Сестра Марии Феодоровны, Ольга Феодоровна, тетка отца Алексия, была замужем за Матвеем Дмитриевичем Глаголевым, настоятелем Николо-Покровской церкви в Москве, а сын ее, двоюродный брат отца Алексия Дмитрий Матвеевич Глаголев, был товарищем отца Алексия по семинарии и личным его другом. Скончался 13 мая 1917 г. Братья и сестры Всех детей у отца протоиерея Алексия Петровича было десять. Трое из них, как я уже упоминала, умерли в продолжение одного года во младенческом возрасте, остальные семь шли в таком порядке: 1 . Самая старшая была дочь Анна Алексеевна, бывшая замужем за Семеном Сергеевичем Владимирским. Семен Сергеевич был сперва профессором и секретарем Московской семинарии, потом священником и протоиереем московской церкви Смоленской Божией Матери на Плющихе. Сын их, племянник отца Алексия Алексей Семенович, учился в Московском университете, сделался педагогом, одно время был преподавателем латинского языка в Московской 2-й гимназии и классным наставником моего мужа, Ильи Николаевича (в 3-м кл.). Потом был директором сначала Тульской гимназии, а затем Подольской. Анна Алексеевна умерла в 1898 г., 68 лет, пережив мужа на десять лет. 2 . Сергей Алексеевич умер от чахотки в 1856 г., тотчас же по окончании семинарии. 3 . Петр Алексеевич, окончивши семинарию, женился на дочери диакона Успенского собора Покровского, на сестре друга и однокашника отца Алексия Петровича. Короткое время был диаконом в церкви при Шереметьевской больнице. Накануне свадьбы на вечеринке Петр Алексеевич простудился, венчался уже больным, потом перенес тиф и, получив скоротечную чахотку, вскоре умер 8 ноября 1867 г. 4 . Феодор Алексеевич – будущий старец отец Алексий. 5 . Екатерина Алексеевна, любимая сестра старца отца Алексия, двумя годами его моложе. Была замужем за протоиереем Владимиром Павловичем Беневоленским, заместителем своего тестя Алексея Петровича у Симеона Столпника. После смерти матери она часто живала у Владимирских. И она, и дети ее – два сына и младшая дочь – большие почитатели отца Алексия.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В 1919 году святитель Тихон, Патриарх Московский благословил сложившуюся общину. В это время служение в Никольском храме на Маросейке начали молодые священнослужители – духовные чада святого праведного Алексия: о. Сергий Дурылин, о. Лазарь Судаков, священномученик Сергий Мечев – сын святого праведного Алексия. Все они заслуживают особого упоминания. Отец Лазарь Судаков прежде принятия священного сана желал принять иноческий постриг, стать монахом Ниловой пустыни. Но по благословению святого праведного Алексия Мечева был рукоположен во иерея и служил вместе с ним на Маросейке. По внутреннему духовному устроению он был очень близок о. Алексию – это отмечено в воспоминаниях духовных детей святого праведного Алексия. Отец Лазарь был очень кроток и тих, проявлял безропотное послушание, но довелось ему прослужить в храме всего 2 года. Сергей Алексеевич Мечев получил гуманитарное образование, хорошо знал мировую и русскую культуру. С детских лет принимая участие в церковных службах, испытывая тягу к постижению глубины православного богослужения, Сергей Алексеевич в 1919 году свободно и сознательно пришел к решению стать священником. Иерей Сергий Дурылин родился в благочестивой купеческой семье. Учился в 4-й московской гимназии. Рано начал литературную деятельность, обладая ярким писательским талантом. В 1914 году Сергей Николаевич закончил Московский Археологический институт. Его образованность была широчайшей – он изучал иконопись, увлекался педагогикой, публиковал педагогические статьи. Работал воспитателем. Уже в молодые годы был выдающимся литературоведом, биографом, автором глубоких и талантливых исследовательских работ о многих русских писателях и поэтах. В молодости, как и многие другие люди его круга, Сергей Николаевич увлечен был различными революционными идеями, но искания истины вернули его в лоно Православной Церкви. Чувствуя высокую духовную значимость монашества, не раз ездил в Оптину Пустынь. После смерти матери он поехал к старцу Анатолию с желанием уйти от мира, но тот сказал ему – «носи монастырь в сердце своем». Отец Алексий Мечев, к которому он постоянно обращался, благословил его на принятие священного сана. В марте 1920 года Сергей Николаевич был рукоположен во иерея к храму святителя Николая в Кленниках.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

яркая звезда, новый усердный молитвенник, наш дорогой старец отец Алексий. Домой мы вернулись лишь около девяти часов вечера и только тут в первый раз выпили чаю. Слава Господу о всем, что мы сподобились видеть! В воскресенье 24 сентября в Петровском монастыре келейник отца Алексия отец Макарий, к удовольствию всех духовных детей старца Алексия, благодарных за его долголетний уход за батюшкой, был посвящен епископом Варфоломеем во диакона, а в понедельник 25-го, в Сергиев день, в том же монастыре тем же епископом во иеромонаха. СЛОВО ПРОТОИЕРЕЯ ИЛЬИ ЧETBEPYXIHA В ТОЛМАЧЕВСКОМ ХРАМЕ О БАТЮШКЕ В непродолжительном времени после кончины батюшки отец Макарий привез нам на молитвенную о нем память образ святителя Николая, когда-то поднесенный ему толмачевскими прихожанами в день его двадцатипятилетнего юбилея. Образ этот хранится у меня. На девятый день по кончине старца я увидела его во сне. Видела я, что, с большим трудом поднявшись по очень узкой и высокой тесной лестнице (она вела как бы на колокольню, и стены ее были каменные), вошла я в большую комнату, которая поразила меня своей какой-то необычайной тишиной. В конце этой комнаты у стены стояла постель, и на ней, лицом ко мне, на правом боку, лежал и крепко спал отец Алексий. Боясь его потревожить, я потихоньку подошла к нему и увидала, что личико батюшки выражало такой покой, такой мир, что радостно было на него глядеть. Так отдыхают только те, кто много, много трудятся и потом засыпают с чувством полного удовлетворения от исполнения возложенной на них работы. Личико батюшки было покрыто легким румянцем, а волосы его разметались по подушке. Боясь каким-нибудь неловким движением разбудить дорогого старца, я неслышными шагами поспешила выйти из комнаты. Помню еще один сон, виденный мною уже после смерти моего Ильи Николаевича. Я видела отца Алексия и моего мужа как бы живущими в одной комнате. И интересно то, что Илья Николаевич очень походил своим лицом на старца, разница была лишь в том, что Илья Николаевич имел черную бороду и волосы на голове черные, а старец был весь седой. Я видела, что они спят на одной постели и едят из одной чашки. Это так похоже на правду. Илья Николаевич все время, пока был учеником старца, был во всем ему послушен, во всем старался поступать так, как ему внушал отец Алексий. Будем надеяться, что и в вечности они вместе находятся.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

К сожалению, к его словам тогда не прислушались – институт неграждан по-прежнему продолжает существовать. …Алексий Николаевич родился 13 декабря 1945 года в Риге, в потомственной староверческой семье. Воспитывался без отца, который в конце войны пропал без вести. С детских лет под началом матери Феврусы Дементьевны Жилко (1910–1993) по­сещал молитвенный храм Рижской Гребенщиковской старообрядческой общины (РГСО). Благолепие богослужений, торжественность, церковное пение в храме оставили в душе мальчика неизгладимые впечатления на всю жизнь. В 1953 году он начал посещать Рижскую 4-ю среднюю школу, в которой, помимо основных занятий, учился музыке. В 1964 году окончил школу, был призван в армию, где в течение трёх лет проходил службу в качестве музыкан­та военного полка. С 1963-го, ещё в школьные годы, Алексий стал обучаться церковнославянскому чтению, а затем и знаменному пению. Учился не у кого-нибудь, а у известного деятеля Древлеправославной Поморской церкви Латвии, председателя Совета РГСО Лаврентия Силовича Михайлова (1913–1985). В том же году поступил в причт Рижского храма, где постепенно прошёл все ступени причетника: от пономаря до канонарха и уставщика. Под руководством опыт­ных духовных наставников, старших причетников, при непосредственном участии известного деятеля ДПЦЛ Иоанна Никифоровича Заволоко (1897–1984), а также путём самообразования Алексий Николаевич совершенствовался в познании бого­служений, устава, в вопросах догматов веры, канонических правил церкви, истории Древлеправославия, в других духовных и религиозных вопросах. Тогда же в Старообрядческом церковном календаре были напечатаны его первые статьи. В 1981 году Алексий Николаевич был избран в состав Совета РГСО, где на посту заместителя председателя вёл свой самостоятельный участок работы. В 1984 году его избрали председателем Совета общины. Но из-за внутреннего конфликта в общине, в который вмешались чиновники советского Уполномоченного по делам религий, Жилко был вынужден оставить РГСО. По просьбе прихожан Елгавы дал согласие принять отеческое благословение на служение духовным наставником, продолжая работу на предприятии в Риге. 19 июля 1986 года в Вильнюсе был благословлён в духовные наставники – своим духовным от­цом Лазарем Памфиловичем Кассаковским (1914–1991) при участии вильнюсских наставников: о. Николы Онисимовича Пруссакова (1910–1990) и о. Алексия Василье­вича Боярова (1926–1990). Алексий Николаевич Жилко являлся участником Собора Древлеправославной Поморской церкви в Вильнюсе в 1988 году, где торжественно отмечалась славная юбилейная дата – 1000-летие Крещения Руси. На Соборе он был на­граждён Почётной грамотой Высшего Старообрядческого совета в Литве. В 1989 году отец Алексий вместе с семьей переехал в Даугавпилс, где много лет руководил Новостроенской староверческой общиной – одной из самых больших староверческих общин Латвии. Под руководством Жилко реконструировали моленный дом, позолотили купол.

http://ruskline.ru/opp/2021/01/12/put_al...

Скончался выдающийся историк и один из создателей «Православной энциклопедии» Ярослав Щапов 1 сентября, 2011. Новостная служба На 84 году жизни скончался Ярослав Николаевич Щапов, член-корреспондент Российской академии наук, выдающийся историк и организатор науки. 1 сентября. ПРАВМИР. На 84 году жизни скончался Ярослав Николаевич Щапов, член-корреспондент Российской академии наук, выдающийся историк и организатор науки, сообщает Седмица.ру. «Для всех нас — членов Научно-редакционного совета, сотрудников и авторов « Православной энциклопедии » — эта кончина стала тяжелейшей утратой», — говорится в тексте, написанном коллективом издательства. «С 1993 г. деятельность издательства Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, а затем Церковно-научного центра «Православная энциклопедия» была неразрывно связана с заботой и поддержкой Ярослава Николаевича. Он был одним из инициаторов нового комментированного издания «Истории Русской Церкви» митрополита Макария (Булгакова), его усилиями был создан первый коллектив из академических, университетских и церковных ученых. Без преувеличения можно сказать, что Ярослав Николаевич по благословению Святейшего патриарха Московского и всея Руси Алексия II стал во главе сложного процесса объединения усилий академической и церковной науки в совместных исследовательских и просветительских проектах». Ярослав Николаевич горячо поддержал идею издания научной «Православной энциклопедии» и был одним из активных ее организаторов, постоянным автором и рецензентом, авторитетным членом Научно-редакционного и Церковно-научного советов. В 1997 г. Ярослав Николаевич возглавил возрождение премии памяти митрополита Макария (Булгакова), взяв на себя руководство научной экспертизой трудов современных историков. Скорбь о его кончине выражает весь коллектив «Православной энциклопедии», Председатель научно-редакционного совета издательства архиепископ Истринский Арсений и руководитель церковно-научного центра «Православная энциклопедия» Сергей Кравец. Поскольку вы здесь...

http://pravmir.ru/skonchalsya-vydayushhi...

С тезисами доклада «Креационизм в исторической науке и филологии» выступил ведущий Иоанновских Чтений Л.Е.Болотин. Благодарственное молебствие игумена Кирилла (Сахарова) в сослужении игумена Алексия (Просвирина) и протоиерея Сергия Разумцова завершилось пением многолетия ректору РГТЭУ Сергею Николаевичу Бабурину и узнику Константину Юрьевичу Душенову. Собравшиеся поставили свои подписи под Обращениями к Д.А.Медведеву «В защиту конституционных прав политического заключенного Константина Душенова» и к В.В.Путину «Прекратить преступный произвол против узника совести Константина Душенова!». Во Вторых Иоанновских Чтениях по различным уважительным обстоятельствам не смогли принять участие, но выразили им свою решительную поддержку и оказали помощь в их организации выдающиеся российские деятели — ректор РГТЭУ Сергей Николаевич Бабурин, глава Союза Православных Хоругвеносцев Леонид Донатович Симонович-Никшич, председатель партии «Самодержавная Россия» Дмитрий Николаевич Меркулов, писатель, сопредседатель Союза писателей России, участник совета «Движения за освобождение Константина Душенова» Владимир Николаевич Крупин, президент Международного фонда славянской письменности и культуры, главный редактор журнала «Русский Дом», депутат Государственной Думы IV созыва, участник совета «Движения за освобождение Константина Душенова» Александр Николаевич Крутов, главный редактор народной газеты «Русь Державная» Андрей Николаевич Печерский, юрист, писатель, сопредседатель Союза Русского Народа Валерий Владимирович Ерчак, доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, депутат Государственной Думы IV созыва Борис Алексеевич Виноградов, доктор политических наук, лидер партии «Великая Россия», депутат Государственной Думы IV созыва Андрей Николаевич Савельев, историк, писатель Сергей Владимирович Фомин, историк, главный редактор интернет-портала «Русская народная линия», в 1992–1995 годах сотрудник пресс-службы Владыки Иоанна (Снычева), Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Анатолий Дмитриевич Степанов.

http://ruskline.ru/news_rl/2011/11/03/v_...

Кругом просветленные вдохновенной радостию лица. Взрослые, дети. Видно, что очень многие приехали целыми семьями. Проникновенно-молитвенное пение клироса. Слаженный хор многочисленного священства. Монашествующие. И главное — на все это, на каждого стоящего со стен храма таинственно взирает Сама Пресвятая Богородица с сотен Своих древнейших и чудотворнейших Образов… Надо отметить, что идея создания храмового комплекса в Исакове родилась более десяти лет назад у московского предпринимателя Сергея Веремеенко. Так сложилось, что однажды обратился к нему известный собиратель древних икон Владимир Николаевич Строковский. В его коллекции имелось более 100 икон Пресвятой Богородицы, которые он предложил как-то объединить и разместить с подобающим благолепием, чтобы сделать их доступными для поклонения и молитвы многих и многих людей. Это предложение сразу же благодатно откликнулось в душе Сергея Алексеевича. Сергей Алексеевич Веремеенко в храме святителя Алексия К тому времени, будучи человеком верующим, он уже не раз помогал в возрождении православных святынь, а в поисках духовной поддержки неоднократно бывал на острове Залит у «всероссийского батюшки» — отца Николая Гурьянова. Когда Сергей Алексеевич поделился с ним окрылившей его идеей, тот улыбнулся и сказал: — Через три года будешь молиться всем образам Царицы Небесной! Место для уникального храмового комплекса, ранее никогда и нигде не встречавшегося, выбранное на первый взгляд случайно, по стечению чисто житейских обстоятельств, впоследствии оказалось не лишенным Божиего Промысла. Архивные данные поведали историю о том, что в этих местах некогда были не только храмы, но и целый монастырь! И вот, 30 июня 2002 года по благословению Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II, митрополит Сергий Солнечногорский совершил чин освящения закладного камня в основании храма. Через два года, в 2004-ом, в его стенах было совершено первое всенощное бдение, накануне праздника Входа Господня в Иерусалим. 4 июня 2005 года малым Архиерейским чином Архиепископом Истринским Арсением главный престол храма был освящен в честь Святителя Алексия, митрополита Московского. А еще через три года — в 2007-м, в день празднования обретения мощей Св. Алексия, архиепископ Истринский Арсений совершил чин освящения закладного камня в основании будущего храма-музея в честь иконы Божией Матери «Неувядаемый Цвет». Теперь же мы становимся участниками его открытия — еще одного важного события в летописи Патриаршего Подворья в честь святителя Алексия, Митрополита Московского…

http://pravmir.ru/v-podmoskove-otkryilsy...

Таганрог. Часовня Алексия, митрополита Московского при железнодорожном вокзале. Вокзальная часовня /// Объект утрачен Часовня.  Утрачена.   Освящена в честь: Алексия, митрополита Московского Архитектурный стиль: Эклектика Год постройки:Между 1904 и 1908. Год утраты:1923 (снесена) Адрес: Ростовская обл., г. Таганрог, ул. ст. Таганрог-2, 6-Б (железнодорожный вокзал) Координаты: 47.221452, 38.913462 Проезд:На территории Таганрогского железнодорожного вокзала, со стороны железнодорожных путей Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Утром 5 октября 1904 года на территории станции Таганрог состоялась закладка часовни, сооружаемая на доброхотные пожертвования служащих железной дороги. Строительство велось в ознаменование радостного события — рождения Его Императорского Высочества Государя Наследника Цесаревича Великого Князя Алексея Николаевича. Богослужение совершал причт церкви святого Михаила с хором. В фундамент строящейся часовни заложили пергамент, помещенный в цинковую трубу. «Ст. Таганрог, Екатерининской ж.д. Часовня эта заложена 5 октября 1904 года в высокоторжественное первое тезоименитство Его Императорского Высочества Государя Наследника Цесаревича Великого Князя Алексея Николаевича, в царствование Государя Императора Николая Второго, при министре путей сообщения князя Хилкова, наказном атамане войска донского генерал-адъюнкта Максимович, преосвященном Екатеринославской епархии Симеона; начальнике Екатериннской ж.д. Шмидта; в присутствии начальника дорог д.с.с. Валуева и служащих ст. Таганрог». После закладки памятной доски в зале первого класса сервировали завтрак для начальствующих лиц и многочисленных приглашенных гостей. Первый тост был предложен за великого князя Алексея Николаевича. Завтрак, обильно приправленный многочисленными тостами и пожеланиями, затянулся до двух часов ночи. По окончании строительства 22 октября 1908 года состоялось освящение часовни. Чин освящения исполнил причт Архангело-Михайловской церкви. В часовне длительное время хранилась икона Божьей Матери, которую после установки самого большого колокола на звоннице Иоанно-Предтеченского храма с крестным ходом 21 ноября 1911 года перенесли в Скараманговскую церковь. Гаврюшкин " Обелиски золотых куполов " Часовня сохранялась здесь до 1923 года, после чего была разрушена. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=34333

После погребения старца иеросхимонаха отца Алексия мой батюшка Илья Николаевич несколько раз говорил о нем, в память его, в том Толмачевском храме, где прежде двадцать восемь лет служил Господу наш дорогой почивший в сане диакона и где довелось по воле Божией служить у престола Божия моему Илье Николаевичу ровно десять лет в сане пресвитера. По милости Божией, главные мысли моего батюшки были записаны, и я внесу их сюда для большей обрисовки старца и в память Ильи Николаевича. Слово это походит на то, что сказано Ильей Николаевичем на погребении отца Алексия, но оно охватывает еще и то, что тогда не сказал Илья Николаевич и что очень ценно для нас, как для искренно любивших и дороживших всегда всем, даже мелочами, касавшимися жизни дорогого батюшки. «Три свойства отличают старца от обыкновенного духовника: мудрость, смирение и любовь к приходящим к нему. Одного или даже двух свойств недостаточно, чтобы быть старцем. Мудрый может свысока смотреть на приходящих к нему грешников и тем отталкивать их от себя; мудрый и смиренный может быть замкнутым, холодным к другим, и душа человеческая не сможет раскрыться перед ним; любовь и смирение без мудрости тоже недостаточны. Почивший старец отец Алексий обладал во всей полноте тремя этими свойствами. Мудрость его была необыкновенная. Со всех концов России ехали к нему за советами, и всегда на все житейские и духовные вопросы он отвечал так мудро, что всякому сразу ясно становилось, что именно так, а не иначе надо поступать. Никто никогда не раскаивался, когда слушался отца Алексия, а кто не слушался, всегда раскаивался. Мудрость – это не только природный ум, развитый постоянным чтением в течение всей жизни (еще будучи молодым отцом диаконом он любил окружать себя книгами и в затворе читал и размышлял о прочитанном), развитый жизненным опытом, наблюдениями и т.д., но мудрость отца Алексия была главным образом особой чуткостью к познанию воли Божией. Он постоянно, всю жизнь спрашивал себя, как нужно поступать в каждом случае, чтобы исполнить волю Божию, чтобы ни одно слово, ни одна мысль не были противны Его воле, и в конце концов постоянное внимание и страх Божий научили его познавать волю Божию («И Господь открывает ее тому, кто искренно желает ее узнать» ( Иоанн Лествичник . Слово 26)).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

«Вчера был в заседании Археографического общества, – писал Александр Николаевич отцу 25 октября 1877 года, – где труды мои произвели самое отрадное впечатление на ученых специалистов… Общество наше намерено нарочно ходатайствовать перед казною и Комиссией о сохранении памятников старины – о некотором денежном вспомоществовании на починку этих памятников». Примерно в это время Александр Николаевич передал иконописной мастерской Воскресенского женского монастыря в Петербурге собрание снимков с древних икон, а Петербургской Духовной Академии – древнюю рукопись с крюковыми записями церковных напевов и обширную переписку своего покойного отца, протоиерея Н. С. Виноградова, с учеными и церковнослужителями. В мае 1881 года Александр Николаевич принял монашеский постриг с именем Алексия (в честь св. прав. Алексия, человека Божьего), затем рукоположен был в сан иеродиакона и иеромонаха. Ранее, в конце 1870-х годов, он занимался изучением китайского языка и собственно Китая, в основном по трудам великого синолога архимандрита Иакинфа (Бичурина, скончавшегося в 1853 году). И вот, уже как специалист, он в том же 1881 году поехал в Пекин в составе Русской духовной Миссии. Там он принял участие в переводе православных церковных книг на китайский язык, в сооружении православного храма в Пекине, в собирании китайских книг и рукописей. О. Алексий имел блестящие способности к изучению языков. Он знал основные европейские языки, из них очень хорошо английский. В Пекине он продолжал заниматься изучением китайского языка и его диалектов, а также монгольского языка. В Китае о. Алексий заболел, – то ли климат оказался для него тяжел, то ли еще что-то, – он долго перемогался, но вынужден был просить об освобождении от участия в Миссии. В начале 1887 года он выехал из Пекина, имея назначение в Киево-Печерскую Лавру. Долгий путь он посвятил изучению деревянных церквей Сибири. Когда он приехал в Лавру, митрополит Киевский и Галицкий Платон почти сразу отослал его на подворье Киево-Печерской Лавры в Петербурге, находившееся на Васильевском острове.

http://azbyka.ru/fiction/optinskie-byli-...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010