и оделись во вретища, от большого из них до малого (Ион 3:5). Что значат вретища? Это воздержание, утеснение своего положения. Христос, вспоминая о жителях Ниневии, подчеркивал еще один аспект поста — покаяние: « Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной; и вот, здесь больше Ионы» (Мф 12:40). Механизм поста Пост — это возможность и необходимость прийти в первозданное состояние. Стать совершенным, как Отец ваш Небесный совершен есть (Мф: 5:48). Для этого всего-то и надо подчинить тело душе, которая в свою очередь подчинится Духу Божию. В человеческой душе Святые Отцы выделяют разум, волю и чувства. Разум наименее поврежден после грехопадения. А вот воля и чувства повредились более всего. Поэтому большинство людей живет своими страстями. Чувственная сторона главенствует над волей и разумом. И человек не может устоять перед своими прихотями. Отсюда неумеренность в пище и в питии, гнев на ближнего, недовольство своей жизнью, ропот на Бога — ведь Он ограничивает меня в исполнении моих желаний. И вот уже разум, подчинившийся чувствам, начинает домысливать и рисовать картины вендетты. В этом состоянии Бог мне очень мешает жить так, как я хочу. Состояние «ветхого человека» Чревоугодие — греховный фундамент, начало невоздержания. Все остальные грехи растут отсюда. Над человеком через чувственные проявления начинает господствовать его тело. Нарушается первоначальная иерархия: Дух как связь с Богом — душа — тело. Сигнал сверху не проходит. Таким образом, чревоугодие — это не «переедание». Это принцип жизни по «ветхому человеку». Святитель Амвросий Медиоланский говорит: «Кто не постится, тот непокрыт и наг, и открыт для раны». Что же это за рана такая? Рана от собственных страстей. Страсть и страдание — однокоренные слова. Состояние «ветхого человека» отмечает и апостол Павел: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим 7:19). Этим состоянием пользуются «духи злобы поднебесной», пытаясь погубить нас. Они видят, к чему мы более склонны. И посылают нам искушения.

http://blog.predanie.ru/article/adam-v-r...

Кто принял истинное Священство и подчинил себя великому Архиерею, тот, конечно, и сам пребывает иереем вовек, и смерть не помешает ему остаться иереем навсегда ( 23, 393 ). Сила слова делает и священника важным и досточтимым, отделяя его через новое благословение от сообщества многих. Вчера и прежде был он одним из простого народа, а сегодня – становится наставником, предстоятелем, учителем, совершителем сокровенных Таинств – и все это он делает, нимало не изменившись по телу или виду. Но, внешне оставаясь тем же, чем и был, он преобразился в невидимой душе некоей невидимой силой и благодатью. Святитель Григорий Нисский ( 113, 578 ). Кроме важности обычая, который, как знаем, дошел до нас через апостольское предание, и Священное Писание открывает, что, когда, по повелению Святого Духа, апостолы посылали Павла и Варнаву проповедовать Евангелие язычникам, «совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их» ( Деян. 13, 3 ), – да научимся, с каким благоговением должны стараться и дающие и приемлющие, чтобы Таинство такого благословения не совершалось небрежно. Святитель Лев Великий ( 113, 578 ). Господь наш, определяя достоинство епископа и образ Своей Церкви, сказал в Евангелии Петру: «Ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» ( Мф. 16, 18–19 ). С того времени преемственно продолжается поставление епископов. Святитель Киприан Карфагенский ( 113, 576 ). Кто дает благодать епископства? Без сомнения, ты ответишь: Бог. Но Бог дает ее через человека. Человек возлагает руки, а Бог изливает благодать; священник возлагает смиренную руку, а Бог сообщает достоинство. Святитель Амвросий Медиоланский ( 113, 577 ). Священство поставлено как бы в середине между естеством Божеским и человеческим, чтобы Одному служить, а в другом производить перемену к лучшему. Преподобный Исидор Пелусиот ( 51, 93 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Быт.19:5 . и вызвали Лота и говорили ему: где люди, пришедшие к тебе на ночь? выведи их к нам; мы познаем их. Из этих слов видно, что поведение собравшейся толпы содомлян было вызывающим: оно угрожало как самому Лоту – нарушением его священного долга гостеприимства, так и еще больше его гостям – поруганием их чести. На характер последнего выразительно указывают стоящие здесь слова: «да познаем их», имеющие в Библии весьма определенный, специфический смысл ( Быт. 4:1, 24:16 и др.), выражающий мысль о половом акте. Вся тяжесть преступного поведения содомлян состояла в ненормальности и извращенности их полового чувства, порождавшей противоестественные пороки деторастления и мужеложства, получившие после техническое наименование «содомского греха». О широкой практике всех этих чудовищных преступлений между нечестивыми хананеями и особенно среди развратных содомлян свидетельствует целый ряд библейских мест ( Лев.18:22 ; Ис. 3:9 ; 2Пет. 2:6–8 ; Иуд. 1:7 и др.). Поэтому вполне естественно, что гости Лота, отличавшиеся молодостью и красотой, могли с особенной силою возбудить похотливые желания содомлян. Быт.19:6 . Лот вышел к ним ко входу, и запер за собою дверь, С опасностью для собственной жизни, Лот выходит к этой озверевшей толпе и сначала лаской, а затем даже и жертвой пытается отклонить ее от ее преступного намерения. Быт.19:7 . и сказал [им]: братья мои, не делайте зла; Обращаясь к ним с таким братским приветствием, Лот думал пробудить в них лучшие чувства и подействовать на их благоразумие; но это было напрасно, так как, при господстве разнузданности низших инстинктов, все высшие и благородные чувства были уже мертвы у содомлян. Быт.19:8 . вот, у меня две дочери, которые не познали мужа; лучше я выведу их к вам, делайте с ними, что вам угодно, только людям сим не делайте ничего, так как они пришли под кров дома моего. Видя безуспешность своего увещания, Лот решается на крайнее средство; ради спасения чести своих гостей он готов пожертвовать честью своих незамужних, хотя уже и обрученных ( Быт. 19:14 ), дочерей. Блаженный Августин делает упрек Лоту за подобное предложение, но святой Иоанн Златоуст и большинство других толкователей видят в нем акт самопожертвования, или, по крайней мере, лучший выход из его крайне затруднительного положения; «из двух зол (поругание гостей, или лишение чести дочерей) он выбирает меньшее», как говорит святой Амвросий Медиоланский .

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Господь Иисус Христос никогда не оспаривал право книжников и фарисеев доносить до сознания народа истины Закона, Пророков и Писания. Сын Божий говорил: «…на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте…» ( Мф.23:2–3 ) Но при всем при этом Он, Сын Божий, оспаривал их нравственное право являться примером для окружающих их людей. Далее Господь восклицал: «…по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают: связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их» ( Мф.23:3–4 ). Да! Книжники и фарисеи были кончеными лицемерами и обманщиками. Они говорили одно, но делали совершенно другое: призывали к исполнению Закона и сами же и нарушали его! Но нельзя говорить, что все они были такими. Как мы, современное духовенство, похожи на этих лицемеров, пройдох и обманщиков! Еще апостол Павел восклицал, и эти его слова относились уже к уверовавшим во Христа, ко священству новой Новозаветной Церкви Бога: «Вот, ты называешься Иудеем (то есть исполнителем Закона – О.С.), и успокаиваешь себя законом, и хвалишься Богом, и знаешь волю Его, и разумеешь лучшее, научаясь из закона, и уверен о себе, что ты путеводитель слепых, свет для находящихся во тьме, наставник невежд, учитель младенцев, имеющий в законе образец ведения и истины: как же ты, уча другого, не учишь себя самого? Проповедуя не красть, крадешь? говоря: ″не прелюбодействуй″, прелюбодействуешь? гнушаясь идолов, святотатствуешь? Хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога? Ибо ради вас, как написано, имя Божие хулится у язычников» ( Рим.2:17–24 ). Да! Братия и сестры! Ради нас, священников, погрязших в наживе, коррупции и обмане, «имя Божие хулится у язычников». Особенно бесчестят имя христианина так называемые «новые русские» и так называемые «православные во власти». «Прохожане» и «захожане» с большими золотыми крестами в «брюликах», с руками по локоть в крови собственного народа. Святитель Амвросий Медиоланский в храм не впустил римского императора, запятнавшего свои руки кровью собственных подданных, а у нас, для того чтобы им (сильным мира сего) просторнее было стоять на клиросе, –  подсвечники, пламенеющие свечами пред образами святыми, в сторону сдвигают. И все эти «ходячие пиджаки», промасоненные, прокуренные, нагло и бесцеремонно топчут дворы Господни. Да от них грешно и подаяние принимать на Дом Божий. Сказано: «Серебро за жертву о преступлении и серебро за жертву о грехе не вносилось в дом Господень…» ( 4Цар.12:16 ) А у нас теперь и таблички начинают с именами злодеев и преступников на храмы цеплять. Если так и дальше пойдет, сводки «их разыскивает милиция» будут по именам и фамилиям совпадать с теми списками, которые в благодарность привинтили к храмовым стенам.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Тридцать лет и три года Он ходил по этой земле, над которой теперь висит на Кресте. Сколько пройдено дорог… Галилея, Самария, Десятиградие, Пирея, Иудея… Иерусалим, Иерусалим!.. Сколько раз хотел Он собрать чад твоих, как птица птенцов своих под крылья, и они не захотели… (ср.: Лк. 13: 34). И вот теперь Он висит гор е над Иерусалимом, широко раскинув руки-крылья по концам Креста, силясь обнять любовью Свой город и Свой народ, предавший Его на муки и смерть… Но они пришли на Голгофу, чтобы посмотреть на зрелище и посмеяться над Ним. «Не ведают, что творят» (Лк. 23: 34). Или же ведают и всё равно творят? Или не все в неведении? Первосвященники знают; догадываются и фарисеи – злые «виноградари», не постыдившиеся сына хозяина виноградника, но убившие его ради наследства (см.: Мф. 21: 33–46). Так кто же не ведает? Палачи, легионеры, безграмотная толпа, чернь… Но вожди – князья, начальники, книжники – знают. И творят, ибо возлюбили больше славу человеческую (Ин. 12: 43). Ее и получат. Вместе с возмездием. Ибо великое будет бедствие на земле и гнев на народ сей, потому что это дни отмщения. И Иерусалим будет попираем язычниками, доколе не окончатся времена язычников (см.: Лк. 21: 22–24). Но теперь – их время и власть тьмы (Лк. 22: 53). Прощальные слова Матери, любимому ученику… Всё! «Отче! В руки Твои предаю дух Мой» (Лк. 23: 46). «Совершилось», – слышится с Креста (Ин. 19: 30). Пасха наша, Христос, заклан за нас (1 Кор. 5: 7). Будем плакать…  Стихира, глас 5-й (на целование Плащаницы) во святую Великую субботу утра//Триодь постная. М.: Издание Московской Патриархии, 1992. Л. 486 об.  Свт. Амвросий Медиоланский в толковании на притчу о блудном сыне пишет: иудеи «просят для себя козленка, зловонную жертву (haedum, mali odoris sacrificium). Иудей требует козленка; христианин – Агнца. Поэтому иудеям выдан Варавва (ср.: Лк. 23: 18), а за нас заклан Агнец (nobis Agnus immolator). Отсюда у них – зловоние преступления (fetor est criminum), у нас – отпущение греха (remissio peccatorum), сладостное по [даруемой] надежде, приятное по плодам. Требовать козленка – значит ожидать антихриста, ибо Христос есть жертва благоуханная (boni odoris est victima)». –  Ambrosius . Expositio Evangelii Secundum Lucam Libris X Comprehensa//PL. Vol. 15. Liber VII. Cap. 213–243. Col. 1756–1764; col. 1763, n. 239.

http://pravoslavie.ru/112021.html

Ибо воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда; 4  чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести( 1 Фес.4: 3-4). Я вам нашел цитату святителя Амвросия Медиоланского. Он писал: «Пусть каждый знает себя и обладает своим сосудом, то есть в соответствии с его предназначением для отправления нужды малой и чадородия, чтобы ожидать должных плодов. Только от такого, то есть законного акта, который возделан его телом. И пусть ему земля не принесет тернии и волчцы, но - скажет он – земля дала плод свой, и пусть земля (то - есть плоть, человек создан из праха земного – о.О.Ст.) терниста, в немощи страстей не остается в них. Расцветет пусть в наслаждении добродетели» (то - есть в брачной жизни - о. О.Ст.). Блаженный Августин, кстати, причиной непроизвольного ночного осквернения, что, кстати, не может рассматриваться как рукоблудие, видит те пустые, нецеломудренные разговоры, которые человек вел днем. Вот, например, он писал: «Фантазия (то есть спящего) действует и в мышлении говорящего (то есть днем) выступает в сновидениях настолько, что исчезает различие между нею и действительным телесным смешением, то есть актом. В таком случае немедленно возбуждается и плоть, и следует то, что обыкновенно за этим следует, то - есть ночное осквернение». Та система сексуального воспитания, которая сейчас открыто пропагандируется в разных школах России, прямо подбивает нашу молодежь на совершение всяких непотребств, экспериментов с собственным телом, подталкивая их к преждевременной сексуальной активности, разрешенной только в законных брачных отношениях. В Библии сказано: «Любезной лани и прекрасной серны груди ее (то - есть законной жены) да упоявают тебя во всякое время, любовью ее (то есть жены) услаждайся постоянно. И для чего тебе, сын мой, увлекаться постороннею и обнимать груди чужие?» (Притч. 5: 19-20). И другой такой грех, тоже опасность для молодых. Он как раз относится к категории блуда, это всякие не чистые прикасания. И блаженная Феодора как раз на мытарствах блуда говорит об объятиях, ласканиях.

http://radonezh.ru/text/chto-znachit-beg...

Кто желает видеть этот образ Божий, тот должен любить Бога, дабы и Сам Бог возлюбил его, и будет он не раб, а друг, творящий волю Господню. ♦ ♦ ♦ Христос Свой мир освещает не неким малым светом: от края небес исход его, и шествие его до края их, и ничто не укрыто от теплоты его ( Пс.18:7 ). Он всех милостиво просвещает, нечестивого не отвергает, а хочет исправить, ожесточенного желает не отлучить от Церкви, а смягчить и для того зовет их: Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем ( Мф.11:28–29 ). ♦ ♦ ♦ Часто сами слезы утешают и облегчают мысль, часто плач успокаивает сердце и печальный дух. ♦ ♦ ♦ Если язычники, не имеющие надежды на воскресение, утешаются только воображением, что после смерти не будет никакого чувства, тем более мы должны иметь утешение, поскольку нам не полагается бояться смерти, ибо это конец грехов, и мы не должны сожалеть о утраченной жизни, которую восстанавливает воскресение. ♦ ♦ ♦ Кто умеет прощать, тот признает себя человеком, тот следует путем Христа Спасителя, Который, приняв плоть, предпочел прийти в мир Спасителем, нежели судьей. ♦ ♦ ♦ Где неверность, там и слепота. ♦ ♦ ♦ Бог, преклоняя слух Свой, слышит не телесно, а духовно, по снисхождению к нашей слабости. Преклоняет слух Свой к нам, чтобы вошло в него наше моление. Подавая милость, не требует голоса: не нужен был голос Тому, Который слышал Моисея, хотя он и молчал, и восклицал, обращаясь к Нему одними бессловесными стонами. Господь может слышать и кровь, не имеющую голоса и языка. Вопияла, обращаясь к Нему, кровь в мученичестве и в братоубийстве. ♦ ♦ ♦ Апостол Павел увещевает: За все благодарите ( 1Сол.5:18 ). Ибо всегда имеем, за что благодарить Бога, никогда не бываем без дара Божия, каждый день обязаны Ему жизнью. Что ты имеешь, чего бы не получил? ( 1Кор.4:7 ), – говорит апостол Павел. А так как всегда принимаешь, то всегда и призывай, и поскольку все, что ни имеешь, имеешь от Бога, то признавай себя всегда должником; однако хочу я, чтобы ты заплатил долг свой с любовью, а не с принуждением.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Хвалебная песнь святого Амвросия Медиоланского , гл. 3 Тебя, Бога, хвалим, Тебя, Господа, исповедуем, Тебя, предвечного Отца вся земля величает. Тебе все Ангелы, Тебе небеса и все силы, Тебе Херувимы и Серафимы непрестанными голосами взывают: «Свят, свят, свят Господь Бог Саваоф, небо и земля полны величества славы Твоей». Тебя преславный апостольский собор, Тебя хвалебное множество пророков, Тебя хвалит пресветлое воинство мучеников. Тебя по всей вселенной исповедует святая Церковь , Отца непостижимого величества, достойного поклонения Твоего Истинного и Единородного Сына и Святого Утешителя Духа. Ты – Царь славы, Христос, Ты – Вечносуществующий Сын Отца. Ты для избавления людей не возгнушался Девичесюго чрева. Ты, одержав победу над смертью, сотворил верующим царство небесное. Ты сидишь по правую сторону Бога во славе Отца и веруем, что Ты придешь судить нас. Поэтому мы просим Тебя: «Помоги рабам Твоим, которых Ты искупил драгоценною Твоею кровию. Удостой нас со святыми Твоими в вечной славе Твоей царствовать. Спаси, Господи, народ Твой и благослови достояние Твое, управляй им и возвеличь его во веки». Во все дни будем благословлять Тебя и восхвалять имя Твое во век и в век вечный. Сподоби, Господи, в этот день без греха сохраниться нам. Сжалься над нами, Господи, и помилуй нас. Да будет милость Твоя, Господи, на нас, ибо мы уповаем на Тебя. На Тебя, Господи, надеемся, да не постыдимся во веки. Аминь. Молитва перед трапезой Многомилостивый Владыка, Господи Иисусе Христе Боже наш, взоры всех, уповая, обращаются к Тебе и Ты даешь им пищу в свое время; открываешь руку милосердия Твоего и, насыщая все живущее, питаешь нас с первых дней нашей жизни. Ты, благословивший в пустыне хлеб народу, Сам благослови все, что Ты дал нам в пищу, и избавь нас от всякого искушения, ибо мы на Тебя надеемся и Тебе воссылаем славу с Отцом и Святым Духом, ныне и всегда и во веки веков. Аминь. Молитва после трапезы Благодарим Тебя, Христе Боже наш, за то, что Ты насытил нас земными Твоими благами, не лиши нас и небесного Твоего Царства. Но как некогда Ты пришел и стал посреди учеников Своих, мир даруя им, так и ныне приди к нам, Спаситель, и спаси нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Adamenk...

12. Однако, эти два, выражаясь яснее, не просто только два, но и два человека: один внутренний, другой внешний. Если эти два, предоставленные самим себе, станут устремляться вперед равномерно, так что мысли будут соответствовать делам, а дела мыслям, то колесо нашей жизни будет катиться без всякого преткновения, согласно с тем, как написано: «глас грома Твоего в колеси» ( Пс. 76, 19 ). Следовательно, эти два суть одно, и не только одно, но и один человек. Поэтому апостол и говорит: «дабы из двух создать единого человека, устрояя мир, и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем...., чтобы для того и другого (in utrisque) мы имели доступ к Отцу в одном Духе» ( Ефес. 2, 15, 16, 18 ). 13. Итак, есть два человека, ветхий и новый. Тот ветхий, которого мы в крещении пригвождаем ко кресту, повинен и осквернен грехом, и подобно старому одеянию истерт и разодран. Потому апостол и говорит: «ветхий наш человек вместе с Ним пригвожден ко кресту, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть больше рабами греху» ( Рим. 6, 6 ). Итак, ветхий (человек) пригвождается и умирает для греха, а новый, обновляемый благодатью, восстает. Итак мы сказали о двух (человеках). 14. Но, может быть, скажет кто-нибудь: «а что скажешь ты о трех (началах) ввиду того, что Писание так говорит: ведь «где двое или трое собраны во имя мое, там Я – посреди их»« ( Мф. 18, 20 )? Смысл этого места также ясен: ведь то же самое говорит и апостол: «Сам же Бог мира да освятит вас во: всем, и ваш дух, и душа, и тело во всей целости да сохранятся без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» ( 1Фес. 5, 23 ). Итак, где эти три непорочны, там и Христос посреди них; Он внутренне управляет этими тремя, господствует над ними и объединяет их непоколебимым миром. 15. Итак, вот те три, которые преимущественно пред всем прочим должна соблюдать в себе дева, дабы не причинить какого-либо поношения святому девству, и быть неповрежденной, без пятна и порока. Хотя об этом мы уже много говорили в (своих) книгах, но ради упомянутого детища (pignoris) мы решили составить для тебя (еще) эту книгу. Глава третья

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Слова епископа сбылись в свое время. Августин, на которого исключительно благотворное влияние оказало знакомство его с великим святителем западной церкви святым Амвросием Медиоланским , в конце концов твердо стал на путь истинного благочестия. Блаженная Моника имела счастье отойти ко Господу с сознанием полностью исполненного долга матери, с благодарной молитвой за своего сына на устах. Но не каждому из нас дано подобное счастье – увидеть воочию искреннее и полное обращение ко Господу, к благочестивой христианской жизни дорогих сердцу заблудшихся ближних наших. Нередко причиной этому бывает или наша собственная рассеянная и далекая от идеала нравственного совершенства жизнь, или недостаточное усердие в молитвах. Иногда же терпеливое ожидание момента, когда Господь, не хотящий смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был ( Иез. 33:11 ), победит Своей любовью его сопротивляющуюся волю, является задачей и спасительным крестом всей нашей жизни. В этом случае мы становимся подобными смиренному и трудолюбивому труженику евангельской притчи, который «бросит семя в землю, и спит, и встает ночью и днем, и как семя всходит и растет, не знает он; ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе» ( Мк. 4:26–28 ). Будем же всегда помнить и это евангельское назидание, и апостольские увещания к непрестанной молитве и спасительному терпению. Будем чаще вспоминать ту безмерную любовь и заботу, которой Сам Господь лелеет и окружает каждое Свое создание, дабы даровать ему спасение и жизнь вечную. Пророк Божий Исаия так говорит нам об этой божественной любви и заботе: «Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя» ( Ис. 49:15 ). Завещанный же нам труд любви по отношению к ближним, труд молитвы, благовестия и исповедания, да не будет казаться нам напрасным и бесполезным. Когда утомленные безрезультатной ловлей рыбы Апостолы услышали повеление Господне, данное Симону: »отплывы на глубину, и закиньте сети свои для лова«, то они сказали устами Петра: »Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали: но по слову Твоему закину сеть». И " сделавши это, – говорит Евангелист, – они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась» ( Лк. 5:4–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010