Гробница пророка – святое место для представителей трех конфессий: христиан, мусульман и иудеев. Садовник Алим ухаживает за землей вокруг гробницы вот уже 28 лет. Но больше всего ему запомнился день посещения Самарканда Святейшим Патриархом Алексием II. Произошло это событие 13 ноября 1996 года. После молитвы патриарха на гробнице пророка Даниила зацвело засохшее дерево. Алим вспоминал: «Это фисташковое дерево было сухим до 1996 года. В 1996 году здесь был Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Он освятил дерево, окропил его святой водой, и после этого дерево начало оживать. Это – настоящее чудо. А дереву этому не менее 600 лет». «Это дерево уже собирались вырубать. Сам памятник и территорию вокруг него к тому времени начали приводить в порядок, а древний иссохший ствол туда никак не вписывался. Патриарх помолился у дерева и окропил его святой водой. Это было в ноябре, а уже весной следующего года под теплыми лучами весеннего солнца фисташка вдруг зацвела!» – рассказал смотритель мавзолея пророка. Посмотреть на ожившее дерево приходили сотнями. «Это событие оживило нашу жизнь», – рассказывал протоиерей Димитрий Козулин, который несет служение в Георгиевской церкви Самарканда. «Во время молебна Святейшего мы были рядом. И радуемся этому чуду – оно укрепило нас в вере», – признался председатель самаркандского отделения Русского культурного центра Юрий Огнев, который был в составе делегации, сопровождавшей патриарха. – Мавзолей пророка свято почитают последователи трех религий, – рассказал директор музея Истории культуры Узбекистана Нумон Махмудов. – И все восхищены чудом, совершенным патриархом Алексием II на могиле Даниила. Незадолго до кончины Святейшего Патриарха Алексия II дерево опять засохло. Явление Божией Матери Произошло это во время Великой Отечественной войны, в период сентябрьских боев 1942 года в Сталинграде. В самые напряженные дни Сталинградской битвы, когда врагу удалось прорваться к Волге и рассечь наши воинские части, «бойцы одной из этих частей увидели в ночном небе знамение, указывающее на спасение города, армии и на скорую победу советских войск». Сообщение об этом знамении содержится в отчете уполномоченного Совета по делам Русской Православной Церкви по УССР Ходченко тогдашнему председателю Совета по делам Русской Православной Церкви Карпову, что целая воинская часть из состава армии Чуйкова оказалась свидетельницей чуда. Сталинградское знамение ясно указывало всем, что помощь Божия не оставит русский народ в самые критические моменты его бытия. Дальнейшее развитие события – окружение врага и контрнаступление советских войск служили ярким подтверждением этому.

http://azbyka.ru/nepoznannyj-mir-very?fu...

Алим (Ахмет-Алим) Абдуллович Девишев (род. 1908 г.), аспирант Центрального музея ТАССР, сотрудник, позднее заведующий Художественным отделом Центрального музея ТАССР. Всего 219 предметов, большинство (150) – из казанского кафедрального Благовещенского собора, 29 предметов из «Бытовых комнат», т. е из Уголка церковных древностей или Музея старого быта, располагавшегося в 1920-х гг. в Парадных покоях казанского Богородичного женского монастыря, часть из которых, возможно, также была взята из собрания кафедрального собора, из Раифской Богородичной пустыни (5), три Евангелия из Владимирского собора Казани, из Ивановского (Иоанно-Предтеченского) мужского монастыря Казани (1), Сергиевской церкви Казани (1), Троицкой церкви Казани (2), Успенского Зилантова мужского монастыря (2), Спасо-Преображенского мужского монастыря Казани (1), из Госфонда (1), из Челнинского кантона (Госфонд) – 7 экземпляров, из Казанского государственного университета (7), из бывшего музея Селькредитсоюза (1), скатерти из села Маскара (4), деревни Тюньтарь (1) и деревни Нижние Берески Татарской АССР (2). Позднее, в 1931–1934 гг. 75 предметов, не считая икон, из собрания казанского кафедрального Благовещенского собора были отобраны, часть из них, возможно, была изъята и отправлена «в неизвестном направлении», о чем свидетельствуют записи на полях документа («Акт 23/IX–31 г.» и др., всего 5 актов). Среди отобранных по актам предметов было 13 воздухов из 24 (54%), указанных в акте, 15 из 22 Евангелий XVIII в. (68%), 8 из 9 святых риз, 3 епитрахили из 5, 3 палицы из 4, 3 из 5 больших омофоров, 4 стихаря из 6, походный престол времен царя Алексея Михайловича, 8 столбцовых древнерусских рукописных книг, мощехранительница белого металла в виде усеченной пирамиды и др. В актах не отражены древние драгоценные антиминсы с частицами св. мощей, описанные протоиереем Яблоковым, то ли оставленные приходу, то ли обозначенные под другим наименованием, а также 10 древних икон-хоругвей ( Яблоков А. П. Указ. соч. С. 36–39).

http://sedmitza.ru/lib/text/5257951/

Ас-Сиси рассказал, что его правительство планирует построить еще 14 новых городов, в которых будут одновременно возведены мечети и церкви. Присутствовавший в храме шейх Ахмед Таиб отметил, что впервые в истории мечеть и церковь торжественно открываются в один день. «Это воплощение духа братства и любви», – сказал верховный имам «Аль-Азхара». Он также подчеркнул, что ислам предписывает охранять и беречь церкви и синагоги так же, как мечети. Исламский лидер напомнил, что большинство ныне действующих коптских церквей в Египте было построено после утверждения здесь ислама, и это показывает несостоятельность заявлений радикалов о том, что в мусульманских странах нельзя возводить христианские храмы. Во время церемонии открытия собора на больших экранах было показано видеопослание папы Римского Франциска, который поздравил патриарха Тавадроса и всю коптскую Церковь с этим событием. По информации ТАСС, новый коптский собор занимает площадь 7500 кв. метров и рассчитан на 8,2 тыс. прихожан. В архитектурном плане храм представляет собой куполообразное здание с колоннами и двумя колокольнями на заднем плане высотой 60 метров. Купол имеет диаметр 40 метров и возвышается на 39 метров над землей. Весь соборный комплекс, на котором разместятся большая и малая церковь, патриаршая резиденция, зал приемов, приходская школа, офисные помещения, охватывает площадь в 63 тыс. кв. метров. Частично храм был открыт еще год назад, когда в недостроенном здании 6 января 2018 года была впервые проведена рождественская служба. Тогда на ней также присутствовал президент. На строительство храмового комплекса ушло два года, а средства для его возведения были собраны из пожертвований прихожан и бизнесменов страны. Мечеть " Аль-Фаттах аль-Алим " рассчитана одновременно на 17 тыс. верующих, она занимает площадь свыше 6300 кв. метров, куда входит как непосредственно площадь мечети, так и прилегающая к ней территория с парком и открытой парковкой для автотранспорта. В " Аль-Фаттах аль-Алим " устроено шесть входов для мужчин и специальный подъезд, из которого для совершения намаза на втором этаже смогут проходить женщины. У новой мечети - пять куполов, диаметр основного, располагающегося над центральным залом, - 33 метра, а его высота - 28 метров. Высота четырех угловых куполов составляет 10 метров. Над архитектурным ансамблем возвышается четыре белых минарета, высота каждого из которых - 90 метров.

http://drevo-info.ru/news/24521.html

Закрыть itemscope itemtype="" > «Точка отчаяния» пройдена? 02.05.2012 659 Время на чтение 8 минут Валентин Сорокин со слушателями ВЛК у памятника Есенину Высшие литературные курсы - «намоленное» место для писателей. Здесь учились Виктор Астафьев, Иван Акулов, Петр Проскурин, Олесь Гончар, Чингиз Айтматов, Алим Кешоков, Анатолий Жигулин, Владимир Санги и многие-многие другие прославленные литераторы. Слушателем ВЛК был и поэт Валентин Сорокин , автор многих книг, лауреат Государственной премии России. Теперь он руководитель курсов, проректор Литературного института им. А.М. Горького (после перестройки ВЛК вошли в состав института). Наша встреча состоялась по знакомому адресу - Тверской бульвар, 25. Здесь, в старинном флигеле, чуть поодаль от прославленного Дома Герцена, и находится «родина ВЛК». - Валентин Васильевич, вы много лет ведёте знаменитые писательские курсы. Что вы можете сказать о современном состоянии нашей словесности на примере своих слушателей? Какую характеристику сегодняшнему литературному образованию вы можете дать? - Это вопрос сложный, и я бы даже сказал, национально-государственный. Сам я принадлежу к поколению рождённых перед войной. К седьмому-восьмому классу, не говоря уже о выпуске из средней школы, мы знали всех действующих поэтов. Единственное, что, конечно, было очень обидно, от нас скрывали расстрелянных поэтов - Павла Васильева, Бориса Корнилова, Николая Клюева, репрессированного Бориса Ручьёва и других. И всё же молодые люди, тянувшиеся к стихам, знали Владимира Луговского и Дмитрия Кедрина, песни Павла Шубина и Михаила Исаковского, поэмы Александра Твардовского и Василия Фёдорова. Теперь к нам на ВЛК приходят учиться ребята, для которых имена русских поэтов и их стихи - открытие. Они им просто не известны. Дело, конечно, не в эрудиции, а в том, что творчество этих поэтов не влияет на них. Но ведь молодые люди идут в литературу, они должны работать со словом, слышать голос вдохновения!.. Они должны разговаривать с дождём, с ливнем, с грозой с позиции поэта, с просторов поэта, с высоты поэта, с холма поэта! Понимаете?! Они должны плакать слезами поэта, радоваться счастьем поэта. А когда будущие писатели не знакомы с национальным чувством и с национальной литературой с младших классов, им очень тяжело потом постигнуть эту стихию.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

Ранним утром 7 июля, когда великий князь хотел еще с перепою «опочинути», пришла весть, что татары переходят реку Нерль. Надев на себя доспехи, Василий II приказал выступать. Бой происходил на левой стороне от Спасо-Евфимьева монастыря, «в Поле». Сначала победа клонилась в пользу русских. Татары отступали («побегоша»), в погоню за ними бросились русские воины, но среди них оказались и такие, что «начаша избитых татар грабити». Неожиданно татары остановились и сами напали на русских. В новой битве они одержали полную победу. Много русских погибло, в плен попали сам Василий II, князь Михаил Андреевич и множество других князей, бояр и детей боярских. Раненые князья Иван Андреевич и Василий Ярославич бежали («в мале дружине утекоша»). Василий Васильевич, по словам московского летописца, сражался мужественно («на великом князе многи раны быша по главе и по рукам, а тело все бито вельми, понеже бо сам добре мужественне бился»). Из татарского войска, насчитывавшего 3500 человек, в сражении погибло 500 воинов. Преследуя отступавших, татары «многих избиша и изграбиша, а села пожгоша, люди изсекоша, а иных в плен поведоша». Пробыв в Суздале три дня, татарские царевичи двинулись в глубь страны и, перейдя Клязьму, стали против Владимира. Штурмовать город они не решились — предпочли отправиться оттуда через Муром в Нижний Новгород. Воскресенская летопись сообщает, что осенью 1445 г. сын Улу-Мухаммеда Мамутяк, взяв Казань, убил князя Либея (Алим-Бека). Никоновская летопись добавляет к этому: «И оттоле нача царство быти Казаньское». По Государеву родословцу, также «Момотякъ... первый царь на Казани». Эти данные положил в основу своего представления о возникновении Казанского ханства в 1445 г. В. В. Вельяминов-Зернов. Все они позднего происхождения (не ранее XVI в.) и противоречат другим источникам, говорящим, что первым казанским царем был Улу-Мухаммед. Единственно, что, возможно, произошло в 1445 г. (судя по Казанской истории), это то, что после Суздальской битвы 1445 г. Мамутяк отправился в Казань, где и убил своего отца.

http://sedmitza.ru/lib/text/438787/

Георгия весьма почитается; нередки случаи, когда в несчастиях они обращаются к нему с молитвою и даже ставят свечи в благодарность за оказанную помощь). В половине XV века, когда пала Кипчакская орда, образовалось могущественное Крымское ханство, избравшее столицею своею Бахчисарай. В это время утвердился на Крымском полуострове и другой уже европейский народ – итальянцы. С их водворением Крым снова приобретает ту знаменитость и славу, которою он пользовался во времена древних греков. Он снова сделался главным пунктом торговых сношений Европы с восточными странами и снова появились в нем богатые и цветущие города. Генуэзцы овладели Балаклавою и Георгиевским монастырем и, утверждая католичество в разных городах, не трогали однако Георгиевского монастыря. Им управляли: в 1081 г. епископ Херсонесский Феодор, живший во время Императора Алексея Комнина, Феофан, присутствовавший в 1147 году на одном поместном соборе, Кирилл, Игнатий I, Василий, Лев, в 1280 г. присутствовавший в Константинопольском синоде, Иеремия, Игнатий II, в 1356 году подписавшийся под одним актом патриархии, Макарий и Фаддей, заседавший в 1390 году в Патриаршем Синоде. В 1394 году напал на Херсонесскую землю великий князь Литовский Олгерд и разорил Херсонес, из коего епископ бежал в Инкерман, и Георгиевский монастырь в это время стал управляться епископами Готфской епархии, простиравшейся от Балаклавы до Судака. Наконец в царствование Екатерины II, во время первой войны с турками, последовало новое нападение на крымцев, как на союзников султана. В 1771 году князь Долгорукий завладел всем полуостровом, за что и назван Долгоруким-Крымским. Алим-Гирей, бывший в это время ханом, бежал. На ханство был возведен при помощи Русского влияния Шагин-Гирей, преданный России, по желанию которой он объявил себя независимым от Порты. При этом он уступил России города: Керчь, Азов и Еникале, которые и были заняты нашими войсками и тогда русский флот впервые появился на Черном море. Вскоре по выходе наших войск из Крыма, татары снова возмутились против Шагин-Гирея.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Покровский мужской монастырь (Верхнемакеевка) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Свято-Покровский мужской монастырь в селе Верхне-Макеевка Ростовской области был основан по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в августе 2004 года. Сегодня монастырь находится в стадии восстановления. Содержание История [ править править код ] Создание Свято-Покровский мужского монастыря в селе Верхнемакеевка Кашарского района Ростовской области приходится на вторую половину XVIII века. В 1763 году территория нынешнего села была куплена полковником Василием Ивановичем Иловайским. Свое название хутор получил в честь деда помещика — Макея. Для духовного окормления прихожан хутора в 1784 году началось строительство храма во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Строился храм на средства полковника Василия Ивановича Иловайского. В 1794 году был построен деревянный храм с колокольней, каменной с деревянным частоколом оградой. В храме был престол во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Причта состояла из трех священников, двух диаконов, шести причетников. В православном приходе храма числилось около 6 тыс. человек. 13 апреля 1894 года деревянный храм с главным алтарем сгорел до основания. Сохранились только колокольня, трапезная и фундамент. В этом же году попечительский совет, обратился в Донскую Духовную консисторию с просьбой разрешить строительство на месте сгоревшей церкви пристройки к сохранившейся колокольне и трапезной. Предполагалось построить к храму пристройку с двумя престолами во имя Покрова Пресвятой Богородицы и христианских святых Хрисанфа и Дарьи. Построенные деревянные сооружения сохранились к настоящему времени. Богослужения в 30-40-е годы ХХ века в храме Пресвятой Богородицы проводил игумен Паисий (Павлов), который был и настоятелем храма. После него окормлял приход о. Григорий (Келеберда). В 1992 — 1995 годах настоятелем был иеромонах Алипий (Филин). Монашеская жизнь в приходе зарождалась с 1995 года. Согласно указу архиерея Ростовской епархии Митрополита Владимира (Котлярова) в селе был образован Свято-Покровский скит. Первыми постриженными в монашество были Неживов А. Б. с наречением имени Алим, Боков A. M. с наречением имени Викентий, Криничный С. с наречением имени Серафим.

http://azbyka.ru/palomnik/Покровский_муж...

24 Об этом посольстве в Никоновск. Летописи под 990 годом рассказывается так: «Посла Володимер философа, нарицаемого Марка Македонянина в Болгары… сице глаголя: «Яко приходища ко мне прежде, егда еще не просвящен бех верою православною, хваляще свою веру скверную, и мене ю нудяще прияти; аз же уведех истино о ней, яко гнустна есть, и не приях ю; ты же иди к ним и проповеждь им слово Божие… Аще ли не восхотят просветитися Божественным крещением да не брань сотворят о сем, ибо и сами прежде сего сотворища о своей вере, не ведяще ю хваляще, аз не сотворих им брани ни коея же, да сице и они такожде не сотворят. Философ же иде в Болгары и много глаголав им слово Божие; они же безумием своим обоюродища… (Полн.Собр.Лет. IX, 58). 25 После этой победы «Великий князь, его сыновья и дружина ударища челом пред Святыми иконами " … 27 В тот же день дружный с князем Андреем Боголюб. Греческий царь Мануил одержал победу над Сарацинами. 29 Выходцы из гор Булгар отправились на север и на верховье реки Казанки, основали городок, называемый Ески (старая) Казань, отстоявший в 47 верстах от настоящей Казани, где ныне находится деревня Князь Камаево. Основание старой Казани приписывается двум сыновьям Булгарского царя, убитого Темиром, Алтын-Беку и Алим-Беку. – О названии города по-русски котлом рассказывают, что будто при остановке на этом месте, один княжеский служитель уронил котел (казан) свой в реку, по этому случаю князь назвал город Казанью и реку Казанкой. 32 Арами-Татары называли Вотяков. В этой области у Татар, завоевавших Вотяков, был город, известный теперь под названием Арска. 34 Цибирци, ныне деревня Сибирчи (Чибирчи) в Тетюшском уезде недалеко находится дер. Азбаба, напоминающая Хазибабу, который поставил в Цибирце церковь св. Николы. Эта церковь, равно как и все христиане, бывшие в пределах Булгарского царства, находились в зависимости от ближайшего епископа Сарского и Подонского, который жил в Сарае. 35 Около этого времени выходцами из гор. Булгар и других городов были основаны новые города: Джанбакты, Тащболга, Тетюш, Лаиш, Мамадыш, Новая Казань и др. Жители г. Буляра, находящегося возле нынешнего пригорода Билярска (в Чистопольском уезде), переселились на правый берег Волги, в уезды Свияжский, Цивильский и в Мензелинский уезд, Уфимской губернии. В деревнях Чистопольского уезда Татары рассказывают, что здесь тогда появился летучий змей (возле Заинска) и пожирал скот и людей, от чего и разбежались жители.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Архиепископ Тверской и Кашинский Мефодий (в миру — Михаил Алексеевич Смирнов; 07.11.1761 — †02.22.1815), служивший в Тверской епархии долгие годы, с 31 декабря 1803 г. по август 1814 года, Высочайшим указом Императора Александра I от 23 марта 1806 г. за свою многолетнюю службу Отечеству был сопричислен к ордену Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского. Следующий Архиепископ Тверской и Кашинский и постоянный член Священного Синода Владыка Серафим (в миру — Стефан Васильевич Глаголевский; 1757 — †17.01.1843), служивший в Тверской епархии с августа 1814 года по март 1819 года, Высочайшим указом Императора Александра I от 10 февраля 1816 года был сопричислен к ордену Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского. Ректор Тверской духовной семинарии Архимандрит Арсений (в миру — Федор Павлович Москви н; 1795 — †28.04.1876) 10 октября 1831 г. был определен Настоятелем Свято-Троицкого Макарьева Калязинского монастыря, где прослужил до марта 1832 г. Уже будучи Архиепископом Варшавским и Новогеоргиевским, Владыка Арсений по Высочайшему указу Императора Николая I от 20 мая 1850 года был сопричислен к ордену Святого Благоверного Великого князя Александра Невского. Следующий ректор Тверской духовной семинарии Архимандрит Афанасий (в миру — Андрей Григорьевич Соколов; 27.06.1801 – †02.01.1868) 29 апреля 1832 г. был рукоположен Настоятелем Свято-Троицкого Макарьева Калязинского монастыря, где прослужил до 1837 г. Будучи Архиепископом Казанским и Свияжским, Владыка Афанасий Высочайшим указом Императора Александра II от 12 апреля 1859 г. был сопричислен к ордену Святого Благоверного Великого князя Александра Невского. К концу XIX века орден Святого Александра Невского становится традиционной наградой сановников, занимающих высокие государственные посты. Одним из последних кавалеров ордена в 1916 г. стал эмир Бухарский, генерал-лейтенант Свиты Его Величества Сеид-Мир-Алим. Необходимо отметить, что грамоты на орден Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского за все время его существования всегда подписывались лично Императорами. Только в редких случаях подписи в грамотах на орден ставились Канцлерами Капитула Российских орденов.

http://ruskline.ru/analitika/2021/04/08/...

Иерусалимский Патриархат традиционно опирался на финансовую помощь Византии, Сербии, Трапезунда и груз. земель. Падение К-поля и угасание др. правосл. гос-в Балкано-Черноморского региона ставили перед И. задачу поиска новых покровителей Иерусалимской Церкви. Во 2-й пол. 50-х гг. XV в. Рим в период подготовки очередного крестового похода принял меры по укреплению своих позиций на Ближ. Востоке. Папский эмиссар М. Жибле в 1457-1458 гг. встречался с Антиохийским и Александрийским патриархами, убеждая их присоединиться к Флорентийской унии. В итоге в июне 1458 г. 3 вост. патриарха собрались в палестинском сел. Рама (или Рамалла), где И. под давлением 2 собратьев высказался в пользу унии. 12 нояб. 1458 г., во время землетрясения в Иерусалиме, треснул купол ц. Воскресения, примыкающей к ротонде Гроба Господня. И., видимо с немалыми издержками, удалось получить разрешение ханифитского кади Иерусалима на восстановление поврежденных участков храма. Однако алим Шамс ад-Дин аль-Улайми, принадлежавший к радикальному ханбалитскому толку мусульм. правовой системы, апеллировал к султану и настоял на пересмотре судебного решения. Ссылаясь на то, что повреждение церкви было проявлением божественного гнева на «неверных», ханбалитский кади постановил запретить восстановление храма, а уже отремонтированные участки разрушить, что и было приведено в исполнение. Судебные издержки и затраты на строительство истощили казну Иерусалимского Патриархата, вынужденного брать займы под залог церковных сосудов и поручительство состоятельных христиан. Находясь в катастрофическом финансовом положении, И. был готов подписать любые соглашения с католич. Западом, лишь бы получить денежную или политическую поддержку. 20 мая 1459 г. И. поставил подпись под грамотой вост. патриархов с призывом к христ. князьям Европы выступить в крестовый поход, а 1 июня отправил послание папе Пию II . По возвращении в Европу Жибле как доверенное лицо 3 патриархов подписал 21 апр. 1461 г. от их имени пакт об установлении унии с Римом. Оригиналы этих документов неизвестны, сохранился лишь лат. перевод, аутентичность к-рого оспаривается, впрочем без достаточных аргументов.

http://pravenc.ru/text/468881.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010