был ли ап. Петр назначен на нее Христом, или же по своей воле избрал ее. От того или иного решения зависит юридическая квалификация римского примата, т.е. по существу ли он jure divino или – jure humano. Сам Гергенретер считает, в согласии «со всей христианской традицией», более правдоподобным первое решение. Во всем остальном, замечательный показатель неподвижности католической мысли, что составляет ее гордость: истина вечна и неизменна – Гергенретер почти слово в слово повторяет апологета 18 века св. Альфонса-Марию де Лигуори, который в свою очередь лишь парафразирует идеи знаменитого контроверзиста 16 века, иезуита Беллармина и его сподвижника, не менее знаменитого, защитника прав курии на Тридентском Соборе, иезуита Лайнеса. История католической мысли знает споры о папском верховенстве, о праве Собора, об объёме и свойствах прерогатив папской власти. Вопросы эти решались различно, но и сторонники и противники куриализма стояли всегда на одинаковой точке зрения: для всех без исключения не подлежала никакому сомнению та истина, что Церковь есть χατ» ξοχν правовой институт. Во внешней устроенности, в правильности, законченности церковной организации, в точности определения сферы действия и прав отдельных церковных властей, – усматривалось существенное условие совершенства Церкви. Центральная идея, владеющая умами, есть римская идея внешнего порядка, " ordo«, идея прочности церковного устроения. Отцы Тридентского Собора сравнивают церковную иерархию с «военным строем»; в глазах св. Фомы Аквинского иерархическое начало, проникающее собою Церковь , – начало космическое. Иерархически устроена вся вселенная: небо, земля и преисподняя уже составляют некий иерархический ряд. Власти и подвластные имеются повсюду: и у демонов есть своя иерархия, – и в этом совершенство вселенной; так и в Церкви из ее иерархической расчлененности «возникает некая красота». В официальном католичестве нового времени идея внешней устроенности Церкви выдвигается решительно на первый план. Католичество холодно относится к ранней христианской Церкви, когда все «учреждения», созданные Христом, правда, уже существовали, но еще в зачаточном только виде.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ross...

М. занялся подготовкой примечаний к новому изданию Энциклопедии Д. Дидро и Ж. Лерона д " Аламбера (выходила в Париже с 1751), предпринятому луккским книгоиздателем О. Диодати. В задачу М. входило прежде всего исправление возможных исторических ошибок, а также отклонений от католич. вероучения. Разрешение на публикацию (см. Imprimatur) дал папа Римский Бенедикт XIV (1740-1758), проект поддержал и один из покровителей М.- кард. Дж. Безоцци. Однако после того как в 1758 г. были изданы первые 2 тома, новый папа Климент XIII и главный папский теолог (магистр священного Апостольского дворца) доминиканец Дж. А. Орси (1692-1761) осудили Энциклопедию (в сент. 1758 включена в Индекс запрещенных книг). Папа Климент XIII через главу ордена леонардинов Ф. Сартески запретил М. дальнейшее участие в луккском издании Энциклопедии. Несмотря на это, как установили исследователи, М. анонимно продолжал работать над примечаниями по меньшей мере до 5-го тома включительно. Возможно, М. написал «Эвлогий Монтескьё», опубликованный в качестве предисловия к 5-му тому (см.: Amico Moneti. 1960). В кон. 50-х - 60-х гг. XVIII в. М. подготовил дополнения к сочинениям по моральной теологии А. Райффенштюля ( Reiffenstuel A. Theologia moralis. Mutinae, 1758. 2 vol.) и католич. св. Альфонсо Марии де Лигуори ( Liguori A. M., de. Theologia moralis. Bononiae, 1763). После смерти в дек. 1761 г. Луккского архиеп. Джузеппе Пальмы власти Лукки в соответствии с привилегией, полученной от папы Бенедикта XIV (26 мая 1754), предложили 3 кандидатов, в т. ч. и М. Папа Климент XIII выбрал кандидатуру Б. Торре (двоюродного брата М.), приора коллегиальной ц. Сан-Пьетро-Маджоре, однако разногласия по финансовым вопросам между властями республики и Папским престолом задержали его офиц. избрание; в марте 1763 г. Торре скончался. М. вновь стал одним из кандидатов, и на этот раз папа утвердил его кандидатуру (9 апр. 1764). Епископское рукоположение М. состоялось 24 апр. 1764 г. в соборе св. Петра в г. Фраскати (близ Рима). Вскоре после избрания М.

http://pravenc.ru/text/2561856.html

Наконец, к папе обращаются даже за посредничеством в международных недоразумениях, что ранее было совсем немыслимо. Это, столь явно усилившееся, значение папского престола является результатом напряженного труда и могущественной организации, с настойчивостью и удачей преследующей свои цели неуклонно, в продолжение многих лет, без шума, в тиши и мраке. Переходя к рассмотрению судеб самой римской Церкви, автор замечает, что она «к началу XIX в. оставалась неизменной в своей доктрине, святой в своей морали и обильной выдающимися людьми и святыми, так что в этом отношении она, каковы бы ни были её темные пятна, выше всякого сравнения». Почти все папы этой эпохи были великими святителями и правителями, и имена Бенедикта XIII, Климента XII, Бенедикта XIV, Климента XIII и Пия VI затмевают собою, по мнению автора, блеск имен самых выдающихся европейских государей. Старые, неиссыхающие корни Церквей Франции и Италии продолжают приносить «изысканные и редкие плоды» – истинных святых, как св. Франциск, св. Лигуори и блаженный Реалино в Неаполе; блаженный Бальдинуччи во Флоренции; св. Павел де-ла Круа в Риме; св. Бенедикт Лабр во Франции и Луиза де-Франс в Париже. Но весь этот блеск величия и святости не спасли Церкви от внутреннего раздора, почти разложения. Вся католическая Европа была к концу XVIII ст. пропитана тем утонченным протестантизмом, который назывался то галликанством, то янсенизмом, то, наконец, иозефизмом. Радикальный иллюминат Вейсхаупт основывает в это время франкмасонства, куда вступают даже немецкие епископы; с другой стороны, рационалистическая и демагогическая философия кружит головы королям, королевам, принцам и министрам. И вот, благодаря всему этому, вольтерианцы и янсенисты вырывают у папы Климента XIV буллу об уничтожении иезуитского ордена (Compagnie de Jésus), – армии, состоявшей из 22.000 воинов, из которых 5000 миссионерствовали среди неверных. Непогрешимый иерарх, подняв руку на эту воинственную компанию, едва не сокрушил, если верить о. Форбсу, самой Церкви: «зачахли миссии в Бразилии, Мексике, Парагвае, Канаде, Индостане и Китае. Обнаружился полный недостаток в священниках. Конгрегация пропаганды веры была дезорганизована, семинарии начали закрываться, монастыри, бывшие некогда рассадниками апостолов, обратились в руины. Началось настоящее всемирное землетрясение, грозившее смести Церковь с лица земли. И когда после всех этих ужасов вновь занялась заря, то папа Пий VII, подобно пророку Иезекиилю, увидел вокруг себя, насколько хватал глаз, беспредельную пустыню, усеянную иссохшими костями. «И эта картина – не плод фантазии, – прибавляет о. Форбс, – но строгая истина».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—493— плодом раскаяния в совершенном дурном деянии, но ведь беда в том, что мы зачастую видим, что на всё это рассчитывают вперёд! благотворность всего этого „дисконтируется“ вперёд, до совершения деяния, как какой-то вексель на божественное правосудие! Ведь это чистейший иезуитизм разных Эскобаров, Мариан, Бузенбаумов и К°, к числу коих должно причислить и Св. Альфонса Лигуори. Как это ни ужасно, а ведь это несомненно так, это правда! но как же власть имеющие не решаются это сознать и сообразно с этим действовать?! Возвращаюсь к „опасности“ нового раскола. Никакой тут опасности нет и не существует. Конечно когда (но когда ещё это будет?!) вопрос о воссоединении нашем со старокатоликами перейдёт из области теории в практику жизни, нашему духовному ведомству не трудно будет объяснить православному народу, что старокатолики столь же православны как и наши единоверцы и как мы сами, что священник без бороды может так же правильно и законно совершать таинства как и священник с бородой, что хор с органом может возносить к Господу такие же горячие молитвы, как и хор без органа, что электрическое освещение храма столь же угодно Богу, как и восковое, так как и воск и электричество созданы Им же и т. п… Раскольники появляются у нас постоянно, иногда из-за самых нелепых причин, (вот теперь напр. основалась секта, признающая Отца Иоанна Кронштадтского Христом, явилась при этом и Богородица... следует ли из за этого спрятать уважаемого всей Россией Отца Иоанна под спуд?!) Может ли, должно ли опасение, что какие-то тёмные люди, может быть истолкуют нелепо признание учения старокатоликов – православным, останавливать нас в таком святом деле? Можем ли, должны ли мы из-за этого оставлять старокатоликов без ответа? так и забросить дело воссоединения с христианами, ищущими его? так и забыть, что стремление к единству паствы Христовой есть именно желание Христа, —494— что это Его завет!? Можно ли считать такое отношение к делу – государственною мудростью? Едва ли! Впервые, со времени злосчастного отделения своего от Востока – Запад обращается к нам с ходатайством о воссоединении, впервые является возможность восстановить хотя бы частичное единство с западом; а мы будем останавливаться перед опасением, что какие-либо безграмотные люди, того гляди, не поймут нас, перетолкуют в дурную сторону наши действия! Но где же тогда авторитет наших учителей, где законное их влияние на паству? Где же та „lehrende Kicrhe“, учащая церковь , которая о себе так настойчиво напоминает?

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

10. Что касается учения ο крещении Англиканской церкви, то в «Членах веры» (XXVII чл.) оно выражено недостаточно определенно: им не устраняется со всею решительностью протестантский (т. н. «абсигнаторный») взгляд на таинство, но оно может быть понимаемо и в православном смысле, т. е., что крещение есть действительно средство или орудие возрождения и благодатного усыновления Богу. Совершать крещение правилами ее установлено через троекратное погружение в воду, но, в действительности, оно часто совершается через троекратное обливание и даже есть обыкновение кропить крещаемого водою с пальцев. Совершительная формула — в первом лице. Сн. Прав. Догм. Бог. IV т. § 147. 11. Дабы р.-католический духовник не забыл какой-либо из тех вопросов, какие он обязан задавать при исповеди, в иезуитских руководствах (Денса, Лигуори) предлагаетея ему памятовать эти вопросы в кратком виде: quis, quid, ubi, quibus auxiliis, cur, quomodo, quando? 12. Св. Ириней говорит, что ап. Павел призывал в Милет «епископов и пресвитеров Ефеса и других ближайших городов» (Прот. ерес. III, 14). Α св. Ириней мог точно знать или от Поликарпа, еп. Смирнского, или от кого-либо из призывавшихся в Милет пастырей, кого именно призывал туда ап. Павел. 13. «Хотя священническая степень (ordo sacerdotalis) одна, говорится в «Катихизисе», однако она имеет разные ступени достоинства и власти. Первая ступень — тех, кто называется просто священниками. Вторая ступень — епископов, поставленных над отдельными епископиями. Третья ступень — архиепископов, которые поставлены над несколькими епископами и называются также митрополитами. На четвертой ступени стоят патриархи. Сверх их католическая церковь всегда почитала римского первосвященника». Pars II, с. VII, qu. 24. 14. Нельзя не отметить также особенного обычая Западной церкви, по которому, при торжественном богослужении, обязанности диаконов и иподиаконов в ней часто исполняют священники, только в диаконских и иподиаконских облачениях. 15. Вопрос ο действительности англиканской иерархии был предметом особого обсуждения и у старокатоликов. Комиссия голландских старокатоликов решила этот вопрос, как и Римская церковь, не в пользу действительности этой иерархии.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=735...

Но и в среде самих римско-католических епископов и богословов нашлись отдельные лица, которые утверждали, что и неполное сокрушение, для того чтобы быть действенным, должно включать хоть некоторые зачатки любви к Богу. Большинство же католических богословов решительно возражали против этого. Папа Александр VII, чтобы смягчить возникшие в лоне самой Римско-католической церкви соблазнительные споры, запретил в 1667 году представителям обеих сторон, какое бы иерархическое положение они ни занимали, произносить осуждение на своих противников. Вместе с тем папа Александр признал, что отрицающие необходимость какой бы то ни было любви к Богу в Таинстве Исповеди представляют мнение более распространенное (communior). В последующее время горячим отрицателем такой необходимости явился католический святой Альфонс Лигуори (XVIII век), считающийся у католиков величайшим авторитетом по вопросам морали. Надо ли говорить о том, насколько чужда православию вся атмосфера подобного богословствования? Таинство Священства Особенностью римско-католического воззрения на Таинство Священства является принцип безбрачия духовенства, так называемый целибат, возведенный папой Григорием VII в закон. Объединяя под именем «николаитов» священников-блудодеев со священниками женатыми, он запретил в 1074 году браки духовенства, а затем усилил этот закон суровыми дисциплинарными мерами и призывами мирян не повиноваться клирикам-николаитам и не принимать от них Таинств. Ни Евангелие, ни другие писания апостольских времен не заключают в себе никаких указаний, дающих основание считать брак преградою к исполнению священнических обязанностей. Наоборот, даже считающийся у католиков основателем папства апостол Петр был женат, как о том свидетельствует Священное Писание (см.: Мф.8:14 ). В Восточной Церкви обет безбрачия распространяется только на епископов. Установление этого противоестественного требования Римского престола имело следствием упадок нравов в среде средневекового духовенства и послужило предметом порицания и протеста в эпоху Реформации Римско-католической церкви со стороны гуситов, лютеран и других.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hre...

Только когда Людовик Филипп утвердился на своем новом престоле, между папством и буржуазной монархией установилось выгодное для обеих сторон согласие. Когда революция позже разразилась и в Бельгии, то в виду роли, которую там играли ультрамонтаны, и. именно, как союзники либералов, открылись виды на новые выгоды; но ни бельгийская, ни июльская революция (во Франции) не принесли римской церкви таких побед, которые бы доставили ей осязательные плоды. Движение распространилось даже на самый Рим, где была открыта ложа карбонариев с 26 членами, хотя до революции и не дошло дело. Но в бурные времена явились и «опытные кормчие». В июле 1829 года в Рим собрались со всех стран света иезуиты, чтобы избрать себе нового генерала ордена. После непродолжительного совещания они избрали патера Роотаана, имевшего 44 года от рода. Ультрамонталы ликовали при известии об этом избрании, потому что Роотаан имел все свойства, необходимые для генерала иезуитов: хитрость, знание людей и политический талант. Собравшиеся в Рим иезуиты затем выработали план действия в тех странах, где церковь римская находилась в опасности, и с этого именно времени началась особенно сильная пропаганда ультрамонтанства, как иезуитской теории папства. Папа Пий VIII всегда был слаб телом до такой степени, что едва мог принимать участие в церковных празднествах. 1 декабря, после 20-месячного правления, он лежал уже на смертном одре. В последние моменты своей жизни он особенно печалился о том, что ему не удалось канонизировать Альфонса Лигуори, известного основателя ордена редемптористов, отрасли ордена иезуитов. 14 декабря 1830 года собрался новый конклав, и на нем самым видным кандидатом оказался кардинал Капеллари Этот кардинал родился 18 сентября 1765 года в Венецианской области. В 1783 году он, с именем Мавра, вступил в орден камальдульский и поселился в одном венецианском монастыре, откуда после переселился в Рим. При живости ума это был основательно ученый человек, который обладал обширными познаниями как в богословии, так и в светских науках.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

170 Виктор I – епископ римский (папа) с 189 по 199 г. Виктор I заботился о поддержании дисциплины в римской Церкви и расширении ее влияния во всех слоях столичного общества. Его понтификат ознаменовался спорами вокруг даты празднования Пасхи. Виктор I считал, что христианскую Пасху следует праздновать не 14-го дня весеннего месяца нисана (в соответствии с еврейским календарем), т.е. вместе с евреями, а в первое воскресенье после этого числа. Этому воспротивились христианские общины Малой Азии, представителя которых, Поликрата Эфесского, Виктор I отлучил от Церкви. Этот инцидент стал важным этапом в борьбе папства за верховенство. Однако под давлением епископата Виктор I отступил, и Пасха по-прежнему праздновалась в христианском мире в разное время. При Виктор I оживилась ересь монархиан, считавших Христа человеком, в котором действует божественная сила. Виктор I осудил эти взгляды. 178 «Силлабус» (лат. syllabus – перечень) – приложение под названием «Перечень главнейших заблуждений нашего времени» к энциклике Пия IX от 8 декабря 1864 г., в котором перечислены и осуждены общественно-политические и религиозные движения, научные принципы, подрывающие учение Католической Церкви и авторитет римского папы. В частности, преданы анафеме социализм и коммунизм, атеизм и требование свободы совести, рационализм и т.п. В 1907 г. был издан еще один «Силлабиус», направленный против прогрессивных общественных движений, свободомыслия, против католического модернизма. 179 Acta et Decreta sacrosancti oecumenici concilii Vaticani. Freburgi Brisgoviae 1891. col. 431. 182 Лигуори Альфонсо (1696–1787) – католический епископ, теолог, основатель Конгрегации Святого Спасителя (С. S. S. R., редемптористы). Канонизирован в 1831 г., в 1871 г. признан учителем Церкви, в 1950 г. – святым покровителем исповедников и моралистов. 183 «Non solum in rebus, quae ad fidem et mores, sed etiam quae ad disciplanam et regimen Ecclesiae per totum orbem diffusae Acta Con. Vat. cor. col. 429. 184 Ведь папа накладывал интердикт на целые государства для того, чтобы заставить государя подчиниться его воле.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Римская церковь удерживает покаяние (poenitentia), как таинство, и верует, что при видимом изъявлении прощения от священника даруется невидимое разрешение грехов исповедующемуся Самим И. Христом. Однако в учении об этом таинстве ею допущены такие заблуждения и злоупотребления, связанный с общим ее строем и воззрениями на оправдание и спасение человека, которыми совершенно извращен дух и характер таинства. I. По определению тридентского собора от кающегося для полноты и совершенства (ad integritatem) таинства необходимо требуются три существенные условия: сокрушение о грехах (contritio), исповедь (contessio) и удовлетворение (satisfaction) 345 . Требование сокрушения о грехах должно слагаться, по римскому учению, из скорби о грехах (doloramini), отвращения от них (detestatio) и намерения вперед не грешить (propositum non peccandi). Но на самом деле в римской церкви оно сведено к простому полураскаянию, или просто сожалению (attritio) о грехах, которого будто бы достаточно для совершенства покаяния. Совершенное сокрушение само по себе уничтожало бы грехи и, таким образом, делало бы излишним таинство 346 . Соответственно с этим и требования от кающихся отвращения от греха и обещания впредь не грешить ослаблены в такой степени, что превратились, можно сказать, в отрицание их необходимости 347 . Сделано это знаменитейшими иезуитскими учителями нравственности (каковы, напр., Гюри, – глава новейших иезуитов, Альфонс де-Лигуори, XVIII в., причисленный к лику святых и возведенный папою Пием IX на степень «учителя церкви», и др.). Они применили к таинству покаяния измышленную ими теорию т.н. правдоподобных мнений (пробабилизм), извращающую нравственный закон и приучающую к нарушениям этого закона под предлогом его исполнения 348 . Произведения их, и вообще теория правдоподобных мнений лежит в основе и всех р.-католических пастырских руководств об исповеди, издаваемых с епископского и папского разрешения и благословения. Вследствие происшедшего отсюда отождествления р.-католической исповеди с иезуитскою, требование сокрушения о грехах свелось к лицемерию в таинстве покаяния, к покаянию «не сполна», под разными предлогами, даже в грехах «смертных», превращаемых разными «если» в простительные и извинительные и т. п.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Ничего этого нет, да и не странно ли, в самом деле, без всяких споров вручать папе свое спасение, свою веру, сделать его верховным судьею и непогрешимым законодателем всего, что есть для человека самого священного, самого драгоценного, свою нравственность, свою совесть, одним словом, всю свою душу, и оспаривать у него ничтожное право – решать вопросы, которые в сущности, не более как приложение к общественной жизни тех же самых законов, которые он издает в силу своей непогрешимости? Как! Я не оспариваю у папы права одобрять руководство морали святого (!!) Лигуори 182 , и я вступлю в открытую борьбу с ним из-за удовольствия постановить такой закон, который позволил бы, например, протестантам или православным делать свободно процессии на улицах Парижа или Рима!.. Г. Навилъ, желая доказать, что католицизм совместим с религиозною свободою, ссылается: во-первых, на брошюру доктора Фесслера, который заявляет, что энциклика и силлабус не суть акты, данные ex cathedra; во-вторых, на пастырское послание швейцарских епископов о папской непогрешимости и, наконец, в-третьих, на мнимое различие, будто бы сделанное Ватиканским собором между властью папы в вопросах догмата и нравственности и тою же самою властью в вопросах гражданского правления. Мы видели, насколько содержание и даже слог энциклики и силлабуса доказывают, что лицо, обнародовавшее оные, убеждено в полноте своей власти, насколько оно говорит в качестве учителя и преемника апостольского, когда обращается к католическому миру, – объявляя ему свою волю. В IV главе «догматической конституции» 1870 года, которую цитует г. Навиль в защиту своего положения, говорится в особенности о непогрешимости, об абсолютной власти папы в вопросах догмата и веры; быть может, это именно и дало ему мысль, что собор сделал ограничение относительно вопросов, имеющих отношение к гражданскому управлению; но в III главе, в которой говорится об основаниях главенства римского престола, собор объявляет, что всякий, отвергающий полноту папской власти не только в вопросах веры и нравственности, но и в тех, которые имеют отношение к дисциплине и церковному управлению, должен подлежать отлучению от Церкви 183 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009