Такова история человеческой верности и неверности, в которой, однако, абсолютная верность Бога всегда находила отклик в порой скрытой, но никогда не прерывающейся «золотой цепи» святости… По словам Оригена, Церковь — та блудница, которую Христос непрестанно омывает Своей кровью, чтобы сделать ее непорочной супругой. Не только вне Церкви ведутся «войны». В самой Церкви тоже происходят «мятежи». Как среди язычников есть множество грешников, так множество их есть и среди нас, в совокупности составляющих члены Церкви. Вот почему Господь печалится и скорбит о наших грехах, говоря: Горе мне! Ибо со мною теперь — как по собрании летних плодов, как по уборке винограда: ни одной ягоды для еды, ни спелого плода, которого желает душа моя (Мих. 7, 1). Если у [Иисуса] были основания оплакивать Иерусалим, гораздо более их у Него для оплакивания Церкви, которая воздвигнута, чтобы стать домом молитвы, но постыдной алчностью, помрачающей ум ненавистью некоторых (к несчастью, столь многочисленных!) превращена в «разбойничье гнездо». Поэтому Иисус мог бы, имея в виду пребывающих в воздвигнутом Им живом святилище грешников, повторить слова псалмопевца: Что пользы в крови моей, когда я сойду в могилу? (Пс. 29, 10). Он бродит в поисках остатков урожая, но находит лишь несколько раздавленных гроздей и жалких плодов. Ни одного прекрасного плода, да и плохих немного. Кто из нас мог бы предложить Ему гроздья добродетели? Кто мог бы принести плоды благодатью Божией? Ориген Комментарий на Матфея, 35; Пятнадцатая гомилия на Иеремию, 3; Комментарий на Матфея, 16, 21: Пятнадцатая гомилия на Иеремию, 3. Амвросий Медиоланский — мирянин, избранный епископом против своей воли и подчинившийся решению народа и клира, — Амвросий оставил нам удивительную молитву, где выражается высочайшее звание епископа. Он требует от него прежде всего благодати сострадания, способности плакать вместе с грешником, выслушивая, наставляя и утешая его. Откуда приходит ко мне благодать услышать из уст Твоих: Прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много (Лк. 7, 47)? Признаюсь тебе: мои долги были больше, прощенные мне грехи — многочисленнее, ибо я пришел к священству из суеты судов и обязанностей общественной жизни. Потому и боюсь быть неблагодарным: грехов моих было более, а любил я менее. Защити Твое творение, Господи, сохрани во мне благодать, которую Ты дал мне, несмотря на мои попытки избегнуть ее. Я не считал себя достойным епископства… но благодатию Твоею есмь то, что есмь: поистине малейший и последний из епископов.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=754...

Святой Амвросий, ссылаясь на Писание, показывает, что едино имя трех Божественных Лиц. Но, прежде всего, едино имя Сына и Святого Духа, ибо каждый из Них называется Утешителем и Истиной. 132 . Кто же посмеет отрицать единство имени, видя единство действия? Но зачем я доказываю единство имени логическими аргументами, когда есть видимое свидетельство Божественного гласа, что едино имя Отца, и Сына, и Святого Духа? Ибо написано: «Итак, крестите все народы во имя Отца и Сына и Святаго Духа» ( Мф 28:19 ). «Во имя», – сказал, – а не «в имена». Следовательно, не одно имя у Отца, другое у Сына, а третье у Святого Духа, ибо Един Бог; невозможно несколько имен, так как не два и не три Бога ( 1Кор 8:4 ). 133 . И Сам Господь, чтобы показать, что едино Божество, едина сила и едино имя Отца, и Сына, и Святого Духа, а не во имя одного пришел Сын, а во имя другого Святой Дух, говорит: «Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете» ( Ин 5:43 ). 133 . Писание показывает, что имя Отца является также именем и Сына. Ибо в Исходе сказал Господь: «Я проведу тебя во имя Мое и провозглашу имя Господа пред тобою» ( Исх 33:19 ). Итак, Господь сказал, что во имя свое провозгласит Господа. Следовательно, Господь – имя и Отца, и Сына. 134 . Если же одно имя у Отца и Сына, уразумей, что то же имя и у Духа Святого. Ибо Святой Дух пришел во имя Сына, как написано: «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему» ( Ин 24:26 ). Пришедший же во имя Сына, конечно же, пришел и во имя Отца, ибо у Отца и Сына одно имя. Таким образом, единое имя Отца и Сына является также и именем Святого Духа. Ибо «нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» ( Деян 4:12 ). 135 . В то же время Господь учит, что должно верить в единство, а не различие Божественного имени, ибо Христос пришел в единое имя Троицы, в свое же имя придет антихрист, как написано: «Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете» ( Ин 5:43 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

152 . Научись же ныне, что как Отец является Источником жизни, так и Сына многие называют Источником жизни. Возвещаем то, что у Тебя, – как сказал Иоанн, – Боже Вседержителю, Сын Твой является Источником жизни, то есть Источником Святого Духа, ибо Дух есть жизнь, как сказал Господь: «Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь» ( Ин 6:63 ). Ибо где Дух, там и жизнь, и где жизнь, там и Дух Святой. 153 . Многие, однако, полагают, что в этом месте Отец показан лишь как Источник. Но да узрят они, что сообщает Писание: «У Тебя источник жизни» ( Пс 35:10 ), то есть у Отца Сын, так как Слово было в начале, и было у Бога. 154 . Но Отца ли кто понимает в этом месте под Источником, или Сына, в любом случае, речь идет не об источнике той воды, что сотворена, но об Источнике той божественной благодати, которая есть Святой Дух, Который сам является водой живой. Потому Господь сказал: «Если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую» ( Ин 4:10 ). 155 . Этой воды возжаждала душа Давида ( Пс 41:3 ). Олень, не желающий испить змеиного яда, стремится к источнику таких вод. Ибо вода духовной благодати есть жизнь. Она просвещает глубины разума, смывает все грехи души и очищает тайные пороки. Глава 16 Святой Дух – это большая река, орошающая горний Иерусалим. Он равен Источнику Своему, то есть Отцу и Сыну, что видно из Писания. Его воды жаждет и свт. Амвросий. Однако он напоминает, что для того, чтобы она сохранилась в нас, нужно уклоняться от диавола, страсти и ереси. Сосуды наши худы, а потому необходимо оставить ветхие колодцы, чтобы по примеру самаритянки и патриархов найти воду Господню. 156 . Но чтобы никто не умалял могущество Духа, желая тем самым внести различие в равночестность Лиц Святой Троицы, указывая, что вода является лишь малой частью всего источника (хотя тварные примеры вовсе не применимы к божественным вещам), все же, чтобы они не судили лишь по этому сравнению, пусть научатся, что не только водой называется Святой Дух, но и рекой, как написано: «Из чрева его потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него» ( Ин 7:38–39 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Если мы теряем остроту христианского восприятия жизни, остроту жизненного осоления, тогда по отношению к нам можно будет применить слова: «Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям». Блаж. Феофилакт учит: «…не оставляйте горьких обличений, если бы ненавидели и стали гнать вас». Т.е., мы не должны ради выгод спокойной жизни отказываться от обличительного тона наших высказываний. Феофилакт пишет: «Если учитель потеряет ум, то есть если не будет учить, обличать и исправлять, и разленится… Он должен быть лишен учительского сана и подвергнут презрению». Этим грехом, грехом человекоугодия, страдают те христианские наставники, которых прикормила светская власть. Сблизившись с нею, многие как бы растлились ею. Вместо того, чтобы обличать светскую власть, они потворствуют ей и через это губят души тех, которых не обличают. «Молчанием предается Бог», – как говорил св. Филипп Московский. Господь Иисус Христос общался с людьми разного общественного и социального положения. Но Он всегда искал для них духовного спасения. Сказано в Библии о нерадивых священниках: «Ибо уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его, потому что он вестник Господа Саваофа. Но вы уклонились от пути сего, для многих послужили соблазном в законе, разрушили завет Левия, говорит Господь Саваоф» ( Мал. 2:7–8 ). Священнослужители не имеют права быть лицеприятными и не имеют права оставлять служение обличения и вразумления нераскаянных грешников. В житии св. Амвросия Медиоланского рассказывается о том, что святому стало известно, что император Феодосий запятнал свои руки кровью жителей Фессалоники. Погибло много невинных людей, в том числе женщин и детей. Вскоре император, который был православным, отправился в храм на богослужение. Св. Амвросий не пустил императора в храм, остановив его при пороге дома Божия. Святитель сказал ошарашенному императору прямо в лицо: «Не надлежит тебе, царь, приступать к святому причащению вместе с верными христианами, после того, как ты сделался виновником таких убийств и не принес в том покаяния. Как же ты примешь тело Христово руками, обагренными неповинною кровью, или как станешь пить кровь Господню теми устами, которыми отдал повеление о жестоком избиении людей?» Император возразил: «Ведь и Давид согрешил, он совершил убийство и прелюбодеяние, однако не был лишен милосердия Божия». На что св. Амвросий ответил: «Если ты подражал Давиду в его грехах, то подражай ему и в его покаянии».

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Этим угрожали нам жестокие землетрясения и непрестанные дожди, это необычайная тьма возвещала, что всемилостивый Государь наш император Феодосий имел отойти от этого света. Самые стихии соболезновали кончине его. Небо и воздух покрыты были мраком непрестанным, земля тряслась и наполнялась разливающимися водами. Восхищение его от нас оплакивал и сам свет, ибо он жестокость мира этого растворял умеренностью и казни преступников предварял кротостью и снисхождением. Отошел он чтобы принять себе царство, которое не оставил, но только сменил: за благочестие позван он в жилища Христовы, в тот вышний Иерусалим, откуда теперь восклицает, обращаясь к нам: «Как слышали мы, так и увидели во граде Господа сил, во граде Бога нашего; Бог утвердит его на веки» ( Пс 47,9 ). Но многих оставил он сирых и лишенных отеческой помощи, многих оставил, даже сыновей своих. Однако не лишены те, кого оставил наследниками своего благочестия: не лишены те, для кого приобрел благодать Христову, и верность войск, которому доказал, что Бог покровительствует добродетели, за неверность же отомщает. Недавно оплакивали мы кончину его, а теперь в сороковой день творим о нем память в присутствии Онория императора, предстоящего святому алтарю. Ибо как святой Иосиф через сорок дней совершал память преставившегося отца своего Иакова, так и он Феодосию, отцу своему, воздает должное. Но так как иные привыкли соблюдать третий и тридцатый день, другие же – седьмой и сороковой, то послушаем, что говорит Писание. О преставлении Иакова, пишется: «И повелел Иосиф слугам своим – врачам, бальзамировать отца его; и врачи набальзамировали Израиля. И исполнилось ему сорок дней, ибо столько дней употребляется на бальзамирование, и оплакивали его Египтяне семьдесят дней» ( Быт. 50,2–3 ). И так должно следовать этому святому предписанию, ибо и во Второзаконии упоминается: «И оплакивали Моисея сыны Израилевы на равнинах Моавитских тридцать дней. И прошли дни плача и сетования о Моисее» ( Втор 34,8 ). Оба этих обыкновения имеют важное значение, ибо благодаря им совершается необходимый долг благочестия.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

О воспитании девы и приснодевстве святой Марии к Евсевию Глава первая 1. Ты поручаешь мне свое детище – посвященную Господу Амвросию, которая вместе с тем есть и мое (достояние); по причине благочестивой любви к ней ты заботишься о ней гораздо больше, нежели об остальных детях. И, действительно, так и должно быть при благочестивом сердце; других ты воспитываешь для того, чтобы отпустить из дому и сочетать с чужими, а эту ты постоянно будешь иметь при себе; конечно, и в отношении к остальным ты поступаешь по неустранимому влечению отеческой любви; в отношении же к этой ты возвышаешься (над обязанностями) отца: ты и обетом и заботами (своими) стремишься к тому, чтобы она была угодна Богу. Но все же она является главной причиной обетов и одна она только может уплатить все то, чем ты обязан и за себя и за всех детей (своих). 2. Это – жертва, которую Авель принес от первородных овец своих. Подобную (жертву) и апостол восхваляет предпочтительно пред другими, когда говорит коринфянам: Ибо «кто непоколебимо тверд в сердце своем, ... и решился в сердце своем соблюдать свою деву, тот хорошо поступает. Посему, выдающий замуж свою девицу поступает хорошо; а не выдающий поступает лучше» ( 1Кор. 7, 37–38 ). Вот почему и Давид, прекрасно описавший дары (gratiam) Церкви, вся слава коей внутри, а не вне – ведь высшая похвала заключается в благих помыслах, в непорочном порыве к целомудрию и в намерениях чистой совести – затем продолжил (свою речь), говоря так: «Приведутся девы Царю вслед ее». И обратившись к Владыке Отцу: " искренния, – говорит, – ее приведутся тебе: приведутся в веселии и радовании, введутся в храм царев». ( Пс. 44, 15–16 ). 3. Кто же это – ближняя? Конечно, та, которая приближается ко Христу и которой Слово говорит: «восстани, прииди ближняя моя, добрая моя, голубица моя; яко се зима прейде» ( Песн. 2, 10–11 ). Пока ( Церковь ) не восприяла еще Божия Слова, она была бесславной, бесплодной зимой; когда же восприяла Слово Божие и распялась для мира, она стала летом. Тогда, согретая теплотою Святого Духа, она расцвела и начала источать благоухание веры, теплоту целомудрия и сладость благодати.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Разделы портала «Азбука веры» Задайте вопрос о православном христианстве Можно ли просто читать молитву «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу»? 538 29.05.2023 Молитва Я сейчас переживаю не самый простой период в жизни (морально, душевно) сегодня так рассуждала внутри себя и поняла, что постоянно прошу у Бога чего-то, помилования, облегчения ситуации, даже будто не прошу, а требую: «Господи, дай», «Господи, помоги», будто Бог должен по щелчку пальца исполнять мои желания. И все молитвы мои просящие, но нет славящих. А потом подумала, ведь то, что сейчас происходит - это тоже часть Божьего замысла для меня и, вероятно, должно по итогу привести мою душу к чему-то хорошему, так почему бы просто не расслабиться, не отпустить все и не начать читать самую простую для произношения и ума молитву: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу». Когда я к ней приступила, я испытала какой-то страх, можно ли просто читать эту молитву по четкам или лучше подходить к ней с осторожностью? Кажется, что это самая серьезная молитва. 6 Ответов Есть очень много славословий Богу, в том числе и названное Вами. Не очень понимаю, зачем его читать по четкам и тем более спрашивать для этого совета в Интернете. Если желаете славословить Бога достаточно продолжительно, то советую регулярно читать или петь акафист Иисусу Сладчайшему или гимн " Тебе Бога хвалим " св. Амвросия Медиоланского . А смиряться перед Богом в скорбях всегда хорошо. Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает. Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны. Притом, если мы, будучи наказываемы плотскими родителями нашими, боялись их, то не гораздо ли более должны покориться Отцу духов, чтобы жить? Те наказывали нас по своему произволу для немногих дней; а Сей – для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его. Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности. Итак, укрепите опустившиеся руки и ослабевшие колени и ходите прямо ногами вашими, дабы хромлющее не совратилось, а лучше исправилось. ( Евр.12:6-13 )

http://azbyka.ru/vopros/mozhno-li-prosto...

Книга I Книга III 1 . В первой книге свидетельства из древней истории показали, что уже в древнеиудейских судьях воссияла духовная благодать и действием Святого Духа, вечность Которого постиг Моисей, открылись тайные небесные таинства. От начала мира, и сверх того – прежде всякого начала, сочетает Моисей с Богом Того, Кого узрел сущим прежде всех веков 1 . Внимательный читатель может убедиться, что от начала пребывают и Отец, и Сын, и Святой Дух. Об Отце написано: В начале сотворил Бог небо и землю ( Быт. 1:1 ), а о Духе сказано: И Дух Божий носился над водою ( Быт. 1:2 ). В самых первых словах очень уместно дается образ крещения, которым должно быть очищено творение. Сказано следом и о Сыне, поскольку Он – Тот, Кто отделил свет от тьмы ( Быт. 1:4 ). Ибо один – это Бог Отец, Который говорит, и другой – Господь Иисус, Который творит 2 . 2 . Но не следует видеть в Них, с одной стороны, высокомерно повелевающего начальника, а с другой – безропотно исполняющего подчиненного. Отец признает Сына равным 3 Себе в единстве зиждительного действия и говорит: Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему ( Быт. 1:26 ). А что еще может обозначать общность образа, действия и подобия, если не то же самое величие? 3 . Перестань сомневаться в равенстве Отца и Сына! Прочти: как Отец сказал, а Сын сделал, так же Сын говорит, а Отец действует. Отец творит, как написано: Отец Мой доныне делает ( Ин. 5:17 ). Пусть тебя убедит в том, что Сын повелевает, просьба, обращенная к Нему: Скажи только слово, и выздоровеет ( Мф. 8:8 ). А вот Сын говорит Отцу: Хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною ( Ин. 17:24 ) 4 , и Отец исполняет сказанное Сыном. 4 . Не пренебрег Святым Духом и Авраам. Известно, что увидел он Троих, но поклонился Одному 5 . Ибо один Бог , один Господь и один Дух, и единство чести проистекает из единства власти. 5 . Должен ли я перечислять все примеры по очереди? Самсона 6 , рожденного по божественному обетованию, сопровождал Дух. Так мы читаем, что благословлял его Господь и что начал Дух Господень действовать в нем в стане ( Суд. 13:24–25 ). Вот почему в предведении будущего таинства Самсон решил взять иноплеменную жену, а отец его и мать его не знали, что это от Господа ( Суд. 14:4 ). Его вел Дух Господень, и ведомый Его силою он по достоинству почитался всех сильнее. В одиночку он обратил в бегство иноземцев 7 и, непобедимый в своей крепости, голыми руками разорвал льва на куски, оставшись недоступным для его клыков 8 . О если бы он был так же усерден в хранении благодати, как был силен в борьбе со зверем!

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Книга I Книга II 1. В предыдущей книге через яркие свидетельства Писания мы показали, что апостолов и пророков – одних на проповедь , а других на пророческое служение – так же вел Святой Дух, как Отец и Сын. Теперь добавим то, чему каждый вправе изумиться, но в чем не может сомневаться, слова Сына Божьего: Дух Господень на Мне, ибо Он помазал Меня, благовествовать нищим послал Меня... проповедывать пленным освобождение и слепым прозрение ( Ис. 61:1 ; Лк. 4:18 ) 1 . К этим прочитанным из книги Исаии словам Он добавляет в Евангелии: Ныне исполнилось писание сие, слышанное вами ( Лк. 4:21 ), показывая, что это сказано о Нем. 2. Мы можем удивиться, действительно ли пророки и апостолы были посланы Святым Духом, коль скоро Христос сказал: Дух Господень на Мне ( Ис. 61:1 ; Лк. 4:18 )? И хорошо сказано «на Мне», ибо Он сказал это как Сын Человеческий. Он был и помазан, и послан проповедовать Евангелие именно как Сын Человеческий. 3. И уж если еретики не верят словам Сына, пусть услышат голос Самого Отца, говорящего Иоанну, что Дух Господень на Христе: На Кого увидишь Духа сходящего с неба и пребывающего на Нем, Tom есть крестящий Духом Святым ( Ин. 1:33 ). Так сказал Иоанну Бог Отец; и Иоанн услышал, увидел 2 и уверовал: услышал от Бога, увидел в Господе и уверовал, что это был Дух, сошедший с неба. Ведь сошел отнюдь не голубь, но как голубь, и об этом написано: Я видел Духа, сходящего с неба, как голубя ( Ин. 1:32 ). 4. Как Иоанн рассказал о том, что он видел, так же написал об этом и Марк 3 , а Лука добавил, что Дух Святый нисшел в телесном виде, как голубь ( Лк. 3:22 ), считая это не воплощением, но лишь образом. Дух явился именно в образе голубя, чтобы тот, кто не мог видеть Духа, уверовал через образ, и этим образом Он засвидетельствовал единое достоинство власти, единое действие в таинстве и единый дар в крещении вместе с Отцом и Сыном 4 , если мы только не считаем, что Тот, в Кого крестился Господь, столь слаб, что в Него мог бы быть крещен лишь раб. 5. И хорошо сказал: Пребывающего на Нем ( Ин. 1:33 ) 5 , ибо всякий раз, когда Дух желал вдохновить пророков, Он обращал к ним слово, но пребывал Он неизменно лишь на Христе.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Хотя писать о том, о чем сожалеем, есть только усиление страдания, но так как в воспоминании об утраченной вещи дух чаще всего находит себе успокоение (ибо, когда мы пишем, мы устремляем к ней мысль и внимание, и тогда она в словах наших как бы оживает), то рассудили мы написать о кончине младшего Валентиниана, чтобы из-за молчания нашего не оказалось, будто мы предали забвению этот благодетельствовавший нам залог, и память о нем непочтительно оставили, избегая случая к соболезнованию, а тем более, что соболезнующий утешается самим своим сожалением, и когда я о нем или к нему говорю, тогда как бы о предстоящем или к предстоящему речь обращаю. Итак, что прежде всего оплакивать я буду? О чем прежде горько сожалеть? Дни желаний наших обратились в плач: Валентиниан возвратился к нам не таков, какого ожидали, исполнил он обещание свое самою смертью , но желанное присутствие его стало нам весьма горестно. О, если бы он еще отсутствовал и был жив! Но, услышав, что Альпийские горы Италии осаждены неприятелем, пожелал лучше сам бедствовать, оставя Галлию, нежели не быть с нами, когда мы в опасности. Погрешил император, что хотел Римской империи помочь! Эта вина в смерти достойна хвалы. В воздаяние доброму Государю прольем слезы, ибо он заплатил нам смертью своей. Но не нужно здесь призывать к плачу. Оплакивают Валентиниана все, плачут неизвестные и боящиеся, плачут принужденные и варвары, плачут и те, которые казались неприятелями. К скольким стонам побудил он народы от Галлии и до наших мест? Ибо все оплакивают его не как императора, но как общего отца, сожалея о смерти его, как о своей собственной. Лишились мы императора, о котором соболезнование наше умножается тем более, что он был не зрел летами, но мудр советами. Потому, как говорит пророк: «око мое изливает воды, ибо далеко от меня утешитель, который оживил бы душу мою» ( Плач 1, 16 ) не только телесные, но и мысленные очи мои притупились, и все чувства некоей слепотой покрылись, так как лишился я того, кто обратил душу мою и в великом отчаянии сущую ободрил, и исполнил надежды.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010