Бурбонами, участвовали в преследовании ордена иезуитов, добиваясь от Папского престола его упразднения. После изгнания иезуитов из Испании (апр. 1767) деятельность ордена в Неаполитанском королевстве запретил кор. Фердинанд IV (сын испан. кор. Карла III). В Пармском герц-стве племянник кор. Карла III герц. Фердинанд I вступил в конфликт с Римским папой Климентом XIII (1758-1769), осудившим герцога за изгнание иезуитов. В качестве ответных мер франц. и испан. Бурбоны захватили анклавы, относившиеся к Папской области (Авиньон, Понтекорво и Беневенто), и отказались выплачивать вассальные подати Папскому престолу. Под давлением европейских монархов 21 июля 1773 г. Римский папа Климент XIV был вынужден упразднить орден иезуитов. Распространению антиклерикальных идей католич. Церковь в И. противопоставила продолжение политики Контрреформации, а также активную просветительскую и катехизаторскую деятельность монашеских орденов и конгрегаций, среди к-рых важную роль играли новообразованные конгрегации - пассионистов (создана в 1720 католич. св. Паоло делла Кроче) и редемптористов (создана в 1732 католич. св. Альфонсо Марией де Лигуори ). Значительное воздействие на жизнь итал. гос-в оказала Французская революция 1789-1799 гг., а также войны республиканской Франции и наполеоновской империи с антифранц. коалициями. Как и в др. странах Европы, они ускорили в И. разрушение феодальных структур и институтов, способствуя формированию «якобинского» и «умеренного» (патриотического) движений, воспринявших революционные идеи. Почти все итальянские гос-ва оказались задействованы в революционных войнах, особенно активно в антифранц. коалиции участвовали Сардинское и Неаполитанское королевства, чьи монархи (пьемонтский кор. Виктор Амадей III и неаполитанский кор. Фердинанд IV) состояли в родственных и семейных связях с франц. Бурбонами. Однако в 1792-1793 гг. франц. войска оккупировали Савойю и Ниццу, к-рые были присоединены к Французской республике, Неаполитанское королевство избежало завоевания благодаря поддержке Англии, разместившей флот на Сицилии.

http://pravenc.ru/text/2033697.html

Соч.: Лурдская Богоматерь. СПб., 1906; Дон Боско, отец сирот и нищих. СПб., 1908. Рим, 19512; Петр Оливен. Пг., 1917; Краткие размышления о Божественных Страстях Христовых. П., 1932. Пер.: Тондини де Куаренги О. Ц. Главенство ап. Петра на основании богосл. книг Греко-Российской Церкви. Рим, 1912; Лигуори А. Об осуществлении в жизни любви к Иисусу Христу. СПб., 1914; Квадрупани Д. К. И. Духовные наставления по учению св. Франциска Сальского и др. святых. Пг., 1914. Александр Михайлович (25.04.1866, С.-Петербург - 18.10.1934, Альбано-Лациале, близ Рима), кн., рус. военный деятель, дипломат, публицист, католич. пресвитер визант. обряда. Сын кн. М. С. Волконского и кнг. Е. Г. Волконской. В 1889 г., по окончании юридического фак-та С.-Петербургского ун-та, поступил вольноопределяющимся в Кавалергардский полк, в 1890 г. был произведен в офицеры. В 1897 г. входил в состав миссии в Китае, после чего им была составлена записка, в к-рой он указывал на неизбежность скорой войны с Японией и предлагал меры по улучшению стратегического положения России на Дальн. Востоке. В 1900-1901 гг. принимал участие в подавлении Ихэтуаньского (Боксерского) восстания в Китае. В 1902-1905 гг. служил в 7-м отделении Главного штаба, занимавшемся военной статистикой иностранных гос-в. В 1904-1907 гг. опубликовал ряд статей и брошюр с критикой действий военного ведомства в русско-япон. войне (1904-1905), отстаивал внепартийность армии, выступал за проведение военных реформ. С 1908 г. полковник. В 1908-1912 гг. являлся военным агентом (атташе) России в Италии. В 1912 г. вышел в отставку. Во время первой мировой войны служил начальником штаба 12-й бригады гос. ополчения. С 1915 г. вновь исполнял обязанности военного агента в Италии. Был награжден орденами Российской империи: св. Владимира 3-й и 4-й степени, св. Анны 2-й и 3-й (с мечами и бантом) степени, св. Станислава 2-й и 3-й степени, нек-рыми орденами иностранных гос-в. Весной 1917 г. присягнул Временному правительству. После Октябрьской революции 1917 г. остался в Риме, поддерживал связь с Белым движением, осуществлял контакты рус. монархической эмиграции с католич. кругами, был военным представителем ген. П. Н. Врангеля в Риме (1921), товарищем председателя Союза рус. офицеров в Италии (1922-1923). В 1920-1929 гг. написал ряд работ, в к-рых выступал против укр. национализма и сепаратизма. Совместно с С. М. Волконским издал сб. ст. «В защиту русского языка» (Берлин, 1928), где речь шла о сохранении рус. эмигрантами национальных корней.

http://pravenc.ru/text/155156.html

Еще в XVII столетии возник так называемый метод пробабилизма, согласно которому человек может совершать поступки, нравственно сомнительные, против которых возражает и его собственная совесть, и авторитетные моралисты, если в защиту допустимости такого поступка он может сослаться на мнение других моралистов, хотя бы даже менее авторитетных. Неприятие этого метода было осуждено папой Александром VII. Моральные правила такого рода создавались, конечно, не с сознательным намерением расшатывать моральные устои верующих, а якобы ради укрепления связи людей с Церковью, ради возможно более полного господства над их душами. Второй метод — направления намерения. Делая что-либо запрещенное заповедью Божией, нужно предлагать своей мысли как цель что-нибудь, что само по себе не греховно. Тогда все совершаемое теряет характер греховности. В качестве примера можно привести слова одного из авторитетнейших католических моралистов XVIII столетия — канонизированного святого Альфонса Лигуори: «Убийство обидчика воспрещается как отмщение, но, по правдоподобному учению, то же убийство и в тех же обстоятельствах совершенное разрешается как оборона чести обиженного». Другой пример: «Кто наслаждается преступной связью с замужней женщиной, но не как с замужней, но как с красавицей, следовательно, абстрагируясь от обстоятельств замужества, тот грешит не прелюбодеянием, а простым блудом». Подчеркиваю, святой Римско-католической Церкви, сам, безусловно, человек высокой жизни, считает тем не менее возможным предлагать как моральную норму вот такие конкретные примеры. Еще один пример: «Позволительным является сыну отвлеченным помыслом желать отцу своему смерти, конечно, не как зла для отца, но как добра для себя, ради отдельного значительного наследства». Это XIX в., немец Бузенбаум, автор сочинения по нравственному богословию. Доктрина эта не отвергнута и поныне. В современных Руководствах по католическому нравственному богословию приводятся примеры тех или иных ситуаций, казусов с рекомендациями, как следует поступать в соответствии с тем или иным правдоподобным учением.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Например, одни стали требовать, чтобы человек хотя однажды в жизни возлюбил Бога превыше всякой твари; другие говорили, что в каждые пять лет человек обязан делать это. Наконец, строгий Альфонс Лигуори требует этого еще чаще, „раз в месяц“, да кроме того „перед смертью “ 11 . Само собою понятно, все эти рассуждения о любви к Богу, все эти вопросы: „в какой мере, сколько раз в жизни и при каких обстоятельствах обязан человек любить Бога?“, с точки зрения того истинного сокрушения, какого требует от кающихся Церковь православная, показались бы дикою нелепостью, если даже не прямым кощунством. Это требование нашей Церкви и всего яснее высказано в следующих прекрасных словах св. Иоанна Златоуста : «когда согрешишь, плачь и стенай не о том, что бдешь наказан, ибо это ничего не значит; но о том, что ты оскорбил своего Владыку, который столько кроток, столько тебя любит, столько заботится о твоем спасении, что и Сына Своего предал за тебя. Вот о чем ты должен плакать и стенать, и плакать непрестанно. Ибо в сем состоит исповедание...“ 12 . Нужно отметить, что эти слова Златоуста служат комментарием к известному выражению апостола Павла: «печаль, яже по Бозе, покаяние нераскаянно во спасение соделовает; а сего мира печаль смерть соделовает“ (2Kop.7:10). Итак, только „печаль, яже по Бозе“, а отнюдь не рабская земная печаль, сильна соделать покаяние во спасение. Если же так, то каждый кающийся грешник, ищущий примирения с Богом, обязуется всегда и всеми мерами возгревать в себе погасающую любовь к Нему, зная, что без этой любви невозможно истинное покаяние, невозможно и прощение грехов. Потому-то св. Ефрем Сирин в слове о покаянии утверждает со всею решительностью: „если один обычай влечет тебя к Врачу (Богу), то не получишь здравия... Премилосердый требует любви от того, кто хочет прийти к Нему. И если приносит он любовь и слезы, туне приемлет дар“ 13 . И ни один еще св. отец нашей Церкви не опасался того, что, возводя таким образом грешного человека к высшей совершеннейшей любви, можно сделать самое таинство покаяния излишним.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shos...

Хотя учение де Молиноса в целом было осуждено папской буллой Иннокентия XI «Caelestis Pastor» 1687 г. ( Denzinger. Enchiridion symolorum. N 2201-2269), его высказывания о Е. не были подвергнуты специальной критике. Книга де Молиноса долгое время была популярна среди католиков, а через посредство ее анонимного пересказа на греч. языке, опубликованного в Венеции в 1777 г. под заглавием «Сборник некоего анонима, показывающий, что христианам полезно часто причащаться Св. Таин» (Εγχειρδιον νωνμου τινς ποδεικτικν περ το τι χρεωστοσιν ο χριστιανο συχντερον ν μεταλαμβνωσι τ Θεα Μυστρια - Legrand. Bibl. hell. XVIIIe. Vol. 2. P. 238. N 880; эту книгу не следует смешивать с опубликованным в 1772 г. и имеющим сходное заглавие сочинением Неофита Кавсокаливита), приобрела известность и среди православных. Текст греч. версии «Сборника» архиеп. Коринфский Макарий дополнил цитатами из Свящ. Писания и св. отцов, а прп. Никодим Святогорец отредактировал и издал под заглавием «Книга душеполезнейшая о частом причащении Пречистых Христовых Таин» (Βιβλον ψυχωφελστατον περ τς συνεχος μεταλψεως τν χρντων το Χριστο μυστηρων. Венеция, 1783 - Ibid. P. 398. N 1095; см.: Podskalsky. Griechische Theologie. S. 372-373). Впосл. эта книга выдержала ряд греч. переизданий, а в 2004 г. была издана и на рус. языке. Частое причащение практиковали иезуиты и кармелиты (в т. ч. такие известные подвижники, как П. Канизий, Франциск Сальский , Винсент де Поль и др.). Сторонниками частого причащения были последователи А. Лигуори († 1787). В ходе споров нач. XVIII в. во Франции о практике выставления Даров и поклонения им вне мессы также затрагивался вопрос частоты причащения; при этом наиболее ярые сторонники поклонения Дарам, напр. Ж. Вианней († 1859), как правило, выступали за редкое причащение. Тем не менее Рим долгое время отдавал предпочтение редкому причащению для мирян с требованием усердной подготовки к таинству и обязательной исповеди. Поворотным пунктом в изменении этой позиции стала энциклика папы Льва XIII «Mirae caritatis» (28 мая 1902), призывающая всех верных к частому причащению и разным формам поклонения Св.

http://pravenc.ru/text/351651.html

Буддеем и др.). Однако первые основания казуистики можно находить еще в творениях древних церковных писателей. Оба, например, трактата бл. Августина о непозволительности лжи («De mendacio» и «Contra mendacium ad Consentium») проникнуты казуистическим духом 742 . Но в самой тесной связи развитие казуистики стоит с историей таинства покаяния. Так называемые канонические послания Григория Чудотворца , Григория Нисского и Василия Великого дают указания относительно применения церковных установлений, требующих всенародного покаяния в грехах, к частным случаям. Западные пенитенциалы (libri paenitentiales – VIII в.) содержали в себе подробнейшие предписания для духовников относительно эпитимий, налагаемых за грехи, совершенные кающимся. Развитию казуистики много способствовала схоластика с ее решениями разного рода общих вопросов, а потому с ослаблением схоластического направления в богословии водворилось казуистическое (в XIII-XV веках). Со времени возникновения иезуитского ордена наиболее усердными сторонниками и ревностными защитниками казуистического учения явились иезуиты. С конца XVI века в казуистике особенно усиливается тот доселе находившейся только в зачаточном состоянии элемент, который составляет самую опасную ее сторону. Это известный пробабилизм, который с половины XVII столетия сделался господствующей доктриной (sententia communis) для иезуитского ордена. Приверженность иезуитов пробабилизму была одной из главных причин того, что орден иезуитов был уничтожен папской властью, вынужденной к тому бесчисленными жалобами на разлагающее влияние иезуитской морали. С восстановлением ордена иезуитов возродилась и его излюбленная пробабилистическая доктрина, новым защитником которой был теперь итальянский богослов – иезуит Альфонс Мариа де Лигуори (1696–1785 гг.). Казуистическая обработка христианской морали, внешняя вероятность (probabilitas extrinseca) в качестве мерила для оценки мнений, явно противоречащих духу христианства, – всё это находит себе широкое применение у этого главы иезуитского пробабилизма.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

Издательство Brepols выпускает на CD-ROM Bibliographia Mediaevalis, учитывающую статьи на разных языках (в том числе на русском) за последние 30 лет. To же издательство публикует справочный бюллетень Association internationale d’études patristiques: Bulletin d’information et de liaison (Turnhout; продолжающееся издание). Более полно, чем в справочнике Марузо, представлена литература по патристике в Bibliographia Patristica под редакцией Вильгельма Шнеемельхера 806 . Отметим, кроме того, «Библиографию библиографий по патристике», опубликованную американским историком Церкви Дж. Стъюардсоном 807 , а также «Библиографию слов и их значений» в патристической литературе, подготовленную известным патрологом иезуитом Германном Йозефом Зибеном 808 , профессором истории догматов и соборов в Высшей философско-богословской школе св. Георгия во Франкфурте-на-Майне. Имеются специализированные библиографические указатели, посвященные тем или иным церковным писателям (например, специальные библиографические указатели литературы о блж. Августине 809 , Амвросии Медиоланском 810 , Исидоре Севильском 811 , Афанасии Великом 812 , Бонавентуре 813 , Косме Этолийском 814 и т.д.). Некоторая информация касательно раннехристианского периода содержится в сборнике Elenchus Bibliographicus Biblicus (в 1920–1968 гг. публиковался в журнале затем стал выходить отдельным изданием), описывающем главным образом книги по библеистике. Глава 3. Изучение истории канонического права § 1. Толкования Начиная с XVII в. на Западе появляются работы по толкованию церковных правил, из которых следует выделить труды католических канонистов: августинца Христиана Вольфа (1612–1681) 815 , профессора теологии в Лувене и первого на Западе толкователя восточных канонов (будучи сторонником учения блж. Августина , он подозревался в янсенизме и получил в Лувенском университете докторскую степень только в результате ходатайства папы Александра VII, с которым был дружен со времени, когда тот был нунцием в Кёльне; после возобновления обвинений папа затребовал Вольфа в Рим, где тот занялся изучением церковной истории; возвращение Вольфа в Лувен состоялось в 1660 г. в качестве генерала бельгийской августинской провинции); ораторианца Жана Кабассю (1604–1685) 816 , коего известный догматист, специалист по аскетике и нравственному богословию св. Альфонс Лигуори называл классиком; англиканского викаюия Илинга (позже – епископа Сент-Асафского) Уильяма Бевериджа (1638–1705) 817 , «Синодикон» которого (содержащий также собственные комментарии автора) пользовался популярностью не только на Западе, но и на Востоке: иерусалимский патриарх Досифей (1669–1707) переслал его патриарху Московскому Адриану (1690–1700) как пособие для исправления «Кормчей книги».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Таким образом напрасны были все труды, представленья, просьбы; ни на что не было дано согласия, – и однако же имели пред глазами образец так часто в других случаях припоминаемого флорентийского собора, где замечание греков, что им предлагают испорченные тексты отцов, привело к исследованиям и рассуждениям, продолжавшимся целые месяцы и производившимся с величайшею тщательностью. Вашему превосходительству без сомнения известно, что от истинного вселенского собора, если он должен был издать догматические определения, искони требовалось, как условие их значения, самое точное и зрелое исследование преданья. Как в этом отношении и поведении тридентинского собора не согласно с тем, что совершилось в Риме в 1870 году? Конечно, сочинение архиепископа Кардони, уже принятое в приготовительных комиссиях и теперь долженствовавшее служить собравшимся епископам в качестве доказательств (нового учения), не выдержало бы испытания в течение и одного часу. . Во всей истории церкви, из всех, под именем вселенских созванных соборов, мне известен только один, в котором, как и в ватиканском, имеющие власть не дозволяли никакого основательного исследования предания; это есть (второй) эфесский собор 449 года: там, на так называемом разбойничьем соборе, это делалось с употреблением насилия и с буйною тиранией; на ватиканском соборе до упорядоченного и подробного исследования не допустили: навязанный собранию порядок делопроизводства, папская комиссия и воля большинства. Такое исследование, конечно, вывело бы на свет затруднительные и неприятные вещи, но оно предохранило бы церковь от смуты, которая и вам представляется достойною сожаления. Если вы, не смотря на то, утверждаете, что ватиканское собрание было вполне свободно, то слово: свободно – вы принимаете, конечно, не в том смысле, какой с ним соединяют в среде богословов. Собор свободен, по учению богословия, только тогда, когда на нем имело место свободное исследование и разбирательство всех недоумений и затруднений, когда допускались возражения и были исследуемы по правилам, которых требует изыскание предания. Что к этому не было положено даже самого скромного начала, что огромному большинству епископов из римских стран в самом деле не доставало желания или уменья надлежащим образом отличать истину от лжи и правду от фальши, это доказывают явившиеся в Италии и раздававшиеся в Риме сочинения, напр. доминиканца и епископа мондовского Хилярди; это доказываешь далее тот факт, что сотни этих епископов могли, не краснея, ссылаться на неприкосновенный якобы авторитет Альфонса Лигуори.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Yanyshev...

По определению Тридентского собора, от кающегося необходимо требуются: contritio, confessio и satisfactio 6 , как существенные условия для полноты и совершенства (ad таинства. Тех же самых нравственных качеств и расположений требует от кающихся и Церковь православная, хотя, как увидим далее, не в одинаковом с католиками смысле. Само собою разумеется, в этом требовании, если принимать его во всей широте и правде, заключается самое действительное радикальное средство против нравственной порчи человека. Но в тоже время в нем не мало и обременительного и неприятного для грешника. В виду этого-то иезуиты и поставили себе задачею: смягчить как можно более столь суровое требование, отнять у покаяния – этого необходимого для всех целебного средства – всю его горечь и остроту. Задача не легкая; но для «вящей славы Божией» были употреблены все усилия и результаты оказались блестящие. Начнем с первого условия, потребного для таинства, – с contritio, т. е. сокрушения о грехах. Сам же Тридентский собор определяет это понятие так: „contritio est animi dolor ac detestatio de peccato commisso cum proposito non peccandi de caetero 7 “. И так, сокрушение, потребное при исповеди, заключает в себе тройственный акт: скорбь, и сожаление души о соделанных грехах (dolor animi). отвращение от них (detestatio) и твердое намерение впредь не грешить (propositum non peccandi). Что же сделали с этим понятием иезуиты? – Они как нельзя лучше доказали, что собственно „contritio“ даже и не требуется при таинстве покаяния, что вполне достаточно простого „attritio. Это, с трудом уловимое и со всем неподдающееся переводу утонченное различение „contritio“ и „attritio“ (если первое переводить словом „сокрушение“, то второе буквально должно было бы перевести – „прикрушение“) играет весьма видную роль в практике иезуитской исповеди. Следует поэтому рассмотреть его поближе. Термином „contritio“ обозначается сокрушение „совершенное“ (perfecta), которое рождается из любви к Богу, превышающей все земное, и состоит в том, что человек скорбит о своем грехе именно потому, что им нанесено оскорбление святости и благости Создателя. Такое совершенное сокрушение, по словам Альфонса Лигуори, разрешает грехи даже вне исповеди (remittit peccata etiam extra confes sionem 8 . Что же касается до „attritio“, то им обозначается сокрушение „несовершенное“ (imperfecta), которое рождается из страха пред геенною, или даже из страха пред земными естественными наказаниями, из опасения например утратить славу и т.п. Такого-то несовершенного сокрушения и вполне достаточно для совершенства католического покаяния.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shos...

529 «...Дух присутствует в каждом, кто Его принимает, как если бы Он сообщался ему одному, и, однако, Он изливает на всех полноту благодати» ( Василий Великий , свт. De Spiritu Sancto, 9 [О Святом Духе, 9]//PG 32, 108–109). 530 Изд. по: Арсеньев Н. Православие. Католичество. Протестантизм. Париж, 1948. С. 91–100. – Изд. 533 Busenbaum H. Medulla Theologiae moralis... Coloniae, 1634. Liber III. Tractatus IV, caput I. Dubitatio III. Responsum, § 7 [Буэенбаум Г. Основы нравственного богословия... Кельн, 1634. Книга III. Рассуждение IV, глава I. Сомнение III, ответ, § 7]. 534 Institutiones morales Alphonsianae seu doctoris ecclesiae S. Alphonsi Mariae de Ligorio Doctrina Moralis ad usum scholarum, accomodata cura P. Clementis Marci Editio XV. Romae, 1917 [Альфонсовы основы нравственности, или Нравственное учение учителя церкви св. Альфонса-Марии де Лигуори, приноровленное для употребления в школах попечением П. Климента. Издание XV. Рим, 1917]. 535 Ср. особенно следующий пример: «Adultera a marito interrogata potest aequivoce asserere, se non fregisse matrimonium, quod vere persistit. Et si adulterium sacramentaliter confessa sit, potest respondere: “Innocens sum ab hoc crimine”, quia per confessionem jam est ablatum» [«Нарушительница супружеской верности, будучи привлечена мужем к ответу, может в двояком смысле заявить, что не разоряла брака, ибо справедливо на том стоит. И если в Таинстве Покаяния прелюбодеяние свое исповедала, может отвечать: “Неповинна я в этом преступлении», поскольку оно уже упразднено покаянием»]. 536 Изд. по: Огицкий Д., Козлов М., свящ. Православие и западное христианство. М., 1999. С. 81–91. – Изд. 538 Изд. по: Макарий [Булгаков], архиеп. Винницкий. Православно-догматическое богословие. Т. 2. [Коломна, 1993]. (Репр. воспр. изд.: СПб., 1857). § 228. С. 348–355. – Изд. 539 Perrone. Praelectiones Theologicae. Vol. VII: Tractatus de indulgentiis [Перроне. Курс богословия. Т. VII: Трактат об индульгенциях]. 540 Известно из правил соборных, что пред смертию епитимии снимались с кающихся, и они принимались в общение церковное, а отлученные от Таинства Евхаристии удостаивались Святого Причащения, хотя бы время их покаяния еще не окончилось ([Правила] Анкирского собора, 6, 22; Неокесарийского собора, 2; I Никейского собора, 13; Карфагенского собора, 7; Василия Великого , 73; Григория Нисского , 2).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hre...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009