И так – не один десяток лет. Всю свою жизнь. «Боже! – скажем мы теперь, – да как же это возможно?» Да, если для св. Алексия, человека Божия, это было возможно, то почему же для нас стало невозможно? «Да не побросать же нам свои дома и свою работу и ски­таться по всему свету, питаясь милостыней, как это сде­лал св. юноша Алексий?» Совсем и не следует все бросать и бродить без дела где попало. Этого Господь от нас теперь не требует. А вот снести кротко обиду, помолиться от доброго сердца за своего клеветника, посетить в больнице или темнице своего недоброжелателя и врага – это от нас всех Бог требует. И если мы этого не сделаем, Он будет нас праведно судить. Да, мы проповедуем юродство, т.е. проповедуем не то, что проповедует мир. Обратное. Мир говорит: «Виновных жестоко наказывать». Мы говорим: «Их надо уметь прощать. Это наилучший метод исправления». Мир говорит: «Ударили тебя – дай сдачи, да посильнее, чтобы не было повода ему на будущее». Мы говорим: «Ударили тебя в одну щеку – подставь кротко другую, и этим победишь зло». Мир говорит: «Наклеветали на тебя напрасно – пойди, оправдайся, и накажут по правде клеветников твоих». Мы говорим: «Оклеветали, даже незаконно, засудили – кротко потерпи. Не бойся, что зло совсем подавит истину. Не думай, что этим подорвётся вера в истину Божию. Истина непобедима. Но этой беззащитностью ты только ещё раз подтвердишь силу своей кротости. И в знак награды почувствуешь в своей оскорблённой душе великий мир Христов и бла­годатное духовное наслаждение». Ну почему теперь мало стало истинно кротких рабов Божиих? Потому, видимо, что теперь много стало учёных и просвещённых людей. Получив образование и кое-какое знание, люди теряют святую кротость и делаются гордыми и весьма умными. Тогда, выходит, что и учиться совсем не надо? И образование, и знание никакое не следует приобретать, чтобы сохранить святую кротость и не отпасть от простоты Христовой? Совсем не так! Если Вы не будете в какой-то степени учёными, над Вами будут смеяться, как над профанами, невеждами, неудачниками. И тогда наша святая вера будет охулена, поругана. Могут сказать, что верующие все безграмотные или малограмотные люди, они недалёкие, тупоумные и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

Странник был совершенно свободен от всяких житейских обязанностей и смог, хотя и с трудом, устно выполнять эти 12 000 молитв. Так овладел он вначале устной молитвой, а под конец получил и дар непрерывной сердечной молитвы. (Выдержки из его рассказа приводятся ниже в приложении к гл. 13). «Как навыкнуть молитве Иисусовой?» На этот вопрос еп. Феофан Затворник дает такой совет: «Стать пред иконами в молитвенное положение (можно сесть) и, низведши внимание туда, где место сердца, творить неспешно Иисусову молитву при памятовании присутствия Божия. Так полчаса, час и больше. Сначала трудновато, а когда навык приобретется, — это будет совершаться как бы натурально, как дыхание». Для христиан, живущих в миру, в качестве руководства при начале чтения Иисусовой молитвы устами можно иметь следующие наставления о ней старца о. Алексия М.: «Молитву Иисусову — Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного (грешную) — читать надо, но читать просто. Совсем, совсем просто. В простоте вся ее сила. Нельзя думать ни о каком " творении " или " сердечном делании " молитвы, как это было у св. отцов и у пустынников. Последнее является действительно трудным и великим подвигом, опасным для новоначальных и невозможным в миру. Чувство является уже от простого повторения великих слов молитвы, и через него появляется и молитвенное настроение. Одно имя Иисуса, произносимое с горячей любовью, будет само по себе очищать всего внешнего и внутреннего человека и само творить в душе его молитву, невзирая на окружающее.Как о любимом предмете всегда думает человек, так о Господе должен он думать, носить Его в себе, находиться перед Его лицом и как бы в постоянной беседе с Ним. Вначале наибольшее внимание надо обращать на слова " помилуй мя грешного " . Эти слова надо читать в покаянии, простоте, с которой молитва должна читаться, и чувство покаяния предохранит душу от различных и подчас очень тонких и опасных искушений (прелести). Молитву надо читать без счета — как можно чаще, где только возможно: на улице, у себя дома, в гостях, за едой, в постели, за работой и т. п. Дело не в обстановке, а в чувстве, с которым произносится великое имя Иисуса Христа. Читать молитву можно про себя или в уме. Надо читать ее в храме, когда не слышно, что читают, или непонятно, что поют.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1873...

   Пустыня, ограждавшая Алексия от всего мира, начинает терять безмолвие от славы его подвигов: он видит вокруг себя непрестанно людей, ищущих его молитв и благословения; видит — и спешит бежать от похвал и чести, его преследующих, в другое отдаленное место, где бы никто не знал его, кроме Бога и Ангела Хранителя. И что же? Море, коему он для сего вверяет себя, внезапно воздымается бурею, и, — так устроившу Промыслу, — износит корабль его пред врата града отеческого!..    Другой со взором, менее очищенным и не так способным проникать в глубину путей Божиих, увидел бы в сем простой случай и снова начал бы искать удаления от того места, где сосредоточены все искушения для сердца. Но для человека Божия нет случая: он познает в сем событии волю Божию о себе; и что же предпринимает? Искомую пустыню умышляет найти для себя в самом доме отеческом: является пред него в виде странника, испрашивает себе у родителей, во имя давно потерянного сына их, малого угла в дому; и, — самозаключенный, — проводит в нем семнадцать лет в подвигах поста и молитвы! Собственные слуги его, по научению духа злобы, обливают его иногда нечистотами; он терпит! Ежедневно видит мать и отца, скорбящих о потере сына, — и терпит! Слышит вопли супруги, оплакивающей свое вдовство безвременное, — и терпит! Когда все беседуют о нем, он за всех беседует с единым Богом. Судите, чего стоили для сердца человеческого сии семнадцать лет, проведенных таким образом! И вот, тот безкровный венец мученический, коим суждено было свыше укреситься человеку Божию!..    Перестанем же, братие мои, ссылаться на невозможность с нашей бренной плотью побеждать приверженность к вещам земным. Ибо, вот, с сей самой плотью оставлены ради Христа все блага мира, прерваны все узы плоти, побеждена природа со всеми ее не только нечистыми, но и самыми невинными требованиями!    Предложить ли, однако же, сей пример для подражания всем и каждому? Нет, это было бы не по духу самого Евангелия. Не все могут быть Авраамами, чтобы принести в жертву Исаака; не все — Алексиями, чтоб из-под венца брачного устремиться прямо за венцом мученическим. «Могий вместити, да вместит»! (Мф. 19:12). Но не имея способности подражать некоторым подвигам святых человеков Божиих, во всей их полноте и, можно сказать, беспредельности, мы должны приближаться к ним, поколику для нас возможно; в их любви к Богу и презрении благ мирских. Хочешь ли в настоящем случае видеть, в чем можно и нам подражать человеку Божию? Внемли: тебя Бог благословил богатством и стяжаниями, — от предков ли доставшимися или тобою самим приобретенными, — пользуйся ими, но не употребляй во зло — свое и других; соделай блага земные средствами к приобретению благ небесных; яви собою в малом виде то, что Бог делает в великом, то есть сделайся благодетелем неимущих и нуждающихся; тогда и при богатстве, или лучше сказать, за само богатство твое ты будешь человеком Божиим, ибо все облагодетельствованные собою будут прославлять, ради тебя, Отца, иже на небесех.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

В 1934 году педтехникум готовил: учителей, воспитателей детских садов и политработников или, как их называли, избачей (они должны были рассказывать крестьянам о преимуществах советской власти). В 1934–1935 году директором пед-техникума являлся Михаил Павлович Астафьев, затем до 1946 года — Оприц, с 1946 года по 1951 год — Матвей Захарович Кушин. С конца 1941-го — начала 1942 го года в здании размещался госпиталь 2824 для легкораненых солдат на 300 коек. Со станции Ужовка они приходили пешком. Питание в госпитале было скудным. По рассказам очевидцев Березенской слободы, солдаты госпиталя по утрам, когда хозяйки топили печи, заходили в дома и просили поесть. Обычно их угощали горячей картошкой в мундире. Многие женщины заранее ставили в печь чугунок с картофелем и ждали пришельцев. К сожалению, не сохранились сведения о раненых госпиталя. По воспоминаниям очевидцев среди них были: Андрей Виноградов (женился в Починках на Анне Павловне Матвеевой с улицы Красная), Михальченко и Яков Сизякин (украинец, женился в Починках и остался жить). По воспоминаниям другого очевидца находились в госпитале в 1943 году и тяжело раненные солдаты: без рук, без ног. Лежали они на кроватях в окровавленных бинтах и производили тяжелое впечатление. Лечили их врачи районной больницы. Педтехникум в это время временно размещался в бывшем доме купца Носова. С 1949 по 1955 год в бывшем здании Духовного училища был организован педагогический институт, в котором готовили учителей для школ с семилетним сроком обучения. Первым директором института был Матвей Захарович Кушин, его сменил директор Георгий Алексеевич Таратин. После закрытия пединститута, с 1955 по 1956 год в течение одного учебного года в здании располагалась вторая средняя школа (директор И. П. Ганин). Затем открылась школа-интернат на 300 учеников с 10-классным образованием для сельских детей Починковского и соседних районов. Первый выпуск происходил в 1961 году. В конце 1960-х лет на базе школы-интерната для сельских детей была создана коррекционная школа-интернат для детей с задержкой психомоторного развития.

http://sobory.ru/article/?object=58750

Заметим, что Иисус Христос был смирен сердцем. Это значит, что смирение не ограничивается только одним умственным сознанием своей греховности и недостоинства пред Богом. Смирение есть чувство сердца. Кто говорит о самом себе, что он и нищ и беден и окаянен, но в тоже время превозносится мысленно своими добродетелями, тот фарисействует, обманывает себя и других. Не слова делают нас смиренными, но мысли, чувства и действия. Можно наговорить много скромных слов и умиленных выражений, и не участвовать в них сердцем. Можно казаться ниже всех, и не уступать в душе никому в преимуществах. Можно сидеть на последнем месте и представлять себя на первом, короче: можно быть под личиною смирения гордым – самоугодником. Есть люди, которые полагают смирение в ношении бедного одеяния. Скажем им: вы ошибаетесь. Одежда смирения есть нищета духа и уничижение. Давид носил порфиру; однако же был смирен сердцем. Есть люди, которые поставляют смирение в рабском и низком служении другим. Скажем и сим: вы погрешаете; служение другим должно основываться, по примеру Иисуса Христа, на чистейшей любви, должно быть искреннее и безкорыстное. Есть люди, которые поставляют смирение в удалении себя от почестей и славы. Скажем и оным: вы заблуждаете; честь, получаемая по заслуге от законной власти, не у меньшит смирения, если она сама идет к вам, без ваших исканий и домогательств, и слава не ослабит сознания греховности и бессилия, если не будете заниматься ею и услаждаться. Есть люди, – но не будем говорить о других, дабы, описывая их, не описать самих себя и не представить из картины зеркала для себя. Господи! мы знаем отчасти Твою науку и постигаем оную по возможности. Просим и молим Тебя, даждь нам силу привести знание в чувствование, и чувствование обратить в действие; даждь нам кротость и смирение сердца! – Аминь. Читать далее Источник: Избранные слова и речи высокопреосвященнейшего Никанора, митрополита Новгородского. В 3 Томах./С.-Петербургского, Эстляндского и Финляндского : Т. 2-. Слова на праздники Господские и Богородичные и на Дни святых./Санкт-Петербург : Типография Морского министерства, 1857. 461 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

Разделы портала «Азбука веры» ( 13  голосов:  4.1 из  5) XV Таяли снега в поле, таяли зимние облака в небе, падая на землю мокрым снегом и дождем; всё медленнее проходило солнце свой дневной путь, теплее становился воздух, казалось, что пришло уже весеннее веселье, шутливо прячется где-то за городом в полях и скоро хлынет на город. На улицах рыжая грязь, около панелей бегут ручьи, на проталинах Арестантской площади весело прыгают воробьи. И в людях заметна воробьиная суетливость. Над весенним шумом, почти непрерывно с утра до вечера, течет великопостный звон, покачивая сердце мягкими толчками,— в этом звоне, как в речах старика, скрыто нечто обиженное, кажется, что колокола обо всем говорят с холодным унынием: “Былоо, было это, былоо…” В день моих именин мастерская подарила мне маленький, красиво написанный образ АлексияБожия человека, и Жихарев внушительно сказал длинную речь, очень памятную мне. — Кто ты есть? — говорил он, играя пальцами, приподняв брови.— Не больше как мальчишка, сирота, тринадцати годов от роду, а я — старше тебя вчетверо почти и хвалю тебя, одобряю за то, что ты ко всему стоишь не боком, а лицом! Так и стой всегда, это хорошо! Говорил он о рабах Божьих и о людях его, но разница между людьми и рабами осталась непонятной мне, да и ему, должно быть, неясна была. Он говорил скучно, мастерская посмеивалась над ним, я стоял с иконою в руках, очень тронутый и смущенный, не зная, что мне делать. Наконец Капендюхин досадливо крикнул оратору: — Да перестань отпевать его, вон у него даже уши посинели. Потом, хлопнув меня по плечу, тоже похвалил: — Хорошо в тебе то, что ты всем людям родня,— вот что хорошо! И не то что бить тебя, а и обругать — трудно, когда и есть за что! Все смотрели на меня хорошими глазами, ласково высмеивая мое смущение, еще немножко — и я бы, наверное, разревелся от неожиданной радости чувствовать себя человеком, нужным для этих людей. А как раз в это утро в лавке приказчик сказал Петру Васильеву, кивая на меня головой: — Неприятный мальчишка и ни к чему не способный!

http://azbyka.ru/fiction/v-ljudjah-gorki...

Устами того же Апостола Дух Божий говорит: кто не любит Господа Иисуса, тот да будет проклят. Кто любит, говорит Спаситель, отца или матерь, или сына или дщерь паче Мене, несть Мене достоин. Вот и отлучение. Далее еще сильнее и для греховной нашей природы поразительнее говорит: иже не возненавидит отца и матерь, и села, и други и прочее, не может быти мой ученик. Что это в устах вечной Любви за непостижимое слово о ненависти к родителям, коих заповедано не любить только, ибо любви учит сама природа, а и чтить, и почтительности обещано долголетие? Как сочетать ненависть с почтительностью? Лучшее объяснение на это представляют примеры избранных Божиих, особенно трогательно – поразительный пример Алексия Божия человека, который, выразумев волю Господню, выразил ненависть собственно не к лицу родителей и невесты своей, (ибо он за их земную, естественную любовь платил им небесною, в высшей степени, самоотверженною, беспредельною любовью), а к пристрастью к ближайшим, по плоти, предметам, к тому, что здесь греховного, чуждого воле Господней. И вот он, как истый последователь Господа, во всей силе исполнил заповедь Его: аще око твое соблазняет тя, исткни е и верзи от себе, т.е. удали от себя предметы, дорогие как глаз, чтобы не соблазняться ими, не пристраститься к ним, чтобы таким образом не погасить в себе чистого пламени любви Божией и не лишиться царства небесного; жил вместе с родителями и невестой в образе странного, гноем и струнами покрытого нищего, и незнаем был ими, даже презираем материю. Одна смерть, имеющая право дарить бессмертие, открыла цену бесценного сего сокровища, но и по смерти человек Божий отринул суетность своей матери, дерзнувшей в нарушение воли его украсить гроб его. Не все, конечно, обязываются к такому чрезвычайному самоотвержению; но все непременно к отсечению в себе всякого пристрастия даже к присным по плоти. Нужду сего можно объяснить подобием, если бы кто из близких к нам весь покрыт был гноем, заразительными струпьями и всевозможными нечистотами; кому бы из нас могло правиться подобное безобразие и зловоние? Но что все струпы и нечистоты наружные в сравнении с ужаснейшими язвами греха, коих мы, по душевной слепоте, и не видим и не сознаем и кои, вместо того, чтоб питать к ним ненависть, готовы нередко, в вожделении сердца, даже лобызать, меняя небо на землю? Таким образом основание и сила отлучения церковного заключается в Евангелии.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

Неразлучные спутники пьянства – буйство, дерзость, драка, сквернословие и брань, мотовство, разврат. Ночные грабежи случаются очень редко, конекрадство и овцекрадство чаще, а мелкое воровство еще чаще: приготовительной школой для него служат вечерницы, для которых необходимо угощение, – и вот молодежь крадет и у своих и у чужих то кур, то яйца даже из-под наседки, то молоко, то муку, то зерновой хлеб. В некоторых местах довольно развиты сутяжничество, кляузы, пересуды, мироедство, хитрость, обман, упорство, а в молодежи – щегольство и неуважительное отношение к праздникам и постам. Приметы, гадания, предрассудки, суеверия и т.п. носят местный характер губернии, откуда вынесены. Они передаются от поколения к поколенью: худое помнят, а хорошее забывают из того, что передают отцы. Рассказы и легенды о былых временах с их колдунами, оборотнями и иными бреднями – любимые темы для бесед в досужие часы. Вот несколько примет: Крик филина или совы на крыше дома предвещает смерть кого-нибудь из живущих в доме, а крик на крыше церковной – смерть священника: филина или сову сгоняют или убивают. Пение курицы петухом пророчит беду: ее режут и не едят. Гуси плещутся зимой в воде: будет оттепель; воробьи в сборе чирикают: будет дождь; чайки с криком летают над водой или дельфины играют в море: будет буря; собака воет: будет покойник или пожар; появится много крыс или мышей: будет голод; волк перебежит дорогу: будет удача, а заяц перебежит: неудача. Перейдет кому дорогу женщина или девица с наполненными водою ведрами: будет успех, а с пустыми: хоть назад воротись. Встреча со священником на перекрестке – тоже не к добру. Иней на деревьях в Рождественские праздники предвещает хороший урожай; комета – войну; обвислые рога молодого месяца – дождливую погоду, а круглые – сухую; снежная зима – урожай; тепло в день на св. Алексия, человека Божия, – теплую Пасху. Закрутка, т.е. горсть колосьев на поле, вверху крепко скрученных и завязанных тем же хлебным растением, – дело нечистой силы и предвестник несчастия. Треск по ночам в доме– тоже пред несчастием или покойником.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

Не скудно наделенный земными благами, он щедро употреблял их на дела благотворительности. Многие обители и церкви поминают его в числе своих благодетелей и никому из нуждающихся он не отказывал в помощи. Он был милостив не только к живущим, но и к усопшим. Он имел великое усердие к поминовению не только усопших сводников, но и чуждых ему по крови, хотя близких к нему по добрым воспоминаниям. Дней памяти тех и других, и тезоименитства многих из них, он не пропускал без того, чтобы не выслушать особой заупокойной литургии за них. Он был примерным общественным деятелем. Он одушевлен был христианским убеждением, что уклоняться от общественной службы из опасения потерпеть ущерб в своих собственных делах есть тяжкий грех . Должности и временные поручения, возлагавшиеся на него доверием сограждан, он исполнял добросовестно и с примерным усердием. Благодаря его бдительности на страже вверенных его охранению интересов казны, ссуды из нее не попадали в неблагонадежные руки. Он был один из влиятельных членов старой и ново-устроенной городской Думы. Мнением его по делам общественным все дорожили, как мнением человека, который не любит говорить на ветер, которого каждое слово было значительно, потому что было плодом ближайшего изучения дела и отличалось ясностью и силой природного красноречия. Помянем добрым словом раба Божия Алексия 5 , имевшего обычай постоянно твердить вслух всем и каждому: «слава Богу, благодарение Богу». Он занимался производством и продажей церковных свечей и успехами в сем деле почитал себя обязанным единому Богу. Он смотрел на свое занятие, как на святое дело, рассуждая, что свечи его суть не только выгодный для него товар, но вместе жертва Богу. Сам будучи благочестивым, он и детей воспитывал в духе благочестия, в страхе Божием, в послушании Церкви, приучая их к строгому исполнению церковных уставов и удаляя от соблазнов мирской жизни. Помянем добрым словом и супругу его рабу Божию Феодосию; она любила поучаться в законе Господнем, ежедневно ходила в храм Божий и после литургии оставалась на панихиде по родным и знаемым.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Во-вторых, Апостол предлагает псалмопением питать сердце: «во благодати поюще в сердцах ваших Господеви». Если надобно, как то уже несколько изъяснено, чтобы слово Христово жило в Христианине: то, без сомнения, недостаточно было бы стараться образовать оным ум, без особеннаго попечения о сердце. То, что в мире обыкновенно называют просвещением, есть не более, как лунное мерцание света и жизни, а не полный свет и жизнь духа. Истинное начало жизни духовной, подобно солнцу, изливает теплотворный свет, просиявающий в уме истиною, и согревающий сердце любовию к добру. Даже преимущественно в сердце открывается духовная жизнь, по крайней мере, ближайшая степень ея, на которую восходим из плотской жизни падшаго Адама. Так учит древний царственный мудрец: «всяцем хранением блюди твое сердце: от сих бо исходища живота» ( Npum. IV. 23 ). «Сердце отверзает Господь», дабы человек «внимал» ( Дeяh. XVI. 14 ) слову Христову, и оно вселилось в нем. «В сердца изливается любовь Божия Духом Святым данным нам» ( Puм. V. 5 ). «В сердца посылает Бог Духа Сына своего, вопиюща Авва Отче» ( Гaл. IV. 6 ). Таковым благодатным действиям Божества на сердце человека взаимным сердечным действием соответствовать, и к принятию оных себя располагать учит Апостол, когда увещевает «во благодати петь в сердцах наших Господеви». Совершая священное песнопение, или участвуя в оном, берегись, чтобы не одними устами участвовать в оном; поелику Господь со гневом жалуется на тех людей, которые к нему «приближаются усты своими» только, и которых «сердце далече отстоит» ( Uc. XXIX. 13 ) от Него; – также не одним слухом, хотя бы то было и не без разумения; потому что «не пользует слово слуха, не растворенное верою слышащих» ( Ebp. IV. 2 ). Но возбуждай сердце твое, чтобы оно изнутри ответствовало на внешний псалом, в духовном созвучии; чтобы оно, при воплях покаяния сокрушалось и умилялось, пред глаголами веры и таин благоговело и смирялось, при гласах славословий восхищалось на небо, когда воспевается любовь к Богу и надежда на него, веселилось и радовалось, при песнях духовных, изображающих духовную, Богоугодную жизнь, всеми своими желаниями воскрилялось к сей вожделенной жизни; наконец, чтоб и тогда, когда в устах пение умолкает, оно еще отзывалось в сердце, и возобновлялось воспоминанием и повторением благодатных ощущений.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010