555 Лес вокруг скита, как бы принадлежавший теперь музею, назван был устроителями «Заповедник имени Ф.М. Достоевского». 556 «При организации музея “Оптина пустынь” 18 мая 1919 г. охрану и временное заведование музеем поручили оптинскому иеромонаху Никону (Беляеву) ; к организационной работе разрешалось привлечь “проживающую при пустыни” Лидию Васильевну Защук (р. 2 июня 1871 г.), которая с 4 декабря 1919 г. стала хранительницей музея (опт. архив ГИМ. Ед. хр. 2. Л. 39), а с ноября 1920 г. по документам она проходит уже как заведующая... Музей “Оптина пустынь” с самого начала ставил перед собой задачу сохранения фондов, монастырских зданий и территории... Музей состоял из библиотеки (30 тыс. томов) и павильонов: Потолочной и стенной живописи; Культового; Макарьевского, Вассиановского; Бытового; Кустарного; Лубка; Исторического; Портретов; Литературного; Гравюрного; Болотовской живописи; Виноградовской живописи (иеромонах Алексий (Александр Николаевич Виноградов, р. в 1846 г.), окончил Демидовский лицей, потом учился в Петербургской Духовной Академии и в Академии Художеств. Кандидат юридических наук, археограф, китаевед, художник. В составе Духовной миссии посещал Китай. Опубликовал ряд работ о Китае. В архиве Оптиной пустыни хранились некоторые его китаеведческие труды, в 1920-е гг. приезжал знакомиться с ними академик Н.И. Конрад. Основное послушание о. Алексия в Оптиной было иконописание. См. его житие в книге: Афанасьев В. Оптинские были. М., 2003. С. 516–525.); Рукодельного» (Письменные памятники в собрании ГИМ. М., 1993. С. 79). 557 ОПИ ГИМ (Отдел Письменных источников Государственного Исторического Музея). Ф. 521. Ед. хр. 4. Л. 35–35 об. 564 Иеромонах Кукша (Крискент Васильевич Степченков), р. в 1859 г. в селе Стариково Курской губернии. Начало своего монашеского жития положил в Глинской пустыни. Перешел в скит Оптиной пустыни 7 апреля 1885 г. Пострижен в мантию 4 декабря 1899 г. Был портным в ризнице и певчим на клиросе. Иеродиакон с 1 марта 1908 г. Иеромонах с 8 февраля 1909 г. Уставщик.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

—484— Память людей этого рода обыкновенно окружает легенда. Рано стала создаваться легенда и относительно Феодора Александровича. Вот что записано, например, о нём через год после его смерти: „Голубинский с обширной учёностью, глубоким знанием философии, зрелостью и крепостью мысли, соединял необыкновенное христианское смирение и почти детскую простоту. Он один, кажется, не знал о своей учёности. Голубинский пользовался всеобщим уважением не только между духовными, но и между светскими учёными и вёл огромную переписку со многими государственными людьми, лицами духовного сана и учёными; с ним в последние годы переписывался и знаменитый Шеллинг“ 2728 . Что Ф. А. обладал высокими духовными качествами и пользовался всеобщим уважением, – это подтверждается согласным свидетельством его современников. Но сомнительно, чтобы он переписывался „со многими государственными людьми“ и уже совсем не подлежит сомнению, что он не вёл переписку с Шеллингом. По свидетельству достовернейшего свидетеля, достопочтенного профессора Московской духовной академии, Димитрия Феодоровича Голубинского, свято хранящего всё, относящееся к памяти его покойного родителя, никаких следов переписки нашего философа с Шеллингом не сохранилось: „с своей стороны, – добавляет Димитрий Феодорович, сведение об этой переписке считаю неверным“. Очевидно, таким образом, что здесь мы имеем дело именно с легендой и не трудно догадаться, как сложилась эта легенда. Шеллинг несомненно знал о Голубинском. В январе 1859-го или 1860-го года Московскую академию посетил князь Сергий Николаевич Урусов и, между прочим, рассказывал, что в молодые годы он был у Шеллинга. Шеллинг спросил его: „как живёт Голубинский“? Князь отвечал: „я его не знаю“. На это Шеллинг заметил: „не делает вам, молодой человек, чести, что вы не знаете такого вашего соотечественника“ 2729 . Вероятно, не у одного только князя Урусова Шеллинг —485— осведомлялся о Голубинском и неудивительно, что на этой почве и на этом основании сложилось сказание о близком общении обоих философов: сказание это ни в ком не могло возбуждать сомнений (ибо Ф. А. как по уровню своего философского образования, так и по знанию немецкого языка, – весьма совершенному, – мог вести учёную переписку с Шеллингом); передавалось из уст в уста, как весьма вероятное; таким путём мало-по-малу отложилось в общем сознании в законченную форму и, наконец, закреплено печатью. Всё это, по нашему мнению, весьма естественно.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

И оттого-то проливал Филарет «горькие, сладкие слезы», когда впервые в сем году посетил покои митрополита Платона. Но вместе с чувством радости о перемещении на родную епархию, у новоназначенного архиепископа не могло не соединяться и чувство невольного страха от представления о великой ответственности, которую он брал на себя, вступая на такую кафедру, которую занимали святые святители: Петр, Алексий, Иона и др. и которую еще так недавно и с такою славою занимал знаменитый митрополит Платон (Левшин) . Это чувство Филарет прямо и выразил в своем вступительном слове, более выдающиеся места которого мы приведем в свое время; выражал и во многих других проповедях, сказанных в разное время во дни памяти означенных святых святителей, особенно же во дни памяти св. Алексия митрополита, которого Филарет особенно часто чтил словом с церковной кафедры. Во всех этих случаях Филарет ясно выражал мысли о своем недостоинстве к занятию этой кафедры. 32 «Сохрани меня Бог , – писал Филарет вскоре по назначении своем на кафедру Московскую, именно от 11 июля 1821 года к графу С. П. Потемкину, – чтобы я, как говорите, отвергал вас, то есть Москву. Я отвергал сам себя. Но и отречение мое не помогло. Жребий, который мне выходил и который я хотел опять положить в урну, вынут рукою, от которой нельзя уже не принять его. Теперь не отвергните меня вы». 33 В то же время Филарет, как само собою понятно, весьма интересовался сведениями о том, что думают о его новом назначении в самой Москве и как относятся к этому назначению. Вот что писал он к тому же графу Потемкину от 19 июля того же 1821 года: «Искреннейше благодарю ваше сиятельство за участие в новом явлении судьбы моей. Никто из Московских не упредил вас, и я писал пред сим к вам первому туда, сделавшись тамошним. Особенно благодарю, что не кроете от меня разных по сему случаю мнений. Я хотел предварительно уклониться от сих многих над одним судов, но теперь должно предать себя им, когда так Богу угодно. Может быть, и самые строгие право судят; всем сердцем утешаюсь, что есть открытая душа, которая не таит от меня обличения моего, надобно слушать и исправляться! Не напрасно в предыдущем письме изъявил я желание обличения».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Николо-Андреевский храм в Павшинской пойме, Красногорск, Подмосковье      Ровно три десятка лет назад в России появилось первое специализирующееся на церковном зодчестве архитектурное бюро «Арххрам». Его бессменный руководитель заслуженный архитектор Российской Федерации Андрей Оболенский, построивший за эти годы полсотни храмов, в интервью «Журналу Московской Патриархии» вспоминает, где и как «процитировал» мостовую Крестного пути Спасителя Via Dolorosa, анализирует успехи и нерешенные проблемы Программы возведения новых церквей в российской столице и оценивает мировые тенденции современного храмостроительства 6, 2021). По Патриаршему благословению — Андрей Николаевич, мысль сосредоточиться на проектировании православных храмов пришла к вам на переломе эпох — на рубеже 1980-х и 1990-х годов, когда почти все поголовно двинулись к новым горизонтам и едва ли не хорошим тоном считалось пренебрежение наработанными в «старое время» профессиональными навыками. Почему вы устремились именно к церковному зодчеству, где истоки предпочтения? — В то время я работал в институте «Моспроект-2», в специализированной мастерской, ­создававшей музейный комплекс в парке Победы на Поклонной горе. В моей зоне ответственности была так называемая зона А — фланкирующая центральный музейный корпус дуга на высоких «ножках», где сейчас размещается картинная галерея. Но уже тогда меня тянуло к индивидуальному проектированию, где преобладали бы высокохудожественные компоненты, произведения декоративного искусства. Постепенно это стремление оформилось в виде устойчивого интереса к церковному зодчеству. Ведь исторически именно в храмах были сосредоточены самые дорогие, эксклюзивные, эстетически совершенные творения человеческих рук. На излете советской эпохи в стране существовала масса проектных институтов, специализирующихся на тех или иных направлениях строительства. Например, были организации для разработки проектов театров, мостов, метрополитенов, объектов здравоохранения, стадионов и т.д. Но ни одна из них — по вполне понятным историческим причинам — не ­«отвечала» за ­храмы. Осознание именно этого факта на ­профессиональном уровне и подвигло меня к созданию архитектурного бюро «Арххрам». С детства человек верующий, я быстро увлекся этой темой. Когда же мастерская в «Моспроекте-2», занимавшаяся музеем на Поклонной горе, выполнила свою задачу и прекратила работу, мне удалось получить благословение Патриарха Алексия II на труды на новом поприще. С той минуты сомнения отпали.

http://pravoslavie.ru/140842.html

Среди наших членов Дмитрий Аркадьевич Столыпин, Ирина Дмитриевна Игнатьева, барон Михаил Николаевич Медем, графиня Анастасия Михайловна Беннигсен. В основном нашими членами являются потомки русских эмигрантов. Но имеются и так называемые в нашем кругу «новоприбывшие», то есть те, кто переехал в Германию в последние 15 лет. Члены нашего братства – церковные люди, прихожане из разных епархий РПЦЗ и Московской Патриархии. В основном они живут во Франкфурте-на-Майне, Дюссельдорфе, Мюнхене, Дрездене и некоторых других городах. Все они чем могут, тем и помогают братству. Так, в Дрездене группа наших активистов помогает содержать в порядке старые русские могилы на городских кладбищах, осуществляя, таким образом, одну из задач нашего общества. Эта же работе ведется и в Бад-Киссингене, Франкфурте-на-Майне, где члены нашего братства посещают православные захоронения времен Первой и Второй мировых войн. Нашими членами опекается и находящееся недалеко от Бад-Киссингена военное кладбище Лагер-Хаммельбург, где нашли покой около трех тысяч русских военнопленных. – А немцы среди членов братства есть? – Да. Членами братства состоят не только русские люди, но и немцы, перешедшие в Православие или воспитанные в Православии. Кроме того, среди членов братства есть один венгр, один американец, а также два-три человека еврейской национальности. Однако для нас важно, чтобы каждый член братства обязательно придерживался русской культуры. – До 1915 года членами братства были люди, живущие не только в Германии, но и в России. Могут ли, например, сегодня граждане России стать членами Свято-Князь-Владимирского братства? – Конечно. Членом братства может стать любой православный христианин, который желает на деле помогать церковному и «братскому» делу. Его местожительство может быть и в Германии, и в любой другой стране. По этому вопросу лучше всего письменно обратиться к нам. Адрес правления братства указан на нашем сайте: www.bratstvo.de. Члены нашего братства жили и живут за пределами Германии в разных странах мира: в России, Франции, Бельгии, Швейцарии, США.

http://pravoslavie.ru/4819.html

Братство было фактически разорено долголетним судебным процессом, и члены его правления разуверились в том, что в обозримом будущем они смогут получить назад братское имущество в Тегеле. Тогда братство под председательством Александра Антоновича Шпаковича (1967–1971) приняло решение о продаже имущества в Тегеле городу Берлину с тем, чтобы впоследствии братству была возвращена его территория. Русским православным кладбищем Берлин разрешил пользоваться Московской Патриархии. Исторический дом русского императора Александра III был продан одному коммерческому предприятию, которое, однако, в 1975 году этот дом снесло, выстроив на его месте современное коммерческое здание. В 1970-е годы, когда во главе правления братства находился Лев Николаевич Серов (1971–1983), на ту сумму, которое получило братство за продажу имущества в Тегеле, начали строить жилые дома в Бад-Киссингене, так что вырученные от квартиросъемщиков деньги стали фактически главным источником доходов братства. Эти средства тратились на ремонт и содержание «братских» храмов. Попутно замечу, что, согласно Уставу братства, члены его правления и все рядовые члены братства «не преследуют целей собственной экономической выгоды». Это означает, что все финансовые средства могут быть использованы только для целей, предусмотренных нашим Уставом. Сами члены братства тоже не получают никаких платежей из казны братства. – В первые годы деятельности братства оно насчитывало около 400 членов, причем среди них было немало представителей российских дипломатических кругов, аристократической элиты, банкиров и известных меценатов. А сегодня кто члены братства? – К началу великой войны 1914 года братство насчитывало даже около двух тысяч членов! В настоящее время в братстве во много раз меньше членов – всего 45. Знаменитых людей в нашем обществе, к сожалению, после кончины княжны Веры Константиновны, княгини Марии Илларионовны, А.П. Столыпина, Н.Д. Тальберга, А.А. Лампе и других уже не осталось. Однако все же есть потомки великих россиян.

http://pravoslavie.ru/4819.html

После провала государственного переворота разрушение некогда могущественной тоталитарной системы заметно ускорилось. Созданы новые возможности для труднейшего восхождения нашего Отечества к нормальной жизни. Великая история тысячелетнего государства свидетельствует, какие бы беды и невзгоды ни посылала судьба российскому народу, он в конце концов поднимался и поднимал страну. Мы снова и снова убеждаемся, что равнодушие не свойственно человеческому сообществу. Россия, вставшая на путь преобразований, свободы и демократии, обретает новых друзей по всему миру. Нам особенно дорого сопереживание и содействие соотечественников, рассеянных по свету, их стремление помочь возрождающейся России. Глубоко признателен Вам, Владимир Кириллович, за поддержку наших начинаний. Убежден, общими усилиями россияне сумеют обустроить свою жизнь, превратить Россию в свободное процветающее государство. Б.Н. Ельцин, Президент РСФСР 2006-02-01 Поздравление Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Б.Н. Ельцину в связи с его 75-летием Ваше Превосходительство, глубокоуважаемый Борис Николаевич! Сердечно поздравляю Вас со знаменательной датой в Вашей жизни — 75-летием со Дня рождения! Вы отмечаете этот благословенный юбилей в полноте душевных и телесных сил, в окружении родных и близких Вам людей, Ваших единомышленников и друзей. За прошедшие годы Господь судил Вам многое сделать и пережить. Однако во всех жизненных обстоятельствах Вы всегда хранили верность своему призванию и долгу. Ныне Вас знают в России и в мире как умудренного опытом государственного мужа, выдающегося политика, первого Президента независимой России. Присущие Вам воля, мужество и глубокая убежденность в необходимости начатых в последнее десятилетие минувшего XX века преобразований открыли перед россиянами перспективы созидания государства на новых демократических принципах. Находясь на высоком посту Президента Российской Федерации, Вы всегда являли пример ответственного и искреннего служения Родине. Мне весьма отрадно сознавать, что, во многом благодаря Вашему личному участию, успешно развивалось и крепло сотрудничество с Русской Православной Церковью, приносившее и ныне приносящее добрые плоды наших совместных усилий, направленных на восстановление порушенных в прошлом святынь, созидание духовно сильного и нравственно здорового Государства Российского. Именно в Вашу бытность главой государства началось повсеместное духовное возрождение России, позволившее консолидировать общество и сохранить страну.

http://ruskline.ru/analitika/2021/01/31/...

За гордость батюшка страшно пробирал. «Тебя, – скажет, – грязным помелом надо из обители, кто ты такая? Грязной метлой, да избить... То нехорошо, это нехорошо, духовник не так сказал. Кто ты есть? Кто ты такая есть?» И затрясется батюшка. А как смирится грешница – начнет так утешать, что идет от него улыбающаяся. Вспоминают об отце Алексии, что когда в начале его монашеской жизни он шел на трапезу рядом с о. Германом, было очень приятное зрелище. Оба они уж становились старичками идя вместе, иногда друг друга и поддержат. Когда же старец пел вместе с певчими псалом, тогда он уже шел с ними. Игумен Герман говорил про отца Алексия, что он на исповеди и сам перечисляет грехи, и спрашивает всю подноготную. Ему возразили: «Батюшка, но ведь тут можно и самому в помыслы влезть», – а отец Герман в ответ: «Конечно можно, простому человеку, но ведь у него и сила». Все расспрашивать может тот, кто сам дочиста открывается. Отец Алексий говорил иеромонаху Нафанаилу, который уклонялся от общения с игуменом Германом: «Если даже и пощечину он вам будет каждый раз давать, и то кланяйтесь... Я его прихода (батюшка уже был тогда в затворе] каждый четверг ожидаю, как манны небесной, – вот придет, все оберет, успокоит». ОТЕЦ ИГУМЕН ГЕРМАН Считаю своим долгом написать об отце Германе кое-что, из многого немногое, мои личные о нем воспоминания, поскольку я часто бывала в Зосимовой пустыни и его видала. Самое первое воспоминание о нем было со слов Ильи Николаевича, который с ним беседовал, будучи однажды, еще до нашего брака, в Зосимовой пустыни. Когда Илья Николаевич поведал старцу о своем стремлении к духовной жизни и в то же время о том, что у него есть невеста, отец Герман сначала отнесся к этому несочувственно. «За двумя зайцами погонишься, – привел он пословицу, – ни одного не поймаешь». Словом, духовник показал себя строгим монахом, для которого брачная жизнь казалась трудносовместимой с аскетической и духовной. Отец Герман был монахом с самых юных лет, и его воспитал старец иеромонах Александр, известный своей высокой жизнью.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

19 получил письмо из Вильны от Преосвященного архиепископа Алексия. Он писал от 16 числа в ответ на мое письмо от 26 января: «Давно я сердечный долг имею и служебную нужду писать Вашему Высокопреосвященству; но то остатки хворости, то избытки лености препятствовали исполнению сего до днешнего дня. Приношу Вашему Высокопреосвященству мою глубокую благодарность за посещение меня архипастырским и отеческим посланием от 26 января. Много утешен был им, хотя были в нем и скорбные нотки. Я угадал, когда заранее писал Вашему Высокопреосвященству, что Вы в Москве будете приняты с распростертыми объятиями, как гость всегда желанный. Москва Вас знает, помнит и благоговейно чтит. Но никак не мог я ожидать такой дикости и свинства во лжебратии. От М-а и А-а я ожидал вообще всякой гадости; но о Виссарионе, признаюсь, не думал так. Он ­же и коллега ваш по академии. Это свинство делают «взирая на начальника веры», зная его взгляды, ему угождая. Вот по этой-то причине, несмотря на сильное желание побывать в Москве, страшно осуществить эту мысль. Опасно, как бы не пришлось остановиться в гостиннице: не пустит ни один настоятель монастыря. Надежда только на одного Ивана Николаевича 835 , который никогда не откажет в приюте. Уверен, что Вы за все огорчения с этой стороны были обильно вознаграждены любвеобильным гостеприимством князя Владимира Андреевича, который Вас благоговейно почитает. Биографию Владыки Филарета действительно из наличных письменных людей всего лучше и удобнее может составить И. Н. Корсунский . Это муж в высшей степени трудолюбивый и проникнутый искренним благоговением к памяти Святителя. Да и много он уже изучал Владыку Филарета и как проповедника и как экзегета и в других отношениях. И время для этого труда действительно благоприятное: материалы почти все обнародованы, одни ваши труды и издания какую важную дают помощь. Постараюсь и я припомнить и изложить известное мне о великом Святителе. Наибольшую цену будут иметь воспоминания Вашего Высокопреосвященства как последнего ближайшего и любимейшего сотрудника и друга приснопамятного Владыки и, притом, одаренного феноменальною памятью. В 1867 году я напечатал мои воспоминания о Владыке в Душеполезном Чтении, они потом продавались отдельною брошюрою от Лавры.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Двенадцатью годами ранее, в 1991 году, здесь же, в Поросенковом логе было найдено захоронение девяти человек, которые впоследствии были идентифицированы как император Николай II, члены его семьи и слуги. В 1998-м эти останки с почестями захоронили в царской усыпальнице Петропавловского собора Санкт-Петербурга. Однако сомнения и споры сопровождали те события. Это подлинные останки или нет? Не в последнюю очередь сомнения возникали потому, что из 11 расстрелянных в страшную ночь с 16 на 17 июля 1918 года были найдены останки только девяти. В 1998 году старший прокурор-криминалист Владимир Соловьев в письме Святейшему Патриарху писал: «Каких-либо новых данных о судьбе останков цесаревича Алексея и великой княжны Марии не имеется. Сохранившиеся документы, в которых участники уничтожения трупов описывают события, говорят о том, что останки Алексея Николаевича и Марии Николаевны были сожжены, место, где покоятся возможно уцелевшие фрагменты, не установлено, хотя Институтом истории и археологии Урала проводились раскопки на большой площади». Участники раскопок 2007 года заявили, что связь найденных останков с первым захоронением очевидна, возможность подлога практически исключена, и, значит, найденные останки с большой долей вероятности принадлежат цесаревичу Алексию и великой княжне Марии. Как эти находки были сделаны? Кто искал — серьезные профессионалы или авантюристы? Можно ли доверять этим людям? Пожалуй, этот вопрос был самым важным в первые дни после того, как об обретении останков сообщили российские СМИ. Хорошо известно, что поиски останков царевича Алексия и великой княгини Марии с небольшими перерывами продолжались последние 16 лет, но совершенно безрезультатно. Что же произошло прошлым летом — кому-то улыбнулась удача или это стало результатом кропотливой работы? Даже после многочисленных встреч с участниками раскопок однозначный вывод сделать трудно. Известно, что все они работали самоотверженно, честно, добросовестно. Работали без всякого бюджета, «за идею». Однако кого сегодня можно увлечь идеей? Могут ли профессионалы работать как добровольцы? Серьезные сомнения здесь вполне уместны. Но сомнений будет меньше, если знать характер екатеринбуржцев, их особое отношение к поискам царских останков. Буквально по первому зову собралась команда авторитетных ученых — ведущих археологов и антропологов Урала. Никто из них в особых рекомендациях не нуждался.

http://pravmir.ru/naxodka-na-koptyakovsk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010