Это позволяет рассчитывать на успех наших совместных трудов, направленных на благо не только православных верующих, но и всех москвичей. Многие инициативы С.С. Собянина ранее привели к очень важным переменам, имевшим положительные последствия для нашей Церкви. Мы надеемся, что этот богатый опыт взаимодействия с Церковью будет продолжен им уже в новом качестве и на московской земле. 12 ноября 2010 года в ходе моей первой встречи с С.С. Собяниным в качестве нового столичного градоначальника им был передан Церкви текст распоряжения Правительства Москвы о выделении земельного участка под строительство храма преподобного Алексия, человека Божия, в районе Крылатское на западе Москвы. Новый мэр поддержал программу строительства 200 новых православных храмов в тех районах столицы, где особенно остро чувствуется их недостаток, а также выразил готовность участвовать в работе ряда попечительских советов. Москва является не только политическим, экономическим и научным центром Российской Федерации, равно как и культурным центром мирового значения, но и Первопрестольным градом нашей многонациональной Русской Церкви, простирающей свое служение на многие страны. Вся история Москвы с самого начала связана с Русским Православием, и именно с переноса Первосвятительской кафедры в Москву и началось обретение городом столичного статуса. И сегодня гражданское согласие, межнациональный и межрелигиозный мир, социальная гармония недостижимы без активного участия в этих процессах Русской Православной Церкви.   В) О межнациональных и межрелигиозных отношениях в Москве Первопрестольный град Москва представляет собой современный, бурно развивающийся мегаполис. Будучи столицей многонационального федеративного Российского государства, город дает работу, кров и прибежище представителям примерно 160 народов и этнических групп. Этим обстоятельством порождается один из наиболее болезненных вызовов на фоне целого комплекса трудноразрешимых урбанистических, социальных, демографических, экологических и иных проблем, переживаемых ныне Москвой. Согласно только что опубликованному докладу Всемирного банка, Россия вышла на первое место в Европе и на второе место в мире по числу прибывающих в страну трудовых мигрантов.

http://patriarchia.ru/db/text/1346828.ht...

Развитие биотехнологий будет рассмотрено с точки зрения христианской этики Москва, 2 марта 2006 г . По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II 2-3 марта 2006 года в Москве проходит международная конференция «Развитие биотехнологий: вызовы христианской этике», сообщает Служба коммуникации ОВЦС МП . Организаторами конференции являются Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата и Московское Представительство Фонда имени Конрада Аденауэра. К участию в конференции приглашены христианские богословы, врачи, ученые и общественные деятели, а также представители бизнеса, занятые в сфере биотехнологий. Предстоятель Русской Православной Церкви направил нижеследующее приветственное послание участникам конференции: «Уважаемые участники конференции! Стремительное развитие биотехнологий ставит ряд вызовов перед традиционным религиозным сознанием. Оценка этого развития с духовно-нравственной точки зрения возможна только при диалоге богословов с медиками и учеными. Какие бы перспективы для медицины ни открывал научно-технический прогресс, он не сделает лучше жизнь человека, потерявшего связь с Богом и одержимого идеей бессмертия в нынешнем земном теле. Общая забота о человеческом достоинстве – вот главная возможность найти точки соприкосновения для людей с разными взглядами на этические нормы в медицине. Знание о достоинстве человека на протяжении веков бережно хранимо Церковью, ибо оно не придумано кем-либо, а открыто нам Богом. Надеюсь, что дискуссии, которые пройдут в рамках настоящей конференции, обогатят ученых и общественных деятелей духовным взглядом на природу человека. Убежден: ценность человеческой личности, уважение в ней образа и подобия Божия должны найти отражение в биоэтических нормах и стандартах. Именно при этом условии прогресс науки и технологий станет способствовать действительному благу человека и общества. +Алексий, Патриарх Московский и всея Руси». 2 марта 2006 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/16471.html

В сем положении он походил на распятого на кресте, но еще не испустившего дух. Как в сем распятом легкое движение или колебание тела раздирает раны и, увеличивая боль, щемит сердце, помрачает голову, так и у него — отца ли видел он или слышал голос матери, слуги ли встречал строгий взгляд или ласку человека стороннего, забывали ль его надолго или увеличивали попечительность о нем — все сие и многое подобное не могло не терзать сердца его! Но он все терпел, все покрывал молчанием, был всегда в одинаковом покойном и немятежном состоянии — не метался туда и сюда, как отчаянный. Так терпел Господь на кресте, так терпели и все мученики.    Вот образ истинного монашества и весьма близкий пример для подражания вам, сестры обители сей! Те, кои один из престолов здешних посвятили Алексию, человеку Божию, верно, тем хотели внушить вам, чтоб, имея пред глазами пример такого терпеливца, вы подражали житию его. Ибо и вы тоже взялись распять себя миру. Пребудьте же терпеливо в сем самораспятии. Вообразите себе, что обитель ваша то же, что каютка Алексия, человека Божия, а город пред лицом вашим есть то же, что и дом его родителей. И как он не увлекался мыслями и чувствами, какие были возбуждаемы в нем такими близкими его сердцу предметами, так непоколебимыми пребудьте и вы в своем намерении, несмотря на то что так близки к вам соблазны. Не сходите со креста, на который сами вы вознесли себя. Я скажу вам коротко, как сие сделать.    Распятый никак не сойдет со креста, если не вынуть гвоздей, которыми пригвожден он на древе. Не вынимайте и вы из сердца тех расположений, коими, как гвоздьми, можете быть прикованы к обители и монашескому житию, и вы не сойдете со креста своего и пребудете в крестоношении, и крестоношение сие возведет вас к совершенству и с себя прямо преставит в Царство любве Божия. Именно — вот что творите.    1) Храните неугасимым тот огнь ревности, с каким искали вы обители и вступили в нее. Припомните, какие тогда обеты исходили из сердца вашего, какие строились планы в голове о делах богоугождения, какие подвиги готовы были вы подъять, чтоб явить свое самоотвержение! Чаще воспоминайте о всем том...

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Бог повелел Аврааму оставить отечество, и идти в неизвестную землю: и в награду за веру и послушание сему повелению изрек обетование: «сотворю тя в язык велий, и благословлю тя, и возвеличу имя твое, и будеши благословен. И благословлю благословящия тя, и кленущия тя проклену, и благословятся о тебе вся племена земная» ( Быm. XII. 2. 3 ). Авраам поверил и повиновался. Вышел из Ура; пришел в Харран. Здесь лишился отца, может быть, не от старости только, но и от трудностей путешествия. Но обетование не исполнилось. Авраам пришел в землю Ханаанскую и узнал, что это земля, обетованная ему и его потомству. Но голод изгнал его из сей земли в Египет, еще более для него неизвестный, еще более опасный. Обетование становилось почти несбыточным: однако Авраам продолжал верить, и терпел. По возвращении в землю обетованную, ссора между пастухами Авраама, и племянника его Лота, заставила их разделиться: следственно Авраам сделался слабее, и тем большей опасности подвергался от соседних иноплеменных народов; и в след за тем, по случаю взятия в плен Лота в Содоме, вмешан был в войну против четырех царей. Мелхиседек благословил его, как победителя, словом: но благословение Божие, которое должно было сотворить его в язык велик, не являлось. Еще Авраам не имел обетованнаго сына, как уже предречено ему было порабощение потомства его в продолжении четырех сот лет. Надобно было долготерпение, чтобы взирать на столь продолжительныя бедствия, тогда как не видно еще было и начала благословения. Авраам поспешил иметь сына от Агари: но то была ошибка; Измаил не был сын обетования. Сыну обетования надлежало родиться от Сарры: но Сарра была неплодна; Авраам и Сарра были оба стары: какое долготерпение нужно было, чтобы еще веровать, еще надеяться исполнения обетования! Наконец обетованный Исаак родился, вырос; событие обетования Божия началось; надежда благословеннаго потомства просияла. Конец ли долготерпению Авраама? – Еще нет. Внезапно Бог требует Исаака во всесожжение: отец должен заклать сына, и в нем все свое потомство, и уничтожить Божие обетование! Нельзя довольно дивиться, как и в сем случае достало у отца верующих веры и долготерпения: но достало. Исаак принесен в жертву в послушном Богу сердце отца своего; и тем самым упрочено на жизнь и благословение всемирное и вечное. В сие время сквозь отдаление веков Авраам увидел день Христа, приносимаго в жертву живую и спасительную на кресте, «и виде, и возрадовася» ( Uoah. VIII. 56 ), не только о своем обетованном потомстве, но и о своем обетованном вечном спасении. «Тако долготерпев, получи обетование».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Как телесная пища и питие услаждают, подкрепляют, делают покойным и довольным чувственного человека: так духовная пища духовному человеку доставляет внутреннее, сердечное и умное услаждение, подкрепление, покой и довольство. Спросят ли еще некоторые: как же мы не чувствуем в себе мнимого духовного глада или жажды? Пусть присовокупят к сему и еще вопрос: как же, когда мы слышим слово Божие, которое называют хлебом или водою жизни, мы не примечаем в душе нашей живых ощущений наслаждения, или внутреннего питания, и, когда слово умолкает, вскоре остаемся также пусты, как прежде оного? – Чтобы на сие ответствовать, спросите человека, у которого болезнь или грубая невозможность повредила вкус и естественное расположение к питанию: почему пища для него невкусна? Почему он не хочет принимать ее, или приняв, но не напитавшись, беспорядочно извергает? Неукрощенная чувственность и земные страсти расслабляют дух, заглушают его внутренние ощущения, повреждают его небесные желания. Посему-то и не всякому обещается «манна сокровенная». Какая польза и как можно давать пищу тому, в ком болезнь произвела отвращение от нее и неспособность к питанию? Когда тело преодолеет борющуюся с ним болезнь: тогда может воспользоваться пищею. Когда дух победит чувственность и страсти: тогда способен будет во здравие духовное ясти 967 , от манны сокровенныя. «Имеяй ухо слышати, да слышит, что Дух глаголет Церквам: побеждающему дам ясти от манны сокровенныя». Подвизайся мужественно, христианин! Побеждай диавола, мир, плоть, самого себя. Побеждай гордость, как враждебную силу диавола, – похоть очес, или зависть и любостяжание, как порабощенную силу мира, – похоть плоти, или чувственное желание наслаждения, как бунтующую силу плоти; наконец, поелику не одне внешние силы ведут брань против духа твоего и Духа Божия в тебе, но в тебе самом, в твоих неумерщвленных желаниях сердечных, в твоих неочищенных помыслах, есть благоприятствующая врагам твоим сила, – побеждай самого себя. Распинай «плоть... со страстми и похотми» ( Гaл. V. 24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Родители часто сокрушаются, говоря о своем сыне или дочери: “Как он (или она) жесток к нам! Как черств и равнодушен к нашей боли, к нашей жизни!” Чувство исключительности, неповторимости каждой человеческой личности, видимо, заложено в нас изначально. Реакция чистого, неиспорченного ребенка на чужую боль всегда живая и глубокая. Как и на смерть. Он всем желает добра и радости. Кто не знает, как он не любит сказок с плохим концом! Сама мысль, что кто то страдал и в конце концов не получил утешения (понятного детскому сознанию), вызывает глубокое потрясение в его душе. Поэтому в воскресных школах опытные преподаватели знают, что не стоит рассказывать маленьким детям жития мучеников-страстотерпцев и тем более описывать подробности их страданий, – лучше рассказать о праведниках, святых воинах, старцах, чудотворцах. Пятилетняя девочка, выросшая при храме (дочь просвирни), впервые услышала житие Алексия, человека Божия. Про то, как он уже умер и лежал в гробу, и только тут родители узнали, что этот нищий, слуга – их пропавший любимый сын!.. Но девочке чего-то не хватало. Она отказывалась принять такой конец и настойчиво, утвердительно спрашивала: “Но мама и папа взяли его из гроба ?” Действительно, раз узнали, нашли, как же опять оставить одного? Теперь представьте, что этой ли, другой ли девочке или мальчику будут каждый день рассказывать об убийствах, пытках, космических войнах и показывать их – сохранится ли это трепетное чувство безусловной ценности и неповторимости жизни каждого человека? Нет, скорее постепенно будет усвоена мысль (она оформится вместе с чувством навязчивого страха), что человеческая жизнь – ничто, что человек та же букашка, которую можно раздавить, или робот, который можно “выключить”. Ребенок научится воспринимать смерть как нечто хоть и страшное, но обыденное. Но уж после этого нечего ждать, что его будет трогать мамина усталость, или папина головная боль, или старческая немощь бабушки. “Просветитель” наших детей Где обычный современный ребенок может увидеть и убийство, и изнасилование, и расчленение трупа? Где он узнает, кто такой “садист” или “извращенец”? Где, наконец, он увидит вышедшего из могилы покойника, ужаснейшего монстра, беса? Конечно, по телевизору.

http://azbyka.ru/deti/rebenok-v-mire-tv-...

Важнейшим фактором, оказывающим влияние на нравственное состояние общества, является деятельность средств информации. Невозможно ожидать морального преображения наших сограждан, если с экранов телевизоров, по радио, с газетных полос и Интернета на них постоянно обрушивается поток негативной информации. Одновременно, современное искусство демонстрирует и положительные примеры. Ярким образцом попытки христианского подхода к культуре стал фильм «Остров». Однако, к сожалению, это единичное явление, между тем, мы имеем богатый исторический материал, изобилующий примерами высоконравственного отношения к людям и способный стать основанием для создания хороших фильмов. Именно поэтому наблюдаемое иногда желание вытеснить веру и религиозное сознание на периферию общественной жизни, сделать религию исключительно «частным делом» каждого отдельного человека, оставив ей исключительно область «убеждений» и тем самым изъять её из процессов общественной, культурной и исторической жизни народа, несомненно, должно быть признано деструктивным явлением. Применительно к теме современной школы следует также сказать, что боязнь увидеть священника в школе, вероятно, является пережитком советского прошлого. Касательно преподавания Основ духовно-нравственной культуры отмечу, мы выступаем за то, чтобы дети, крещенные в Православной Церкви, а их во многих регионах более 90%, могли знать основы своей религии, и преподавать это могут воцерковленные школьные учителя. Для подготовки таких кадров у нас есть Свято-Тихоновский гуманитарный университет. Ведение этого предмета в школьную программу не может быть нарушением принципа светскости, зафиксированного в Конституции, более того, это явится самым действенным средством против ослепляющих ум националистических и экстремистских предрассудков, черпающих для себя пищу в религиозном невежестве общества и особенно его молодого поколения. Многополярность мировоззрений ставит сегодня задачу приобщить учащихся к широкому кругу взглядов на принципиальные вопросы. К таковым традиционно относятся проблемы возникновения жизни, происхождение Вселенной, появление человека. И никого вреда не будет школьнику, если он будет знать библейскую теорию происхождения мира. Осознание человеком, что он является венцом творения Божия, - только возвышает его, а если кто хочет считать, что он произошел от обезьяны - пожалуйста.

http://pravoslavie.ru/20575.html

Преп. Алексия, человека Божия, 1978 г. Поздравляем с Днем твоего Ангела, мы пели тебе «Многая лета». Молись за нас! Диавол хочет искусить нас сомнениями: «Какой смысл в том, чем вы занимаетесь?», если времена такие тяжелые и даже братия по вере поступают так враждебно. Мы только что получили письмо от о. Y. В нем он детально описывает наше состояние прелести, которое в основном состоит в том, что мы поместили блаженного Августина в календарь и проповедуем вместо религии «ультраправый фанатизм». Боже мой, что будет дальше? Предисловие к письму Мне позвонила из Медфорда, штат Орегон, – примерно в 90 милях к северу от моего дома в Этне, Калифорния, – группа русских, греков и сербов, которые хотели основать приход в своем городе (в то время южнее города Юджин в Орегоне вообще не было ни одного православного прихода). Я передал это сообщение отцам, и они встретились в Медфорде с семьями-организаторами прихода. Великий вторник, 1978 г. Встреча (с семьями в Медфорде – о. А. Я.) прошла успешно и, судя по всему, у нас там появится приход, в котором священником будешь ты! (Они были очень обрадованы этой перспективой, очевидно потому, что мы для них слишком «монашеские»). Это тебя Господь призывает, но не приходи в ужас, это будет очень скромный миссионерский приход – тебе не будет трудно. Да поможет тебе Господь хорошо завершить Великий пост . Господь, очевидно, проявляет Свою милость и Промысл в нашем миссионерском деле. 1/14 июня, 1978 г. Нас посетил отец Иларион (ныне архиепископ Сиднейский и Австралийско-Новозеландский – о. А. Я.), и у нас остались прекрасные впечатления от его визита. Он очень уравновешен и в нем чувствуется верный дух – это будущий владыка Лавр. У нас практически совпадают взгляды на вещи, с тем лишь отличием, что, по моему мнению, он не осознает всей глубины нашей «греческой проблемы» и более ориентирован на организационную работу в Церкви. Он может оказать нам важную помощь в будущем. Я надеюсь, что когда-нибудь ты сможешь с ним встретиться и пообщаться.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/p...

Может быть, некоторые подумают: что нам до Патриарха? Кто может быть другим Авраамом? – Нельзя одобрить сих мыслей. Это уклонения и отговорки от добрых подвигов долготерпения в вере, свойственныя тому самому нетерпению, непостоянству, малодушию, лености, против которых Апостол хочет вооружить нас силою примера Авраамова. Правда, что Авраам человек единственный, Патриарх, отец верующих. Но вы, дети веры, разве не дети сего самаго отца верующих? А детям прилично ли не подражать доброму отцу? Прилично ли сказать: что нам до отца? Для чего-ж и Писание говорит нам о Аврааме, и о других древних Святых, если сие до нас не касается? – Нет, сказует о путях и судьбах их то же Писание: «сия вся образы прилучахуся онем; писана же Быша в научение наше, в них же концы век достигоша» ( 1Кор. Х. 11 ). Нет нужды, что мы живем почти на другом конце веков от ветхозаветных Патриархов; их примеры не так далеки от нас, как их времена; их приключения так ведены были Провидением, что между тем, как они шли к исполнению данных им обетований временных и вечных, они показывали нам стези к нашему вечному спасению; и для сего самаго их приключения описаны в священных книгах. Дело не в том, чтобы буквально и чувственно повторять то, что в них видим: Бог «удоволи нас служители быти нову Завету, не писмене, но духу» ( 2Kop. III. 6 ). Надобно примечать в Ветхозаветных Святых дух веры, который издалеча приближал их к грядущему Христу, и перенимать оный, как наследие, законно следующее нам, верующим во Христа пришедшаго. Итак должно смотреть на долготерпение Авраама в вере, и побуждать себя постоянно и терпеливо упражняться в делах веры и спасения, поколику немощь наша позволит, паче же, поколику благодать дарует. Разумеется, что не один Авраам подает в сем пример, но и многие, если только не все, угодившие Богу. Непосредственный сын и наследник обетования Авраамова, Исаак, не так же ли, как отец, «долготерпев, получи обетование» благословеннаго потомства? Он должен был, не колеблясь в вере, претерпеть двадцатилетнее неплодство Ревекки, опасности и обиды от Герарцев, наконец слепоту, которая воспрепятствовала ему дать, как он хотел, благословение первенцу природы, Исаву, но в то же время, при его долготерпении веры, способствовала дать неотъемлемое благословение избранному первенцу благодати, Иакову.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Β XIV в. в монашеской среде воцарились пьянство, чревоугодие, лень, расточительность и разврат. Эта «порча нравов» породила противоречия в самих нищенствующих орденах. После смерти Франциска Ассизского орден миноритов раскололся на два полуеретических движения и был близок к осуждению церковью. Целая ветвь францисканских братьев обратилась к апокалиптическому спиритуализму, опиравшемуся на идеи Иоахима Флорского, и в XIV в. практически выродилась в секты вроде фратичелли («маленьких братцев»), или терциариев, – полубратьев, «братьев в миру». Вначале Рим не принял течения францисканцев-спиритуалов (spirituales), стремившихся сохранить во всей неприкосновенности заветы основателя ордена, и преследовал их как еретиков: папство объявило ересью учение францисканцев о бедности Иисуса Христа и апостолов. Затем папа Целестин V (в молодости он был бенедиктинцем) учредил из них в 1271 г. орден целестинцев; правда, он был упразднен Бонифацием VIII. Среди францисканцев, не выступавших резко против папства, апостольский престол признал направление, допускавшее многие смягчения в первоначальном уставе (conventuales), а также более строгие ветви: обсервантов (fratres de observantia в конце XIV в.), минимов (основаны в 1435 г.), капуцинов (1525 г.), реколлектов (1532 г.). Предотвратить надвигавшийся внутренний кризис не по силам было и многочисленным орденам, возникшим в XIV – начале XVI в.: – основанные в 1313 г. в Италии оливетанцы, стремившиеся применять во всей строгости бенедиктинский устав; – возникшие в первой половине XIV в. целлиты или алексиане (по имени их покровителя св. Алексия, человека Божия), посвятившие себя делам христианского милосердия – их орден образовался как конгрегация мирян на территории современной Бельгии в начале XIV в. во время эпидемии чумы, с 1459 г. вступающие в орден стали произносить монашеские обеты, а в 1472 г. папа Сикст IV даровал ордену устав блж. Августина ; – основанный шведской королевой св. Бригиттой на базе бенедиктинских правил орден св. Спасителя, ныне более известный как орден бригитток (устав утвержден в 1378 г.), – его особенностью была пастырская и проповедническая деятельность братьев за стенами монастыря, тогда как сестры жили в строгом затворе (вначале орден состоял из 60 сестер и 25 братьев, но вскоре у него было уже 25 монастырей в Европе);

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010