Многим известны слова М.В. Ломоносова: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет своего будущего». Сказано русским гением точно, емко, справедливо. Но находятся среди нас и такие, кто пытается это опровергнуть «лукавыми мудрствованиями». Говорят, допустим, что копание в прошлом бессмысленно, поскольку понять людей, живших в минувшие столетия – их мысли, поступки, совершенные под воздействием каких-то внешних и внутренних факторов – невозможно. Еще эти «мудрецы» утверждают, что прошлое в значительной степени строится на мифологии. Дескать, так надо государственному строю страны для формирования в народе определенных качеств. Вступать с ними жаркие дискуссии? Или отвечать действиями? Например, включением в кропотливую работу по изучению своего прошлого, которая, кстати, серьезно ведется сейчас во многих российских монастырях. Ведется она и в Новосильском Свято-Духовом монастыре на Орловщине, и вовсе не мифология, а выверенные факты, подтвержденные документально, помогают увидеть реальную картину: каким был монастырь в ту или иную пору, какой была братия. Об этом мы беседовали с насельником обители иеродиаконом Нафанаилом (Бобылевым) – доктором педагогических наук, кандидатом филологических наук, профессором, Почетным работником высшего профессионального образования РФ. Имея искреннее, непреложное душевное желание... Отец Нафанаил, недавно Вы выступили на научно-практической конференции, проходившей в рамках Переславского форума на базе Феодоровского женского монастыря в Переславле-Залесском, и рассказали о мученической кончине трех монахов из Новосильской обители. Чувствовалось, что для Вас эта тема, если можно так выразиться, животрепещущая...      Она животрепещущая для всех нас ­– и для наместника монастыря игумена Александра (Маслова), и для братии, и для прихожан. Узнали мы о наших страдальцах не так давно. Где-то весной 2019 года я просматривал публикации новосильского краеведа Антонины Петровны Балабановой, размещенные на сайте Проза.ру, и «набрел» на материал о репрессированных за веру жителях Новосильского уезда. Значительную часть статьи Антонина Петровна посвятила судьбе иеродиакона Никона (Голенищева-Кутузова) и монаха Алипия (Воробьева), принявших постриг весной 1919 года и расстрелянных в октябре того же года на основании обвинения в контрреволюционной деятельности. Они пришли в обитель незадолго до революции, всею душою стремясь к беззаветному служению Богу, и не переменили своего решения, несмотря на беспощадную политику большевиков по отношению к верующим, а особенно – к священнослужителям, к монашествующим. В статье приводились выдержки из подлинных документов – прошений монахов, рапортов священноначалию настоятеля обители архимандрита Лазаря.

http://pravoslavie.ru/146732.html

Архимандрит Тихон (Шевкунов). Проповедь после панихиды на Радоницу (памяти архимандрита Антипы) ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ СБОРНИК ДУШЕПОЛЕЗНЫХ ТЕКСТОВ [Главная] [Сомневающемуся] [Новоначальному] [Общество] [Вопросы] [Мамам и папам] [Россия] [Библиотечка] [Новости] [Крохотки] [Гостевая] ГЛАВНАЯ СОМНЕВАЮЩЕМУСЯ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ОБЩЕСТВО ВОПРОС - ОТВЕТ МАМАМ И ПАПАМ РОССИЯ ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕЧКА КРОХОТКИ НОВОСТИ ГОСТЕВАЯ ПРОПОВЕДЬ НА РАДОНИЦУ О СВЯЩЕННОМУЧЕНИКЕ АНТИПЕ Архимандрит Тихон (Шевкунов) Проповедь после панихиды на Радоницу, 23 апреля 2001 г. (памяти архимандрита Антипы) Христос воскресе! Некогда один подвижник Киево-Печерской лавры в день святой Пасхи пришел в знаменитые пещеры, где похоронены сотни монахов, и от полноты чувств, переполнявших его, воскликнул: " Христос воскресе! " . - " Воистину воскресе! " , - услышал он дружный ликующий ответ. Так приветствовали его умершие монахи, жители иного мира, насельники пещерных гробов - граждане Небесного Царствия. Сегодня и мы за послушание святой Церкви в учиненный день пасхального поминовения усопших - Радоницы - тоже дерзновенно взываем к мертвым: ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!.. И слышим их ответ. Одним из таких ответов была жизнь и смерть одного из почивших подвижников Псково-Печерского монастыря архимандрита Антипы, память которого мы тоже отмечаем сегодня в день его тезоименитства. Отец Антипа пришел в монастырь после войны. Ему, как и немалому числу солдат и офицеров, Господь помог остаться в живых, отвел смерть и Сам призвал к монашескому служению. Такое же великое событие - спасение Богом от смерти во время войны и призвание к монашеству - было и в жизни наместника монастыря архимандрита Алипия. Отец Антипа стал духовным сыном схиигумена Саввы. Он много лет подвизался в обители, был чрезвычайно добр, всегда и ко всем приветлив и никто не видел его даже сердившимся, несмотря на то, что каждый день множество людей приходили к о. Антипе на исповедь, за советом. А по ночам батюшка принимался за самое заветное свое дело - молитву (более всего он любил читать Псалтирь и акафисты) и нескончаемое поминовение синодиков - живых и умерших. Он говорил нам, молодым послушникам, насколько важно церковное поминовение: " Только бы умереть так, чтобы тебя поминали в Церкви! Молитва за живых и умерших и на литургии и на кафизмах, когда читают неусыпаемую Псалтирь, имеет невиданную силу, которая и демонов сокрушает, и сердца умягчает, и умилостивляет Господа так, что и грешников возводит из ада " .

http://zavet.ru/antipa.htm

Митрополит Волоколамский Иларион возглавил празднование дня памяти преподобного Серафима Саровского в Серафимо-Дивеевском монастыре 16 января 2019 г. 11:57 По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион посетил Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь , где возглавил празднование дня памяти преподобного Серафима Саровского. 14 января 2019 года, в канун праздника, митрополит Иларион с сонмом архипастырей совершил в Троицком соборе обители, где пребывают мощи святого, малую вечерню с акафистом преподобному Серафиму Саровскому и всенощное бдение. 15 января в Троицком соборе была отслужена праздничная Божественная литургия. Богослужение в день памяти преподобного Серафима возглавил митрополит Волоколамский Иларион. Его Высокопреосвященству сослужили митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий , митрополит Валентин (Мищук) , митрополит Чебоксарский и Чувашский Варнава , митрополит Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн , митрополит Иваново-Вознесенский и Вичугский Иосиф , митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим , викарий Нижегородской епархии епископ Балахнинский Илия , епископ Ардатовский и Атяшевский Вениамин , епископ Канашский и Янтиковский Стефан , епископ Выксунский и Павловский Варнава , епископ Альметьевский и Бугульминский Мефодий , епископ Сердобский и Спасский Митрофан , епископ Лысковский и Лукояновский Силуан , настоятели мужских монастырей, другие клирики епархии. В храме вместе с многочисленными паломниками и прихожанами молились настоятельница Дивеевского монастыря игумения Сергия (Конкова) с сестрами обители, настоятельница Макарьевского Свято-Троицкого Желтоводского монастыря игумения Михаила (Орлова), настоятельница Выксунского Иверского монастыря игумения Антония (Миронова), настоятельница Николаевского Георгиевского Абабковского монастыря игумения Никона (Желякова), настоятельница нижегородского Крестовоздвиженского монастыря игумения Филарета (Гажу), настоятельница Покровского монастыря (село Лукино Богородского района) игумения Гавриила (Суханова), настоятельница Дальне-Давыдовского монастыря игумения Руфина (Тарасенко), настоятельница арзамасского Николаевского монастыря игумения Филарета (Шевченко), настоятельница Крестовоздвиженского монастыря в деревне Быдреевка игумения Иулиания (Петрова), настоятельница Спасского монастыря ( Симбирская епархия ) игумения Сергия (Вотрина), настоятельница Свято-Троицкого Островоезерского монастыря в городе Ворсма монахиня Серафима (Беляева), настоятельница архиерейского подворья Арзамасского Новодевичьего Алексия, человека Божия, монастыря монахиня Феогноста (Гончарова), настоятельница архиерейского подворья Мало-Пицкого монастыря в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» инокиня Филарета (Андрейко), настоятельница нижегородского архиерейского подворья храма святых равноапостольных Кирилла и Мефодия инокиня Алипия (Андрейко).

http://patriarchia.ru/db/text/5354597.ht...

«Мы смотрим на икону как на диковинный артефакт» Открылась выставка авторской иконы «Современные иконописцы России» 11 декабря, 2015 Открылась выставка авторской иконы «Современные иконописцы России» В выставочном зале «Царская башня» 11 декабря 2015 года открылась выставка «Современные иконописцы России». Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, Содружество в поддержку современной христианской культуры «Артос» и Гильдия храмоздателей представят масштабный проект современного христианского искусства. Более 50 мастеров, включая архимандрита Зинона (Теодора), протоиерея Андрея Давыдова, Ирину Зарон, Ольгу Шаламову и Александра Чашкина, покажут свои работы, многие из которых ранее можно было увидеть только в храмах, разбросанных по всему миру и никогда прежде — в одном зале. Москвичи смогут оценить не только работу разных мастерских, но и традиции учебных заведений: иконописную школу Московской духовной академии и Свято-Тихоновского университета, а также школу святого Алипия Печерского из Дубны. Рядом с признанными современными классиками — работы молодых талантов. «Это нужно, чтобы показать, что молодые тоже могут писать достойные иконы, что есть у мастеров достойная смена», — отмечает организатор выставки искусствовед Ирина Языкова.   Выставка станет первым шагом к открытию музея современной иконы. Часть представленных работ была написана специально для музея и войдет в состав экспозиции, — сообщил, открывая выставку, епископ Троицкий Панкратий. После безжалостной к православному искусству советской эпохи, гонений большевиков, икона выстояла и выстояла достойно. «Преемственности нет, мы смотрим на икону, как на диковинный артефакт», — утверждают сами мастера, отмечая при этом, что икона XX века, стала иконой авторской, и значит — произведением искусства, а не бизнесом и не трудом ремесленников, старающихся угодить заказчику. Чем же отличается от византийской классики современная иконописная школа? «Могу отказаться от заказа, если не понимаю, как написать» Ирина Зарон родилась во Владикавказе. В 1980 году окончила отделение Монументальной Живописи МВХПУ (б. Строгановское) у профессора Г.М. Коржева. Член Союза Художников России с 1982 года. С 1972 года принимает участие в выставках. Работы находятся в Государственном Русском Музее, музеях и частных собраниях  России, США и Европы. Живёт и работает в Москве.

http://pravmir.ru/myi-smotrim-na-ikonu-k...

Отцы Киево-Печерской Лавры Подвиг Антония Печерского был не только суров, но, видимо, и мрачен; но он оправдывается тем просвещением души, которое сделало святого Антония учителем Феодосия. 23 июля, 2014 Подвиг Антония Печерского был не только суров, но, видимо, и мрачен; но он оправдывается тем просвещением души, которое сделало святого Антония учителем Феодосия. В день памяти преподобного Антония Печерского — день Ангела митрополита Сурожского Антония предлагаем вашему вниманию статью владыки об отцах Киево-Печерской Лавры. Когда в десятом веке Русь стала христианской, монашеская жизнь Византийской империи уже достигла своего апогея; борьба между иноками и императорами увенчалась победой Церкви: словом и кровью монахи отстояли ее независимость. Иноков, ливших свою кровь в этой борьбе, окружало всеобщее почитание. Большие цареградские обители, как, например, Студийский монастырь, своими школами, библиотеками, приютами для сирот и престарелых глубоко влияли на умственную и общественную жизнь Цареградской империи: люди, отрешившиеся от мира, но проникнутые к нему сильной, сострадательной любовью, безбоязненно произносили над человеческой неправдой свой суд. Эти черты определили тип и киевского монашества. Правда, первые монастыри, созданные князьями по образцу византийских, бывали часто бледными копиями живой, полнокровной иноческой действительности Византии. Но вскоре Русь начала создавать свою самобытную монашескую традицию. Без помощи со стороны, трудами и подвигом святых преподобных Антония и Феодосия выросла подлинно русская Киево-Печерская обитель, пережившая все трагедии истории, давшая древней Русской Церкви сонмы святых, вождей церковных (как, например, Стефана, епископа Владимирского, Ефрема Переяславского, Исаию Ростовского); благовестников, миссионеров-мучеников Кукшу и Пимена; людей глубокого и терпеливого милосердия, таких как святые Феодосий и Дамиан-целебник; наконец, первого летописца русского — Нестора, первого иконописца — Алипия. Историк Сипягин назвал Киево-Печерскую лавру «первым из русских монастырей и по времени его возникновения, и по богатству сокровищ, вложенных им в сокровищницу русского Православия». Уничтожаемый несколько раз татарами (в 1240, 1299, 1316 гг.), он был каждый раз восстанавливаем и стал ядром, вокруг которого сплачивался русский народ в своем усилии отстоять свою политическую и религиозную независимость против Польши.

http://pravmir.ru/ottsyi-kievo-pechersko...

паломництво митрополита Волоколамського на Святу Гору Афон 17 грудня 2011 р. 15:11 15 декабря 2011 года, на второй день паломничества на Святую Гору Афон, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион с сопровождающими лицами посетил Кутлумушскую обитель. У монастырских врат митрополита Илариона встречали архимандрит Христодул с братией. Приложившись к Евангелию, владыка Иларион посетил Преображенский храм обители, где был совершен молебен, после чего паломники поклонились святыням, среди которых — чудотворная Страстная икона Божией Матери, частица Животворящего Креста Господня, левая рука Григория Богослова, глава преподобного Алипия Кинонита, часть главы мученика Сергия и другие. Последующая беседа митрополита Илариона с игуменом монастыря была посвящена истории восстановления Кутлумуша и укладу монашеской жизни в нем. Архимандрит Христодул подчеркнул древность связей монастыря с Россией и с Русской Православной Церковью, а также отметил, что в составе его многонациональной братии есть четыре русских насельника. В ходе посещения монастыря Григориат митрополит Иларион вошел под своды соборного Никольского храма, где, ввиду болезни игумена обители архимандрита Георгия, был встречен братским духовником иеромонахом Панаретом. После совершения молебна отец Панарет вынес паломникам святые мощи для поклонения и рассказал об истории монастыря. Также паломники поклонились чудотворному списку иконы Пресвятой Богородицы «Всецарица»: образ известен тем, что остался нетронутым в ходе пожара, в 1761 году полностью уничтожившего обитель. Монастырь, названный в честь своего основателя преподобного Григория Ктитора, среди прочего, известен своей активной просветительской и миссионерской деятельностью в Африке. В частности, усилиями братии были открыты более ста приходов и ряд детских образовательных школ в Конго с общей численностью учащихся до 20 тысяч человек. Вечером паломники во главе с митрополитом Иларионом поднялись ко вратам Симонопетрского монастыря, где были встречены архимандритом Елисеем с братией. После повечерия и поклонения святыням председатель ОВЦС посетил братское кладбище и костницу обители. Его также пригласили осмотреть монастырскую библиотеку. Состоявшаяся здесь беседа была посвящена вопросам монашеского подвига и духовного делания. Библиотекарь иеромонах Макарий сообщил, что подготовленный им на французском языке Синаксарий с житиями православных святых в настоящее время переводится на русский язык, и продемонстрировал первый том русского издания. В завершение вечера состоялась беседа паломников с братией; в беседе обсуждались актуальные вопросы святогорской жизни.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1837340...

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 16 дней Создание скита Новая Фиваида   Создание скита Новая Фиваида     «Рассказывал отец Уриил, что по благословению отца Иеронима вместе с отцом Каллистратом осматривали    на месте теперешней Фиваиды, на площадке, еще совершенно усеянной огромными камнями, отец Лазарь " восхищенный величественным видом отсюда на море и на всю Афонскую Гору, сказал отцу Каллистрату: - Как бы хорошо быть здесь скиту! "         По прибытии же в монастырь он передал о сем отцу Иерониму, который обратил на это внимание и поручил отцу игумену Макарию при случае посмотреть, что это за место.     В мае того же года отец Макарий поехал на Крумицу, взяв с собой отца Уриила, отца Алипия и еще кое кого. По прибытии на ближ­нюю арсану вздумал в тот же час побывать на сказанном месте. Взяв спутников и отца Каллистрата, поехал на лодке, а мулов ве­лел туда привести. Кое как высадились на теперешнюю фиваидскую арсану между камнями.   Поднялись с помощью топора к пло­щадке, где теперь скит. Отец Макарий, осмотрев место и узнав, что есть здесь и вода, хотя и необильная, сказал: " Благословен Бог. Быть здесь скиту " — и велел певчим пропеть стихиры Пасхи, так как было до отдания. Они пропели, и местность эта, конечно впервые, огласилась священным песнопением. Отсюда на подошед­ших мулах поехали на Крумицу.     Прошло около года, отец Макарий, вероятно, забыл об этом. Но вот отец Уриил, смутившись в монастыре, захотел в пустыню. Отец Иероним отпустил его искать место на Афоне. Но как раз в это время последовало запрещение патриарха Иоакима давать русским келлии…     Было это по его благословению, успокоил отца Макария бедным давал и деньги на постройку калив Итак пустыня стала населяться с 1880 года. Потом был послан отец Нон по его желанию пустынной жизни и заведовал построй­ками. Первоначально был построен дом на море, потом церковь Вознесения, потом собор во имя преподобных афонских, освящен­ный в 1883 году митрополитом Сербским Михаилом.             Отец Каллистрат добавил, что еще прежде отца Уриила ниже отца Игнатия жил монах Николай большебородый, который умер потом на Кавказе, после него Уриил, потом Илларион

http://isihazm.ru/1/?id=632

Фото: РИА Новости/Юлия Чичерина      Монаха Алипия те, кто видел написанные им лики святых, называют " современным Рафаэлем " . Сейчас у возрожденной после длительного перерыва Валаамской иконописной мастерской, где он трудится, сформировался свой стиль. Специалисты считают его каноническим. Он был принят еще в древней Византии: с некоторыми условностями, схематичностью, без лишних деталей. Небольшое помещение, где рождаются образа, расположено на втором этаже Владимирского скита. Корреспонденту РИА Новости Юлии Чичериной удалось встретиться с иконописцем и разузнать тонкости его ремесла. — Отец Алипий, расскажите о своей работе, сколько человек трудятся в этой мастерской? — Всего четыре человека. Но главное — не количество людей и размер помещения, а то, что на Валааме начали возрождать иконопись, которая в тяжелые для нашей страны времена прекратила свое существование. Отрадно, что сейчас она возрождается. В своей работе мы используем те технологии, которые применяли еще в XII веке. Пишем в основном темперой — натуральной природной краской. Все делаем сами: растираем ее и перетираем с яичным желтком. Главная ее особенность — она не выгорает. Это проверено веками, чего не скажешь о современных красках. Конечно, писать настоящей темперой тяжело — только набивать руку надо минимум года четыре. Темпера — краска прозрачная, и чтобы она смотрелось ярко, надо, набирая цвет, проходить не менее пяти слоев, а бывает, и больше. Доски под икону — липа и сосна. Каждая икона имеет свой характер, свою историю и свой внутренний свет, который мастер старается передать с помощью своего видения того или иного образа. — Какой путь вы прошли до того момента, как попали на Валаам? — На Валааме я только год. Когда мне было 22 года и за плечами у меня уже было художественное образование, я принял решение уйти в монастырскую жизнь. И уже более 30 лет тружусь на благо монастырей. Больше 19 лет прожил во Пскове — вначале моей обителью стал Псково-Печерский монастырь, потом трудился в Мирожском монастыре. А вот иконописью стал заниматься не сразу.

http://pravoslavie.ru/105950.html

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Кутлумуш   Кутлумуш                 Кутлумуш Осн. в конце тринадцатого века, престольный праздник 6/19 августа, в день Преображения Господня. Игумен: архим. Христодул. Тел. (30-377) 23226. Факс (30-377) 23731.     Кутлумуш (греч. Μον Κουτλουμουσου) — православный монастырь на горе Афон. Шестой в иерархии Афонских монастырей.   Есть разные версии названия монастыря: по одной Кутлумуш — это испорченное турецкое слово кур-тур-муш (освобождённый от врагов); название это дано по поводу якобы скрытия его туманом от разрушителей, искавших обитель с враждебными мыслями. По другой версии так звали араба, принявшего христианство. Монастырь впервые упомянут в 1169 году. В XIV в. монастырь переживает трудные времена из-за грабежа каталонцев. Однако это событие ставит точку в истории упадка обители, длящегося с XII столетия. Процветание пришло в Кутлумуш при просвещенном управлении игумена Харитона Имвросского (с острова Имврос) во второй половине XIV в. Игумен Харитон получил от императора Иоанна важный документ, подтверждающий привилегии греков на владение обителью (по сравнению с румынами, также требовавшими на нее официального права). В 1393 г. монастырю был дарован статус ставропигиального. В начале XV столетия монахи Кутлумуша заняли пустующий монастырь св. Алипия, а в 1428 г. патриаршей грамотой уже официально подтверждалось, что монастырь св. Алипия отходит к монастырю Кутлумуш. Период процветания сопровождался и бедствиями, причинами которых были пожары - наибольший из них произошел в 1497 г. Пожар 1767 г. уничтожил восточное крыло монастыря. В его восстановлении значительное содействие оказал Патриарх Александрийский Матфей II. В XIX столетии (в 1857 и 1870 гг.) огонь вновь нанес серьезный ущерб постройкам Кутлумуша. Ремонт был проведен усилиями игумена Мелетия. Последний пожар случился в 1980 г. Вызванные им повреждения только недавно удалось полностью устранить.   (Рисунок Григоровича-Барского)       Собор монастыря относится к XVI в. и представляет собой типичный образец афонской архитектуры. Его первоначальные фрески, однако, были закрашены. Купол и колокольня - работы XIX в. Монастырю принадлежат 18 келлий и прекрасный скит во имя вмч. Пантелеймона с 22 каливами. Кроме того, семь храмов расположены на территории обители и столько же - вне ее. Храм Всемилостивой Заступницы назван так в честь чудотворной одноименной иконы Пресвятой Богородицы, хранящейся в нем.

http://isihazm.ru/1/?id=505&c_pid=1

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОСИФ (Литовкин Иван Ефимович; 2.11.1837, слобода Городище Старобельского у. Харьковской губ.- 9.05.1911, Оптина пуст.), прп. (пам. 9 мая и 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев), иеросхим. Из крестьян, сын сельского головы. Родителей И. уважали за милосердие и странноприимство. В семье было 6 детей, Ивана назвали в честь свт. Иоанна Милостивого. Отец (умер, когда Ивану было 4 года) любил принимать в доме сборщиков-монахов и каждому из них делал пожертвования. С малых лет детей водили в церковь, Иван пел на клиросе. Он рос болезненным ребенком, был близорук и плохо слышал на одно ухо. После того как в возрасте 8 лет Иван сподобился видения Божией Матери в облаках, он изменился, стал тихим, задумчивым, не играл с детьми. Прп. Иосиф (Литовкин). Фотография. Нач. ХХ в. (ЦАК МДА) Прп. Иосиф (Литовкин). Фотография. Нач. ХХ в. (ЦАК МДА) В 1848 г., когда от холеры скончалась мать, Иван пошел работать, прислуживал у кабачника, в бакалейной лавке, нанимался в поденные рабочие. В Таганроге купец Рафаилов, видя благочестие и честность молодого человека, к-рый у него работал, решил выдать за него дочь, что обеспечило бы дальнейшую жизнь юноши. Сестра Ивана Александра поступила в Борисовский в честь Тихвинской иконы Божией Матери монастырь , мн. насельниц к-рого окормляли оптинские старцы, приняла постриг с именем Леонида. Она посоветовала брату поступить в Иоанна Предтечи скит при Оптиной пуст. Во время посещения Оптиной пуст. мон. Леонида рассказала прп. Макарию (Иванову) о брате. Старец ответил: «Не скорби, он будет монахом». Литовкин отпросился у хозяина на богомолье в Киев, по пути посетил Борисовский Тихвинский монастырь. Старица обители, схим. Алипия, ученица оптинских преподобных Льва (Леонида) (Наголкина) и Макария, посоветовала ему: «Оставь свой Киев и иди в Оптину к старцам». Иван приехал в Оптину пуст. вместе с монахинями белёвского Крестовоздвиженского монастыря, к-рые представили его прп. Амвросию (Гренкову) .

http://pravenc.ru/text/578408.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010