2. Я не имею решительно никакой надежды, чтобы при следующем, или при одном из ближайших пап, сделано было что-либо доброго в великом и существенном и, сколько я замечаю, все, знающие состояние римской курии и римского клира, не имеют с этой стороны никакой надежды также, как и я. Во всей этой папской общине, внутри и вне Италии, есть только одна, единственная движущая сила, к которой все прочее: епископы, кардиналы, духовные ордена, школы и пр., относится пассивно, это иезуитский орден. Он есть душа, владыка всего римского церковного бытия. Так будет конечно и при новом папе, потому что этот орден необходим и в тоже время он не может существовать, не господствуя или не стремясь к господству. Раньше, до 1773 года, в церкви существовали разнообразные противовесия; другие ордена были еще сильны и полны жизни; теперь эти другие ордена ничто иное, как или бессильные тени, или частью вольные, частью невольные спутники одной руководящей, иезуитской звезды; и римская курия, чтобы ей оставаться курией и сохранять за собою ее церковную монополию, ее денежные средства и пр., необходимо должна опираться на иезуитов, т. е. служить им и их стремлениям. Но иезуиты – это воплощенное суеверие, соединенное с деспотизмом. Господствовать над людьми посредством папы, сделавшегося их слугою, это их задача, их цель, их мастерски усвоенное искусство. Отсюда стремление механизировать религию, sacrificio dell inteletto – принесение ума в жертву, которое они так прославляют; дрессура душ в безусловном, слепом повиновении и пр. А как обстоит дело в римской общине теперь, после 18 июля 1870 г., в чего следует ожидать в ближайшем будущем это вы можете видеть из того, что могло осуществиться нечто самое чудовищное, что когда-либо происходило в области богословского учения, не вызвав против себя ни одного голоса, я разумею торжественное провозглашение учителем церкви (Doctor ecclesiao) Альфонса Лигуори – рядом, следовательно, с Августином, Амвросием и пр., человека, сочинения которого, благодаря его южной морали, извращенному почитанию Марии, непрестанному употреблению самых грубых подлогов и басней, представляют собою магазин заблуждений и всякой лжи. Во всей церковной истории я не знаю ни одного примера столь ужасной, столь пагубной путаницы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Yanyshev...

Факт личной переписки по этому вопросу – Айзенхауэра с Жуковым сообщил американским журналистам на конференции сам президент, хотя и не уточнил содержания этих писем, как не подлежащих оглашению. Но американский еженедельник „Ньюс Уик“ всё же проник в эту тайну и опубликовал ее. Переписку начал Жуков, обратившись к президенту Айзенхауэру с личной просьбой о выдаче Лысикова. Президент выразил свое согласие и одновременно весьма прозрачно намекнул на оплату крови Лысикова возвратом на родину арестованных в Пекине американских летчиков, в чем попросил содействия Жукова. Свою личную переписку с маршалом президент Айзенхауэр охарактеризовал журналистам, как один из способов к улучшению отношений между Востоком и Западом; официальной же причиной к выдаче Валерия Лысикова выставлено то обстоятельство, что он, как не достигший еще совершеннолетия, по американским законам должен быть возвращен его родителям». Carrozza – коляска, тачка, лоток на колесах. В 1948 г. в Италии происходили эпохальные выборы правительства, где основными соперниками выступили Демохристианская (победившая) и Коммунистическая партии. Альфонс дей Лигуори (1696–1787), католический святой, покровитель Пагани; его мощи хранятся в местном соборе. Fuori! Via, ragazzi!  – Вон! Прочь, ребята! Кондитера из Пагани Сальваторе Розалио автор упоминает также в книге «Ди-Пи в Италии»; см. первую главу настоящего сборника, «Неугасимая лампада в Риме». Имеется в виду Владимир Ленин. Стахановцы, staccanovisti – этот советский термин проник в итальянский язык, сегодня означая трудоголика. Baffone (усач) – итальянское прозвище Сталина. Лидеры политических партий на рубеже 40–50х гг.: Пальмиро Тольятти (коммунистическая), Пьетро Ненни (социалистическая), Джузеппе Сарагат [у Ширяева – Сарагатто] (социалистическая рабочая), Альчиде Де Гаспери (демохристианская). Nocero – близлежащий к Пагани город. Carracciolo ; у Ширяева ошибочно: Кораччио. Пьесы, соответственно, В. Гюго и Ф. Шиллера. Olio – оливковое масло. На лигурийском диалекте: магальо, magaglio – мотыга; сообщено Мариной Моретти.

http://azbyka.ru/fiction/nikola-russkij-...

Связанная с пастырскою деятельностью церкви, морально-казуистическая система всегда стремилась к установлению минимума, нравственно необходимого, и это объясняет возникавшие на ее почве отрицательные явления. Но не следует закрывать глаза и на живой в этой системе морально-религиозный пафос. Глубокая моральная мысль лежит в основе столь много вреда и хулы принесшего католичеству пробабилизма. «Если данное мнение правдоподобно (probabilis), ему дозволено следовать, хотя противоположное и правдоподобнее», – высказал в 1577 г. основную идею пробабилизма доминиканец Варфоломей из Медины и тем установил самодовлеющую ценность морального акта. Действительно, разве не извинителен мой грех, если я совершаю его в полном убеждении в своей правоте и если есть вероятность, что я прав? Моральная деятельность должна руководиться абсолютною истиною. Но если эта истина не очевидна, тогда я не виноват, следуя своему вероятному мнению, хотя бы противоположное было столь же и даже более вероятным. Ведь в этом случае моральная истина мне неведома: она только вероятие. Понятно, до какой степени освобождающе влиял пробабилизм. Но очевидны и выросшие на его почве злоупотребления, особенно со стороны духовных отцов и иезуитов, заклейменные еще Паскалем. Практика пробабилизма разлагающе влияла на моральную жизнь. Его теория выродилась в тончайшие и ненужные изыскания, в бесконечные видоизменения основного положения (крайний, строгий, умеренный пробабилизм; эквипробабилизм; пробабилиоризм; умеренный и строгий тутиоризм). И все-таки, осужденный в крайностях своих, он вошел в систему католической морали в форме, приданной ему св. Альфонсом из Лигуори (1699 – 1787). Внутреннюю же правоту его доказывает характерная обмолвка одного из главных его противников, Ад . Гарнака. – «Очевидно, что в тысячах случаях поступают (даже протестанты) по принципам пробабилизма и что бывают положения, в которых нельзя поступать иначе " … Моральная казуистика развивалась преимущественно в сфере умеренной морали, преимущественно, но не исключительно.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kato...

А то обстоятельство, что, по справедливому отзыву ученых, постановка дела Лемкулем в его нравоучительной системе антинаучна (разумеем ученых, которые могут спокойно и беспристрастно 24 оценивать положение нравоучительной науки в католичестве), во всяком случае уже достаточно преднамечает нам, что поставленный раньше вопрос о степени «приближения» нравоучительных взглядов этого иезуитского богослова-моралиста к общечеловеческой «нравственности» должен быть решен отрицательно. Так ли это в действительности? Если – так, то в какой степени уместен подобный, т. е., отрицательный, ответ? На все это мы и должны представить разъяснения, причем, во избежание увеличения объема своих настоящих размышлений, не будем вдаваться в излишние и вообще в особенные подробности. «Полнота» предметов, обсуждаемых в своей нравоучительной системе Лемкулем, поразительна: здесь, помимо вопросов, прямо относящихся к области нравственного богословия, имеется «многое», что, по собственному авторскому заявлению, падает в сферу «канонического права» (jus canonicum) и «пастырского 6огословия» (theologia pastoralis). Внесение этого рода элементов в область theologia moralis объясняется желанием автора прийти на помощь «пастырской практике» и делу совершения «исповеди» 25 26 . Уже и здесь чувствуется иезуитский богослов старого времени, если примем в соображение, сколь большое внимание делу именно исповеди уделялось иезуитами всегда, – при том, не исповеди самой по себе, а преимущественно той её стороне, которая касалась существа дела меньше всего... Чтобы выполнить взятую на себя задачу, Лемкуль обратился за помощью к пособиям. Характер последних как нельзя лучше покажет нам, что за богослов-моралист пред нами налицо... Лютардт совершенно верно замечает: «Фома Аквинат и Альфонс Лигуори, само собою понятно, здесь – важнейшие путеводители», причем, однако, «не исключаются и другие авторитеты», т. е., разумеется, «иезуитские моралисты, как-то: Бузенбаум, Тамбурини, Лайманн, Гури и т. д.» 27 . Мы уже хорошо знаем, что это за моралисты: Бузенбаум, Гури и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

Это учение не следует слишком упрощать, полагая, что такого рода доктрина принимается для разложения нравственности. Никакое священство, никакая Церковь не желала бы нравственного умаления своей паствы. Она применяется потому, что антропологически человек оценивается как очень слабое существо; и с целью удержания его хотя бы в очень широких церковных пределах, чтобы он вообще не ушел из Церкви или не впал в отчаяние, и возникает такого рода казуистическая мораль как подтасовка намерений. Это не значит, что все католики руководствуются ими, но тем не менее эта доктрина официально не осуждена до сих пор. И наконец, третий прием, который называется ментальной, или умственной, резервацией. Она означает сознательное введение ближнего в заблуждение тем, что часть мысли договаривается про себя, а не вслух. Таким образом, лжи как будто бы и нет. Тем не менее ближнему внушается убеждение, прямо противоположное истинному. Проиллюстрировать этот прием можно следующими примерами. В книге, изданной в 1821 г. канонистом-католиком Гюри, приводится такой пример со ссылкой на труд Лигуори: «Анна совершила прелюбодеяние, но на расспросы мужа, у которого явилось подозрение, она ответила первый раз, что она не нарушила брака. Во второй же раз, когда она получила уже на духу разрешение от греха своего, она ответила: “Я невиновна в сем преступлении”. Наконец в третий раз, так как муж продолжал настаивать с расспросами, она решительно отрицала, сказав: “Не совершала я”, подразумевая про себя: “...такого прелюбодеяния, в котором я должна бы сознаться” или “которое я должна бы тебе открыть”. Спрашивается, виновата ли Анна? Ответ: во всех трех случаях Анна может быть оправдана от обвинения во лжи. Именно, в первом случае она могла сказать, что не нарушила брака, прибавив про себя: “если он существует ненарушенным до сего дня”. Во втором случае она могла сказать, что она неповинна в грехе прелюбодеяния, раз по принесении исповеди и по получении отпущения совесть ее больше не отягчалась сим грехом и поскольку она имела моральную уверенность, что он ей отпущен. Более того, она могла даже утверждать сие с клятвою» (Альфонс Лигуори. 162). В третьем случае она даже с вероятием могла отрицать, что совершила прелюбодеяние, подразумевая: «так, чтобы быть обязанной открыть грех мужу». «Таким же образом виноватый может сказать судье, незаконно его запрашивающему: “Я не совершил преступления”, подразумевая: “Я не совершил такого преступления, которое я бы был обязан тебе открыть”» (Альфонс Лигуори. 173 и др.)- Таков пример истолкования того, что называется ментальным резервированием.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zap...

Непринятие этого мнения осуждено папой Александром II. 970 «Направление намерения: делая что – либо запрещенное заповедью Божией, нужно предлагать своей мысли как цель что – нибудь, что само по себе не греховно. Тогда все совершаемое теряет характер греховности. В качестве примера можно привести слова одного из авторитетнейших католических моралистов XVIII столетия – канонизированного святого Альфонса Лигуори: «Убийство обидчика воспрещается как отмщение, но, по правдоподобному учению, то же убийство и в тех же обстоятельствах совершенное, разрешается, как оборона чести обиженного. Другой пример: «Кто наслаждается преступной связью с замужней женщиной, но не как с замужней, но как с красавицей, следовательно, абстрагируясь от обстоятельств замужества, тот грешит не прелюбодеянием, а простым блудом». Подчеркиваю, святой Римско – католической Церкви, сам, безусловно, человек высокой жизни, считает, тем не менее, возможным предлагать, как моральную норму вот такие конкретные примеры. Еще один пример: «Позволительным является сыну отвлеченным помыслом желать смерти своему отцу, конечно не как зла для отца, но как добра для себя, ради отдельного значительного наследства». Это XIX век, немец Бузенбаум автор сочинения по нравственному богословию. Доктрина эта не отвергнута и поныне». 971 Ментальная или умственная резервация: «сознательное введение ближнего в заблуждение тем, что часть мысли договаривается про себя, а не вслух. Таким образом, лжи как будто бы и нет. Тем не менее, ближнему внушается убеждение, прямо противоположное истинному. ... ... пример со ссылкой на труд Лигуори: «Анна совершила прелюбодеяние, но на расспросы мужа, у которого явилось подозрение, она ответила первый раз, что она не нарушила брака. Во второй же раз, когда она получила уже на духу разрешение от греха своего, она ответила: «Я не виновна в сем преступлении». Наконец, в третий раз, так как муж продолжал настаивать с расспросами, она решительно отрицала, сказав: «Не совершала я», подразумевая про себя: «Такого прелюбодеяния, в котором я должна была бы сознаться» или «Которое я должна бы тебе открыть». Спрашивается, виновата ли Анна? Ответ: во всех трех случаях Анна может быть оправдана от обвинения во лжи. Именно в первом случае она могла сказать, что не нарушила брака, прибавив про себя: «Если он существует ненарушимым до сего дня», во втором случае она могла сказать, что она неповинна в грехе прелюбодеяния, раз по принесении исповеди и по получении отпущения совесть ее больше не отягчалась сим грехом и поскольку она имела моральную уверенность, что он ей отпущен. Более того – она могла утверждать сие с клятвою» (Альфонс Лигуори ¹162). В третьем случае она даже с вероятием могла отрицать, что совершила прелюбодеяние, подразумевая: «Так, чтобы быть обязанной открыть грех мужу».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kurs...

Вообще, пред собором и во время его не было недостатка в прошениях, представлениях, предостережениях. Вы сами, высокопреподобнейший господин, приняли в том участие своею подписью. В просьбе, 12 января адресованной папе и вами подписанной, епископы меньшинства заявили, что «изречения и деяния отцов церкви, подлинные исторические документы и самое католическое учение представляют серьезные затруднения, препятствующие провозглашению учения о непогрешимости»; пред исследованием этих затруднений они, как сами говорят, испугались и просили папу не налагать на них необходимости такого совещания, то есть, отказаться от догмата его непогрешимости. Когда же папа настоял, чтобы собор занялся этим, немецкие епископы 11-го марта потребовали обстоятельных конференций по вопросу о непогрешимости, которые должны были вестись избранными от обеих сторон депутациями. Конференции не были дозволены; оставались одни речи в таком однако же помещении (aula), в котором невозможно было никакое упорядоченное рассуждение. А как были бы необходимы и крайне полезны такие исследования в конференциях, это видно из следующего одного примера. В одной печатной записке значительная часть итальянских епископов выразила желание, чтобы непогрешимость папы возведена была в учение веры, потому что так учили два мужа, оба итальянцы и гордость нации, Фома Аквинат и Альфонс Лигуори – эти два сияющие светила церкви 20 . Между тем стало известным, да и я, так же, как и Гратри, напомнили, что Фома был обманут целым рядом вымышленных свидетельств, так как в подтверждение своего учения он всегда и исключительно ссылается на такие фальсификации и никогда – на подлинные места отцов и соборов. Что же касается Лигуори, то один беглый взгляд на его сочинение показывает опытному богослову, что он еще хуже, чем Фома, злоупотребляет ложными свидетельствами. Мое указание на этот обман, которому подпал Фома, обратило на себя большое внимание в Риме; автор проектированного тогда в Риме и против меня направленного сочинения 21 говорит: «об этом поднялся кругом его крик». Было бы, следовательно, безусловно необходимо подвергнуть это дело исследованию. Это исследование, если бы оно было поведено в достаточном объеме и основательно, завело бы, конечно, очень далеко; оно привело бы к тому результату, что теория папской непогрешимости введена в церковь только благодаря намеренным измышлениям и фальсификациям и потом распространена и утверждена насилием, подавлением древнего учения и разнообразными, в распоряжении власти находящимися средствами и хитростями.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Yanyshev...

Bernardo stimava esser cosa indecente a religiösi infermi il prender medicine di valore; dicea bastare ad essi i decotti dell " erbe… Dice Salviano: «Homines Christo dediti in- firmi sunt et volunt esse; si fortes fuerint, sancti esse vix possunt» (Liguori, 1,198). Так пишет Лигуори о монашестве — так себе представлял монашество и Лютер, когда уходил в монастырь. Nonne haec est religio sancta, in qua homo vivit purius, cadit rarius, surgit velocius, incedit cautius, irroratur frequentius, quiescit securius, moritur confidentius, purgatur citius, remuneratur copiosius . Даже сам Бернард Клервосский (приведенные слова принадлежат ему), этот идеал средневекового монаха, которого Лютер не осмелился задевать даже в ту пору, когда перешел в своих исступленных выпадах против монашества все границы дозволенного, сам Бернард Клервосский не мог забыть о щедрой награде — remuneratur copiosius. Лютер вправе был ждать себе награды за принятые на себя обеты. Он вправе был надеяться, что вступив в монастырь, он будет жить чище, падать реже, подыматьсялегче, выступать уверенно, что чаще будет орошать его иссохшую душу роса небесной благодати, и что еще при жизни он найдет тот покой душевный, который даст ему силы с доверием ждать смерти. Денифле, чтоб опорочить рассказы Лютера о его монашеской жизни, сопоставляет его ранние и более поздние признания о монастырской жизни: они взаимно исключают друг друга. Конечно, исключают. Лютер мог решиться рассказать всю правду о своих монашеских годах только после того, как он отрекся от монашества. Пока он был монахом, он всеми силами старался уверить себя и других, что монашество дает и может дать то, что от него ждут люди, и о чем до него так красноречиво рассказывали Бернард Клервосский и Фома Аквинский, с сылкой на Аристотелевские honor proprie et secundum veritatem non de- betur nisi virtuti, и о чем после них повествовал doctor Ecclesiae Альфонс Лигуори, воспевающий sancta superbia. В своих ранних произведениях, даже еще в своей Vorlesung über den Römerbrief, Лютер повторяет все то, что обычно говорили о монашестве, и с тем большим убеждением и страстностью, чем меньше ладились его слова с его внутренним состоянием. «An ergo bonum nunc religiosum fieri? Respondeo: Si aliter salutem te habere non putas, nisi re- ligiosus fias, ne ingrediaris. Sic enim verum est proverbium: Desperatio facit monachum, immo non monachum, sed diabolum. Nec enim unquam bonus monachus erit, qui ex desperatione ejusmodi monachus est, sed, qui ex charitate, scilicet, qui gravia sua peccata videns, et Deo suo rursum aliquid magnum ex amore facere volens, voluntarie résignât libertatem suam, et induit habitum istum stultum, et abjectis sese subjicit officiis» (Ad Rom., 14, 1; Denifle, I, 35; W 56, 497; Ficker, 318).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=116...

Только когда Людовик Филипп утвердился на своем новом престоле, между папством и буржуазной монархией установилось выгодное для обеих сторон согласие. Когда революция позже разразилась и в Бельгии, то в виду роли, которую там играли ультрамонтаны, и. именно, как союзники либералов, открылись виды на новые выгоды; но ни бельгийская, ни июльская революция (во Франции) не принесли римской церкви таких побед, которые бы доставили ей осязательные плоды. Движение распространилось даже на самый Рим, где была открыта ложа карбонариев с 26 членами, хотя до революции и не дошло дело. Но в бурные времена явились и «опытные кормчие». В июле 1829 года в Рим собрались со всех стран света иезуиты, чтобы избрать себе нового генерала ордена. После непродолжительного совещания они избрали патера Роотаана, имевшего 44 года от рода. Ультрамонталы ликовали при известии об этом избрании, потому что Роотаан имел все свойства, необходимые для генерала иезуитов: хитрость, знание людей и политический талант. Собравшиеся в Рим иезуиты затем выработали план действия в тех странах, где церковь римская находилась в опасности, и с этого именно времени началась особенно сильная пропаганда ультрамонтанства, как иезуитской теории папства. Папа Пий VIII всегда был слаб телом до такой степени, что едва мог принимать участие в церковных празднествах. 1 декабря, после 20-месячного правления, он лежал уже на смертном одре. В последние моменты своей жизни он особенно печалился о том, что ему не удалось канонизировать Альфонса Лигуори, известного основателя ордена редемптористов, отрасли ордена иезуитов. 14 декабря 1830 года собрался новый конклав, и на нем самым видным кандидатом оказался кардинал Капеллари Этот кардинал родился 18 сентября 1765 года в Венецианской области. В 1783 году он, с именем Мавра, вступил в орден камальдульский и поселился в одном венецианском монастыре, откуда после переселился в Рим. При живости ума это был основательно ученый человек, который обладал обширными познаниями как в богословии, так и в светских науках.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

170 Виктор I – епископ римский (папа) с 189 по 199 г. Виктор I заботился о поддержании дисциплины в римской Церкви и расширении ее влияния во всех слоях столичного общества. Его понтификат ознаменовался спорами вокруг даты празднования Пасхи. Виктор I считал, что христианскую Пасху следует праздновать не 14-го дня весеннего месяца нисана (в соответствии с еврейским календарем), т.е. вместе с евреями, а в первое воскресенье после этого числа. Этому воспротивились христианские общины Малой Азии, представителя которых, Поликрата Эфесского, Виктор I отлучил от Церкви. Этот инцидент стал важным этапом в борьбе папства за верховенство. Однако под давлением епископата Виктор I отступил, и Пасха по-прежнему праздновалась в христианском мире в разное время. При Виктор I оживилась ересь монархиан, считавших Христа человеком, в котором действует божественная сила. Виктор I осудил эти взгляды. 178 «Силлабус» (лат. syllabus – перечень) – приложение под названием «Перечень главнейших заблуждений нашего времени» к энциклике Пия IX от 8 декабря 1864 г., в котором перечислены и осуждены общественно-политические и религиозные движения, научные принципы, подрывающие учение Католической Церкви и авторитет римского папы. В частности, преданы анафеме социализм и коммунизм, атеизм и требование свободы совести, рационализм и т.п. В 1907 г. был издан еще один «Силлабиус», направленный против прогрессивных общественных движений, свободомыслия, против католического модернизма. 179 Acta et Decreta sacrosancti oecumenici concilii Vaticani. Freburgi Brisgoviae 1891. col. 431. 182 Лигуори Альфонсо (1696–1787) – католический епископ, теолог, основатель Конгрегации Святого Спасителя (С. S. S. R., редемптористы). Канонизирован в 1831 г., в 1871 г. признан учителем Церкви, в 1950 г. – святым покровителем исповедников и моралистов. 183 «Non solum in rebus, quae ad fidem et mores, sed etiam quae ad disciplanam et regimen Ecclesiae per totum orbem diffusae Acta Con. Vat. cor. col. 429. 184 Ведь папа накладывал интердикт на целые государства для того, чтобы заставить государя подчиниться его воле.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009