Языческий период патриарха совсем не препятствовал медиоланскому учителю видеть в Аврааме высокое благочестие. Во второй книге De Abraham мы встречаем два места, где Амвросий, рассуждая о халдейском периоде жизни Авраама, категорически отвергал мысль о том, что патриарх был подвержен каким-нибудь порокам. Первым поводом к этому послужил стих «И Лот пошел с ним» (Быт. 12, 4). Исходя от филоновской этимологии имени Лот как «уклонение», Амвросий оказался перед экзегетической проблемой. С одной стороны, предполагается, что Авраам, отвечая на божественный призыв, идет правым путем, с другой стороны он идет этим путем с «уклонением». Для того, чтобы разрешить эту проблему, святитель признает, что, даже следуя «путем истины», Авраам был все же nutabundus «объят сомнением» . Затем, Амвросий переходит к жизни Авраама, предшествовавшей призванию Божьему: По большей части [Авраам] был ведом обманчивым образом благого, но он не отклонялся вполне. Ибо не сбиваться свойственно [только] совершенному, осторожному же свойственно не отклоняться окончательно. Не сбивался никогда только Тот, о Ком написано: се, Дева во чреве примет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил. Он будет питаться молоком и медом, доколе не будет разуметь отвергать худое и избирать доброе (Ис. 7, 14). Авраам не мог избирать благое прежде, чем он познал худое. Но он был привязан к небесным повелениям, чтобы не уклоняться от истины . Из контекста видно, что речь тут идет скорее о заблуждениях разума, то есть неверном представлении о Боге, чем о порочной жизни. Но чтобы оправдать Авраама и от этого, Амвросий приводит сильный довод: только Христос не мог ошибаться. Для остальных же ошибки являются своего рода вспомогательным средством к совершенствованию. Соответственно, то, что Авраам следует за Богом с «уклонением», вовсе не компрометирует святого, а лишь свидетельствует о том, что как бы праведен он не был, в своей праведности он не смог превзойти Христа. Второе место, где святой Амвросий говорит о благочестии Авраама в халдейский период, мы находим в толковании 5 стиха 12-ой главы: «И взял Аврам с собой Сару, жену свою, Лота, сына брата своего, и все имение, которое они приобрели, и всех людей, которых они имели в Харране». Речь идет о выражении possidere omnem animam . Принимая прямой смысл этого выражения как «владеть людьми», «владеть слугами», святитель находит другой способ чтения, а именно possidere animam suam , что заведомо изменяет смысл:

http://bogoslov.ru/article/791027

3 . Св. Амвросий Медиоланский : «...вовсе не лишением девства обусловливается супружество, а брачным договором. Вообще, супружество для девицы наступает с момента заключения брачного союза, а не с момента совокупления с мужем» 101 4 . Блаж. Августин: «В нашем (христианском) браке более имеет силы святость таинства, нежели плодородие матери» 102 Таким образом, мы видим, что Церковь хотя дозволила брак, но всячески 103 старается отвлечь внимание супругов от плоти в сторону духа. «Соединен ли ты с женой? Не ищи развода. Остался ли без жены? Не ищи жены, – говорит она и прибавляет относительно брачных: – Я вам сказываю ... имеющие жен должны быть, как не имеющие» ( 1Кор. 7, 27–29 ). Ибо до пложенья ли детей было первым христианам, когда каждую минуту могли за исповедание Христа бросить ко львам, распять, отсечь голову? Что стало бы тогда с его детьми? Но и в наше время, помня слова мудрого Екклезиаста ( Еккл. 2, 18–19 ) и трудность воспитания детей, кто из благоразумых не примет к сердцу этого поучения Церкви? 104 Итак, уже из всех предыдущих цитат и заключений легко понять, что брак сам по себе не является, по учению церковному, идеалом для человека. «Я не порицаю, конечно, и супружества, – говорит св. Амвросий Медиоланский 105 – но только преимущество отдаю девству. Изнемогали, сказано, зелия да яст ( Рим. 14, 2 ). Одно терплю – exigo, другому удивляюсь». Христос, Которого Царство несть брашно и питие, но правда и мир и радость о Дусе Святе ( Рим. 14, 17 ), не мог, конечно, приходить на землю только для того, чтобы благословить человеку остановиться в своем духовном развитии на этой низшей степени. Когда саддукеи придумали Ему чисто логическую задачу на основе законоположения о так называемом левиратном браке и преподнесли Ему как нечто очень остроумное и неопровержимое, Господь опрокинул все их хитросплетения одним словом: «Заблуждаетесь, не зная [как следует] Писаний, ни силы Божией. Ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж; но пребывают, как Ангелы Божии на небесах» ( Мф. 22, 30 ). Другими словами, и вопроса такого задавать и ставить нельзя, он лишний, так как имеет смысл лишь в земной человеческой жизни, длящейся краткое время. Но ведь наше житие на небесех есть ( Флп. 3, 20 ). И Сам Господь благоволил в показание истинного пути человеческого, высокого и совершенного, остаться безбрачным.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

В своем комментарии на псалом 30 Августин изрек: «Кто такие блаженные? Не те, в ком Бог не находит никакого греха. Ведь Он находит его во всех, ибо  все согрешили и лишены славы Божией . Но если греховны все, это означает, что блаженны только те, чьи грехи прощены. Это апостол и выразил следующими словами:  Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность . Также:  Если по благодати, то даром . Что означает “даром”? Это означает отсутствие всякой платы. Ты не сделал ничего доброго, но тебе даруется прощение грехов. Твои дела рассмотрены и найдены злыми. Если Бог воздаст за эти дела так, как они того заслуживают, то Он безусловно осудит тебя. Бог не воздает тебе справедливое наказание, но дарует незаслуженную благодать». Святитель Григорий Богослов в «Беседе 7 на Иезекииля» сказал: «Наш праведный Заступник защищает нас как праведных на суде, потому что мы осознаем себя неправедными и осуждаем себя как таковых. Так доверимся же не нашим делам, но тому, что у нас есть Заступник». А в Проповеди 73 на Песнь Песней святитель Григорий Великий заметил: «Если Он станет смотреть и на неправедность избранных, то кто устоит? Услышьте, что святой и избранный муж сказал Богу:  Ты снял с меня вину греха моего. За то помолится Тебе каждый праведник во время благопотребное . Потому даже святым необходимо молиться о своих грехах и о том, чтобы спастись по милости, не полагаясь на свою праведность. Ибо все согрешили и нуждаются в милости Божией». Амвросий [Медиоланский] в  De Jacob et vita beata  указал: «Мы оправдываемся не делами, но верою, потому что немощь нашей плоти препятствует делам, но сияние веры затмевает греховность дел и удостаивается прощения грехов». Августин в  De civitate Dei,  кн. 10, гл. 22, сказал: «Прощение грехов осуществляется через Посредника между Богом и людьми, в Котором, после того как Он совершил очищение от греха, мы примиряемся с Богом. Очищение от греха в этой жизни совершается не через нашу добродетель, но через сострадание».  См.:  Амвросий Медиоланский , святитель.  De Jacob et vita beata,  гл.

http://pravoslavie.ru/100709.html

Справедливо ли миру отдавать юные лета, а Богу немощную старость, миру всю жизнь и крепость сил, а Богу посвятить плоть дряхлую и изнуренную страстями (Св. Григорий Богослов. Слово на Крещение). Какая тебе будет похвала, если тело, приученное к неизнеженной жизни и утружденное старостью, посвятишь молитве, трудам и подвигам? Где борьба и многотрудный подвиг, там только и венец, который немногие обретают, и не все получают, вступившие на поприще брани (Св. Амвросий Медиоланский. на Пс.118). Не стыдно ли тебе лучшую пору жизни оставлять для себя, а для доброго намеренья и для крестоношения назначить такое время, которое ни на что употребить нельзя? Поздно тогда начинать жизнь, когда нужно ее кончить».    СТАВРОФИЛА. Прости меня, и не осуждай за прошение мое. Я желала отложить подвиг крестный не на последние дни старости моей, но на некоторые только годы.    АНГЕЛ. Но кто их обещал тебе? Не кратки ли дни человека? «Человек, рожденный женою, краткодневен» (Иов. 14:1); «человек не знает своего времени. Как рыбы попадаются в пагубную сеть, и как птицы запутываются в силках, так сыны человеческие уловляются в бедственное время, когда оно неожиданно находит на них» (Еккл. 9:12). Если бы кто заранее знал о времени своего отшествия из мира, то мог бы часть жизни отдать миру и наслаждениям его, а другую определил бы кресту и покаянию; но Бог, обещавший крестоносцу небо и кающемуся прощенье, ленивому и непостоянному не обещал и завтрашнего дня. Неизвестно, на каком месте тебя ожидает смерть, и потому ты ев всяком месте ее ожидай.    СТАВРОФИЛА. Но я еще молода, и желала бы дождаться более зрелого возраста.    АНГЕЛ. Всякий возраст угоден Богу, но наиболее отрочество и юность. «Благо человеку, когда он несет иго в юности своей» (Плач. 3:27). Не только должно воспринять иго Господне, но и должно воспринять его с юности; а если поздно воспримешь, то вместо того, чтобы стяжавать благодать, должна будешь более приносить покаяние в прошедшей жизни (Св. Амвросий Медиоланский. Сл. 2 на Пс.118).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3305...

ч. 6, стр. 280) 63 . Гл. 2, 19 И создá Бóг ещé от земли вся звери сéлныя и вся птицы небéсныя, и приведé я ко Адáму видети, чтó наречéт я: и всяко éже áще наречé Адáм дýшу живу, сиé имя емý Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных и привёл [их] к человеку, чтобы видеть, как он назовёт их, и чтобы, как наречёт человек всякую душу живую, так и было имя ей По мнению св. Амвросия Медиоланского , «сие владычество первого человека над животными, данное ему предварительным благословением Божьим ( Быт.1, 28 ) и выразившееся в наречении имён животными, прообразовало духовное владычество Христа над всем миром, власть над небом и землёй» ( Мф.28, 18 ; Евр.1, 2 ) (Толкование на Евангелие от Луки – у протоиерея Смирнова, стр. 48–49). Гл. 2, 21 И наложи Бóг изступлéние на Адáма, и ýспе: и взя едино от рéбр егó, и испóлни плóтию вместо егó И навёл Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из рёбер его и закрыл то место плотью И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привёл её к человеку Чудесное «создание жены (Евы) из ребра Адамова, – по мнению св. Иоанна Златоуста, – как бы в образе предвозвещало имевшее быть рождение от Девы» (Беседы на Евангелие от Иоанна ч. 1, стр. 303–304). Он же: «Как Адам без жены произвёл жену, так и Дева без мужа родила мужа 64 . Как от Адама Бог взял ребро и через это нисколько не уменьшил Адама, так и в Деве Он образовал одушевлённый храм и не лишил Её девства; целым остался Адам и по взятию от него ребра; неповреждённой осталась Дева и по исшествию из Неё Младенца» (тв. т. 6, стр. 696). Гл. 2, 25 И беста óба нáга, Адáм же и женá егó, и не стыдястася И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились По мнению св. Амвросия Медиоланского , «Христос без одежды восходит на крест (именно потому, что) как первый человек наг обитал в раю, так и второй человек ( 1Кор.15, 47 ) вошёл в рай» (Беседы на Евангелие от Луки кн. 4, гл. 4; у протоиерея Смирнова «Предызображение Иисуса Христа», стр. 48).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

10 . Да уж прекрасно ты сказал, будто твоя внучка не принадлежит к одному роду со своим дядей, твоим сыном, потому что не связана с ним родством по отцу! Можно подумать, единоутробные братья и сестры, то есть рожденные от разных отцов, но одной матери, могут вступать между собой в супружество, раз у них нет права родства по отцу, но связаны они только наименованием родства по матери! 11 . Потому тебе следует отказаться от того намерения: даже если бы это и было дозволено, такой брак твою семью не увеличит. Сын наш должен дать тебе внуков 79 , а дражайшая внучка – правнуков. Будьте здоровы, ты сам и все твои. 59 (Maur. 84). Амвросий Кинегию 80 1 . С какой благородной стыдливостью ты поручил мне поговорить с своим отцом о том, что ты не одобрял, но повиновался, чтобы не оскорбить его родительских чувств, уверенный, что я ничего другого не могу посоветовать, кроме того, что требуют святые обычаи. 2 . И я охотно взял на себя это бремя и, как я полагаю, вернул делу внучку. Право же, я не знаю, о чем он думал, когда желал видеть ее своей невесткой, чтобы вместо деда стать свекром. Более писать не стоит, чтобы не оскорбить целомудрия. Прощай, сын, и люби нас, ибо мы также тебя любим. 60 (Maur. 90). Амвросий Антонию 81 1. Никогда ты не обижаешь меня молчанием, и никогда не примутся мне жаловаться на твое безмолвие, но я знаю, что мне всегда есть место в твоем сердце. Воздавая большее, как можешь ты отказывать в том, что изливается на многих, – не столько по обычаю любви, сколько по правилам вежливости? 2 . Я же могу судить о твоих чувствах по собственным, потому что, думаю, никогда ни я от тебя, ни ты не бываешь от меня далек: всегда наши души соприкасаются, никогда нет недостатка ни у меня в твоих письмах, ни у тебя в моих, но ежедневно я с тобой говорю лицом к лицу, на тебя устремляю взор, помышления и все свои пожелания. 3 . Мне приятно поддерживать с тобой такое общение, однако твои письма – с другом, частью моего сердца, я буду говорить без обиняков! – мне неловко читать. Потому я прошу тебя – откажись от слов благодарности. Для меня высшая награда – исполнение своего епископского служения по отношению к вам, если ты считаешь, что я не оставляю вас без должной помощи.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

17. Итак, ушла седмерица, пришла восьмерица, ушло вчера, пришло сегодня, то сегодня, которое обещано, которое увещевает нас слушаться гласа Божия и следовать ему. Итак, ушел тот день Ветхого Завета, пришел день новый, когда утвержден Новый Завет , о котором сказано: Вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в то время, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской ( Евр. 8. 8–9 ). И прибавляет, по какой причине изменен завет: Потому что они не пребыли в том завете Моем, и Я пренебрег их, говорит Господь ( Евр. 8. 9 ). 18. Ушли первосвященники закона, законные судилища. Да приступим к Первосвященнику новому, 903 к престолу благодати, к Блюстителю душ ваших ( 1Петр. 2. 25 ), Первосвященнику, Который таков не по закону заповеди плотской, но по силе жизни непрестающей ( Евр. 7. 16 ). Ибо Он не Сам Себе присвоил славу ( Евр. 5. 4 ), но был избран Отцом, 904 как Сам Отец говорит: Ты священник вовек по чину Мелхиседека ( Евр. 7. 17 ). Мы видим, что принес новый Первосвященник: другие священники приносили жертвы за себя и за свой народ, 905 Он же, не имея греха, 906 чтобы приносить за Себя, за весь мир принес Себя ( Евр. 9. 14 ) и со Своею Кровию однажды вошел во святилище ( Евр. 9. 12 ). 19. Итак, Он и есть Первосвященник новый и новая жертва, не по закону, но превыше закона, Защитник мира, Свет миру ( Ин. 8. 12 ), сказавший: Се, гряду ( Ин. 22. 7 ). И Он пришел, к Нему да приступаем с полною верою ( Евр. 10. 22 ), поклоняясь, умоляя и надеясь на Него, Которого мы не видим очами, но любовью удерживаем, 907 Которому всякая честь всегда и слава. Прощай, сын, и люби нас, ибо мы тебя любим. 32 (Maur. 48). Амвросий Сабину 1. Ты вернул мне книжки, 908 которые из-за твоего одобрения я и сам буду ценить выше. И вот я послал другие, отнюдь не предвкушая похвалы, но рассчитывая на беспристрастную оценку, которую ты обещал, а я просил. Я предпочитаю кое-что исправить, основываясь на твоих замечаниях, если что-то тебя смущает, прежде чем сочинение будет издано и уже не будет возможности отозвать его назад, – это лучше, чем если ты что-то похвалишь, а другие осудят. Итак, я прошу у тебя оценки того, что ты велел прислать. Я хотел бы, чтобы ты не просто прочел мои сочинения, которые должны быть выпущены в народ, но чтобы взвесил их своим суждением. Не потребует «долгих заседаний» «этот суд и эта волокита», как говорили в древности, 909 о нашем тебе судить легко.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

298. Синод. перевод: Кто это идет от Едома, в червленых ризах от Восора, столь величественный в Своей одежде… — Ред. 299. Синод. перевод: Со мною с Ливана, невеста! со мною иди с Ливана! — Ред. 300. Синод. перевод: Христос пострадал за нас. — Ред. 301. Благочестие заключается в знании заповедей Христовых и следовании им на деле. Это прежде всего заповедь возлюби ближнего твоего, как самого себя (Мк.12:30–31) и Заповеди блаженства (см. Мф.5:3–12). Следование этим заповедям Евангелия призвано изменить душу человека к добру, направить на борьбу с собственной греховностью и страстями, которые, как бы ни были привычны и дороги человеку, причиняют ему страдания, лишают любви и удаляют от Бога. 302. Добродетель — здесь: добрые свойства души, такие как мир душевный, Евангельская любовь, милосердие, терпение, смирение, кротость, молчаливость, воздержанность, благость и т. д. 303. Сей день сотворил Господь: возрадуемся и возвеселимся в оный! (Пс.117:24). 304. Св. Амвросий родился около 340 года в христианской семье. Обладая богатыми природными дарованиями, при своем всестороннем образовании, Амвросий делал очень быстрые успехи на поприще общественного служения. До 374 г. он проходил различные светские должности. В 374 по единогласному решению граждан города Медиолана был призван к епископскому служению, которое и проходил до 395 года, когда закончилось его земное поприще. 305. caro fieret Deus — не совсем точное выражение для обозначения мысли об обожествлении плоти Христа. 306. Слав. библ. — «Израилева». 307. Т. е. в рабском служении мужчине. 308. Имеются в виду манихеи, возводившие отрицание брака на степень догматического положения своей доктрины. 309. Этого слова ни в славянском, ни в русском тексте библии нет. 310. Этот текст, приводимый нами со слов Амвросия, несколько разнится от библейского изложения его. 311. Очевидно, имеется в виду не самое имя религии, а та внутренняя связь, которая, по мнению Амвросия, существует между религией и нравственностью, в частности же между девственной чистотой, как проявлением истинно христианской настроенности.

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

3. Но тот, горделивым духом отказавшись от покаяния, лишился не только будущего, но и здешнего спасения и неким женским страхом сложил с себя царство, которое злым образом захватил, так что объявлял себя не императором, а попечителем государства. 20 .1. По смерти же Юстины некий гаруспик 22 Иннокентий по имени, но не по делам 23 , когда его пытал судья по делу о колдовстве, начал признаваться не в том, о чем его допрашивали; ибо он кричал, что большие муки испытывает от ангела, который охраняет Амвросия, потому что во времена Юстины ради возбуждения народной ненависти к епископу он, восходя посреди ночи на вершину церковной кровли, приносил там жертвы. 2. Но чем настойчивее и тщательнее он совершал злые дела, тем больше укреплялась любовь народа к кафолической вере и Господню святителю. 3. Он признавался, что посылал и бесов, чтобы те его умертвили; но бесы отказывались, [говоря], что не только к епископу никак не могут приблизиться, но даже к дверям дома, где тот жил, потому что все то здание ограждал неодолимый огонь, который жег их даже издалека; и что так иссякло его искусство, которым он считал, будто может что-то сделать против святителя Господня. 4. А другой с мечом дошел до самой спальни, чтобы убить святителя; но как только он поднял руку с обнаженным мечом, так и остался с застывшей в воздухе воздетой десницей. Тогда, после того как он признался, что был послан Юстиной, рука, которая застыла, когда он ее неправедно простер, была исцелена признанием. 21 . 1. В это же время, когда светлейший муж Проб направил к епископу своего слугу нотария 24 , которого тяжко удручал нечистый дух, как только тот вышел из Города, дьявол оставил его, боясь быть приведенным к святому мужу. 2. И таким образом, пока слуга был в Медиолане с епископом, в нем не являлось никакого диявольского господства, но когда он вышел из Медиолана и подошел близко к Городу, тот же дух, что владел им раньше, начал удручать его. 3. Когда же его спросили экзорцисты, почему тот не являлся в нем, пока он был в Медиолане, дьявол признался, что боялся Амвросия, и поэтому на время отступил и ожидал в том месте, где вышел из него, пока он вернется, а при его возвращении вновь вошел в покинутый им сосуд.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Амвросий Медиоланский пишет: «А что Дух – вершитель Божественного изволения, можно также узнать из следующего. Ведь когда выше мы показали, что Святой Дух – совершитель таинства крещения и прочли, что крещение происходит по замыслу Божию, как написано: а фарисеи и законники отвергли волю Божию о себе, не крестившись от него ( Лк.7:30 ), – то определенно прояснено, что как невозможно крещение без Духа, так же без Духа невозможен и суд Божий. И чтобы еще в большей степени постичь, что Дух есть мощь, нам надлежит знать, что Его [сошествие] было обещано, когда Господь сказал: излию от Духа Моего на всякую плоть ( Иоил.2:28 ). Стало быть, Тот, Кто был нам обещан, есть мощь, как и в Евангелии Сын Божий объявил: И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе облечётесь силою свыше ( Лк.24:49 )» 98 . Итак, Дух Святой действовал через Моисея как Дух суда Божьего, потому что те пророчества, которые в Духе Святом изрекались, были пророчествами о судах, о казнях. Фульгенций Руспийский, живший до VIII века, так истолковал слова святителя Амвросия Медиоланского : «Блаженный Амвросий в первой книге сочинения о Святом Духе среди прочего приводит такое утверждение [пророка Иоиля]: излию от Духа Моего ( Иоил.2:28 ). Не Духа, по его словам, но – от Духа, ибо мы не можем обрести полноту Святого Духа, но столько получаем, сколько наш Судия по Своей воле от Себя уделяет. Стало быть, святой Амвросий, указывая, что мы принимаем не полноту Духа, но от полноты Его, немного позже, чтобы показать, что Христос стяжал полноту Духа, говорит так: «Отец говорит, что излиет от Духа Святого на всякую плоть. Ибо не всего [Духа Святого] излил, но того, чего излил, всем было достаточно»» 99 . То есть Дух Святой изливается в полноте в том смысле, что каждый пророк Бога получал Духа Святого в достаточном для него виде, в той достаточной полноте, которая была необходима, чтобы он эффективно совершил свое служение перед Богом. И эти два Божиих пророка, Моисей и Аарон, очень эффективно в Духе Святом совершали свое служение, служение суда над богами Египта, поражая язычество и идолопоклонство в этой стране, в этом оккультном государстве! Ибо Древний Египет – это была оккультная тирания, бесовское порабощение верующих людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010