6 . Когда кто-нибудь обидит словом или делом, не гневается на обидящего, тем более не мстит ему, ибо считает себя достойным того. 7 . Когда видит или слышит кого согрешающего, не осуждает его, ибо видит, что и сам он такой же грешник. 8 . Какое добро и благодеяние от Бога ни получает, видит, что даром, без всякой заслуги своей и по одной Его милости получает, так как видит свое недостоинство, что всего того недостоин, что получает. И потому сердечно за все, что ни получает, Бога благодарит. 9 . Какое добро делает сам, все то Богу приписывает, ибо видит свою немощь и ничтожество, что сам по себе без помощи Божией, как дерево сухое, никакого плода доброго сотворить не может. 10 . В собрании, на обеде и за ужином на последнее место садится (см.: Лк. 15, 10 ). 11 . Лучшего дома, лучшего одеяния, лучшей пищи и прочего не ищет, а довольствуется тем, что имеет. Да и того, что имеет, считает себя недостойным. И как может лучшего желать и искать, когда и самого того, что имеет, недостойным себя признает? Видишь, христианин, некоторые изображения смиренного сердца. На такое сердце струя благодати Божией течет. На такое сердце милостиво Бог смотрит. Что для начинающих учиться книжному чтению алфавит или азбука, то для христиан, желающих научиться христианской жизни, смирение. Обучающимся книжному чтению нужно сначала выучить алфавит. Так и христианам, если хотят успешно научиться добродетельной жизни, нужно прежде всего учиться смирению. Азбука – начало и основание всего книжного учения. Так и смирение – начало и основание христианских добродетелей. Без этого всякое духовное созидание нарушается и падает. Истинная добродетель без смирения не может быть, а если даже и появится, то опять разорится. Человек без Бога и начать, и делать ничего не может, по сказанному: без Меня не можете делать ничего ( Ин. 15, 5 ). Смирение – великое просвещение и мудрость, которое бывает от познания своей бедности и окаянства. Смиренный человек непременно получит блаженство христианское. Потому что Бог, любящий смиренные сердца, не оставит его. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное ( Мф. 5, 3 ). Вот куда ведет смирение человека! Ибо всякий смиренный – это нищий духом.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

А как-то оно будет сегодня? Дело в том, что люди веками идентифицировали себя через веру и язык. За эти вещи, которые, казалось бы, на хлеб не намажешь, стояли насмерть. Как римляне древности – «за очаги и алтари». Сегодня же, когда XX век-волкодав остался за спиной, через веру идентифицируют себя гораздо меньше. Поэтому на веру можно легче нападать. Можно легче пускать в ход дезинформацию, клевету и прочие злонамеренные вымыслы. Огромная доля народа просто потеряла способность правильно реагировать и разбираться в этих вопросах. Оттого враг разгулялся и распоясался. Изменить язык, его буквенное выражение – это перешифровка сознания А когда вера слабеет, можно приняться и за последнее – за язык. Это будут последние рубежи перешифровки сознания, после чего человек потеряет всякую бытийную связь с толщей веков за его спиной. Как плененный раб, он получит новое имя на языке победителя. Именно этот вопрос с неизбежностью будет вскоре обсуждаться внутри украинской тематики. Поскольку речь идет о войне с Восточно-славянской христианской цивилизацией, а целью ставится ее полное уничтожение. Униатский проект конца XVI века в одиночку цели не достиг. Теперь этой исторически дискредитированной форме духовного предательства в подмогу идет полк новых предателей – раскольники и самостийники. Вместе они будут менять имена, календарь, алфавит, произношение. Вместе будут изобретать новые литургические формы, позволяющие служить вместе всем, кому угодно, на радость выдохшемуся экуменическому движению. Вместе же они будут переписывать историю и так воспитывать новые поколения украинцев, чтобы их насыщенность злобой и пустоголовость не дали им возможности когда-либо докопаться до правды. Тем благодушным неучам из наших, которые все еще ассоциируют Украину с одной лишь «Наталкой Полтавкой», стоит приготовиться к продолжению дикого перформанса. То, что началось, ни быстро, ни – тем более – добром не заканчивается. Стоит вспомнить о балканском историческом опыте, где пользующиеся совершенно идентичным языком сербы и хорваты различаются «лишь» вероисповеданием и алфавитом. Гляньте, что значит это «лишь» в практической жизни народов. И если вы думаете, что воюют только за нефтяные скважины и рынки сбыта, то вы просто ничего не понимаете в истории человечества. Войны за календарь и алфавит бывают не менее жестоки.

http://pravoslavie.ru/118639.html

Она сама хотела к вам писать? Не замедлите побеспокоиться? Вчера подала сорокоуст об умершей родственнице, и хочу подать на чтения Псалтири? Распоряжение ваше душеполезно. Я действую, не спрашивая вашего благорасположения: простите? Сделавши добро, не кайся. Часто ещё думаю: не согрешаю ли, имея у себя на хранении деньги? Без нужды не употребляйте, а берегите на пользу души. Но, как кажется, я равнодушна к ним? Издержки с рассуждением похвальны. Прошу ваших молитв и наставлений нам грешным? Алфавит вразумит! Сестрица, кажется, соскучивается воду пить кислую? Воду пить, – здоровым быть. П. А. больна холерическими припадками, хотя без рвоты и боли, но сильно слабит? Благодарите Господа: все неприятности душеполезны. По совету доктора, легла в постель и принимает лекарство? Я об этом рассуждать не умею. Но что в сравнении болезнь эта с той, что Бога не любить и совесть не уважать? Об этом Евангелие объяснит. Какая скорбь мне, что я так дурно руководила ею? Господь силён: просите Его. Если не поздно и возможно, научите: как помочь этой ужасной болезни? Истинное покаяние, любовь ко Господу утешают. Малюточка всё болен, сделался бледен, живот большой, ноги тонки и покривились? Это к смирению твоего славолюбия. Ночи дурно спит и просит кушать? Лекаря об этом спросите. Няня кормит сухарями и с сахаром? Без лекаря опасно. Их болезни, – мои страдания; а я сама ослабеваю телесно? Молись Господу с любовью к Нему за себя и за них. Лишь бы в духе не ослабеть: а мы все нищенствуем этим? Алфавит вразумит. 367 Батюшка! Не откажите мне подавать милостыню для подкрепления? Милостыня много пользует. Я всё принимаю с уважением и благодарностью? Да: путь к благополучию тесен: без терпения нельзя. По огрубелости и по немощи может, не понимаю, а иногда и по обстоятельствам житейским не скоро исполняю. Весьма нужно напоминать: о, как мне приятен ад! Много надо трудов для перемены себя в не деятельности своей! Бог и разбойников спасал. Взысканные с нас в казну деньги хотят возвратить нам: не знаем, что делать, – принимать ли их?

http://azbyka.ru/otechnik/Adrian_Yugskij...

«Настало время, когда мы все осознали тот факт, что только политика искреннего уважения к самобытности каждой личности и народа, самоотверженной любви и смиренного служения, “политика“, основанная исключительно на духе и законах Царствия Божия, может служить основанием православной миссии». 359 То, что является для владыки Анастасия Яннулатоса ключевым моментом в его попытках придать импульс обновленному православному миссионерству, было присуще православным миссиям с ранних времен. Не всегда отчетливо выраженное, часто завуалированное уважение к самобытности народа может быть подтверждено множеством примеров. Как еще расценить стремление миссионеров сохранить местный язык, создать для него алфавит? Язык является одним из наиболее существенных, если не самым важным национальным признаком. 360 Труд св. Кирилла, подарившего славянам алфавит, и св. Стефана, сделавшего то же для зырян, был не только делом евангелизации народа, но в то же самое время попыткой сохранить его культурное наследие, его национальную идентичность. Еще одним элементом православной миссионерской практики, облегчавшим восприятие и воплощение Православия в различных местных культурах, был личный пример многих миссионеров, использовавших инкарнационный подход. Следуя определенному типу православной духовности и сознательно или бессознательно подражая Господу, который «обнищал ради вас» ( 2Кор.8:9 ), эти миссионеры жили в «евангельской нищете». 361 В дополнение к духовным преимуществам такой образ жизни (его вели святые Макарий Глухарев, Николай Касаткин и многие другие) сводил к минимуму отрыв миссионеров от местной культуры. У миссионера нет средств на проведение коренных перемен. Даже если в его распоряжении оказываются какие-то средства, он старается использовать их так, чтобы минимизировать ущерб, наносимый культуре коренного народа. Поскольку во многих странах, где действовали западные миссии, до сих пор широко применяется заморская материальная помощь, легко понять, как пребывание в евангельской нищете может свести до минимума вредные воздействия на культуру народа-аборигена. Бережное отношение к культуре и понимание ее ценностей являются основополагающими принципами лучших образцов православных миссий.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/pravos...

Синод. Представляя на благоусмотрение Св. Синода пересмотренный и частью сокращенный алфавит, митрополит Филарет писал: «сократить более не представляется возможным, дабы указатель остался полным и удобным к приисканию всего содержащегося в книге». Указывая произведенные исправления в алфавите, Филарет писал: «исключены те указания, которые видны из оглавления книги». Сие сделано «как потому, что оные указания не нужны, так и потому, что с сим вместе уничтожены указания на страницы, которые годились бы только для одного издания, а при каждом новом требовали бы поправки; в теперешнем же виде указатель годен для всех изданий, только бы верно были печатаны числа указанных правил». Из настоящих замечаний следует, что прежний алфавит содержал ссылки на страницы книги, счет которых мог измениться при новом издании; исправленный же указатель представлял ссылки на самые правила, нумерация которых могла оставаться неизменною при последующем издании. Представленный митрополитом Филаретом указатель Св. Синод поручил хозяйственному управлению напечатать к прежде выпущенным экземплярам Книги правил, отдельно, на той же бумаге, в том же формате и тем же шрифтом, какие были употреблены при издании Книги правил, – в будущих же изданиях печатать тот же указатель вместе с самими книгами. Совместно с указателем Книга правил издана в 1842 году 19 . Издание канонических постановлений вселенской церкви в переводе их на русский язык, исчерпывая заботу духовного правительства в деле ознакомления с основаниями русского церковного законодательства, указывало на необходимость в препадании руководственных наставлений относительно пользования действующими законоположениями. Этой потребности, вместо составления полного свода узаконений по духовной части, как предполагалось прежде, надеялись удовлетворить изданием ныне действующего Устава духовных консисторий. Издание Устава духовных консисторий. Начертание сего законодательного акта, по-видимому, обязано случайному обстоятельству. В 1837 году С.-Петербургский митрополит Серафим, в виду последовавшего в 1834 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

Это прикосновение к древней истории, да еще на военно-морской базе, какой был весь Севастополь, просто поражало. И Рим, и Константинополь, и славяне, и Русь, всё это было здесь, и одно было неотделимо от другого. И здесь же крестился князь Владимир – как раз накануне был открыт баптистерий, где, вероятно, это произошло... Славянская письменность открывалась нам не просто как знакомый с детства алфавит, но как часть общехристианского наследия, часть европейской истории. С текстом жития я подробно познакомился двумя годами позже, когда учился в Амстердаме библейскому переводу (основному делу Свв. Кирилла и Мефодия). В качестве дополнительной нагрузки я выбрал себе уроки старославянского, который прежде не изучал систематически – и вот я сидел в классе с голландскими и прочими европейскими студентами, но, в отличие от них, я почти всё понимал в тексте без словаря. Приятно было чувствовать себя в привилегированном положении! А самое житие заставляло задуматься не только о духовных материях, но и о земной, филологической стороне дела. Да и политической заодно. Удивительно было читать, какое сопротивление вызывала сама идея перевода на язык славян – огромного массива племен на самой границе тогдашнего христианского мира. Нет, конечно, немецкие епископы не возражали против обращения их в христианство, но это христианство должно было быть упорядоченным, латинским, на худой случай греческим. Но славянское христианство – разве не нонсенс? Разве убогое наречие этих варваров может сравниться с великолепием священных языков: еврейского, греческого, латинского? Так они рассуждали тогда, и не только они, и не только тогда, и не только про славянский... Но самое удивительное, что сами братья даже не были, судя по всему, славянами! Византийский император отправил их на проповедь в славянские края, потому что они происходили из Солуни (Фессалоник), города со смешанным населением, и хорошо понимали славянскую речь. Но и для них это изначально было варварское наречие, которое, тем не менее, они потрудились как следует изучить, составили для него алфавит и даже готовы были пострадать за дело своей проповеди: Мефодий провел три года в заключении у немцев. Не у врагов христианства, заметим, а скорее у неумных консерваторов, которых страшило всё непривычное.

http://religare.ru/2_86384.html

В С.-Петербурге М. удалось получить литографии перевода ветхозаветных книг с еврейского текста прот. Г. П. Павского, его преподавателя в академии. К сверке своих переводов с переводом Павского М. приступил в Москве, позднее - в Казани и закончил уже по приезде на Алтай. Новый, пересмотренный перевод книг Иова и Исаии М. отослал уже не в Комиссию духовных уч-щ, но непосредственно в Синод, сопроводив его пространным проектом о рус. переводе Библии. М. предпринял и др. попытку сделать рус. перевод Библии достоянием общественности - напечатать «Алфавит Библии». Этот труд, написанный им на Алтае по возвращении из столицы, представлял собой своеобразный катехизис, где основные истины христ. вероучения были проиллюстрированы подбором цитат из Свящ. Писания в рус. переводе. В 1841 г. работа над «Алфавитом...» была завершена. Всего рукопись «Алфавита Библии» содержит 2349 стихов на рус. языке из различных книг ВЗ и НЗ. 2 нояб. 1841 г. рукопись «Алфавита Библии» вместе с сопроводительным письмом была послана московскому военному генерал-губернатору кн. Д. В. Голицыну с просьбой о «напечатании». Кн. Голицын переслал ее обер-прокурору Синода гр. Н. А. Протасову , к-рый препроводил на рецензию ректору СПбДА Винницкому еп. Афанасию (Дроздову) . Однако именно в это время Протасов инициировал обсуждение вопроса об утверждении употребления слав. Библии в правосл. Церкви в России, наподобие соответствующего положения Вульгаты в католич. Церкви. Ставился вопрос и о запрещении чтения Свящ. Писания мирянам. В нач. 1842 г. началось синодальное расследование по поводу литографированных переводов Павского, которому пришлось дать обстоятельные объяснения, отречься от собственных убеждений. Отзыв на «Алфавит...» был отрицательным. В кон. 1842 г. по решению Синода рукопись была сдана в Синодальный архив. Рукописи своих переводов М. активно рассылал для отзывов и просто в дар знакомым. Уже в начале работы своим авторитетом священника и личной увлеченностью он вовлек в дело перевода многих из своего окружения. Близкие и просто знавшие М. люди, сочувствовавшие ему, переписывали варианты перевода. Своей сотруднице по миссии С. де Вальмон он писал: «Достопочтенная сестра о Господе, благодарю за труды и посылаю исправленный перевод книги Иова; старайтесь писать как можно правильнее и степенным почерком; видите, как Непряхина пишет; впрочем, Вы не все буквы у нее перенимайте» (Письма. 1905. С. 416). Упомянутая в этом письме его духовная дочь Е. Ф. Непряхина занялась изучением французского, немецкого и английского языков, чтобы помочь архимандриту в переводе. К делу перевода он привлек даже находящихся в ссылке в Тобольске декабристов: М. А. Фонвизина, П. С. Бобрищева-Пушкина, П. Н. Свистунова, их знанием европ. языков М. воспользовался для перевода библейских комментариев. Среди духовенства помощниками М. были свящ. Н. Лавров, прот. Е. Остромысленский. М. организовал своеобразный переводческий коллектив, трудившийся под его началом.

http://pravenc.ru/text/2561310.html

упражнения – всё, что так мало знакомо современным образованным людям и столь понятно и известно всякому народному начётчику, прежнему и теперешнему. Вот тот алфавит духовный, о котором говорит святитель Тихон: «Два рода учёных и мудрых людей: одни учатся в школах от книг, и множайшие от них суть безумнейшие паче простых и безграмотных, яко и алфавита христианского не знают; ум острят, слова исправляют и красят, но сердца своего исправити не хотят. Другие учатся в молитве со смирением и усердием и просвещаются от Духа Святого и суть мудрейшие паче философов века сего; суть благочестивые и святые, и Богу любезные; сии хотя алфавита не знают, но добро всё разумеют; просто, грубо говорят, но красно и благоприятно живут. Сим, христианине, подражай» (3, 193). И в этом-то и состоит существеннейшее содержание истинного христианства как подвига жизни, содержание, забытое западными исповеданиями, но составляющее центр православной богословской литературы, которая истолковывает всё Откровение божественное, все события и изречения Библии прежде всего в применении к этим ступеням духовного совершенствования. Воплотившийся, смирившийся и воскорбевший о грехе нашем Спаситель принёс в лице Своём и в общении с Собой возможность именно этого духовного делания, и в нём заключается наше спасение. Но одни совершают его добровольно и сознательно, проходя духовную жизнь( Фил.2:12 ), другие проходят последнюю почти помимо воли, исправляясь посылаемыми от Бога страданиями и исполняя церковную дисциплину, третьи только перед смертью очищают раскаяньем свою рассеянность и получают просвещение за гробом, сущность же христианского подвига заключается в аскетизме, в работе над своей душой; в этом же состоит и сущность христианского богословия. Если проследить все заблуждения Запада, – как те, которые вошли в его вероучение, так и присущие его нравам, передаваемые нам через «окно Европы», – то увидим, что они все коренятся в непонимании христианства, как подвига постепенного самоусовершенствования человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Через некоторое время после назначения отца Кирилла духовником Святейшего Патриарха Алексия II состоялся его переезд в резиденцию Патриарха в Переделкине. Оттуда он продолжал окормлять лаврскую братию. Пребывая в Переделкине, Батюшка старался, пока позволяли силы, приносить духовную пользу людям, ежедневно отвечая на приходившие письма. В течение месяца ему приходилось отвечать на двести или более писем. Интересна история одного ответа-письма отца Кирилла женщине, переживавшей проблемы со здоровьем и душевный кризис . Однажды, собравшись с силами, она направилась погулять у любимого Новодевичьего монастыря. Перед этим она написала письмо отцу Кириллу. Она пишет об этом событии так: «Мне главное было, чтоб старец получил мое письмо и помолился обо мне». Вскоре пришел ответ от старца, написанный его рукой, что было, по словам этой женщины, так драгоценно для нее. «Перечитывала его несколько раз, — пишет она далее. — И только потом до меня дошло, что он написал свой ответ на открытке. Переворачиваю ее — и что же вижу на обороте? Изображение Новодевичьего монастыря! Только такое красивое, в солнечное, летнее время. И с того самого ракурса, от пруда заснят, где я сидела в тот самый день». Этот ответ старца оказался очень памятен и утешителен для написавшей его москвички. В последующее время старцу отвечать было сложно и поэтому выписывались имена тех, кто написал письмо, и их имена поминались духовенством во время богослужения в храме. В 2005 году отцу Кириллу была вручена награда «За вклад в духовное возрождение Отечества» в резиденции Патриарха Алексия II в Переделкине. И в этом же году у Батюшки случился инсульт: это положило начало его новому подвигу — безропотному несению креста тяжелейшей болезни. С той поры и до самой кончины он был прикован к постели и лишь частично находился в сознании. Братия Лавры по-прежнему навещала своего духовника и духовника трех Патриархов, особенно в дни праздников. Духовные чада также не оставляли своего отца в болезни. Вспоминает профессор А. В. Недоступ: «Один раз помощники поднимали, хотели посадить его в кресло. Раз-два — ничего не получалось. Батюшка переживал при этом не за свои неудобства, а о них, помогал им, превозмогая свои боли, тихо приговаривая: “три-четыре”. И помощники взбодрились, усадили наконец отца Кирилла в кресло для прогулки на свежем воздухе. Десятый год Батюшка уже тяжело болеет, и события идут трагические. Многое сказанное им вспоминается. Когда Батюшка был рядом, казалось, что так будет всегда. Если бы знать, что отец Кирилл будет по существу отсечен болезнью от нас, мы бы каждое слово его записывали. Несмотря ни на что, Батюшка наш никогда не жалуется, всегда радостный. С ним рядом, при любом его состоянии — ощущение близости Бога.Он не устает призывать нас: “Всегда радуйтесь!” Никогда он не бывает мрачен, даже в болезни. Один раз только он мне сказал: “Меня очень тяготит моё положение…” — и всё».

http://azbyka.ru/fiction/pomoshhnik-prep...

7 . Будучи крещен во Христа и рожден вторым – духовным – рождением, водою и Духом Его, ты омылся от первородного греха. Не пленяйся же опять грехом плотской похо­ти и ее действиями – да не уподобишься псу, возвращающемуся на свои блевотины. Ты от­вратился от тьмы и бессловесия; не обращай­ся же опять ко тьме и бессловесию, но стре­мись к свету разума и познанию всех вещей: к Богу, сотворившему тебя, прилепляйся и с Ним соединяйся. Ты создан Богом – с Ним и соединяйся любовию; от Него имеешь бытие свое – к Нему и прилепляйся всею душою твоею. От плотского, греховного вожделения произошли смерть и всеконечное от Бога от­чуждение, а чрез сохранение чистоты – жизнь и совершенное присвоение Богу. 8 . «Рожденное от плоти плоть есть, а рожденное от Духа дух есть» ( Ин.3:6 ). Ты рожден ду­ховным рождением крещения и снова вто­рым родился, духовным рождением обеща­ния (иночества), потому не ревнуй и не зави­дуй плотскому, греховному рождению и теле­сному смятению. Но восходи к лучшему и бо­лее славному: как обещался Богу, так духовно возрастай и преуспевай. Сам возродившись духовно, старайся и других возрождать ду­ховно, а не плотскою похотию пленяйся. Плотское сочетание оставлено только для немогущих или нехотящих воздерживаться: не­хотящим лучшего оставляется худшее. Когда Божественная любовь презирается, тогда на­ступает плотское, безумное пленение. 9 . Итак, перестань самовольно желать юношеского плотского взыграния, чтобы по­том не пришлось оставлять его, и невольно – с большою тяготою. Да не прельщает тебя до­брота и красота лица тленной плоти, ибо она изменяется, и истлевает, и скоро исчезает: никто не видел благолепного старика; не бы­вает в гробе красоты неистлевающей, да и не­долго она пребывает. Всякая плотская красо­та есть огонь; всякое благолепие – утренняя роса; всякая плоть – трава; всякая слава че­ловеческая как полевой цвет: «изше трава, и цвет ея отпаде» ( 1Пет.1:24 )! Один только глагол Божий и Божественная любовь пребывают вовеки. 10 . Истлевшая во гробе плоть привлекает ли тебя, привыкшего пристрастно смотреть на видимое, – располагает ли уязвляться красотою лица ее? Но посмотри теперь на су­щих во гробе прежде тебя; и ты научишься отсюда тому, что и после тебя, как сказал не­кто. И после тебя не что иное будет, как толь­ко то, что сбылось прежде тебя с другими: что случилось с другими, то непременно будет с тобою. Потому не прилагай сердца твоего к твари, но все твое желание и любовь возводи к Сотворившему все, от Которого и ты име­ешь бытие свое. Там тебе свойственно и есте­ственно быть. Ибо нигде и ни в чем не най­дешь вечно блаженной жизни и неизменяе­мой тишины для души твоей, как только в Господе Боге, пресвятой Его любви и благо­дати Пресвятого и животворящего Духа. Глава двенадцатая

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010