Народ Аданский вышел к нему на встречу и, почти в расстоянии двух миль от города, выстроился в боевой порядок; но лишь только сошлись оба ополчения, как сыны Измаиловы обратились в постыдное бегство и бросились прямо к городу без всякого порядка. Тогда предводитель Римских войск всех Измаильтян, не могших попасть в городские ворота, частью изрубил, частью отдал в неволю. Потом, поставив стан свой близ города посек виноградники и плодоносные деревья и тем помрачил, так сказать, красоту и блеск его окрестности. На другой день войско его на пути к морю, в течении одного дня, взяло множество пленных и скота, потом перешедши мост реки Кидна, называемого тамошними жителями Иераксом, чрез который лежит дорога к Адане, остановилось. В следующий день он отправился оттуда в свою землю. И так неприятели, осаждавшие Римский город Мисфею; услышав о нападении на свою страну, оставили осаду и с великою скоростью отправились для ее защищения. Но, не имев и в сем намерении успеха, они в обоих случаях обманулись: ибо предводитель Римских полков со многими неприятельскими корыстями, доспехами и невольниками, возвратился в наши области по так называемой Каридиевой Дороге. Анатолийские и Каппадокийские полководцы наши во время набегов Тарситян также вступали в их землю другою дорогою; таким образом то сами они, то посланные ими по возможности им вредили. В то же время предводитель Ликанда и пограничных его областей, всякий раз, как Алим, сын Хамвдана, делал нападения на Романию (Римское государство) или, по какой-нибудь необходимости, переходил с места на место в собственной стране, нападая на Халепскую и Антиохийскую область, много делал ему вреда: брал в плен его родственников, великих и славных предводителей с храбрыми их воинами и весьма многими овладевал крепостями. То же самое случилось и в Киликийской земле, пограничной к Ликанду. И так, полководец, не надеясь при всей деятельности и хитрости вредить неприятелям по причине неусыпной их осторожности, притом не имея довольно силы сражаться с ними открыто, ты должен сделать то же самое, то есть, или отправиться в их землю, оставя для защищения области отличного военачальника с достаточным войском, или послать туда с порядочною конницею и пехотою лучшего предводителя, известного и славного мужеством и опытностью с приказанием, опустошать, разорять их страну и осаждать города, чтоб, услышав о сем нападении, они принудили своего полководца, идти защищать свое отечество, и сам будет преследовать их в своих владениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Я дружу со многими семьями – это русские, татары. А недавно идем с сыном, ему уже 25 лет, и встретили женщину, которая работала воспитательницей в его группе детского сада. Когда это было?! А она обняла, расцеловала, спрашивает: «Как мой любимчик?» Дети мои – уже россияне, ведь они выросли и все, кроме старшего, родились здесь. В Афганистане они уже и не смогут жить, поскольку даже думают по-русски. Сначала уважение, потом – любовь Джамиля вышла замуж более четверти века назад. И какая любовь, если супруги познакомились на свадьбе. – Началось все с уважения. А потом, со временем, полюбили друг друга. Думаю, без любви семья не получится по-настоящему в итоге, но любовь – это то, что нарастает со временем. У меня хороший муж, заботится о нас. Конечно, ссорились, и сейчас бывает – куда ж без этого. Но понимаем, что друг без друга никуда. Он мне и с первым ребенком помогал, ночью вставал, разогревал смесь, кормил. А уж когда родились двойняшки, один из которых оказался особым ребенком, я бы без мужа точно не справилась, если вспомнить давление врачей. Был момент, когда у мужа обнаружили сахарный диабет и с огромными показателями сахара в крови отвезли в больницу. Я тогда ему сказала – если умрет, без него не выживу. Не в материальном смысле – старший сын сразу же пошел летом подрабатывать, а просто – без него… «Ваш ребенок – чудовище» До двух лет никаких проблем ни родители, ни врачи не замечали, не видели, что Алим – особенный, только слишком беспокойный, а так – вроде бы развивается, как и его брат-близнец. Но потом с ним становилось все сложнее, мальчик мог день и ночь не спать, ломал игрушки, мебель. В итоге поставили умственную отсталость, предположительно – расстройство аутистического спектра. Начались походы по врачам с надеждой – вот еще немного, вот сейчас родители с ребенком выполнят все назначения, и все будет в порядке. Но порой руки совсем опускались – ведь тогда, в девяностые, не было поддерживающих фондов, нельзя было зайти в интернет, найти сообщество мам с такими детьми, поддержку. Вместо поддержки Джамиля порой сталкивалась с таким отношением, после которого совсем пропадало желание жить. Например, после похода с сыночком к профессору психиатрии. Если бы не любовь, не поддержка мужа, то Джамиля не представляет, как бы тогда выжила.

http://pravmir.ru/vojna-vojnoj-a-zhit-to...

Варака был обращен в христианство еще в доисламский период и привык писать на арабском языке, причем писать Евангелие на арабском языке так, как Аллах хотел, чтобы он писал. (Ас-Сахих ал-Бухари, том 6, с. 452) Вероятно, большая часть того, что написано Варакой, не являлась Новым Заветом – скорее, это были мистические работы, сохранившиеся в апокрифических христианских источниках, переходивших из рук в руки на территории Аравии. Мухаммад слишком часто использовал материал, идентичный этим рукописям. Большое количество совпадений в коранических писаниях и христианских апокрифах показывает, что Коран не являлся произведением всеведущего Бога, а, скорее, был творчеством человека с ограниченными источниками информации. Зороастрийские и буддийские источники в Коране Концепции, относящиеся к зороастрийской Авесте Известно, что Мухаммад тесно общался со многими персами. Одним из них был обращенный им Салман, который пришел из деревни, расположенной в районе города Исфахана. Неудивительно, что большое количество коранических концепций совпадает с зороастрийскими концепциями, в частности с идеями Авесты, великолепным собранием древних легенд и практических знаний. Зороастризм был доминирующей религией Персии до завоевания страны мусульманами. Он и поныне бытует в отдаленных областях Ирана. Девяносто девять имен Аллаха в исламе, большинство из которых запечатлено в Коране, очень похожи на имена (их семьдесят пять) Ахуры Мазды, вседержителя из Авесты (в разделе «Ормузд Йашт»). Например, как Аллаха, так и Ахуру Мазду в Коране и Авесте соответственно называют «Видящий» (Ал-Басир (сура 22:75), Ормузд Йашт 8, 12); Мудрый (Ал-Хаким (сура 4:158), Ормузд Йашт 15); Знающий (Ал-Алим (сура 15:25), Ормузд Йашт 12); Сильный (Ал-Кави (сура 22:40), Ормузд Йашт 7); Создатель (Ал-Халик (сура 6:102), Ормузд Йашт 8, 13); Достойный похвалы (Ал-Хамид (сура 34:6), Ормузд Йашт 12); Считающий (Ал-Хасиб (сура 5:5), Ормузд Йашт 8). Это только часть похожих титулов, найденных в обеих книгах, которые, судя по всему, перекочевали из Авесты в Коран.

http://azbyka.ru/koran-svyashhennaya-kni...

И унижали христиан, и с суровостью призывали их из домов их, и угрожали убийством (?), и не понимали они, что хотят от них, и бежали во все убежища. И не было все это дело законным, и не было дано на него юридического разрешения» 619 . Видимо, в городе начались беспорядки, чернь избивала и грабила христиан, а автор хроники, который был юристом-правоведом, шафиитским кади, не мог одобрить подобный самосуд. Удивительная ситуация: в разгар антихристианской кампании мусульманский алим попытался вступиться за гонимых. «И просил я, – пишет Ибн Касир, – в субботу 16 сафара (1 ноября. – К. Я.)... собраться у наместника султана. И собрались мы после полудня по окончании игры в конное поло, и было у него много людей. И изложил я ему досконально свое мнение и понимание [вопроса] в красивых выражениях благородных собраний и указал ему, что не было дано правовой санкции на то, что делалось в отношении христиан. И сказал он, что некие факихи в Египте издали [соответствующую] фетву для амир аль-кабира. И сказал я ему: “Это не допускается законом, и никто не может издавать такую фетву. Зимин обязаны платить нам джизью в знак своего унижения и презрения, и не могут власти брать с них ни единого дирхама сверх того, что отдали они в счет джизьи”. И многое подобное тому не утаил я от эмира. И сказал он: “Что же могу я сделать, если об этом издан указ, и не в праве я уклониться от его исполнения?”» 620 . Кади с эмиром спорили еще долгое время и наконец решили, что следует написать о своих сомнениях в Каир и дождаться подтверждений и разъяснений. В середине ноября наместник снова собрал верхушку дамасской администрации и известил о новых указах из Египта. Предписания, видимо, были настолько категоричны, что никто, даже Ибн Касир, не пытался их оспаривать. Повелевалось организовать строительство флота для похода на Кипр, и четверть имущества христиан должна была пойти на покрытие военных расходов. Утром в воскресенье (это было, видимо, на следующий день, 16 ноября), когда христиане собрались в церкви, им было объявлено об обложении их этим сбором 621 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  Яшырылгъан хазнаны ва багьалы жавгьарланы гьакъында 44 – Аллагьны гьакимлиги авлакъда яшырылгъан бир хазнагъа ошайдыр. Бирев ону табып, къайтарып басдырып къоя. О шондан бек сююнюп, барып бар чакъы затын да сатып, шо авлакъны оьзюне сатып ала. 45 Дагъы да Аллагьны гьакимлиги яхшы жавгьарлар излейген бир савдюгерчиге ошайдыр. 46 О бек багьалы бир жавгьарны таба. Оьзюню бары да затын сатып, шону сатып ала.   Балыкъ тутагъан торну гьакъында 47 – Дагъы да Аллагьны гьакимлиги кёлге ташланып ондан гьар тюрлю балыкълар тутгъан бир торгъа ошайдыр. 48 Тор балыкъдан толгъан заманда ону ягъагъа чыгъаралар. Сонг балыкъчылар олтуруп, яхшыларын сайлап, земгиллеге салалар, яманларын буса ари ташлайлар. 49 Дюньяны ахырында да шолай болажакъ. Малайиклер гелип, муъминлени арасындан яманланы айырып алып тайдыражакълар. 50 Малайиклер оланы яллайгъан отгъа ташлажакълар. Онда йылав-яс болажакъ, тишлер къыжыражакъ. 51 Иса олагъа: – Буланы барын да сиз англадыгъызмы? – деп сорай. – Англадыкъ, – деп жавап бере олар. 52 О да якъчыларына: – Шолайлыкъда, Аллагьны гьакимлигини тюбюне тюшген гьар дин алим оьзюню гьамарындан янгы ва эсги затланы чыгъарагъан уьй есине ошайдыр, – дей.   Пайхаммарны оьз ватанында абуру болмас 53 Бу масалланы айтып битген сонг, Иса ондан гете. 54 Оьзюню шагьарына гелип, синагогда адамлагъа Аллагьны каламын англатмагъа башлай. Бек гьайранлыкъ этип, олар булай сорайлар: – Бу Адамгъа булай гьакъыл, муъжизатлар гёрсетмеге булай къудрат къайдан гелген? 55 Бу агъач устаны уланы тюгюлмю? Ону анасыны аты Мариям тюгюлмю? Инилери Якъуб, Юсуп, Симон ва Ягьуда тюгюлмю? 56 Ону бары да къызардашлары мунда, бизин арабызда, яшамаймы? Бу затлар бары да Огъар къайдан гелген? 57 Олар да Исагъа абур этмеген. Шо заман Иса олагъа: – Пайхаммарны бары да ерлерде абуру болар, янгыз оьз ватанында да, оьз уьюнде де ону абуру болмас, – дей. 58 Шагьардагъыланы иманы ёкъ саялы, Иса онда кёп аламатлар гёрсетип болмай.     14   Ягьияны оьлюмю 1 Шо заман Исаны гьакъындагъы хабарлар Гьирод гьакимге етише. 2 О къуллукъчуларына:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Кланяясь Адаму, ангелы в действительности поклонялись не ему, а Богу. Перед Адамом , как говорится в другой суре Корана, преклонились все ангелы вкупе (15:30). На этом основании полагают, что первозданному человеку поклонились все ангелы, включая высших. Первым, кто воздал почести Адаму, был Джибрил. Ему последовали Микаил, Исрафил, Израил, а затем и все остальные ангелы. Другие же толкователи думают, что повеление Божье относилось только к земным ангелам, так как именно на земле Адам должен был стать наместником Господа. Всевышний не мог потребовать поклонения Адаму от Руха, Нуна, Калама и других высших небесных ангелов, которые пребывают при Нем, славят Его и поклоняются только Ему (7:206). Говорят, после того как Адам нарек вещи их именами, Всевышний обратился к ангелам со словами: «Теперь вам ясно, что Адам – знающий («алим»), а вы – только молящиеся («уббад»), а один знающий лучше тысячи молящихся; и где бы ни оказался молящийся, он должен признать превосходство знающего». Однако в других сурах повеление Божье ангелам преклониться перед Адамом следует сразу же после рассказа о придании первочеловеку образа (7:11) или же после упоминания о том, что Создатель вдохнул в Адама от духа Своего (15:29). На основе исследования последних айатов мусульманские богословы нередко заключают, что ангелы поклонились Адаму из почтения перед духом Божьим, который оживил первочеловека. Более того, как считает ряд толкователей, это произошло непосредственно после сотворения человека, и уже после того, как ангелы поклонились Адаму, Бог повелел им усадить первочеловека на золотой трон, вознести на небо и ввести в Рай. Полагают также, что Своим повелением Всевышний вознамерился испытать ангелов, но особенно Иблиса 18]. Ангелы преклонились пред Адамом . Иблис же, возгордясь, не согласился на том основании, что он выше земного Адама, так как сотворен из огня. После отказа Иблиса выполнить Божье повеление он оказался среди нечестивых и был низвержен Богом из Рая (2:34). Иблис сказал Богу: «Так как Ты позволил, чтобы я предался заблуждению, непременно буду подстерегать людей на прямом пути, ведущем к Тебе; буду нападать на них спереди и сзади, справа и слева; и Ты увидишь, что многие из них окажутся неблагодарными за ниспосланные Тобою блага». Бог возгласил: «Изыди посрамленным и отверженным! А если кто последует за тобой, Я наполню геенну всеми вами!»(7:12–18). Сатана, замечают мусульманские толкователи, напрасно возносился над Адамом, принижая землю по сравнению с огнем. Ведь огонь – настоящий вор: какую вещь в него ни кинь, он все обратит в ничто. Но доверь что-нибудь земле, и она отплатит тебе сторицей: бросишь горсть пшеницы – она отдаст тебе десять, за десять – сто, за сотню получишь тысячу.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Главнейшие гражданские законы Корана определяют: права мусульман по наследству, условия брака и развода, отношения владельцев к рабам и права последних, наказания за нарушения прав собственности, супружеской верности и за убийство, права и обязанности родителей и опекунов, степени родства и вообще позволенное, и запрещенное и наконец раздел военной добычи и отношении верующих к неверующим. Эти законы обнимали всю несложную жизнь араба и давали ей известное направление, так что доктор Дрэпер с полным основанием замечает, что «для азиатской (прибавим – и для африканской) жизни едва ли есть положение, в котором бы изречения из Корана не могли доставить приличного поучения, увещания, утешения и поощрения. Для азиатца и африканца такие назидательные отрывки гораздо полезнее всякой систематической теологии» 156 . Этим замечанием талантливый историк европейской цивилизации определяет значение ислама не только в прошедшем, но и в будущем. По словам Шлоссера, самое вредное влияние Корана заключалось в том, что Мухаммед выдавал его за идеал духовного развития и образованности и запретил своим последователям делать изображения живых существ. Этим он затруднил свободное развитие духа, ограничил область философского образования и совершенно стеснил искусство, следовательно, уничтожил главное средство облагорожения духа и самую возможность возвыситься до нравственной свободы и самостоятельности.... Поэтому учение Корана должно было снова восстановить у восточных народов древний восточный характер их быта со всеми его недостатками 157 . Считать учение Корана, допускающее многоженство с его последствиями, рабство, войну с неверными и т. д. способным удовлетворять людей всех мест и времен и содействующим человеческому прогрессу – нельзя, и г.г. Гаспринский, Мурза-Алим и Девлет-Кильдеев при этом увлекаются совершенно искусственною мыслью. История ясно доказала, что идеал Корана давно отжил свой век и в настоящее время поддерживается только среди низших классов мусульманского общества.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

Читателю Корана нужно всегда помнить, что в этой книге сказываются как бы две личности: Мухаммед, кроткий проповедник новой веры и Мухаммед, полновластный духовной властитель мусульман. Только при этом условии, можно будет объяснить кроткий дух некоторых мест Корана, на которые и указывает г. Девлет-Кильдеев, умалчивая о местах другого характера. Какому же из этих двух направлений учения Корана мы должны, по справедливости, отдать предпочтение? Г.г. Гаспринский, Мурза-Алим и Девлет-Кильдеев стоят за места гуманные, а в мусульманских странах скорее найдут приложение предписания против неверных другого характера. Д-р Вейль, вообще очень благосклонно относящийся к личности основателя ислама, замечает, что законом войны Мухаммед «слишком много обнаружил слабую сторону в своем характере, так как старался доставить своей вере господство над миром не силою внутреннего убеждения, а насилием. «В извинение Мухаммеда можно сказать, – говорит он, – только то, что велико бывает искушение, когда люди достигают власти и легко употребляют ее на преодоление и угнетение иноверцев» 155 . Религиозно-обрядовое учение Корана касается омовений, молитвы, поста, путешествия в Мекку и милостыни. При своей немногочисленности, эти обряды в Коране отличаются простотой и несложностью, что имело, бесспорно, большое значение для жителей Аравии и в наше время имеет такое же значение для жителей Африки и Азии, жизнь которых проста и культура вообще несложна. А это, в свою очередь, оказывает и будет оказывать влияние на распространение ислама в этих странах. При установлении обрядовых законов, Мухаммед следовал почти исключительно древним обычаям арабов, сходным с еврейскими религиозными обычаями, как древнейшими, так и новейшими. Даже замена воды песком при омовении в пустыне и время начала поста заимствованы им у талмудистов; закон о десятине известен был евреям. Обряды хаджа известны были арабам с давних пор и имели сходство с еврейским обычаем ходить на праздник (Хап) в Иерусалим. Необходимо заметить при этом, что в Коране подробности религиозных обрядов не развиты, а были выработаны уже после Мухаммеда.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

По поводу этого сочинения, некто Мурза-Алим поместил в «С.-Петербургских Ведомостях» восемь статей, под заглавием «Ислам и магометанство» в которых он, рассчитывая на свою научную компетентность и на незнакомство русских читателей газеты с историей и влиянием ислама, старается, с авторитетом знатока дела, убедить русскую читающую публику, что существующее на востоке религиозное движение имеет задачей преобразование старых понятий магометан и согласование их с данными современной науки и более верным (sic!) пониманием смысла Корана. Это движение, по словам Мурзы-Алима, оставит далеко за собою тот рутинный и невежественный взгляд на учение арабского пророка Магомета, которому до сих пор придерживалась большая часть магометан-богословов, окончивших свой курс философии (?) в разных высших училищах (медрессе) Бухары и Турции. Односторонний их взгляд на ислам и учение Магомета составляет существенную причину того, что многие европейские ученые приписывали до сих пор упадок умственной жизни мусульманских народов и кажущегося (?) их разложения – всецело религии Магомета. Первое место в движении мусульманской мысли, на пути научного и философского (?) прогресса, принадлежат бесспорно мусульманам Индии, во главе которых особенно обращает на себя внимание Саид-Ахмед-хан-Багадур, который в последние двадцать лет устроил, большею частью на свой счет, в разных местностях, «англо-восточные» учебные заведения, в которых ученикам различных вероисповеданий преподаются на английском и местном языке Библия , Коран и все науки в их современном развитии. В городах Бомбее, Калькутте, Бенарессе, Лакнаке, Дельхи, Лагоре и других быстро возникают подобные заведения и различные научные мусульманские общества, имеющие целью бороться с невежеством и фанатизмом старомусульманского воззрения. Калькуттское «мусульманское литературное общество» находится в постоянных сношениях с лондонским обществом «East-Indian Association». Издающийся в г. Бомбее, на английском языке, под редакцией господина Олькота и госпожи Блавацкой, ежемесячный журнал философского содержания, «Теософист» (Theosophist) и другие подобные сочинения успешно распространяются в среде местного мусульманского населения, в котором пользуется большим почетом Библия в прекрасном переводе на арабский язык, сделанный (сделанном) в 1865 году лондонским библейским обществом. Все эти сочинения и вновь учреждаемые ученые и богословские общества имеют одну цель – поднять уровень образования мусульманских народов и искоренить в них тот невежественный и обрядовый взгляд на «ислам», который распространился в среде мусульманского мира после нашествия монголов, татар и туркменов, уничтоживших плоды просвещенной эпохи багдадского халифатства и наложивших мертвящую свою руку на умственное развитие побежденных ими народов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

5 декабря 1437 г. началось новое сражение. Однако его конец был совсем не таким, на который рассчитывали воеводы. Летописец с горечью писал: «...малое и худое оно безбожных воиньство одолеша тмочисленым полком нашим, неправедно ходящим, преже своих губящем». Старожилы рассказывали, что в разгроме русских войск повинен был мценский воевода Григорий Протасьев. Глубоко вдвинутый в Степь верховский город Мценск (на реке Зуше) терпел большие неприятности от ордынцев. Поэтому дурной мир с ними был для горожан предпочтительнее хорошей войны. Эти настроения сказались и на событиях под Мценском в 1437 г. Протасьев якобы «сотвори крамолу, хотяше бо лестию промеж их мир сотворити». Русские воеводы склонились было к его доводам, а тем временем он предался на сторону врага и послал своего человека к Улу-Мухаммеду, подбивая его выступить против русских. Воспользовавшись мглой, татары наутро незаметно вышли из острога и ударили по русским полкам. Позднее (в 1439 г.) за измену Василий II у Григория Протасьсва «очи вымал». С отходом Улу-Мухаммеда из-под Белева после сражения 5 декабря 1437 г. обычно связывается основание им Казанского ханства. Эта точка зрения опирается на комплекс источников, и прежде всего на рассказ Казанского летописца. Этот источник наполнен баснословными сведениями и нуждается в тщательной проверке другими материалами. В татарских летописях (позднего происхождения) первым казанским ханом называется Алим-Бек («Либей» рассказа Воскресенской летописи под 1445 г.), вслед за ним идет Улу-Мухаммед. В Устюжской летописи под 1445 г. говорится, что Василий II был сведен «в Казань», а не в Курмыш, как сообщают остальные летописи. Впрочем, и в других местах Устюжской летописи Казань упоминается там, где ее нет в остальных летописцах. Несмотря на неясность сведений, версия о том, что после декабря 1437 г. Улу-Мухаммед стал казанским царем, наиболее правдоподобна. Положение Москвы осложнилось после назначения в Константинополе нового митрополита — Исидора, одного из наиболее умных и решительных сторонников церковной унии между католической и православной церковью.

http://sedmitza.ru/lib/text/438784/

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010