Он сознательно выбрал довольно сложный для миссионерской деятельности регион. Язычники в этой области были столь свирепы, что ни один другой проповедник не отваживался столкнуться с их яростью лицом к лицу. Именно это вдохновило его на работу с ними. Он работал очень упорно, на протяжении долгого времени, безрезультатно. Его нередко избивали и несколько раз бросали в реку. Однако, в конце концов, его терпение и упорство принесли результат. Бог позволил ему на глазах у народа воскресить умершего человека (повешенного преступника). После этого события толпы людей пошли к нему, чтобы принять крещение – люди разрушили языческие храмы своими собственными руками. К 633 г. он уже построил несколько церквей, основал «два больших монастыря в Генте, оба под покровительством Св. Петра». Во Фландрии он построил много учреждений, посвященных служению Богу. Одним из наиболее известных является «большой монастырь в Эльноне», который находится «в девяти милях от Турнея». (Монастырь, а также находящийся поблизости город и минеральные источники позже были переименованы в Сен-Аманд). Традиция, не вполне, впрочем, вызывающая доверие, говорит, что в 649 г. он был избран епископом Маастрихта, но через три года отказался от руководящего поста в своей епархии в пользу св. Ремаклуса и вернулся к миссионерской деятельности. Он продолжал работать среди язычников до восьмидесятилетнего возраста. Потом вернулся Эльнон, где пробыл четыре года аббатом. Он преставился в Лорде в 675 г. По ходу своей деятельности св. Амандус проповедовал также в Утрехте и воздвиг там маленькую часовню, посвященную Св. Мартину. После того, как он отбыл, чтобы продолжать свою миссию в других местах, Дагоберт передал укрепленный пункт в Утрехте Епископу Кёльнскому, Куниберту, на том условии, что он будет заниматься обращением фризов. Однако епархия Кёльна не проводила никакой миссионерской работы среди фризов. Другие миссионеры Нидерландов, включая Ахариуса, св. Элигиуса и св. Моммолинуса, работали в окрестностях Нуайона (сегодня северная Франция) и Турнея (сегодня Бельгия).

http://pravoslavie.ru/2000.html

Как о том повествует предание о двенадцати видениях Альдегонды, в течение всего этого периода ее одолевали сомнения и колебания. Во время встреч с Альдегондой ее поддерживали в таком выборе ее старшая сестра и ее духовный наставник Святой Аманд (Amand), вновь ставший игуменом в Элноне (Elnone). В соответствии с постановлениями церковных соборов, запрещавших женщине, принявшей постриг, уединенно жить в сельской местности, она возвратилась в муниципию Мобёж (Maubeuge). Там она прожила около пятнадцати лет до своей смерти в 684 году. Она выполняла функции «старшей» и духовной наставницы («Mere des ames»), что позволило ей возвести два больших дома – один для монахов, один для клириков, служивших в церкви Святых Петра и Павла. К тому же, она взялась за обучение. Среди ее учеников были племянница игумена Юрсмэ из Лобба (Ursmer de Lobbes), ее собственные племянницы Альдетруда (Aldetrude, †696) и Мадельберта (Madelberte, †705), которые должны были придти к ней на смену и исполнять обязанности диакониссы при крещении маленьких детей. Она была похоронена в семейном склепе «memoria» в Кусолре (Cousolre), т.е. в крипте церкви Божией Матери, основанной ее родителями Вальбертом и Бертиллой, чтобы стать местом для их погребения. В конце VIII-oro века епископ Хильдоард (Hildoard, 798–816) решил восстановить монастырь Мобёж. Он начал с того, что обрел мощи Святой Альдегонды и перенес их из Кусолра в Мобёж к телам Альдетруды и Мадельберты в сводчатую крипту церкви, называемой Вьё-Мутье (Vieux-Moutiers), которая была разрушена только в 1754. В этих обстоятельствах, согласно посвящению 798 года, он предложил мощи большому императорскому монастырю Сан-Рикье (Saint-Riquier) для размещения в алтаре, освященном во имя Альдегонды игуменом монастыря Святого Вааста Аррасского (Saint-Vaast d’Arras), по имени Радо (Rado). Для этого алтаря Алкуином (Alcuin), великим европейским интеллектуалом, была составлена эпитафия. Адрес Храма: 4, rue de l’Eglise, Saint Riquier F-80135 France. h9 Святая Альдегонда, игуменья из Мобёжа (†684 или 965 или 700, память 30 января)

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДЕЛЬФИН Дельфин [лат. Delphinus] († между 401-405), св. (пам. зап. 24 дек., в Бордо - 30 дек.), еп. г. Бурдигала (совр. Бордо, Франция). Д. принял участие в Соборе в Цезаравгусте (совр. Сарагоса, Испания), осудившем ересь Присциллиана (383). Присциллиан, став епископом Абулы (совр. Авила, Испания), собрал своих сторонников и отправился к известным зап. богословам с целью добиться признания учения. Присциллиане прибыли в Бурдигалу к Д., однако тот выслал их из города. Еретики безуспешно пытались встретиться также с папой Римским Дамасом I и свт. Амвросием , еп. Медиоланским. В 384/5 г. Д. председательствовал на Соборе испан. и галльских епископов в Бурдигале, где вновь слушалось дело Присциллиана. Среди образованных жителей города были приверженцы ереси. Осужденные Собором еретики передали дело на рассмотрение имп. Магну Максиму. Свт. Амвросий сообщает, что переписывался с Д., к-рый некогда был близок к свт. Фивадию Агинскому, одному из первых борцов с ересью арианства на Западе. Основная часть сведений о Д. содержится в сочинениях Павлина Милостивого (впосл. епископ Ноланский), к-рого святой обратил ко Христу. Сохранилось неск. посланий Павлина к Д., написанных в 393-401 гг. Из них следует, что Д. был знаком не только с Амвросием, но и с др. медиоланскими клириками (напр., со свт. Венерием , одним из преемников Амвросия). Павлин обращался к Д. по вопросам духовной жизни, консультировался по вопросам толкования Свящ. Писания. Сразу после кончины Д. стал почитаться как святой. В одной из поэм, написанной в 405 г., Павлин перечисляет святых покровителей зап. провинций Римской империи, Д. назван св. покровителем Аквитании ( Paulinus Nolanus. Carm. 19. 154). Преемником Д. на Бурдигальской кафедре стал свт. Аманд . Ист.: Sulp. Sev. Chron. II 47-49 (рус. пер.: С. 86-87); Prosperi Tironis Epitoma Chronicon//MGH. AA. T. 9. P. 462; Ambros. Mediol. Ep. 87//PL. 16. Col. 1283-1284; Paulinus Nolanus. Opera/Ed. W. de Hartel. Vindobonae, 1894. Vol. 1: Ep. 10, 14, 19, 20, 35. (CSEL; 29); Vol. 2: Carm. 19. P. 118-143. (CSEL; 30); Les Conciles gaulois du IVe siècle/Éd. J. Gaudemet. P., 1977. P. 113-116. (SC; 241).

http://pravenc.ru/text/171646.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОНАТ [лат. Ionatus] (VII в.), св. (пам. зап. 3 авг.), аббат мон-ря Мархианы (ныне Маршьен, Франция). Об И. упоминается в Житии св. Риктруды (BHL, N 7247), составленном в 907 г. агиографом и муз. теоретиком Хукбальдом из Эльнона (ныне Сент-Аман-лез-О). Согласно Житию св. Риктруды, И. был учеником еп.-миссионера св. Аманда († 675/6), который назначил его настоятелем муж. мон-ря Мархианы. Впосл. И. создал при обители также жен. общину, образовав т. о. «двойной» мон-рь. Настоятельницей жен. общины стала св. Риктруда († между 675 и 691), вступившая в обитель по совету св. Аманда (Vita Rictrudis. 16//ActaSS. Mai. T. 3. P. 85). В позднейших источниках сообщается, что И. некоторое время управлял также Эльноном, основным мон-рем св. Аманда (в перечне эльнонских аббатов указано, что И. был 3-м настоятелем обители после Аманда и Урса - MGH. SS. T. 13. P. 386). Согласно «Краткой хронике» Эльнона (Chronica brevis de fundatione et abbatibus Elnonensibus; XIII в.), перед 3-м путешествием в Рим св. Аманд поручил управление Эльнонским мон-рем И., в то время аббату мон-ря Мархианы (ActaSS. Aug. T. 1. P. 71). Хотя о 3-м путешествии св. Аманда в Рим упоминается также в его Житии, составленном Филиппом из Омона (2-я пол. XII в.- Moreau. 1927. P. 105-106), эти сведения являются недостоверными, однако указания в перечне аббатов могли быть основаны на более ранней традиции. Согласно записи XIII в. в Маршьенских анналах, И. возглавил монастырь Мархианы в 641 г. (Annales Marchianenses//MGH. SS. T. 16. P. 610). Болландисты в целом согласились с датировкой кончины И. (690/1), приведенной в позднейших маршьенских источниках (ActaSS. Aug. T. 1. P. 72). Эта датировка закрепилась в последующей историографии. Сохранилась гомилия на день памяти И. («Чтения на память преставления св. исповедника Ионата» - BHL, N 4447). Л. ван дер Эссен вслед за болландистами приписывал ее авторство Хукбальду ( Essen. 1907. P. 272), однако более вероятно, что гомилия была составлена в кон. X в. ( Misonne. Col. 1484). Автор гомилии был знаком с творчеством Хукбальда, у которого он заимствовал сведения и стилю к-рого подражал. Значительную часть гомилии занимает рассказ о миссионерских трудах св. Аманда и его учеников, в произведении не содержится новых сведений об И. Наибольший интерес представляет пространное повествование об обретении мощей маршьенских святых И., Риктруды и Мавронта при аббатисе Иудифи (2-я пол. X в.) и о совершившихся при этом чудесах (вероятно, обретение мощей послужило поводом для составления гомилии).

http://pravenc.ru/text/578354.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИДУБЕРГА [лат. Iduberga] (592 - 8.05.652, мон-рь Нивелла (Невигелла), ныне Нивель, Бельгия), св. (пам. зап. 8 мая и 5 нояб.), основательница мон-ря Нивелла, жена майордома Австразии Пипина Старшего (580-640), мать святых Гертруды Нивельской и Бегги Анденской. И., как и нек-рые др. вдовы могущественных аристократов и королей, является основательницей жен. монашества, получившего распространение в кон. VI - нач. VIII в. Почиталась как одна из покровительниц династии Каролингов . Важнейшими источниками сведений о святой является Первое Житие св. Гертруды (BHL, N 3490, составлено после 670), «Нивельское дополнение» к Житию св. Фурсы о кончине и погребении св. Фоллиана (BHL, N 3211, составлено после 657) и Житие св. Модоальда († ок. 649), архиеп. г. Треверы (ныне Трир, Германия), составленное в XII в. аббатом Стефаном из Льежа (BHL, N 5984). Еще 2 Жития И., также, вероятно, относящиеся к XII в. (BHL, N 4499, 4500), были написаны на основе извлечений из жизнеописаний ее дочери св. Гертруды. Согласно Житию св. Модоальда и Третьему Житию св. Гертруды (наиболее пространному - BHL, N 3493), И. принадлежала к меровингской знати. Ее отцом был герцог Аквитанский. Она и св. Севера († ок. 680) были сестрами архиеп. Треверского Модоальда. Муж И., Пипин I Старший, имевший обширные владения в долине среднего течения р. Моза (ныне Маас), был майордомом Австразии (624/5-629, 639-640), опекуном и приближенным советником кор. Дагоберта I . Неизвестно, когда И. стала женой Пипина, однако к 640 г., когда Пипин умер, у них было трое взрослых детей: сын Гримоальд, к-рый стал преемником отца в должности майордома Австразии, св. Бегга, жена Анзегизила, сына св. Арнульфа , и св. Гертруда. Овдовев, И. вместе с младшей дочерью Гертрудой, к-рая разделяла стремление матери посвятить себя Богу, удалилась в семейное владение в Нивелле. По совету епископа-миссионера св. Аманда († 679 или 684) И. приняла постриг и основала там мон-рь. Точно датировать это событие не представляется возможным. Вероятно, основание мон-ря следует отнести к 647-650 гг., когда св. Аманд проповедовал в междуречье Скальда (ныне Шельда) и Мозы. В «Хронике» Сигиберта из Жамблу сообщается об основании мон-ря в 650 г. (Chronica Sigiberti Gemblacensis. Ап. 650//MGH. SS. T. 6. P. 324). Решение И. поставить во главе основанной обители юную Гертруду, принятое якобы под давлением родственников и претендентов на руку девушки, может свидетельствовать о том, что святая основала мон-рь сразу после смерти Пипина в 640 г.

http://pravenc.ru/text/293553.html

Сохранилось единственное послание М., адресованное зап. епископу - св. Аманду из Моза-Траекта (ныне Маастрихт, Нидерланды) ( Jaff é . RPR. N 2059). Папское письмо представляет собой ответ на послание св. Аманда, в к-ром тот жаловался на сложность управления диоцезом (епископская кафедра была перенесена в Моза-Траект из Тунгров (ныне Тонгерен, Бельгия); в V в. территория диоцеза сильно пострадала от вторжений варваров и фактически нуждалась в повторной христианизации). Св. Аманд упоминал о непослушании клира и просил освободить его от обязанностей епископа. При этом он просил также прислать ему реликвии святых и книги из папской б-ки, в к-рых очень нуждалось еп-ство. Папа убеждал св. Аманда не слагать с себя епископский сан и не отказываться от вверенного ему служения, продолжая следить за дисциплиной в диоцезе. М. обещал прислать реликвии, но указал на невозможность отправить книги, т. к. папская б-ка находилась в плохом состоянии и понесла серьезные утраты. Пользуясь случаем, М. отправил св. Аманду акты Латеранского Собора 649 г. и энциклику с кратким изложением событий, предшествовавших Собору. Папа поручил св. Аманду созвать Собор франк. епископов для утверждения решений Латеранского Собора, а также обратиться к кор. Австразии Сигиберту III (639-656) с просьбой послать в Рим доверенного епископа: М. намеревался отправить его вместе с папскими легатами в К-поль, чтобы сообщить имп. Константу II о согласии франк. епископата с решениями Латеранского Собора (см.: Moreau É ., de. Saint Amand, apôtre de la Belgique et du Nord de la France. Louvain, 1927. P. 185-192). С подобной просьбой М. обратился и к кор. Нейстрии Хлодвигу II (638-657), к-рый избрал для этой миссии св. Элигия , еп. Новиомага (ныне Нуайон, Франция), и св. Авдуена, еп. Ротомага (ныне Руан, Франция). Однако по неизвестным причинам это посольство так и не отправилось в Рим, хотя в Нейстрии соборные постановления были одобрены. В Британии об одобрении решений Латеранского Собора впервые упоминается в связи с Собором в Хатфилде, проходившим в 680 г. ( Beda. Hist. eccl. IV 17). Арест М.

http://pravenc.ru/text/2562416.html

    Скан Patrologia Latina 86     PL 87: Галл (аббат); анонимные монахи из Санкт-Галлена; Теодор I (папа римский); Мавр (епископ Равеннский); Мартин I (папа римский); Павел (епископ Верденский); Дезидерий (епископ Каорский); Донат (епископ Безансона); Ландерик (епископ Парижский); король Сигеберт III; Ливин (епископ); Евгений III (епископ Толедский); Валерий (аббат); Валерий (другой аббат); Аннемунд (епископ Лионский); Элигий (епископ Нуайонский); король Хлодвиг II; Маркульф (монах); анонимные формулы посвящения; Куммиан Ирландец; Виталиан (папа римский); Иона, аббат Эльнонский; Фруктуоз (епископ Браги); Фаро (епископ Мо); Адеодат II (папа римский); Дон (папа римский); Агафон (папа римский); Дамиан (епископ Павии); Аманд (епископ Утрехтский); король Хлотарь III; король Хильдерик II; король Дагоберт II; король Теодорих III; церковные грамоты лангобардских королей (между 685 и 784)     Скан Patrologia Latina 87     PL 88: Венанций Фортунат; Дефенсор (монах Лигуже); Эваций (аббат Троклара); Адамнан, аббат; Адаман, аббат; Крисконий, епископ из Африки; анонимные монашеские правила; документы о франкской церкви (691—748)     Скан Patrologia Latina 88     PL 89: Сергий I (папа римский); Иоанн VI (папа римский); Иоанн VII (папа римский); Альдхельм (епископ Шерборна); Константин (папа римский); Кеолфрид (пресвитер Уирмута); Феликс (епископ Равеннский); Бенедикт Крисп (архиепископ Миланский); Эгберт (архиепископ Йоркский); Григорий II (папа римский); Виллиброрд (епископ Утрехтский); Григорий III (папа римский); Бонифаций (епископ Майнцский); Захария (папа римский); Стефан II (папа римский); Примин (аббат); Киприан (монах из Кассино); Хродеган (епископ Мецский); Павел I (папа римский); Стурмий (аббат Фульды); Амвросий-Аутперт, аббат Беневента     Скан Patrologia Latina 89     PL 90—94: Беда Достопочтенный, в т.94 также вошли две анонимные хроники VIII и середины IX века.     Скан Patrologia Latina 90     PL 95: Беда Достопочтенный; Павел Диакон; Ландульф Хитроумный; анонимные гомилии VIII века «О времени» и «О святых»

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Червонец – дар Богоматери привешен был к иконе Богоматери, пред которою пел Иоанн. И от иконы и от червонца совершались чудеса. Ныне икона стоить местною в параклисе введения Богоматери в храм и пред нею горят три неугасимые лампады 494 . Барский видел храм архангела в келье Иоанна и описал жизнь Кукузеля, следуя книге Агапия, афонского отшельника: «Спасение грешникам» 495 . 15 ч. Подвиги св. Филия, епископа томского и с ним многих Когда Ликиний поднял (320 г.) столько же жестокое, сколько и хитрое гонение против христианства, предписав явно требовать епископов, воинов и придворных к суду за неповиновение языческому государственному закону, а тайно дав знать преследовать и всех христиан 496 , в малой Скифии святитель Филий, томский епископ, первый обратил на себя злость языческой власти. Его потребовали к суду и в тоже время начали хватать христиан в разных местах Скифии. Святителя били палками до полусмерти, запирали в темницу, предавали вновь безчеловечным истязаниям и наконец по приговору судебному бросили его в море; тело его, приплывшее к берегу, перенесено было благоговейными людьми в загородный дом благочестивого Аманда и здесь оно прославилось чудесными исцелениями 497 . В тот же третий день января окончили в Томах мученический подвиг три родные брата Аргей, Наркисс и юный Маркелин, также два Евгения, Клавдион и Род. Братья после истязаний также брошены были в море 498 . Апреля 3 в Томах преданы были смерти св. Евагрий и Бенигн. Блаженный Аманд также последовал за любимым учителем своим: он и несколько других 6 июня замучены «в городе Новидуне», иначе в новом Дунайце, славном городе Малой Скифии 499 . Здесь же июня 4 после долгих пыток и темничного заключения обезглавлены были: св. Зотик, Лукиан и Илия. Последний в греческом известии называется Ηλει, а не Ηλειας: грек удержал славянское имя Ильи, не подозревая, что это – одно и тоже, что Илия. С св. Зотиком пострадали в один и тот же день – 4 июня и в одном и том же месте – в новом Дунайце св. Комар, Гаддун, Нинит, Юлия и до 30 других страдальцев веры 500 .– Сентября 17 тут же окончили подвиг свой три юные царедворца, сосланные Ликинием в малую Скифию 501 . За два пред тем дня «в городе Томах» окончились страдания славною смертию св. Стратора, Валерия, Макровия и Гордиана; наконец октяб. 1 увенчались мученическим венцом в Томах «св. Приск, Крискент и Евагрий " 502 . Так при Ликиние явились в малой Скифии, славянской стране, целые сонмы мучеников за св. веру. 16 ч. Память о святых чадах кн. Людмиле, кн. Вячеславе и пр. Прокопии

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

составление и перевод А.А. Бурова Святой Жери (2-ая половина 6-ого века, память 11 августа) Как известно, 5-ое и начало 6-ого столетия представляют собой черный период истории церкви в Бельгии. В 406 году варвары захватывают Западную Европу и опустошают редкие очаги христианства, установленные в этих краях, такие как Тонгр (Tongres), Трир (Trèves), Турнай (Tournai), Аррас (Arras). Новая евангелизация началась почти с нуля с середины 6-ого века, после обращения Хлодвига и с помощью своих преемников, меровингских королей. Она, главным образом, была делом знаменитых епископов, таких как Св. Вааст (Vaast), Св. Жери (Géry), Св. Аманд (Amand), Св. Элуа (Eloi), Св. Ламберт (Lambert), Св. Юбер (Hubert), монахов или монахинь, таких как Св. Гертруда (Gertrude) и Св. Коломбан (Colomban и монахов-ирландцев). Святой Жери, или Годерикус (Gaugericus) был родом из Ивуа (Yvoie), что в Арденнах. Еще молодым, он был приметен своей набожностью. Епископ Трирский Маньерик (Magnéric) обещал рукоположить Жери в дьяконы, когда тот выучит Псалтырь наизусть. Прошло несколько месяцев, и Жери уже знал наизусть 150 псалмов. Он был рукоположен сначала во дьякона, а затем – в епископа Камбрайского, коим он и будет оставаться на протяжении 39 лет. Знаете ли Вы о том, что Святого Жери могли выбрать покровителем города Брюсселя? И в самом деле, в то время Брюссель (от «du soleil», т.е. от «солнца») был ни чем иным, как местом лесов и болот, где возвышались только очень скромные сельские жилища. Именно Святой Жери посеял там первые семена христианства, построив часовню на острове, который Сенна (Senne) обтекает своими влажными рукавами, и который позже стал носить его имя (так бывает всегда, даже если остров исчез сегодня). Помимо этого, Жери приобрел репутацию освободителя заключенных, чьи цепи он рвал руками. С тех пор его изображают с цепью в руках. Читать далее Источник: Избранные жития святых, в Европейских и иных землях просиявших : А-Э/Сост. и перевод А.А. Бурова. – Москва : 2005–2015. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Во времена Римской империи христианская церковь не вела активной миссионерской деятельности за пределами имперских границ. Как ни поразительно, даже после превращения христианства в государственную религию это положение не изменялось очень долго, на Западе – до самого конца VI в. (см., например: Веск. Mission; Thompson. Christianity). Тем не менее в IV–VI вв. христианство за пределами империи распространялось: христианами становились пленные, купцы, возвращавшиеся домой наемники, новую религию принимали некоторые варварские племена. Не исключено, что среди славян также могли быть христиане, но никаких сведений об этом не сохранилось. Ирландский проповедник св. Колумбан, прибывший на континент в 591 г., собирался отправиться к славянам, но не осуществил своего замысла. Его идею переняли другие миссионеры, однако всерьез проповедь среди славян началась лишь в VIII в. (Fritze. Missionsprogramm, 317–320). Важно отметить, однако, что и св. Колумбан, и его последователь св. Аманд, приняв решение отправиться с проповедью к славянам, совершали паломничество к могиле Мартина Турского – таким образом, в их глазах именно этот святой был зачинателем славянской миссии (Stauber. Colomban, 237). 7 . Nara; житель провинции Норик, хотя, как замечает Скржинская, естественнее звучала бы форма Norensis или Nora (Скржинская Иордан, 211). Она же считает, что «норец» – приложение к слов «склав», т.е. «славянин из Норика» – но для такого Допущения нет достаточных оснований. 8 . Сарматы – см. раздел «Прокопий Кесарийский», коммент. 234. 9 . Датчане (даны) – см. раздел «Прокопий Кесарийский» коммент. 23. В тексте явная описка – Dacus. 10 . Остроготы (остготы) – германское племя, исповедовавшее христианство арианского толка начиная с первой половины V в. 11 . Франкское королевство было великой державой тогдашней Европы, и церковь имела там чрезвычайно прочные позиции. Крещение произошло при короле Хлодвиге, по-видимому, в 498 г. 12 . Бургундское королевство в VI в. занимало обширные территории в Южной Галлии. Бургунды исповедовали христианство арианского толка с начала V в.

http://azbyka.ru/otechnik/6/svod-drevnej...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010