298. Синод. перевод: Кто это идет от Едома, в червленых ризах от Восора, столь величественный в Своей одежде… — Ред. 299. Синод. перевод: Со мною с Ливана, невеста! со мною иди с Ливана! — Ред. 300. Синод. перевод: Христос пострадал за нас. — Ред. 301. Благочестие заключается в знании заповедей Христовых и следовании им на деле. Это прежде всего заповедь возлюби ближнего твоего, как самого себя (Мк.12:30–31) и Заповеди блаженства (см. Мф.5:3–12). Следование этим заповедям Евангелия призвано изменить душу человека к добру, направить на борьбу с собственной греховностью и страстями, которые, как бы ни были привычны и дороги человеку, причиняют ему страдания, лишают любви и удаляют от Бога. 302. Добродетель — здесь: добрые свойства души, такие как мир душевный, Евангельская любовь, милосердие, терпение, смирение, кротость, молчаливость, воздержанность, благость и т. д. 303. Сей день сотворил Господь: возрадуемся и возвеселимся в оный! (Пс.117:24). 304. Св. Амвросий родился около 340 года в христианской семье. Обладая богатыми природными дарованиями, при своем всестороннем образовании, Амвросий делал очень быстрые успехи на поприще общественного служения. До 374 г. он проходил различные светские должности. В 374 по единогласному решению граждан города Медиолана был призван к епископскому служению, которое и проходил до 395 года, когда закончилось его земное поприще. 305. caro fieret Deus — не совсем точное выражение для обозначения мысли об обожествлении плоти Христа. 306. Слав. библ. — «Израилева». 307. Т. е. в рабском служении мужчине. 308. Имеются в виду манихеи, возводившие отрицание брака на степень догматического положения своей доктрины. 309. Этого слова ни в славянском, ни в русском тексте библии нет. 310. Этот текст, приводимый нами со слов Амвросия, несколько разнится от библейского изложения его. 311. Очевидно, имеется в виду не самое имя религии, а та внутренняя связь, которая, по мнению Амвросия, существует между религией и нравственностью, в частности же между девственной чистотой, как проявлением истинно христианской настроенности.

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

10 . Да уж прекрасно ты сказал, будто твоя внучка не принадлежит к одному роду со своим дядей, твоим сыном, потому что не связана с ним родством по отцу! Можно подумать, единоутробные братья и сестры, то есть рожденные от разных отцов, но одной матери, могут вступать между собой в супружество, раз у них нет права родства по отцу, но связаны они только наименованием родства по матери! 11 . Потому тебе следует отказаться от того намерения: даже если бы это и было дозволено, такой брак твою семью не увеличит. Сын наш должен дать тебе внуков 3115 , а дражайшая внучка — правнуков. Будьте здоровы, ты сам и все твои. 59 (Maur. 84). Амвросий Кинегию 3116 1 . С какой благородной стыдливостью ты поручил мне поговорить с своим отцом о том, что ты не одобрял, но повиновался, чтобы не оскорбить его родительских чувств, уверенный, что я ничего другого не могу посоветовать, кроме того, что требуют святые обычаи. 2 . И я охотно взял на себя это бремя и, как я полагаю, вернул делу внучку. Право же, я не знаю, о чем он думал, когда желал видеть ее своей невесткой, чтобы вместо деда стать свекром. Более писать не стоит, чтобы не оскорбить целомудрия. Прощай, сын, и люби нас, ибо мы также тебя любим. 60 (Maur. 90). Амвросий Антонию 3117 1. Никогда ты не обижаешь меня молчанием, и никогда не примутся мне жаловаться на твое безмолвие, но я знаю, что мне всегда есть место в твоем сердце. Воздавая большее, как можешь ты отказывать в том, что изливается на многих, — не столько по обычаю любви, сколько по правилам вежливости? 2 . Я же могу судить о твоих чувствах по собственным, потому что, думаю, никогда ни я от тебя, ни ты не бываешь от меня далек: всегда наши души соприкасаются, никогда нет недостатка ни у меня в твоих письмах, ни у тебя в моих, но ежедневно я с тобой говорю лицом к лицу, на тебя устремляю взор, помышления и все свои пожелания. 3 . Мне приятно поддерживать с тобой такое общение, однако твои письма — с другом, частью моего сердца, я буду говорить без обиняков! — мне неловко читать. Потому я прошу тебя — откажись от слов благодарности. Для меня высшая награда — исполнение своего епископского служения по отношению к вам, если ты считаешь, что я не оставляю вас без должной помощи.

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

Каждый возраст в жизни человека по-своему неоценим и составляет богатство нашего личностного бытия, возрастающего от чрева матери перед очами Господа Бога: Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было (Пс. 138, 16).  См.:  Иоанн Златоуст , свт. Гомилии на Книгу Бытия.  Последнее слово –  гоийм  – почти никогда не используется в Ветхом Завете по отношению к самим евреям, за редкими исключениями.   Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет  (Откр. 20,6)  См.:  Амвросий Медиоланский . Об Аврааме.   Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий [младенец] ()  См.:  Василий Великий , свт. Беседа 13. Побудительная к принятию святого Крещения.  См.:  Амвросий Медиоланский . Об Аврааме.  «Говорит это (т. е. Павел. –  О.С. ), поскольку еще могут уверовать те (т. е. члены семьи. –  О.С .), кто не ненавидит (т. е. пока. –  О.С .) имя Христа» ( Амвросиаст . На Послания к Коринфянам).  Имеется в виду обычай смешивания воды и вина для употребления во время евхаристии.  См.:  Ориген . Фрагменты.  «Авраам рассмеялся не потому, что усомнился; сказав же:  хотя бы Измаил был жив , обнаружил только любовь свою к Измаилу. Двадцать пять лет Бог оставлял его в надежде иметь потомство, и Авраам, при всех бывших ему откровениях, свидетельствовал веру свою. Сколько было у него борьбы с неплодием, столько же показывал он и торжество веры. Но когда к неплодству присоединилась старость, тогда Авраам рассмеялся в мысли своей, то есть удивился, что Бог сотворит это с ними. Посему-то и говорит ему Бог:  именно Сарра, жена твоя, родит тебе сына . Не искушая тебя, говорю это, но чтобы ты верил тому, чего не исполняю» ( Ефрем Сирин . Толкование на Книгу Бытия).  Катены на Книгу Бытия.  См.:  Иоанн Златоуст . Гомилии на Книгу Бытия.  См.:  Епифаний Латинский . Толкование на Евангелия. скрыть способы оплаты

http://pravoslavie.ru/105441.html

Сети богословия Тема недели: Почитание мощей в православии Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Мнение Мнение Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Толкование призвания Авраама в творениях святителя Амвросия, епископа Медиоланского Апробационная статья соискателя ученой степени кандидата богословия, студента Московской духовной академии иеродиакона Феодорита (Тихонова) посвящена исследованию экзегетических принципов святителя Амвросия, епископа Медиоланского. Статья публикуется в авторской редакции. Статья История патриарха Авраама начинается с Божьего к нему призыва: «пойди от земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего в землю, которую я укажу тебе» (Быт. 12, 1). Аврааму было тогда уже семьдесят пять лет. Патриарх ответил на этот божественный призыв и отправился в Ханаанскую страну вместе со своей малочисленной семьей. Христианские экзегеты видели в этом эпизоде прежде всего выражение беспредельной веры патриарха. Апостол Павел пишет: «Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошел, не зная, куда идет» (Евр. 11, 8). Но экзегеты аллегористы находили в этой истории еще более глубокий смысл, а именно образ восхождения души к Богу. Святитель Амвросий Медиоланский принадлежал именно к этой последней группе экзегетов. В этом кратком эссе мы покажем буквальное и духовное толкование Быт . 12, 1 у святителя Амвросия, используя все места многочисленных его экзегетических произведений, где упоминается этот стих. Буквальный смысл Отвечая на призыв Божий, Авраам с самого начала показывает свое благочестие. Его благочестие проявляется в испытании. Амвросий находит тому указание в самом выражении божественных слов, обращенных к патриарху: Итак, рассмотрим какого рода благочестие в этом муже. Ведь добродетель, которая есть основа для остальных, является первой по порядку. Вот почему Бог потребовал ее от него в самом начале, говоря: Выйди из земли твоей, и из родства твоего, и из дома отца твоего (Быт. 12, 1). Достаточно было сказать «от земли твоей». Это означало бы выйти из родства и выйти из родительского дома. Но от того Бог прибавил [все это] по отдельности, чтобы испытать его чувство, чтобы случайно не показался Авраам несведущим, или [чтобы не показалась, что] посредством небесных заповедей готовилась некая хитрость... Искушается он как сильный, поощряется как верный, призывается как праведный. Вот почему он вышел, как сказал ему Господь .

http://bogoslov.ru/article/791027

«Моисей был богом фараону, но слугой Бога, как написано. И звезды ночью ярко сияют, а от солнца прячутся, так что днем нельзя узнать, какие они. И маленький светильник, оказавшись рядом с большим огнем, не исчезает и не светит, и не может быть различим, но все является огнем, ибо побеждает сильнейший» 72 . Вот этот пример Григория Богослова , когда маленький огонь светит рядом с большим, но его не видно, он невидим и как бы уже не светит – как звезды: ведь они на небе и днем и ночью, но когда взошло солнце, мы их уже не видим. Святитель Амвросий Медиоланский дает такое рассуждение на 1-ый стих 7-ой главы: «Если они думают, что Христос назван Богом, поскольку имел божественное вдохновение, подобно многим святым мужам (ибо Писание называет богами тех, к кому был глагол Божий), – то они не ставят Его над людьми, но считают сравнимым с людьми. Тогда они думают, что Он есть то, что даровал людям Сам, говоривший Моисею: Я поставил тебя богом фараону, почему и в псалме сказано: Я сказал: вы – боги ( Пс.81:6 )» 73 . Святитель Амвросий хочет подчеркнуть, что одно дело быть поставленным Богом, как Моисей по отношению к фараону, но совсем другое дело – Христос, Который по естеству был истинный Бог и Жизнь вечная! И Его глагол, конечно, несоизмерим с глаголом любого пророка, хотя Христос говорил во всех пророках: в Новом Завете сказано: «К сему-то спасению относились изыскания и исследования пророков, которые предсказывали о назначенной вам благодати, исследывая, на которое и на какое время указывал сущий в них Дух Христов, когда Он предвозвещал Христовы страдания и последующую за ними славу» ( 1Пет.1:10–11 ). Иногда в Священном Писании сказано: «Вы – боги» (см.: Пс.81:6 ; Ис.41:23 ; Ин.10:34 ), или по отношению к людям используется иногда даже Божие имя «Елоним»! Иоанн Дамаскин решил объяснить эту ситуацию: «Богами же я называю их, и царями, и повелителями не по природе, но потому, что они царствовали и господствовали над страстями, и Божественного образа подобие, по которому они и возникли, сохранили неповрежденным (ибо царем называется и образ царя); и соединились с Богом по собственному выбору, и приняли вселение Его в себя, и благодаря причастности к Нему стали по благодати тем, что Он есть по природе» 74 .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Если мы теряем остроту христианского восприятия жизни, остроту жизненного осоления, тогда по отношению к нам можно будет применить слова: «Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям» . Блаженный Феофилакт учит: «…не оставляйте горьких обличений, если бы ненавидели и стали гнать вас» 2 . То есть мы не должны ради выгод спокойной жизни отказываться от обличительного тона наших высказываний. Феофилакт пишет: «Если учитель потеряет ум, то есть если не будет учить, обличать и исправлять, и разленится… он должен быть лишен учительского сана и подвергнут презрению» 3 . Этим грехом – грехом человекоугодия – страдают те христианские наставники, которых прикормила светская власть. Сблизившись с нею, многие как бы растлились ею. Вместо того чтобы обличать светскую власть, они потворствуют ей и через это губят души тех, которых не обличают. «Молчанием предается Бог», – говорил святитель Филипп Московский. Господь Иисус Христос общался с людьми разного общественного и социального положения. Но Он всегда искал для них духовного спасения. Сказано в Библии о нерадивых священниках: «Ибо уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его, потому что он вестник Господа Саваофа. Но вы уклонились от пути сего, для многих послужили соблазном в законе, разрушили завет Левия, говорит Господь Саваоф» (Мал. 2: 7–8) 4 . Священнослужители не имеют права быть лицеприятными и не имеют права оставлять служение обличения и вразумления нераскаянных грешников. В Житии святителя Амвросия Медиоланского рассказывается о том, что святому стало известно: император Феодосий запятнал свои руки кровью жителей Фессалоник – погибло много невинных людей, в том числе женщин и детей. Вскоре император, который был православным, отправился в храм на богослужение. Святитель Амвросий не пустил императора в храм, остановив его при пороге дома Божия. Святитель сказал ошарашенному императору прямо в лицо: «Не надлежит тебе, царь, приступать к святому причащению вместе с верными христианами после того, как ты сделался виновником таких убийств и не принес в том покаяния. Как же ты примешь Тело Христово руками, обагренными неповинною кровью, или как станешь пить Кровь Господню теми устами, которыми отдал повеление о жестоком избиении людей?» Император возразил: «Ведь и Давид согрешил, он совершил убийство и прелюбодеяние, однако не был лишен милосердия Божия». На что святитель Амвросий ответил: «Если ты подражал Давиду в его грехах, то подражай ему и в его покаянии».

http://pravoslavie.ru/94858.html

Святой Амвросий Медиоланский называет в своем утреннем гимне Христа «истинным днем, днем, просвещающим день, истинным солнцем, сияющим вечным сиянием». Христос - это тот день, который сверкает светом вечности, «свет невечерний» (φωςανσπερον), как говорится в православном богослужении. Поэтому Христос - истинный год, мировой день, эон, или, скорее, Господь всех эонов (ср. 1 Тим. 1, 17, где о Боге говорится: «Царю же веков [эонов] нетленному, невидимому, единому премудрому Богу честь и слава во веки веков. Аминь»); не потому, что Он вновь и вновь обновляется подобно естественному времени, но поскольку Он - свет и жизнь без зимы, тьмы и смерти. Христос, небесное светило святых, дарует нам в рамках церковного года земное, таинственное отражение Своего вечного Божественного дня. ИСТОРИЯ И ВЕРА Подобно тому, как вознесшийся Господь на небе - полнота вечной жизни для всех святых, то и на земле таинство Христа есть живой источник бытия Церкви. Святые живут в созерцании Бога, мы же еще шествуем в вере. Мы не видим Господа в Его славе, однако мы имеем Его в вере и таинствах, которые Он, уходя, передал Церкви. Церковный год есть таинство Христа. Подобно тому как в потустороннем мире светит незаходящее солнце Христос - ибо «город этот не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его - Агнец» (Откр. 21, 23) - так же сияет нам свет Христов через видимые знаки совершаемых в рамках церковного года Таинств. Поэтому святой Амвросий обращается ко Христу: «Я обретаю Тебя в Твоих таинствах». Однако таинства Христовы имеют особенный двойной характер. Они являются божественными, сверхъестественными и духовными, но все же они отражают временное событие. Ибо мы сопереживаем в рамках церковного года жизнь Господа в этом мире: Его рождение, Его возрастание, Его зрелый возраст, Его учение и борьбу, Его страдания и смерть. Конечно, Его воскресение и вознесение одесную Отца ведут нас за пределы всего этого в Царство Божие. Однако второе пришествие Господа, Его возвращение для суда, есть также историческое событие; тогда вознесшийся Господь в первый и последний раз явит Себя всему миру, и это будет конечной точкой земной истории.

http://old.aquaviva.ru/archive/2008/5/50...

Дева Маркелла говорит далее: «Что же Господь, истина и свет, сделал пришедши (в мир)? Он, приняв плоть, сохранил ее нерастленною – в девстве. Так и мы, если хотим быть подобными Богу и Христу, должны стараться соблюдать девство. Ибо подобие Божие состоит в воздержании от растления. (Выше св. Мефодий говорил о том, что сотворенный по образу Божию еще имел нужду в том, чтобы быть по подобию Его. То есть, если человеческая природа уже по устройству своему несет в себе образ Божий, – в первую очередь речь идет о разумной душе, то подобие Божие в первую очередь состоит в стяжании девства и нерастления. – Г.Ф.) А что вочеловечившееся Слово стало перводевственником, и первопастырем, и первопророком Церкви, это объяснил нам вдохновенный Христом Иоанн в книге Откровения, сказав: «И взглянул я, и вот Агнец стоит на горе Сион, и с ним сто сорок четыре тысячи, у которых имя Его и имя Отца Его написано на челах... Это суть те, которые не осквернились с женами: ибо они девственники; это те, которые следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел» ( Откр. 14:1–4 ). Притом заметьте, как велико достоинство девства перед Богом: «они искуплены из людей, как первенцы Богу и Агнцу, и в устах их нет лукавства; они непорочны, и следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел» ( Откр. 14:4.5 ). Этим он хочет ясно внушить нам, что таким числом, то есть ста сорока четырьмя тысячами, издревле определено количество девственников, между тем, как других святых неопределенное множество. Ибо замечательно, что он прибавляет, говоря о прочих: «И взглянул я, и вот из всех языков и племен и всех народов великое множество, которого никто не мог перечислить ( Откр. 7:9 )» р. I, гл. 5]. О происхождении девства от Христа и о невозможности его до Него и без Него размышляет также св. Амвросий Медиоланский в своем творении «О девственницах в трех книгах» Девства не было у язычников. Об этом так пишет св. Амвросий: «Во всяком случае девство у меня не имеет ничего общего с язычниками, оно не распространено у варваров и не в обычае у прочих живых существ... хотя к девству стремятся все язычники, но посвященная (дева) у них оскверняется; варвары даже преследуют девство, а прочие (народы) совсем не знают его».

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Это искание в ночном городе и обретенные язвы можно понимать двояко: 1. или город – это мир, и тогда стражи, обходящие его, – это служители этого мира, которые преследуют христиан и девственниц (монахов) в особенности, нанося им раны. 2. или город – это Небесный град, и тогда стражи, обходящие его, – это ангелы Божии, уязвляющие Христовою любовью девственную душу, ищущую Христа. Св. Амвросий Медиоланский толкует этот текст в обоих значениях. Первое значение. Город – мир, стражи, обходящие город – служители этого греховного мира. Св. Амвросий: «Далее, что говорит она? Я искала Его и не находила Его; звала Его, и Он не отзывался мне. На том основании, что Он так скоро ушел, не думай, что Ему не угодна ты, которая призывала Его, умоляла Его и принимала Его: Он часто подвергает нас искушению (имеется в виду испытание. – Г.Ф.). Вот что говорит Он в Евангелии на просьбу народа – не уходить от него. «И другим городам благовествовать я должен Слово Божие; ибо на то я послан» ( Лк. 4:43 ). Но если даже и покажется тебе, что Он ушел, то выйди и снова ищи Его (5:7). Ты, уже посвященная Богу, не бойся этих страшных, стоящих на площади духовных стражей, не бойся тех, которые обходят город, не страшись ран, которые не могут принести вреда последователям Христовым. Даже если бы они отняли (у тебя) тело твое, то есть жизнь тела твоего, то и тогда Христос близ тебя: когда ты найдешь Его и будешь с Ним, то познай Его, чтобы Он не удалился от тебя; ибо Он скоро оставляет небрегущих (Им)... Но едва я , – говорит, – отошла от них, как нашла Того, Кого возлюбила душа моя, ухватилась за Него и не отпустила Его (3:4). Итак, чем же удерживается Христос? Не узами неправды и не петлей из веревки, а узами любви, цепями мысли и сердечным чувством связывается и удерживается Он. И ты, если желаешь удержать Христа, то ищи Его неустанно и не бойся обиды; ибо часто среди телесных мучений, и даже в самых руках гонителей, Христос обретается скорее. Едва , говорит, я отошла от них : и, действительно, чрез небольшой промежуток (времени), чрез несколько моментов после того, как ты освободишься от рук гонителей и не покоришься сильным мира, Христос выйдет к тебе навстречу и не попустит, чтобы ты долго искушалась» [«О девстве», гл. 12, 13].

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

В то время, как ты беседуешь и размышляешь, Он уже тут – с тобой. Когда же Он придет, то сумей спросить Его, где Он пасет, где почивает, как говорила и та (невеста): где пасеши? почиваеши в полудне (1:6). Где же пребывает Христос? Конечно, там, где блистает полдень справедливости. Это доказывается даже свидетельством Священного Писания, которое говорит: «в солнце положи селение свое» ( Пс. 18:5 ). Посему тот же пророк говорит и в другом месте: «во Свете Твоем узрим свет» ( Пс. 35:10 ). Свет есть Сын, Свет есть и Отец, Который является в Сыне, ибо Сын есть сияние славы Отца... и образ ипостаси Его ( Евр. 1:3 ). Но и в своем свете ты, дева, ищи Христа, (ищи Его) в добрых размышлениях, которые да просветятся пред Отцем твоим, – Который находится на небесах» [«Увещание к девству», гл. 9]. Ответ ищущей Христа душе о том, где нет Христа и где Он есть Та душа девственна, которая ищет не блага мира сего, а Самого Христа, Которого возлюбила. Но где же искать Его? Где Он обретается, а где и нет Его. Об этом в чудных образах говорит нам Песнь Песней, об этом размышляет св. Амвросий Медиоланский в гл. 8 и 9 книги «О девстве». Иисус обретается днем, ночью Его нет. «Во свете Твоем узрим свет» ( Пс. 35:10 ). Об этом так говорит Сам Иисус: «Не двенадцать ли часов во дне? кто ходит днем, тот не спотыкается, потому что видит свет мира сего; а кто ходит ночью, спотыкается, потому что нет света с ним» ( Ин. 11:9–10 ). А в другой раз Он говорит: «Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать» ( Ин. 9:4 ). После этих слов Иисус исцелил слепого. В греховной тьме этого мира Господа нет. Это изображено в безуспешном ночном искании Жениха Невестою в Песни Песней. Св. Амвросий: «Будем же следовать за Ним днем. В Церкви есть день, который видел Авраам и возрадовался ( Ин. 8:56 ). Итак, последуем за Христом во время дня; ведь в ночное время Его не найти. На ложе моем , сказано, ночью искала я того, кого возлюбила душа моя: искала Его, и не нашла Его; звала Его и не услышал меня (3:1).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010