И еще, чтобы я исполнила ее обет. Она дала обещание сходить в Тихонову пустынь и искупаться там, а теперь ослабела: «Так вот, ты искупайся там, помолись и принеси мне воды из его колодца». Идти до пустыни шестьдесят верст, и вот, чтобы не страшно было, она отпустила со мной больничную сестру Ирину. Конечно, все, что мне было поручено, я держала в строгой тайне. Сначала мы пошли в Калугу к архиерею . Его прежняя жизнь уже была нарушена: он занимал меньшее и не очень удобное помещение. Получив благословение, сестра Ирина вышла, а я осталась у владыки со своим важным поручением: сообщила ему о тяжелой, смертельной болезни нашей матушки и на коленях умоляла его исполнить матушкину просьбу о принятии схимы. Владыка был огорчен таким печальным известием, но так как он очень дорожил матушкой как игуменьей, то не соглашался дать свое благословение на схиму. По канону — в схиме она не может быть во главе монастыря. Много раз он спрашивал, уверена ли я в неизлечимости ее болезни, и я каждый раз подтверждала безнадежный диагноз. «Вы, значит, твердо уверены?» — спросил он. Я ответила: «Да». Вдруг мне сделалось стыдно, что я так настойчиво это утверждаю, и я замолчала. «Если другие врачи, как вы говорите, ей советуют операцию, то пусть она согласится на операцию, я ее благословляю и соглашаюсь на схиму». Владыка написал письмо и вручил его мне. Еще одно дело, которое поручила мне матушка. Она заботилась о будущности монастыря и решилась высказать свое мнение владыке: лучшей игуменьей была бы матушка Алипия, добрая, с хорошим характером. У первоначальницы Шамординского монастыря, владетельницы имения при деревне Шамордино, матушки Амвросии, были крепостные, которые и остались с ней при основании общины. Матушка Алипия была тогда еще девочкой: ее приставили к малолетним внучкам м. Амвросии — Вере и Любе, после смерти которых в этом имении и был основан монастырь. Вспомнился мне рассказ из детства м. Алипии: ее мирское имя было, кажется, Агриппина, и звали ее Груней. Из Калуги приехал в Козельск архиерей и должен был там служить. Благословляя какую-то старшую монахиню в Козельск по делам, игуменья благословила взять с собой и маленькую Грущу, сказав последней: «Ты хорошенько рассмотри владыку». Монахиня с Грушей во время архиерейской службы поместились на хорах напротив алтаря, чтобы лучше видеть. За богослужением девочка внимательно смотрела на образ Спасителя (деисус), помещенный наверху алтаря; смотрит и не сводит глаз… Монахиня ей напомнила смотри на владыку. Но девочка все не сводит глаз с иконы. По езде домой по обыкновению пошла к матушке на благословение, спрашивает девочку: «Ну что, видела ты архиерея?» Та смутилась и покраснела: Владыкой она называла Господа и смотрела только на Него.

http://azbyka.ru/fiction/istorija-odnoj-...

Смертью отца Алипия, в 1975 году, завершился очень значительный период в жизни монастыря. Этот воин Христов, пробиваясь сквозь общие для всех в то время препоны, сумел возродить к жизни не только храмы и стены обители, но и вдохнуть истинно Божий Дух во многих людей. Он умел вызвать к жизни где-то глубоко и потаённо тлеющие искры веры. С уходом отца Алипия началась в монастыре видимая смена поколений. Очень, очень скоро вслед за ним пошли в вечные обители те, кто составлял духовное ядро монастыря. Земной ангел и небесный человек архимандрит Афиноген (в схиме Агапий); схиархимандрит Пимен-пустынножитель, 31 год подвизавшийся на горах Кавказа, с сияющим неземным светом ликом и юношеским чистым тенором, до последнего дыхания славящий Господа; архимандрит Иероним, согревающий простотой, искренностью и любовью. И многие, многие другие, те, кто скорбями приобрёл в жизни многостороннюю опытность и как похвалу опытности – страх Божий, дарующий благодать и вразумление на всё, от малого до великого. На этом воспоминания отца Иоанна заканчивались. Но жизнь продолжалась. Мы видели то, что он делал, и слышали то, что он говорил. С приходом в монастырь нового наместника и нового поколения желающих «вкусить жития монашеского», мир начал вторгаться в монастырскую жизнь и теснить её и изнутри, и извне. Внешнее давление от власть предержащих опять принимал на себя наместник. Внутреннее же нестроение и дух мира несли с собой вновь приходящие послушники, а их было большинство. Батюшка, в то время ставший братским духовником, только грустно покачивал головой: «Кого мир народил, тем и Бог наградил». Не прошедшие жизненных испытаний трудом и скорбями, изнеженные мирскими соблазнами и вольностями, они высоко ценили свой «подвиг» – уход из мира. Многие, за редким исключением, не понимали, что сделали только первый шаг к иноческой жизни и надо начинать внимательно учиться и усердно трудиться. Внешне твёрдо и непреклонно осудившие мирское прошлое, по внутреннему своему состоянию они оставались малодушными пред необходимостью самоотречения и пред всякой скорбью и теснотой.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

Описание иконы Владимирская Ростовская из книги Е. Поселянина Источник: Книга " Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон " В городе Ростове, в соборном Успенском храме, по левую сторону от царских врат, поставлена чудотворная икона Богоматери, именуемая Владимирской. О происхождении этого образа в житии преподобного Алипия Печерского рассказывается следующее. Один благочестивый киевлянин, соорудивший в Киевском Подоле церковь и пожелавший украсить ее семью большими иконами, пришел в Киево-Печерский монастырь и обратился там к двум знакомым ему монахам, прося их договориться с преподобным Алипием-иконописцем. Когда эти два инока изъявили свое согласие, заказчик дал им достаточное количество серебра и вручил приготовленные для икон доски. Однако иноки деньги оставили при себе, а преподобному Алипию ничего не сказали. Через некоторое время заказчик прислал узнать, написаны ли иконы. Монахи ответили, что Алипий требует еще денег. Деньги были тотчас же присланы и опять удержаны монахами. Так знакомые заказчика несколько раз от имени Алипия требовали с него денег и, наконец, объявили, что Алипий, взяв деньги,[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: Владимирская икона Божией Матери из Успенского собора в Ростове. Кон. XVII в. Россия. Государственный музей-заповедник " Ростовский Кремль " . Файл 30518.jpg:   Размер: 764x1024, 0.78 MPix, 271 Kb. Дата: 2017-12-03, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (194) , (3) . Описание: Толстой, Михаил Владимирович (1812-1896). Древние святыни Ростова Великого/Соч. гр. М. Толстого. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Тип. М.П. Захарова, 1860. - 90, 5-42, II с., 10 л. ил. : табл.; 26. Файл 32765.jpg:   Размер: 792x1298, 1.03 MPix, 115 Kb. Дата: 2018-10-11, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (109) , (1) . Описание: Агафонов Фотография. Икона «Богоматерь Владимирская» в иконостасе Успенского собора в Ростове. Период создания: 1920-е гг. Материал, техника: фотобумага, фотопечать Размер: 16,4х11,3. 16,4х11,3 Место создания: РСФСР, Ярославская губ., г. Ростов Номер в Госкаталоге: 33913644 Номер по КП (ГИК): РЯМЗ КП-53981 Инвентарный номер: ФТ-1246 Внешняя ссылка: — Местонахождение Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры " Государственный Ростово-Ярославский архитектур[...]

http://pravicon.com/icon-62

Архипастырское послание Высокопреосвященнейшего Алипия, архиепископа Чикагского и Детройтского к участникам Епархиального съезда в Оклахома-Сити a:1: Алипий, архиепископ Чикагский и Детройтский Ваше Преосвященство, Преосвященнейший Владыка Петр! Дорогие о Господе отцы-настоятели приходов Чикагской и Детройтской епархии! Приветствую вас здесь собравшихся для обсуждения наших нередко трудных обстоятельств как приходской, так и общей епархиальной жизни. Таковой съезд пастырей сопровождается общей молитвой и заканчивается служением Божественной литургии, чтобы благодать Божия сопровождала наши дела и мирное осуществление их было благоуспешным. К сожалению, я не смогу быть с вами по причине моих телесных немощей, но душой я буду с вами. Церковная молитва имеет большое значение в жизни нашей паствы, так как в храме присутствуют святые Церкви Небесной, и Сам Господь по слову Его, «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я буду среди них», и задача пастырей совершать церковную службу с предельным усердием. В течение более 70 лет в наших заграничных церквах мы возносили молитвы, чтобы Господь избавил нашу страну от безбожной власти, а Православную Церковь - от жестокого преследования. Наконец, после прославления Новомучеников и Исповедников Земли Русской к лику святых (в 1981 г. - ред.), советская власть стала давать трещины, и через несколько лет рухнула. Она рухнула без кровопролитной войны, и в этом был перст Божий. Получив свободу, Русская Православная Церковь занялась залечиванием многих ран, причиненных многолетним преследованием и вмешательством безбожной власти во внутренние дела церковного управления. Десятки тысяч храмов и сотни монастырей либо уже восстановлены, либо восстанавливаются на оставшихся фундаментах, а также из полуразрушенных церковных зданий. В такой восстановительной работе прошло уже 16 лет. Многие монастыри начинались с нуля. К примеру, возьмем Оптину Пустынь. В 90-х годах стали приходить люди, ради монашеской жизни или просто потрудиться. Монастырь был запечатлен мученической кровью. Какой-то сатанист убил троих монахов: иеромонаха Василия, иноков Ферапонта и Трофима. Это произошло на Пасху после окончания богослужения и розговен. Господь принял эту жертву, доказательством чего засвидетельствовано много чудесной помощи и исцелений по молитве у их могил.

http://pravoslavie.ru/19198.html

Если бы не отец Алипий, не было бы ни нашего монастыря, ни старчества Памяти архимандрита Алипия (Воронова; 28.07.1914–†12.03.1975) В этот день родился и спустя 45 лет в этот же день стал наместником Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря архимандрит Алипий (Воронов) – Великий наместник. У него в жизни много таких дат-совпадений: например, день, когда он решится, оставив мир, поступить в монастырь, спустя 25 лет станет днем его призыва Господом в обители вечные. Архимандрита Алипия вспоминают наместник и гости Псково-Печерского монастыря. Архимандрит Алипий (Воронов) Единственный, кто смог противостоять этому страшному напору со стороны безбожных властей Митрополит Псковский и Порховский Тихон : – Специально к нам в обитель приехали люди, обладающие бесценным сокровищем памяти о человеке, без которого не было бы сейчас нашего монастыря, – мы все это прекрасно осознаем. Этот человек – архимандрит Алипий (Воронов). В прошлом году мы отмечали 60-летие со дня начала его игуменства, длилось оно чуть более 15 с половиной лет. Но что это были за годы и что они значили для обители и Русской Православной Церкви? В конце 1950-х, начале 1960-х годов по стране шла повальная ликвидация монастырей и храмов В конце 1950-х, начале 1960-х годов по стране шла повальная ликвидация монастырей и храмов. Подписывали эти решение о закрытии святынь сами же епископы и наместники – такова была сила давления на них. Я вспоминаю историю жизни архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого). Он провел 11 лет в лагерях. Принципиальнейший человек! И тот был вынужден подписывать указы о закрытии храмов в Крыму… А отец Алипий весь этот натиск выдержал! Это был, наверное, единственный из архиереев и священников Русской Православной Церкви тех лет, кто смог противостоять тогда этому страшному напору со стороны безбожных властей. Если бы в 1961-м году он подписал этот указ, не было бы нашего монастыря. Подписал бы его, как все… Тут же устроили бы в монастыре склады, производственные базы. В Михайловском соборе очень удобно было бы разместить авторемонтную мастерскую, как это было во множестве храмов такого объема. В пещерах – прекрасное место для овощехранилища. Все эти мощи, останки – «как всё это негигиенично!» Их следовало бы вынести оттуда. Издали бы распоряжение о вывозе и последующей санации пещер, после санитарной обработки которых их можно было бы уже использовать в «нормальных сельскохозяйственных» или каких-то иных правильных советских целях.

http://pravoslavie.ru/132941.html

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 5 дней Кутлумуш   Кутлумуш                 Кутлумуш Осн. в конце тринадцатого века, престольный праздник 6/19 августа, в день Преображения Господня. Игумен: архим. Христодул. Тел. (30-377) 23226. Факс (30-377) 23731.     Кутлумуш (греч. Μον Κουτλουμουσου) — православный монастырь на горе Афон. Шестой в иерархии Афонских монастырей.   Есть разные версии названия монастыря: по одной Кутлумуш — это испорченное турецкое слово кур-тур-муш (освобождённый от врагов); название это дано по поводу якобы скрытия его туманом от разрушителей, искавших обитель с враждебными мыслями. По другой версии так звали араба, принявшего христианство. Монастырь впервые упомянут в 1169 году. В XIV в. монастырь переживает трудные времена из-за грабежа каталонцев. Однако это событие ставит точку в истории упадка обители, длящегося с XII столетия. Процветание пришло в Кутлумуш при просвещенном управлении игумена Харитона Имвросского (с острова Имврос) во второй половине XIV в. Игумен Харитон получил от императора Иоанна важный документ, подтверждающий привилегии греков на владение обителью (по сравнению с румынами, также требовавшими на нее официального права). В 1393 г. монастырю был дарован статус ставропигиального. В начале XV столетия монахи Кутлумуша заняли пустующий монастырь св. Алипия, а в 1428 г. патриаршей грамотой уже официально подтверждалось, что монастырь св. Алипия отходит к монастырю Кутлумуш. Период процветания сопровождался и бедствиями, причинами которых были пожары - наибольший из них произошел в 1497 г. Пожар 1767 г. уничтожил восточное крыло монастыря. В его восстановлении значительное содействие оказал Патриарх Александрийский Матфей II. В XIX столетии (в 1857 и 1870 гг.) огонь вновь нанес серьезный ущерб постройкам Кутлумуша. Ремонт был проведен усилиями игумена Мелетия. Последний пожар случился в 1980 г. Вызванные им повреждения только недавно удалось полностью устранить.   (Рисунок Григоровича-Барского)       Собор монастыря относится к XVI в. и представляет собой типичный образец афонской архитектуры. Его первоначальные фрески, однако, были закрашены. Купол и колокольня - работы XIX в. Монастырю принадлежат 18 келлий и прекрасный скит во имя вмч. Пантелеймона с 22 каливами. Кроме того, семь храмов расположены на территории обители и столько же - вне ее. Храм Всемилостивой Заступницы назван так в честь чудотворной одноименной иконы Пресвятой Богородицы, хранящейся в нем.

http://isihazm.ru/?id=505&c_pid=2

Желающие вступить в брак просили благословения старицы. Будущий священник спросил ее совета по поводу женитьбы. Матушка долго стояла с воздетыми руками, смотрела на небо. А потом говорит: «Там говорят – жениться, а я не знаю». Так она смирялась перед волей Божией, себя вменяя ни во что. Или же молодой семинарист шел по двору Вознесенского храма и услышал: «Анна, Анна, Анна!» Он пошел дальше, к нему подошла матушка Алипия и говорит далее: «Можешь, можешь жениться!» Анной звали его невесту. А одной девушке старица как-то сказала: «Ты вот выйдешь замуж за Валерия. Он такой маленький ростом, живет у Евдокии, в кепочке ходит». И описала ее будущего жениха. Девушка смутилась, но вскоре все так и получилось. Те же, которые не послушались запрета старицы и сочетались браком, потом страдали всю жизнь. Семьи молитвами матушки духовно укреплялись. Так, одна женщина из Москвы решила оставить мужа и пойти в монастырь. Вынашивая это решение, она приехала посетить киевские святыни, а также Голосеево и его старицу – матушку Алипию. Вначале она поклонилась могиле голосеевского старца Алексия (Шепелева) и возвращалась назад. Но на обратном пути она увидела, что дорогу перегораживал нехитрый забор, возле которого копошилась какая-то старушка, которая, воздвигая его из старых досок, приговаривала: «Перегородить дорогу!» Это оказалась матушка Алипия, и женщина поняла, что нет ей дороги в монастырь. Жена генерала из Москвы приехала к старице, чтобы она помолилась за неверующего мужа-атеиста. Женщине приходилось скрываться от него и тайно ездить в храм. Но старица открыла ей тайну мужа: «Ты еще поблагодари Божию Матерь да Бога! Он верующий с детства, а тебе боялся сказать. Теперь ничего не бойся – езжай прямо к мужу, откройся ему, и живите с Богом!» Через неделю к старице приехал уже сам генерал в знак благодарности. Обстановка домика была очень скромной – печь, кровать, заставленная мешочками, стол, стулья – и все. Когда одна монахиня подумала в келии старицы, что неплохо бы сделать у нее ремонт, матушка тут же обратилась к ней: «Зачем тебе этот мусор нужен, золотко?»

http://azbyka.ru/svyatye-providcy-dar-pr...

В ту же минуту бледное лицо Алипия преобразилось от какого-то дивного света... В глазах засветился тихий огонь, улыбка полуоткрыла коченеющие уста. Он вдруг поднялся на своем ложе и, протягивая руки к кому-то ему одному видимому, громко прошептал: — Вот он, мой небесный гость! Я вижу его, он пришел за мною... С этими словами иконописец бессильно опустился на постель, глаза потухли, спокойное выражение тихой ликующей радости озарило его лицо, и он скончался. С великой честью погребли иноки тело почившего в пещере преподобного Антония, где мощи святого Алипия находятся до настоящего дня, По вере Тихая, теплая летняя ночь окутала своим темным покровом землю, только звезды, эти очи неба, задумчиво светили где-то высоко, высоко. Затих Киево-Печерский монастырь. Утомленные дневными трудами и молитвами за продолжительными церковными службами иноки предались сну. Еще час, другой — и звон колокола разбудит их, снова призывая в церковь. Опять начнется день молитвы и труда. Только в немногих кельях, при мерцающем свете лампады, стоят еще на молитве старцы-монахи и кладут земные поклоны, да в деревянном домишке, приютившемся в монастыре у самых ворот, виден яркий свет. Это монастырская просфорная, Иноки Спиридон и Никодим несут здесь свое послушание — пекут просфоры для обители. Тяжела эта работа и недаром игумен приставил к ней Спиридона и Никодима, иноков благочестивой жизни, трудолюбивых и аккуратных. Раньше обычного началась сегодня работа в просфорной. Инок Никодим болен, и отцу Спиридону надо торопиться, чтобы одному справиться с двойной работой и вовремя приготовить просфоры. Истомленный инок вышел из кельи за дровами; вышел и остановился у порога. Величавое молчанье ночи, мириады звезд, все это поразило душу монаха, наполнило ее благоговением к Творцу всего — Богу, и слова хвалебных псалмов Давида полились из уст старца. Крестьянин по происхождению, уже не молодой, пришел он в монастырь, ища спасения. Дни и ночи проводил он в молитве: неграмотный, со слов других, выучил наизусть всю Псалтирь и каждый день повторял ее. Пимен-постник, бывший тогда игуменом, обратил внимание на благочестивого старца и поручил ему печь просфоры, приносимые к Божественной литургии.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4271...

ПОСТАНОВИЛИ: Назначить монахиню Елену (Золотухину) настоятельницей Спасского женского монастыря с. Костомарово Подгоренского района Воронежской области с возложением наперсного креста по должности. СЛУШАЛИ: 3. Прошение Преосвященного Епископа Иваново-Вознесенского и Кинешемского Иосифа о назначении игумена Варфоломея (Коновалова) настоятелем Свято-Успенского мужского монастыря г. Иваново. ПОСТАНОВИЛИ: Назначить игумена Варфоломея (Коновалова) настоятелем Свято-Успенского мужского монастыря г. Иваново. СЛУШАЛИ: 4. Прошение Преосвященного Архиепископа Красноярского и Енисейского Антония о благословении на переименование Свято-Спасского Енисейского мужского монастыря в г. Енисейске Красноярского края в Спасо-Преображенский Енисейский мужской монастырь. ПОСТАНОВИЛИ: Благословить переименование Свято-Спасского Енисейского мужского монастыря в г. Енисейске Красноярского края в Спасо-Преображенский Енисейский мужской монастырь. СЛУШАЛИ: 5. Прошение Преосвященного Архиепископа Ростовского и Новочеркасского Пантелеимона об освобождении игумена Алипия (Филина) от обязанностей наместника Свято-Покровского мужского монастыря с. Верхне-Макеевка Кашарского района Ростовской области по состоянию здоровья и о назначении на эту должность иеромонаха Софрония (Шершеня). ПОСТАНОВИЛИ: 1) Освободить игумена Алипия (Филина) от обязанностей наместника Свято-Покровского мужского монастыря с. Верхне-Макеевка Кашарского района Ростовской области. 2) Назначить иеромонаха Софрония (Шершеня) наместником Свято-Покровского мужского монастыря с. Верхне-Макеевка Кашарского района Ростовской области. СЛУШАЛИ: 6. Прошение Преосвященного Архиепископа Рязанского и Касимовского Павла об освобождении монахини Любови (Войковой) от должности настоятельницы Казанского женского монастыря г. Рязани. ПОСТАНОВИЛИ: Освободить монахиню Любовь (Бойкову) от должности настоятельницы Казанского женского монастыря г. Рязани. СЛУШАЛИ: 7. Прошение Преосвященного Архиепископа Тульского и Белевского Алексия о благословении на открытие Спасо-Преображенского мужского монастыря в г. Белеве Тульской области.

http://sedmitza.ru/lib/text/429925/

СЛУШАЛИ: 5. Рапорт Преосвященного Епископа Липецкого и Елецкого Никона об утверждении монахини Арсении (Семеновой) настоятельницей Богородице-Тихоновского Тюнинского женского монастыря г. Задонска Липецкой области. ПОСТАНОВИЛИ: Утвердить монахиню Арсению (Семенову) настоятельницей Богородице-Тихоновского Тюнинского женского монастыря г. Задонска Липецкой области. СЛУШАЛИ: 6. Прошение Преосвященного Епископа Нижегородского и Арзамасского Георгия об утверждении игумена Александра (Лукина) наместником Благовещенского мужского монастыря г. Нижнего Новгорода. ПОСТАНОВИЛИ: Утвердить игумена Александра (Лукина) наместником Благовещенского мужского монастыря г. Нижнего Новгорода. СЛУШАЛИ: 7. Рапорт Преосвященного Епископа Нижегородского и Арзамасского Георгия об утверждении монахини Никоны (Желяковой) настоятельницей Николаевского Георгиевского женского монастыря села Абабково Павловского района Нижегородской области. ПОСТАНОВИЛИ: Утвердить монахиню Никону (Желякову) настоятельницей Николаевского Георгиевского женского монастыря села Абабково Павловского района Нижегородской области с возложением наперсного креста по должности. СЛУШАЛИ: 8. Рапорт Преосвященного Епископа Нижегородского и Арзамасского Георгия об утверждении монахини Антонии (Мироновой) настоятельницей Иверского женского монастыря города Выкса Нижегородской области. ПОСТАНОВИЛИ: Утвердить монахиню Антонию (Миронову) настоятельницей Иверского женского монастыря города Выкса Нижегородской области с возложением наперсного креста по должности. СЛУШАЛИ: 9. Прошение Преосвященного Архиепископа Ростовского и Новочеркасского Пантелеимона о преобразовании Свято-Покровского прихода с. Верхнемакеевка Кашарского района Ростовской области в Свято-Покровский мужской монастырь и об утверждении игумена Алипия (Филина) наместником обители. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Благословить преобразование Свято-Покровского прихода села Верхнемакеевка Кашарского района Ростовской области в Свято-Покровский мужской монастырь. 2. Утвердить игумена Алипия (Филина) наместником Свято-Покровского мужского монастыря села Верхнемакеевка Кашарского района Ростовской области.

http://mospat.ru/archive/86335-zhurnaly-...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010