Прибежала к дому отца Алипия (это такой особняк в центре монастыря) и стала кулаками молотить по его двери и кричать: «Отец Алипий, откройте, откройте!» Он вышел недовольный и говорит: «Ну что ты тут раскричалась?» – он часто бывал таким шутливо-грубоватым. Бабушка говорит: «Отец Алипий, пожалуйста, помолитесь, помогите, потому что моя дочка никак не может родить». И отец Алипий сейчас же послал одного иеромонаха, отца Антипу (впоследствии архимандрита), чтобы открыли царские врата в Успенском храме, который на этой же Успенской площади, напротив его дома. Отец Антипа открыл царские врата в уже пустом храме, а моя бабушка побежала назад, в роддом, и когда она прибежала, то выяснилось, что все благополучно разрешилось. Я оказалась живой-здоровой, хоть и ужасно страшной. На следующий день бабушка приходит в монастырь, отец Алипий ее встречает и говорит: «Ну, что, как твоя дочка, родила кого-нибудь?» – «Да, родила, все хорошо» – «Ну, а что же ты мне не сообщила? Я всю ночь молился, не знал, родила – не родила, а так бы спал спокойно». И с тех пор у нас завязалась такая дружба с ним, он ко мне очень хорошо относился. Всегда, когда я мимо него или он мимо меня проходил, он весело шутил со мной или конфеты мне давал, обязательно было очень веселое общение, мне очень нравилось. Я даже когда маленькая была, говорила: «Я когда вижу отца Алипия, у меня сердце смеется». Я хорошо помню это ощущение – мне всегда с ним было очень весело. И конечно, мы на Рождество ходили в первую очередь к нему. Шли славить Христа, нас уже ждали, для нас было готово угощение, подарки. Потом в день Ангела его, 30 августа, мы тоже всегда готовили какую-нибудь концертную программу, собирались дети во главе с моей тетей – те, кто ходил в монастырь, и тоже шли с этой концертной программой его поздравлять. Как известно, он был и иконописцем, перед своей смертью он мне подарил икону «Умиление» Псково-Печерскую, написанную его рукой. Мне было 8 лет, когда он умер. Я была все-таки довольно маленьким ребенком, да и последний год его жизни, конечно, уже мало с ним виделась и общалась, но я хорошо помню, что мне в 7летнем возрасте были интересны проповеди, которые он говорил. Других проповедников я не понимала, не улавливала, что говорят. А его мне почему-то было интересно слушать. И потом я очень любила, когда он пел, у него был очень красивый голос, во всяком случае, мне так казалось. И Великим постом «Да исправится молитва моя» они пели трио: он и еще два других монаха, или на Великом повечерии они пели на солее все вместе, братия: «Господи сил, с нами буди», и он был регентом, когда было пение великопостное.

http://azbyka.ru/fiction/matushki-zheny-...

К двенадцатому веку монастырь начал испытывать экономические трудности, которые не оставляли его на протяжении всей его дальнейшей истории. Как и другие монастыри Святой Горы, много бедствий обитель претерпела в период правления латинствующего императора Михаила Палеолога: разрушены были многие монастырские постройки, а некоторые иноки приняли мученическую кончину. Согласно монастырскому преданию, они были похоронены за главным собором обители. Неоднократно Кутлумуш был разоряем каталонцами, но каждый раз восстанавливался господарями и воеводами Валахии. В середине XIV века монастырь пережил период расцвета, связанный с деятельностью игумена Харитона (уроженца греческого острова Имброс). Вместе со своим другом Владиславом, правителем Валахии, он полностью восстановил древнюю обитель. Игумен сотрудничал со многими сербскими и румынскими правителями и был особо любим народами этих стран. В 1372 году Харитон был избран митрополитом в Валахии (хиротонию совершил один из ключевых представителей исихастского движения – Константинопольский Патриарх Филофей Коккин). Множество иноков из Румынии стало стекаться на Афон, и прежде всего в Кутлумуш. В период с 1376 по 1378 годы Харитон избирался афонским протом, при этом продолжая оставаться игуменом Кутлумуша. Игумен Харитон получил от императора Иоанна важный документ, подтверждающий привилегии греков на владение обителью (по сравнению с румынами, также требовавшими на нее официальные права). В 1393 году монастырь Патриархом Антонием был провозглашен ставропигиальной обителью. В начале XV столетия монахи Кутлумуша заняли пустующий монастырь святого Алипия. В 1428 году Патриарх Константинопольский Иосиф II, сам бывший насельником монастыря Алипия, официально утвердил слияние двух монастырей. В наши дни Алипий является кельей Кутлумушской обители. Он был заново освящен в честь святых апостолов. Объединение двух монастырей подняло статус Кутлумуша, и он стал впоследствии одним из лучших афонских монастырей. В 1497 году обитель была разрушена сильным пожаром, но вновь восстановлена молдавскими правителями. Вскоре число иноков достигло семи сотен человек.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Справка. Кутлумуш (греч. Μον Κουτλουμουσου) — православный монастырь на горе Афон. Шестой в иерархии Афонских монастырей. Обитель существовала уже в 988 году, но в последствии была разрушена. В XIII веке восстановлена Константином Кутлумусом. В XIV веке монастырь переживал трудные времена из-за грабежа каталонцев. Время процветания приходится на вторую половину XIV века при управлении игумена Харитона Имвросского. В 1393 году монастырю был дарован статус ставропигиального. В начале XV столетия монахам Кутлумуша разрешили присоединить к обители пустующий монастырь св. Алипия. В монастыре Кутлумуш неоднократно случались пожары. В 1497 году обитель сгорела почти дотла, но была восстановлена благодаря щедрости правителей дунайских княжеств, впоследствии объединившихся в государство Румынию. Еще два раза случались здесь крупные пожары, но всякий раз монастырь восстанавливался за счет пожертвований благодетелей и патриархов Александрийского и Константинопольского. В Кутлумуше хранятся часть Живоносного Креста Господня; часть стопы праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы; глава св. Алипия Стилита; кисть св. мученика Евстратия; частицы мощей святой Марии Магдалины, святой великомученицы Анастасии, святой Параскевы, святой великомученицы Варвары, святого Харалампия, святого Трифона, святого Елевферия, святого великомученика Пантелеимона, святителя Григория Богослова. Библиотека монастыря содержит 662 рукописи и около 3500 печатных книг. Здесь проживает около 30 монахов. 7 октября 2013 г. 14:30 HTML-koд для сайта или блога: Животворящему Древу в Казахстане уже поклонились полторы сотни тысяч православных Продолжается поклонение одной из самых крупных в мире частиц Честного и Животворящего Креста, принесенного по благословению Святейшего Патриарха Кирилла с ходатайства митрополита Астанайского и Казахстанского Александра из афонского Преображенского монастыря Кутлумуш в Митрополичий округ в Республике Казахстан. В Алма-Ате святыне поклонилось около сотни тысяч человек, в двух других казахстанских мегаполисах — Павлодаре и Усть-Каменогорске — еще пятьдесят тысяч. Сегодня Крест прибыл в Костанай.

http://e-vestnik.ru/news/krest_v_kazahst...

Наиболее значительным в жизни города стал 1374 год, когда князья во главе с Владимирским вел. кн. св. Димитрием Иоанновичем Донским провели т. н. Переяславский Собор. На нем было принято решение о вооруженной борьбе и об отказе от выплаты дани Мамаевой Орде. Другим важным событием стало рождение здесь 26 нояб. 1374 г., в день памяти св. Алипия Столпника и вмч. Георгия , буд. Владимирского и Московского вел. кн. Георгия (Юрия) Димитриевича , к-рого крестил прп. Сергий Радонежский ( Присёлков М. Д. Троицкая летопись: (Реконструкция текста). М.; Л., 1950. С. 397-398). Вероятно, в этих событиях участвовал и настоятель П.-З. Н. м.; он хлопотал перед вел. князем о льготах для своей обители, к-рые ей были необходимы после Третьей «Литовщины», когда захватчики разорили окрестности и посад Переяславля (Там же. С. 394). В кон. авг. 1382 г., во время Тохтамышевой рати, ордынцы вновь напали на город (Там же. С. 424), в дек. 1408 г., во время Едигеевой рати, ордынцы «взяша град Переславль и огнем пожгоша» (Там же. С. 468). По-видимому, в этот раз обитель пострадала наиболее сильно. К кон. XIV - нач. XV в. относится написание древнейшей из сохранившихся редакций Жития прп. Никиты Столпника ( Понырко. 1988. С. 307), необходимость в составлении которого могла возникнуть не только из-за местного почитания святого, но и из-за совпадения дня рождения представителя правящей московской династии Калитовичей с днем памяти св. Алипия Столпника. Оно могло вызвать значительный интерес к судьбе прп. Никиты Столпника. По-видимому, этим же объясняется поиск митр. Киевским свт. Фотием его мощей, к-рый, судя по времени выдачи святителем основной части переяславских актов, скорее всего был осуществлен в 10-х гг. XV в. Начавшаяся в доме Калитовичей династическая война в 1425-1454 гг. отвлекла власти от прославления местночтимого прп. Никиты Столпника. Новый период истории мон-ря связан с деятельностью прп. Даниила Переславского и его ученика свящ. Андрея (впосл. митрополит Московский и всея Руси Афанасий ).

http://pravenc.ru/text/2579996.html

     По этому поводу его даже посетила министр культуры Екатерина Фурцева, член правительства и особа, приближенная к самому Никите Хрущеву.      Она осмотрела ризницу, древнюю библиотеку, прошлась по Михайловскому Собору, задумчиво посидела в карете императрицы Анны Иоанновны, в палатах наместника вкусила монастырский обед. Между прочим, за обедом спросила отца Алипия, почему он пошел в монахи, такой красивый и видный мужчина?! Отец Алипий, наклонившись к ней, шепнул на ушко. Она посмотрела на него и, закинув голову, долго хохотала, хлопая отца Алипия по спине.      С большим букетом цветов, в сопровождении послушника, нагруженного монастырскими дарами, Екатерина Шурцева уселась в блистающую черным лаком и никелем правительственную машину, в народе прозванную " членовозом " , и, довольная, отбыла во Псков. И монастырь не закрыли, вероятно, и ее заступничеством.      Однако уже вечерело, и мне надо было как-то устраиваться на ночлег. Тощий, унылый послушник, беспрерывно сморкаясь в платок, повел меня к благочинному, иеромонаху Тихону. По уставу пропел под дверью: " Молитвами отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас " .      За дверью раздалось: " Аминь! "      Послушник открыл дверь и подтолкнул меня внутрь кельи. Отец Тихон тоже был тощ, высок, имел вид строгий, лик бледный. Он был молод, очень даже молод и удивительно похож на святого Иоасафа Белгородского.      Я же был стар, сед и брадат, и опирался на костыли.      Осведомившись, откуда я прибыл, отец Тихон как-то косо оглядел меня и велел мне перекреститься. Я истово исполнил это.      А знаю ли я " Отче наш " ? - спросил он. Я знал не только " Отче наш " , но и многое другое, например, мог наизусть прочитать семнадцатую кафизму или сдать экзамен по догматическому богословию, но я смиренно прочитал " Отче наш " . Он внимательно выслушал и, видимо, остался доволен.      Я подошел под благословение. " Да, а есть ли на вас нательный крест? " Расстегнув ворот, я достал массивный серебряный крест, пожалованный мне афонским монахом старцем Патермуфием в горах Кавказа в страшное военное лето 1942 года.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2081...

От казны обитель получала ежегодный оклад - 337 р. 43 к. По штатам 1906 г. кроме игумении и казначеи в мон-ре должны были пребывать 10 монахинь и 12 послушниц (фактически их было соответственно 12 и 9). Аносин Борисоглебский мон-рь. Фотография. 2001 г. Аносин Борисоглебский мон-рь. Фотография. 2001 г. В нач. XX в. А. Б. м. называли «женской Оптиной» и «Аносиной пустынью». Многие насельницы обители оставили воспоминания, стихи, письма и др. свидетельства о жизни мон-ря: «Беседы с моей дочерью» игум. Евгении (Мещерской), «Памятные записки» - дневник и воспоминания игум. Евгении (Озеровой), воспоминания схимон. Леонтии (Левицкой) и др. Хотя число насельниц в обители было небольшим, 11 из них впосл. стали игумениями др. жен. мон-рей: прп. Олимпиада - игум. коломенского Брусенского мон-ря, Евгения - игум. московского в честь Вознесения Господня мон-ря и др. После кончины игум. Иоанны (Макаровой) в 1918 (1919?) г. настоятельницей А. Б. м. была назначена игум. Алипия (Таишева). Несмотря на тяжелые налоги и притеснения со стороны властей, мон-рь не закрывался до 1928 г., став крупнейшим духовным центром Подмосковья. Обитель посещали сщмч. Петр (Полянский), архиеп. Гурий (Степанов), еп. Варфоломей (Ремов), сщмч. Серафим (Звездинский), схиигум. Фамарь (Марджанова), прп. Алексий (Соловьёв), схиигум. Герман (Гомзин) и др. подвижники XX в. В А. Б. м. переходили многие насельницы разоренных обителей, в сер. 20-х гг. в мон-ре жили ок. 130 сестер. Весной 1928 г. А. Б. м. получил статус трудовой артели, в июле того же года был закрыт. На основе монастырского хозяйства, считавшегося образцовым, был создан колхоз «Россия». Все имущество, архив и б-ку обители вывезли в музей Новоиерусалимского мон-ря, бóльшую часть икон сожгли в специальных баках с кислотой для получения золота. 7 июля 1928 г. игум. Алипия вместе с 2 священниками и неск. насельницами была арестована и увезена в Москву, затем отправлена в ссылку; остальным сестрам приказали в течение 3 дней покинуть обитель. После возвращения из ссылки игум.

http://pravenc.ru/text/115668.html

Что удивительно, при жизни никто особо не обращал внимания, что блаженная Алипия подвизалась как раз на развалинах уничтоженной в 1926 году Голосеевской пустыни, молилась угодникам Божиим, которые в XIX и начале ХХ века «подвигом добрым» служили здесь Христу, а некоторые были и погребены в этом месте: митрополиту Киевскому Филарету (Амфитеатрову, † 1857), его мощи почивают в пещерах Киево-Печерской Лавры, и его духовнику иеросхимонаху Парфению († 1855), Христа ради юродивым старцам иеросхимонаху Феофилу († 1853) и монаху Паисию († 1893), старцу-духовнику иеромонаху Алексию (Шепелеву, † 1917). Блаженная Алипия во второй половине ХХ века приняла духовную эстафету подвижников Голосеевских и многие годы молилась о возрождении Голосеевской Пустыни. И еще говорила своим чадам, что будет пребывать здесь «всегда, но не сразу». Обретение мощей 18 мая 2006 года      18 лет она почивала мощами на Лесном кладбище, на 8-м участке, где покоятся насельницы Флоровского монастыря, а с 2006-го года – в нижней части Покровского храма обители. Дело в том, что наряду с почитанием верующими могилки блаженной на Лесном кладбище , захоронение неоднократно подвергалось попыткам осквернения: одержимые злым духом люди вырывали и отбрасывали в сторону надгробный крест. А в конце 2005 года некие «почитатели» блаженной решили тайно выкопать останки и увезти за границу. По факту вандализма было возбуждено уголовное дело, о чем сенсационно сообщали городские СМИ. После случившегося наместник Голосеевской пустыни архимандрит Исаакий обратился к Блаженнейшему Митрополиту Владимиру с ходатайством о перезахоронении блаженной Алипии на территории монастыря — месте ее последних жизненных подвигов. (Жизнеописание матушки рассказывает также о ее аскетических подвигах в дупле большого дерева у подножия Киево-Печерской Лавры до ее закрытия в 1961 году). Вот, как об обретении мощей блаженной Алипии повествует сам наместник монастыря архимандрит Исаакий: — Около пяти месяцев ушло на получение всех необходимых для этого документов, после чего был назначен день обретения и перенесения останков матушки в монастырь — 18 мая 2006 года. Раскопки могилы решили начать ранним утром, чтобы не было скопления людей и чтобы при этом присутствовали только братия монастыря и наиболее близкие ее духовные чада и почитатели. Для эксгумации и освидетельствования захоронения были приглашены представители дирекции Лесного кладбища, санэпидемстанции и милиции.

http://pravoslavie.ru/79397.html

Настоящее письмо достаточно ясно характеризует нравственное состоите Клеопы ко времени самовольного и тайного оставления им Введенской пустыни, объясняет его побуждение к такому необычайному поступку, указывает и на то, что делал и сделал для управляемой им пустыни Клеопа. Из письма мы видим, что настоятельство доставляло ему не мало забот и огорчений. Больше же всего огорчений, очевидно, доставлял иеромонах пустыни Иринарх. Смиренный и добросердечный Клеопа по отношению к этому лицу позволяет себе в письме слишком резкое осуждение и довольно злую иронию; он грозит даже проклятием тем, кто ослушался бы его распоряжений о недопущении Иринарха к монастырской казне. – Должно быть, этот иеромонах своим поведением истощил терпение своего настоятеля. Иеромонах Иринарх в 1858 г., по смерти строителя Лаврентия, был избран братией кандидатом на должность строителя Введенской пустыни. Но епископ Переславский Амвросий не утвердил этого избрания, назначив строителем иеромонаха Алипия. Иринарх был оскорблен этим невниманием епископа. В 1760 году, при переводе Алипия в Воскресенский монастырь, Иринарх мог снова стремиться к настоятельству, но и здесь обманулся: настоятелем был назначен Клеопа, недавний пришелец и малоросс. – Естественно, что Иринарх не мог питать симпатий к этому новому настоятелю и подчинялся ему только по необходимости, не опуская случаев выразить как-нибудь свое недовольство. Огорчал он Клеопу, как он дальше сам разъяснял, и недобросовестным отношением к монастырскому имуществу: он утаивал в свою пользу жертвы благотворителей на обитель. Много, должно быть, накопилось этих огорчений, потому они и вылились в письме в столь резкую форму. Из письма мы также видим, что Клеопе приходилось иметь много хлопот и забот о материальном благоустройстве своей обители. Хотя эти заботы особенно о материальной стороне пустыни были не безуспешны, но они тяготили Клеопу. Он стал бояться нравственной ответственности за порученное ему дело на суде Божием и из страха пред этой ответственностью надумал оставить его, посвятить всего себя только заботам о своем спасении. Ему стало казаться, что он недостоин настоятельского звания, что он совершает тяжкий грех , оставаясь в этом звании; „сего ради, пишет он, судих зватися бегун или плут от человек, ибо если и весь мир сим укорит, то лучшую мне милость у Бога и грехов моих прощение исходатайствовать».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

По этому поводу его даже посетила министр культуры Екатерина Фурцева, член правительства и особа, приближенная к самому Никите Хрущеву. Она осмотрела ризницу, древнюю библиотеку, прошлась по Михайловскому Собору, задумчиво посидела в карете императрицы Анны Иоанновны, в палатах наместника вкусила монастырский обед. Между прочим, за обедом спросила отца Алипия, почему он пошел в монахи, такой красивый и видный мужчина?! Отец Алипий, наклонившись к ней, шепнул на ушко. Она посмотрела на него и, закинув голову, долго хохотала, хлопая отца Алипия по спине. С большим букетом цветов, в сопровождении послушника, нагруженного монастырскими дарами, Екатерина Шурцева уселась в блистающую черным лаком и никелем правительственную машину, в народе прозванную " членовозом " , и, довольная, отбыла во Псков. И монастырь не закрыли, вероятно, и ее заступничеством. Однако уже вечерело, и мне надо было как-то устраиваться на ночлег. Тощий, унылый послушник, беспрерывно сморкаясь в платок, повел меня к благочинному, иеромонаху Тихону. По уставу пропел под дверью: " Молитвами отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас " . За дверью раздалось: " Аминь! " Послушник открыл дверь и подтолкнул меня внутрь кельи. Отец Тихон тоже был тощ, высок, имел вид строгий, лик бледный. Он был молод, очень даже молод и удивительно похож на святого Иоасафа Белгородского. Я же был стар, сед и брадат, и опирался на костыли. Осведомившись, откуда я прибыл, отец Тихон как-то косо оглядел меня и велел мне перекреститься. Я истово исполнил это. А знаю ли я " Отче наш " ? - спросил он. Я знал не только " Отче наш " , но и многое другое, например, мог наизусть прочитать семнадцатую кафизму или сдать экзамен по догматическому богословию, но я смиренно прочитал " Отче наш " . Он внимательно выслушал и, видимо, остался доволен. Я подошел под благословение. " Да, а есть ли на вас нательный крест? " Расстегнув ворот, я достал массивный серебряный крест, пожалованный мне афонским монахом старцем Патермуфием в горах Кавказа в страшное военное лето 1942 года.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2081...

54 Елецкий Успенский Черниговский монастырь находится близ Чернигова в Болдиных горах. Там находится Елецкая икона Богородицы, явившаяся на ели в 1060 году. 55 Мощи преподобного Антония почивают под спудом в той пещере, где он подвизался. То глубокое смирение, которое он хранил во всю земную жизнь свою, скрывает его от славы человеческой и за гробом («Русские Святые». Май, стр. 77). 56 Святой Стефан в сане епископа был при перенесении мощей преподобного Феодосия; преставился 27 апреля 1094 года. 57 Эта чудотворная икона в настоящее время привешена над царскими вратами великой церкви Печерской. Она покрыта золотой ризой, осыпанной множеством дорогих камней, и вставлена в серебряный, вызолоченный круг. 58 Преподобный Никон преставился 23 марта 1088 года. Мощи его почивают в пещере преподобного Антония. 59 Со времени татарского нашествия и разорения Киева мощи преподобного Феодосия пребывают скрытыми в основании великой церкви, а на том месте притвора, где они прежде почивали открыто, поставлена гробница, прикрытая серебряной вызолоченной доской с изображением преподобного («Киевские пещеры и Лавра»). 62 Вторичные труды Преподобного Исаакия в затворе продолжались до 20 лет, так что преставление его должно полагать около 1090 года. Мощи его почивают в пещерах преподобного Антония. 64 Время кончины преподобного Иоанна многострадального можно полагать не ранее 1160 года. Память его празднуется 18 июля. 66 Преподобные Феодор и Василий скончались 11 августа 1091 года. Мощи их почивают в Антониевой пещере в одном гробе. 70 Преподобный Николай Святоша провел в иночестве 36 лет (1106–1142); мощи его почивают в Антониевой пещере. 71 О чудотворной Ростовской иконе Богородицы (которая зовется Владимирской) подробно описано в книге моей «Древние святыни Ростова Великого», издание 2-е, стр. 30 и 31. – Другая икона преподобного Алипия, находящаяся в Московском Успенском соборе, известна под именем «Предста Царица». 72 Кончину преподобного Алипия можно полагать около 1114 года. Мощи его почивают в Антониевой пещере.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010