Забывали доселе своих благодетелей, оскорбляли их? Отселе не будем забывать и не будем оскорблять; а будем питать к ним особенную любовь и почтение, так как они к этому обязывают нас своими благодеяниями, своим участием в нашем положении, показывая отеческое о нас попечение. И вот когда так будем относиться к нашим благодетелям, тогда и будет таковое отношение наше к ним благодарностью искренней и нелицемерной и им, благодетелям нашим, приятной. Аминь. 17-й день 203. Супругам, детей не имеющим (Из жизни св. Алексия, человека Божия. Чет. Мин. марта 17) Не всех супругов Господь благословил чадородием. У иных и нет детей. И вот, одни из бездетных супругов предаются унынию и безнадежной скорби; другие лечатся у лекарей; третьи даже ходят по чародеям и ворожеям; четвертые... да и не перечтешь, к кому еще обращаются и куда ходят бездетные супруги для того, чтобы от своего бесчадия избавиться. Что сказать на вразумление таковым? Чем утешить? Какой совет подать им? Подадим совет им вот какой: прежде всего пусть они, при неимении детей, не отчаиваются; а затем пусть в том, как им при своем бесчадстве поступать, возьмут урок у долго бывших бездетными родителей св. Алексия, человека Божия, – Евфимиана и Аглаиды. Эти супруги подлинно могут подать им урок спасительный. Евфимиан был вельможа. Жил он в Риме во времена благочестивых царей Аркадия и Гонория и отличался необыкновенным богатством. В подтверждение этого довольно сказать, что у него одних слуг было три тысячи. Да, все у Евфимиана было, исключая детей, которых иметь горячо желал он. Что же он делал, для того чтобы избавиться от бесчадия? Он был ко всем необыкновенно добр, строго соблюдал заповеди Господни, постился каждый день до третьего часа по полудни; каждый же день поставлял три трапезы для вдов, нищих, странников и больных и, после кормления всех их, сам уже садился обедать вместе с иноками. Когда же в иной день к обеду нищих являлось мало, тогда Евфимиан в скорби падал на землю и говорил: «Недостоин я ходить по земле Бога моего!» Супруга его Аглаида была также женщина благочестивая и боящаяся Бога, и милостивая и щедрая.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

Молюсь ко Всемилостивому Господу об упокоении новопреставленного раба Божия Алексия в обителях небесных. Вечная память почившему». В архипастырском слове к присутствовавшим в храме митрополит Иларион сказал: «Дорогие братья и сестры, мы собрались для того, чтобы проводить в последний путь Алексея Владимировича Баталова человека, которого на протяжении многих десятилетий знала вся страна. Мы знали его по фильмам, по выступлениям. Когда человек умирает, принято вспоминать о том, что он сделал на жизненном пути. Алексею Владимировичу за его долгую жизнь удалось сделать очень много. Но в тот момент, когда душа выходит из тела, больше всего она нуждается в нашей молитве, потому что после кончины каждый человек, вне зависимости от заслуг и достижений на земном поприще, уходит туда, где душа его встречается с Богом. И как мы услышим сейчас в молитве отпевания, нет человека, который был бы жив и не согрешил. Всякий человек, который переходит в иной мир, нуждается в нашей молитве о том, чтобы Господь простил его грехи вольные и невольные, чтобы даровал ему Царство Небесное, чтобы Господь подал его душе вечное упокоение. Эта молитва нужна и нам, потому что через нее мы соединяемся с нашими близкими, которые перешли в иной мир. Именно молитва дает нам почувствовать, что они уходят не навсегда, а только на время, потому что каждый из нас кто-то раньше, кто-то позже тоже перейдет в иной мир, и там мы непременно встретимся со всеми теми, кто уже туда перешел, кто нас теперь ожидает. Душа раба Божия Алексия сегодня нуждается в нашей молитве, и мы будем возносить эту молитву с благодарностью Богу за прекрасную жизнь, которую он прожил, за те богатые дары, которыми он через свое творчество одарил миллионы людей. Многое можно сказать об этом человеке, но особенно хотелось бы отметить, что он всегда был самим собой. Он был самим собой на сцене и на экране, он никогда не надевал маску, но всегда играл только самого себя. И, может быть, именно это было в нем по-настоящему драгоценно то, что мы видели его глаза, слышали его голос, и мы общались с ним, а не с теми персонажами, которых он играл.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4939004...

Сетуют, что нет ныне Святых. Мимоходом замечу, что не должно преувеличивать сего мнения. Многие, или немногие, только должны быть и ныне Святые; и не может быть, чтобы их совсем не было: ибо без Святых мир не был бы достоин хранения Божия, и не мог бы стоять. «Семя свято стояние его» (Иса. VI. 13). Мы можем говорить, что нет ныне в мире Святых, подобно как отец Алексия человека Божия сказал бы, что у него в доме нет сына, и нет Святаго, тогда как сын его жил у него в доме, и был муж Святый, но закрыт был, и от отца, и от других, образом нищаго. Справедливее можно скорбеть, что Богопросвещенные наставники и Святые ныне слишком редки; что их не видно, что в людях духовных примечается незрелость духа. Что ж? Как утешиться нам в сей скорби? Как восполнить примечаемый недостаток? – Возьмите в прошедшем то, чего не находите в настоящем: «поминайте наставники ваша, иже глаголаша вам слово Божие» прежде. Правда, поминать наставников скончавшихся, не то, что пользоваться живущими: но слишком ли велика сия разность, и не стоит ли одно другаго? Наставление от наставника живущаго близко и удобоприемлемо, когда его видим и слышим; слово и пример его в сем случае для нас так же живы, как и он сам: преимущество немаловажное! Но живя в теле, подобно нам, кто бы он ни был, он еще подвержен искушениям, и не избавлен от возможности преткнуться, и, может быть еще, в своем падении, увлечь с собою наставляемых. Напротив того наставник скончавшийся, котораго житие и скончание жительства ознаменовано присутствием в нем благодати Божией, котораго чистое учение оправдано святою жизнию, и святость жизни подтверждена святою и блаженною кончиною, есть руководитель ко спасению решительно достоверный и непоползновенный, есть притом помощник тем более сильный и неизнемогающий, что, отложив тленность и немощь земной жизни, живет в безпрепятственном причастии света и силы Божией: преимущество высокое и несравненное! Что касается до близости и удобоприемлемости наставления и помощи духовной: близость в духе не измеряется областями жизни и разстояниями места и времени, но мыслию, желанием и любовию, созерцанием, молитвою и верою. Вера может сблизить вас с наставником благоговейно воспоминаемым, почти также, как с присутствующим: ибо и с сим душеполезно сближает она же, а не просто видение лица и слышание слова. Вера посредством писания или предания, оживит пред вами учение и пример отшедшаго к Богу наставника; а посредством молитвы приобретет вам его действенную за вас молитву к Богу, и действительную помощь. Сим образом «поминайте наставники ваша»: и без сомнения, вы будете удовлетворены в потребностях духа вашего так, что не будет нужды сетовать на несовершенство или скудость наставления современнаго.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Алексия, человека Божия? (Память 17 Марта). Он был единственным сыном у отца и наследником большого имущества. Но все это он презрел ради Господа и всю жизнь до самой смерти прожил нищим. Так неужели всем, имеющим богатство, поступить должно по примеру Алексия, Божьего человека? О, далеко не обязательно. Сам Господь дает совет раздать имение богатому юноше, если хочет он быть совершенным. Кто ищет совершенства, тот и сам возжелает нищеты и изберет ее добровольно. Но всем богатым должно так настроиться относительно своего богатства, чтобы не привязаться к нему сердцем. Все принадлежит Богу. Он дарует людям богатство и поставляет их приставниками его. А если так, то может ли богатый человек дарованное ему богатство назвать своею собственностью? Это ли настоящая собственность, когда его можно весьма скоро лишиться по воле Того, Кто даровал его? Богатство гибнет от огня, от нашествия неприятелей, от воров и разбойников и от многих других причин. Да, наконец, общий наш удел – смерть и богатых лишает возможности пользоваться богатством. Так можно ли назвать его собственностью? Далеко нет. Собственность должна быть таковою, чтобы она и за гроб шла с нами, и чтобы никакие враги отнять ее не могли. А ведь это и есть только вера и добродетели. Но и чрез обладание тленным богатством можно сделать много доброго. Хороший приставник, управляющий, конечно, и сам не будет голоден, да и других будет кормить. Но управлющие земных богачей еще должны беречь хозяйское добро и тем стеснены в своей благотворительности. А Небесный Домовладыка радуется, если приставник Его расходует на дела благотворения изобильно и такового доброхота ущедряет еще более. Оканчивая беседу, мы кратко повторяем, что Господь требует от желающих быть членами Его тела, Церкви Святой, самоотвержения, безропотного несения креста и воздержания от страстей и порочных наклонностей. Иже Христовы суть, плоть распяша со страстьми и похотьми ( Гал.5:24 ). Они умерли для греховной жизни. Ни одна страсть уже не может обладать ими.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

С одной стороны, мы знаем, что Бог обладает всеведением, Ему открыта судьба человека еще до его рождения, существо человеческое от Бога не утаено. Но, с другой стороны, человеку дана свободная воля, человек сам собой распоряжается, и Господь никаким образом не может потревожить свободу человека. Такие образы Он Сам дает нам в Своем воплощении. Он рождается, как младенец, Которого Матерь Божия пеленает пеленами, связывает по рукам и ногам. Он приходит в мир Богом, и с самого начала связан в своих действиях, не свободен, если хотите. Слово, может быть, не совсем соответствующее природе Божества, но оно еще раз потом определяется, когда мы видим Христа, сидящего у Пилата в темнице, связанного по рукам и ногам, несвободного, заключенного людьми. Мы знаем, что Бог совершенно свободен, Он так и говорит Петру, который пытается его защищать от стражников в Гефсиманском саду: Или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов? (Мф. 26, 53). У Него есть свобода защищаться, но Он связывает Себя Собственной волей, чтобы человеческая свобода торжествовала даже таким образом. Поэтому если каждый человек и предопределен ко спасению, это не значит, что каждый будет спасен. Промысл Божий о каждом человеке в том, чтобы он осуществил свое изначальное сыновство в Боге. Но осуществить его дано только тем, кто употребляет для этого свою свободную волю, желает отечества в Боге и своего усыновления. А те, кто отвергает его, вместе с этим отвергают и спасение. В этом году издательство «Никея» вновь выпустило полюбившуюся многим книгу священника Алексия Уминского «Тайна примирения». На страницах книги священник рассуждает о страхе греха и о лжи самому себе, о начале покаяния и безграничной милости Божией. Книга содержит немало ценных практических советов: о частой исповеди и частом причащении, о недопустимости гипертрофированного «страха греха», наконец о том, что глав­ное препятствие к подлинному покаянию — ложь самому себе. Достоинством книги является то, что беседы протоиерея Алексия — живая речь, идущая от сердца; очевидно мастерство авто­ра в области человеческого общения: мысли вы­ражены ясно, четко, с исчерпывающей полнотой.

http://pravmir.ru/boryushhiesya-budut-sp...

Связь с эфиром СМС: с мобильного телефона пошлите на короткий номер 5522 слово ВЕРА и через пробел вопрос, который хотите задать. Звонок в студию во время прямого эфира: 8 495 959-59-39. Звонок в студию: 8 495 950-63-56. Написать письмо: info@radonezh.ru play_arrow pause mute max volume play stop repeat Радио Радонеж Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin . «Образ жизни» - авторский радиоцикл протоиерея Алексия Бачурина, клирика Спасо-Влахернского монастыря Подмосковья 20.10.2020 20:30 Протоиерей Алексий Бачурин Мы снова столкнулись с очередным ростом заболеваний и всевозможных мер ограничений, и в этих условиях особое значение приобретают вовсе не маски и перчатки, не необходимость запереть старшее поколение дома. Здесь, как и везде, самое главное - состояние души человека. Христианская душа не может поступать вопреки заповедям. И если бы те люди, кто отдает все эти приказы по борьбе с вирусом, были православными христианами, которые бы знали, что такое любовь Божия и любовь к ближнему, они не смогли бы подписаться под многими из таких распоряжений. И верующие врачи лечат иначе, мы имеем тому свидетельства. Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Комментарии 21.10.2020 - 10:31 Отец Алексей, благодарность : Отец Алексей, благодарность Вам за мужественное слово!Сил и крепости духа, ждем всегдв Вашу передачу. Вот одна горькая новость за другой, а говорят, нельзя верить в приметы, что год високосный? И ведь без воли Гспода не упадет волос с головы, значит, и эта напасть и все потери этого года в особенности от Ннего? 23.10.2020 - 18:33 Отче, благословите, вопрос : Отче, благословите, вопрос именно вам, потому что у вас часто слышу такие мысли, хотя их выражают и другие священники. Почему у нас так живуча теория, что на западе во власти конспирологические сатанинские секты, поэтому Россию ненавидят и стремятся уничтожить в том числе и духовно? Но ведь во времена императорские страна была куда сидьнее и авторитетнее, иностранцы ездили к нам, учили детей, наши деятели культуры подолгу жили и творили в Италии и др странах.

http://radonezh.ru/radio/2020/10/20/20-3...

  Алексей Светозарский — В данном случае всё-таки надо, мне кажется, обратиться к реалиям того времени, в той ситуации, в которой разворачивались известные события. Действительно, высший орган церковного управления, который в общем-то получал свою легитимность от того или иного государя, в частности члены Синода назначались императором, другого механизма не было. Так же избирались епископы. По личному указу императора, в рассматриваемый период ещё и по совету государыни, что очень ясно видно из их переписки, которая давным-давно опубликована и известна. Ну, кроме того, конечно, надо принимать во внимание то, что прежде всего, точнее — это источник права самоустранился, чтобы там не говорили. И, конечно, отречение государя поставило синодалов в тупик. Безусловно, потому что непонятно было, к кому апеллировать, затем, тут же мгновенно последовало отречение в пользу того человека, которому Николай передал власть, он тоже отрекся — великий князь Михаил Александрович, была пауза небольшая, в общем-то не поспешная, но в общем-то Синод медлил. И после этого последовало послание, которое начиналось словами «Свершилась воля Божия», и Россия вступила на путь новой жизни. И здесь тоже необходимо учесть, что страна воевала. Шла война, война изнуряющая. И, в общем-то, заботой синодалов было сохранить боеспособность армии и успокоить население, которое готово было к довольно радикальным действиям, они последовали, ну, в частности разгром помещичьих усадеб. То, что об этом думали, очень хорошо видно из переписки опубликованной тоже будущего Патриарха Алексия I, тогда Новгородского епископа Алексия, его духовнику, человеку, с которым он был очень тесно связан, митрополиту, в то время архиепископу еще, Арсению Стадницкому. Где он описывает ситуацию в Новгороде, свое отношение, свое видение событий, он продолжает служить царские панихиды, в 1918 году, по-моему, он пишет: «Я, наверное, один в России служил панихиду по Александру III», но в ужас его приводит вид начальника гарнизона, генерал, который явился с красным бантом, и он уже воспринимает эти события как катастрофу.

http://foma.ru/duhovenstvo-prinyalo-revo...

Молитва духовника перед исповедью Господи Боже мой! Прости мне и чадам моим духовным вся согрешения, вольная и невольная. Сподоби мя свято, в мире душевном, во здравии души и тела совершить предстоящую спасительную исповедь. Слово разума и рассуждения духовна-го подаждь ми. Тожде подаждь и чадам моим духовным; дух покаяния сердечного и исповедь совершенну даруй им. Соблюди нас в истинной вере и благочестии. Святый душевный мир подаждь нам и вечное спасение. Яко Ты еси наш Просветитель и Спаситель, и Тебе славу воссылаем вовеки. Аминь. Молитва человека, ищущего покоя в Боге (духовное завещание старца) Господи Боже наш! Прости нам вся прегрешения наша, вольная и невольная! Во всем да будет Твоя святая воля над нами, грешными. Нас же сподоби во всем неуклонно, в мире душевном, покоряться всеблагой и премудрой воле Твоей и исполнять ю, и имиже веси судьбами, спаси нас, недостойных раб Твоих; тогожде сподоби и присных наших, и всех людей Твоих, яко вся ведый, яже ко истинному благу нашему, Всемилостивый и Благословенный вовеки. Аминь. Молитвенная просьба Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, Пресвятая Владычице моя Богородице и святый мучениче Трифоне, пошлите мне благой и честный труд, во славу Божию и на пользу ближних моих. Аминь. Приложения Документы об уходе в затвор и пребывании в нем старца Алексия Строителю Смоленской Зосимовой пустыни игумену Герману Временные правила для безмолвнической жизни духовника пустыни иеромонаха Алексия С вечера 3 февраля 1908 года до конца Пасхи, в виде опыта, духовнику пустыни иеромонаху Алексию разрешается проводить безмолвную жизнь, порядок которой определяется так. 1 .  Первые пять дней каждой седмицы (с понедельника до пятницы включительно) он должен безвыходно находиться в своей келии, исполняя суточное церковное последование и то келейное правило, которое вы ему назначите как его духовник и настоятель; остальное время он посвящает чтению слова Божия, отеческих творений и душеспасительных книг, а также и другим занятиям по своему усмотрению.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Zosimo...

И когда они, вшедши в палаты, сели на приготовленных местах, то в это время входит слуга Евфимианов и говорит: «кого вы ищете? Не тот ли странник, который много лет живет у тебя в привратной хижине, не тот ли самый, к которому я приставлен тобою для служения, есть человек Божий? Дивны, господин, дела его. Все ночи проводит он без сна на молитве, каждую неделю причащается Божественных таин. Ты посылаешь ему яства от стола своего, но он отдает их нищим, сам же питается хлебом с водою и то весьма мало. Ты запретил нам делать ему оскорбления, но рабы твои обижают его: обливают его помоями, рвут его волосы, бьют по щекам и разные творят ему поругания. И все это переносит он с кротостью и незлобием.“ Слыша эти слова, Евфимиан поспешил из палат в привратную хижину, но увидел праведника уже бездыханным. Лицо его сияло благодатью Божиею, и правая рука его держала сложенную бумагу. Евфимиан хотел было взять ее; но рука не отдавала. Он в страхе возвратился в палаты и все, что видел, рассказал. Тогда император и папа пришли к усопшему, благоговейно вынесли его из хижины, честно положили на одр, и с умилением преклонив колена, лобызали его и со слезами взывали к нему: «умоляем тебя, рабе Божий, дай нам твою грамоту, да познаем тебя, да уведаем житие твое.“ Рука усопшего, как рука живого, отдала ее. Когда чтец развернул грамоту и стал читать, то открылось ясно, что писал ее Алексий, сын Евфимиана. Пораженный Евфимиан пал на перси бездыханного сына своего, безутешно рыдал и терзал свои поседевшие волосы. «Увы мне, чадо мое, с рыданием взывал он, что ныне сотворю? О смерти ли твоей восплачу, или о твоем обретении восторжествую?“ Аглаида выбежала из затвора своего и неутешно рыдала о сыне своем. Супруга Алексия, 34 года не видавши мужа своего, как непорочная горлица, кротко приникла к груди бездыханного супруга и горько плакала. Все жители Рима стеклись воздать поклонение праведнику и облобызать честное тело его. От прикосновения к нему больные получали исцеление, слепые прозрение, прокаженнные очищение, бесноватые освобождались от демонского одержания.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/p...

– О Филарете был высокого мнения – такая недостижимая высота. Когда уже стал архиереем, запомнилось, как он нас наставлял в вере. Пришли как-то в митрополию, пообедали, и Филарет стал нас утверждать в вере. Сейчас всего нельзя вспомнить, но тогда заслушивался. Поэтому когда начались церковные нестроения и люди в епархии спрашивали в недоумении: «Владыка, как это может быть?» – отвечал: «Вы мне верите? Я этому не верю – клевета!..» Когда же Филарет так поступил, благодать от него отошла, и народ церковный потерял к нему доверие. Один из старших отцов Троице-Сергиевой Лавры поехал в Киев. Встретились, Филарет ему: «Ты ничего не понимаешь! Надо идти в ногу со временем!» Разговаривать было не с кем... Как страшно! Такие столпы падают, что о нас говорить. Только смирением можно удержаться, иначе нельзя... Владыка Сергий знал отца Алексия еще в пору его иподиаконства у Филарета. В памяти архипастыря сохранился светлый образ юноши. Митрополичьи иподиаконы ведут себя по-разному, а Сергей был очень простым, открытым и искренним. Окружающие это чувствовали и к нему тянулись. Позже они встречались в Лавре. На церковных встречах, архиерейских службах Сергей был рядом с Филаретом. Вышло так, что боль украинского раскола отец Алексий десять лет носил в своем сердце. Зимой 2001 года, во время поездки с владыкой Сергием в Дивеево (об этом паломничестве уже рассказывали), между ними произошел важный для отца Алексия разговор. Владыка коснулся судьбы бывшего Киевского митрополита Филарета. Хотя он общался с ним меньше, чем Алексий, но глубоко переживал о происшедшем. Отец Алексий сразу отозвался: – Владыко, я давно хотел спросить вашего мнения, но не было случая. Вы тоже знали его. Я давно мучаюсь... Все-таки, как человека, я Филарета уважаю, несмотря ни на что. Он мне много дал. Как мне к нему относиться, как мне быть? – По-человечески, о том, что было доброе – надо помнить и дорожить. Что было – не перечеркнешь. Но надо понимать, что сейчас человек в заблуждении. Остается только сожалеть о случившемся и молиться, чтоб исполнилась воля Божия. Нельзя презирать, насмехаться...

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010