В 304 г. по Р. X. здесь пострадал мученик Димитрий Солунский, ставший после покровителем города. В 389 г. город Ф-ка был местом страшной резни, устроенной по приказанию Импер. Феодосия, мстившего городу за убийство своего чиновника. За эту кровавую резню Имп. Феодосий был обличен св. Амвросием Медиоланским и должен был понести церковное наказание. В 904 г. Ф-ка была захвачена Сарацинами, в 1185 г. она перешла во власть норманнов из Сицилии, а в 1422 подпала под протекторат Венеции. В 1430 г. город был завоеван турками; и только в 1912 году освобожден соединенными усилиями балканских христиан. В настоящее время это второй по величине город на Балканском полуострове к несчастию густо заселенный евреями. Для славян Ф-ка будет всегда памятна как родина великих Апостолов славянства – св. братьев Кирилла и Мефодия. История основания Фессалоникийской церкви История появления в Фессалонике света Христова учения рассказана в XVII г. кн. Деяний. Здесь мы читаем о том, как Апостол Павел, во время своего второго миссионерского путешествия, сопутствуемый Силою и, вероятно, Тимофеем, пройдя Амфиполь и Апполлонию, пришел, наконец, в Ф-ку, где была синагога. «Пострадав и быв поруган» ( 1Сол. 2:2 ) в Филиппах, Апостол все таки дерзнул проповедать слово Божие и в Фессалонике. Следуя своему обычаю, Апостол начал с проповеди среди местных евреев. В течении трех суббот он вел беседы с евреями на тему о том, что « Христу надлежало пострадать и воскреснуть из мертвых, и что сей Христос есть Иисус, которого я проповедую вам» ( Деян 17:3 ). Результаты проповеди среди евреев оказались, однако, не особенно блестящими; благодарную почву представляли не гордые сыны Авраама, а прозелиты из язычников. « И некоторые из них уверовали и присоединились к Павлу и Силе, как из Еллинов, чтущих Бога, великое множество, так и из знатных женщин не мало» ( Деян 17:4 ). Судя по этому стиху кн. Деяний большинство обращенных, принадлежало к числу « σεβμενοι» – «благочестивых Еллинов», принявших основные положения иудаизма, и посещавших синагогу.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Святитель Амвросий Медиоланский восклицает: «Я буду хвалиться не потому, что праведен, а потому, что искуплен. Я буду хвалиться не потому, что свободен от грехов, а потому, что мои грехи прощены. Я буду хвалиться не потому, что творил добро, и не потому, что кто-то другой сотворил добро мне, но потому, что Христос – мой заступник перед Отцом, и потому, что Кровь Христова излита за меня» . Учение о благодатном оправдании составляет отличительную часть христианского исповедования И надо прямо сказать, что именно учение о благодатном оправдании и составляет отличительную часть нашего христианского исповедования от любого другого религиозного представления о спасении, каковые мы можем обнаружить в других течениях и религиях. И в этом смысле есть только два типа религии: религия Закона и религия Благодати. Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати ( Гал. 5, 4). И сие Божественное оправдание по благодати деятельно кающихся грешников обеспечивает всецелое очищение от власти прежде содеянных греховных деяний, так что «воздушные истязатели открывают книги свои и ничего не находят записанного». Как мы и говорили в начале этих наших бесед: все решается в этой земной жизни, здесь и время покаянию, и время исправлению. Под каковым (исправлением) мы разумеем и плоды (дела) веры, умирание для греха и воскресение для новой жизни во Христе и со Христом. Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни (Рим. 6, 4). О чем Севериан Габальский, некогда бывший сподвижником Златоуста, наставлял: «Жить в новизне означает начать некую новую и обновленную жизнь, отложив ветхую, ту, что во грехе, – ибо возрождение обещает некий новый и обновленный образ жизни» . Но вернемся к 15-му мытарству, где исследуются души, заподозренные в чародействе, колдовстве, обаянии, нашептывании и призывании бесов . Слово Божие категорично осуждает подобные преступления. Сказано: Не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии-то мерзости Господь Бог твой изгоняет их (т. е. народы Ханаана. – О.С. ) от лица твоего (Втор. 18, 10 – 12).

http://pravoslavie.ru/104080.html

3. Итак, эти две, – говорю: просто две (ведь мы решили не рассуждать в этом месте о женщинах), – эти две, говорю, обозначают веру и искушение. Искушение, говорю я, от начала является виновником всеобщего (communis) греха: оно, после того как потеряло свое собственное потомство вследствие порока в телесных сношениях и душевного сна, пытается похитить плоды чуждого ему потомства. Итак, когда (человека) связывает искушение, вера (его) колеблется, (и это бывает до тех пор), пока меч Христов но сделает явными тайные душевные движения. Что же это за меч Христов? Это тот меч, о котором написано: Я пришел принести меч на землю ( Мф. 10, 34 ). Это меч, о котором написано: «И тебе самой оружие пройдет душу» ( Лук. 2, 35 ). Узнай же, что это за меч и что это за оружие: " Слово..., – говорит (апостол), – живо и действенно и острее всякого меча острого; оно проникает до разделения души и духа, суставов и мозгов» ( Евр. 4, 12 ). Добрый меч – это слово Божие: добрый в том смысле, что он, как исследователь сердца и печени, может отделять ложь от истины, и, пронзая душу людей, не губит их, а спасает. 4. Итак, вот что можно сказать на основании книги Царств, а также прибавить (к этому) на основании обстоятельств дела, позаимствовать из истории, взять из показаний сознания и извлечь от веры. Теперь мы рассмотрим ряд пройденных нами выдержек из книги Судей. Конечно, не для праздного разговора было совершено убийство. Ηо повторим самую историю. Глава вторая 5. У иудеев был судья Иеффай. Беспокоясь неопределенностью состояния военных действий и испытывая страх пред неизвестностью исхода сражений, он дал обет такого рода ( Суд. 11, 30, 31 ): если он прогонит врагов, то принесет в жертву Богу, первосвященнику его триумфа, первого, кто только выйдет ему навстречу из ворот его дома. И так, выиграв сражение и прогнав неприятеля, он возвращается домой; и вот в самых воротах дома выходит ему навстречу дочь, полная любви и (ничего) не знающая об обете. Отец тотчас же вспомнил о своем обещании и при мысли о нем начал сожалеть, что поклялся исполнить долг обета. Горе мне, сказал он, ты, «дочь,... сразила меня; ... я отверз уста свои о тебе пред Господом». А она сказала: О, «отец..., ты отверз уста свои обо мне пред Господом, делай же со мною то, что произнесли уста твои» ( Суд. 11, 35 и след.). И она потребовала отсрочки но только на два месяца, пока, вошедши на гору, не оплачет своего девства. Когда затем два месяца прошло, она возвратилась к отцу. Тот исполнил обет: именно такими словами нужно выразиться, коль скоро Божественное Писание не поведало нам о самом исполнении обета и избегло упоминания об убийстве родного человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

9. Отец не только послал Сына 8 , но и отдал Его, как и Сам Сын отдал Себя, как говорит Писание: Благодать вам от Бога Отца и Господа Иисуса Христа, Который отдал Себя Самого за грехи наши ( Гал. 1:3–4 ). Иные полагают, что Он находился в подчинении, коль скоро был послан, однако они не могут отрицать Его благодати, потому что Он дан нам. Он был дан Отцом, как сказал Исаия: Младенец родился нам – Сын дан нам ( Ис. 9:6 ). Дерзну сказать, что Посланный Духом 9 был также дан нам Духом. Пророк, не уточняя, Кем именно дан нам Сын, показывает, что дан Он нам благодатью всей Троицы. Очевидно, Сын не может быть подчинен Самому Себе по божественному достоинству, так как Он отдал Себя Самого, поэтому Он, хотя и дан нам, не может находиться в подчинении по божеству. 10. Но нам дан был и Дух, как мы читаем: И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя ( Ин. 14:16 ). Говорит и апостол: Итак непокорный непокорен не человеку, но Богу, Который дал нам Духа Своего ( 1Фес. 4:8 ). Подтверждает и Исаия, что даны были и Дух и Сын: Так говорит Господь, сотворивший небеса и утвердивший их, основавший землю и то, что в ней, дающий Духа народу, находящемуся на ней, и Духа ходящим по ней ( Ис. 42:5 ). Говорит Он к Сыну: Я, Господь Бог , призвал Тебя в правду, и буду держать руку Твою и укреплять Тебя, и поставлю Тебя в завет для рода Моего, во свет для язычников, чтобы открыть глаза слепых, чтобы узников вывести из заключения ( Ис. 42:6–7 ). Как Сын был послан и дан нам, так же и Дух был послан и дан, следовательно, имея единство действия, Они обладают единой божественной природой. 11. Поэтому Дух также именуется перстом 10 Божьим, потому что неделимо и нераздельно единство Отца и Сына и Святого Духа. Подобно тому как Писание называет Сына Божьего десницей Божьей, как об этом и написано: Десница Твоя, Господи, прославилась силою; десница Твоя, Господи, сокрушила врагов ( Исх. 15:6 ), так и Дух Святой назван перстом Божьим, как Сам Господь сказал: Если же Я перстом Божиим изгоняю бесов ( Лк. 11:20 ). То, что перстом Божьим Господь назвал Духа, ты читаешь в другой книге Евангелия 11 , повествующей о том же: Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов ( Мф. 12:28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Нас не должен смущать тот факт, что Писание говорит «на Нем», потому что речь здесь идет о Сыне Человеческом, поскольку Христос принял крещение именно как Сын Человеческий. По божественному же достоинству Дух не над Христом, но во Христе – как Отец в Сыне и Сын в Отце, так и Дух Божий и Дух Христов пребывает в Отце и в Сыне, будучи Духом уст Его. А потому пребывает в Боге Тот, Кто от Бога, как об этом написано: Мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога ( 1Кор. 2:12 ). Пребывает Он и во Христе, так как принимает от Христа и находится во Христе, по слову Писания: Он от Моего возьмет ( Ин. 16:14 ); и в другом месте: Закон Духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти ( Рим. 8:2 ). Следовательно, не по божеству Христа Дух на Христе, ибо Троица не пребывает Сама на Себе, но Она на всем. Итак, Она не на Себе, но в Себе Самой. Может ли кто усомниться, что Дух Святой послал пророков и апостолов, коль скоро Сын Божий говорит: Дух Господень на Мне ( Ис. 61:1 ; Лк. 4:18 ), – и в ином месте: Я первый и Я во веки. Моя рука основала землю, и Моя десница укрепила небеса; призову их, и они предстанут вместе, и соберутся все и услышат. Кто возвестил им это? Возлюбив тебя, Я исполнил то, чего жаждал ты против Вавилона, искоренил род халдейский. Я сказал и призвал. Я привел его и благоуспешным путь его соделал. Приступите ко Мне и послушайте! Я и сначала говорил не тайно; Я был там, когда они явились; и ныне послал Меня Господь и Дух Его ( Ис. 48:12–16 ). Кто же сказал: Послал Меня Господь и Дух Его? Тот, Кто пришел от Отца спасти грешников! 6 Дух послал Его, чтобы ты, прочитав, что Сын посылает Духа 7 , не подумал, что власть Духа ущербнее. Следовательно, Сын был послан и Отцом и Духом. И Дух был послан и Отцом и Сыном. Отец послал Его, ибо написано: Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое ( Ин. 14:26 ). И Сын послал, как Он обещал: Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца Моего, Дух истины ( Ин. 15:26 ). Если и Сын и Дух посылают друг друга, как посылает Отец, это не вынужденная покорность, но единство власти.  

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Плачет Церковь в мудрых своих, которые подобны ее голове: «у мудрого глаза его – в голове его» ( Еккл 2, 14 ). Плачет в глазах, то есть, в верных своих, ибо написано: «глаза твои голубиные под кудрями твоими» ( Песн 4, 1 ) 1 , ибо видят духом, и о виденных таинствах умеют молчать. Плачет в священниках своих, которые как щеки ее с бородою Аарона, то есть, бородою священническою, на которую с головы сходит миро. Они являют собой красоту, приятный цвет и совершенный возраст Церкви, которые телесным воздержанием своим снаружи носят на себе как бы цвет и красоту гранатовых яблок, внутри же духовной мудростью согревают порученных им людей разного возраста и пола, и хотя они подлежат обидам века сего, но разделяют таинства. Плачет в девственниках своих, которые как лилии, исполненные смирны, украшаются цветом непорочности и славой победы над телесными прелестями. Ибо в них плачет Церковь , как написано: «Пути Сиона сетуют, ...священники его вздыхают, девицы его печальны, горько ему самому» ( Плч. 1, 4 ). И хотя в глубине себя огорчается, но Валентиниану говорит: «Повела бы я тебя, привела бы тебя в дом матери моей. Ты учил бы меня, а я поила бы тебя ароматным вином, соком гранатовых яблоков моих» ( Песн 8, 2 ), то есть, от вина благовонного, от воды яблок пил бы он «вино, которое веселит сердце человека» ( Пс 103, 15 ) и да снизойдет на него сок гранатовых яблок. Ибо слова многих чувств, собранные из разных писаний, слова ангельские, слова апостольские и пророческие, которые переплетены как бы в единую кожу святой Церкви, – есть благовоние гранатовых яблок. Валентиниан, видя все это исполненное благодати, отвечает: «По милости Господа, мы не исчезли, ибо мидосердие Его не истощилось» ( Плач 3, 22 ). Многие стоны мои, и сердце мое иссохло. «Господь часть моя, говорит душа моя, итак буду надеяться на Него. Благ Господь к надеющимся на Него, к душе, ищущей Его. Благо тому, кто терпеливо ожидает спасение от Господа. Благо человеку, когда он несет иго в юности своей; Сидит уединенно и молчит, ибо Он наложил его на него» ( Плач 3, 24–28 ). Валентиниан утешается наградой добродетелей своих, ибо в молодости взял на себя многие труды и испытал многие бедствия: лучше хотел нести тяжкое иго исправления, нежели помышлять о нежности и увеселениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

«Послушайте, все народы, и взгляните на болезнь мою: девы мои и юноши мои пошли в плен» ( Плач 1, 18 ), но неприятель узнав, что они Валентиниановы, отпустил их свободных. Сражался варвар с молодым императором и, позабыв о своей победе, помнил только его почтительность к нему. Добровольно отпустил пленных, извиняясь притом незнанием, что они были италийцы. Мы готовились еще построить стену на Альпийских горах, но Валентиниан без всяких преград, без речных потоков и снежных гор, одолев все, покрыл нас кровом своей империи. Итак, надлежит мне, кажется, употребить здесь начало пророческого плача, ибо Италия прежде веселящаяся, теперь исполнена печали? «Горько плачет он ночью, и слезы его на ланитах его. Нет у него утешителя из всех, любивших его; все друзья его изменили ему, сделались врагами его» ( Плач 1, 2 ). Как о Иерусалиме сказано: «горько плачет он ночью», так и наш Иерусалим, то есть, Церковь плачет ночью: потому что преставился тот, который верой и благочестием своим придавал ей сияние. Ибо действительно горько плачет он ночью, и слезы его на ланитах его. Залитое слезами лицо свидетельствует о плаче великом, но поскольку написано: «щеки его – цветник ароматный, гряды благовонных растений; губы его – лилии, источают текучую мирру» ( Песн 5, 13 ), то разумеется здесь таинственная благодать плачущей Церкви, которая при кончине Валентиниана изливает благовонные ароматы своего соболезнования, прославляя его добродетельную жизнь. Смерть не могла ему повредить, потому что благовоние общественных похвал истребило весь смрад смерти. Итак, Церковь оплакивает залог свой, и слезы ее на ланитах ее. Но послушай, какие ланиты: «ударившему тебя, – сказано, – по щеке подставь и другую» ( Лк 6, 29 ). Ибо она в болезни терпелива, так что бьющий ее приходит к раскаянию. Бита была Церковь в щеку, когда лишилась Грациана, подала и другую, когда отнят у нее Валентиниан. Подлинно не на одной ее щеке, но на обеих слезы, ибо благочестиво оплакивает двух государей. Плачет Церковь , и щеки ее изобилуют слезами, как некими потоками благочестия. Какие же щеки у Церкви, о которых в другом месте говорит Писание: «как половинки гранатового яблока – ланиты твои»? ( Песн 6, 7 ) На этих щеках сияют скромность и красота, которые являются признаком или молодых цветущих лет, или совершенного возраста. Почему в смерти верных императоров есть как бы некий стыд для Церкви, и в их столь неблаговременной кончине горестна и плачевна вся ее красота.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Как поступить нам, неопытным возделывателям, оказавшимся между новыми плевелами древней жатвы? Если промолчим, окажемся отступниками, если будем сопротивляться, дадим повод признать нас плотскими 531 . Именно о таких состязаниях написано, что они рождают ссоры. Рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым, с кротостью наставлять противников ( 2Тим.2:23–25 ). И в другом месте: А если бы кто захотел спорить, то не имеем такого обычая ни мы, ни Церковь Божия ( 1Кор.11:16 ). Вот почему я решил кое-что написать, чтобы еретическому нечестию вместо нас смело ответили наши творения. 6. Quintum itaque, imperator auguste, hunc librum paramus ordiri. Nam et quartum librum oportuit in ilia uitis disputatione finiri, ne coaceruasse magis librum eundem quodam uideremur quaestionum tumultu, quam fructu spiritalis uineae repleuisse, nec inconsummatam fidei uindemiam tantis adhuc superfluentibus disputationibus decuim derelinqui. Император август, мы приступаем к пятой книге. Четвёртую книгу следовало завершить рассуждением о виноградной лозе, чтобы не громоздить в одной книге нескончаемые рассуждения, а наполнить её плодами духовного виноградника; и не подобало также оставить сбор винограда веры незавершённым, когда столь много вопросов ждут своего решения. 7. Quinque igitur libros de patris et fili ac spiritus sancti inseparabili diuinitate digerimus, sequestrata interim pleniore disputatione de spiritu, prouocati magisterio euangelicae lectionis, ut credita nobis quinque fidei talenta quasi quadam horum quinque sorte librorum humanis faeneremus adfectibus, ne forte, cum uenerit dominus et inuenerit absconditam in terra pecuniam suam, dicat mihi: Serue male et piger, sciebas quia meto, ubi non semino, et congrego, ubi non sparsi. Oportuit ergo te committere pecuniam meam nummulariis, et ueniens ego recepissem quod meum est, aut quemadmodum in alio libro est: Et ego, inquit, ueniens cum usuris utique exegissem. Мы, отложив пока подробное рассуждение о Духе, в пяти книгах говорим о нераздельном божестве Отца и Сына и Святого Духа, потому что евангельское чтение призывает нас и учит вверенные нам пять талантов веры 532 в виде пяти книг отдать в рост человеческим чувствам как ссуду, чтобы не сказал мне Господь, когда придёт и обнаружит Своё серебро скрытым в земле: Лукавый раб и ленивый, ты знал, что Я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал. Посему надлежало тебе отдать серебро Моё торгующим, и Я, придя, получил бы Моё ( Мф.25:26–27 ), и в другой книге также: И Я, придя, получил бы его с прибылью ( Лк.19:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

«И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер, во время зноя дневного. Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер и поклонился до земли, и сказал: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего» (Быт. 18:1-3). Во время этого явления Авраам получает подтверждение того, что именно от Сарры, меньше чем через год, родится сын. Святитель Амвросий Медиоланский считал, что в виде трех ангелов явились три лица Святой Троицы, – кажется, это единственное такое святоотеческое мнение. Блаженный Августин считал, что это были просто три ангела. И, наконец, целый ряд отцов – это Иустин Философ, Ириней Лионский, Святитель Иоанн Златоуст — считали, что это было явление двух ангелов и Сына Божия. Одним из главных аргументов в пользу этого мнения является то, что уже после этого Богоявления говорится, что два мужа «пошли в Содом; Авраам же еще стоял пред лицем Господа» (Быт. 18:22). И еще, что именно со Вторым Лицом Святой Троицы – с лицом Сына в Писании и связывается имя ангела. Мы потом этому некоторое подтверждение увидим в последующих книгах. Святитель Филарет Московский говорит о том, что «обыкновение Церкви представлять на иконах тайну Святой Троицы в образе трех ангелов, явившихся Аврааму, показывает, что благочестивая древность точно в числе этих ангелов полагала символ Святой Троицы, ибо, впрочем, в лицах их нельзя искать сего символа, пелику Бога Отца и Бога Духа Святого никогда никто не представлял в образе ангелов» ч. 2, c. 122]. Не случайно, что на известной иконе преподобного Андрея Рублева отмечается схожесть ликов трех ангелов, так что толкователи иногда предлагают разные изъяснения, какой ангел какое лицо Святой Троицы собой представляет. Этот факт подтверждает справедливость мнения святителя Филарета. 2.9. Обстоятельства гибели Содома и Гоморры В связи с историей гибели Содома и Гоморры хочется сделать следующие замечания. «И сказал Господь: утаю ли Я от Авраама, что хочу делать!» (Быт. 18:17). Эти слова проливают свет на тайну пророческого служения. Почему бы и не утаить? Такова Его воля. «Ибо Господь Бог ничего не делает, не открыв Своей тайны рабам Своим, пророкам» (Ам. 3:7). «Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего» (Ин. 15:15). Итак, Авраам есть друг Божий.

http://sedmitza.ru/lib/text/430862/

Знание Бога из дел творения в свою очередь разделяется на два вида по линии чувственное — умопостигаемое, или бестелесное, как древние часто определяли ноуменальное 10 : 1) по­зна­ние чувственного – рассмотрение природы, окружающего человека ми­ра и его собственного физического устройства (ср. Рим 1:19–20 – Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы); 2) познание умопостигаемого – рассмотрение человеческой души, созданной по образу и подобию Божию (Быт 1:26 – …сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему). Для постижения таких различных пластов бытия, как чувственное и умопостигаемое, человек обладает способностями чувственного и умного восприятия. Ва­силий пишет: “…двояка способность восприятия: физическим зрением мы наблюдаем видимое, а интеллектуальными способностями души мы обращаемся к изучению бестелесного” 11 . О втором роде познания – постижении умопостигаемого – среди предшественников Святителя говорит Ориген: “умопостигаемое нужно исследовать не телесным чувством, но каким-то другим, которое называется Божественным чувством” 12 . Начнём с вопросов чувственного восприятия. Всякий раз, когда святитель Василий обращается в своих сочинениях и проповедях к сотворённому миру, он преследует одну-единственную цель – познание Бога и приведение к богопознанию своих слушателей и читателей. В своём последнем большом произведении – Толкованиях на Шестоднев – он рисует христианскую картину творения и бытия мира. О значении этого сочинения говорит хотя бы тот факт, что вскоре после его появления современник Василия святитель Амвросий Медиоланский предпринимает переложение Шестоднева Василия на латинский язык с весьма незначитель­ными собственными дополнениями. В течение многих веков многочисленные византийские авторы в подражание святителю Василию составляли свои Шестодневы. О распространённости Шестоднева Василия говорит также богатая рукописная традиция, изученная европейскими учёными Э. Ама­ном де Мендьетта и Стигом Рудбергом 13 .

http://pravmir.ru/vasiliy-velikiy-o-pozn...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010