Позиция архиепископа Евдокима не нашла поддержки среди членов отдела и в окончательном тексте подготовленного Отделом проекта определения Об устройстве Североамериканской миссии, именуемой «Русская православная греко-кафолическая церковь в Северной Америке» говорилось, что «Алеутская и Северо-Американская епархия-миссия расчленяется на ряд отдельных, связанных между собой епархий». 1137 Докладчиком по этому проекту Отдел назначил митрополита Евдокима. Однако рассмотреть данный вопрос Собор не успел, и на 163 заседании Собора (30 августа/12 сентября 1918 г.) этот проект был передан Высшему церковному управлению. 1138 Точку в споре поставило постановление Патриарха, Синода и Высшего церковного совета от 30 ноября (13 декабря) 1919 г., выделившее Аляскинское викариатство из состава Северо-Американской епархии. 1139 11.1.2. Япония Японская миссия начиналась с церкви при русском посольстве, служить в которой изъявил желание выпускник Санкт-Петербургской духовной академии иеромонах Николай (Касаткин) . Именно личности святителя Николая мы обязаны тем, что посольский храм постепенно превратился в миссионерский и переводческий центр. На Поместном Соборе проблемы Японской миссии практически не обсуждались, поэтому мы не будем останавливаться на ее деятельности, тем более, что в последнее время вышло немало книг, посвященных православию в Японии. 1140 11.1.3. Китай Первыми православными, появившимися на территории Китая, стала группа пленных, среди которых, наряду с казаками Албазинского острога, был священник Максим Леонтьев. С 1712 года в Китае действовала официальная Российская духовная миссия, которая поначалу также исполняла функции дипломатического представительства России. В ноябре 1863 года Александр II подписал указ, согласно которому духовная миссия в Китае отделялась от российского дипломатического представительства: Предоставить Пекинскую духовную миссию в полное заведование и распоряжение духовного ведомства, отчислив из нее в состав Миссии дипломатической состоящих ныне при первой из сих Миссий врача и трех студентов, а затем должности художника и одного студента упразднить. На одного из иеромонахов Духовной миссии возложить обязанность исправлять церковную службу при Миссии дипломатической. 1141

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Во главе епархии был поставлен свящ. Иоанн Вениаминов, к этому времени овдовевший и принявший иноческий постриг с именем Иннокентий. В 1845 г. в Новоархангельске была открыта ДС для подготовки пастырей из представителей местных народностей. 20 нояб. 1848 г. еп. Иннокентий освятил воздвигнутый им в Новоархангельске кафедральный собор во имя св. арх. Михаила. 21 авг. 1850 г. свт. Иннокентий был возведен в сан архиепископа. В помощь ему по управлению обширнейшей епархией 11 янв. 1858 г. было учреждено Новоархангельское вик-ство . Его первым архипастырем стал еп. Петр (Екатерининский) , к-рого 9 нояб. 1866 г. сменил еп. Павел (Попов). Благодаря трудам правосл. миссионеров к 1860 г. на Аляске насчитывалось 12 тыс. коренных жителей правосл. исповедания, 43 общины, 9 храмов, 35 часовен, 17 школ и 3 детских приюта. В связи с продажей Россией США 18 окт. 1867 г. Аляски и Алеутских о-вов Святейший Синод 10 июня 1870 г. внес территориальное изменение в Камчатскую, Курильскую и Алеутскую епархию. Он переименовал ее в Камчатскую, Курильскую и Благовещенскую, а также учредил новую епархию - Алеутскую и Аляскинскую (с 9 февр. 1900 Алеутская и Североамериканская; см. Нью-Йоркская и Алеутская епархия ) с кафедрой в Ситке, упразднив одновременно Новоархангельское вик-ство. С передачей бывш. российских владений представителям амер. гос. администрации многие российские подданные вернулись на родину. Положение оставшихся на Аляске правосл. миссионеров и коренного населения стало бедственным из-за прекращения финансовой поддержки со стороны России. В 1870 г. на всю Аляску приходилось 4 священника (2 в Ситке, по одному на Уналашке и на Кадьяке). В Ситке оставалось всего 90 русских, в большинстве своем малообеспеченных, получавших денежное пособие от городской администрации. Вслед за открытием на Аляске золота в этот штат в годы «золотой лихорадки» (1891-1898) устремились амер. предприниматели и протестант. миссионеры, гл. обр. пресвитериане и методисты, часто совмещавшие свою деятельность с гос.

http://pravenc.ru/text/114212.html

7 сент. 1891 г. Н. утвержден епископом Алеутским и Аляскинским (см. ст. Алеутская и Североамериканская епархия РПЦ), 29 сент. в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры хиротонисан во епископа (Наречение и хиротония. 1891). В февр. 1892 г. Н. прибыл в Нью-Йорк. Перед его назначением на Алеутскую кафедру в Синоде обсуждался вопрос о закрытии Алеутской миссии и об объединении всех храмов Америки в отдельное благочиние при одной из сибирских епархий. По отзыву Н., «наша миссия, в последние два десятилетия… была как бы в «летаргическом сне»» ( Пашковский Ф., свящ. 1901). Благодаря заступничеству митр. Новгородского и С.-Петербургского Исидора (Никольского) и обер-прокурора К. П. Победоносцева «Америке дан был еще раз самостоятельный архипастырь в лице Преосвящ. Н. Его деятельность должна была решить вопрос о том, существовать или не существовать Американской епархии. И владыка Н. решил этот вопрос блестяще» (Там же). Н. вспоминал, что первые годы в Америке были тяжелым и смутным временем. «Каждая почта приносила массу писем, полных оскорблений, клеветы и угроз! В местных газетах печатались разные небылицы и неправдоподобные слухи. Приходилось не только днем быть всегда настороже, но наипаче ночью, дрожа за свою жизнь и целость церковного имущества» (Там же). Чтобы узнать о положении дел в епархии, Н. решил ее объехать, начав с самых дальних пунктов. С собой взял походный ящик с антиминсом, запасными Св. Дарами, миром и необходимыми принадлежностями для таинств. В первое путешествие (с 23 мая по 4 авг. 1892) он проехал до 12 тыс. верст, посетил о-ва Уналашку, Св. Георгия (о-ва Прибылова), Унгу, Кадьяк, п-ов Кенай, г. Якутат, г. Ситку, сел. Киллисну, г. Джуно и др. (Из моего дневника. 1893). В 1893 г. Н. почти 5 месяцев (с 14 апр.) находился в разъездах по континентальной Америке и занимался организацией новых приходов. На Всемирной выставке в Чикаго 5 июня 1893 г. при открытии рус. отдела он отслужил молебен с водосвятием, 9 июня освятил отдел Ведомства учреждений имп. Марии Феодоровны (Там же. С. 55-56). В 1894 г. Н. решил не принимать участия в религ. конгрессе в Чикаго, хотя получил приглашение (Там же).

http://pravenc.ru/text/2565980.html

Массовой была и миграция карпатороссов из Австро-Венгрии. В период с 1891 года до Первой мировой войны с Русской Православной Церковью в Америке воссоединилось около 120 униатских карпаторосских приходов. К 1918 году Американская епархия, объединявшая к тому времени до 300 тысяч верующих, располагала четырьмя викариатствами — Аляскинским, Бруклинским, Питтсбургским и Канадским, насчитывала три миссии (Албанскую, Сирийскую, Сербскую), 271 храм, 51 часовню, 31 благочиние, 257 священнослужителей, около 60 братств; имела Свято-Тихоновский монастырь в Саут-Канаане, штат Пенсильвания, сиротский приют при монастыре, духовную семинарию, церковные школы; располагала собственными печатными изданиями. Эти данные важны для исторического сравнения, так как до 1918 года никаких епархиальных греческих структур в Америке не было вовсе. Распространение Православия в Америке и греческая диаспора Греческих колоний, в силу известных исторических обстоятельств, в Америке никогда не было. Но сами греки, конечно, активно мигрировали в Америку вскоре после начала ее колонизации. В 1750 году во Флориде, в городке Санкт-Августин появилась первая греческая часовня. Первая значимая греческая община сформировалась в Луизиане к середине XIX века и к 1866 году уже имела свою церковь в Новом Орлеане. Сравним: на 1850 год, в Северо-Американской и Алеутской епархии Русской Церкви имелось: 9 церквей, 37 молелен, 9 священников, 2 дьякона и полный штат причетников, количество пасомых – 15 тысяч человек. В 1844 в Ситхе была открыта богословская школа, которая тогда же была преобразована в Семинарию и получила устав Российских Духовных школ с учётом специфики служения в этом регионе. Учебная программа новой семинарии была разработана святителем Иннокентием и утверждена Священным Синодом. Русские промышленники в 1867 году построили православный приход в Сан-Франциско, который объединял между собой русских, греков, сербов и сирийцев. В 1870 году открывается приход Русской Церкви в Нью-Йорк Сити, который объединяет греков, сербов, арабов-сирийцев. Его настоятелем становится перешедший из католицизма о. Николай Бьерринг, профессор философии и истории, который начинает издание «Восточного Церковного Журнала». «Если в 1899 г. всех приходов в епархии было 29, то в 1905 г. их насчитывалось уже 60. Число прихожан за это время возросло с 30 до 55 тысяч» («Патриарх Тихон и русское Православие в США»).

http://pravoslavie.ru/136993.html

С самого начала объединяющим языком для всех американских православных был английский. Это отметил архиепископ Тихон (Белавин, впоследствии Патриарх Московский и всея Руси, канонизирован в 1989 г.), возглавлявший североамериканскую епархию с 1898 по 1907 г. Под его руководством был совершен перевод богослужебных книг на английский язык. Он также созвал Первый церковный Собор епархии, преобразовавший ее в «Русскую Православную Греко-Кафолическую Церковь в Северной Америке под юрисдикцией священноначалия от Церкви Российской». К началу Первой мировой войны Церковь располагала четырьмя викариатами: Аляскинским, Бруклинским, Питтсбургским и Канадским, насчитывала 3 миссии (Албанскую, Сирийскую, Сербскую), монастырь, духовную семинарию, богоугодные заведения, школы. Эта полнота церковной жизни в Америке побудила архиепископа Тихона рекомендовать предоставление Американской Церкви широкой автономии, а затем и автокефалии. После октябрьского переворота в России была нарушена связь американского Православия с матерью-Церковью. Эмигрантская Церковь пока еще не имела достаточно средств для самостоятельного существования. Многие приходы обратились за поддержкой в страны своего происхождения. Именно поэтому началось совершенно неканоническое «расползание» Церкви по этническим юрисдикциям. В 1921 г. без ведома и канонического согласия Русской Церкви была учреждена в Америке греческая архиепископия Вселенского Патриархата. За ней последовали другие. Лишь после окончания Второй мировой войны начался, хотя и медленно, обратный процесс. С Русской Православной Греко-Кафолической Церковью воссоединилась албанская епархия, большое количество болгарских приходов, организованных в отдельную епархию, и румынские приходы, также составившие отдельную епархию. В 1970 г. фактическая самостоятельность РПГКЦ была признана Русской Православной Церковью, даровавшей ей автокефалию. Тогда Церковь приобрела свое нынешнее название: Православная Церковь в Америке. Сегодня ПЦА располагает 14-ю епархиями (в том числе одной Южноамериканской), Мексиканским экзархатом и благочинием в Австралии. В Церкви насчитывается более 550 приходов и около миллиона паствы. Основным богослужебным языком является английский. Кроме того, на приходах используются и другие языки, в зависимости от пожелания прихожан. За исключением Аляскинской епархии, где богослужения совершаются по юлианскому календарю, используется григорианский календарь.

http://pravmir.ru/sovremennye-pravoslavn...

освоение земель Северной Америки русскими людьми; валаамские иноки-миссионеры; деятельность святителя Иннокентия Вениаминова; епархия Алеутская и Аляскинская; православные украинцы и карпатороссы   Немалые части Северной Америки, в первую очередь Аляска и Алеутские острова, были открыты, изучены и освоены трудами многих русских людей, почему справедливо именовались «Русской Америкой». «В истории географических открытий и исследований Русская Америка осталась как яркое свидетельство беззаветной отваги, энергии и пытливости нашего народа. Многие из безвестных русских героев сложили свои головы в борьбе со свирепой стихией у скалистых, пустынных островов Алеутской гряды, на берегах могучих рек — Юкона, Кускокуима, Медной, в лесах Центральной Аляски, на глухих снежных перевалах гигантского Аляскинского хребта. Но ни сильные океанские штормы, ни лютые морозы и снежные метели, ни высочайшие горы, ни льды не могли преградить путь смелым русским людям. Сотни русских названий на огромном пространстве, от самого западного из Алеутских островов почти до залива Сан-Франциско, от самой южной точки Аляски и до самой северной, свидетельствуют о замечательном подвиге нашего народа». Еще в XVIII веке, осваивая неведомый до того времени для европейцев край, русские люди несли сюда и первые семена русского Православия. Среди алеутов и жителей Аляски особенно памятно имя гражданина г. Рыльска Курской губернии купца Григория Ивановича Шелихова (1748 —1795) -основателя на той земле первых постоянных русских поселений. Налаживая мирную торговлю с местными жителями, обучая их промыслу, грамоте, счету, знакомя эскимосов с «волшебным» Кулибинским фонарем (первый русский прожектор, сконструированный И. П. Кулибиным), который они приняли за солнце, подготавливая из местных жителей переводчиков, мастеровых и мореходов, Шелихов одновременно стремился внушить им основные понятия православной веры в Триединого Бога, в Христа Спасителя, учил их начальным молитвам, подчас крестил их, так как священника среди промышленников сначала не было; в различных местах устанавливал большие деревянные кресты как символы того, что честь первого посещения и освоения данных мест принадлежит русским православным людям.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3554...

Упоминает о. Павел древнего старца архимандрита Мельхиседека, в свое время удостоенного беседы со святителем Тихоном Задонским ; флотского иеромонаха Геннадия, подвижника; прозорливого иеродиакона Мефодия, 20 лет лежавшего на одре болезни; бывшего валаамского игумена Варлаама и многих, многих других, подвизавшихся в Оптиной пустыни... Откуда всё это было ему известно? Что-то записал по памяти от лагерных монахов – «была там целая епархия!», в том числе и насельники из Оптиной пустыни; что-то вычитал из старинных журналов «Русский паломник», «Странник» и других, которые смог отыскать в антикварных букинистических магазинах... Ведь никаких книг не издавалось! Сокровенно переплетаются иноческие судьбы и судьбы многих русских монастырей! Тот же валаамский игумен Варлаам, живший в Оптиной: «Он был сотаинник преподобного Германа Аляскинского в юные их годы на Валааме, – пишет о. Павел. – Игумен Варлаам имел дар слез и добродетель крайнего нестяжания. Приходили воры – «А вас, батюшка, воры обокрали?» – спросили его. «Что же красть-то? Щепки, что ли?» – улыбнулся старец». Валаам отец Павел полюбил какой-то особенной любовью – к этому скалистому острову в Ладожском море тянулось его сердце, как тянется сердце китежанина к затопленной родине. Спасо-Преображенский Валаамский монастырь лежал в руинах, были разрушены и осквернены все скиты святого Валаама, на берегу Никоновской бухты устроили турбазу, а в самом сердце острова, там, где над Монастырской бухтой возвышаются купола Преображенского собора, был открыт дом-интернат для инвалидов и престарелых. Здесь же, в бывших корпусах монастыря ютились так называемые «выселенцы» – сосланные из Питера за «101-й километр» бомжи и прочие «антисоциальные» элементы. – Мужики! Жить будем, служить будем! – сказал отец Павел валаамским бомжам, прорицая будущее восстановление Валаама и возобновление монастырской жизни. «Так мне мужики морду набили!» – то ли в шутку, то ли всерьез признавался он потом... Море, море! Сине-фиолетовая беспокойная Ладога, штормящая порою так, что волны поднимаются до шести метров и обрушиваются на скалы Валаама ударами страшной силы, вырывая с корнем ели, ломая сосны... «Кто на море не бывал, тот Богу не молился», – сложена на Руси пословица.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gruzdev/...

Ново-архангельскую кафедру занимал с 29 марта 1859 г. до 9 ноября 1866 г. епископ Петр Екатериновский, описавший в «Душеполезном Чтении» за 1860 г. (ч. 3) свое плавание из Аяна на о. Ситху и тамошний быт. После него вторым и последним епископом был Павел Попов, перемещенный потом в Енисейск и, наконец, на Камчатскую кафедру. Алеутская и Аляскинская епархия существуют до днесь. Первым епископом ее был Иоанн Митропольский с 5 июня 1870 г. до 12 апреля 1877 г. Второй епископ – Нестор Засс из лейтенантов флота, святительствовавший с !7 декабря 1878 г. Святитель Нестор исключительно проповедовал против всяких влияний иностранных миссий – особенно против католических и протестантских. За такую ревность о Православии он был сброшен с борти парохода в море католическими миссионерами. Уже много времени спустя волны морские возвратили на берег любимой им Уналашки его тело совершенно неповрежденным, и оно теперь покоится в Уналашке в одинокой могиле, почитаемой даже язычниками. Время вышеназванных иркутских архипастырей Нила и Парфения является в истории Сибири последнею величественною жатвою тех государственных плодов, которыми так щедро дарила всю державу Сибирь, возделываемая руками православного апостольства и согреваемая благодатным теплом православного просвещения. Вообще-то в жизни нашей державы действовал и действует таинственный закон, по которому у нас всякий политический успех идет только по светлым следам успеха Православия. В периоды упадка Православия падают и успехи политики, и во дни расцвета Православия расцветают и политические успехи. Эту неизъяснимую жизненную связь государственного организма с духом и светом Православия особенно горячо сознавал генерал, губернаторствовавший во дни Иркутских архипастырей Нила и потом Парфения, граф Н. Н. Муравьев. Он всегда пламенно отзывался на все нужды Православия и с полною готовностью помогал каждому мероприятию, направленному к распространению владычества православного русского духа. И за это, Милосердие Божие и всеобщее сочувствие его государственным планам помогли ему предупредить все коварные замыслы английской политики и овладеть Амуром и Уссурийским краем.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Этому последнему обязано русское правительство получением в 1848 году обстоятельных сведений о торговых путях из внутреннего Китая в западный и к границам Сибири. Между тем, в епархиях, соседних с Иркутскою и Камчатскою, в период архипастырства архиепископа Нила Исаковича , Дионисия Хитрова и Иннокентия Вениаминова произошли перемены. На Тобольской кафедре после архиепископа Афанасия святительствовали: сперва Владимир Алаудин с 14 ноября 1842 г., при котором скончался 28 марта 1843 г. известный исследователь Сибири Петр Андреевич Словцов; а вслед за Владимиром – Георгий Ящуржинский, с 30 июня 1845 г. по 1 апреля 1852 г. Оба названные владыки всецело отдавались борьбе против раскола и особенно против беглопоповщинского толка, облюбовавшего для себя пермско-уральские окраины Тобольской губ. Такую же противораскольническую борьбу только еще в больших размерах – вследствие обилия рационалистических и изуверских сект – вел Томский владыка Афанасий Соколов, заступивший с 14 июня 1841 г. место Агапита Вознесенского, и чрез 12 лет сделавшийся преемником Иркутского архиепископа Нила Исаковича . На Иркутской кафедре владыка Афанасий прослужил недолго, всего около 3-х лет, и его место заступил с 3 ноября 1856 г. Евсевий Орлинский , оставивший кафедру 13 сентября 1860 г. своему знаменитому преемнику Парфению Попову. Преосвященный Парфений из магистров Киевской духовной академии начал свое архипастырское служение с 14 марта 1854 г, на Томской кафедре и чрез 6½ лет был перемещен на Иркутскую кафедру, на которой и оставался в сане архиепископа до дня своей кончины, последовавшей 21 января 1873 г. Он совершил миссионерское путешествие в Тункинский край, описанное в «Ирк. Епар. Вед.» за 1871 г., к написал очень обстоятельное сочинение под заглавием «Иркутская духовная миссия». В его время и по его ходатайству, направленному чрез генер. губ.-графа Муравьева, образована с 25 мая 1861 г. Енисейская епархия, в которой в одни годы с ним святительствовали: – сперва до 6 апреля 1870 г. Никодим Казанцев, а затем до 31 марта 1873 г. Павел Попов, скончавшийся 25 мая 1877 г. в бытность на Камчатской кафедре. Во дни названных Енисейских архипастырей были при содействии генер.-губ. Муравьева учреждены две новые викарные кафедры: – Ново-архангельская в Камчатской епархии на о . Ситхе, существовшая до 1870 г., а затем Селенгинская, упраздненная 12 марта 1894 г. и, наконец, с 10 июня 1870 г Алеутская и Аляскинская.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Далее путь лежал вдоль притоков этой реки, по речушкам, озерам и болотам, местности «совершенно пустынной и дикой», где можно было встретить только диких зверей (медведей, лисиц и выдр) и птиц, а над всем – «мириады немилосердно жалящих комаров» 29 . За 78 дней этого трансконтинентального первого миссионерского путешествия по Северо-Американскому континенту владыка преодолел расстояние в 7300 миль, или более 11 000 километров. Милосердие и любовь архипастыря к своей пастве, заброшенной в дебри крайнего севера Аляски, не останавливали ни расстояния, ни опасности пути, ни угроза его собственному здоровью от эпидемий и болезней, частых у аборигенов. «Всех провожавших его здоровых преосвященный благословил, а к болящим изволил пройти в палатки и летники, нимало не смущаясь заразительностью болезни, грязными помещениями и убийственно неприятным запахом вяленой рыбы. Каждого больного владыка благословил и утешил и со всеми простился ласковым словом, всем обещая молиться об их выздоровлении» 29 . Через два года после вступления епископа Тихона на Алеутскую кафедру, в 1900 году, епархия Алеутских островов и Аляски была переименована Святейшим Синодом в епархию Алеутских островов и Северной Америки, а правящий архиерей вместо Алеутского и Аляскинского стал титуловаться Алеутским и Североамериканским. И недаром: число православных приходов в Америке при епископе Тихоне возросло с пятнадцати до семидесяти пяти. Благодаря трудам святителя несколько тысяч униатов (эмигранты из Карпатской Руси) перешли в православие. Участились случаи обращения в православие и из других инославных вероисповеданий. В Чикаго, Бруклине, других городах и селениях США и Канады открывались новые православные храмы. Также святитель Тихон неустанно заботился о переводе на английский язык православного богослужения. Сам он нередко совершал службу на трех языках – греческом, церковно-славянском и английском. В 1904 году по его благословению Изабелла Гапгут перевела Служебник, Требник и некоторые другие богослужебные книги на английский язык. Епископ Тихон лично корректировал перевод богослужебных книг. За эту работу ему было присвоено звание доктора богословия в университете штата Висконсин. Это было выражением признания его духовно-просветительской и научно-богословской деятельности.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010