«Он был прозорливым – это точно!» Памяти архимандрита Алипия (Воронова). Часть 2 Для архимандрита Алипия (Воронова) война и после окончания Великой Отечественной не прекратилась. Он как был воином, так и на фронте защиты уже вверенной ему Господом и Божией Матерью Псково-Печерской обители им оставался, ближе всего к сердцу принимая Евангелие. Продолжение воспоминаний о Великом наместнике Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря архимандрите Алипии (Воронове), чье 70-летие поступления в монастырь и 45-летие преставления ко Господу в этом году отмечаем. Неверующих надо брать на абордаж Владимир Анатольевич Студеникин : Архимандрит Алипий (Воронов) – После окончания школы я пытался было поступать в духовную семинарию в Загорске (ныне Сергиев Посад – Ред. ). Меня не приняли, потому что я не служил в армии. Что делать, чтобы на следующий год попасть-таки в семинарию, я не знал. Благочестивые люди посоветовали мне отправиться в Псково-Печерский монастырь... Здесь тогда был наместником архимандрит Алипий (Воронов). Год под его руководством, вероятно, каким-то непостижимым образом приравнивался к срочной службе... Поскольку на будущий год я уже беспрепятственно был зачислен в семинарию, а потом и в академию. Настоятель храма, где я был прихожанином, написал мне сопроводительное письмо на имя наместника с просьбой, чтобы меня здесь приняли. Захожу во святые врата Псково-Печерской обители, и первый, кого я вижу, – отец Алипий! Он шел с хворостинкой. – Ну, хорошо, что ты сюда приехал, – поднял он на меня глаза, бегло ознакомившись с врученным мною письмом. Время было обеденное, примерно час дня. Приводит меня в трапезную и усаживает прямо за центральный стол, где сидит обычно старшее духовенство... А мне всего-то 15 лет! Как же было важно и просто по-человечески приятно таким, как я мальчишкам, общаться с отцом Алипием! Поселил он меня под своими покоями. В начале каждого трудового дня мы с такими же, как я, вроде как трудниками, дружно спешили было на послушания, но, как всегда, замирали у Дома наместника... Его хозяин выходил на балкон (тем, кто не видел это воочию, наверняка известна по крайней мере фотография)… И он начинал с нами беседовать. Всё остальное для нас переставало существовать. Трудники, семинаристы, паломники собирались послушать и поглазеть на это всегда захватывающее действо. Несколько часов, как правило, мы так стояли, задрав головы. Ему можно было задавать любые вопросы. Все его рассказы были назидательны и искрометны.

http://pravoslavie.ru/132976.html

В Крыму будет образован новый монастырь Киев, 2 апреля 2015 г. На заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви, состоявшемся 1 апреля 2015 года, был рассмотрен рапорт Преосвященного епископа Джанкойского и Раздольненского Алипия об образовании мужского монастыря в честь Преображения Господня в Джанкойской епархии (АР Крым).      Синод принял решение об открытии обители в с. Раздольное Раздольненского района АР Крым, на основе прихода Спасо-Преображенского кафедрального собора, сообщает сайт УПЦ. «Все три епархии Крыма - Симферопольская, Феодосийская, Джанкойская - является частью УПЦ. В церковно-юридическом плане ничего не изменилось. Подтверждение тому - открытие нового монастыря Украинской Православной Церкви в Джанкойской епархии, согласно рапорту епископа Джанкойского и Раздольненского Украинской Православной Церкви Алипия», - прокомментировал решение Священного Синода управляющий делами УПЦ митрополит Антоний. «Новая редакция уставов, утвержденная Священным Синодом Украинской Православной Церкви, не предусматривает никаких изменений в праве собственности на церковное имущество в Крыму. Более того, по законодательству Украины УПЦ не является юридическим лицом, поэтому она не владеет и не распоряжается имуществом. Владельцами церковного имущества в Крыму являются или епархиальные управления, или конкретные религиозные общины. Именно они как юридические лица и распоряжаются своим имуществом», - пояснил управляющий делами УПЦ. «Крымские епархии остаются составной частью УПЦ, однако мы не имеем никаких юридических рычагов для защиты церковного имущества в Крыму», - отметил владыка. «Перед нами стоит более глобальный вопрос - о характере государственно-церковных отношений на Украине. К сожалению, надо признать, что сами принципы государственно-церковной взаимодействия на Украине остаются четко не установленными. В сфере взаимоотношений между Церковью и государством больше непрозрачного и непонятного, чем четко установленного и урегулированного», - констатировал митрополит Антоний. Владыка напомнил, что более десяти лет назад Всеукраинский Совет Церквей и религиозных организаций создал проект Концепции церковно-государственных отношений на Украине. «Однако до сих пор это так и остается проектом. Возможно, мы должны задуматься над тем, чтобы заключить между государством и религиозными конфессиями соглашения, которые бы четко устанавливали характер нашего взаимодействия », - подытожил управляющий делами УПЦ. 2 апреля 2015 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/78350.html

ПОСТАНОВИЛИ: 1) Благословить открытие Михаило-Архангельского мужского монастыря в городе Юрьеве-Польском Владимирской области. 2) Назначить игумена Афанасия (Селичева) настоятелем Михаило-Архангельского мужского монастыря города Юрьева-Польского Владимирской области. СЛУШАЛИ: 2. Прошение Преосвященного митрополита Воронежского и Борисоглебского Сергия о назначении монахини Елены (Золотухиной) настоятельницей Спасского женского монастыря села Костомарово Подгоренского района Воронежской области. ПОСТАНОВИЛИ: Назначить монахиню Елену (Золотухину) настоятельницей Спасского женского монастыря села Костомарово Подгоренского района Воронежской области с возложением наперсного креста по должности. СЛУШАЛИ: 3. Прошение Преосвященного епископа Иваново-Вознесенского и Кинешемского Иосифа о назначении игумена Варфоломея (Коновалова) настоятелем Свято-Успенского мужского монастыря города Иваново. ПОСТАНОВИЛИ: Назначить игумена Варфоломея (Коновалова) настоятелем Свято-Успенского мужского монастыря города Иваново. СЛУШАЛИ: 4. Прошение Преосвященного архиепископа Красноярского и Енисейского Антония о благословении на переименование Свято-Спасского Енисейского мужского монастыря в городе Енисейске Красноярского края в Спасо-Преображенский Енисейский мужской монастырь. ПОСТАНОВИЛИ: Благословить переименование Свято-Спасского Енисейского мужского монастыря в городе Енисейске Красноярского края в Спасо-Преображенский Енисейский мужской монастырь. СЛУШАЛИ: 5. Прошение Преосвященного архиепископа Ростовского и Новочеркасского Пантелеимона об освобождении игумена Алипия (Филина) от обязанностей наместника Свято-Покровского мужского монастыря села Верхне-Макеевка Кашарского района Ростовской области по состоянию здоровья и о назначении на эту должность иеромонаха Софрония (Шершеня). ПОСТАНОВИЛИ: 1) Освободить игумена Алипия (Филина) от обязанностей наместника Свято-Покровского мужского монастыря села Верхне-Макеевка Кашарского района Ростовской области. 2) Назначить иеромонаха Софрония (Шершеня) наместником Свято-Покровского мужского монастыря села Верхне-Макеевка Кашарского района Ростовской области.

http://mospat.ru/archive/86314-zhurnaly-...

Искренне Вас уважающий и глубоко преданный Патриарх Алексий» ( см. здесь ). Господь попустил войну, чтобы в открывшуюся Лавру пришли недавние фронтовики, будущие схиархимандрит Пантелеимон (Агриков), архимандрит Кирилл (Павлов), архимандрит Алипий (Воронов)… Архимандрит Алипий (1914-1975) принял монашеский постриг в Троице-Сергиевой Лавре в 1950 году. Во время Великой Отечественной войны гвардии рядовой Иван Михайлович Воронов в составе 4-й танковой армии прошёл с боями от Москвы до Берлина, имел много боевых наград. В 1959-1975 годах отец Алипий был наместником Псково-Печерского монастыря. «Шестнадцать монахов – участники войны, в том числе и я», – говорил он. По словам митрополита Тихона (Шевкунова), «главным подвигом отца Алипия было устроение старчества в Псково-Печерском монастыре». Во время хрущёвских гонений, когда ему привезли постановление о закрытии обители с подписью тогдашнего главы Правительства, он его просто сжёг, и монастырь не был закрыт. «Неужели отстоять монастырь было так просто?» – спросили однажды насельника обители архимандрита Нафанаила. «Просто? – ответил он. – Во всём нужно видеть помощь Богородицы. Без Неё как могли отстоять?» Архимандрит Алипий (Воронов) Одно из воспоминаний отца Алипия о войне может помочь нам реально представить себе, в каком положении был Верховный Главнокомандующий осенью 1941 года. «Война была такой чудовищной, такой страшной, – вспоминал батюшка, – что я дал слово Богу: если в этой страшной битве выживу, то обязательно уйду в монастырь. Представьте себе: идёт жестокий бой, на нашу передовую лезут, сминая всё на своем пути, немецкие танки, и вот в этом кромешном аду я вдруг вижу, как наш батальонный комиссар сорвал с головы каску, рухнул на колени и стал… МОЛИТЬСЯ... Да-да, плача, он бормотал полузабытые с детства слова молитвы, прося у Всевышнего, Которого он ещё вчера третировал, пощады и спасения... И понял я тогда: у каждого человека внутри Бог, к Которому он когда-нибудь придёт!» Протоиерей Валериан Кречетов вспоминал: «При советской власти у нас чего только не было. Известна же история, как умер бывший секретарь одной парторганизации завода. Коллеги пришли его хоронить, а он в гробу в схиме лежит! Значит, можно было и при той власти даже схимниками быть в мipy» (Живое преемство Церкви. К 50-летию священства протоиерея Валериана Кречетова. М.: Изд-во «Покровский сад», 2019, с. 50).

http://ruskline.ru/analitika/2023/10/20/...

Один благочестивый христианин соорудил на Киевском Подоле церковь и желал для украшения церкви иметь семь больших икон. Пришёл он в Печерский монастырь к знакомым ему двум монахам, дал им довольно серебра и доски, изготовленные для икон, и просил их договориться с известным иконописцем Алипием. Преподобный Алипий был весьма искусен в иконописании и много писал икон для игумена и братии. Если слышал, что где-нибудь в церквах ветхие иконы, то поправлял их, не требуя платы. Только Божественная служба отвлекала его от иконописания, а большую часть ночи он проводил в молитве и пении. Присутствие Божественной благодати обнаруживалось в нем силою чудотворения: как лекарством, помазывал он своими вапами 88 больных, и они исцелялись. Знакомые заказчика несколько раз брали с него деньги, будто бы по приказанию Алипия, но деньги удерживали у себя и ничего о том не говорили прп. Алипию. Наконец объявили, что Алипий не хочет писать иконы. На Алипия принесена была жалоба прп. игумену Никону. Алипий говорил, что он ничего не слыхал о заказе икон. Во изобличение ему приказано было принести доски, на которых в прошедший день ничего не было написано. Доски были принесены, и с удивлением все увидели на них священные изображения. На одной из этих икон был изображён Спаситель, на другой Богородица с Предвечным Младенцем, на прочих лики святых. Монахи, взявшие деньги, были изгнаны из монастыря как клеветники. Иконы были поставлены в церкви, для которой предназначались. Божественная благодать прославила сии иконы. Вскоре случился сильный пожар, захвативший весь Подол, и церковь эту истребил. В пепле сгоревшей церкви чудесные иконы найдены были без малейшего повреждения. Великий князь Владимир Мономах был свидетелем этого чуда и одну икону с изображением Пресвятой Богородицы с Младенцем взял и перенёс в Ростов, где она прославилась многими чудесами. По повелению Владимира Мономаха икона была поставлена в числе местных в каменной церкви Успения Богоматери. Своды церкви рушились, но икона осталась цела и поставлена в дубовой церкви. В 1160 году случился большой пожар, и эта церковь сгорела, но иконы не коснулся огонь. В 1213 году заложен был храм Успения каменный; в 1408 году был опять ужасный пожар в Ростове; растопилась крыша соборной церкви; своды и глава пали внутрь; пламень пожирал иконы и утварь церковные, но чудесная икона не пострадала от огня. 15.08. Крымская-Мариупольская

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

таин имеют губительную силу умерщвлять? Срамно об этом и подумать! Болезнями часто Бог наказывает человека за грехи, а покаяние нередко возвращает здравие человеку. Манассии – царю Израильскому, Бог обещал через пророка здравие, если Манассия раскается в своих грехах; раскаялся Манассия в своих грехах и исцелел. Сам Спаситель, исцеляя больных, прежде всего отпускал им грехи, как причины болезни. Так, Он, исцеляя больного разслабленного жилами, прежде всего отпустил ему грехи, потом уже исцелил: сперва произнес: чадо, отпущаются тебе греси; потом сказал: «востани... возьми одр твой, и ходи» ( Мк. 2:5, 11 ); то же сказал другому 38-летнему недужному, исцелив его от недуга разслабления: «се здрав еси: ктому не согрешай, да не горше ти что будет» ( Ин. 5:14 ). Если раскаяние во грехах бывает причиною не болезни и смерти, а жизни и здоровья, то тем паче приобщение св. таин. Не сам ли ты читаешь за священником: «Да не в суд или во осуждение будет мне причащение святых Твоих таин, Господи, но во исцеление души и тела»? Нет, православные христиане, не опасайтесь во время своей болезни приглашать священника для исповеди и приобщения св. Тела и Крови Христовых; через сие видимо иногда обнаруживалась чудодейственная сила Божия, исцеляющая больных. Для примера разскажем вам, что пишется в житии св. Алипия («Ч.-М.» жит. св. Алипия, авг. 17). Был некто в Киеве человек богатый, который страдал самою тяжкою болезнию – проказою. Долго лечившись у врачей, он не получил никакой пользы. Тогда один из друзей его посоветовал идти в Киево-Печерский монастырь и просить преподобных отцов печерских, Антония и Феодосия, чтоб их молитвами подал Бог ему здравие; больной, вынужденный усиленными просьбами своего друга, хотя и пошел в обитель Печерскую, но не вполне верил в силу молитв препод. Антония и Феодосия. Как скоро он представлен был игумену обители Печерской, игумен велел напоить его и умыть ему лицо и голову водою из колодезя преп. о. Феодосия. Как скоро он напился воды и умылся, то тотчас воскипел весь гноем за то, что не с полною верою в молитвы св.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Рассуждение Не попускает Господь Своим верным служителям быть посрамленными. Нередко случалось, что Христовы мученики, поруганные и осмеянные на судилищах, вдруг творили некое чудо, наводившее страх на неверующих. Либо идолы падали, либо громы разрушали языческие храмы, либо внезапный ливень угашал костер, приготовленный к их сожжению, либо мучители сами били себя камнями и палками и т. д. Так, Антипатр, мучитель святого Мирона, во время истязаний сего Божия человека вдруг сошел с ума и умертвил самого себя. Преподобный Алипий иконописец был уже на закате своих дней, когда получил заказ от одного человека написать икону Успения Пресвятой Богородицы. Так как сей праздник [уже] приближался, заказчик несколько раз приходил посмотреть, готова ли икона. Но икона не была даже начата вплоть до кануна самого праздника Успения, когда ее нужно было ставить [на аналой] в церкви. Когда тот человек в полном отчаянии побрел домой, внезапно в келье Алипия оказался некий юноша, который немедленно сел живописать икону. Работал он очень спешно и весьма искусно. Когда икона была готова, то засияла она как солнце. Показав ее изумленному Алипию, юноша взял икону и отнес в ту церковь , для которой она и была заказана. Наутро заказчик пришел в храм и, к великому удивлению, увидел икону на своем месте. Тогда пришел он в Киево-Печерский монастырь и вместе с игуменом вошел в келью преподобного Алипия. «Как и кто живописал икону этому человеку?> > – спросил игумен. И больной Алипий ответил: «Живописал Ангел; и вот, теперь стоит он здесь, чтобы взять меня». Произнеся [эти слова, преподобный Алипий] испустил дух. Созерцание Да созерцаю Божию кару над Саулом за непослушание (1 Цар. гл. 15), а именно: 1) как Бог повелел Саулу не щадить Амалика и не брать ничего из его скота; 2) как Саул пощадил Агага, царя Амаликитского, и позволил [народу] взять всё лучшее из неприятельских стад; 3) как Самуил объявил Саулу, что Бог отверг его за непослушание и за самовольное принесение жертвы Богу без священника. Проповедь о духоносном Божественном Младенце

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Византийские художники, вызванные для росписи Киево-Печерского храма, и были одними из числа первых насадителей византийской иконописи в Русской земле. Они, по словам Патерика, вместе с мастерами-каменоздателями, живот свой скончали в Печерском монастыре и были погребены в нем в особом притворе. Благодаря им, здесь образовалась своя живописная в некотором роде школа, в которой учились иконному мастерству природные русские и между ними преподобный Алипий Печерский. В ранней молодости он отдан был своими родителями в научение «иконного писания» греческим мастерам; в качестве ученика помогал им при отделке мозаикой и живописью великой Печерской церкви и за время расписывания последней хорошо изучил иконописное искусство. Иконы писати, – замечает о нем биограф, – хитр бе зело». Постриженный в иноки, он все время, свободное от церковных служб и келейного правила, проводил в писании икон: работал на игумена, братию и свой монастырь, снабжал своим рукоделием сторонние церкви, принимал заказы от частных лиц и все это делал не ради прибытка и не требуя вознаграждения себе за труд. Работою своей платил он за краски; полученное от христолюбцев за иконы шло у него на милостыню нищим. Разумеется, дорого ценились произведения, выходившие из кельи искусного и добродетельного иконника, к тому же еще при жизни прославленного от Бога даром врачевания болезней. Иконы Алипиева письма были известны не только между простыми христолюбцами, но и людьми знатными, как в Киеве, так и далеко за пределами его области. Всей душой преданный своему рукоделию, преп. Алипий не переставал писать иконы до самой своей смерти. Достоверно не известно, были ли у него ученики; но позднейшее сказание, занесенное в русский иконописный подлинник, об одном из печерских чудотворцев, по имени Григорий, передает, что он «был сотрудником преп. Алипия» и написал много икон. Жизнеописатель последнего – печерский инок Поликарп прикровенно дает понять, что к авторитетному голосу преп. Алипия чутко прислушивались другие живописцы, бывшие уже в то время в Киеве в не малом числе. 265

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Golu...

Отец Лаврентий предсказал отцу Алипию мученическую кончину. Он был убит сельским человеком. Но и отец Алипий сам предсказал свое погребение: однажды на Радоницу Пасхи он взял своих духовных чад монахинь и сказал: «Пойдемте с пасхальным яичком к той могиле, где никто не будет знать, кто здесь похоронен, и пропоем – Христос Воскресе! А теперь пойдемте к той могиле, где все будут знать». Игумена Алипия застрелили в яме. Монахини в военное время от испуга по-быстрому сами похоронили своего дорогого батюшку Алипия на том месте, где никто не знал. А потом немного успокоилось, и его перехоронили на то место, где все знают. Отец Алипий был моряком в городе Кронштадте и по благословению святого праведного Иоанна Кронштадтского прибыл в Троице-Ильинский мужской монастырь города Чернигова. Отец Лаврентий и отец Алипий были два столпа и светильника монашеского жития, подражавшие преподобным отцам Антонию и Феодосию Киево-Печерским во всем, и даже копанием пещер. Говорила благочинная монахиня Виринея, что отец Лаврентий несколько раз посылал ее, чтобы она проверила и прочистила отдушину, которая была проделана вверху. Пещеры эти есть и в настоящее время, но вход в них закрыт и засыпан землей. Монахиня Еннафа, инокиня Анна Во время революции монахиня Глафира с другими единомысленными девицами решила пойти в город Киев пешком. Тогда так и ходили. Пошли к отцу Лаврентию за благословением. Он, помолившись на иконы и благословляя, сказал: «Доброе дело Бог всегда благословит! Идите, только знайте, что посреди дороги будет перестрелка, вы не бойтесь и сразу сворачивайте в жито (рожь), и выйдете на дорогу, которая поведет вас через жито, выйдете на поле, и кончится перестрелка. Выходите на главную дорогу и спокойно идите до Киева, и обратно вернетесь, благодаря Бога». Все так и было. Так берег нас батюшка любвеобильный своими молитвами. Монахиня Глафира, инокиня Анна «Мы были молодыми девушками и руководились отцом Лаврентием. Жили в городе Чернигове в 1-м Холодном яру у одной очень благочестивой женщины по фамилии Зайчиха.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/besedy...

160 Великий Скит у Карпатах. Т. 2: Великий Скит у документах XVII-XXI ст./ред. М. Кугутяк. 2015. С. 273–287. 161 Порфирий Успенский , еп. Описание монастырей афонских в 1845–1846 гг. СПб.,1848. С. 121; Шумило С. В. «Духовное Запорожье» на Афоне. Малоизвестный казачий скит «Черный Выр» на Святой Горе. К.: Издательский отдел УПЦ, 2015. С. 66. 176 АРПМА. Оп. 16. Д. 64. Док. А000408. Грамота царя Михаила Феодоровича о приезде в Москву игумена Русика за милостыней (1626). Л. 1. 177 Акты Пантелеимонова монастыря. С. XIX; Муравьев А. Н. Сношения России с Востоком по делам церковным. СПб., 1860. Ч. 2. С. 36; Азария (Попцов), мон. По поводу вопроса об Афонском монастыре святого Пантелеймона. СПб., 1874. С. 28; Соловьев А. В. История русского монашества на Афоне//Записки Русского научного института в Белграде. Белград, 1932. Вып. 7. С. 154. 178 Акты Пантелеимонова монастыря. С. XIX; Муравьев А. Н. Сношения России с Востоком. С. 36; Азария (Попцов), мон. По поводу вопроса об Афонском монастыре. С. 28; Соловьев А. В. История русского монашества на Афоне. С. 154. 180 Акты Пантелеимонова монастыря. С. XV-XVIII; История Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне с древнейших времен. Т. 4. С. 220–221, 229, 231, 232–233. 181 АРПМА. Оп. 16. Д. 10. Док. А000404. Договор между монастырями Алипия и святого Пантелеймона об использовании русской обителью принадлежащей обители Алипия якорной стоянки Кале Агра (1422). Л. 1; 182 Леонид (Кавелин) , архим. О соединении под общим управлением болгарского Рыльского и русского Афонского монастырей. «Чтения в императорском обществе истории и древностей российских при Московском университете». 1869, июль – сентябрь. Кн. 3. С. 5–6; Илков Д. Няколко паметници от Рилския манастир. III. Договор на Рилския манастир с Пантелеймоновския//СНУНК. 1895. Т. 12; Дылевский Н. М. Договор 1466 г. между болгарским Рыльским монастырем и обителью Пантелеймона – Русиком на Афоне. По случаю исполнившегося его пятисотлетия//Etudes Balkaniques. V. 5, 1969. 2. P. 81–98; Его же. Рыльский монастырь и Россия в XVI-XVII вв. София, 1974. C. 36–38;.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010