Главными центрами и метрополиями британской церкви в IV и V веке были города: Верулам или Верламчестер или Ветлингачестер, где потом построена была и церковь в честь мученика Альбана и города легионов на реке Уске, где пострадали Юлий, Аарон и весьма многие другие мученики. На соборе Арелатском, бывшем в 314 году против донатистов, между присутствовавшими там епископами были и британские; в числе трех, именно: Эборий, епископ Эборакский или Йоркский, Реститут, епископ Лондонский, и Адельф из колонии Лондонской, то есть, из Колчестера. Кроме трех епископов, подписались под актами собора один священник и диакон, по имени Арминий, также из Британии. Факты эти важны в том отношении, что представляют нам картину значительного развития британской церкви в IV веке, а именно, что она имела правильно устроенную иерархию, состоявшую из трех степеней, могла представить на собор из среды своей трех епископов из трех городов, а по некоторым 26 – из трех провинций, и находилась в сношениях с другими церквами в мире. Притом, нельзя думать, чтобы число епископов ограничивалось в это время только посланными на собор, потому что известно, что на соборы отправлялись не все епископы каждой провинции, а только один или два, если в провинции их находилось несколько. Труды Арелатского собора не ограничивались только осуждением ереси Доната, но также определяли правила, касающиеся устройства и дисциплины западных церквей, и имели обязательную силу для всех западных христианских обществ. Следовательно, британские епископы были на соборе участниками при решении вопросов, касавшихся всей западной церкви, и с другой стороны, представителями всей британской церкви перед западом. На Сардикийском соборе (347 г.) , по свидетельству св. Афанасия (Apol. 11, contra Arian.), также были британские епископы. Хотя в подписях под актами этого собора не встречается их имен, но Афанасий, очевидно, разумел в числе галльских епископов и британских, потому что в это время было обыкновенным делом понимать под Галлами и Бриттов. Так, Сульпиций Север (Hist, sacr. 11, 41), говоря о приглашении епископов на собор Ариминенский (в 359 г. в Италии), упоминает только об епископах Иллирика, Италии, Африки, Испании, Галлии, и вслед затем прибавляет, что и епископы британские явились на собор 27 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Как и обычно, – писал Евгений в мае 1966 года, – владыка Иоанн дарит всем вдохновение. У него всегда найдется точный, верный совет». 439 За те годы, что прошли с момента их знакомства, Евгений духовно становился все ближе владыке: между ними возникло молчаливое взаимопонимание. Это чувствовали и некоторые из прихожан собора. Одна из духовных дочерей владыки, русская женщина Валентина Харви, приехавшая из Шанхая, вспоминает: «В ноябре 1965 года в Сан-Франциско владыка крестил моего мужа Ричарда (он американец) с именем Ростислав. При этом присутствовал Евгений. Мой муж не понимает по-русски, и Евгению пришлось переводить для него, объяснять, что будет происходить во время службы. Тогда я видела Евгения впервые. Сразу было заметно, что владыка очень любит его. Он смотрел на Евгения с нежной любовью – совершенно особенной, будто говоря: “Это мой сын”. Этот его взгляд я помню еще по Шанхаю, где прошло мое детство. Так он смотрел на детей в своем приюте, считая каждого собственным чадом. Потом я слышала от других прихожан собора, что владыка на самом деле относился к Евгению с неподдельной любовью». Со своей стороны, Евгений всю жизнь – и после кончины владыки – оставался его верным, преданным сыном. 42. Успение святого Скажите людям: хоть я и умер, но я жив. Архиепископ Иоанн в посмертном явлении Марии Шахматовой 440 Архиепископ Иоанн пришел к братии 28 июня 1966 года с чудотворной иконой Курской Божией Матери, перед которой молился и получил исцеление преподобный Серафим Саровский . Благословив лавку и «типографию» иконой, владыка заговорил о святых разных стран. Евгений отметил в летописи: «Он пообещал дать нам список румынских канонизированных святых и учеников преподобного Паисия (Величковского) . Также заметил, что еще во Франции он поименно записал западных святых (до раскола христианской Церкви) и подал список в Святейший Синод». 441 Владыка подробно рассказал братии о святом Альбане, британском первомученике (мученически скончался в 305 году). Достал из маленькой папки краткое его житие и открытку готического собора в городке Сент-Альбани близ Лондона, построенного на месте мученической кончины святого, где тот погребен. Владыка пристально посмотрел Глебу в глаза: понял ли тот, зачем все это рассказывалось? Подобно большинству святых Западной Европы, святого Альбана нет в православном календаре. Пока архиепископ Иоанн не удосужился отыскать и поименно записать их, восточноевропейские христиане и не помышляли вернуть память о забытых праведниках и молиться им.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/o...

Но скоро после возобновления гонения это заявление знаменательно было опровергнуто появлением голода и язвы, которые страшно опустошали его владения. И в это время испытания, как и раньше при подобных случаях, сила христианской веры и любви проявилась изумительно. Верующие, одинаково страдая от общего бедствия, отличались от народной массы своим поведением во время его, именно, рискуя своей жизнью в служении больным, в погребении умерших, которые оставляемы были без всякой помощи их собственными ближайшими родственниками 592 . О разнообразных пытках, употреблявшихся во время этого гонения, нет надобности говорить здесь подробно. В общем христиане выносили эти страдания с благородной непоколебимостью и терпением, хотя рядом со слабостью предателей были и такие, которые отрекались от веры, равно и такие, которые навлекали на себя смерть буйным и фанатическим поведением. Язычники, бывшие свидетелями их страданий, наконец, возмутились таким кровопролитием и жестокостью; сами гонители утомились от избиения и прибегали к другим наказаниям, как искалечение членов, выкалывание глаз, принуждение епископов и других знатных лиц к унизительным работам и ссылка большого числа людей всякого класса в каторжные работы в рудниках 593 . Гонение в общем продолжалось десять лет, хотя после первых двух лет оно лишь мало чувствовалось на западе. Гиббон, с очевидным желанием показать возможно меньшим число лиц, преданных смерти, определяет их в две тысячи 594 ; о телесных мучениях, почти приводивших к смерти, и о безграничных бедствиях всякого рода, которым должны были подвергаться члены страждущей общины в течение этого долгого периода всяких ужасов, этот историк не соблаговолил сделать даже ни малейшего замечания. Среди мучеников, самыми знаменитыми по своему положению или характеру, были Петр, епископ александрийский 595 ; Лукиан, пресвитер антиохийский, который в ранней своей жизни находился в связи с Павлом Самосатским, но впоследствии возвратился в лоно православной церкви и выдавался своими трудами по св. Писанию 596 ; Памфилий, основатель библиотеки кесарийской, знаменитый своей ревностью об умножении и исправлении списков священного текста, своими сочинениями в защиту Оригена и своей близкой дружбой с историком Евсевием 597 , и Мефодий, епископ тирский, противник Памфила в оригенистическом споре 598 . Кроме них, имена которых записаны в подлинной истории, к этому же периоду относятся многие мученики, пользующиеся общей или местной известностью, как св. Севастиан и св. Агнесса, которые пострадали в Риме и упоминаются в церквях и катакомбах вне стен города; св. Януарий Неапольский; свв. Косьма и Дамиан, два арабских брата, пострадавшие в Киликии и считающиеся покровителями медицинского искусства; св. Винцентий Сарагосский, св. Дионисий Парижский и др., К раннему периоду царствования Диоклетиана до указа от 303 года относится история британского первомученика св. Альбана 599 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о епархиях и приходах за рубежом. ПОСТАНОВИЛИ: Аргентинская и Южноамериканская епархия Священника Игоря Терентьева, клирика Белгородской епархии, направить в клир Аргентинской и Южноамериканской епархии для пастырского окормления прихода св. блж. Матроны Московской в городе Лима, Перу. Брюссельско-Бельгийская епархия 1. Протоиерея Антония Ильина освободить от должности клирика Брюссельско-Бельгийской епархии и обязанностей Представителя Русской Православной Церкви при европейских международных организациях, согласно прошению, и направить в распоряжение Патриарха Московского и всея Руси. 2. Протоиерея Димитрия Сизоненко, секретаря Отдела внешних церковных связей по межхристианским отношениям, направить в клир Брюссельско-Бельгийской епархии в распоряжение Преосвященного архиепископа Брюссельского и Бельгийского Симона и назначить исполняющим обязанности Представителя Русской Православной Церкви при европейских международных организациях. Корсунская епархия 1. Включить в состав Корсунской епархии новообразованный приход во имя честь святого Иоанна Предтечи в городе Лиссабоне, Португалия. 2. Протоиерея Андрея Чобану, клирика Тираспольской и Дубоссарской епархии, направить в распоряжение Преосвященного епископа Корсунского Нестора для пастырского окормления новообразованного прихода святого Иоанна Предтечи в городе Лиссабоне, Португалия. Сурожская епархия 1. Включить в состав Сурожской епархии новообразованный приход во имя святого мученика Альбана Британского в городе Лютон, Великобритания. 2. Протоиерея Александра Горбунова освободить от должности клирика Сурожской епархии, согласно прошению, и направить в распоряжение Патриарха Московского и всея Руси. Представительство Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Великой Антиохии и всего Востока и Подворье Русской Православной Церкви в Ливане 1. Иеромонаха Ефрема (Пашкова) освободить от должности исполняющего обязанности Представителя Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Великой Антиохии и всего Востока и направить в распоряжение митрополита Иркутского и Ангарского Вадима.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3478894...

Тем временем Диоклетиан на востоке и Максимиан Геркулий на западе разоряли церкви и преследовали и убивали христиан в десятый раз после Нерона. Это гонение было более длительным и свирепым, чем все предыдущие, ибо продолжалось без перерывов десять лет, сопровождаясь сожжением церквей, гонениями невинных и казнями мучеников. Также и Британия стяжала тогда великую славу своими исповедниками Божьими. VII. Страсти святого Альбана и его соратников, которые пролили в то время кровь за Господа. Во время этого гонения пострадал святой Альбан . Фортунат в своей «Похвале девам», где он перечисляет блаженных мучеников, пришедших к Господу со всего света, говорит о нем: «славный Альбан, плодородной Британии житель» . Когда безбожные правители издали жестокие эдикты против христиан, Альбан, который тогда еще был язычником, дал приют некоему клирику , бежавшему от преследований. Когда он увидел, что этот клирик дни и ночи проводит в постоянных молитвах и бдениях, благодать Божия сошла на него, и он стал подражать своему гостю в вере и благочестии. Узнав вскоре истину о спасении, Альбан отверг мрак идолопоклонства и сделался искренним христианином. Когда упомянутый клирик уже прожил у него несколько дней, до нечестивого правителя той области дошли слухи, что в доме Альбана скрывается еще не преданный казни исповедник Христа, и он тут же велел своим воинам разыскать его. Когда они пришли к дому мученика, святой Альбан сам вышел к воинам вместо своего гостя, накинув на себя его одеяние, то есть плащ . В этом плаще его, крепко связав, повлекли на суд. Случилось так, что в тот час, когда привели Альбана, судья как раз возносил жертвы демонам . Увидев Альбана, он впал в ярость оттого, что его единоверец посмел предать себя воинам и подвергнуться великой опасности ради укрываемого им гостя. Он велел подвести Альбана к изображениям демонов, перед которыми стоял, и сказал ему: «Ты предпочел укрыть у себя мятежника вместо того, чтобы выдать его воинам, дабы он понес заслуженное наказание за хулу, возводимую им на богов; за это ты сам подвергнешься каре, которой он избежал, если отвергнешь обычаи нашей религии».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Секретарь посольства предложил просителю 2) обратиться с просьбой об Антиминсе и о проч. к архиепископу Венеции Венедикту Кралевичу, который присоединил Сент-Альбана к Восточной Православной Церкви. Последний отвечал: больше трудностей и меньше пользы — находиться под духовным управлением архиепископа Венеции, или какого-нибудь Восточного Патриарха. Русская Церковь находится в цветущем состоянии, а другая Православные местные Церкви ищут в Ней помощи и защиты, и одна Русская Церковь имеет в Париже свою капеллу и священников, что совершенно необходимо для руководства и примера устраняющейся Православной Церкви в Париже. Секретарь посольства продолжал: 3) наше духовное правительство не имеет обыкновения вмешиваться в дела чужих стран. Сент-Альбан отвечал: мое дело законное и не тайное; я имею на устроение моей церкви позволение префекта полиции, министра внутренних и министра иностранных дел, которые изъявили свое согласие с особенным удовольствием, желая выиграть расположение французов за свою веротерпимость. Вот ответ Сент-Альбана, который в заключение просил наше посольство не оставить его своей рекомендацией и объявил, что он посылает вторую просьбу к Г. Обер-Прокурору. Сколько мне известно положение дел нового Православного общества, оно состоит более, нежели из 50 членов — все благородных фамилий, 3, кажется, графов, 2 баронов, которые имеют силу в Палате Депутатов; кроме Французов, к Православному Парижскому обществу принадлежит один поляк, — полковник Какушки, и недавно приобретенное семейство евреев. Сент-Альбан принес с собой в нашу Церковь ревность римской пропаганды, которая с помощью Божией увенчается успехом; теперь готовы к нему присоединиться два римско-католических священника: один церкви Св. Магдалины Gietry, другой церкви Вознесения René, и еще один пастор лютеранский. Проповедник замечает у французов расположение к Православию и надеется приобрести множество членов; существующие собираются каждое Воскресенье в капеллу (Rue Montaigne 32), где слушают от Сент-Альбана изложение Православного вероучения.

http://azbyka.ru/fiction/parizhskie-pism...

Почему и можно советовать ему искать духовной зависимости от восточных архиереев, например, в Турции, Греции или Австрии. О посылочке, которую о. Тарасий привезет к вам, он же и даст вам надлежащее объяснение. С совершенным почтением имею честь быть Вашего Высокопреподобия и пр. К.Сербинович, С.-Петербург, 26 августа 1846 г.» Высочайше одобренный ответ гр. Пратасова не удовлетворил Альбана, почему он высказал крайнее сожаление посланнику нашему в Париже гр. Киселеву, объявлявшему этот ответ, присовокупив, что французское правительство уже дозволило ему открыть каплицу. Сообщая о сем в Петербург, гр. Киселев, кроме того, писал, что, по собранным сведениям, St Albain, по-видимому, человек благонадежный, а в числе последователей его оказались: три римско-католических священника, лютеранский пастор и один еврей. Вслед за этим сообщением и St Albain вновь писал гр. Пратасову, что для блага православной церкви во Франции ему необходимо зависеть от Российской Церкви, т. к. другие Восточные Церкви не имеют своихъ священников в Париже. В свою очередь, и прот. И.Васильев тогда же писал Сербиновичу как о St Albain’e, так и о вновь вышедших сочинениях религиозного характера и по русской истории, следующее: «Вероятно вместе с этим моим письмом придет к Его Сву новая просьба Сент-Альбана принять зарождающуюся в Париже Православную Церковь под духовное управление нашей Православной Церкви. На днях наше посольство имело с Парижским ревнителем православия некоторые объяснения: оно 1) указало ему на Тирьона, который, как присоединившийся к православию священник, может совершать богослужение и таинства. Сент-Альбан отвечал, что Тирьона нет в Париже, и он не помог бы делу, если бы и был здесь, потому что он не имеет никакого письменного свидетельства о своем присоединении, не пользуется расположением нового общества, а главное не имеет необходимых вещей для богослужения, например, Св. Антиминса, зачем он опять должен обратиться к Русской Православной Церкви, которая приняла его в свое общение.

http://azbyka.ru/fiction/parizhskie-pism...

Из сообщения Гильды прямо не следует, что мученики пострадали в «Городе легионов», однако в средневек. традиции засвидетельствовано почитание И. и А. в Карлионе. В т. н. Книге из Лландафа, составленной по указанию еп. Урбана (1107-1134), сохранился текст грамоты 2-й пол. IX в. о дарении Лландафской кафедре местности, названной в честь И. и А. (territorium sanctorum martyrum Iulii et Aaroi). На существование там церкви или капеллы в честь И. и А. указывает название «Merthir Iún et Aaron» (валлийское merthyr (мученик) происходит от лат. martyrium). По мнению исследователей, эта местность находилась в окрестностях Карлиона, возможно, на месте Сент-Джулианс (р-н г. Ньюпорт) (The Text of the Book of Llan Dâv/Ed. J. G. Evans, J. Rhys. Oxf., 1893. P. 225-226, 377). В 1113 г. в Карлионе существовала ц. святых И. и А., к-рую виконт Роберт де Шандос подарил основанному им приорату Голдклифф. Гальфрид Монмутский († ок. 1155) в соч. «История бриттов» отождествил «Город легионов» с Карлионом и привел вымышленные сведения о том, что в древности там находилась кафедра архиепископа Британии. Вслед за Гальфридом Гиральд Камбрийский в соч. «Путешествие по Уэльсу» (Itinerarium Cambriae) (1191) утверждал, что в древности в Карлионе были 3 церкви - св. Иулия в составе жен. мон-ря, св. Аарона с капитулом каноников и 3-я, якобы служившая кафедральным собором ( Giraldi Cambrensis Opera/Ed. J. F. Dimock. L., 1868. Vol. 6. P. 55-56). Вероятно, в XII в. в церкви, посвященной И. и А. в Карлионе была помещена реликвия св. Альбана, после чего храм стал именоваться в честь этого святого. Под влиянием сведений, вымышленных Гальфридом, местами почитания И. и А. стали 2 находившиеся поблизости капеллы ( Knight. 2003. P. 120). Авторы кон. XVI в. сообщали, что на окраине сел. Карлион ранее были 2 капеллы, посвященные И. и А. и расположенные другот друга на расстоянии 2 миль (см.: Baring-Gould, Fisher. 1907. P. 102). В наст. время память святых Альбана, И. и А., согласно литургическому календарю католич. Церкви в Уэльсе, совершается 20 июня. В г. Ньюпорт действуют католич. церковь св. Иулия и англикан. церковь святых Иулия и Аарона (в р-не Сент-Джулианс), в сел. Карлион - католич. церковь святых Иулия и Аарона.

http://pravenc.ru/text/1237869.html

Не думаю, чтобы это поправило состояние нуждающегося: он не нравится русским за свою внешность, манеры и настойчивость во мнениях. Это кажется, не скрылось от него самого, так что он хочет искать помощи повернее в С.-Петербурге, где он намерен провести остальную свою жизнь в качестве переводчика; а на первый раз обеспечить себя продажей 800 оставшихся экземпляров перевода литургии (без первого заглавного листка). Исполнение такого плана г. Тирьон отлагает на один год своего пребывания во Франции, где удерживают его обстоятельства его родных. Свидание с г. Тирьоном доставило мне большую радость: но на земле нет радости без печали. Между Тирьоном и Ст Альбаном ужаснейшая вражда: причина ее лежит в соперничестве и различии мнений. Первый из них хотел бы основать церковь католическо-восточную под внешностью западной церкви, т. е. дать ей богослужение и управление римские: последний действует решительнее — хочет дать своей церкви вид совершенно Восточный (богослужение на французском языке по книгам Восточной церкви, управление по Кормчей книге). Первый основывает свой метод на благоразумной постепенности; второй на замечаемом во многих своих соотечественниках отвращении от Латинского богослуженья и управления. Очень жаль! В совокупности дело пошло бы успешнее, а от вражды оно может расстроиться. Обходя знакомых русских, в том числе и меня, упомянутые лица стараются очернить друг друга: не знаешь, кому верить, и не веришь обоим! Г. Тирьон простирает свое несогласие далее: он хочет обратиться к архиепископу Парижскому и префекту полиции с просьбой остановить действия Ст Альбана. Время покажет, что породит это несогласие! Между тем прозелиты Ст Альбана (число их увеличилось приобретением почетного викария парижского клира, проповедника церкви Сен Рок — Feraud Robernier, который думает просить присоединения у Восточных Епископов) требуют богослуженья, так как одна проповедь не довольно питает их душу. Случай, или вернее Промысл оказывает здесь свое содействие. Ст Альбан нашел в лавке древностей Св. Антиминс, похищенный вероятно в 1812 году французами из церкви Благовещения в Москве. На нем он намерен начать богослужение в первых числах нашего ноября; а Св. Синоду Русскому адресовать прошение не беспокоиться присылкой Антиминса, так как найденный совершенно удовлетворяет его требованию.

http://azbyka.ru/fiction/parizhskie-pism...

Распространению почитания О. в континентальной Европе способствовали англосаксонские священнослужители, приезжавшие туда в каролингскую и оттоновскую эпохи: Виллиброрд, Алкуин, Григорий, аббат мон-ря Айнзидельн (964-996), и др. Важная роль в распространении культа О. принадлежала и представительницам англ. королевского рода, выходившим замуж за европ. правителей: Эльфтрите († 929), дочери кор. Альфреда Великого и жене графа Фландрии Балдуина II Лысого († 918); Эдите († 946), дочери кор. Эдуарда Старшего (899-924) и жене имп. Оттона I ; Матильде († 1189), дочери кор. Генриха II (1154-1189) и жене герцога Баварии и Саксонии Генриха Льва († 1195). Благодаря англосакс. миссионерам в XI в. почитание О. началось в Скандинавии: его имя присутствует в большом числе литургических источников вплоть до эпохи Реформации ( Blair. 2002. P. 550). Однако культ О. не получил столь широкого распространения, как почитание нек-рых др. брит. святых (напр., Альбана и Ботульфа). Посвященные О. церкви и алтари известны в Европе с XII в., наибольшая их концентрация отмечена в Вюртемберге, Баварии, Швейцарии и на австр. землях ( Folz. 1980. P. 66-70). Новый импульс почитание О. как воителя за веру получило в кон. XI в., в эпоху крестовых походов . Одновременно в посвященных О. текстах начали встречаться мотивы фольклорного (дохристианского) происхождения. Реджинальд Колдингемский рассказал, что, когда Освиу приехал на Мазерфельт, чтобы забрать выставленные на шестах голову и руки О., большая птица (возможно, ворон) схватила нетленную правую руку, отнесла ее на стоявший рядом старый ясень, а потом уронила на землю и в этом месте забил целебный источник. Ясень благодаря прикосновению реликвии снова зазеленел и даже стал приносить исцеление людям, сидевшим в его тени. Этот рассказ содержит явные параллели с языческим мифом об Одине (Водане), к-рый висел на ясене Иггдрасиль (у корня к-рого находился источник мудрости), чтобы обрести знание рун. Ворон играл важную роль в культе Одина и был одним из его атрибутов.

http://pravenc.ru/text/2581595.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010