Когда же вывели из алтаря нашего новорукоположенного священноиерея Кондрата в иерейском облачении, то все мы, наш маленький аляскинский приход, с благодарением Всевышнему изливали слезы радости. В прошлом это, казалось, была несбыточная мечта – сегодня она стала радостной действительностью. Затем владыка Киприан, выйдя из алтаря, стал ласково и внушительно читать наставление о. Кондрату. По окончании же наставления сам о. Кондрат коленопреклоненно благодарил владыку Киприана, иереев и всех присутствующих, и со слезами умиления обратился к своей пастве, стал ее благодарить за оказанную ему честь и просил всех их единодушно помогать ему в исполнении священнического и христианского долга, совместно и в единомыслии служить Богу. Затем мы все, приезжие, подошли под благословение владыки Киприана, а потом – под благословение о. Кондрата со слезами умиления и радости. Через несколько дней мы должны были выезжать в обратный путь, так как истекал срок нашей визы. Для о. Кондрата было исходатайствовано продление визы на пребывание в Румынии для прохождения обучения и практики святого священнослужения в святой Митрополии, где он остался еще на несколько месяцев. Начатое нами святое дело неуклонно растет. Спустя два месяца в святую Белокриницкую митрополию поехала и вторая группа часовенных старообрядцев, и присоединилась там так же к святой соборной и апостольской Церкви Христовой. А через месяц вернулась в США вместе с о. Кондратом, который теперь и сам на месте совершает присоединение часовенных старообрядцев к истинной Церкви, которые изъявляют желание. Слава Богу за все! Николаевск 2249 . Саломия Калугина В южной части Кенайского полуострова в Аляске находятся несколько поселений русских староверов. Эти люди, которые продолжают соблюдать веру со времени раскола в XVII веке, странствовали по всему миру последние 200 лет и искали место, где они могли бы жить и молиться по-своему. Старшие люди в этом обществе родились в России и в Китае, и жили несколько лет в Южной Америке. Многие из них приехали в Соединенные Штаты в 1962–1965 годах и поселились в Орегоне. Через несколько лет некоторые семьи переехали на север в Канаду и в Аляску. Этот рассказ является историей одной из первых поселенцев Николаевской деревни, в которой теперь живут около 500 человек 2250 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej-Zenkovs...

епископ Петр (Екатериновский) (1820–1889) Нравственно-аскетические труды Священное Писание епископ Петр (Екатериновский) Епископ Томский и Семипалатинский. Миссионер, духовный писатель. Биография В миру Екатериновский Феодор, родился в 1820 году в Саратовской губернии в семье священника. Первоначально обучался в Саратовской духовной семинарии, потом поступил в Московскую духовную академию. 12 октября 1841 года был пострижен в монашество; 19 октября того же года рукоположен во иеродиакона; а 30 июля 1844 года - во иеромонаха. 12 декабря 1844 года по окончании духовной академии определен учителем Иркутской семинарии. 15 ноября 1845 года удостоен ученой степени кандидата богословия и назначен инспектором Иркутской семинарии. 6 октября 1852 года возведен в сан архимандрита. 16 октября 1855 года назначен ректором Иркутской семинарии. С 15 января 1857 года - ректор Новоархангельской духовной семинарии на Аляске. 29 марта 1859 года хиротонисан во епископа Новоархангельского, викария Камчатской епархии. Во время служения в Америке он учредил новые церковно-приходские школы на Кодьяке и Уналяске, расширил миссионерскую деятельность викариатства до Берингова пролива, и стал одним из первых серьёзных исследователей жития преподобного Германа Аляскинского. Владыка Петр (Екатериновский) 9 ноября 1866 года перемещен епископом Якутским, викарием той же епархии. 3 июля 1867 года уволен на покой по болезни. С 13 октября 1867 года - член Московской Синодальной конторы и управляющий Воскресенским монастырем. 4 апреля 1869 года назначен епископом Уфимским и Мензелинским. С 19 ноября 1876 года - епископ Томский и Семипалатинский. 9 июля 1883 года вторично уволен на покой в Оптину пустынь. С 11 февраля 1885 года управлял Московским Заиконоспасским монастырем. 10 июля того же года назначен членом Московской Синодальной конторы, а 9 августа - управляющий Московским Новоспасским монастырем. Скончался 27 мая 1889 года и был погребён в Новоспасской обители. Владыка Петр отличался глубоким смирением. Когда один священник инородческого прихода докладывал епископу о различных печальных явлениях, то владыка, молча выслушав его, с сокрушенным сердцем промолвил: " Их может исправить и на путь наставить только сам Христос " . Был духовным писателем. Из его печатных трудов наиболее известны сочинения о монашестве, а затем поучения и миссионерские известия. Свои сочинения он пожертвовал в пользу Оптиной пустыни. Был радетелем распространения духовно-нравственных книг.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

   Святитель Николай касался действий буддизма и в других странах; например, описывая восстание боксеров в Китае, он несколько иронично пишет, что буддисты «извлекли для своей религии из китайских компликаций весь капитал, какой только может быть извлечен. Один только вопрос они оставили нерешенным, именно: были ли боксеры буддисты? Если да, то как буддизм избежит ответственности за их возмутительные жестокости?» (IV, 491). При этом он высоко отзывается о стойкости китайских христиан, принявших мученическую смерть за Христа во время этого восстания. …на Гавайских островах построены кумирни; бонзы там копируют христианских миссионеров   Известно святителю и о начинавшемся тогда буддийском прозелитизме среди западных народов: «…есть в Сан-Франциско и бонзы, проповедующие буддизм, и есть у них несколько обращенных в буддизм американцев; на Гавайских островах построены кумирни; бонзы там копируют христианских миссионеров — устраивают по воскресеньям свои богослужения и проповедь, занимаются благотворительностью» (IV, 459). Здесь видна та же миссионерская гибкость буддизма, которую святитель Николай отмечал в отношении распространения его в Японии.    Святитель Николай упоминает также «Отани Козуи, главу буддийской секты “Ниси хонгвандзи”. Он воспитывался в Англии… ныне лучший по нравственности и деятельности человек в буддизме; рассылает миссионеров проповедовать буддизм в христианских странах, и в Америке уже много обращенных в буддизм» (V, 499). Пишет, что в Иннае «бонзы… оглашают местность проповедью: “Как скоро явится иностранец сюда, обращай и его в буддизм, потому что что же такое христианство пред буддизмом!» (IV, 120).    Примечательна история о том, как пытались обратить в буддизм айнов — аборигенов с Курильских островов, принявших Православие еще от святителя Иннокентия Аляскинского, когда острова были в составе Российской империи (переданы Японии в 1855 г.) (см.: IV, 79, 174, 283). На остров Шикотан переселился с прозелитическими целями бонза из Хонгвандзи. С 1899 по 1902 год он усиленно проповедовал буддизм православным курильцам при поддержке местных властей, которые считали это важным для пресечения возможного влияния России на курильцев. Проповедник пытался максимально адаптировать проповедь для слушателей, пользуясь тем же методом, который в свое время помог буддизму проникнуть и закрепиться в Японии. «Рассказывал Яков, как бонза, и доселе живущий на Сикотане, старается смущать их, сикотанских христиан, маня в буддизм: “У вас и у нас Бог один и тот же, но вы теперь японцы, потому всем прилично иметь и веру японскую, которая почти то же самое, что ваша нынешняя вера”, — твердит он им. К счастью, сикотанцы не невежды в своей вере и душевно преданы ей. Они только смеются над бонзой» (IV, 353).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4167...

Пусть верят они этим чудесам и удивительным событиям, которые Бог и ныне творит с теми, кто в Него верует. Описал это чудо я, Петар Козлич из Шашинаца». Кто-то крикнул Господин Савва П. поведал нам следующее. «С детства помню я об одном неординарном событии. Как-то раз возвращался я из школы домой. Стоял ужасный зной, и я прилёг в тени под деревом. Лёг и заснул. И вдруг услышал, как кто-то кричит мне: «Савва! Савва!» Я проснулся и отозвался: «Что такое? Кто кричал?» [Но] оглянувшись вокруг, никого не увидел. Но нет, всё-таки кто-то есть! Рядом с собой заметил я свернувшуюся клубком змею. Подняла она голову и поползла было ко мне. У меня мороз пробежал по коже. Вскочил я – и стремглав домой. Кто мне крикнул, не ведаю; но знаю, что голос тот донёсся ко мне не с этого света». Тот же господин Савва говорил, что и в дальнейшей жизни с ним случалось такое, что некто окликал его по имени и будил ото сна. «Происходило это, – добавляет он, – когда рядом была какая-либо опасность: однажды стадо зашло на кукурузное поле и т.д.». Услышал глас Ангела Русский журнал «Православие», издаваемый в Нью-Йорке, сообщает о следующем чудесном случае, имевшим место в 1935 году. Епископ Аляскинский Антонин плыл на пароходе. У одного из островов в Беринговом море произошло кораблекрушение. Владыка и ещё четверо пассажиров кое-как добрались до берега. Но те четверо очень быстро умерли. А епископ прожил на острове 13 дней – [стоя] на камне [весь] засыпанный снегом. Непрестанно молился он Богу и однажды поутру услышал глас Ангела: «Ещё три дня, и ты будешь спасён». И действительно, на третий день прибыли три алеута с Алеутских островов – спасённые с того самого разбившегося корабля. Прибыли они к своим соплеменникам и известили их о гибели епископа. И вот трое на моторной лодке поплыли, чтобы отыскать тело владыки Антонина. А тем временем всюду на Аляске и на [близлежащих] островах, куда донеслась весть о его гибели, уже совершались по нём заупокойные богослужения. Но сколь изумлены были те три алеута, когда нашли епископа живым! Взяли они его и поднесли к двигателю своей лодки, чтобы владыка, весь заледеневший, оттаял.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

В полемическом отношении некоторые аргументы о. Мефодия представляют интерес – в частности, указание на противоречие современной буддийской практики молитв божествам взглядам самого Будды, указание невозможности исполнения буддийского требования ахимсы для условий жизни сибирских народов, вопрос о неадекватности традиционных буддийских представлений об устройстве мира. Вместе с тем, к сожалению, автор заостряет внимание на вопросах, имеющих второстепенный характер, и не касается в диалогах действительно существенных для буддийского учения пунктов. При этом во всех трех случаях собеседниками миссионера оказываются люди, по-видимому, не слишком сведущие в своей вере (в последнем диалоге это и не скрывается), из-за чего они пропускают полемические выпады, на которые более образованный буддист нашелся бы что ответить, и диспут мог бы стать более богатым по содержанию и глубине рассмотрения вопросов. В миссионерском же отношении эти диспуты можно признать неудачными. Они все нацелены на внушение ламаистам сомнений относительно их веры, и почти не содержат проповеди Православия. Между тем основная задача миссионера заключается не в том, чтобы превратить иноверца в атеиста, а чтобы обратить его к свету христианской веры. Из первых двух диалогов читатель-буддист почти ничего не может узнать положительного о вере христианской, в третьем диалоге есть изложение основных пунктов христианства, но подано оно в сухой манере, напоминающей пересказ семинарских учебников, не обнаруживая даже попытки как-то приноровить объяснение этих истин к мышлению буддиста. При таком формальном, поверхностном и обрывочном изложении истины христианской веры остаются закрытыми для собеседника. Сомнительным кажется дважды повторяемый о. Мефодием в качестве аргумента для крещения тезис о том, что обращение в христианство будет способствовать цивилизационному и культурному развитию калмыцкого народа. На фоне всего вышесказанного не кажется уместным и подчеркнуто уничижительное отношение автора к убеждениям его собеседника. Вспоминаются слова из наставления миссионеру свт. Иннокентия Аляскинского: «отнюдь не показывай явного презрения к их образу жизни, обычаям и прочему, как бы они ни казались того стоящими» 50 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

С кроткою любовью обличал он многих в нетрезвой жизни, недостойном поведении и притеснении алеутов, и все это — не взирая на чины и звания. Обличаемая злоба вооружилась против него, делала ему всевозможные неприятности и клеветала на него. Клеветы были так сильны, что часто даже люди благонамеренные не могли заметить той лжи, которая в доносах на отца Германа скрывалась под покровом наружной правды, и поэтому должно сказать, что только один Господь сохранял старца. Правитель колоний Я., еще не увидев отца Германа и только по одним наговорам на него, писал в Петербург о необходимости его удаления, объясняя свое прошение тем, будто он возмущает алеутов против начальства. Священник, приехавший из Иркутска с большими полномочиями, наделал отцу Герману много огорчений и хотел отправить его в Иркутск, но правитель колоний Муравьев защитил старца. Другой священник М. прибыл на Еловый остров с правителем колоний И. и служителями Компании обыскивать келию отца Германа, предполагая найти у него большое имущество. Когда не нашли ничего ценного, вероятно с дозволения старших, служитель Пономарьков стал топором выворачивать половые доски. «Друг мой, — сказал тогда ему Герман, — напрасно ты взял топор, это орудие лишит тебя жизни». Через короткое время потребовались люди в Николаевский редут и поэтому из Кадьяка послали туда русских служителей, в числе их Пономарькова. Там-то и сбылось предсказание отца Германа: кенайцы ему, сонному, отрубили голову. Много великих скорбей понес отец Герман и от бесов. Это он сам открыл своему ученику Герасиму, когда тот, войдя к нему в келию без обычной молитвы, на все вопросы свои не получил ответа и на другой день спросил его о причине вчерашнего молчания. «Когда я пришел на этот остров и поселился в этой пустыне, — отвечал ему тогда отец Герман, — много раз бесы приходили ко мне как будто для надобностей то в виде человеческом, то в виде зверей, тогда я много потерпел от них и разных скорбей, и искушений, поэтому-то я теперь и не говорю с теми, кто войдет ко мне без молитвы».

http://pravicon.com/info-2068

2 мая 1893 Тернер Федор Густавович Письмо Иоанну Леонтьевичу Янышеву. Предложение собраться и обсудить возможность создания философского кружка. Толстой Дмитрий Андреевич, гр., обер- прокурор Св. Синода, мин. нар. просв. Письмо Иоанну Леонтьевичу Янышеву. На бланке. Писарской почерк. Подпись- автограф. На л. 2 – черновик ответа Янышева. Просьба обратить внимание на статью амери­канского епископа Клевеланда Кокса о законности англиканской церковной иерархии. Упом.: о. Владимир Гетте . 27 февр. 1869 22 июня 1895 K αισαρεí ας Ιωννης, митрополит Письма (4) Иоанну Леонтьевичу Янышеву. Константинополь. На греч. яз. На л. 7 об. черновик ответа И. Л. Янышева на нем. яз. Конв. 1897–1898 M εσολωρας I. Е. Письма (5) Иоанну Леонтьевичу Янышеву. Афины. На греч. и нем. яз. Пометы и черновики от­ветов И. Л. Янышева. 1 письмо на бланке. 2 конв. 1895–1896 и б. д. Νικηφρος ( Καλογερας), архиеп. Письма (2) Иоанну Леонтьевичу Янышеву. Афины. На греч. яз. 2-е письмо – на визитной карточке. Конв. 19 окт. и [дек. 1892] Angelis, de, Augustine, монах старокатолической миссии в Америке Письмо Иоанну Леонтьевичу Янышеву. Дю­валь (США). На англ. яз. и перевод на рус. яз. неуст. лица. На бланке. Пожелание воссоединения старокатолической и православной церквей; надежда на помощь со сто­роны Русской церкви. Упом.: архиеп. Алеутский и Аляскинский Нико­лай (Зиоров), Хомяков, Döllinger, H. Loyson. 11 мая 1892 Badaire A. E., ред. журн. France et Russie Письмо Иоанну Леонтьевичу Янышеву. Па­риж. На фр. яз. Конв. Отсылка нескольких статей из журнала. 24 мая 1891 Bergman, пастор Письма (2) Иоанну Леонтьевичу Янышеву. Эссен. На нем. яз. На бланках. На лл. 1–2 черновик ответа И. Л. Янышева. Конв- 29 июня и 9 сент. 1895 Bommer H., пастор Письма (2) Иоанну Леонтьевичу Янышеву. Кёльн. На нем. яз. Письмо 1897 – с припиской Th. Weber. На л. 1 – черновик ответа И. Л. Янышева. Приложение: почтовая квитанция. 17дек. 1897 и 21 янв. 1898 Bromage R. Raikes, приходской священник Письмо Иоанну Леонтьевичу Янышеву. На англ.яз. Отсылка переведенных им на английский язык изданий восточных литургий.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Yanyshev...

– Хватит с меня! Сколько часов ковырялся, и все без толку! – взвился он. – Это козни диавола, – ответил Глеб, – он зол на нас, вот и пытается досадить. Принеси-ка святой воды. Братия сняли со стены деревянный крест, окропили станки и стены святой водой. И вдруг и линотип, и генератор, даже печатный пресс, заработали сами собой! В другой раз у братии сломался грузовик – ни вперед ни назад. «Мы возблагодарили Бога, – записал Евгений, – и принялись таскать в ведрах воду для скита (неподалеку обнаружили источник). Стали ходить в магазин, на почту и за бензином пешком. Очень трудно, зато очень полезно! Потом в разгар печатания очередного номера “Православного слова” отказал генератор. Свое отчаяние я излил Глебу: “А вдруг все, что мы затеяли, неправильно?!” Но не прошло и дня, как [из Сан-Франциско] приехал диакон Николай [Поршников] с двумя механиками (хотя и слыхом не слыхивал о нашем бедственном положении), они подлатали наш грузовик, перегнали его в город для настоящего ремонта, а нам оставили свой, на нем мы отвезли в починку генератор и только что напечатанные копии журнала для рассылки». 495 Случалось, Господь уберегал братий и от серьезных увечий. Вот происшествие, описанное молодым русским священником – очевидцем (хотя себя он и упоминает в третьем лице): «Однажды, взбираясь на гору, Евгений упал и покатился по склону, мимо Глеба и его спутника. Ударившись спиной о валун, Евгений исчез в кустах – никто и глазом моргнуть не успел. Не иначе, покалечился Евгений, руки-ноги поломал. Однако он преспокойно вышел из кустов, объяснив спасение свое заступничеством преподобного Германа Аляскинского. Все трое пропели тропарь блаженному Герману и пошли дальше!» 496 Братия извлекали уроки из своих огорчении, испытании, искушении. Евгений отметил однажды: «Все наши многочисленные трудности посылаются нам во испытание, а вовсе не для того, чтобы мы пали духом и отказались от борьбы». 497 В некоторых случаях было ясно, что трудности эти – козни диавола, его месть за труды ради Господа. Евгений писал об этом: «Испытания порой просто сыпятся на наши головы при завершении работы над очередным выпуском [«Православного слова»] и мы прекрасно понимаем, откуда берутся эти испытания, каков их источник! На прошлой неделе у нас загорелся (!) грузовик, после чего я уже было пришел в довольно мрачное расположение духа; но нам все же удалось доставить весь тираж номера (мы толкали грузовик вручную до дороги, а потом потихоньку спускали его). На почте нас ни о чем не расспрашивали – уже привыкли, что мы появляемся всякими странными способами, как Одинокий Рэйнджер! И похоже, ущерб в конечном итоге получился незначительный. Так Бог потихоньку учит нас терпеть и полагаться больше на Него, чем на собственные силы, коими не можем творить ничего!» 498

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/o...

Такое отношение свидетельствуют о любви и уважении к своей пастве. И в своей проповеди он опирался на все положительное, что он находил в слушателях. Обращая их мысли к Богу, он возвышал их мировоззрение, обогащая его Евангельскими представлениями и нравственными нормами. Это всегда давало положительный результат, и существует множество фактов преданной любви к нему аляскинской паствы. Он так же учил, чтобы аналогичный подход к служению был и у его сподвижников священников-миссионеров. Так за короткий исторический срок — сто с небольшим лет — Православие стало культурой, верой и национальным сознанием народностей Аляски. Оно не исчезло после продажи Аляски США, когда на ее территории развили активность многочисленные инославные миссии, имевшие государственную поддержку. По мнению современного историка и этнографа Р.Г. Ляпуновой, «культурные инновации русского периода существуют сейчас в самосознании аборигенов как элементы их собственной национальной культуры» (12). Большинство коренного населения Аляски остается православным и по настоящее время, считая Православие верой своих предков. 1. Указ Ея Императорского Величества самодержицы Всероссийской. АВПРИ. Ф. 130. Оп. 130/1. Д. 1. Л. 1. 2. См. Громов П., протоиерей. Историко-статистическое описание Камчатских церквей//Труды Киев. духовной академии. — Киев, 1861. — Т. 1. — С. 45. 3. Письмо Беринга Преосвященному Иннокентию епископу Иркутскому и Нерчинскому. 31 июля 1734 года. ГАИО. Ф. 50. Оп. 1. Д. 6. Л. 370; См. также: Громов П., протоиерей. Историко-статистическое описание Камчатских церквей. С. 45. 4. Письмо Беринга Преосвященному Иннокентию, епископу Иркутскому и Нерчинскому. 23 июля 1734 г. ГАИО. Ф. 50. Оп. 1. Д. 6. Л. 813-813 об. 5. ГАИО. Ф. 50. Оп. 1. Д. 6. Л. 980. 6. Некоторые американские авторы высказывают мнение, что во Второй Камчатской экспедиции Беринга, которая достигла берегов Америки, принимали участие иеромонах Иларион (Трусов) и иеромонах Игнатий Козыревский. Академик Н.Н. Болховитинов говорит, что «ни Трусов, ни Козыревский во Второй Камчатской экспедиции не участвовали» (История Русской Америки (1732-1867).

http://patriarchia.ru/db/text/319966.htm...

Решение: выдать единовременное пособие 500 руб. 114 3/16 мая 1919 г. Прошение вдовы священника погоста Апросьева Новоржевского уезда Псковской епархии Анны Преображенской. (Муж – священник Гавриил Преображенский, расстрелян 18 февраля с. г. в г. Новоржеве; двое детей). Решение: выдать единовременное пособие 500 руб. 115 Прошение дочери умершего протоиерея Псковской епархии Лидии Цветковой – «неимение средств к жизни и неспособности к труду по слабости здоровья и преклонному возрасту» (просительнице 52 года). Решение: выдать единовременное пособие 100 руб. 116 Прошение вдовы бывшего помощника Новгородской духовной семинарии Веры Вятлевской о назначении ей, больной и не способной к труду, денежной помощи. Решение: выдать единовременное пособие 25 руб. 117  17/30 мая 1919 г. Прошение вдовы б. помощника зав. Осведомительно-Статистического отдела канцелярии Высшего церковного совета Анны Преображенской (просительница имеет двое детей, муж 38 лет служил по духовному ведомству). Решение: продлить пособие 118 . 22 мая–  4 июня 1919 г. Прошение вдовы старшего счетовода Е. Праведниковой. Не имеет средств для приезда на погребение мужа, который 42 года прослужил по духовному ведомству. Решение: выдать единовременное пособие 300 руб. 119 31 мая/13 июня 1919 г. Представление преосвященного Филиппа, епископа Алеутского и Аляскинского, временного управляющего Смоленской епархией, о назначении пенсии вдове священника с. Волоска Дорогобужского уезда Елене Заруевой. (Священник А. Заруев на службе 26 лет и 7 месяцев. 7 человек детей, одна дочь – учительница, остальные – в школах.) Решение: выдать единовременное пособие 300 руб. 120 5/18 июня 1919 г. Прошение вдовы преподавателя Симферопольской духовной семинарии С. И. Поповой об оказании ей пособия. (До августа 1918 г. получала 36 руб. 73 коп., в настоящее время лишена.) Решение: выдать единовременное пособие 100 руб. 121 Прошение об оказании пособия вдовы ст. секретаря канцелярии Св. синода Варваре Жудло (66 лет). Решение: выдать единовременное пособие 199 руб. 122

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010