Кротким Господь обещает в наследие землю и Свое благоволение — и в этой жизни, и в будущей. В этой жизни исполнение сего обетования видим мы на христианах первых веков. Нечестивые язычники гнали их и истребляли, но Бог покровительствовал кротким, а гордых грешников карал, так что впоследствии христиане стали обладателями вселенной, а язычники совсем исчезли. Но в совершенстве и полноте христиане получат уготованные им блага в жизни будущей. Любить Бога — обязанность каждого человека Однажды к Спасителю подошел некий законник и спросил Его, какая наибольшая заповедь в законе. Господь ответил ему, что первая и наибольшая заповедь в законе есть: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим и ближнего твоего, как самого себя. На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки ( Лк. 10:27 ; Мф. 22:40 ). Таким образом, недостаточно лишь знать о Боге и веровать в Него, необходимо любить Его всем сердцем, всей душою и всем разумением. Любить Бога мы должны по своему человеческому долгу, по своей совести, ибо Богу мы обязаны своим бытием и жизнью своей. Любить Бога побуждает нас уже само знание о нашем сотворении. Посмотрите: что заставило великого Художника сотворить нас, призвать нас к бытию, как не Его благость? Господь сотворил человека очень красивым, даровав ему прекрасное стройное тело, сообщив ему душевные и телесные чувства, посредством которых люди понимают друг друга и имеют взаимное общение. И в этом бесконечная благость и любовь Божия к человеку. Безмерная любовь и премудрость Божия поставили человека выше всех сотворенных тварей и вручили ему право распоряжаться всем и господствовать всей вселенной. Господи, что есть человек, яко помниши его? или сын человечь, яко посещаеши его? Умалил еси его малым чим от ангел, славою и честию венчал еси его, и поставил еси его над делы руку Твоею, вся покорил еси под нозе его ( Пс. 8:5-7 )! — восклицает святой псалмопевец Давид. Этого, кажется, одного достаточно, чтобы расположить нас любить Бога, создавшего нас с такою премудростью; Он более всех достоин нашей любви и благодарности.

http://azbyka.ru/fiction/pomoshhnik-prep...

О том, что прежде составляло существенную потребность и естественное украшение человека, через падение он вовсе перестал заботиться, перестал жалеть об этом утраченном бесценном украшении своей души, по слову Писания: Когда нечестивый приидет во глубину зол, нерадит (ср. Прит. 18:3 ). Но, когда человек познаёт свою греховною нищету, лишение праведности, сокрушается о содеянных грехах и старается обуздывать свои порочные желания, тогда у него пробуждается сильное стремление к оправданию пред Богом, желание стать праведным пред Ним. Он начинает алкать и жаждать правды — оправдания пред Господом. Чем более кто сознает свою бедность и мерзость греховную, тем сильнее пробуждается в нем желание достигнуть сего оправдания. Однако оставленный самому себе, человек может алкать и жаждать правды, но голода своего утолить не может. Он не имеет средств, чтобы загладить грехи, которыми оскорбил Бога, нет у него и сил освободиться от греха, чтобы не грешить, так как всё существо его, душа и тело заражены грехом. Но Господь ублажает алчущих и жаждущих правды, и потому они насытятся. Он Сам указывает им путь к достижению оправдания чрез веру в Него как Единородного Сына Божия, Который пришел на землю по воле Отца Небесного, чтобы исполнить всякую правду, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Поэтому под правдой Божией в собственном смысле надо разуметь оправдание через веру в Иисуса Христа. Слушавшие проповедь Его и веровавшие в Него и были теми алчущими и жаждущими правды, которых ублажает Господь. Об этом же оправдании через веру в Иисуса Христа апостол Павел так говорит: Ныне, независимо от дел закона, явилась на земле правда Божия… правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия, потому что все согрешили и лишены славы Божией, а оправдываются даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе, Которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде (ср.

http://azbyka.ru/fiction/pomoshhnik-prep...

«Отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой; ибо я мучаюсь в пламени сем». 89 О, богач, много ты выпил в жизни своей прекрасных напитков, день и ночь упивался с друзьями своими, – можешь ли теперь одной каплей воды угасить целую геенну огненную? Нет, теперь все источники, и реки, и моря не смогут угасить геенны той. Так показана в притче евангельской жизнь богача и жизнь Лазаря, жизнь земная и жизнь загробная. То же самое говорит и св. апостол Иаков: «Послушайте вы, богатые: плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, находящих на вас. Богатство ваше сгнило, и одежды ваши изъедены молью, золото ваше и серебро изоржавели, и ржавчина их будет свидетельствовать против вас и съест плоть вашу как огонь». 90 О нищих же и убогих тот же апостол говорит: «Послушайте, братии мои возлюбленные, не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками царствия, которое Он обещал любящим Его?». 91 Слушайте все это вы, убогие, нищие и гонимые, и благодарите Господа, готовящего вам после смерти вашей лоно Авраамово, блага рая, царство небесное. Терпеливо переносите здесь всякие бедствия и неправды, в надежде получить в жизни будущей милость Господню: там нищета ваша превратится в богатство, вздохи в веселье, слезы в радость вечную. Но да будет вам известно, что не все богатые осуждены будут на муки, как и не все нищие будут посланы в рай. Богатые, собирающие себе богатство от трудов своих, богатые щедрые и делающие добро, обретут себе царство небесное. Знаем мы многих, бывших богатыми в жизни этой и все-таки удостоившихся царствия небесного. Богат был царь Давид, не бедны были и наши праотцы: Авраам, Исаак и Иаков, а все спаслись и удостоились славы Господней. Известны также и многие другие цари, вельможи и богачи, которые почитаются теперь в числе святых. Так не все богачи погибнуть, точно также и не все нищие спасутся. Бедные, которые по лености своей ничего не делают, не трудятся, которые питаются воровством и разбоем, – такие бедные не только не удостоятся царствия небесного, но напротив обречены будут на вечную муку. Алфавит духовный

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Прежде других заповедей Господь говорит о необходимости стяжания нищеты духовной, тем самым показывая, что без смирения нельзя быть истинным христианином, нельзя быть последователем Христовым. Смирения от нас требует Господь, говоря: Аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе ( Мф. 16:24 ). Отвергнуться себя — значит осознать свою нищету духовную и необходимость Божественной помощи. Это осознание побуждает человека всецело предаться воле Божией и последовать учению Христа Спасителя. Ублажая нищих духом, смиренных, Господь усвояет им Царство Небесное. Еще в этой жизни смиренные духом уже предвкушают сие Царство, то есть ощущают мир своей совести и то благодатное утешение, которым Царство Божие характеризуется, ибо, по слову апостола Павла, Царство Божие… есть правда и мир и радость о Дусе Святе (ср. Рим. 14:17 ). Полное же наслаждение нищие духом ощутят в будущей жизни, вступив в ничем уже не прерываемое общение со Христом. Утверждая заповедь нищеты духовной, Спаситель показал образец глубочайшего смирения в Себе Самом, ибо не имел Он и где главы приклонить. И об этом святой апостол Павел, научая нас смирению, говорит: В вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца ( Флп. 2:5-11 ). Итак, должны мы со всем усердием стараться научиться смирению, зная, что этого требует Господь, ибо Он гордым противится, а смиренным дает благодать ( 1Пет. 5:5 ). Гордых Господь отвергает, а смиренных благословляет и удостаивает Небесного Царства. Смирение возвращает человеку первое блаженство Как через гордость прародители пали в раю и лишились общения с Богом, так посредством смирения Господь возводит нас в первобытное состояние. Ублажая нищих духом, Господь говорит, что для достижения Царства Небесного необходимо иметь нищету духовную. Но что такое нищета духовная и кто может быть назван нищим духом? Нищие духом — это смиренные духом люди, смиренно думающие о себе в глубоком убеждении, что у человека ничего нет собственного, а всё, чем пользуется он, есть дар Божий; что силы душевные и телесные мы имеем от Бога и поэтому без Бога, без Его благодатной помощи не можем исполнять и заповедей Божиих, не можем делать добро, не можем быть угодными Ему. Так сознающие свою зависимость от Бога ничего себе не присваивают, но все свои преимущества, внутренние и внешние, приписывают Богу и, благоговея пред Ним, Подателем всех даров, самих себя почитают за ничто.

http://azbyka.ru/fiction/pomoshhnik-prep...

Сегодня нам было предложено дивное евангельское благовествование о чудесном исцелении Господом нашим Иисусом Христом слуги римского сотника (см. Мф. 5:5-13 ). Капернаумский сотник, слугу которого исцелил Иисус Христос, — личность очень светлая и добрая и во многом может послужить нам примером для спасительного подражания. Язычником был сей человек, но обнаружил пред Господом такую веру, что удивился Христос: подобной веры, как засвидетельствовал Сам Спаситель, Он не нашел и в Израиле. В чем же именно обнаружил капернаумский сотник особенную веру, которая удивила Христа Спасителя и которой нам можно поучиться у него? Прежде всего, в прошении сотника об исцелении его слуги выразилась сердечная и твердая вера во всемогущество Иисуса Христа. Скажи только слово, — говорил он Спасителю, — и выздоровеет слуга мой; ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает ( Мф. 8:8-9 ). «А Ты, — как бы так рассуждал сотник, — Ты Повелитель всего мира, распоряжающийся силами его и дарами Божиими. Ты — всемогущий Чудотворец, по одному слову Твоему исполнится всё, чего Ты только ни захочешь». Эта-то твердая вера во всемогущество Иисуса Христа и была столь угодна и приятна Спасителю, и такой-то веры прежде всего требовал Он от всех, обращавшихся к Нему с теми или иными нуждами, с теми или другими просьбами: Веруете ли, что Я могу это сделать?.. По вере вашей да будет вам ( Мф. 9:28,29 ). И от нас, братия и сестры, если мы желаем, чтобы наши прошения на земле были услышаны Богом, требуется прежде всего сердечное, живое и твердое убеждение в том, что Бог — везде, всё видит, всё знает, что Он премудр, всесилен и всемогущ, что Он, кроме того, благ, милосерд и любвеобилен, — по всему этому Он и может, и восхощет исполнить наши прошения, к Нему обращаемые. Господу угодно и приятно, когда мы воздаем Ему славу, исповедуя Его величие, а нашей твердой верой мы и являем пред Ним это исповедание.

http://azbyka.ru/fiction/pomoshhnik-prep...

Сказано: «…ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну» ( Мф.5:30 ). В наше время господствует культ здоровья и молодости; но в Библии нет даже намека на то, что болезнь мешает делу нашего спасения. Сказано: «Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силен» ( 2Кор.12:10 ); и еще: «10 Дней лет наших – семьдесят лет, а при большей крепости – восемьдесят лет; и самая лучшая пора их – труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим» ( Пс.89:10 ). Т. е. когда мы болеем и трудимся, грешные мысли реже посещают нас. Если говорить о юности, то это самая опасная пора в жизни человека. Св. Златоуст , писал: « Юность нуждается в очень крепкой узде, потому что она есть как бы костер, который захватывает все лежащие вне его и легко воспламеняется ». Нашим молодежным лидерам поменьше надо подбрасывать сухих терний модерниских идей и ересей в сердца нашей молодежи, чтобы окончательно их не погубить. Свят. Иоанн Златоуст учил о необходимости воспитания юных: « Какова невозделанная земля, такова и юность, оставленная в небрежении: она произращает много терний ». Посему в Слове Божием сказано: «Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится ( Притч.22:6 ). Духовное обучение детей Слову Божию начинается с 2-х, 3-х лет, когда дети учат славянский алфавит, чтобы с 5-ти лет обучаться чтению Псалтири и разумения Библии. Такие отроки и отроковицы охотнее посещают богослужение, ибо, имея навык чтения молитвенных текстов и узнавая их за службой, они чувствуют себя в храме, как дома. И их поведение за службой выдает их благочестие. Сказано: «Можно узнать даже отрока по занятиям его, чисто ли и правильно ли будет поведение его» ( Притч.20:11 ). Причем главным воспитателем отрока должны стать его домашние, а не случайные люди, проявляющие не совсем понятный повышенный интерес к нашей молодежи. Сказано: «И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» ( Еф.6:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Также и грехи ближних, которых мы должны любить по заповеди Божией, не могут не вызывать в нас сокрушения и плача. Если мы сочувствуем ближним, когда они находятся в несчастье или бедствии, то гораздо больше должны соболезновать, когда видим, что они коснеют во грехах. Поэтому святые мужи столь часто скорбели и печалились о грехах ближних. Так, например, святой апостол Павел сильно скорбел о своих соотечественниках-иудеях. Истину говорю во Христе, не лгу… — пишет он, — что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему: я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти, то-есть Израильтян ( Рим. 9:1-4 ). Кроме всего этого, к плачу должно побуждать нас размышление о неизвестности участи нашей в вечности и о скорбной нашей жизни в настоящее время. Доколе живем в этом мире, который весь во зле лежит, доколе носим на себе это греховное тело, мы никогда не безопасны от падения. Опасность со стороны плоти и борьба с ее греховными возмущениями и страстями, опасность со стороны внешних соблазнов и обольщений, опасность и со стороны невидимого врага — диавола — всё это, при сознании нашей немощи, не может не возбуждать в нас сокрушения и печалования. Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти ( Рим. 7:24 )? — восклицает апостол. Поэтому чье сердце не сокрушится, чья душа не исполнится скорби и сетования, чьи очи не прольют слез, когда, искренне поразмыслив о своем недостоинстве, о своих грехах, прежних и настоящих, о своих порочных наклонностях и страстях, помыслим и о неизвестности смертного часа, и о праведном Суде Божием по смерти! Сокрушаться о грехах и плакать о них призывает нас Господь, потому что, кто сокрушается о грехах своих, тот уже не будет беспечно предаваться им, но будет стараться всеми силами удаляться от них, ибо, по слову апостола Павла, печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению ( 2Кор. 7:10 ). Господь обещает плачущим награду — благодатное утешение. Сокрушаясь о своих грехах, плачущие получают прощение в них от Господа, ощущают глубочайший мир в своей совести, спокойствие духа и благодатное умиление. Такого сладостного и отрадного утешения, какое получает внимательный к себе и кающийся во грехах своих человек, никогда не ощутит ни один миролюбец, безудержно предающийся суетным удовольствиям и забавам.

http://azbyka.ru/fiction/pomoshhnik-prep...

Таково свойство людей, преданных порочной жизни, что они ненавидят и преследуют людей благочестивых и добродетельных. Добродетели благочестивых людей служат обличением их порочности, а потому не могут они видеть своих обличителей и терпеть их в своей среде. По своему самозабвению и ослеплению они хотели бы видеть всех подобными себе, чтобы все шли такими путями, какими идут к погибели они. И это всё потому так, что мир весь во зле лежит, по слову Божию (ср. 1Ин. 5:19 ). Потому же и святой апостол Павел говорит, что все хотящие жить благочестиво во Христе Иисусе гонимы будут (ср. 2Тим. 3:12 ). Ублажая гонимых за правду, Господь тем самым ясно предсказывает, что будет гонение за правду, которой Он научил Своих учеников, и тем внушает и заповедует, чтобы все верующие в Него готовы были к перенесению гонения этого с мужеством и благодушием, зная, что сему надлежит быть и что Господу угодно, чтобы мы шли путем благочестия и добродетели с твердостью и постоянством, преодолевая все преграды с непоколебимым терпением. В терпении вашем стяжите души ваша ( Лк. 21:19 ), — говорит Спаситель. Поэтому, приготовляясь к терпению и перенесению гонений за правду, мы не должны бояться ожидаемых трудностей и не должны малодушествовать среди сего подвига, но должны уповать и утешаться, помышляя о том вожделенном обетовании, какое Господь даровал гонимым за правду: Блажени изгнани правды ради, яко тех есть Царствие Небесное ( Мф. 5:10 ). Когда терпим гонения за правду, за исполнение заповедей Христовых, тогда, что бы мы ни терпели, какие бы ни испытывали лишения, мы не должны скорбеть, наоборот, должны радоваться, помня, что этим путем, путем скорбей и болезней, мы приближаемся к Царствию Божию, приобретаем право на вожделенное наследие в обителях Отца Небесного. Как примириться с теми, кто враждует Деятельность по отношению к врагам дружелюбная, миротворная есть наилучшее средство к тому, чтобы обуздать, притупить, обезоружить вражду самую ожесточенную, погасить всякую ненависть. Никому не воздавайте злом за зло, — говорит святой апостол Павел, — но пекитесь о добром перед всеми человеками. Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми.

http://azbyka.ru/fiction/pomoshhnik-prep...

Чтобы успешнее бороться нам со своей гордостью, мешающей прощать обиды и оскорбления, мы должны почаще взирать на пример Спасителя нашего, Который, будучи злословим, не злословил взаимно; страдая, не угрожал ( 1Пет. 2:23 ), но возносил за Своих врагов и распинателей молитвы к Отцу Небесному. Так поступали и святые апостолы, и святой первомученик архидиакон Стефан. «Зачем ты ненавидишь оскорбившего тебя человека, — говорит преподобная мать Синклитикия, — не он оскорбил тебя, а диавол; питай ненависть к болезни, а не к больному». Заканчивая беседу нашу, обратим к самим себе слова святого апостола Павла: Не будьте побеждены злом, но побеждайте зло добром. Будьте в мире со всеми людьми. Солнце да не зайдет во гневе вашем (ср. Рим. 12:21,18 ; Еф. 4:26 ). Прощайте — и прощены будете и соделаетесь наследниками Царствия Божия! Аминь. Гордость: что ее питает и куда она ведет Да, есть, дорогие братия и сестры, такой порок, в котором никто из нас не хочет сознаться, но который, однако же, все мы в большей или меньшей степени имеем: это гордость и тщеславие. Но, чем менее примечаем мы его в себе, тем большая нужна с нашей стороны против него бдительность. По этой причине, пользуясь настоящим случаем для взаимного назидания, и побеседуем об этом пороке. Это особенно благовременно, потому что приближается пост, время покаяния и очищения нашего сердца, и еще потому, что мы предстоим пред ракою мощей смиренного Сергия. Предметы, которые наиболее возбуждают и поддерживают нашу гордость, — это богатство, красота и крепость телесная, слава и мудрость и, наконец, жизнь добродетельная. Поэтому один гордится своим богатством и положением, другой — своей физической силой и красотой, третий — своим умом, отличиями, заслугами или своими добродетелями, гражданскими или христианскими. Гордый услаждается мыслью, что всё это — его собственность, и тем более надмевается и превозносится, чем тверже в нем такое убеждение. Но убеждение это, без сомнения, ложное и неправильное. Ни богатство, ни слава, ни крепость, ни красота, ни почести, если не будет в человеке истинно благочестивой настроенности, не дадут ему ничего, кроме одного суетного обольщения и надменности в душе, ибо не приносят они душевного мира и счастья, но, напротив, умножают душевные скорби и лишают душу будущей вечной жизни. Всё это, всё скоро разрушается от обстоятельств, времени или болезней, потому что всякая плоть — как трава, и всякая слава человеческая — как цвет на траве: засохла трава, и цвет ее опал ( 1Пет. 1:24 ).

http://azbyka.ru/fiction/pomoshhnik-prep...

Скачать epub pdf Содержание Предисловие от редакции Содержание сих чтений из книг Священного Писания I. В книгах Священного Писания, называемых обыкновенно Библией, Бог даровал человекам Святое Слово Свое II. Учение Христианской Библии о Боге, мире и человеке III. Человечество заражено грехом, испорчено IV. Иисус Христос Сын Божий как второй Адам и Господь с небеси Алфавит Библии Стих I Стих II Стих II     Предисловие от редакции «Алфавит Библии » представляет собой одно из выдающихся творений основателя Алтайской Духовной Миссии преподобного Макария Алтайского (1792–1847). «Алфавит Библии » – это уникальный памятник миссионерской письменности, которому суждено было стоять у самых истоков православного просвещения алтайского народа, с публикацией которого архимандрит Макарий связывал все будущее развитие книгоиздания на алтайском языке. И хотя работа над «Алфавитом Библии» была завершена в 1841 г., до настоящего времени он так и не был опубликован. Более ста пятидесяти лет рукопись хранилась в Синодальном фонде ныне Российского Государственного исторического архива (РГИА) в Санкт-Петербурге и была практически невостребованной. По своему содержанию «Алфавит Библии» представляет собой обширную миссионерскую проповедь о христианском спасении, составленную преподобным Макарием исключительно из библейских текстов – стихов, извлеченных из различных книг Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Текст этой уникальной проповеди разбит на 4 части. Каждая из них содержит некоторое число последовательно нумерованных стихов «Алфавита Библии», снабженных ссылками на соответствующие им стихи Священного Писания . Всего в «Алфавите Библии» 2349 стихов. При этом часть стихов «Алфавита Библии» полностью соответствует стихам Священного Писания Нового Завета на русском языке в переводе, сделанном Российским Библейским Обществом (изд. 1823 г.). Другая часть новозаветных стихов «Алфавита Библии» была сформирована отцом Макарием в результате сокращения или объединения некоторых библейских стихов, а также включения в тот или иной стих слов из другого стиха. Перевод включенных в «Алфавит Библии» ветхозаветных стихов с древнееврейского на русский язык ранее был сделан самим архимандритом Макарием. Для 13 ветхозаветных стихов отец Макарий дает в «Алфавите Библии» новый вариант перевода, который, безусловно, представляет особый интерес для библейской текстологии.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010