– Возвратись, – шепчет голос Алексею, – и счастье, одно счастье будет уделом твоим. Но юноша находил одно свое прибежище в молитве. И когда волны жалости, тоски, страдания заливают его сердце, он прибегает к молитве. Алексий страдал и шел тесным, мучительным путем. Но мы не будем описывать его душевного состояния, а скажем только о внешних проявлениях его подвигов. Живя на паперти церкви, Алексий постился, принимал немного хлеба и воды и каждое воскресенье причащался Божественных Христовых Тайн. Получая сам милостыню, он раздавал ее другим ншцим. Лицо свое юноша всегда наклонял; ум же его был устремлен ввысь и проникал к богомыслию. Он так похудел и так высохло тело его, что увяла красота лица его, потускнел взор, очи запали глубоко в орбиты. Когда Алексий ушел из дома своего, родители его на рассвете вошли в чертог и не нашли сына, но увидали только невесту скорбную и печальную. В недоумении они стали искать сына, но нигде не нашли его. Горькия рыдания раздались в чертоге Алексия, и обратилась радость родителей его в сетование. Аглаида, войдя в спальню свою, затворила окно и, постлавши на пол рубище и золой посыпавши его, упала на него лицом, обливаясь слезами. Рыдания потрясали грудь ее. Не встану с земли этой, не выйду из затвора этого, – говорила она, – до тех пор, пока не узнаю, что сталось с единственным сыном моим, куда скрылся он и что случилось с ним. Невеста стояла с нею и со слезами говорила: И я не уйду от тебя, но уподоблюсь горлице, которая, лишаясь супруга своего, по горам и равнинам ищет его, умиленным пением изнывая: так и я буду ждать терпеливо и долго, до тех пор, пока что-нибудь не услышу о муже моем, где он и какую избрал себе жизнь. Отец же, томимый печалью, разослал своих слуг повсюду на поиски сына. Из них некоторые пришли в Эдессу, видели Алексия, но совсем не узнали его и милостыню подали ему, как нищему. Алексий узнал их и возблагодарил Бога, что Он сподобил его принять милостыню от домашних слуг своих. Слуги, возвратившись, сказали господину своему, что везде искали сына его, но не нашли.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Святой источник преподобного Алексия, человека Божия (Толмачёво) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… 26 июня 2006 г. архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий освятил родник «Серебряный ключ» в Алапаевском районе. Источник «Серебряный ключ» близ села Толмачёво известен алапаевцам с 1947-го года. Описание [ править править код ] За долгие десятилетия русло родника постепенно заболачивалось, зарастало илом. И вот, ныне местные власти приняли решение — обустроить родник, сделать так, чтобы в его воду не попадали грязь, мусор, увядшие листья. И теперь над источником — уютная деревянная часовенка, срубленная из бревен. Трудились над благоустройством родника всем миром. Жители алапаевского района встречали архиепископа Викентия и представителей областного правительства хлебом-солью. «Почерпните воду с веселием от источника спасения» В церковном действии великого освящения воды нашли свое выражение многие из этих библейских образов, особенно евангельский образ «воды живой» — знак благодати Духа Святого. С молитвою в воду погружается крест, и вода, омывшая изображение распятого Христа, становится святою. Теперь с ней — незримая благодать Божия. Отныне люди, приходя за водой, будут попадать в чистое, облагороженное место. После освящения родник «Серебряный ключ» получил небесного покровителя — святого Алексия Человека Божия. И отныне будет называться Серебряным Алексиевским ключом. Родник «Серебряный ключ», святой источник преподобного Алексия Человека Божия у села Толмачёво За понесенные по обустройству родника труды архиепископ Викентий вручил Архиерейские благословенные грамоты директору предприятия «Транслес» Алапаевского района Сергею Николаевичу Мелешко, директору автобазы Владимиру Кузьмичу Разумову и другим благодетелям. Руководители Алапаевского района, в свою очередь, вручили Владыке на память большой фотоснимок родника и рисунок ученицы художественной школы Оксаны Фоминой. …После торжественного освящения источника и благодарственного молебна все присутствующие устремились к чудотворной воде. А вода «Серебряного ключа» — поистине уникальна по своим свойствам и высочайшему качеству: в течение целого года остается она чистой и свежей, пригодной к употреблению. Как добраться [ править править код ] Адрес: Свердловская область, Алапаевское образование, село Толмачево Фото [ править править код ] Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Святой_источни...

Правилами правильной молитвы старец считал следующие: «Как мы должны молиться, чтобы наша молитва была угодна Богу: во-первых, с верою (исцеление бесноватого), во-вторых, со смирением (как мытарь), в-третьих, с постоянством и терпением (как хананеянка; притча о неправедном судии и бедной вдовице)» 307 . 15.2. Величайшая любовь и величайшее смирение Две черты следует отметить в деятельности отца Алексия, которые носили отпечаток его основных свойств характера: величайшую любовь к людям и величайшее смирение перед милостью Божией. «Мы должны подражать любви Божией. Случай сделать кому-нибудь добро – это есть милость Божия к нам, поэтому мы должны бежать, стремиться всей душой послужить другому. А после всякого дела любви так радостно, так спокойно становится на душе, чувствуешь, что так и нужно делать, и хочется еще и еще делать добро, а после этого будешь искать, как бы мне кого еще обласкать, утешить, ободрить. А потом в сердце такого человека вселится Сам Господь: „Мы придем и обитель у него сотворим» [ср.: Ин. 14:23 ]. А раз Господь будет в сердце, такому человеку нечего бояться, никто ему ничего не может сделать» 308 . Любовь старца Алексия всегда была деятельной, он советовал начинать с малого: постараться согреть теплом любви своих ближних: «Будьте теплом и светом для окружающих; старайтесь сперва согревать собою семью, трудитесь над этим, а потом эти труды вас так завлекут, что для вас уже узок будет круг семьи, и эти теплые лучи со временем будут захватывать все новых и новых людей, и круг, освещаемый вами, будет постепенно все увеличиваться и увеличиваться; так старайтесь, чтобы ваш светильник ярко горел» 309 . Ради исполнения заповеди любви отец Алексий мог пойти на видимое нарушение богослужебного устава (например, принимать исповедь, когда уже шло причастие). И в то же время он был истовым защитником богослужебных правил, когда кто-то, особенно из молодых священников, пытался их «подправить». Такое внешнее противоречие в действиях отца Алексия Мечёва объясняет другой священник, известный русский философ и богослов отец Павел Флоренский : «Он всегда внушал, что любовь – выше богослужебного устава; и всем было известно, что, когда того действительно требовала любовь и жалость, он преодолевал этот устав. Но вот понадобилось изменить устав, с ссылкой на требование любви, – и отец Алексей оказывается решительным и непримиримым врагом, не допускающим никаких уступок. Для него устав был святыней, запечатленной любовью, и эта святыня никогда не могла быть отменена, но заливалась в известные моменты живым вдохновением любви, которое непреодолимо текло поверх всех плотин» 310 . Такое «преодоление» этого внешнего противоречия в поступках отца Алексия отец Павел называет истинной духовностью, духовной свободой и чудом.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Л.И. Денисов I. Жизнь и подвиги св. Алексия, человека Божия 2 (Память 17 марта) В половине четвертого века по Р. X. жил в Риме сенатор Евфимиан. Он принадлежал к знатному роду и обладал неисчислимым богатством. Живя в миру, он вел жизнь благочестивую и воздержанную: так, он ежедневно не вкушал пищи до девятого часа. Соблюдая заповеди Божии, он на деле проявлял свою любовь к ближним и сострадание к их нуждам, приготовляя в своем доме каждый день три стола, предназначаемые им для сирот, вдов, нищих, странников» и больных. Случались дни, когда на раздаваемые Евфиманом обеды приходило менее обыкновенного числа посетителей, и, стало быть, меньше приходилось ему издерживать на дело милосердия. В те дни, падая ниц, восклицал Евфиман: Не достоин я пребывать на земле Бога моего. Супруга Евфимиана, Аглаида, была женщина благочестивая и богобоязненная и, подобно мужу, щедрая на благодеяние бедным. Но у этой добродетельной четы долгое время не родилось детей. И вот Аглаида не раз обращалась к Господу с пламенной молитвой о разрешении ее бесчадия. Господи, разреши мое бесплодие, – молилась она: – Дай нам с мужем сына, который был бы отрадой нашей жизни и опорой старости нашей!.. И не оставил Бог молитвы ее тщетною: вскоре (около 360 года) родила она сына, которому при крещении дано было имя Алексий. Когда мальчику было шесть лет, родители отдали его учиться. Способный и даровитый, Алексий быстро развивался и скоро знал грамматику (словесность) и риторику. Потом он хорошо изучил Священное Писание и церковные правила. Алексий был чудным юношей; он погружался в созерцание жизни, проникал мысленным взором в смысл бытия, и, рассмотрев суету мира, он понял и сознал сущность жизни, основной смысл существования, начало, стимул и цель жизни, находящееся в Боге. Тогда он решил оставить радости земные и отречься от настоящих житейских благ, чтобы получить вечные. «Хороши сокровища Мира, – думал Алексий, – но они временны, они немного пробудут и пройдут, пройдут, как тень перед лучами солнца...

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Житие преподобного Алексия, человека Божия Житие преподобного Алексия, человека Божия День памяти 30 марта Текст читает: Народный артист России В.П.Заманский Житие преподобного Алексия, человека Божия        В Риме, в царствование Аркадия и Гонория, жил благочестивый человек по имени Евфимиан: он был весьма знатный и богатой вельможа, так что даже слуги его, число которых доходило до трех тысяч, носили шелковые одежды, но при всем этом он не был вполне счастлив, так как, по причине неплодства жены своей, не имел детей. Евфимиан строго соблюдал заповеди Божии и отличался добротою: ежедневно в доме своем он устраивал три трапезы для вдов, сирот, нищих, странных и больных; сам же принимал пищу лишь по истечении девятого часа, разделяя ее со странствующими иноками, а до этого времени всегда постился. Если случалось, что в иной день к нему собиралось мало нищих, и приходилось поэтому раздавать милостыни менее обыкновенного, то Евфимиан падал тогда в горе на землю и говорил:    – Я не достоин жить на земле Бога моего.    Супруга его Аглаида была женщина богобоязненная, любящая своего мужа и щедрая на милостыню. Сокрушаясь о своем бесплодии, она часто обращалась к Богу с такою молитвою:    – Господи, вспомни о мне, недостойной рабе Твоей, и избавь меня от неплодства моего, чтобы мне быть матерью. Дай нам сына, который был бы и радостью в жизни и опорою в нашей старости.    Господь по милосердию Своему услышал молитву её: к великой радости мужа своего она родила сына, при святом крещении названного Алексием.    С шести лет святой Алексий начал учиться и, скоро усвоив обычные для того времени светские науки, особенно хорошо изучил Св. Писание и церковные книги. Из отрока образовался разумный и благочестивый юноша; постигнув суетность скоропреходящих мирских благ, он решил отречься от них для получения благ вечных; поэтому он даже начал носить острую власяницу для умерщвления своей плоти. Когда же Алексий достиг совершеннолетия, Евфимиан сказал жене своей:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

А кого из нас нет никаких особенных радостей и удовольствий в жизни, кто трудом тяжким и самое необходимое для жизни себе добывает: те не должны скорбеть, сокрушаться, в уныние от того приходить. Есть у нас Бог всеблагий, премудрый, всемогущий; есть жизнь будущая, нас ожидающая, жизнь вечная, блаженная: вот что они должны помнить. Что в жизни утешало, что радовало Алексия, человека Божия, не смотря на то, что он никаких не имел земных радостей, жил с нищими, ходил в рубищах, питался самою скудною пищею? Мысль о Боге, о жизни будущей, Да, Бог есть радость, Бог есть то, что радует, Бог – сама радость. И потому-то при мыли о Боге, при радовании о Нем забываются все радости другие, и не нужно их, никаких других, человеческих, и даже ангельских; и не радости только тогда забываются, а все, даже страдания всякие забываются, не чувствуются и не мешают о Боге радоваться. Радующиеся о Боге с апостолом говорят: кто ны разлучит от любве Божия, то есть от радования о Боге? Скорбь ли, или теснота, или гонение, или глад, или нагота, или беда , или мечь? Ни смерть, ни живот, ни ангелы, ни начала, ниже силы… ни ина тварь кая возможет нас разлучити от любве Божия, яже о Христе Иисусе Господе нашем. Жизнь святого Алексия, человека Божия, научает нас истинно любить чтение Святого Евангелия и находить в нем утешение. Мы удивляемся преподобным подвижникам Нового Завета: как это они отказывались от всех мирских радостей, утешений, проводили дни и ночи в посте и молитве, никакого покоя плоти своей не давали, умерщвляли, распинали ее со страстьми и похотьми; учение Евангелия их радовало, утешало, успокаивало; оно заменяло им все радости, утешения, успокоения мирские. Итак, вот слушатели, какую книгу как можно чаще читайте: Евангелие Господа нашего Иисуса Христа. Чтение и всякой хорошей, благонамеренной и благочестивой книги успокаивает нас: читая такую книгу, точно слушаешь, беседуешь с добрым, умным, рассудительным человеком. Но никакое чтение так не успокаивает нас, как чтение Евангелия. Читая, или слушая эту книгу, действительно слушаешь Самого Иисуса Христа, потому что действительно в ней Его Дух.

http://pravoslavie.ru/1679.html

Они прекрасны, лучезарны, отрадны, полны многообразной и разносторонней красоты. Это целый мир, бесконечный мир... И этот мир наполнил Алексия, низводил в его душу то счастье, ради которого он оставил всех и все; и этот мир, чаруя, вознося и окрыляя юношу, в то же время отрывал его от земли, обещая там, в лучезарной выси таинственных небес, вечное счастье. Этот мир затемнял и заслонял собой перед ним все прекрасное и дорогое земли, и только в силу той глубокой, неизъяснимой сладости, которая проникла в сердце юноши, он и мог покинуть все. Алексий стремился в своем внутреннем прекрасном Мире к духовной, вечной красоте, высшая степень которой – блаженство, блаженство во Христе и со Христом. В Алексии обитало вечно новое и вечно юное стремление к красоте бесконечной, идеал которой – Христос. Юноша оставил все утехи житейские, все радости земные и все счастье любви, отверг все наслаждения плоти, все упоение неги при содействии той силы и при той возможности, когда восхитительные, чудные образы бессмертной красоты носились в душе его, когда совершалось в ней то неведомое, сладостное, невыразимое, что превысило все для него и с избытком вознаградило отречение от счастья земного. Поэтому, покидая родителей и невесту, он быль счастлив, счастлив по состоянию своего внутреннего, духовного Мира. Людям, крепко привязанным к земному, странно и непонятно кажется, как мог Алексий жить, оставивши все свое дорогое и любимое и отказавшись от богатства и всех благ. Для них это сделать – было бы невозможно. В них так сильна леность души, так трудно им отрешиться от земного, так тяжело им вознестись в высоту, потому что этот подъем духа и полет в высоту неисполнимы для их слабых сил. Они боятся не только страданий, но и малейшего беспокойства, и убежали бы, если бы могли, от невзгод. Для них больно и немыслимо отказаться от счастья и благ мирских. Но и Алексий, конечно, оставивши все, не жил спокойно и не пребывал в радости. Раз покинувши все, он еще не уничтожил сразу внутри себя всех пристрастий земных.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Мотивы Жития отразились не только в ряде древнерусских агиографических сочинений, но и в произведениях писателей XIX–XX вв., в частности в романе Φ. Μ. Достоевского «Братья Карамазовы». Текст Жития Алексия человека Божия опубликован и выверен по рукописи XII в. – РНБ, F.n.I.46, л. 98–100, а отсутствующее в ней начало (до слов: «...яко достоин есть царства небесьнаго...») воспроизведено по списку XVI в. – БАН, 21.7.15, л. 31–99. Внесение в издание текста необходимых исправлений опирается на их подробное обоснование в исследовании В. П. Адриановой-Перетц (с. 457–475). МЕСЯЦА МАРТА В 17 ДЕНЬ ЖИТИЕ И ЖИЗНЬ СВЯТОГО АЛЕКСИЯ ЧЕЛОВЕКА БОЖИЯ В граде Риме жил один благоверный человек по имени Евфимиан, бывший в почете у римских цесарей Гонория и Аркадия. Богат он был очень, имел триста рабов-домочадцев в шелковых одеждах с золотыми поясами, но не имел наследника, ибо супруга его была бесплодна. Как человек благоверный, он следовал заповедям Божьим, постился каждый день до девятого часа, устраивал в своем доме три трапезы: одну – для сирот и вдовиц, другую – нищим и недужным, третью – для странников и паломников. Сам же в девятом часу вкушал свой хлеб с чернецами и нищими. А когда шел в палаты, посылал впереди себя милостыню, говоря, что недостоин ходить по Божьей земле. И жена его именем Агласия, благоверная и богобоязненная, тоже соблюдала заповеди, молясь Богу и говоря: «Помяни меня, Господи, недостойную рабу твою, и дай плод чреву моему, да будет мне поводырем в старости и утешением души моей!» И Бог воздал ей за ее добродетель: она зачала и родила сына. И возблагодарили Бога жена и муж. Когда же отроку пришло время учиться, отдали его сначала обучению грамоте, и он познал всю грамматику, церковные правила и немного риторику, и был отрок очень умным. А когда настало время его женить, Евфимиан сказал своей жене: «Свершим брак сыну своему». И возрадовалась жена словам мужа своего, пала ему в ноги, говоря: «Да утвердит Бог слова, сказанные тобой, свершим брак сына нашего возлюбленного – и да возрадуется душа моя!»

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

– Надо поехать матушке шкаф перевезти. – Леша! Давай! – сразу настроение поднялось. Тоски как не бывало! Алексий придавал жизни этого брата высший смысл. Всегда от него исходила радость. Часто в поступках Алексия замечалось действие промысла Божия... Бодрое, радостное состояние духа осталось в памяти многих, как неотъемлемая черта отца Алексия. Он и сам не унывал, и другим умел поднять настроение. Порой людям нецерковным кажется, что христианство – вера суровых аскетов, людей, замученных постами, длинными молитвами. Но правильная аскеза ведет человека к радостной жизни в Боге, ведь сказано: «Веселитеся о Господе, и радуйтеся праведнии... " 48 Или подробнее: «Радость есть веселость по Богу, которая благопристойно обнаруживается при встрече с другими и в лице, и в слове. Пусть сердце сохраняет плач (печаль по Богу, которую рождает покаяние), лице же и слово – благоприличную веселость» 49 . Конечно, радость отца Алексия была неразлучна с покаянием. Если это редко можно было заметить со стороны, то в его письмах это ощутимо. Духовной радости противостоит уныние. В детские и юношеские годы бороться с этим опасным для каждого христианина недугом Сереже помогала мама. Покинув родной дом, он старался духовно бодрствовать, памятуя, что «уныние служит началом всякому злу» 50 . Эта внутренняя работа отчасти отразилась в письмах: Надо всегда быть радостным, не давать унынию овладевать душой... Дорогая мамочка, «никогда не унывайте, всегда радуйтесь» – это я пишу Вам (Ваши же слова... «Жить – не тужить, никого не обижать, никому не досаждать, да никого не поучать...» »Стяжи дух мирен, и тогда около тебя спасутся многие... " Ох, как эти простые истины трудны... Не всегда бывает радостно. И это милость Божия. Позднее все проясняется, и думаешь: чего это я скорбел? Ведь все так хорошо! Как я понял – унывать, или что-то среднее с этим – от нехорошего... Мама, не всегда в душе радость – это за гордость и грехи. Прошу Вашей молитвенной поддержки. Плохой я очень, Господи, прости меня...

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Господи, прости нас, что мы высоко не ставим послушание и во всем не готовы слушаться своего духовника, как это делали ученики старца Алексия. Господи, помоги нам быть внимательными к тем благословениям, которые дает нам наш духовник, чтобы точно их выполнять. Один духовный сын отца Алексия приехал в Зосимову пустынь поговеть Великим постом на первой неделе. Он стал ходить неопустительно ко всем службам. А службы там были уставные, долгие. В то время огонь в монастырской кухне не зажигался, и ничего варить для братии первые дни не полагалось. Со временем он стал изнемогать и слабеть. Наконец, не выдержав подвига, он бросился к отцу Алексию: «Батюшка, не могу больше без пищи, благословите что-нибудь съесть!» – взмолился он. А тот со свойственной ему мудростью ответил: «Как же ты просишь меня, твоего старца, благословить тебя нарушить устав той обители, в которой он живет? Другое было бы дело, если бы ты, не могший дольше терпеть, сам что-нибудь съел и потом пришел ко мне просить прощения». Не получив благословения нарушить пост, молодой человек ушел от отца Алексия, но не смог больше поститься, раздобыл где-то соленый огурец и кусок черного хлеба, съел их и затем пришел к старцу с повинной головой. Конечно, тот отпустил ему грех с любовью. Сам же старец всегда вкушал то, что давали всем на трапезе, а когда очень уставал от исповедников, то выпивал стакан крепкого чая, и это его подкрепляло. Господи, у нас нет навыка подчиняться уставу монастырскому и домашнему. Мы оскудеваем в терпении и воздержании и готовы просить духовника хотя бы частично ослабить пощение. А просить у духовника нарушить пост недопустимо, ибо он не может дать такого позволения, согласно устава святых отцов. Нарушить пост – это дело самого человека, а дело старца или духовника дать прощение в этом грехе, если нарушитель придет к нему на исповедь. Господи, мы просим у Тебя прощения, что тоже просим позволения у духовника нарушить пост, чтобы на него переложить ответственность за нарушение поста. Прости нас, Господи.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010