Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАТАВАСИЯ [греч. καταβασα от καταβανω - «схожу, спускаюсь», κατβασις - «схождение»], песнопение, исполняемое в конце каждой песни канона на утрене в праздничные и особые дни. В качестве К. используются ирмосы (как правило, из наиболее известных канонов). Название песнопения обычно объясняют способом его исполнения - для пения К. два хора должны сойти со своих обычных мест и объединиться в середине храма, однако различные способы использования термина καταβασα в древних памятниках (см. ниже) скорее указывают на то, что «схождение» здесь означает «завершение», т. е. К.- это заключительная часть той или иной литургической структуры. В богослужебной практике К. нередко называют также т. н. рядовую К. или покрывающие ирмосы - ирмосы 3, 6, 8-й и 9-й песней последнего из канонов утрени, которые за вседневным богослужением должны исполняться в конце этих песней; они завершают очередной раздел канона и указывают священнослужителям на необходимость произнесения ектении или интонирования песни Пресв. Богородицы «Величит душа Моя Господа» . Однако отождествление покрывающих ирмосов с К. не вполне корректно: в отличие от К. они не должны исполняться двумя хорами вместе (на вседневной утрене хоры соединяются только для пения «Достойно есть» в конце канона), а их функция вспомогательная, тогда как К. является самостоятельным элементом чинопоследования, подчеркивающим торжественность службы. Практика исполнения К. в праздничные дни появилась уже в студийскую эпоху. В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г., наиболее точно передающем содержание первоначального студийского Синаксаря (устава на весь год), о К., в качестве к-рой используются ирмосы праздничного канона, упоминается в разделах о службах на такие важнейшие праздники, как Рождество Христово и Богоявление ( Пентковский. Типикон. С. 308, 317), а также на память св. Алексия, человека Божия,- покровителя патриарха Алексия Студита, составителя этого Типикона (Там же. С. 332). О К. в конце песней рождественского и богоявленского канонов говорится описательно, без специального определения, причем слово  в этом памятнике все же употребляется, но в совершенно ином значении - праздничного тропаря или ипакои (Там же. С. 351, 363). М. Н. Скабалланович упоминает о случаях обозначения К. (в смысле цикла завершающих ирмосов) в древнерус. студийских памятниках с помощью термина  (греч. περισσ - завершение) ( Скабалланович. Типикон. Ч. 2. С. 274).

http://pravenc.ru/text/1681349.html

О том, что нельзя привыкать к темноте Вечер. Всенощная в храме Алексия Человека Божия. Кадеты и гимназисты. Старушки и монахи. Девочки в белых платочках. Священники и профессора. Водители и библиотекари. Учителя и конюх... Ощущение Ноева ковчега - так тесно стоят люди, так отчаянно бьет в окна снег с дождем. А нам светло. Выходим в ночь. С полминуты медлим - глаза должны привыкнуть к темноте, к мраку. Быстро строятся и уходят кадеты. Малыши в капюшонах, в темноте - как ежики. Четырехлетний Артем взял меня за руку. У него не было пары. Мы идем на веранду. Она где-то там, за черными кустами. Вот и пришли. Веранда освещена всего одной лампочкой, но как роскошен ее свет среди обступающей ночной непогоды! Артемка ничего не говорит. Он просто крепко держит меня за руку. Нет, нельзя привыкать к темноте. Деревня Новоалексеевка Переславль-Залесский район Ярославская область P.S. Когда в этих заметках была поставлена точка, из Новоалексеевки пришло тревожное сообщение: у отца Алексия Василенко - обширный инфаркт. Сейчас он находится в одной из московских больниц. Принял монашеский постриг с именем Петра. Пустынь просит ваших молитв о иеромонахе Петре. http://www.foma.ru/articles/1755/ Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/1...

Когда Господь предвозвестил Алексию его близкую кончину, он описал свою жизнь, просил, в этом описании, прощения у родителей и спокойно ожидал смерти. Однажды римский папа Иннокентий, совершая литургию, услышал слова: «поищите человека Божия, хотящего изыти от тела, да помолится о городе»; потом опять, во время всенощного бдения, послышался голос: «в доме Евфимиана ищите человека Божия». Когда домоправитель не мог указать такого человека, тогда царь Гонорий и папа сами пошли в дом Евфимиана. Когда они пришли, служитель дома, вошедши в комнату, спросил у Евфимиана: «не тот ли нищий, которого ты мне поручил, и есть человек Божий? Он всю ночь проводит, в молитве, держит строгий пост и все переносит с кротостию». Когда пошли в хижину, где жил св. Алексий, его нашли уже мертвым; в руках его была хартия (т. е. рукописный свиток), а лицо его сияло чудным светом. Евфимиан захотел взять хартию, но не мог вынуть ее из рук умершаго. Тогда он возвратился в дом и сказал императору и папе: «я нашел того, кого мы ищем, но нашел его уже умершим». Тело умершего вынесли из хижины и, когда прочитали хартию, Евфимиан узнал в нищем своего сына и все пролили слезы радости. Одр с телом умершего поставлен был на площадь и все приходили поклониться телу человека Божия, который, из любви к Богу, презрел все радости мира и служил Богу смирением и нищетою. II. Предложить ли пример благочестивой жизни Алексия, человека Божия, для подражания всем и каждому? Нет, это было бы не по духу самого Евангелия. Не все могут быть Авраамами, чтобы принести в жертву Исаака; не все – Алексиями, чтобы из-под венца брачного устремиться прямо за венцем строгого подвижника, оставившего мир, отчий дом, молодую жену и все утехи земной жизни. Могий вместити, да вместит (Мат. XIX, 12). Но, не имея способности подражать некоторым подвигам святых человеков Божиих во всей их полноте и, можно сказать, беспредельности, мы должны приближаться к ним – насколько для нас возможно – в их любви к Богу и презрении благ мирских. а) Тебя Бог благословил богатством и стяжаниями, от предков ли доставшимися, или тобою самим приобретенными; пользуйся ими, но не употребляй во зло – свое и других; соделай блага земные средствами к приобретению благ небесных; яви собою в малом виде то, что Бог делает в великом, то есть, сделайся благодетелем неимущих и нуждающихся; тогда и при богатстве или, лучше сказать, за самое богатство твое ты будешь человеком Божиим: ибо все облагодетельствованные тобою будут прославлять, ради тебя, Отца, Иже на небесех.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Ему приписывалось поэтому троякое рождение: предвечное – от Бога Отца, временное единократное – от Девы Марии и временное же, но постоянное – в каждой христианской душе. Процесс последнего рождения тожествен с процессом первого и составляет высшую форму, в какой Бог является, открывается в отдельной душе. История рождения и пребывания внутреннего Слова в душе у мистиков изображалась в полной параллели с историей Евангельской. 258 Посмотрим теперь, как учит об этом наш мистик-вития в своих проповедях. Мы помним, конечно, заключительные выражения речей Филарета в генеральных собраниях московского комитета Библейского Общества за 1822 и 1824 годы. А вот выдержки и из самых проповедей его. В 1822 году, в проповеди на день св. Алексия 12 февраля, говоря об отношениях между пастырем и пасомыми и именно об отношении последних к пастырской проповеди слова Божия, вития обращается к слушателям с такими словами: «подумайте, не для того ли только собираетесь слушать исходящая из уст Господних, чтобы слышать и судить, как мы говорим, не заботясь о исполнении того, что мы предлагаем? – Увы нам, Слове Божий! То, чем Ты Себя именуешь, что Ты еси, чем сотворил Ты вселенную, чем возвеличил человека, чем является мудрость, чем подается жизнь, – слово, священное, Божественное слово, мы сделали зрелищным игралищем!» 259 Или вот выдержка из слова на день Благовещения 25 марта 1824 года: «ни в каком случае не расточай безрассудно слова, словесная тварь Слова Творческого! Если Словом Бог сотворил все; а человек сотворен по образу Божию: то какие величественные действия надлежало бы производить слову человека! В самом деле, оно исцеляло болящих, воскрешало мертвых, низводило с неба огнь, останавливало солнце и луну и, что всего важнее, соделавшись орудием Воплощенного Слова Божия, оно претворяло и претворяет растленных грехом человеков в новую тварь, чистую и святую. Так действует слово человеческое, когда крепко быв заключено в горниле благоговейного молчания, и разжигаемо тайною внутреннею молитвою, получает свойственную ему чистоту и силу, или лучше сказать, становится причастным силы Слова Божия и Духа Святого» 260 Отсюда ясно, что Филарет, говоря языком мистиков, однако, же не допускает их крайностей в смешении понятий о Слове ипостасном и слове Божием в человеке и для человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Когда Господь предвозвестил Алексию его близкую кончину, он описал свою жизнь, просил в этом описании прощения у родителей и спокойно ожидал смерти. Однажды римский папа Иннокентий, совершая литургию, услышал слова: «Поищите человека Божия, хотящего изыти от тела, да помолится о городе»; потом опять, во время всенощного бдения, послышался голос: «В доме Евфимиана ищите человека Божия». Когда домоправитель не мог указать такого человека, тогда царь Гонорий и папа сами пошли в дом Евфимиана. Когда они пришли, служитель дома, вошедши в комнату, спросил у Евфимиана: «Не тот ли нищий, которого ты мне поручил, и есть человек Божий? Он всю ночь проводит в молитве, держит строгий пост и все переносит с кротостью». Когда пошли в хижину, где жил св. Алексий, его нашли уже мертвым; в руках его была хартия (т. е. рукописный свиток), а лицо его сияло чудным светом. Евфимиан захотел взять хартию, но не мог вынуть ее из рук умершего. Тогда он возвратился в дом и сказал императору и папе: «Я нашел того, кого мы ищем, но нашел его уже умершим». Тело умершего вынесли из хижины и, когда прочитали хартию, Евфимиан узнал в нищем своего сына, и все пролили слезы радости. Одр с телом умершего поставлен был на площадь и все приходили поклониться телу человека Божия, который из любви к Богу презрел все радости мира и служил Богу смирением и нищетой. II. Предложить ли пример благочестивой жизни Алексия, человека Божия, для подражания всем и каждому? Нет, это было бы не по духу самого Евангелия. Не все могут быть Авраамами, чтобы принести в жертву Исаака; не все – Алексиями, чтобы из-под венца брачного устремиться прямо за венцом строгого подвижника, оставившего мир, отчий дом, молодую жену и все утехи земной жизни. Могий вместити, да вместит (Мф. 19, 12). Но, не имея способности подражать некоторым подвигам святых человеков Божиих во всей их полноте и, можно сказать, беспредельности, мы должны приближаться к ним – насколько для нас возможно – в их любви к Богу и презрении благ мирских. а)  Тебя Бог благословил богатством и стяжаниями, от предков ли доставшимися, или тобою самим приобретенными; пользуйся ими, но не употребляй во зло – свое и других; соделай блага земные средствами к приобретению благ небесных; яви собою в малом виде то, что Бог делает в великом, т. е. сделайся благодетелем неимущих и нуждающихся; тогда и при богатстве или, лучше сказать, за самое богатство твое ты будешь человеком Божиим: ибо все облагодетельствованные тобою будут прославлять ради тебя Отца, Иже на небесех.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

   Царь и папа решили сами идти в дом Евфимиана искать человека Божия. Евфимиан, пойдя вперёд, приготовился к принятию папы и царя с вельможами и устроил им торжественную встречу. Сетующая супруга Евфимиана, услышав из комнаты своей смятение и говор на дворе и в доме, спросила.    – Что это значит?    И очень удивилась, когда узнала о пришествии царя с папой и о причине их посещения. Невеста также недоумевала, видя из комнаты своей царя и папу, идущих со множеством народа, и старалась объяснить себе это зрелище.    Когда папа, царь и вельможи сели, и наступила тишина, то раб, служивший святому Алексию сказал Евфимиану:    – Господин мой, нищий, которого ты поручил мне, не есть ли человек Божий? Я свидетель великих и дивных дел его: он постоянно постится, лишь по истечении дня принимая немного хлеба и воды; все ночи проводит на молитве и каждый день воскресный приобщается св. Христовых Таин; он кротко и с радостью переносит побои и оскорбления, наносимые ему некоторыми рабами.    Услышав это, Евфимиан тотчас поспешил к жилищу нищего и, позвав его трижды чрез окошко, не получил ответа. Тогда он вошел в жилище, где нашел человека Божия, лежащего мертвым с покрытою головою и согнутой хартией в правой руке. Евфимиан открыл лицо его и увидел, что оно сиеят как лице Ангела; когда же он хотел взять хартию и прочесть, то не мог этого сделать, потому что рука не выпускала ее. Быстро возвратившись к царю и папе, он сказал:    – Нашли уже мёртвого того, кого искали; он держит в руке хартию и не отдает нам.    Царь и патриарх, приказав приготовить драгоценный одр, покрыть его богатыми тканями, вынесли честное тело человека Божия и благоговейно положили его на том одре. Преклонив потом колена, они, лобызая священные останки, говорили к нему, как живому:    – Умоляем тебя, раб Христов, дай нам сию хартию, чтобы по начертанному в ней мы могли узнать, кто ты.    После этого папа и царь беспрепятственно взяли хартию из руки святого и передали хартуларию великой церкви, Аетию, для прочтения; при великом молчании окружающих он начал читать ее. Когда же он дошел до места, где было написано о родителях и невесте, – о перстне и поясе, переданных ей, тогда узнал Евфимиан в почившем сына своего Алексия. Он упал ему на грудь и, обнимая и целуя его, говорил с плачем:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Новости 9 марта, 2008 Настоящее прощение - это подвиг Наше прощение, безусловно, - в руках Божиих: Ему решать. Но мы слышим благовестие Спасителя: " Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш небесный " . Таким образом, свободная милость Божия как бы вынуждается к прощению нашей милостью, потому что прощение - это всегда милость. Значит, дело в гораздо большем, чем просто нравственное справедливое воздаяние. 9 марта, 2008 Настоящее прощение - это подвиг Наше прощение, безусловно, - в руках Божиих: Ему решать. Но мы слышим благовестие Спасителя: " Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш небесный " . Таким образом, свободная милость Божия как бы вынуждается к прощению нашей милостью, потому что прощение - это всегда милость. Значит, дело в гораздо большем, чем просто нравственное справедливое воздаяние. 3 марта, 2008 На Волыни зверски убит игумен Илия (Хамаза) В ночь с 25 на 26 февраля в селе Белосток Луцкого района на Волыни топором зарублен настоятель местного храма игумен Илия (Хамаза). 28 марта ему исполнилось бы 30 лет. 11 февраля, 2008 «Велик не тот, кто никогда не падал, а кто часто вставал». Письма отца Алексия Мечева Прими к сердцу мой совет, подумай, поработай над собой и посмотри, что из этого выйдет; не будь поспешен в своих решениях: сама жизнь покажет, что сделать нам и к чему призывает нас Промысел Божий. 8 февраля, 2008 Молчание есть тайна будущего века Все знают, что существует такое понятие, как тайна исповеди, но обычно почему-то считают, что ее должен хранить только священник. Однако это не так. Тайна исповеди существует для всех. Самому исповедующемуся тоже следует хранить себя. 7 февраля, 2008 В Москве совершено нападение на священника Сегодня вечером в столице подвергся вооруженному нападению клирик храма в честь святителя Митрофана Воронежского на Хуторской улице священник Анатолий Нагорный. 4 февраля, 2008 Как удержать человека от самоубийства Россия удерживает второе место в мире по числу самоубийц. Что подталкивает человека к самоубийству? Как удержать его от этого необратимого поступка и страшнейшего греха?

http://pravmir.ru/category/news/page/585...

Дело в том, что в России давно уже работали венецианские корабелы, а также моряки, которые, по логике вещей, представляли разведку Serenissime. Глупо было не отправлять тех сведений, которые венецианцы и так получали по другим каналам. В верности Венеции союзническому долгу в Москве не сомневались, но нужно было учитывать и то, что данными этими – так или иначе – пользовались и агенты Вены, и агенты Парижа. Было решено, что Савва будет снабжать контору сеньора Джакопо подробнейшими сведениями о внутреннем рынке московского государства, а также подбрасывать в качестве непроверенной информации некие данные, которые могли бы служить в качестве управляемой дезинформации. В отправленной для Джакопо шифровке Савва дал понять венецианскому правительству, что больше нет оснований для того, чтобы оплачивать его услуги. Данные, которые он присылает, и будет присылать впредь, касаются торгового дела, не более того. И брать деньги за ту работу, которую он и так делает с пользой для своего торгового предприятия, граф Рагузинский почитает нечестным.     48. Спасение финансов державы Через несколько месяцев после возвращения в Москву Савва от личного секретаря царя Алексея Васильевича Макарова получает приглашение явиться к Петру, который ожидает его Коломенском. Пётр очень любил Коломенский дворец, построенный его батюшкой, царём Алексеем Михайловичем. Именно тут Пётр постигал самые азы образования – прилежно обучаясь грамоте, а также возрастая в своих ратных потехах и первых опытах корабельного дела. Любил молодой царь и атмосферу Коломенского, и сам дворец. Который, кстати, наполнен был всяческими предметами, воплощающими в себе чаемый Петром европейский уклад. Пётр стоял, прислонясь к письменному столу. Скрестив руки на груди, глядел на пол, безучастно остановив взор свой на мудрёных орнаментах огромного ковра. Образа Алексиячеловека Божия и мученицы Наталии, а также Спас на убрусе с ангелами печально смотрели из красного угла на раба Божия Петра, пытающегося бороться с духом уныния.

http://ruskline.ru/analitika/2022/04/30/...

В. Чепурин систематически и регулярно читал лекции на народно-миссионерских курсах при Православно-Миссионерском Андреевском братстве на Васильевском острове. С 1918 в дополнение к курсам стали читаться общедоступные лекции на миссионерские темы. 16 апреля состоялась лекция профессора Л. П. Карсавина «Любовь к Богу и человеку», 23 апреля – профессора А. И. Введенского «Вера в Бога». После обеих лекций состоялся оживленный обмен мнениями. На Страстной неделе 30 апреля священник Н. В. Чепурин выступил с лекцией «Страсти Христовы» («Побудем с Ним», «Пострадаем с Ним», «Распнемся с Ним»), а на Светлой неделе 7 мая состоялся праздничный миссионерский вечер, на котором с небольшими речами выступали протоиерей В. М. Смирнов, профессор Л. А. Карсавин, инженер Н. Н. Львов, учительница К. И. Платонова, рабочий Н. П. Фомин и священник Н. В. Чепурин, заключительное слово было произнесено А. В. Карташевым 246 . 5 июля в церкви св. Алексия, Человека Божия открылись евангельские народные беседы. Член Петроградской частной миссии П. А. Бельтюков предложил духовную беседу о св. Алексие, Человеке Божием и об уроках из его жизни для современного общества. Беседы предполагалось вести еженедельно 247 . 22 июля открылись духовные беседы во Введенской церкви на Петроградской стороне 248 . Большую просветительную работу проводила Петроградская частная церковная миссия 249 . Осенью 1918 года предполагалось открыть в районе Песков христианскую трудовую школу – «профессиональную женскую гимназию имени св. Ермогена» 250 . Декрет от 20 января 1918 года воспринимался здесь как начало новой истории Церкви и религиозного образования. Разъясняя положения декрета, городской Отдел Юстиции Петроградского совета 13 октября 1919 года за 7075 сообщил Митрополит Вениамину, что «согласно п. 9, ст. 263 Собр[ания] Узаконений] и Распоряж[ений] Раб[очего] и Крестьянского] Правительства 1918 г., обучать и обучаться религии частным образом не возбраняется, а посему особое разрешение на преподавание Закона Божия, если оно будет носить характер частного обучения, не требуется» 251 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

А в Константинополе никак не мог решиться Мануил прийти к императору по своей воле. И произошло следующее событие. У царя Алексия заболела дочь той же самой странной болезнью, которая была в свое время у Мануила. Заболела дочь, и каких император врачей не приглашал, какие возможности не использовал, какие средства не употреблял, дочь всё приближалась и приближалась к смерти. В этот момент наместник Мануил расценил, что это хороший повод обратиться к царю, пришел к нему и рассказал свою историю. Рассказал ему о том, что сама Божия Матерь просит, чтобы Её чудотворную икону передали на остров Кипр. Растаял сердцем император, почувствовал и понял, сама Божия Матерь прислала этого человека за иконой. Пообещал дать икону. И дочь царская сразу пошла на поправку, и вскоре выздоровела. Прошло какое-то время, Мануил ждал в Константинополе, когда ему отдадут икону, а император, как это иногда бывает в человеческой жизни, дав обещание Богу, потом начал скорбеть сердцем, не хотелось ему святыню никому отдавать. Он повелел написать точный список, точную копию, и хотел эту копию передать на Кипр, а саму чудотворную икону всё-таки оставить у себя. Тогда императору самому явилась Божия Матерь и сказала: «Оставь свою икону здесь, а Мою немедля отправь иноку Исаие, так Мне угодно». После этого наместник Кипра взял чудотворный образ и отправился на остров. Император повелел уготовить на Кипре торжественную встречу чудотворной иконе. Множество людей, со свечами как Царицу встречали Божию Матерь и несли икону на самую вершину горы Киккос, торжественно славя Пресвятую Богородицу. Говорят, именно с того времени вдоль этой витой горной дороги на Киккос, растет особый вид елей, на которых шишки не висят вниз, как обычно на елках, но смотрят вверх, как свечки, как бы освещая путь Божией Матери. Кто бывал на острове Кипр, или когда-то побывает, увидят эти елки, они так и по сегодняшний день растут вдоль этой дороги, уже восемь столетий. Шишки на них всегда устремлены вверх, стоят как горящие свечи.

http://pravoslavie.ru/117500.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010