В этом году Калужской и Боровской епархии исполняется 208 лет. В её составе 191 приход, 8 монастырей, 3 монашеских общины и 2 скита. Также на территории области находятся два ставропигиальных монастыря (то есть находящихся в прямом подчинении патриархата) – Оптина пустынь и Шамордино. Количество духовенства – 178 священников и 35 дьяконов. Епархия имеет духовную семинарию, две духовные школы, 5 духовно-просветительских центров, 3 православных гимназии, 72 воскресных школы. Правящий архиерей – митрополит Калужский и Боровский Климент, управляющий делами Московской Патриархии. 10 августа – день памяти святого праведного Лаврентия, Калужского чудотворца, и день рождения знаменитого поэта К. Р. – великого князя Константина Константиновича Романова. Почитая святого Лаврентия, князь Константин не раз приезжал в Калужский Лаврентьевский монастырь. На его пожертвования в этой обители всегда горела неугасимая лампада. В советское время случилась одна забавная история, косвенно связанная с калужским краем. В 1947 году художника Афанасия Куликова, выходца из Калуги, попросили обновить росписи Елоховского патриаршего собора в Москве. Увидев, что художник приготовил краски и полез на леса, не сделав предварительных работ, замеров и прочего, искусствовед, поставленный надзирать за работой, возмутился: «Вы же испортите уникальные дореволюционные фрески!» Тогда Афанасий Куликов попросил его подняться вверх и посмотреть автограф того, кто расписывал этот собор в 1912 году. Там стояла подпись – «Афанасий Куликов». Из истории христианства нам известны подвиги восточных монахов–столпников, много дней и ночей простаивавших в молитве на столбах. Этот подвиг на русский манер повторил преподобный Тихон Калужский – летом и зимой он жил и молился в дупле огромного дуба. Интересно, что калужанин, схимонах Тихоновой пустыни Сергий причислен к лику святых… Американской православной церковью. Блаженный Сергий – в миру известный мореплаватель Семён Иванович Яновский, главный правитель русских колоний в Северной Америке, в своё время директор Калужской гимназии, затем монах Тихоновой пустыни. Во многом его духовный выбор определила встреча на далёкой Аляске с известным русским миссионером Германом Аляскинским. Вернувшись в Россию, Яновский стал учеником Оптинского старца Антония (современника старца Амвросия) и закончил жизнь схимонахом.

http://foma.ru/kaluga-tolko-faktyi.html

12 декабря 1947 года Священный Синод РПЦ наложил запрещение в священнослужении на иерархию Митрополии, возглавляемую митрополитом Феофилом (Пашковским). В 1963 году председатель Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим (Ротов) попытался восстановить отношения с Американской Митрополией, в этом году он встретился с митрополитом Леонтием (Туркевичем). Но болезнь и вскоре последовавшая кончина последнего на время прервала дальнейшие попытки к улучшению отношений. 6 мая 1967 года в Покровском соборе Митрополии (Нью-Йорк) в архиерейской хиротонии Феодосия (Лазор) (впоследствии предстоятель Церкви) принимали участие 2 епископа, состоящих в юрисдикции Константинопольского Патриархата, что вызвало осуждение со стороны Московского Патриархата и письмо Патриарха Алексия I Патриарху Афинагору с указанием того, что «изложенное событие не является одиночным». Православная Церковь в Америке 9 апреля 1970 года Синод Русской Церкви восстановил общение с «Североамериканской Митрополией», сняв прежний запрет с её иерархов, а 10 апреля Патриаршим Томосом даровал Русской Православной Греко-Кафолической Церкви в Америке автокефалию. Значительную роль в подготовке этого решения со стороны РПЦ сыграл митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим (Ротов), со стороны «Североамериканской Митрополии» — протоиерей (затем протопресвитер) Александр Шмеман. 44 прихода, не пожелавших войти в новую автокефальную Церковь, были объединены в Патриаршие приходы в США. Решение Московской Патриархии вошло в конфликт с видением будущего православия в Северной Америке, разделявшимся Константинопольским Патриархатом. 1 сентября 1982 года Православная Церковь в Америке официально перешла на новоюлианский календарь, оставив при этом приходам право выбора каким календарём им руководствоваться в богослужебной жизни. Не все приходы приняли новый стиль; так, Аляскинская епархия сохранила юлианский календарь. Некоторые приходы, особенно в Пенсильвании, ушли в РПЦЗ.

http://azbyka.ru/palomnik/Категория:Кана...

Процесс формирования серб. правосл. церковных общин в стране шел медленно из-за отсутствия священников и тяжелого экономического положения переселенцев. Первая серб. правосл. община была учреждена в 1912 г. в г. Реджайна (пров. Саскачеван) и объединила 48 членов. По благословению еп. Аляскинского Александра (Немоловского; впосл. митрополит Брюссельский и Бельгийский) в 1915 г. община начала строительство храма Св. Троицы, к-рый был освящен в 1916 г. и до 1947 г. находился в юрисдикции РПЦЗ. Вторая серб. община возникла в 1913 г. в г. Гамильтон. Для совершения богослужений в частном доме община приглашала правосл. священников разных юрисдикций, а в 1917 г. построила храм во имя свт. Николая Чудотворца (2-й серб. храм в этом же городе, также во имя свт. Николая, был построен в 1965). В 1921 г. серб. общины, действовавшие на территории Канады, вошли в состав Американо-Канадской епархии СПЦ. Когда в 1925 г. главой епархии был избран архим. Мардарий (Ускокович ; впосл. епископ), в стране не было ни одного серб. священника. Владыка обращался к Североамериканскому митр. Платону (Рождественскому) с просьбой направить рус. священника в общину в Гамильтоне, но рус. священники лишь иногда приезжали для окормления сербской паствы. По ходатайству еп. Мардария и Синода СПЦ в 1935 г. Мин-во социальной политики и здравоохранения Королевства Югославия выделило ежемесячное жалованье для серб. священника-миссионера в Канаде, к-рое было определено свящ. Мано Момчиловичу. В 1935 г. сербы из Монреаля (пров. Квебек) обратились к архиеп. Североамериканскому и Канадскому Виталию (Максименко) с просьбой рукоположить для их общины священника в юрисдикции РПЦЗ. Против этой инициативы выступил еп. Мардарий, который считал, что рукоположение священника для серб. общины должно произойти в юрисдикции СПЦ. Американо-Канадский еп. Дионисий (Миливоевич; 1939-1963; см. ст. Миливоевич Д.) 14-29 окт. 1940 г. посетил серб. общины в Канаде и назначил на приход в Гамильтоне синкелла Димитрия (Балача), но канад. власти не впустили священника в страну. Чуть позже в Канаду приехал о. Владимир Мрвичин. После окончания второй мировой войны были основаны серб. церковные общины и построены храмы в городах Торонто, Уинсор и Ниагара-Фолс в пров. Онтарио, а также в Ванкувере (пров. Брит. Колумбия), Летбридже (пров. Альберта), Монреале.

http://pravenc.ru/text/1470183.html

Также в понедельник прошлой недели сайт «Newsru.com» со ссылкой на РИа «Новости» сообщил об освящении первого православного храма в Антарктиде . «Освящение уникального храма состоялось при большом стечении российских и иностранных полярников и паломников, многие из которых прибыли на станцию Беллинсгаузен спецрейсом. Храм вмещает одновременно до 30 прихожан. Он был построен на Алтае из кедра и лиственницы - пород, наиболее устойчивых к антарктическим холодам и ветрам. Затем храм разобрали для транспортировки в Антарктиду, где он снова был собран… Место для первого антарктического храма было выбрано так, чтобы полярники могли увидеть его издалека - за 30 километров. Теперь первое, что видят пассажиры теплоходов, прибывающих к берегам Антарктиды с Огненной земли, - это церковь Святой Троицы». Во вторник в Синодальном доме Нью-Йорка открылось очередное заседание Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви под председательством митрополита Лавра. Как сообщает сайт «Епархия» Синод РПЦЗ «обсудит подготовку визита своего Первоиерарха - митрополита Лавра - в Москву». «Визит в Москву первоиерарха Русской Зарубежной Церкви митрополита Лавра намечен на середину мая», - сообщает через несколько дней «Радонеж» . «Митрополит Лавр в своем обращении к пастве накануне Великого поста отметил, что поездка состоится до праздника Вознесения Господня, то есть до 20 мая. В ходе визита планируется встреча с Патриархом Алексием II... Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви сказал, что «поездка будет иметь ознакомительный характер», и «ни в коем случае не является началом объединения». «Это лишь смиренная попытка изыскать путь к осмыслению наших общих основ и взаимопониманий», - указал митрополит Лавр. На прошлой неделе завершился визит в Россию епископа Ситкинского, Анкориджского и Аляскинского Николая. О подробностях этого визита можно прочитать в материале «Я приезжаю в Россию, чтобы духовно обогатиться», размещенном на официальном сайте Русской Православной Церкви . Два интервью с редактором успешного миссионерского проекта – журнала «Фома» - Владимиром Легойдой появились на прошлой неделе в Интернет-изданиях.

http://pravoslavie.ru/4878.html

В окт. 1924 г. митр. Платон участвовал в Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ) в Сремски-Карловци и получил признание как управляющий Североамериканской епархией. Однако в дальнейшем споры о границах властных полномочий привели к конфликту митр. Платона с Архиерейским Синодом РПЦЗ. На Архиерейском Соборе РПЦЗ в июне 1926 г. митр. Платон поддержал управляющего рус. правосл. приходами в Зап. Европе митр. Евлогия (Георгиевского) , отказавшегося признавать за Архиерейским Синодом высшие адм. и судебные права, и вместе с митр. Евлогием покинул Собор. 31 янв. 1927 г. митр. Платон обратился к пастве с заявлением о неканоничности Архиерейского Синода РПЦЗ. Его поддержали викарные епископы Чикагский Феофил (Пашковский ; впосл. митрополит), Аляскинский Амфилохий (Вакульский) , Виннипегский и Канадский Арсений (Чаговец) и Бруклинский Евфимий (Офейш) . Направленный ранее в США Зарубежным Синодом Сан-Францисский еп. Аполлинарий (Кошевой ; впосл. архиепископ) вышел из подчинения митр. Платону и 1 февр. того же года был им отстранен от управления вик-ством, но епископ не подчинился этому решению. 31 марта Архиерейский Синод РПЦЗ объявил действия митр. Платона неканоничными и недействительными, отстранил его от должности и запретил в священнослужении. В Русской Церкви в США и Канаде произошло разделение. Большая часть приходов М. о. (ок. 300) осталась в подчинении митр. Платону, остальные (ок. 60 общин) образовали Североамериканскую епархию РПЦЗ под управлением еп. Аполлинария. В том же году митр. Платон одобрил организацию т. н. Независимой Американской Православной Церкви во главе с еп. Евфимием, однако в дальнейшем отказался поддерживать своего викария и объявил созданную им структуру «автокефалистской затеей». В 1929 г. еп. Евфимий обвинил митр. Платона в неканоничном захвате церковной власти в Сев. Америке и объявил себя старшим архиереем Североамериканской епархии, но впосл. вступил в брак и был лишен священства. 25 дек. 1929 г. решением митр. Платона Алеутская и Североамериканская епархия была официально преобразована в М. о. (также часто употреблялось наименование Американская или Североамериканская митрополия).

http://pravenc.ru/text/2563398.html

9 нояб. 1866 г. еп. Петр был назначен Якутским и Ленским архиереем. Тогда же Новоархангельским викарием по рекомендации свт. Иннокентия определен Якутский еп. Павел (Попов). Он выехал из Якутска в Русскую Америку 8 июня 1867 г. и прибыл в Новоархангельск 22 авг. В марте 1867 г. Аляска была продана США, о чем, вероятно, уже знал еп. Павел, отправляясь в далекую поездку. Время его управления Н. в. пришлось на крайне сложный переходный период для Русской Церкви в США. На Аляску прибывали граждане США и инославные проповедники. Особенно активно действовали протестанты и францисканцы. После передачи российских владений в Сев. Америке США Русская Церковь продолжала там свою деятельность на основании II и III пунктов Договора об уступке. Еп. Павлу удалось отстоять имущество Русской Церкви и даже приумножить паству. Он был хорошим администратором, регулярно проводил ревизии в церквах, тщательно проверял приходо-расходные и метрические книги. В письме обер-прокурору Толстому от 24 февр. 1870 г. свт. Иннокентий привел полученные от еп. Павла сведения о затруднительности дальнейшего пребывания Новоархангельского архиерея и рус. духовенства в Ситке. К этому времени там оставались не более 150 русских, готовых при первой возможности выехать в Россию. Камчатский архиерей отмечал, что если бы они и остались в Ситке, для них было бы «достаточно одного священника с причетником». Свт. Иннокентий предложил 3 варианта решения проблемы: перевести еп. Павла с духовенством в Сан-Франциско, предоставить «достаточные средства к безбедному и безопасному» пребыванию их в Ситке либо вывезти еп. Павла, его сотрудников и желающих уехать русских на Амур, архиерейскую кафедру в Америке «считать пока праздною», а дела и имущество духовного правления перевести из Ситки в Сан-Франциско (Там же. С. 282). В 1870 г. Синод решил учредить самостоятельную архиерейскую кафедру в США. Первоначально предполагалось правящего епископа именовать Новоархангельским и Алеутским (в мае 1870 это решение утвердил имп. Александр II). Однако вскоре Синод в связи с малочисленностью правосл. населения Ситки («не более 150 душ») нашел «наименование архиерея по городу с таким незначительным православным населением неудобным» и постановил именовать архиерея Алеутским и Аляскинским. Камчатский, Курильский и Алеутский архиерей был переименован в Камчатского, Курильского и Благовещенского. 10 июня 1870 г. император утвердил это синодальное определение (2 ПСЗ. Т. 45. Отд. 1. С. 786. 48476). Ко времени учреждения самостоятельной Алеутской и Аляскинской епархии (впосл. Алеутская и Североамериканская епархия ) правосл. паства на Аляске после отъезда рус. населения насчитывала 12 тыс. чел.

http://pravenc.ru/text/2577801.html

Местные американцы, хотя и не торопились переходить в православие, каждое воскресенье посещали монастырь, присутствовали на богослужениях. Но особенно он стал дорог русским эмигрантам, обремененным суетой скорбной жизни, которые издалека приезжали в родную обитель на молитву, надеясь обрести душевный покой и связь с покинутой отчизной. «Будущее сокрыто от ограниченного взора человеческого, – проповедовал владыка Тихон, – и мы теперь еще не знаем, что внесет в жизнь страны сей все усиливающаяся волна славянской эмиграции и мало – помалу возрастающая здесь Православная Церковь . Но хотелось бы верить, что не останутся они бесследными здесь, не исчезнут в море чуждем, а в духовную сокровищницу американского народа внесут присущие славянской натуре и русскому православному люду алчбу духовную, порывы к небесному, стремление к всеобщему братству, заботы о других, смирение, покаянные чувства, терпение». Обширнейшая епархия владыки Тихона и исторически, и географически делилась на две части: на Алеутские острова и Аляску, где паства в основном состояла из коренного населения (индейцы, алеуты, эскимосы и др.), и на восточные штаты, где большинство прихожан были выходцами из Старого Света (славяне, греки, сирийцы и др.). Первые обратились к православию из язычества, вторые прибыли из стран, имевших глубокие православные корни. Первые жили в труднодоступных малонаселенных поселках, вторые – в крупных городах. Это разделение и в то же время общность веры выразились в новом названии епархии, утвержденном российским императором 7/20 февраля 1900 года – Северо – Американская и Аляскинская. На Аляске благодаря стараниям владыки Тихона было создано викарство и назначен особый епископ – Преосвященный Иннокентий Аляскинский. Получили своего епископа и православные сирийцы – Преосвященного Рафаила Бруклинского. Сербы, чья эмиграция все возрастала, тоже были выделены в особую миссию с начальником в сане архимандрита – отцом Севастианом. Добивался автономии владыка Тихон и для греческих общин. Сам же он, возведенный в мае 1905 года в сан архиепископа Алеутского и Северо – Американского, перенес свою кафедру из Сан – Франциско в Нью – Йорк, откуда было быстрее добираться в любой конец его обширной епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Для более широкого осуществления миссионерских задач были открыты Комитеты миссионерского общества, которыми руководили епархиальные архиереи 73 . Всего при жизни митр. Иннокентия было открыто 29 таких комитетов. В их деятельности активно принимали участие высшие лица губерний. Теперь дело евангельского просвещения народов Америки и Сибири стало делом всей Русской Церкви. Святителю удалось придать деятельности Московского Покровского монастыря миссионерское направление, там готовились будущие миссионеры и находили приют ушедшие на покой труженики-миссионеры. В Троице-Сергиевой Лавре он наладил выпуск «Троицких листков», много помогавших в деле просвещения русского народа, который и сам очень нуждался в просвещении — духовном и нравственном. В 1867 г. Аляска была продана русским правительством Соединенным Штатам Америки, после чего прежних условий для миссионерской работы там уже не было, поскольку американская администрация часто ущемляла интересы православного русского духовенства и православных жителей. Только в 1870 г. по настоянию митр. Иннокентия было принято решение о разделении огромной Камчатской епархии на две: Камчатскую — с кафедрой в г. Благовещенске и Алеутскую — с кафедрой в Ново-Архангельске (с 1872 г. — с кафедрой в Сан-Франциско, штат Калифорния). Теперь Алеутская и Аляскинская епархия занимала всю территорию Соединенных Штатов Америки (включая Аляску и Алеутские острова) и Канады. Национальный состав американской паствы был разнообразен: русские, греки, славяне (сербы, болгары), румыны, алеуты, колоши, креолы, индейцы, негры, испанцы, англичане и американцы. В 1898—1907 гг. епархию возглавлял епископ Тихон (Беллавин), будущий Патриарх Московский и всея Руси. В 1871 г. Москва торжественно праздновала 50-летие священнического служения своего митрополита. На этот праздник приехали алеуты с острова Уналашки, чтобы «полюбоваться на своего просветителя и принести поклон и признательность от своих собратий» С. 698], и свидетельствовали, что все эти 50 лет они учили детей заповедям блаженства на примерах из жизни о. Иоанна Вениаминова на острове Уналашка. Митрополит был тронут до слез.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

41.  Спасский А.  Сиро-халдейцы несториане и присоединение их к православной церкви//Богословский вестник. — М., 1898. — 5. — С. 202—243. 42. Устав Кирилло-Сергиевского Урмийского Братства. — СПб., 1904. — 16 с. Глава 17. Северо-Американская епархия при святителе Тихоне (Беллавине) 12 декабря (н. ст.) 1898 г. к берегам Америки пристал корабль «Шампань». На борт корабля прибыли русский консул генерал А. А. Теплов и духовенство, чтобы приветствовать вновь назначенного правящего еп. Алеутского и Аляскинского Тихона (Беллавина) (1898—1907). Епископ Тихон — один из самых молодых архиереев (33 года), викарий Варшавской епархии — был переведен из Холмской епархии (Польша) в Америку, где в течение 9 лет управлял обширной и сложной Американской епархией. Его служение в Америке было судьбоносным как для местных приходов, так и для дальнейшего его подвига в России. Святителю Тихону было дано предвидеть расширение и расцвет православия в Америке. В немногочисленных православных приходах он увидел ростки будущей поместной Церкви, и это видение определило характер его правления. Его разносторонние усилия были направлены на то, чтобы обеспечить всем необходимым эти первые ростки Американской Церкви. Это и храмостроительство, и организация приходской жизни, включая церковные братства и их объединение, это и открытие двух викариатств в соответствии с нуждами Церкви, и создание первого монастыря. Это перевод и издание богослужебной литературы, образовательная деятельность как в общецерковном масштабе, так и попечение о создании национальных школ. Наконец, это подготовка и созыв уже перед своим отъездом в марте 1907 г. Собора, объединившего представителей клира и мирян. Опыт подготовки и проведения Собора, создание приходского устава и приложенные многие усилия к преодолению «ненавистной розни мира сего» в далекой Америке явились прообразом его служения в тяжелейших условиях революционной России. Возможно, главные отличительные черты его служения — тихость (кротость), твердость, глубина и дальнозоркость в видении проблем, стремление к соборному сотрудничеству во всех его формах, непоколебимая вера в Промысел Божий — выковывались в Америке. Правильность принимавшихся святителем главных решений проверялась и подтверждена столетней историей православия в Америке.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

В 1872 г. епископская кафедра была переведена из Новоархангельска в Сан-Франциско ; тогда же в церковное богослужение был введен английский язык. В конце XIX столетия масса украинских и белорусских эмигрантов прибыла из России в Америку в поисках лучшей жизни. Они объединялись в приходские общины, воздвигали храмы и приглашали священнослужителей. Покидали родные края и карпатороссы бывшей Австро-Венгрии. Испытывая социальную нужду, они уезжали из родных Карпат в Америку. Многие из них принадлежали униатскому расколу, но Господь вскоре воздвиг из их же среды добрых пастырей, приведших многих в лоно Православия. Среди сих добрых делателей на ниве Христовой особенно потрудился святой Алексий (Товт). Всего в период с 1891 г. до Первой мировой войны в Америке с Русской Церковью воссоединилось около 120 униатских карпаторосских приходов. В 1905 г. при архиепископе Тихоне (будущий патриарх Московский) епархиальный центр Алеутской и Североамериканской епархии был перенесен в Нью-Йорк в связи с увеличением количества приходов на востоке США. По просьбе увеличившейся православной общины в Нью-Йорке Святейший Синод Русской Православной Церкви ассигновал 20 тысяч долларов, и в 1904 г. был воздвигнут величественный храм во имя Святителя Николая. Заботами владыки Тихона существовавшая в Миннеаполисе миссионерская школа была преобразована в семинарию, в Кливленде основано Духовное училище, в Пенсильвании открыт мужской общежительный монастырь, был также сделан перевод богослужебных книг на английский язык. К 1918 г. Американская епархия располагала четырьмя викариатствами – Аляскинским, Бруклинским, Питтсбургским и Канадским; насчитывала три миссии (Албанскую, Сирийскую, Сербскую), 271 храм, 51 часовню, 31 благочиние, 257 священнослужителей, около 60 братств; имела Свято-Тихоновский монастырь в Саут-Канаане, сиротский приют при монастыре, Духовную семинарию, церковные школы; насчитывала до 300 тысяч верующих, издавала «Американский Православный Вестник.» Полнота православной церковной жизни в Америке уже в начале века приводила к мысли русских церковных деятелей в США о самостоятельности Церкви. В 1906 г. архиепископ Тихон в своем докладе Предсоборной Комиссии в России рекомендовал предоставить Американской епархии широкую автономию. Однако мечте архиепископа Тихона и его преемников тогда не суждено было сбыться.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010