Вообще его отношения с детьми были уникальными. Он как никто другой умел, как она писала, «войти в детское мировоззрение», понять ребенка, увлечь его беседой, и был в такие моменты сам как ребенок.  Заграницей Федор Михайлович пишет роман «Идиот», и уже на родине заканчивает роман «Бесы». Но жить вдали от России было для супругов тяжелым испытанием, и в 1871 году они возвращаются на родину.  Через 8 дней после возвращения в Петербург в семье рождается сын Федор, а в 1875 — еще один сын, Алеша, названный в честь праведного Алексия, человека Божия  — святого, которого Федор Михайлович очень чтил. Это год, когда журнал «Отечественные записки» публикует четвертый великий роман Достоевского, Вошедшее в обиход благодаря критикам понятие «Великого пятикнижия Достоевского» подразумевает пять романов писателя: «Преступление и наказание», «Идиот», «Подросток», «Бесы», «Братья Карамазовы»). — Ред. Анна Достоевская с детьми Федором и Любой Но семью вновь постигает несчастье. Сын Алеша унаследовал от отца эпилепсию, и первый ее приступ, случившийся у мальчика в трехлетнем возрасте, оказался для него смертельным… На этот раз супруги словно поменялись местами. Несчастная Анна Григорьевна, женщина необыкновенно сильная, все же не могла справиться с этим горем, потеряла интерес к жизни, к другим своим детям, чем напугала мужа. Он говорил с ней, убеждал покориться воле Божьей, жить дальше. В этот год писатель съездил в Оптину пустынь и дважды встречался наедине со старцем Амвросием, который передал Достоевской свое благословение и те слова, которые потом писатель вложит в уста своего героя, старца Зосимы, в «Братьях Карамазовых»:  “Рахиль плачет о детях своих и не может утешиться, потому что их нет”, и таковой вам, матерям, предел на земле положен. И не утешайся, и не надо тебе утешаться, не утешайся и плачь, только каждый раз, когда плачешь, вспоминай неуклонно, что сыночек твой — есть единый от ангелов Божиих — оттуда на тебя смотрит и видит тебя, и на твои слезы радуется, и на них Господу Богу указывает. И надолго еще тебе сего великого материнского плача будет, но обратится он под конец тебе в тихую радость, и будут горькие слезы твои лишь слезами тихого умиления и сердечного очищения, от грехов спасающего». Что он во мне мог найти?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Источник: сайт Екатеринбургской епархии Алапаевск получил начало в 1639 г. и был на первых порах небольшим поселком, населенным государственными крестьянами и состоявшим в владении Мурзинской слободы. В этом же году князь П. И. Пронский… основал Мурзинскую слободу и дер. Алапаиху для заселения их частью собрав вольных людей, не имевших земли, частью переведя крестьян из существующих поселков на речке Нейве… В 1682 г., по донесению мурзинского приказчика, «Мурзинскую слободу воровские татары до конца разорили, храм и государевы житницы сожгли, а крестьян на полях всех побили и деревни все выжгли, и скот отогнали», посему в 1685 г. крестьяне дер. Алапаихи просили мурзинского приказчика Кондратия Хворова отвести им после башкирского погрома пустопорожнюю землю под пашню и сенные покосы с устья речки Алапаихи за реку Нейву на Каменку речку и далее, каковая просьба их и была удовлетворена. В 1703 г., вследствие обнаружения хорошего качества железной руды в окрестностях Алапаихи, построен был казенный чугунно-плавильный завод на речке Алапаихе; в 1704 г. завод этот был уже отдан Никите Демидову и сыну его Акинфию, который установил судоходный путь по реке Чусовой и содействовал устройству между Алапаевским и Екатеринбургским заводами сухопутного сообщения… В 1781 г. Алапаевский завод был сделан уездным городом, а в 1797 г. упразднен и присоединен к Верхотурскому уезду с наименованием заштатного города. За маловодьем пруда Алапаевского завода впоследствии (не ранее 1810 г.) заводские плотины и фабрики были перенесены с речки Алапаихи на реку Нейву, весьма обильною водой. В конце XVII ст. жители дер. Алапаихи и других смежных с нею деревень в виду дальнего расстояния до приходского Мурзинского храма стали ходатайствовать перед тобольским епархиальным начальством о постройке в их селении храма и образовании самостоятельного прихода. Ходатайство жителей было удовлетворено и в 1702 г. ими был построен на собственные средства небольшой каменный храм во имя праведного Алексия, человека Божия.

http://sobory.ru/article/?object=03032

И то, что Господь знает о тебе, – совсем не то, что Он знает вот об отце Федоре, о Ксении, о каждом из нас. Это есть что-то такое удивительное и неизреченное, что для человека это должно стать его одной из самых главных христианских задач: не испугаться знать о себе волю Божию, захотеть знать о себе волю Божию и вопрошать эту волю Божию постоянно сердцем своим, быть на нее готовым. И Господь ведь тоже этого, мне кажется, хочет от нас, потому что это заложено в молитве, которую Он нам даровал: чтобы мы вопрошали ежедневно «Да будет воля Твоя», чтобы это было не просто каким-то проходным словом – молитва, которую мы читаем перед тем, чтобы сесть за стол и пообедать, а с тем, чтобы это было содержанием нашей жизни. Поэтому можно вообще ничего не знать о том, как правильно себя вести в церкви, куда свечку перед какой иконой ставить, как правильно поститься или как готовиться к исповеди. Всего этого можно не знать, если человек поставил себя в это положение перед Богом: горячо узнать волю Божию. И он обязательно ее узнает. Авва Дорофей говорит о том, что даже младенец, если захочет узнать волю Божию, он ее обязательно узнает. Поэтому здесь нет никакой тайны от нас, воля Божия не является тайной, не является секретом, не надо ездить за тридевять земель, чтобы узнать о себе волю Божию – надо просто этого очень и очень хотеть. Вот и всё. Ксения Лученко и протоиерей Алексий Уминский Сергей Чапнин, ответственный редактор «Журнала Московской Патриархии»: Готовность говорить и способность говорить – Я хочу поздравить отца Алексия с очередной книгой – уже на второй десяток перевалило, видимо. Мне кажется, что очень важно, чтобы помимо самых разных книг, которые даже можно встретить и на книжных полках в соседнем зале, всегда звучала такая живая речь с размышлением. Навык размышлять вслух… отец Федор произнес слово «риск» – собственно, риск у нас сейчас связан просто с самой способностью и готовностью размышлять вслух. С одной стороны, это вроде бы и понятно, а с другой стороны, а как же мы без этого?.. Если представить, что мы должны жить без готовности размышлять вслух и делиться своими мыслями с каким-то сообществом, которое хочет и может тебя услышать.

http://pravmir.ru/ne-boytes-oshibatsya-1...

Подобным образом не всякие слезы составляют плач Евангельский; ибо плачут даже и звери. Источник воды живой, текущий в живот вечный, который отверзает в человеке Иисус Христос, и который образует реки блаженства, не из телесных очей исходит; но, по изречению Господа, «течет от чрева» ( Uoah. VII, 38 ), то есть из внутренней глубины духа верующего. «Плачущие» в духе Евангельском, будучи противоположны смеющимися по духу мира, суть люди, которые чувственное удовольствие находят грубым, низким, недостойным и ничтожным, которым ничто земное не мило, ничто тленное не дорого, но возлюблен Един Бог и Его небесное царствие, драгоценна едина душа и ее вечное спасение; которые, углубляясь в познание себя, чувствуют душу свою полною грехов вольных и невольных, ведомых и неведомых, и горько «плачут ныне», во времени, осуждая внутренно сами себя, и страшась осуждения Божия вечного; видят спасение свое, как бы на нити висящим над бездною погибели, и сокрушаются помышлением о немощи своей и о неизвестности судьбы своей; низводят взоры в преисподнюю и рыдают о том, что им угрожает; возводят оные на небо и воздыхают о том, чего на время уже лишились, и навсегда могут лишиться грехами своими; воспоминают о возлюбленном Создателе, Промыслителе и Спасителе, и «отвержеся утешитися душа их» ( Nc. LXXVI, 3 ) чем-либо иным, кроме смиренного сетования и уязвления себя мыслию, от Кого удалились и Кого раздражили грехами; созерцают верою благодать, и в ней помилование грешника и прощение грехов, и сердце их расстаявает в сладкие слезы любовию растворенного покаяния и благодарного умиления. Подобно тому, как «оные смеющиеся» живут для удовольствия, и удовольствием измеряют чувство жизни, сии «плачущие» живут, некоторым образом, для слез и слезами питают жизнь духа, как и сказал один из таковых сам о себе: «быша слезы моя мне хлеб день и нощь» ( Nc. XLI, 4 ). Определив таким образом смех мира и плач Евангельский, помыслим беспристрастно, который из них сообразнее с нынешним состоянием человека на земле и с дальнейшим его назначением.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Православная семья Всем нам известны произведения мировой литературы о «первой любви». Конечно, первая любовь — чувство сильное. Полюбивший впервые переживает это состояние как самое необыкновенное событие в его (пока еще такой короткой) жизни. Но, увы, мы, взрослые хорошо знаем: чувство первой влюбленности не сохраняется на всю жизнь. И, если, повинуясь взаимному влечению, юноша и девушка приняли решение связать свои судьбы в браке, то на смену ему должны придти какие-то иные, намного более глубокие отношения, нежели романтические чувства первых дней. Если этого не происходит, законы падшей человеческой природы берут свое. «Не любите мира, ни того, что в мире… И мир проходит и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает во век.» (1 Ин. 2;17). Брак, основанный единственно на земных чувствах, легко разрушается со временем. Есть и оборотная сторона такой влюбленности: жгучее отчаяние, которое обуревает душу в случае, если предмет любви не отвечает взаимностью. Вспомним, что после выхода в свет печально знаменитого романа Гете «Страдания юного Вертера», волна самоубийств потрясла Европу. Здесь можно еще вспомнить и о той темной любви, которая «… выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас обоих, как поражает молния, как поражает финский нож!», но рассуждения на тему «Мастера и Маргариты» в последнее время набили оскомину. Но давайте теперь обратимся к житиям святых Православной Церкви. Многим хорошо знакомо житие преподобного Алексия, человека Божия. Еще в юности подвижник, проживавший в Риме, покинул родительский дом, сбежав от красавицы-невесты, а некоторое время спустя, вернулся и жил в обличье нищего у порога собственного дома, на глазах у тосковавших по нему, но так и не узнавших его родителей. Современный психолог мог бы истолковать бегство Алексея как типичную реакцию эмансипации на стиль родительского воспитания, определяемый как «потворствующая гиперпротекция». А представьте себе, как бы выглядело житие в пересказе популярных журналистов «Московского комсомольца»: Какой возмутительный случай! Какой скандал! Какое бессердечие религиозного фанатизма по отношению к родителям и невесте! Вот, дескать, темная сторона Православия, восточной созерцательной религии, равнодушной к ценностям цивилизации.

http://pravmir.ru/pravoslavnye-tradicii-...

66 Адрианова В. П. Житие Алексия человека Божия. с. 106–107. В подтверждение этого можно добавить факт – диспут митрополита Макария со шведским архиепископом в 1557 г. в Москве, ведшийся на греческом языке (см.: Da 1 in o Geschichte des Reiches Schweden aus den schwedischen ubersetzt durch JC Dahnert Rostok; Grefswald, 1763, Teil 3, Bd 1, s. 361–363 См. также Миллер Г.Ф. Краткое известие о начале Новгорода и о происхождении российского народа. – Сочинения и переводы к пользе и увеселению служащих СПб., 1761, ч. 2, сентябрь, с. 209–210. 67 Тыпкова-Заимова В. Новооткрити славянски (български) преводи на похвални слова за св. Димитър Солунски – в кн. Българско средневековие. Българо-съветски сборник в чест на 70-годишнината на проф. Иван Дуйчев. София, 1980, с. 263. Подобное было осуществлено В. Латышевым по отношению к житию преподобного Феодора Студита (см. Латышев В. Житие преп. Феодора Студита в мюнхенской рукописи 467 – Византийский временник, М., 1915, т. 21, вып. 3–4, с. 222–257. 68 Tpkova-Zaimova V Les textes Demetrius dans les recueils de Rila et dans la collec tion de Macaire – In Gyrillomethodianum, Thessalonique, 1981, t. 5, p. 113–119. 69 Тыпкова-Заимова В. Текстовете за св. Димитър Солунски в Макариевия сборник – В кн.: Русско-балканские культурные связи в эпоху Средневековья София, 1982, с. 154. о важности славянского перевода при изучении греческого текста см: Шестаков Д. Заметки о греческих текстах житий и Макарьевских Минеях Четиях. Сергиев Посад, 1914 (Отдельный оттиск из «Богословского вестника»). 70 Абрамович Д. И. Софийская библиотека. Вып. 2 Четьи-Миней Прологи. Патерики СПб., 1907, с. 154; Попов Н. П. Иосифово сказание об ереси жидовствующих по спискам Великих Миней. СПб., 1913, с. 2. 71 В Волоколамском монастыре поддерживали литературные связи с архиепископом Макарием, о чем свидетельствует наличие литературных памятников в монастырских рукописях, созданных по благословению святителя (См.: Дмитриева Р. П. Волоколамские четьи сборники XVI в. – В кн. ТОДРЛ, т. 28 Исследования по истории русской литературы XI–XVII вв. Л., 1974, с. 215–216).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

А ведь в XIX веке сестры милосердия не только ухаживали за больными, но и курировали всю работу по уходу за ними – они имели какие-то контролирующие функции, могли проверить состояние аптеки, склада, где находится перевязочный материал, им подчинялись санитары. Но наши санитарки подчиняться сестрам милосердия не собираются – у них какие-то свои задачи. А сестер используют только в определенных “нишах”… Хотя, по правде сказать, сейчас православных сестер, которые были бы подобны Бакунин (исполняет функции иностранного агента)ой, совсем-совсем немного. Оскудение любви – А сейчас новые люди в сестричество приходят? Молодые? – Наше сестричество, да и весь наш приход умножились прежде всего благодаря училищу сестер милосердия. Молодых девушек в училище приходит много, но в сестричество вступают далеко не все. Мне кажется, что в начале 90-х энтузиазма было больше. – Почему? Что изменилось за эти пятнадцать лет? – Пятнадцать лет тому назад церковная жизнь в Москве была более героической. Отец Павел (Груздев) определял состояние некоторых православных немного грубоватым словом, но очень точным: “Зажрались!”. – И как противостоять этому? Что вообще можно сделать, чтобы остановить оскудение любви? – Помнить о Христе, любить Христа, служить Ему и в церковных Таинствах, и в наших ближних. Искать блаженной радости, а не пагубных утешений. – С этим вряд ли кто-то будет спорить. Но на практике все оказывается гораздо сложнее. Взять, к примеру, житие Алексия человека Божия – когда он, нищий и ободранный, пришел к собственному дому, родные его на порог не пустили в этом обличии. Хотя были вполне благочестивыми людьми. – Да он как-то и не рвался. Он затем и пришел, чтобы жить за порогом. – Он-то не рвался, но и они тоже особо не приглашали. – Таких людей, которые бы держали у себя дома нищих или больных и за ними бы ухаживали, – всегда единицы. Своих родителей сейчас стремятся отдать в богадельни и дома престарелых, что же говорить о чужих людях. Это особый подвиг, доступный очень немногим.

http://foma.ru/paradoksyi-ochevidnogo.ht...

– Ваш сын был замечательный ребенок и горе ваше большое. Но поймите, что на то была воля Божия. Он не должен был жить. Вам было бы трудно с ним. Кругом него много народа разного было. Сложные отношения между ва ми всеми были. Вы не могли бы его хорошо воспитать. И батюшка в ярких красках описал всю нашу внутреннюю семейную жизнь. Он говорил то, чего не знали даже близкие. – А теперь ему хорошо, – он Ангел у Господа. Ведь вы знаете: дети – Ангелы у Господа. И батюшка начал рисовать в таких чудных и светлых красках райское состояние детских душ. Он говорил о свете, о мире, о вечной радости, которая царит окрест Господа. Голос его был какой-то бархатный, мягкий, точно он молитву читал и весь как бы тянулся к этому небу, которое он так хорошо знал. Батюшкины глаза из светло-голубых сделались совсем темными, глубокими; казалось, он насквозь видит тебя. – Вспомните, какой вы были тогда, что вы чувствовали и думали. И он начал мне говорить все, что я чувствовала, мыслила, переживала в последние дни жизни сына и при его кончине. Он говорил мне то, что знали только я и Бог. Я не сводила глаз с батюшки и каждое его слово молотом ударяло мне в душу. Я чувствовала, что кресло и пол уходят из-под меня, я не смела дышать. – Не скорбеть, а молиться надо за упокой его души, а он за вас там молится, – закончил батюшка свои слова. Вид его стал обыкновенным и я опять пришла в себя. – Зачем я вам нужен? – спросил он, помолчав немного, деловым тоном. Я мигом сообразила и сказала: – Расскажите, отец Алексий, о посте и молитве. У меня ничего не выходит. В тоне была просьба, я начинала чувствовать силу отца Алексия. – Вот с чем пришла сюда, – удивленно проговорил он. – Ваш муж? – Доктор. – Чем занимаетесь? – Так, кое-что дома делаю, еще прислуга есть. – Живете одни? – Да, еще только одна старушка, старинный друг мужа. Муж хочет, чтобы я дома сидела, а дома делать нечего (с жалобой)… Батюшка начал приводить мне примеры из своей практики, когда люди, желая жить духовной жизнью, стремились уйти из той обстановки, в которую Господь поставил их. Дело не во внешней жизни, а в душевном устроении человека, который должен ставить на первое место любовь к ближнему. Во имя этой любви он должен перестраивать свое внутреннее «я», дабы во всем облегчить жизнь этому самому ближнему. А ближними являются, во-первых, семейные, а потом вообще все те, с которыми приходится совместно жить.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Да, за годы существования «Русской линии», затем «Русской народной линии», от нас уходили некоторые авторы. Помимо названных Г.А. Пырх, можно вспомнить бывшего священника Алексия Мороза, бывшего диакона Илью Маслова, Владимира Семенко, Игоря Друзя, Анатолия Артюха, Владимира Хомякова, Андрея Цыганова и некоторых других. Порой причиной был уход в раскол, делавший сотрудничество невозможным, как в случае с А.Морозом. Или вскрывшиеся обстоятельства отсутствия законного рукоположения, как в случае с И.Масловым. Но чаще возникали разногласия по каким-то вопросам редакционной политики, например, отношения к Священноначалию или понимания места патриотов в политической жизни. Ничего не поделать, это – живой процесс. По крайней мере, я всегда старался не допускать до разрыва и до последней возможности пытался умирять возникавшие конфликты. Возможно, не всегда был убедителен, но тут уж ничего не поделаешь. Есть вопросы, по которым не полезно высказывать противоречивые точки зрения. Ну а для человека консервативных взглядов, каковым я являюсь, привычно плыть против течения. Истина ведь не определяется большинством голосов. Третье . Мои оппоненты пытаются представить мою позицию как пропаганду вакцинации, что в корне неверно. Больше того, сам я до сих пор прививку не делал, поскольку после болезни у меня сохраняется вот уже год высокий титр антител, который в последнее время даже вырос. Но я серьёзно отношусь к вакцинации и не вижу никаких препятствий, чтобы её сделать при необходимости. Все эти антиваксерские утверждения про «модную процедуру», которая не страшнее гриппа; про «непроверенную жижу» под видом вакцины; про утрату образа Божия у привитых; про чипизацию под видом вакцины; про сговор власти с ВОЗ и Гейтсом для утилизации населения России и проч., я считаю просто бредом. Но моя тревога связана с тем, что, увлёкшись борьбой против вакцинации, патриоты незаметно стали бороться против власти. Что и требуется нашему внешнему врагу. Все мои статьи на тему вакцинации посвящены именно этому .

http://ruskline.ru/news_rl/2022/01/08/ra...

О пользе скорбей и нужде терпения много есть книг; если нужны – пришлю тебе при первой вести об этом. Вот друг мой, что послал Господь на долю доброй Софии Ив... Рад, что ты поправляешься. При скорбях-недугах своих, скорби ваши и недуги как-то больнее, тяжелее для сердца становятся. Христос с тобою! 1854 г. 16 марта ¼ 2 часа дня. Власяницу отправил я к тебе по какому-то непреодолимому побуждению; видно нужна она и очень теперь для тебя. Носи ее, люби ее, ничего не страшась. Привычка притупить жесткость ее и дело обойдется без больших хлопот с претензиями изнеженной плоти; помни однако при этом, что власяница есть только припоминательный знак для инока всех теснот жизни. Пост в завтрашний день умеряется, по причине празднуемого св. Алексия Божия человека: можно поэтому и горяченького испить и покушать кашицу и репку также скушать, ничтоже сумняся. Афанасии скажешь, что греха нет, если немного утерлась она после причастия. Скорбь души пусть врачует терпением и самособранностью, при созерцании Господа, любящего правые сердцем ( Пс.144:9 ). На особом письме да не взыщет с меня любовь ее... Прости. Христос с тобою! 1854 г. 20 марта 7 ½ 12 часа утра. Сердце наше, как железо: без молота принуждения, без огня божественной любви – оно холодно и ни к чему не годно... Нудь себя, забывая себя: и найдешь себя, мой друг, как драхму погибшую ( Лк.15:8–10 ). Христос с тобою. 1854 г. стр. 15, ½ 10 часа вечера. Уныние и леность в деле спасения столь же опасны для иноков и инокинь, как и рассеянная, шумная, открыто греховная жизнь миролюбцев. Бегай уныния и разленения, не дружись с ними, как с врагами. Много тысяч нашей братии сгубили они, много столпов потрясли, уронили. Чтобы не даться в обман, или не поддаться духу уныния и лености, чаще думай 1) о страданиях за нас претерпенных Иисусом Христом; 2) о завете Его касательно самоотвержения и креста, которые до могилы должны быть спутниками нашими и друзьями неразлучными; 3) о сонме святых Божиих, о лике преподобных и праведных, кои, как и ты – люди были слабые, не без греха сначала ( Иак.5:17 ), но при содействии благодати, и нам даруемой туне, ликуют теперь после подвигов бранных с собою, миром и дьяволом , на небе с ангелами и с Господом. Особенно же чаще молись, хотя коротенько, Господу Иисусу и Богоматери, да спасут душу твою. Без дела, когда в силах, не оставайся ни на минуту: читай, пиши, работай занимайся, и тоска-лень отбежит от тебя – трудницы.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerasim_Dobros...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010