Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАТВЕЙ ПАРИЖСКИЙ Матвей Парижский. Фрагмент миниатюры из «Истории англов». 1250–1259 г. (Lond. Brit. Lib. Royal 14. C VII. Fol. 6r) Матвей Парижский. Фрагмент миниатюры из «Истории англов». 1250–1259 г. (Lond. Brit. Lib. Royal 14. C VII. Fol. 6r) [Мэтью Пэрис; лат. Mattheus Parisiensis; англ. Matthew Paris] († май или июнь 1259, Сент-Олбанс, графство Хартфордшир, Англия), англ. монах-бенедиктинец, историк, агиограф. Биографические сведения о М. П. немногочисленны и основаны гл. обр. на его собственных сочинениях, а также на документах из мон-ря Сент-Олбанс и неск. сообщениях англ. хронистов. На основании прозвища Парижский (Parisiensis или, иногда, de Parisius) высказывались предположения о его франц. происхождении или об учебе в Парижском ун-те. Однако такое прозвище было достаточно широко распространено в Англии XIII в. и часто выступало как патроним. Из сочинений М. П. известно, что он воспринимал себя англичанином и скорее всего не получил университетского образования, хотя внимательно следил за деятельностью как Парижского, так и Оксфордского ун-та. По его словам, 21 янв. 1217 г. он вступил в бенедиктинский мон-рь Сент-Олбанс (основан ок. 793 королем Мерсии Оффой на предполагаемом месте погребения мч. Альбана Британского ). Вероятно, сначала он был новицием и через 1-2 года принял монашеский постриг. По-видимому, уже в молодости М. П. был определен на работу в монастырский скрипторий, впосл. стал главным помощником мон. Роджера Уэндоверского, автора обширной исторической компиляции «Цветы историй» (Flores historiarum; изд.: Rogeri de Wendoveri Chronica, sive Flores historiarum/Ed. H. O. Coxe. L., 1841-1844. 5 vol.). После смерти Роджера (6 мая 1236) М. П. сменил его в качестве монастырского хрониста, хотя, по-видимому, не занимал никаких адм. должностей в аббатстве. В составе монастырских делегаций он, возможно, присутствовал при перенесении мощей католич. св. Фомы Бекета в новую раку в Кентербери (7 июля 1220) и на бракосочетании кор.

http://pravenc.ru/text/Матвей ...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИУЛИЙ И ААРОН [Юлий и Аарон; лат. Iulius, Aaron] (III-IV вв.), мученики (пам. зап. 20 июня), пострадавшие в Британии. Самое раннее упоминание об И. и А. содержится в сочинении Гильды «О погибели Британии» (VI в.; Gildas. De excidio Britanniae. 10). Гильда привел сведения о мучениках, пострадавших в Британии во время гонения на христиан, к-рое началось в 303 г. по указанию имп. Диоклетиана и его соправителей: «Господь... зажег нам светлейшие светильники святых мучеников... святого Альбана Вероламского, Аарона и Юлия, граждан Города легионов, и прочих обоих полов в разных местах» ( Гильда Премудрый. 2003. С. 249-250). Гильда также упомянул о том, что в его время Веруламий (ныне Сент-Олбанс) вместе с гробницей св. Альбана Британского и место погребения И. и А. были «отняты у граждан зловещим рубежом варваров», т. е. англов и саксов, и оставались недоступными для бриттов. О мучениках, пострадавших в Британии, упоминал также Беда Достопочтенный († 735) в «Большой хронике» и в «Церковной истории народа англов», однако имена И. и А. были известны ему только благодаря сочинению Гильды (сведения о св. Альбане Беда заимствовал также из Мученичества (BHL, N 206-211)). Упоминания об И. и А. содержатся в перечне святых среди ирл. глосс IX в. в рукописи «Грамматики» Присциана (St. Gallen. Stiftsbibl. 904) и в валлийских генеалогиях 2-й пол. X в. (Lond. Brit. Lib. Harl. 3859. Fol. 193r - 194v), однако дополнительных сведений о мучениках в этих источниках нет ( Sharpe. 2002. P. 119). В IX в. память И. и А. под 22 июня (дата памяти св. Альбана) была внесена в «исторические» Мартирологи Флора Лионского ( Quentin. 1908. P. 322) и Адона Вьеннского (PL. 123. Col. 290). Однако Петр Наталис в «Перечне святых» указал память И. и А. под 1 июля ( Petr. Natal. CatSS. VI 35), вероятно потому, что в этот день совершалось поминовение ветхозаветного первосвященника Аарона. Под этой же датой память И. и А. была внесена кард. Цезарем Баронием в Римский Мартиролог.

http://pravenc.ru/text/1237869.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НЕККАМ [Лат. и англ. Nequam; также Necham, Nekham, Neckam; рус. также Некам] Александр (08.09.1157, Сент-Олбанс, графство Хартфордшир, Англия - 31.03.1217, Кемпси, графство Вустершир, там же), англ. регулярный каноник-августинец; богослов, философ, поэт; ведущий представитель европ. христ. гуманизма XII-XIII вв. Жизнь и деятельность Дата и место рождения Н. устанавливаются на основе свидетельства в хронике XIV в., составитель к-рой утверждает, что Н. род. «в одну ночь» (eadem nocte) с англ. кор. Ричардом I Львиное Сердце (1189-1199) и что мать Н. была кормилицей буд. короля. Сохранились сведения о том, что кор. Ричард впосл. назначил своей кормилице и няне Годиерне (Hodierna) ежегодную пенсию (см.: Hunt R. W. 1984. P. 1-2). Незадолго до смерти Н. включил в одну из поэм посвященный матери отрывок, в к-ром называет ее Годиерной (см.: Alex. Nequam. Suppl. defect. I 835-872). Т. о., вероятнее всего, речь идет об одном и том же лице. Имя отца Н. и род его занятий неизвестны. Nequam является не фамильным именем, а прозвищем, к-рое в такой форме стало употребляться еще при жизни Н., однако в наиболее ранних источниках и офиц. документах он чаще всего именуется «Александр из города святого Альбана» (Alexander de sancto Albano). По мнению Р. У. Ханта, лат. форма Nequam является исходной, а все проч. встречающиеся у средневек. авторов варианты - ее позднейшие искажения ( Hunt R. W. 1984. P. 17-18). Несмотря на весомость доводов Ханта, многие ученые следуют т. зр., обоснованной Дж. Ф. Уэджем, по утверждению которого, Nequam - это искажение первоначального фамильного имени Neckam или Necham, имеющего топонимическое происхождение (см.: Wedge. 1967). К наст. времени в зап. лит-ре наиболее распространенной и фактически стандартной стала форма Neckam (подробнее об аргументах см.: Cropp. 1991. P. 29-40). Начальное образование Н. получил в городской школе Сент-Олбанса. Преподаватели и ученики были тесно связаны с находившимся в городе одноименным аббатством, которое было основано на месте мученичества св. Альбана Британского (III-IV вв.) и к XII в. стало одним из наиболее знаменитых и богатых в Англии. По свидетельству Н., уже в начальной школе его успехи вызывали хвалебные отзывы наставников (см.: Alex. Nequam. Laus sapient. X 321-322), однако к.-л. подробности об этом времени неизвестны (см.: Hunt R. W. 1984. P. 2).

http://pravenc.ru/text/2564842.html

Англия I. Обращение в христианство и история до реформации. История христианства в Англии до реформации имеет три вполне определенных периода, – британский, саксонский и норманнский. Летописи британского периода скудны и неудовлетворительны. Свидетельство предания об основании Христовой церкви среди бриттов Иосифом Аримафейским, ап. Павлом и другими апостолами, равно как и история обращения короля Луция, принятая Ушером, не выдерживают исторической критики. Первое достоверное известие мы находим у Тертуллиана , который в начале III в. писал, что христианство проникло в страны Британии, недоступные для римлян. История британской церкви, поэтому, есть история древнего христианства вообще. Она имела свои жертвы во время гонений, из которых Альбан (в 303 г.) считается первомучеником британской церкви. Своих представителей она посылала на соборы, как, например, на собор Арелатский (в 314 г, на котором присутствовали три ее епископа, – Эборий, Реституд и Адельфий. Были в ней и ереси. Пелагий был британец, и хотя он отправился на Восток с Целестием Ирландским, однако семя своих заблуждений оставил и после себя. Англосаксонский период идет от прибытия, в 597 г., монаха Августина, отправленного в Англию Григорием I. Англо-саксоны были еще язычники, когда он высадился на острове Танете. Августин немедленно отправился ко двору Этельберта Кентского, королева которого, Бергта, дочь франского короля Шарпберта, была христианка. Он сделан был епископом английской церкви, и впоследствии митрополитом. Августин пришел в столкновение с епископами старой британской церкви, но римский тип христианства одержал верх над кельтским и искоренил его. Христианство быстро распространилось по Южной Англии и было введено в Нортумбрии Павлином, и, благодаря трудам св. Айдана Ирландского, сделалось постоянной религией страны. При Феодоре Тарсийском (посвященном в архиепископа Кентерберийского в 668 г.) английский епископат был уже вполне организован, и диоцезы группировались около Кентербери, как центральной и верховной кафедры.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

[Кнут, Канут; лат. Canutus, Kanutus; дат. Knud, Knut] (ок. 1040 - 10.07.1086, Оденсе, Дания), св. католич. Церкви (пам. 10 июля), кор. Дании (1080-1086). Второй из 14 сыновей конунга Свена Эстридсена, основателя королевской династии. В юности принимал участие в походах в Англию против Вильгельма Завоевателя (1069-1070, 1074) (считается, что К. привез оттуда мощи (или саркофаг) мч. Альбана Британского , нек-рое время они хранились в ц. Пресв. Девы Марии в Оденсе; позднее храм получил также посвящение мч. Альбану), а также в экспедициях датчан на прибалтийских землях с целью их христианизации. После смерти отца (1074) потерпел неудачу в борьбе за власть со старшим братом Харальдом III Хеном (Точило) (король Дании в 1074-1080) и вынужден был бежать в Швецию. После смерти брата занял престол. Согласно Мученичеству (Passio sancti Kanuti regis et martiris - BHL, N 1550), к-рое было составлено между 1095 и 1101 гг., К. правил достойно: помогал бедным и обездоленным, заботился о клириках. В 1085 г. он пожаловал ряд значительных земельных владений основанному по его инициативе кафедральному собору св. Лаврентия в Лунде. На этих землях соборным клирикам почти полностью передавались адм., судебные и фискальные права (Knud den Helliges gåvebrev til Lunds domkirke//Tekster fra Middelalder og Renaessance/Udg. A. A. Lund. Højbjerg, 1982. P. 101-102). Стремясь укрепить позиции духовенства в стране и проводя церковную политику в духе григорианской реформы ( Breengaard. 1986), К. добился того, что епископам стали оказывать больший почет, чем светским магнатам; перевел судебные дела по преступлениям против христианской веры, нарушениям церковных законов, а также по всем правонарушениям, совершаемым духовенством, в ведение церковного суда. Саксон Грамматик в «Деяниях датчан» (рубеж XII и XIII вв.) упоминал, что К. был справедлив, почитал Церковь и опекал ее служителей, восстановил уважение к духовенству как среди народа, так и среди знати, наказывал врагов Церкви ( Saxo Gram. Gesta. XI 11. 3-6).

http://pravenc.ru/text/1841576.html

Поиск Искать < 10 страниц >< 50 страниц > Аннотация «Роман из жизни любой секретной службы не может не содержать в значительной мере элементов фантазии, так как реалистическое повествование почти непременно нарушит какое-нибудь из положений Акта о хранении государственных тайн. Операция «Дядюшка Римус» является в полной мере плодом воображения автора (и, уверен, таковым и останется), как и все герои, будь то англичане, африканцы, русские или поляки. В то же время, по словам Ханса Андерсена, мудрого писателя, тоже занимавшегося созданием фантазий, «из реальности лепим мы наш вымысел»». «Человеческий фактор» — поздний шпионский роман Грэма Грина. Не стоит забывать, что сам Грин служил в британской контрразведке. Грэм Грин в своих мемуарах про создание романа «Человеческий фактор»: «Я начал писать «Человеческий фактор» за десять лет до того, как он был опубликован, и в отчаянии бросил его, промучившись два или три года. Мне казалось, что он станет еще одной незаконченной работой, которыми был завален мой стол (три недописанных романа лежат на нем и сегодня). […] Мне казалось, что впереди у меня – только годы немоты, и все это время «Человеческий фактор», еще не имевший названия, висел у меня на шее, как мертвый альбатрос. Таким же мертвым, как эта птица, было и мое воображение. И все-таки в тех двадцати тысячах слов, которые я написал, что-то было – особенно мне нравилась сцена после охоты в загородном доме у С. Она не давала мне покоя, я не мог заняться ничем другим и в конце концов нехотя и неуверенно снова взялся за этот роман. Возможно, не давало мне покоя еще и наше лицемерие по отношению к Южной Аф-рике. Было совершенно ясно, что как бы громко правительства западных стран ни осуж-дали апартеид, как бы много они ни говорили о его безнравственности, они ни за что не позволят черному населению и коммунистам захватить власть. Если операции «Дядюшка Римус» не существовало, это не значит, что она не могла осуществиться, и очень скоро. Я не столько придумывал, сколько предсказывал.

http://pravbiblioteka.ru/book/cheloveche...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛБАНИЯ СВЯТОГО И ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ СОДРУЖЕСТВО [англ. Fellowship of St. Alban and St. Sergius], православно-англикан. об-во, образованное в 1928 г. участниками 2-й англо-рус. конференции, состоявшейся в Сент-Олбансе (Великобритания) с целью сближения вост. и зап. христиан. Наименование получило в честь англ. первомученика св. Альбана (IV в.) и прп. Сергия Радонежского . С рус. стороны вдохновителем содружества был Н. М. Зернов (в момент основания секретарь РСХД, в 1934-1947 гг. секретарь содружества), а одним из лидеров - прот. С. Булгаков ; с англ.- руководители Британского СХД и еп. Чарлз Гор . Сопредседателями были избраны митр. Евлогий (Георгиевский) и еп. Трурский Уолтер Фрир (1863-1938). Основной формой деятельности содружества стали ежегодные конференции, в к-рых участвовали рус. православные (в основном из Парижа - прот. С. Булгаков, Н. А. Бердяев , А. В. Карташев , свящ. С. Четвериков , прот. Г. Флоровский , прот. В. Зеньковский , Г. П. Федотов , В. В. Вейдле и др.) и англикан. богословы и священнослужители (в частности, Майкл Рамсей , впосл. архиеп. Кентерберийский (1904-1988) и Эрик Маскал ), студенты богословских учебных заведений, позднее также православные из Румынии, Сербии и Греции. С 1928 г. содружество выпускало «Журнал св. Албания и св. Сергия», в 1935 г. переименованный в «Соборность». Сотрудничало с Фондом помощи Русской Церкви в Англии. В 1936 г., во время конференции содружества в Париже, еп. У. Фрир по приглашению митр. Евлогия совершил англикан. богослужение в правосл. соборе св. Александра Невского в присутствии местной рус. общины. После второй мировой войны центром работы содружества стал Дом св. Василия в Лондоне, в к-ром находились офис, б-ка, книжный магазин и домовой правосл. храм, а также происходили собрания и встречи христиан разных традиций. В 1948 г. в качестве настоятеля храма и духовного руководителя содружества был приглашен иером. Антоний (Блум) , впосл.

http://pravenc.ru/text/АЛБАНИЯ СВЯТОГО ...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БИДДЛ [англ. Biddle] Мартин (род. 4.06.1937, Харроу, графство Мидлсекс), проф. средневек. археологии (Оксфордский ун-т), один из ведущих специалистов по христ. и церковной археологии в Великобритании. Окончил Пембрук-колледж (Кембридж, 1958-1961); магистр (1965), магистр ad eundem Оксфордского (1967) и Пенсильванского ун-тов (США, 1977). Работал в области охраны памятников, преподавал в ун-тах Эксетера и Оксфорда, в Пенсильванском ун-те (США). Член Общества антиквариев (Лондон, с 1964, в 1970-1974 вице-президент), Британской академии (с 1984), Королевской комиссии по историческим памятникам Англии (1984-1995), председатель Комитета по изданию атласа исторических городов Великобритании (с 1994), президент Общества средневековой археологии (1995-1998). Награжден премиями Британской археологической ассоциации (Ренолда Тейлора) в 1964 г. и медалью Общества антиквариев в 1986 г. (Уильяма Френда) за успехи в изучении раннехрист. древностей. С 60-х гг. XX в. Б. возглавлял уникальные по широте охвата и методическому уровню архитектурно-археологические исследования в Лондоне и Уинчестере, где им были обследованы и изучены основные части собора 1-й пол. XI в. и руины более поздних храмов, а также неск. приходских церквей, епископских и королевских капелл. Раскопки (1974-1993) в Рептоне позволили выявить архитектурную историю памятника, включавшего остатки мон-ря (675-873) и постройки англосакс. эпохи: большую церковь с кладбищем кон. IX-XII в. и ц. св. Уистана с ранней криптой; остатки аббатства августинцев (1159-1539). В 1970-80-х гг. Б. были предприняты раскопки в аббатстве Сент-Олбанс с целью обнаружения остатков мартирия св. Альбана Британского . В ходе работ было открыто кладбище рим. эпохи, где был погребен святой, и монастырский комплекс конца англосакс. эпохи. В 1990-2000 гг. Б. совместно с супругой Биртой Кёльбюэ-Биддл занимался изучением раннехрист. церкви за пределами крепости Каср-Ибрим (Нубия).

http://pravenc.ru/text/149165.html

Михаил Сарни Митрополит Антоний и основание Сурожской епархии В начале 1949 г. в Лондон из Парижа по приглашению Содружества во имя первомученика Британского Альбания (Альбана) и преподобного Сергия, игумена Радонежского, приезжает новорукоположенный иеромонах Антоний (Блум) (илл. 5.1). Содружество было основано в 1920-е годы верующими студентами, православными и англиканами, и проводило ежегодные конференции, на которые о. Антоний к тому времени приезжал уже дважды. Некто, пожелавший остаться неизвестным, внес сумму, достаточную для содержания православного священника и лектора Содружества в течение двух лет. О. Антоний, по профессии врач, получил от Господа замечательный дар проповедника. Горящее слово о Благой Вести Христовой и молитвенное расположение души привлекало к нему самых разных людей. Кроме своих обязанностей в Содружестве – богослужений, проповедей и лекций в часовне Содружества во имя свт. Василия Великого на ул. Ноттинг-Хилл-гейт(илл. 5.2), – о. Антоний помогал протоиерею Владимиру на париаршем приходе. И когда летом 1950 г. о. Владимир неожиданно скончался, прихожане с любовью приветствовали нового настоятеля иеромонаха Антония. О. Антоний восстановил приходскую школу для детей, существовавшую до войны. Начал регулярно выходить «Приходской вестник», с приложением для детей и английским отделом. О. Антоний по-прежнему активно работал в Содружестве, и, мало-помалу в церковь потянулась молодежь – второе поколение эмигрантов. После большого перерыва в храм стали приходить англичане, изъявлявшие желание присоединиться к Св. Церкви. Для них о. Антоний, с согласия русских прихожан, стал совершать ежемесячные всенощную и Литургию по-английски. Владыка Антоний всегда с большой гордостью вспоминал щедрость старых прихожан, сумевших принять новопришедших, непохожих на них, людей. 5.4. В день хиротонии во епископа, Париж, 30 ноября 1956 года 5.5. Крещение (конец 1950-х годов) 5.6. Богоявление 1960 г. Великое освящение вод реки Темзы 5.7. Делегация Московского Патриархата перед отъездом на Ассамблею Всемирного Совета Церквей в Нью-Дели, 1961 год

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Aльбah (Албаний) Британский, мч. Описания иконы Альбан (Албаний) Британский, мч. - житие Мч. Албан Веруламский Албан Веруламский (ок. 209 - 305), первомученник Британский, местночтимый святой в Сурожской епархии. Память 22 июня и в неделю Всех святых, в земле Британской просиявших. Город Веруламий, где, по преданию, пострадал святой Албан, с IX в. в называется его честь St Albans, в наше время это северный пригород Лондона. Согласно Беде Достопочтенному, пострадал во время гонения Диоклетиана, другие источники относят его мученичество ко времени правления Септимия Севера. Рассказ о мученичестве святого Албана заимствован Бедой из третьей, последней редакции " Страстей святого Албана " (Passio Albani), обнаруженной В. Мейером в конце XIX в. Об Албане упоминает также Гильдас без указаний на точное время его мученичества. Беда так описывает его мученичество: VI... Тем временем Диоклетиан на востоке и Максимиан Геркулий на западе разоряли церкви и преследовали и убивали христиан в десятый раз после Нерона. Это гонение было более длительным и свирепым, чем все предыдущие, и[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет.

http://pravicon.com/icon-1135

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010