За всю жизнь у нее ни разу не было пролежней, так ее Господь оберегал. Перед смертью она нам с мужем жаловалась, что уже ничего не соображает, а к ней люди приезжают целыми автобусами: «А я им ничего и сказать-то не могу». …Мы ездили к ней на могилку в монастырь. На могилке стоит простой деревянный крест. На нем написано «Потапова Мария» и годы жизни. По окружности могилка обложена белым кирпичом. Мы пришли ночью, потрогали земельку на могилке, а она оказалась теплая. Мы еще специально проверили в других местах: везде холодная, а на ее могилке теплая, даже рукам жарко. Как раньше она всех согревала своим немощным телом и пламенной молитвой, так и сейчас всех исцеляет и спасает. Упокой ее Господи!» Блаженная Алипия (1910–1988 гг.) Родилась блаженная Алипия (Агапия Тихоновна Авдеева) предположительно в 1910 году в Пензенской области в благочестивой семье Тихона и Вассы Авдеевых. Блаженная старица рассказывала, что отец был строгий, а мама очень добрая, большая труженица и очень аккуратная. Бывало, положит в передничек всяких угощений и велит ей разнести бедным в их селе, особенно много гостинцев раздавала мама в праздники. Когда пришло время учиться, Агапию отдали в школу. Сообразительная девочка всем подсказывала, её перевели в другой класс, и среди детей старше её на год Агапия отличалась умом и сообразительностью. В 1918 году родителей Агапии расстреляли. Всю ночь восьмилетняя девочка сама читала Псалтырь по умершим. Некоторое время Агапия жила у дяди, проучившись в школе только два года, отправилась «странствовать» по святым местам… В годы безверия – 10 лет провела в тюрьме, несмотря на тяжёлые условия содержания, старалась соблюдать пост, непрестанно молилась. Из воспоминаний Марии: – Много пережила Матушка в период гонений на православных: её арестовали и посадили в общую камеру… В тюрьме, где она содержалась, было много священников. Каждую ночь 5–6 человек уводили безвозвратно. Наконец, в камере осталось только трое: один священник, его сын и Матушка. Священник сказал сыну: «Давай отслужим по себе панихиду, сегодня нас к рассвету заберут»… А Матушке сказал: «А ты сегодня выйдешь отсюда живая». Отслужили панихиду, отпели себя отец и сын и ночью их увели навсегда. Матушка осталась одна: в камере неслышно отворилась дверь, вошел Апостол Петр и через черный ход вывел Матушку к морю. Шла она без пищи и воды 11 суток. Лезла по отвесным скалам, обрывалась, падала, поднималась, снова ползла, раздирая до костей локти. Но Господь сохранил ее. На руках у нее остались глубокие шрамы, которые она мне показывала. Возможно, тогда Матушка посетила Великого иерусалимского старца иеросхимонаха Феодосия 71 , который жил под Новороссийском в поселке Горный (бывшая станица Крымская). Об этом сама Матушка сказала «Я у Феодосия был, я Феодосия видел, я Феодосия знаю». Возможно, что старец благословил Матушку на великий подвиг юродства…

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В то время когда Иван Ефимович пришел в Борисовскую пустынь, там начальствовала игуменья Макария – высокой духовной жизни; порядки при ней были очень строгие. Так, например, монахиням не позволялось принимать в своих кельях мужчин, даже родного отца. Допускалось только рабочим во дворе или в сенях сделать то, что необходимо для кельи. Сёстры сварят им пищу и вынесут на крыльцо; зимой рабочие уносили горшочки на странноприёмную и там обедали. Узнав о таких строгих правилах монастыря, и не имея иной возможности видеться с единственным близким и родным ему человеком, любящий брат не останавливается перед возникшем препятствием – берёт в руки лопату и топор и идёт в указанную келью в качестве рабочего колоть дрова и чистить снег... Полуживая от болезни, мать Леонида обливалась горькими слезами, глядя в окно на своего ненаглядного «братика». С какою любовью, с какою нежностью пригубила бы она своего сиротку, но обет послушания свят, и она покорялась и молилась... Мудрая старица Алипия, зная духовное устроение своей ученицы, и как больно и тяжело её нежному и любящему сердцу, так много уже выстрадавшему, такое терзание, разрешила впустить скромного и богобоязного брата в келью, взяв на себя всю ответственность перед строгой игуменьей. О, счастливые часы! Сколько тут было пролито слёз радости и скорби, сколько воспоминаний пронеслось перед ними, сколько было высказано всего задушевного, тайного, глубокого!... Старица Алипия не раз прислушивалась к их беседе и, заметив в юноше истинное стремление к Богу и готовность к подвигу, она сказала ему: «Оставь свой Киев и иди в Оптину к старцам». Иоанн вопросительно взглянул на сестру и в её глазах прочёл ответ «послушайся». Этих слов было достаточно – Киев был забыт... На следующий день с тою же котомкой за плечами, приняв последнее благословение старицы и сестры, заменявшей ему мать, Иоанн снова пустился в путь, но уже не туда, куда влекло его сердце, а туда, куда указала ему рука послушания. Дойдя до Билева, он зашел в женский монастырь узнать, как ему добраться до Оптиной пустыни. Монахини этой обители, подобно Борисовским, все относились к старцам. Старца о. Макария уже не было в живых, и в Оптиной засветился новый светильник, – непосредственный ученик старцев Льва и Макария – старец о. Амвросий.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Optinski...

Фото: chicagodiocese.org      Сегодня, в день Вознесения Господня, совершается 40-й день памяти старейшего архипастыря Русской Зарубежной Церкви, бывшего архиепископа Чикагского и Средне-Американского Алипия, отошедшего ко Господу в день Светлого Христова Воскресения. Век XX стал для Русской Православной Церкви временем страшных и неожиданных испытаний. Казалось бы, раннехристианские гонения уже давно воспринимались археологической древностью, а мученический образ – отдалённым от реальности идеалом. Более того, постепенно начала исцеляться и рана русского раскола XVII столетия, а церковно-канонический строй, нарушенный западническими реформами, – восстанавливаться. И тут Божиим попущением Государству Российскому и Церкви Русской была послана кровавая смута, каковой не было в истории ни одной из стран и цивилизаций. Архиепископ Алипий (Гаманович). Фото: chicagodiocese.org      Сегодня уходят в вечность последние свидетели той страшной эпохи. Мы, их внуки и правнуки, ещё сохраняем живую память, переданную из уст в уста. А для того чтобы мы смогли извлечь должные уроки из случившегося, важно чтить и свято хранить память этих свидетелей, одним из которых был ушедший на 93-м году своей земной жизни архиепископ Алипий (Гаманович), легендарный архипастырь Русской Зарубежной Церкви, чей вклад в её воссоединение с Московским Патриархатом невозможно переоценить. Уход ко Господу в день Его Светлого Воскресения – особенно символичен. В Пасхальные дни лучше, чем когда-либо, ясно, что смерти нет, а наше неизбежное телесное умирание – это «новое рождение» для Жизни вечной. И когда в Свято-Троицком монастыре далёкого американского Джорданвилля, в XX веке ставшего духовным центром Русского Зарубежья, совершалось погребение владыки Алипия, церковный хор исполнял светлые и радостные Пасхальные песнопения. Таким же светлым был и сам приснопамятный владыка, искренне любимый своей не столь многочисленной, но постоянно умножающейся, в основном, за счёт природных американцев, паствой. Свято-Троицкий монастырь. Джорданвилль. Фото: www.globallookpress.com     

http://pravoslavie.ru/121673.html

   О. Лаврентий предсказал о. Алипию мученическую кончину. Он был убит сельским человеком. Но и о. Алипий сам предсказал свое погребение: однажды на Радоницу Пасхи он взял своих духовных чад монахинь и сказал: «Пойдемте с пасхальным яичком к той могиле, где никто не будет знать, кто здесь похоронен, и пропоем -Христос Воскресе! А теперь пойдемте к той могиле, где все будут знать». Игумена Алипия застрелили в яме. Монахини в военное время от испуга по быстрому сами похоронили своего дорогого Батюшку Алипия на том месте, где никто не знал. А потом немного успокоилось, и его перехоронили на то место, где все знают. О. Алипий был моряком в г. Кронштадте и по благословению святого праведного Иоанна Кронштадтского прибыл в Троице-Ильинский мужской монастырь г. Чернигова. О. Лаврентий и о. Алипий были два столпа и светильника монашеского жития, подражавшие преподобным о. Антонию и Феодосию Киево-Печерским во всем, и даже копанием пещер.    Говорила благочинная м. Виринея, что о. Лаврентий несколько раз посылал ее, чтобы она проверила и прочистила отдушину, которая была проделана вверху. Пещеры эти есть и в настоящее время, но вход в них закрыт и засыпан землей.    М. Еннафа, ин. Анна    Во время революции м. Глафира с другими единомысленными девицами решила пойти в г. Киев пешком. Тогда так и ходили. Пошли к о. Лаврентию за благословением. Он, помолившись на иконы и благословляя, сказал: «Доброе дело Бог всегда благословит! Идите, только знайте, что посреди дороги будет перестрелка, вы не бойтесь и сразу сворачивайте в жито (рожь), и выйдете на дорогу, которая поведет вас через жито, выйдете на поле, и кончится перестрелка. Выходите на главную дорогу и спокойно идите до Киева, и обратно вернетесь, благодаря Бога». Все так и было. Так берег нас Батюшка любвеобильный своими молитвами.    М. Глафира, ин. Анна    М. Глафира рассказывала: «Мы были молодыми девушками и руководились о. Лаврентием. Жили в г. Чернигове в 1-м Холодном яру у одной очень благочестивой женщины по фамилии Зайчиха.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3575...

По этому поводу его даже посетила министр культуры Екатерина Фурцева, член правительства и особа, приближенная к самому Никите Хрущеву. Она осмотрела ризницу, древнюю библиотеку, прошлась по Михайловскому Собору, задумчиво посидела в карете императрицы Анны Иоанновны, в палатах наместника вкусила монастырский обед. Между прочим, за обедом спросила отца Алипия, почему он пошел в монахи, такой красивый и видный мужчина?! Отец Алипий, наклонившись к ней, шепнул на ушко. Она посмотрела на него и, закинув голову, долго хохотала, хлопая отца Алипия по спине. С большим букетом цветов, в сопровождении послушника, нагруженного монастырскими дарами, Екатерина Шурцева уселась в блистающую черным лаком и никелем правительственную машину, в народе прозванную “членовозом”, и, довольная, отбыла во Псков. И монастырь не закрыли, вероятно, и ее заступничеством. Однако уже вечерело, и мне надо было как-то устраиваться на ночлег. Тощий, унылый послушник, беспрерывно сморкаясь в платок, повел меня к благочинному, иеромонаху Тихону. По уставу пропел под дверью: “Молитвами отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас”. За дверью раздалось: “Аминь!” Послушник открыл дверь и подтолкнул меня внутрь кельи. Отец Тихон тоже был тощ, высок, имел вид строгий, лик бледный. Он был молод, очень даже молод и удивительно похож на святого Иоасафа Белгородского . Я же был стар, сед и брадат, и опирался на костыли. Осведомившись, откуда я прибыл, отец Тихон как-то косо оглядел меня и велел мне перекреститься. Я истово исполнил это. А знаю ли я “Отче наш”? — спросил он. Я знал не только “Отче наш”, но и многое другое, например, мог наизусть прочитать семнадцатую кафизму или сдать экзамен по догматическому богословию, но я смиренно прочитал “Отче наш”. Он внимательно выслушал и, видимо, остался доволен. Я подошел под благословение. “Да, а есть ли на вас нательный крест?” Расстегнув ворот, я достал массивный серебряный крест, пожалованный мне афонским монахом старцем Патермуфием в горах Кавказа в страшное военное лето 1942 года.

http://azbyka.ru/fiction/po-svyatym-mest...

— Я весьма желаю получить молитву и благословение от дела рук его. Святой же Алипий ничего не знал о том, что делали монахи. Наконец муж тот послал еще раз узнать точно, не написаны ли уже иконы? Монахи же те, не зная, что ответить, сказали, что Алипий взял всё серебро, трижды посланное, но икон писать не хочет. Тогда христолюбивый муж тот прибыл в монастырь печерский вместе со своею дружиною, отправился к игумену Никону и рассказал ему о причине печали, нанесенной ему (якобы) Алипием. Игумен, позвав Алипия, сказал ему: — Для чего ты, брат, наносишь такую обиду сему сыну нашему, который весьма упрашивал тебя написать иконы и дал тебе серебра, сколько ты просил? Но ты, взяв так много серебра и дав обещание написать иконы, не написал их, хотя в иных случаях писал иконы и без всякой платы. Блаженный же Алипий отвечал на это: — Честный отец! Ты хорошо знаешь, что я никогда не выказывал лености в деле сем; но сейчас я совершенно не понимаю, о чем ты говоришь. Тогда игумен снова сказал ему: — Ты взял тройную цену за написание семи икон; но до сих пор ты не написал их. И тотчас, желая обличить святого, приказал принести доски, предназначенные для написания икон (доски те за день пред этим видели стоявшими в одном из монастырских строений, и на них не было ничего изображено): игумен приказал также позвать и тех монахов, чрез посредство которых оный муж передавал серебро святому, дабы сии монахи обличили Алипия. Посланные за досками, нашли их весьма искусно расписанными и принесли их к игумену; увидав сие, все, бывшие там, весьма удивились и впали в великий страх; потом с трепетом пали ниц на землю и поклонились тем образам, созданным не рукою человека, — именно образу Господню, образу Пресвятой Богородицы и прочим образам святых Божиих. Потом пришли те два монаха, которые оклеветали Алипия; не ведая ничего о сем чуде, они вступили в пререкание со святым, говоря: — Вот ты взял тройную цену, а икон писать не хочешь! Услыхав эти слова, все, бывшие там, показали тем монахам иконы, сказав:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/460/...

Но главным подвигом отца Алипия было устроение старчества в Псково–Печерском монастыре. Старчество — удивительное явление еще и потому, что не пребывает на одном месте, скажем, в каком–то конкретном монастыре. Оно странствует по земле, неожиданно расцветая то в заволжских скитах Северной Фиваиды, то в Белобережской пустыни в брянских лесах, то в Сарове, то в Оптиной. А в середине ХХ века оно нашло для себя приют в Псково–Печерской обители. И отец Алипий чутко уловил этот загадочный путь. Как самое драгоценное сокровище, он берег и умножал старчество в своем монастыре. Наместник сумел добиться разрешения на переезд в Печоры из Финляндии великих валаамских старцев. Принял после тюрем и ссылок опального иеромонаха Иоанна (Крестьянкина) — его тогда тайно привез в монастырь епископ Питирим (Нечаев). Приютил отца Адриана, вынужденного покинуть Троице–Сергиеву лавру. При отце Алипии возросло целое поколение старцев–духовников, про некоторых рассказывается в этой книге. В то время создать и сохранить такое было настоящим подвигом.   В те годы остервенелой антирелигиозной пропаганды представления о монастырях у большинства наших сограждан были совершенно дикими. Поэтому отец Алипий не удивлялся, когда ему задавали самые вздорные вопросы. С добродушным юмором, неотразимо доходчиво он приоткрывал перед людьми их простодушие и неразумное доверие грязной лжи и нелепым измышлениям. Как–то группа экскурсантов, искренних советских людей, остановила отца Алипия на пороге храма. В порыве праведного гнева они потребовали рассказать правду об эксплуатации высшим духовенством простых монахов, о притеснениях и вообще — об ужасах монастырской жизни, вычитанных ими из газет. Вместо ответа отец Алипий загадочно спросил: — Слышите? — Что — слышите? — удивились экскурсанты. — Что–нибудь слышите? — Слышим, как монахи поют. — Ну вот! Если б худо жили, то не запели бы. Коммунист, гость из Финляндии, в присутствии своих советских друзей задал отцу Алипию фирменный вопрос атеистов того времени: — А не объясните ли вы, почему космонавты в космос летали, а Бога не видели?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=67

137. Известие о обращении монаха Алипия Проводивши праздник Рождества Христова, паки пошел я в Мануиловку, к отцу Иоанну; и он весьма рад был мне. Потом начал говорить мне следующее: «Скажу тебе еще едину радость, любезный друг: ученик настоятельский, который хотел тебя убить, отец Алипий, теперь тоже оставил совершенно свой раскол, и присоединился к нам. И теперь сделался яко незлобивый агнец и ревнитель по Святой Восточной Христовой Церкви, и ежедневно приходит ко мне, и оплакивает свой грех , и нетерпеливо желает тебя видеть и испросить прощения; хотел нарочно сходить к тебе в монастырь, но боится раскольников, дабы не узнали нашей тайны». 138. Речь его к отцу Иоанну Я спросил отца Иоанна: «По какому случаю он обратился к Святой Восточной Христовой Церкви?» Отец Иоанн рассказал следующее: «Понадобилась ему стиракса 9 , и по такой нужде вошел он ко мне в келию. Потом вступил со мною в разговор, и начал говорить: «Ох! Отче, отче Иоанне! я много о тебе сожалею: человек ты смиренный и кроткий, да еще же и немощный, и всегда читаешь книги, а впал в заблуждение, и в такое жалкое пришел положение, что все тобою гнушаются, хулят, поносят и укоряют тебя, и называют еретиком, отступником, антихристом? И что тебя заставило в такое бедственное положение прийти? Неужели бы не спасся в той вере, в которой родился, и в который прожил уже более половины века?» 139. Речь отца Иоанна к отцу Алипию: почему невозможно спастись вне единой Святой Восточной Церкви, и обращение Алипия из раскола «На сие я отвечал ему: Спаси тебя, Господи, и помилуй, возлюбленный мой брат, отец Алипий, за то, что ты болезнуешь обо мне грешном и недостойном! А что меня гнушаются и поносят, и укоряют, то пусть они так делают: я того ни мало не боюсь, и не соболезную о том, но паче радуюсь и веселюсь; ибо Господь мне прибежище и помощник в скорбях, обретших мя. Он меня, Царь Небесный, утешает Своими Божественными словесами: Блажени есте, егда поносят вам, и ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще, Мене ради.

http://azbyka.ru/otechnik/Parfenij_Ageev...

Узнав о таких строгих правилах монастыря, и что никакой нет иной возможности видеться с единственным близким и родным ему человеком, любящий брат не останавливается пред возникшим препятствием – берет в руки лопату и топор и идет в указанную келью в качестве рабочего колоть дрова и чистить снег... Полуживая от болезни м. Леонида, обливалась горькими слезами, глядя в окно на своего ненаглядного «братика». С какой любовью, с какой нежностью приголубила бы она своего сиротку... но обет послушания свят, и она покорялась и молилась... Мудрая старица Алипия, зная духовное устроение своей ученицы, и как больно и тяжело ее нежному и любящему сердцу, так много уже выстрадавшему, такое терзание, разрешила впустить скромного и богобоязненного брата в келью, взяв на себя всю ответственность перед строгой игуменьей. О, счастливые часы! Сколько тут было пролито слез радости и скорби, сколько воспоминаний пронеслось перед ними, сколько было высказано всего за душевного, тайного, глубокого!... Старица Алипия не раз прислушивалась к их беседе и, заметив в юноше истинное стремление к Богу и готовность к подвигу, она сказала ему: «оставь свой Киев и иди в Оптину к старцам». Иоанн вопросительно взглянул на сестру и в ее глазах прочел ответ: «послушайся». Этого было достаточно – Киев был забыт... На следующий день, с той же котомкой за плечами, приняв последнее благословение старицы и сестры, заменявшей ему мать, Иоанн снова пустился в путь, но уже не туда, куда влекло его сердце, а туда, куда указала ему рука послушания. Дойдя до Белева, он зашел в женский монастырь узнать, как ему добраться до Оптиной Пустыни. Монахини этой обители, подобно Борисовским, все относились к старцам. Старца о. Макария уже не было в живых, и в Оптиной засветился новый светильник, – непосредственный ученик старцев Льва и Макария – старец о. Амвросий. Случилось, что в этот день две белевские монахини ехали в Оптину и, узнав, что молодой путник идет издалека и стремится к старцу, взяли его с собой на козлы. Приехав в Оптину, монахини пошли к старцу Амвросию и, между прочим, сказали ему: «Батюшка, а мы с собой привезли еще брата Ивана», называя его в шутку «братом», в виду его монашеских наклонностей. Старец серьезно на них посмотрел и сказал: «Этот брат Иван пригодится и нам, и вам». Так великий старец Амвросий, еще не зная о ком идет речь и, не видев человека, уже провидел его высокое назначение и пророчески предсказал, какую пользу он впоследствии принесет и самой Оптиной, и всем женским обителям, относящимся к старцам.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Optinski...

Совершить виртуальную экскурсию по монастырю Святыни [ править править код ] В обители хранится чудотворная икона «Всемилостивая Заступница» («Страшное Представительство») (греч. Φοβερ Προστασα), она находится в одноимённом храме, частицы Животворящего Креста Господня. Икона была создана в 13-ом или 14-ом веке. На Иконе изображена Богородица, держащая Христа в левой руке. Когда пираты прибыли для того, чтобы ограбить монастырь, благодать иконы не разрешила. И в то время как болтовые отцы услышал шум и голоса за стенами, они поняли, что икона удивительным образом напугала пиратов и они бежали с пустыми руками. Также в монастыре хранятся мощей святых: часть правой ноги праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы; рука Св. Евстратия; часть левой ноги и руки мученика Кирика; перст мученицы Марины; часть ноги Св. Евстафия Плакиды; глава преподобного Алипия Столпника; рука и часть челюсти Св. Харалампия; левая рука Григория Богослова; частица Животворящего Древа. Во владении Кутлумуша находится келья вмч. Георгия Победоносца, в которой подвизался отшельник Киприан, замученный турками в 1679 году в Константинополе за исповедание христианства и обличение магометанства. Особо ценным предметом искусства является резной деревянный иконостас храма, полом из мраморных плит и фресками XVI века знаменитной Критской школы. Паломники могут поклоняться иконе Преображения Господня и затем иконе Пресвятой Богородицы. Престольные праздники [ править править код ] Паломнику [ править править код ] Телефон: +30 23770 23226 (канцелярия отвечает на звонки с 12:00 до 14:30). Проезд: Монастырь находится посредине северо-восточного склона Афона , около Кареи. Паломники могут попасть в монастырь Кутлумуш от Дафни на автобусе. От монастыря Кутлумуш могут идти дальше в направлении: а)в монастырь Ставроникита (1час 15мин ходьбы); б)в монастырь Пантократор (1час 30мин ходьбы); в) в монастырь Ивирон (1час 30мин ходьбы); г)в монастырь Ксенофонт (2часа 30мин ходьбы); д)в монастырь Ксиропотам (2часа 30мин ходьбы); е)в монастырь св. Пантелеимона (3часа 15мин ходьбы).

http://azbyka.ru/palomnik/Монастырь_Кутл...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010