А там... там сокровища не исчезают: они нетленны, неистощимы и неисчерпаемы... О, как прекрасны сокровища небесного царства! Несравненно, неизмеримо лучше они здешних и так прекрасны, что их ни выразить ни объяснить невозможно». И стал Алексий умерщвлять плоть свою, тайно нося на своем теле острую власяницу. Когда он достиг совершенного возраста, благоприятного для супружества, Евфимиан сказал жене своей: Настало время для брака сына нашего. Радость наполнила сердце Аглаиды; она упала к ногам любимого мужа и воскликнула: Да совершит Бог слово твое, чтобы я видела супружество сына нашего и зрела детей его и счастье зальет душу мою... И тогда я буду больше помогать бедным и убогим! И они обручили Алексия, возлюбленному сыну своему, невесту из славного, знатного рода, отрасль семьи царской, и обвенчали их в церкви святого Бонифация досточестные священники 3 . Во весь тот день до глубокой ночи быль пир чудный и ослепительный; целое собрание множества знакомых веселилось и ликовало. Пестрили глаз роскошные наряды; сверкали украшения; горели, как жар, драгоценные каменья... Звенели кубки, шипели дорогие редкие вина, блестя искрометной влагой... Украшенные цветами анфилады комнат, разодетые слуги, привозныя, изысканные яства – все было полно изобилия, роскоши, неги, довольства, излишества; все дышало и блестело сказочным великолепием... При звуках лир и свете лихнов, Евфимиан подошел к жениху в полночный час и сказал ему: Войди, сын мой, к невесте твоей... Алексий вошел в чертог и увидел невесту свою, сидящую на золотом, баснословно разукрашенном резьбой и каменьями, кресла. Он взял свой золотой перстень и дорогой пояс и, обернув их пурпурною материей, дал их невесте своей. Марина 4 , – сказал он, – сбереги это, и пусть Бог будет между мною и тобою, до тех пор, пока благодать Его устроит в нас нечто новое. Сказав это, Алексий вышел, и тяжелые складки шелковой портьеры глухо зашуршали, раскинувшись живописными волнами... Отправившись в свою спальню, Алексий снял с себя златотканные одеяния, переоделся в плохую одежду и, взяв нечто из своего богатства, золота и драгоценных каменьев, тайно вышел ночью из своих палат и из Рима и пришел к морю.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Иногда отцу Алексию приходилось принимать народ почти безвыходно по многу часов. Можно было удивляться, как его больное сердце выдерживало это огромное напряжение. Конечно, то было чудо, в немощи совершалась сила Божия. Со временем пришлось ввести специальные билеты для исповедников: сто десять билетов на два дня. Отец Иннокентий их раздавал. Когда на исповедь пускали выборочно, батюшка был недоволен. «Я, – скажет, – не на лицо, а на человека должен смотреть». В ноябре 1909 года в Зосимову пустынь приехал наместник лавры отец Товия, и тогда на совместном совещании трех старцев – Германа, Алексия и Товии – было решено, что отцу Алексию мало двух дней в неделю для приема, прибавили еще один день – пятницу. Переписка отца Алексия со своими духовными детьми была не столь обширна. Он полагал, что только личное общение, разговор от сердца к сердцу может подсказать лучший совет. Поэтому письменные советы старец давал только в случаях крайней необходимости, при этом, понимая свою ответственность, он всегда долго обдумывал и взвешивал каждое свое слово. После же ухода в затвор всякая переписка с батюшкой была прекращена: ее запретили по новым правилам. Летом 1909 года в Сергиевой лавре состоялся монашеский съезд, и старец Алексий был среди его участников. Его голос имел там большое значение, с его духовным опытом считались, и все с почтением прислушивались к его словам. Здоровье отца Алексия уже давно все ухудшалось. В 1914 году, в ночь на первый день Пасхи, когда он готовился служить литургию, у него случился сильный сердечный приступ. Такое бывало и раньше, но с тех пор приступы стали повторяться чаще. Старец заметно сдал, осунулся, сгорбился. Почти постоянно он чувствовал головокружение и головные боли. Достаточно было ему немного поволноваться, чтобы появились сбои в сердцебиении. Между тем число приезжающих к старцу увеличивалось с каждым годом. Принимать народ торопливо и спешно старец, по складу своего характера и дарования, не мог, но всех удовлетворить как следует не хватало времени. Отец Алексий от этого страдал, волновался, что еще больше ослабляло его здоровье. Летом 1915 года у него случилось полное расстройство сердечной деятельности, он буквально умирал и полтора месяца никого не мог принимать. Телесная немощь и чувство близости смерти вынудили его задуматься об уединении и затворе.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

7 Отношение же митрополита Алексия к владыке Мануилу зачастую было откровенно враждебным. Предубеждение против Святителя сложилось у будущего Патриарха еще в 30-е годы, под влиянием разных поддельных писем, ходивших по Ленинграду от имени епископа Мануила, в которых составители старались выставить его как человека, подрывающего авторитет митрополита. В одном из таких подметных посланий говорилось, будто бы епископ Мануил видел во сне митрополита Алексия в красной мантии, с рогами и копытами... После каждого возвращения Святителя из мест заключения «доброжелатели» все более и более накаляли атмосферу, «нашептывая» Святейшему об оппозиционности и зложелательстве «архипастыря- рецидивиста». Отсюда все сложности в отношении Патриарха Алексия к владыке Мануилу, а заодно и к его келейнику игумену Иоанну (Снычеву), которого Святейший называл авантюристом, карьеристом, и на ходатайство митрополита Мануила о его хиротонии во епископа заявил: «Епископом он не будет»... Но гонители, помимо их воли, всегда плетут нетленный венец на главу гонимого. Другое дело – то, что поношения и клевета не оставляют митрополита Мануила и после его кончины. Мы имеем в виду туманные, но упорные слухи, курсирующие в Патриархии, будто митрополит Мануил «предал на верную смерть» протоиерея Сергия Мечева . Сторонники этой точки зрения утверждают, что о. Сергий, вернувшийся из заключения в 1937 году, «открыл свою церковную позицию» епископу Мануилу, но вскоре архиерея арестовали, и на «полуоткрытом суде» он «от всего отрекся», а «о. Сергия полностью предал», после чего отца протоиерея сослали в лагеря, откуда тот уже не вернулся. Вот, собственно, и весь дым, за которым гонители Святителя надеются когда-нибудь увидеть огонь. Вероятно, распространители этих наветов хорошо понимают, что опровергать подобные «факты» – все равно, что бороться с призраками, и посему не утруждают себя никакими конкретными высказываниями. Тут нам в помощь – только молитва и милость Божия. Ну а пока нам хотелось бы напомнить всем введенным в заблуждение, что с первых дней служения и до конца дней митрополит Мануил нес особый подвиг – ревностного поминовения усопших.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Я внимательно читал житие преподобного Алексия, человека Божия , примерял на себя и ужасался. Я был уверен, что именно этот святой станет моим небесным покровителем в Крещении, так как день памяти святого был наиболее близок ко дню моего рождения. Однако в самый день Крещения отец Геннадий вручил меня заступничеству святителя Алексия Московского, что было для меня полной неожиданностью и даже расстройством – настолько я проникся житием преподобного Алексия, а про святителя не знал вообще ничего. Заметив, как я разочарован таким поворотом событий, отец Геннадий объяснил: – Зачем тебе греческий святой, если у нас есть столь славный свой, российский? Таким вот образом я получил первый серьезный урок христианского смирения – и патриотизма в то же время. Как же был прав батюшка! Мы в лучшем случае могли что-то просчитать на шаг вперед, а отец Геннадий видел весь путь Отец Геннадий потом еще не раз удивлял неожиданностью своих советов в самых разных жизненных ситуациях, в которых я просил его руководства и благословения. У меня был не один шанс убедиться в его прозорливости и глубокой житейской мудрости. Я уже знал на опыте: если преодолеть внутреннее сопротивление и поступить по слову батюшки, то впоследствии все выходит хотя и не так, как сам это видел и планировал, но зато удается сохранить что-то очень важное, что иначе было бы потеряно. Я в лучшем случае мог что-то просчитать на шаг вперед, а он видел весь путь. И это становилось явным спустя время. По мере того, как истощался его телесный состав, все явственней проступала печать дара Духа Святаго на всем облике дорогого батюшки, и я очень сожалею, что так мало пользовался возможностью приобщиться к его опыту Небесной жизни. Священник, учитель, духовный отец, папа Матушка Марина Нефедова Матушка Марина Нефедова , невестка отца Геннадия, его духовное чадо: – Наше знакомство с отцом Геннадием произошло во время моего обучения в старших классах общеобразовательной школы. Он был директором нашей школы и вел у нас предмет «Духовно-нравственные традиции русского народа». Этот предмет отец Геннадий вел попеременно со своей супругой, Ксенией Анатольевной. Вместе они составляли единое целое: отец Геннадий на своих лекциях открывал красоту духовной жизни, а матушка – красоту и смыслы богослужения. Батюшка был человеком высокой духовной жизни и побуждал нас, совсем юных девочек и мальчиков, мыслить и думать о тех вещах, которые ранее нам были незнакомы, заставляя работать ум и сердце.

http://pravoslavie.ru/114707.html

Лит.: Бессонов П. Калики перехожие. М., 1861-1864; Дашков Д. Стихи и сказания про Алексея Божия человека//Беседы в ОЛРС. 1868. Вып. 2; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 451; Т. 2. С. 77; Т. 3. С. 109-110, 511; Duchesne L. Notes sur la topographie de Rome au Moyen-âge//Mélanges d " archéologie et d " histoire d " École française de Rome. 1890. T. 10. P. 225-250; Plaine F. La vie syriaque de S. Alexis et l " authenticité substantielle de sa vie latine//Revue des questions hist. 1892. T. 51. P. 560-576; Kirsch J. -P. Alexis (1)//DHGE. T. 3. Col. 379-381; Petit L. Bibliographie des acolouthies grecques. Brux., 1926. P. 4-6; Gaiffier B. de. Intactam sponsam relinquens: À propos de la vie de St. Alexis//AnBoll. 1947. T. 65. P. 157-195; Мурьянов М. Ф. Алексей человек Божий в славянской рецензии византийской культуры//ТОДРЛ. 1968. Т. 23. С. 109-126; Stebbins C. E. Les origines de la légende de Saint Alexis l " homme de Dieu//Revue belge de philologie et d " histoire. 1973. T. 51. P. 497 sv.; Gieysztor A. La légende de S. Alexis en Occident: Un idéal de pauvreté//Études sur l " histoire de la pauvreté/Sous la dir. de M. Mollat. P., 1974. T. 1. P. 125-139; Mohr W. Alexius//TRE. Bd. 2. S. 264-266; Drijvers H. Die Legende des heiligen Alexius und der Typos des Gottesmannes im syrischen Christentum//Typos, Symbol, Allegorie bei den östlichen Vätern und ihren Parallelen im Mittelalter. Eichstätt, 1982. S. 187-217; Storey Ch. An Annotated Bibliography and Guide to Alexis Studies (La Vie de Saint Alexis). Genève, 1987; Пайкова А. В. Легенды и сказания в памятниках сирийской агиографии//ППС. 1990. Вып. 30 (93); Бобров А. Г. Житие Алексея Божия//СККДР. Вып. 1. С. 129-131; Иванов С. А. Византийское юродство. М., 1994. С. 44-49; Esbroeck M. van. La Vie de St. Jean le Pauvre ou le Calybite en version géorgienne//OrChr. 1998. Vol. 82. P. 153-183; idem. Le monachisme syriaque//Le monachisme syriaque aux premières siècles de l " Église (2e - début 7e siècle). Liban, 1998. P. 71-80; Беневич Г. И. Житие преподобного Алексия, человека Божия (преодоление чуждости в контексте церковного предания)//Чужое: опыты преодоления. М., 1999. С. 95-159; Турилов А. А. Сказание о руке Алексия, человека Божия, в Новгороде//Реликвии в искусстве и культуре восточнохристианского мира. М., 2000. С. 171-179.

http://pravenc.ru/text/114016.html

А окружающие были умилены слезами их, и все заплакали. Тогда божественные императоры и архиепископ приказывают поставить ложе в середине города. После этого тотчас стал стекаться народ, чтобы поклониться честным и святым останкам. Страждавшие неисцелимыми недугами, взглянув на святого, разрешились от всех скорбей своих — немые заговорили, слепцы прозрели, одержимые демоном стали здоровы, прокаженные очистились, и всякая иная болезнь отошла от них. Императоры, увидев эти чудеса, удивились и понесли ложе на плечах своих, да освятятся от честных останков человека Божия Алексия. И отец его, и мать его шли по обе стороны ложа, а жена в великой печали, ударяя себя в грудь, следовала за ложем. Толпы народа теснились вокруг, и люди давили друг друга и мешали идти тем, кто нес ложе. Тогда императоры велят метать на дорогу золотые и серебряные монеты, чтобы отвлечь народ туда. Но никто не обращал на деньги внимания, и все устремлялись к ложу с останками святого. Потому несшие ложе с трудом дошли до храма святого Вонифатия. Там ложе на семь дней, и отец, и мать, и жена Алексия пребывали при нем. И императоры, сделав серебряный ковчег, похоронили в нем останки святого марта 17-го дня. А было это в правление божественных императоров ромейских Аркадия и Гонория и в архиепископство Маркиана. И толпы верно сходились к ковчегу семь дней, и на седьмой день при стечении всего народа мощи стали струить благовонное мирро. Все, кто брал от него, избавлены были от скорбей своих, прославляя Отца и Сына с безначальным Святым Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь. ЛЕГЕНДЫ О ЧУДОТВОРНЫХ ИКОНАХ Святейший вселенский патриарх Герман,   много пострадавший от христоненавистных и безбожных иконосжигателей, а потом осужденный ими на изгнание, покидая патриархию и взяв с собою святую икону Господа и Спасителя нашего, украшенную по краю драгоценными камнями, пришел с нею в место, называемое Амантий,   на берег моря и своей рукой начертал на табличке для письма  : “Учитель, спаси себя и нас”.   Табличку он привязал к лицевой стороне иконы и, пустив икону в море, возрыдал, поклонился земно и отбыл в изгнание.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=932...

Чудо 49 О супружеской паре, сохранившей девство в браке Во времена императоров Гонория и Аркадия, после успения блаженного Алексия, человека Божия, многие в Риме подвиглись примером святого Алексия и хранили целомудрие и девственность: и мужчины, и женщины. Между ними была одна благовидная и благороднейшая девушка, имевшая дивную красоту тела, а душой еще более прекрасная. Эту девушку родители насильно выдали замуж, дав ей в женихи благородного и сильного князя. Свадьбу совершали, как то принято в миру, с музыкальными инструментами, хороводами и песнями. Но невеста Небесного Царя нисколько не направляла свой ум на земное, а всегда мыслила о горнем. Вечером, когда новобрачных отвели в чертог, и они там остались вдвоем, девушка упала перед образом, молчаливо со слезами моля и прося Приснодеву помочь ей сохранить девство нетленным. Она молилась два часа, орошая пол потоком слез. Жених удивился и спросил ее о причине столь великой скорби. Она сказала ему: «Я плачу, брат мой любезнейший, потому, что дала обет Приснодеве Богородице не знать временного жениха, а только Пренебесного Владыку, Сына Ее и Спасителя; а теперь родители выдали меня замуж силой, без моего желания» Юноше было трудно переменить намерение, и он приводил множество свидетельств, что и честной брак благоугоден Господу, и многие замужние люди стали святыми угодниками Божиими. Но мудрая девушка вновь ему возразила, восхваляя девство достойными доверия примерами, и особенно примером Господа Христа, Который в похвалу девства родился от Приснодевы Марии. Девушка сказала столько слов, благословляя девственность, что победила юношу содействием божественной благодати, и они решили жить в неоскверненном целомудрии, притворяясь брачной парой. Так они жили в братской любви и нетленном единстве достаточно времени, творя милостыни, соблюдая посты и молясь, как возлюбленные друзья Христа. Они были чрезвычайно любезны благому Богу, в городе все восхищались ими, видя их чудесное житие. Супруги те никогда не уходили раньше времени ни с одной всенощной или духовного собрания. Наконец, призвал Господь чистую свою невесту в Небесный град, чтобы она наслаждалась воздаянием за труды и борения.

http://azbyka.ru/otechnik/Agapit_Land/gr...

Файл : Храм Алексия, человека Божия (Великая Гyбa).jpg Материал из Азбука паломники История файла Нажмите на дату/время, чтобы увидеть версию файла от того времени. Дата/время Миниатюра Размеры Участник Примечание текущий 1600 × 1067 (1,05 Мб) Вы не можете перезаписать этот файл. Использование файла Следующая страница использует этот файл: Метаданные Файл содержит дополнительные данные, обычно добавляемые цифровыми камерами или сканерами. Если файл после создания редактировался, то некоторые параметры могут не соответствовать текущему изображению. Производитель камеры Canon Модель камеры Canon EOS 5D Mark III Время экспозиции 1/3000 с (0,00033333333333333) Число диафрагмы f/11 Светочувствительность ISO 400 Оригинальные дата и время 19:42, 18 июля 2017 Фокусное расстояние 51 мм Горизонтальное разрешение 300 точек на дюйм Вертикальное разрешение 300 точек на дюйм Программное обеспечение Adobe Photoshop CC Windows Дата и время изменения файла 2017-12-22T15:06:37 Программа экспозиции Приоритет диафрагмы Версия Exif 2.2 Дата и время оцифровки 19:42, 18 июля 2017 Выдержка в APEX 11,550747 Диафрагма в APEX 6,918863 Компенсация экспозиции Минимальное число диафрагмы 3 APEX (f/2,83) Режим замера экспозиции Точечный Статус вспышки Вспышка не срабатывала, подавление заполняющей вспышки Доли секунд времени изменения файла 21 Доли секунд оригинального времени 21 Доли секунд времени оцифровки 21 Разрешение по X в фокальной плоскости 1600 Разрешение по Y в фокальной плоскости 1600 Единица измерения разрешения в фокальной плоскости 3 Режим выбора экспозиции Автоматическая экспозиция Баланс белого Автоматический баланс белого Тип сцены при съёмке Стандартный Серийный номер камеры 213020007945 Использованный объектив EF24-70mm f/2.8L USM Оценка (из 5) Дата последнего изменения метаданных 15:06, 22 декабря 2017 Уникальный идентификатор исходного документа EE7B52202681BB739ECFF165300E503E Версия IIM 2 Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Файл:Храм_Алек...

Однажды, измученный диавольскими искушениями, отец Алексий молился перед образом Спасителя, чтобы Господь разлучил его душу с телом – и увидел, как образ Спасителя прослезился, и услышал голос, который обещал ему венец праведный. В одном из своих писем к игуменье Марии батюшка писал: «Терпи, надейся и получишь помощь Божию, а с ней возможешь победить и все восстания врага душ человеческих. Не было бы искушений, не было бы и венцов. Воина за то и венчают, что он грудью стоит против врага за своё Отечество. Враг же души нашей гораздо опаснее всех тех врагов, которые бывают в обыкновенном сражении». Все эти искушения, как видим, отец Алексий побеждал смирением, считая виною попущения их исключительно свои грехи, тем самым ещё раз подтверждая свою осведомленность в святоотеческом учении, которое при любом искушении советует произносить слова благоразумного разбойника: «Достойно по грехам моим приемлю. Помяни мя, Господи, во Царствии Твоем». Как уже было выше сказано, главным занятием отца Алексия после видения Ангела Божия была молитва , пост, бдение и регулярное совершение служб церковных. Нам, живущим в более расслабленное по духу время, уже само ежедневное совершение суточного круга богослужений кажется бременем неудобоносимым, а если вспомнить ещё, что утреня во всех храмах тогда по уставу начиналась в четыре часа утра, после чего следовал двухчасовой перерыв и служилась литургия, то и просто настоящим подвигом. А отец Алексий при этом придерживался ещё и монастырского устава. Молился он, как свидетельствуют очевидцы, постоянно и в своей келье, которую вынужден был пристроить к дому, чтобы не только не стеснять своими подвигами домашних, но и иметь возможность скрывать их от посторонних глаз. Семейство отца Алексия к тому времени состояло уже из пяти человек: жены Марии Борисовны, женщины очень трудолюбивой и набожной, сына Льва и двух дочерей – Надежды и Татьяны. Позднее у него жили родной брат Александр, заштатный дьякон, и восприемная дочь Матрона. Дела подвижнические для человека, живущего среди общества, в котором во все времена было немало нищих и убогих, не может не сопровождаться делами милосердия.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Иногда отцу Алексию приходилось принимать народ почти безвыходно по многу часов. Можно было удивляться, как его больное сердце выдерживало это огромное напряжение. Конечно, то было чудо, в немощи совершалась сила Божия ( 2Кор.12:9 ). Со временем пришлось ввести специальные билеты для исповедников: сто десять билетов на два дня. Отец Иннокентий их раздавал. Когда на исповедь пускали выборочно, батюшка был недоволен. «Я, – скажет, – не на лицо, а на человека должен смотреть». То есть отец Алексий не делал различия в общественном положении приходящих к нему людей. Билет на исповедь В ноябре 1909 года в Зосимову пустынь приехал наместник Троице-Сергиевой Лавры отец Товия, и тогда на совместном совещании трех старцев – Германа, Алексия и Товии – было решено, что отцу Алексию мало двух дней в неделю для приема, прибавили еще один день – пятницу. Об этом постановлении подробно написано в Правиле для безмолвнической жизни старца. При таком огромном стечении народа батюшке необходимо было духовно поддерживать свои силы, и эту поддержку он находил в тиши своей келии и в многочасовой сосредоточенной молитве. Переписка отца Алексия со своими духовными детьми была не столь обширна. Он справедливо полагал, что только личное общение, разговор от сердца к сердцу может подсказать лучший совет. Поэтому письменные советы старец давал только в случаях крайней необходимости, при этом, понимая свою ответственность, он всегда долго обдумывал и взвешивал каждое свое слово. После же ухода в затвор всякая переписка с батюшкой была прекращена: ее запретили по новым правилам. Летом 1909 года в Троице-Сергиевой Лавре состоялся монашеский съезд, и старец Алексий был среди его участников. Его голос имел большой вес, с его духовным опытом считались, и все с почтением внимали его словам. Отец Илия не имел возможности следить за всем, что там происходило, так как в то лето они жили в деревне, в имении его родителей. Знал только, что много внимания съезд уделил вопросам старчества. Вот что писал ему иеромонах Серафим (Звездинский) : «Много утешения получил на монашеском съезде, беседуя со многими преподобными старцами. На съезде особенно властно, горячо, убежденно говорил отец Алексий Зосимовский , большая часть постановлений была сделана прямо-таки под его непосредственным влиянием. Блаженны очи мои, видевшие сие, и уши, слышавшие мудрые, глубокие речи старцев».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Zosimo...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010