медиоланский). «В ней (Псалтири), как в раю, насаждено все, что по частям содержится в других священных книгах и всякий читающий ее, может найти в ней все, что для него нужно и полезно. В ней ясно и подробно изображена вся жизнь человеческая, все состояния духа, все движения ума, и нет ничего в человеке, чего бы не содержала она в себе. Хочешь ли ты каяться и исповедоваться, постигла ли тебя скорбь и искушения, гонят ли тебя, уныние и беспокойство овладело тобою, или что-нибудь подобное терпишь, стремишься ли к добродетели и преспеянию в ней и видишь, что враг препятствует, желаешь ли хвалить, благодарить славословить Господа? – в божественных псалмах найдешь наставление для всего этого» (Святитель Афанасий Великий) Сам Господь наш Иисус Христос Своим примером освятил богослужебное употребление Псалтири, заключив последнюю вечерю с учениками пением псалмов: И, воспев, пошли на гору Елеонскую (Мф. 26, 30). Следуя своему Божественному Учителю, святые апостолы также славили Бога пением псалмов. Это они заповедали и нам: Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу (Кол. 3, 16). Книгу можно приобрести: ·  в отделе оптовых продаж Сретенского монастыря (г. Москва, ул. Самокатная, д. 3/8, стр. 15 тел.: +7 (495) 628-82-10, +7 (495) 621-86-40) ·  в магазине Сретенского монастыря (г. Москва, ул. Большая Лубянка д.17, тел.: +7 (495) 150-19-09) ·  в интернет-магазине «Сретение» с доставкой по России и странам ЕАЭС. 3 мая 2018 г. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/112686.html

Во второй том собрания творений святителя Амвросия вошли трактаты, посвященные темам девства и мариологии. Все тексты представлены на латинском языке и в русских переводах. Предисловие Т Л. Александрова Среди обширного наследия свт. Амвросия Медиоланского, включающего, в частности, целый ряд нравственно-аскетических сочинений, выделяется группа произведений, посвященных девству, вдовству, браку и безбрачию — но все же по преимуществу именно девству как предпочтительному состоянию человека. Это трактаты «О девственницах», «О вдовицах», «О девстве», «О наставлении девы и о приснодевстве святой Марии и «Увещание к девству». Эти произведения традиционно пользовались большой популярностью среди читателей и достаточным вниманием исследователей. Причина этого, с одной стороны, в том, что в этих произведениях осуществлен уникальный синтез богословия, экзегезы, пастырской практики, а также обширной светской учености медиоланского епископа, а с другой — в том, что, несмотря ни на какие превратности истории, на неоднократно повторявшиеся эпохи тотального падения нравов и на противодействие со стороны светского мировоззрения, тема всецелого посвящения себя Богу не перестает быть актуальной, и стремление отдельных личностей к жизни «равноангельской» не иссякает. Согласно христианским аскетическим воззрениям, разделяемым свт. Амвросием, подлинная история девства началась с пришествия на землю Христа, Который «сообщил человеческим телам образ небесной жизни». Девство было изначальным состоянием прародителей до грехопадения, восстановленным благодатью Христовой, оно же является естественным для каждого человека, приходящего в мир. В Откровении дается картина ста сорока четырех тысяч избранных, «непорочных пред Богом»: Это те, которые не осквернились с женами, ибо они девственники; это те, которые следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел (Откр. 14. 4). В данном случае это не столько девственники в собственном смысле слова, сколько образ душ, преданных Христу. Христианское учение о девстве началось с апостола Павла, который мягко и рассудительно рекомендовал его своим адресатам как путь не обязательный, но желательный: кто решился в сердце своем соблюдать свою деву, тот хорошо поступает. Посему выдающий замуж свою девицу поступает хорошо; а не выдающий поступает лучше (1 Кор. 7. 37—38). Именно с апостола Павла начинается та неразрывная цепь традиции, к которой принадлежит и свт. Амвросий.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010