Если бы не отец Алипий, не было бы ни нашего монастыря, ни старчества Памяти архимандрита Алипия (Воронова; 28.07.1914–†12.03.1975) В этот день родился и спустя 45 лет в этот же день стал наместником Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря архимандрит Алипий (Воронов) – Великий наместник. У него в жизни много таких дат-совпадений: например, день, когда он решится, оставив мир, поступить в монастырь, спустя 25 лет станет днем его призыва Господом в обители вечные. Архимандрита Алипия вспоминают наместник и гости Псково-Печерского монастыря. Архимандрит Алипий (Воронов) Единственный, кто смог противостоять этому страшному напору со стороны безбожных властей Митрополит Псковский и Порховский Тихон : – Специально к нам в обитель приехали люди, обладающие бесценным сокровищем памяти о человеке, без которого не было бы сейчас нашего монастыря, – мы все это прекрасно осознаем. Этот человек – архимандрит Алипий (Воронов). В прошлом году мы отмечали 60-летие со дня начала его игуменства, длилось оно чуть более 15 с половиной лет. Но что это были за годы и что они значили для обители и Русской Православной Церкви? В конце 1950-х, начале 1960-х годов по стране шла повальная ликвидация монастырей и храмов В конце 1950-х, начале 1960-х годов по стране шла повальная ликвидация монастырей и храмов. Подписывали эти решение о закрытии святынь сами же епископы и наместники – такова была сила давления на них. Я вспоминаю историю жизни архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого). Он провел 11 лет в лагерях. Принципиальнейший человек! И тот был вынужден подписывать указы о закрытии храмов в Крыму… А отец Алипий весь этот натиск выдержал! Это был, наверное, единственный из архиереев и священников Русской Православной Церкви тех лет, кто смог противостоять тогда этому страшному напору со стороны безбожных властей. Если бы в 1961-м году он подписал этот указ, не было бы нашего монастыря. Подписал бы его, как все… Тут же устроили бы в монастыре склады, производственные базы. В Михайловском соборе очень удобно было бы разместить авторемонтную мастерскую, как это было во множестве храмов такого объема. В пещерах – прекрасное место для овощехранилища. Все эти мощи, останки – «как всё это негигиенично!» Их следовало бы вынести оттуда. Издали бы распоряжение о вывозе и последующей санации пещер, после санитарной обработки которых их можно было бы уже использовать в «нормальных сельскохозяйственных» или каких-то иных правильных советских целях.

http://pravoslavie.ru/132941.html

Фото: chicagodiocese.org      Сегодня, в день Вознесения Господня, совершается 40-й день памяти старейшего архипастыря Русской Зарубежной Церкви, бывшего архиепископа Чикагского и Средне-Американского Алипия, отошедшего ко Господу в день Светлого Христова Воскресения. Век XX стал для Русской Православной Церкви временем страшных и неожиданных испытаний. Казалось бы, раннехристианские гонения уже давно воспринимались археологической древностью, а мученический образ – отдалённым от реальности идеалом. Более того, постепенно начала исцеляться и рана русского раскола XVII столетия, а церковно-канонический строй, нарушенный западническими реформами, – восстанавливаться. И тут Божиим попущением Государству Российскому и Церкви Русской была послана кровавая смута, каковой не было в истории ни одной из стран и цивилизаций. Архиепископ Алипий (Гаманович). Фото: chicagodiocese.org      Сегодня уходят в вечность последние свидетели той страшной эпохи. Мы, их внуки и правнуки, ещё сохраняем живую память, переданную из уст в уста. А для того чтобы мы смогли извлечь должные уроки из случившегося, важно чтить и свято хранить память этих свидетелей, одним из которых был ушедший на 93-м году своей земной жизни архиепископ Алипий (Гаманович), легендарный архипастырь Русской Зарубежной Церкви, чей вклад в её воссоединение с Московским Патриархатом невозможно переоценить. Уход ко Господу в день Его Светлого Воскресения – особенно символичен. В Пасхальные дни лучше, чем когда-либо, ясно, что смерти нет, а наше неизбежное телесное умирание – это «новое рождение» для Жизни вечной. И когда в Свято-Троицком монастыре далёкого американского Джорданвилля, в XX веке ставшего духовным центром Русского Зарубежья, совершалось погребение владыки Алипия, церковный хор исполнял светлые и радостные Пасхальные песнопения. Таким же светлым был и сам приснопамятный владыка, искренне любимый своей не столь многочисленной, но постоянно умножающейся, в основном, за счёт природных американцев, паствой. Свято-Троицкий монастырь. Джорданвилль. Фото: www.globallookpress.com     

http://pravoslavie.ru/121673.html

Борисоглебский Аносин монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Борисоглебский Аносин женский монастырь (Аносина пустынь) — действующий ставропигиальный женский монастырь в деревне Аносино Истринского района Московской области, в 7 км от города Дедовска. Назван в честь русских князей и святых страстотерпцев Бориса и Глеба, в память о покойном муже основательницы князе Борисе Ивановиче Мещерском. Основан 25 июня 1823 года княгиней Авдотьей Мещерской, родной тёткой поэта Фёдора Тютчева. При монастыре действует гостиница. С 1927 года и весь дальнейший советский период был закрыт. Возвращён Русской православной церкви в 1992 году. В качестве монастыря вновь начал действовать с 29 декабря 1999 года. В монастыре проживают 25 монахинь и работают около 60 трудников. При монастыре прошли последние месяцы жизни русского поэта и исполнителя Владимира Волкова. Содержание История [ править править код ] Матушка-основательница В 1821 году при церкви в подмосковном сельце Аносино была открыта богадельня, преобразованная вскоре в женское общежитие, а затем, 1823 году, в монастырь. Устав для общежития был составлен лично святителем Филаретом (Дроздовым). Княгиня Евдокия Мещерская стала первой настоятельницей Аносина монастыря – игуменией Евгенией. Основательница обители Женская Оптина В 1928 году монастырь подвергся разорению. Как и насельницы других российских обителей, многие аносинские сестры претерпели аресты, ссылки, изгнания. Две из них прославлены в сонме новомучеников и исповедников Российских: преподобномученица Дария (Зайцева), расстрелянная на полигоне Бутово под Москвой – память 1/14 марта, и преподобномученица Татиана (Фомичева), принявшая смерть в заключении – память 20 ноября/3 декабря. Лихолетье После революции Аносин-Борисоглебский монастырь существовал еще десять лет. В 1923 году, уже при большевиках, он отметил свое столетие. Его последняя перед закрытием игумения Алипия (1875–1942; в миру Мелания Петровна Таишева, духовная дочь схиигумении Фамари (Марджановой), в схиме – Евгения), приняв обитель в цветущем состоянии, всеми силами старалась сохранять монастырский дух и уклад жизни на прежнем высоком уровне.

http://azbyka.ru/palomnik/Борисоглебский...

Закрыть itemscope itemtype="" > Поездка в монастырь под Волновахой 15.09.2022 542 Время на чтение 3 минуты     Источник: Русский Вестник            «Есть один участок дороги, где очень сильно обстреливают. Поедете?» – спросил меня волонтер Константин Важенин, который с 2003 года ездит в Свято-Успенский Николо-Васильевский монастырь в селе Никольское Донецкой области.    Монастырь известен тем, что его построил знаменитый на весь мир старец схиархимандрит Зосима (Сокур). В 2003 году старец почил, но предсказал многое, что сейчас происходит на Украине.    Константин рассказал, как 20 лет назад искал место, где освятить машину, приехал в этот монастырь, ему здесь очень понравилось. С тех пор он прихожанин монастыря, здесь же он нашел своего духовника – отца Федора. Сейчас Николо-Васильевский монастырь каждый день обстреливают. В основном из Угледара, где стоят ВСУ.    Осколками от разрыва мины убило мать игумении Анны, а также насельника монастыря инока Германа. Монах Амфилохий подорвался на противопехотной мине, получив серьезные ранения ног… Получил ранения руки епископ Волновахский Амвросий.    От обстрелов пострадали Никольский храм и часовня схиархимандрита Алипия, разрушен Васильевский храм, сгорел домик старца Зосимы.    Часовня с могилой старца Зосимы не пострадала. В Никольском храме монахини и беженцы скрываются от обстрелов, там и служат, там и живут…    Когда начались бои, ездить в монастырь стало совсем небезопасно.    «Монастырь каждый день обстреливают, как будто играют с ними – дорога открытая, видно со всех сторон. По дороге, варьируя между минами, ямами, разбитой техникой, заскочить и спрятаться за колоннами монастыря, чтобы никто не видел», – продолжил Константин.    При подъезде к Никольскому мы осторожно объехали мины, а остальные мины я заметила только на обратном пути. Константин рассказал, как однажды, не заметив, проехал по мине, она разорвалась не под ним, а чуть позже. Только немного повредило машину. «Повезло», – сказал он. На вопрос, не страшно ли ему ездить под обстрелами и по минам, он отвечает, что за восемь лет обстрелов Донецка уже привык. «Страх куда-то ушел, появились энтузиазм и стремление помочь. Во время обстрелов в монастыре еще умудряются сажать картошку, помогать беженцам, которые там находятся…» – рассказал он и добавил, что, только объединившись, можно выжить и победить. «По-другому невозможно. Посмотрите, что происходит в освобожденных городах: люди объединяются, когда находятся в подвалах, вместе готовят, вместе проводят время».

http://ruskline.ru/opp/2022/09/15/poezdk...

Свято-Сергиевский женский монастырь (Сергеевка) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Свято-Сергиевский женский монастырь - Свято-Сергиевский женский монастырь alt=Свято-Сергиевский женский монастырь (Сергеевка) Содержание История [ править править код ] Сергиевский женский монастырь был преобразован из приходского храма в 2002 году по благословению митрополита Донецкого и Мариупольского Илариона, в то время управляющего Горловской епархией. В 2004 году решением Священного Синода Украинской Православной Церкви старшая сестра Сергиевского монастыря монахиня Феодосия (Мельникова) была возведена в сан игумении с возложением наперсного креста по должности. 8 ноября 2005 года, в день памяти святого великомученика Димитрия Солунского, в православной жизни Донбасса произошло историческое событие — в с. Сергеевка состоялось торжественное освящение Сергиевского женского монастыря. Праздничное богослужение возглавил Высокопреосвященнейший Митрополит Иларион в сослужении епископа Алипия. Иерархам сослужил сонм духовенства Донецкой и Горловской епархий. Событие собрало множество паломников со всех концов Донбасса. Богослужение началось чином освящения монастыря, после чего было совершено освящение Сергиевского храма. 22 сентября 2015 года, в попразднство Рождества Пресвятой Богородицы, день памяти праведных Иоакима и Анны, родителей Божией Матери, и обретения и перенесения мощей святителя Феодосия, архиепископа Черниговского, совершилось торжественное освящение нижнего придела в честь мученика Виктора Сергиевского храма. Чин освящения и первую Божественную литургию в новом приделе совершили митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион и митрополит Горловский и Славянский Митрофан в сослужении множества духовенства епархии. На следующий день, 23 сентября, монастырь посетил Предстоятель Украинской Православной Церкви Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий в рамках архипастырского визита в Донецкую и Горловскую епархии. Его Блаженство окропил святой водой храмы монастыря и совершил молебен перед чтимой иконой Божией Матери «Скоропослушница». Описание [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Сергиевс...

Великий пост и Пасха Христова в Псково-Печерском монастыре Псково-Печерский монастырь ВЕЛИКИЙ ПОСТ В ПЕЧЕРСКОЙ ОБИТЕЛИ Совершая паломничество в монастырь, сопровождаемое молитвенными трудами, особенно во время Великого поста, мы непременно получаем то, в чем так остро нуждаемся: Божественную благодать, вразумление в наших недоуменных вопросах, исполнение молитв во спасение, утешение в скорбях, умягчение сердец и истинную радость о Духе Святом. «Приезжайте с Богом в наш монастырь, это на пользу душе, ищущей спасения», – говорил духоносный старец Псково-Печерского монастыря архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Псково-Печерский монастырь приглашает православных христиан посетить в дни Великого поста древнюю обитель, Промыслом Божиим более чем за 550 лет своего существования ни разу не закрывавшуюся и не прекращавшую ни на день монашеских богослужений. Нашим паломникам предоставляется возможность побывать у бесценных святынь обители, познакомиться с богатой духовной историей монастыря. В беседах с монахами-священнослужителями, учениками псково-печерских старцев, паломники получают ответы на многие духовные вопросы, глубже вникают в святоотеческое понимание пути ко спасению. И, конечно же, строго, без отвлечений на внешнее, готовятся исповеди, ко Причащению Святых Христовых Тайн. Между богослужениями монастырские послушники и православные экскурсоводы проводят для паломников двухчасовые тематические экскурсии по монастырю. Паломники побывают в древнем Успенском храме, смогут помолиться у раки преподобномученика Корнилия и у одной из главных святынь монастыря – чудотворной иконы Успения Божией Матери. В Сретенском храме обители у вас будет возможность помолиться у мощей основоположника печорского старчества XX века – преподобного Симеона (Желнина). Успенский собор Псково-Печерского монастыря Чудотворная икона Успения Божией Матери Все прибывающие в Псково-Печерский монастырь непременным долгом считают посещение святых пещер, издревле именуемых «Богом зданными», то есть устроенными Самим Богом. В них с XIII века подвизались монахи-отшельники. Уже несколько столетий пещеры используют как место последнего упокоения для братии монастыря. Божиим чудом тела, принесенные в пещеры, не издают запаха тления, хотя, например, находящиеся рядом с ними живые цветы благоухают. Паломники в сопровождении экскурсовода смогут побывать у мест захоронения великих старцев и подвижников: архимандритов Иоанна (Крестьянкина), Серафима (Розенберга), Адриана (Кирсанова), Ермогена (Муртазова; в схиме – Тихона), Нафанаила (Поспелова), Алипия (Воронова), митрополита Вениамина (Федченкова), схиигумена Саввы (Остапенко), схииеродиакона Андроника (Шаруды).

http://pravoslavie.ru/144697.html

В Псково-Печерском монастыре до 20 октября открыта выставка, посвященная 60-летию со дня начала игуменства Великого наместника обители – архимандрита Алипия (Воронова). Здесь можно приобщиться его всепобеждающего духа. Отец Алипии общается с паломниками «Советский архимандрит», художник и воин Выставку можно назвать биографически проработанной частью масштабного проекта «Россия – моя история». Это пассионарий-архимандрит подлинной, верной самой себе – всей своей истории – России. Хотя отец Алипий и называл себя «советским архимандритом» и мог запросто изъясняться с напыженными деятелями советского Колосса, прозорливо изъясняя им, что и как на самом деле есть и будет. «Упаси нас, Господи, от деятелей, пошли нам делателей!» – как гласит позднесоветская пословица. Фото стенда «Художник, воин, монах» Сам отец Алипий был «советским» еще и от того, что в полной мере приобщился и страданиям, и величайшим в те богоборческие десятилетия подвигам народа: исповедническому, трудовому и на фронтах Великой Отечественной войны – ратному. Так что потом просившейся в монастырь молодежи отвечал: – Вот мы с отцом Нафанаилом (Поспеловым. – Ред. ) полностью выполнили свой долг перед Родиной: учились, трудились, воевали на фронте – и лишь потом пришли подвизаться в монастырь. Так и вы поработайте прежде в миру, наберитесь жизненного опыта, а потом приходите к нам. Тогда, проходя монашеский путь жизни, вы тоже сможете «искушаемым помощи» . Прежде обожения надо очеловечиться. Фото стенда «Учеба и работа» Сам Иван Воронов и там, на фронте, в месиве и ужасе сражений мог увидеть и запечатлеть нечто возвышающее душу, напоминающее человеку о том, что он – человек. – Уезжая на фронт, я прихватил и этюдник. И так от Москвы до Берлина: в одной руке – винтовка, в другой – этюдник, – вспоминал он. «Уезжая на фронт, я прихватил и этюдник. И так от Москвы до Берлина: в одной руке – винтовка, в другой – этюдник» Потом, уже будучи наместником в Печорах, в одной из проповедей как-то сказал: – Мне приходилось быть очевидцем, как на войне некоторые, боясь голодной смерти, брали с собой на спину мешки с сухарями, чтобы продлить свою жизнь, а не сражаться с врагом; и эти люди погибали со своими сухарями и не видели многих дней. А те, которые снимали гимнастерки и сражались с врагом, оставались живы.

http://pravoslavie.ru/124574.html

Житие иконописца: меж двух образов Успения 26.08.2014 07:32:50 Наталья Иртенина Один из самых светлых образов в рассказах Киево-Печерского патерика о первых на Руси преподобных отцах — иконник Алипий. В год 900-летия его исхода в вечность есть повод поговорить о нем и о роли Богородицы в его жизни. В духовной жизни Руси в XI—XII вв. многое совершалось впервые. Алипий Печерский — первый известный (и прославленный современниками) русский иконописец. Более того — святой иконописец, претворивший свою жизнь в монашеское подвижничество. В Печерский монастырь под Киевом он пришел около 1084 г., чтобы обучиться искусству у греческих мастеров, украшавших мозаиками Успенскую церковь. Тридцать лет спустя его иконописное мастерство достигло таких высот, что даже ангел Господень, написавший в его келье икону, вынес ее на суд Алипия. Небольшой рассказ Патерика об Алипии — это четыре эпизода его жизни, и в центре каждого из них — чудо. Но светлость образа иконописца создается не только дивными чудотворениями и не только личными свойствами кроткого, смиренного подвижника. В рассказе об Алипии Печерском одна из ключевых — тема божественного нетварного света, которым просияли две иконы Богоматери. Эти два образа как бы обрамляют всю известную нам жизнь преподобного, один стоит при ее начале, другой — при земном ее завершении. Киево-Печерский монастырь посвящен Божией Матери — празднику Успения. С самого начала обитель пребывала под покровительством Богородицы, которая сама направила на Русь из Византии зодчих для строительства монастырского храма, а затем для украшения его привлекла греческих мастеров иконописи и мозаики. «Я сама приду посмотреть церковь и буду в ней жить», — прозвучало тогда Ее обетование. Зримым знаком исполнения этого обещания стала икона Успения, врученная строителям Царицей Небесной. Это была первая на Руси чудотворная икона именно праздника — а не просто образ Богородицы, как, например, Владимирский или Смоленский. Молодому Алипию, проходившему курс художественных наук при отделке мозаиками только что построенной Успенской церкви, довелось стать зрителем «дивного и страшного чуда». Вместе с мастерами он «воочию видел Святого Духа, пребывающего в той святой и честной церкви Печерской», в виде голубя, вылетевшего из алтарной богородичной иконы и освятившего собой все прочие образы в церкви — в том числе праздничный Успенский. И «свет, ярче солнечного, озарил всех, ослепляя глаза человеческие» — тот самый свет, которым просиял на горе Фавор в день Преображения Сын Божий.

http://radonezh.ru/analytics/zhitie-ikon...

«Отец Иоанн никогда не стремился встать между человеком и Богом» Беседа с протоиереем Александром Секретарёвым Артемий Банщиков Память об архимандрите Иоанне (Крестьянкине) для многих верующих остаётся живой и радостной, всегда укрепляющей и согревающей сердце. Сегодня мы беседуем с протоиереем Александром Секретарёвым, духовником Орловской епархии, клириком кафедрального собора во имя Ахтырской иконы Божией Матери г. Орла, который знал приснопоминаемого старца долгие годы и сам свою жизнь выстраивал, прислушиваясь к его советам. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) – Здравствуйте, уважаемый отец Александр! Расскажите, пожалуйста, о том, как начинался путь вашего церковного служения, как вы познакомились с архимандритом Иоанном? В монастыре мы практически проводили всё лето: трудились, молились за богослужениями – Мой отец, Царствие ему Небесное, митрофорный протоиерей Николай Секретарёв, когда учился в Московской духовной семинарии в 1950–1952-м гг., познакомился с архимандритом Алипием (Вороновым) , некогда известным наместником древней Печорской обители. Тогда отец Алипий был ещё иеромонахом, принимавшим участие в восстановительных работах – реставрации росписей открывшейся в 1944-м году Троице-Сергиевой лавры. И когда мой отец завершил обучение и был направлен на приход, отца Алипия перевели в качестве наместника в Псково-Печерский монастырь, где он занялся реставрацией архитектурного ансамбля и росписей. Узнав об этом, отец решил поехать в Печоры, потрудиться, помочь, по старой памяти встретиться с отцом Алипием. В монастыре он записывал на кассеты проповеди, песнопения, монастырские богослужения, просто свои впечатления, чем потом уже делился с нами, со своими детьми, и тем самым дорожку-то нам с братом (будущим наместником – архимандритом Тихоном (Секретарёвым)) туда проложил, ведь потом мы начали ездить все вместе: отец, я, Алексей (будущий архимандрит Тихон) и Григорий, который тоже стал священником и в настоящее время служит в Печорах. В монастыре мы практически проводили всё лето: трудились, молились за богослужениями, общались с отцом Алипием. А в скором времени я и мои братья стали ездить в Псково-Печерский монастырь самостоятельно.

http://pravoslavie.ru/142164.html

Русская земля пропитана кровью Новомучеников 13.04.2016 08:24:18 Кульков Сергей Андреевич Схимонахиня Анна Теплякова – одна из последних насельниц Борисоглебской Аносиной пустыни перед разорением обители большевиками. Так же, как и протоиерей Михаил Труханов, матушка отошла ко Господу 16 марта, только годом раньше. Ныне мы вспоминали 11-ю годовщину ее кончины. Предлагаем вашему вниманию, архивные записи Тамары Москвичевой, посвященные схимонахине Анне Тепляковой. -Матушка, Вы были насельницей  Борисоглебской Аносиной пустыни. У нее удивительная история. Что Вы помните о той поре? -Монастырь был особого направления духовно-монашеской жизни. Строжайший  устав Феодора Студита, этот  Устав никогда и никто не мог нарушить. У нас даже родители, когда приезжали,  встречались с нами за оградой. У нас была ограда, за ней - гостиная, богадельня. Еще одна стена, где были монастырские четыре лошадки – я их так любила! У самой калиточки был домик  - келья для приезжей игуменьи с отдельным входом, и еще келья для привратницы, старой монахини, у которой было послушание никогда не покидать своего поста. В ограде жили только монастырские  сестры. Если к какой-нибудь насельнице приедут родители или мама – привратница доложит игуменье: к такой-то сестре приехала мама, пожалуйста, встреча – за оградой в гостиной. У нас сестры в ограде никогда без дела не ходили, у каждой было свое послушание. Вот такой устав был в Аносиной пустыни, такого строгого нигде не было. -Матушка, а у Вас какое было послушание? -Я была младшей келейницей у игуменьи. Нас, келейниц, было две: старшая, до меня, Катя, и я.  Там и одной-то делать было нечего. Но время было такое, советское. Неожиданно, вдруг  вбегают люди в военной форме, не считаясь, что там привратница, так что мы всегда оберегали, чтобы никто не вбежал, никто матушку не обеспокоил. Наша игуменья Алипия после ссылки приняла схиму и стала Евгенией. Три года она была в ссылке. -Как это происходило? Ее при Вас арестовали? -Я была на своем  послушании. У нас послушание было такое: все сестры обязательно стояли обедню. Кроме тех, кто на скотном дворе – они по очереди. А так  -  служба была рано, только в советское время перевели часы.  Почему? Потому что повысились налоги, надо было монастырю себя оправдывать, и поэтому изменили часы, чтобы служба начиналась позже. А так все время она начиналась в час ночи: утреня, литургия, и  каждая сестра, если живет в ограде –за службой. И когда коммунисты обложили монастырь налогом, жить стало не на что, и пришлось изменить порядок – обедня теперь начиналась попозже,  не в час ночи, а в три часа утра, потому что приходилось брать из артели какую-то работу.

http://radonezh.ru/analytics/russkaya-ze...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010