В мае на Урале началось выступление Чехословацкого корпуса, к чехословакам примкнули все, кто был не согласен с советской властью. 27 мая чешские войска захватили железнодорожный узел Челябинск, откуда двинулись в двух направлениях: на Екатеринбург и на Омск. Одно за другим вспыхивали крестьянские восстания против советской власти. В связи с нарастающей напряженностью в Верхне-Салдинском заводе началось формирование красногвардейских отрядов. В апреле-мае 1918 года первые красногвардейские отряды салдинцев были отправлены на борьбу с атаманом Дутовым и чехословаками, участвовали они и в подавлении июньского восстания в Невьянске. Однако 25 июля чехословацкие и казачьи войска уже овладели столицей Урала – Екатеринбургом, красные отступали в направлении Нижнего Тагила, фронт все более и более приближался к Верхне-Салдинскому и Нижне-Салдинскому заводам. В сентябре чехословаки повели решительное наступление в тагильском направлении. Боев в Верхне-Салдинском и Нижне-Салдинском заводах не было, однако через эти поселки, в особенности через Нижне-Салдинский завод, во множестве проходили отступавшие красноармейские войска. В конце сентября проходил через нее и Первый крестьянский коммунистический полк. В это время на окраине, близ тупиковой железнодорожной станции, красными было расстреляно множество заложников, в том числе священно- и церковнослужителей, тела которых закапывались там же. 1 октября 1918 года недалеко от станции Нижняя Салда приняли мученическую кончину от рук красноармейцев и верхнесалдинские священники: отец Алексий Кузнецов и отец Петр Дьяконов . Когда после отступления красных на это место пришли жители, то увидели страшную картину: отрубленные головы, изуродованные тела, кругом кровь, перемешанная с землей… 9 октября священники вместе с другими убиенными за веру поселянами были отпеты и преданы христианскому погребению: останки отца Алексия – в церковной ограде, а отца Петра – на приходском кладбище. А уже на следующий день в Нижне-Салдинский завод вошли белые. Начала свою работу следственная комиссия, собиравшая сведения о красном терроре, на месте захоронения жертв большевиков у станции Нижняя Салда установили Поклонный деревянный крест.

http://drevo-info.ru/articles/13673105.h...

34 Срав. обо всем этом в Собрании мнений и отзыв. м. Филарета I. 303 и дал., 330, 335, 347; II, 70; V, 903; доп. 410; Правосл. Обозр. 1867, XXIII, 166 дал. отд. „Изв. и замет.» и др. 36 См. Москов. Ведомости 1819 г. 86 в конце сообщения об открытии Общества Попечительного о тюрьмах. 41 См. Очерк жизнеописания м. Филарета, стр. 55–56. Москва, 1875. И только во время холеры 1847–1848 гола владыка, на случай своей смерти, сделал распоряжение о небольшом денежном обеспечении (из своих доходов) своей родной матери с ее потомством, особенно же девиц из этого потомства, „как имеющих более нужды в помощи“, но его словам. См. его Письма к архим. Антонию II, 378–379. 42 См. отд. оттиск напечатанной в 1 Душепол. Чтения за 1868 г. статьи, под заглавием: „Памяти Филарета, митрополита Московского“, стр. 13. Статья не подписана, но она принадлежит перу покойного архиепископа Литовского Алексия († 1890). Многие другие случаи милосердия Филарета к нищим и бедствующим указаны в упомянутой выше нашей статье: „Черты из жития св. праведного Филарета Милостивого в жизни Филарета, м. Московского “. 45 См. вышеупомянутую брошюру: „Памяти Филарета, митрополита Московского“, стр. 10. А пакеты обыкновенно заключали в себе сотни и даже тысячи рублей. Срав. там же, стр. 11. 46 См. Сушкова, Записки о жизни и времени м. Филарета, стр. 159–160. И здесь же можно видеть подлинно успех одного из таких предприятий. 49 Эти задачи и обязанности определены особыми Высочайше утвержденными правилами, которые см. в 1-м Полн. Собр. Законов Росс. Империи т. XXXVI, 27895. О быстроте же успехов Общества в президентство князя Голицына см. в книге В. Н. Никитина: Тюрьма и ссылка, стр. 28 и дал. Спб. 1880. 50 Выражение из относящегося к 1857 году письма митроиолита Московского Филарета, которому было очень памятно это „восстание“, так как и на его судьбу оно влияло не благоприятно. См. это письмо в Собр. мн. и отзыв. м.Филар. IV, 260. Москва, 1886. Срав. наше исследование во II томе Филаретовского Юбилейного Сборника, стр. 261 и дал. Москва, 1883.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

По рассказам о. Алексия младшие дети - великая княжна Анастасия и Наследник были очень веселыми и шаловливыми. В то время гренадер Алексей Крыжко носил густые, закрученные вверх, нафабренные усы. Бывало, семейство проходит по залу, Наследник замыкает шествие. Пока никто не видит, он быстро оборачивается и делает гренадеру знаки руками: подкручивает воображаемые усы над своей верхней губой. Великая княжна Анастасия прибегала и говорила: «Давай играть в прятки» и хоронилась в каком-нибудь укромном месте, а солдат, повертев головой по сторонам - не идет ли кто, а то еще влетит за то, что оставил пост, начинает «водить». Поначалу делает вид, что никак не может найти шалунью, а потом обнаруживает за креслом или за портьерой и игра начинается сначала. Алексей Крыжко пел в придворном церковном хоре. Здесь его заметил Великий князь Николай Николаевич и взял в свой штаб, что вероятно спасло о. Алексию жизнь. Зная его горячий и верный характер, полагаю, ему несдобровать бы, останься он при императоре. Еще в Петербурге он женился и родил сына, но революция и гражданская война разлучили А. Крыжко с семьей. Я не знаю, как он провел эти годы, но в Сараево он появился уже опытным священником, прекрасно знавшим службу, устав и приходскую жизнь. Отец Алексий служил в храме, преподавал в русской гимназии, обслуживал больницу и тюрьму, причем все это за гроши, потому, что среди русских не было богачей, а содержание храма обходилось недешево. Отец Алексий был настоящим бессребреником и еще ухитрялся помогать другим, в том числе, неоднократно, нашей семье. По своим привычкам был аскет, сам мыл и убирал храм, чистил подсвечники, организовал хор, привлек детей помогать в алтаре и на службе. Был энергичен, подтянут, на вид немного суров, добро делал исподтишка, когда никто не видит и не знает. В карманах у него всегда были леденцы, которые доставались всем встречным детям, независимо от национальной и религиозной принадлежности. Не терпел несправедливости и был очень вспыльчив, так что провинившимся иногда здорово доставалось, но потом о. Алексий первым подходил и просил прощения. Его уважали не только русские, но и местные. В 1989 году, через 60 лет некоторые старики в Сараево с теплотой вспоминали о нем. Служение в храме совершалось образцово: истово, чинно и с особой торжественностью. Сразу было видно, что настоятель прошел хорошую школу (при царском дворе).

http://ruskline.ru/analitika/2018/11/201...

Жития святых полны описания такого служения. Одним из ярких примеров этому является житие святого праведного Алексия Бортсурманского. В начале своего служения он не отличался строгостью жизни и исполнения заповеди о служении ближнему. Но после откровения, данного ему от Бога, вся его последующая жизнь прошла в служении ближним 454 . О самоотверженном служении ближним рассказывает Борис Николаевич Ширяев в своей книге «Неугасимая лампада». Фрейлина трёх императриц, попав в застенки концлагеря, не потеряв чувство собственного достоинства и сохранив в себе веру и способность видеть в каждом человеке образ Божий, пусть ненадолго, но меняет привычный образ жизни этого заведения. Своей жизнью она снискала уважение и доверие обитательниц барака. И даже когда она идёт в тифозный барак ухаживать за больными, воодушевлённые её примером, за ней идут и несколько обитательниц этого барака 455 . «Истинное счастье – это служение своим ближним» 456 . У человека, который не ведёт борьбу с грехом, а потворствует ему, в сердце укореняется эгоизм и себялюбие. Если желание помочь ближнему и возникает в его сердце, то тут же заглушается мыслями саможаления: «И зачем тебе надо тратить своё время, лучше отдохни»; «Помочь деньгами – самому нужны». И если человек не отгонит эти мысли, то скоро они заглушат и эти добрые позывы души. Как у нерадивого садовника на клумбе произрастают и сорняки, и розы, так и у такого человека из сердца выходят противоположные помыслы. Вот как об этом пишет Вышенский Затворник: «Как он свою жизнь предал обыкновенному течению, то и чувства у него, и добрые и злые, развиваются и укореняются в сердце вместе, без его ведома, и составляют смесь иногда очень странную. Как ревности о чистоте чувств сердечных у него нет, то он и не напрягается дать перевес чувствам добрым, а оставляет их самим себе и большею частью искажает пристрастиями и страстями. Судя по сему, нравственная цена их ничтожна. Напротив, чувства эгоистические у него глубоко лежат в сердце и там устрояют себе жилище постоянное. Это случайность, если они когда-либо заглушаются в сердце, что большею, впрочем, частью бывает от прилива естественных симпатических чувств к родным и приятелям» 457 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Двадцатого февраля в храме Общества, во имя Всемилостивого Спаса, были отслужены часы, затем панихида по всем почившим царям из Дома Романовых. Накануне вечером, во время всенощной, храм был полон молящимися; пели стройно все присутствующие. После всенощной весь вечер члены пели молитвы. Двадцать первого все члены и председатели отделов явились в храм Всемилостивого Спаса и участвовали в пении на литургии, а затем был отслужен молебен и после него послана телеграмма Государю Императору с выражением верноподданнических чувств. Всем присутствовавшим был предложен завтрак и чай, после чего из храма были вынесены все хоругви на громадный двор общества, установлены в порядок и двинулись через весь город к собору в Завершился крестный ход также в храме Во Имя Всемилостивого Спаса. Особо в данной связи необходимо упомянуть также праздники трезвости с крестными ходами, которые проводились в Казани с участием КОТ 28–29 апреля и 29 августа 1913 г., 8–9 апреля и 29 августа 1914 г., а также 29 августа 1916 Так, например, 29 августа 1916 г. на праздник трезвости съехались крестьяне – члены КОТ из Казанского уезда, «со своими хоругвями», которые участвовали в крестном ходе на Ивановскую площадь, «где до общего молебна был отслужен молебен священником храма Общества Всемилостивого Спаса с участием народного хора под управлением Е.Ф. Филиппова, народный хор пел духовные песнопения по пути на Ивановскую площадь и Храм фигурировал во многих отчетах, протоколах, телеграммах и иных документах КОТ, КОРС и действовавших при нем «объединенных монархических обществ и союзов». Весьма характерным в данной связи является, к примеру, содержание отправленной ими 30 июля 1908 г. Императору Николаю II телеграммы «по случаю дня рождения Наследника Цесаревича». «Члены объединенных обществ – Казанского отдела «Русского Собрания», «Казанского Общества Трезвости», «Общества Русских Ремесленников» и «Союза Русского Народа», – говорилось в ней, в частности, – сегодня, в день рождения будущего Самодержавного, Неограниченного Государя нашего, Наследника Твоего Алексия Николаевича, в своем вновь выстроенном храме Всемилостивого Спаса соборно отслужили молебствие о долгоденствии, здравии Твоем, Самодержавный Владыко земли Русской, и всей драгоценной для нас Семьи Твоей, выражаем свои верноподданнические чувства и готовность положить жизнь свою за сохранение исконных устоев русской земли.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В Москве святитель снова получил моральный удар от Первосвятителя Русской Церкви. В какой обстановке все это произошло, об этом вот что поведал автору сам Преосвященный: – Это было в феврале 1945 года. Я, – рассказывал Владыка, – недавно возвратившийся из Иркутско-Канской местности, почти три месяца обивал пороги Чистого переулка, 5. И всякий раз, когда я приходил туда, не мог добиться ничего определенного. Однажды я пришел на Чистый и, к моему удивлению, неожиданно встретил Его Святейшество, Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ. Тот удивился моему приходу и, обращаясь ко мне, с презрением сказал: «Вы все еще здесь болтаетесь?» – А что же мне делать? – ответил я. – Три месяца как я обиваю ваши пороги и не могу получить назначения ни на одну из свободных кафедр, в то время как «свои люди» свободно посещают и ютятся около Вас и получают назначения на епархии. – Кто это свои люди? – вспылил Патриарх. – Фотий (Топиро), – ответил я, – шесть раз бывший обновленцем и трижды григорианцем и теперь получивший Орловскую кафедру. Таким можно обивать пороги Патриархии беспрепятственно, а мне, как видите, с большими препятствиями. Вы, Ваше Святейшество, – продолжал я, – даже не поинтересовались моим материальным положением, на что я живу и в каком положении нахожусь: ведь я сейчас на правах самого последнего нищего. А Вы еще смеете говорить мне, что я болтаюсь здесь. – Завтра же получите назначение! – отрывисто ответил Патриарх и быстро удалился в свои покои. На следующий день, обнадеженный обещанием Святейшего, я пришел в Патриархию. Меня встретил Л. Н. Парийский с восклицанием: – О, Ваше Преосвященство, какие у Вас будущие перспективы! – Какие там перспективы, – возразил я, – когда я не могу получить назначения на кафедру, а Вы мне о перспективах глашаете. – Все будет хорошо! – утешил Парийский. – Вы только сейчас не тревожьте Святейшего, а то как бы он, в пылу негодования, не наговорил бы Вам чего-либо лишнего. Я внял гласу Льва Николаевича и поспешно удалился из Патриархии. Было 14 февраля... Я, как советовал мне Парийский, пришел снова на Чистый, 5. Было как-то пусто в залах здания. Раздевшись, я похаживал по комнатам и ожидал окончания заседания сессии Синода. Долго пришлось мне ждать. Наконец, дверь одной из комнат распахнулась, и ко мне вышел протопресвитер Н. Колчицкий.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

поиск:   разделы   рассылка Слышит ли Бог человека? Режиссер Андрей Прошкин о фильме " Орда " Источник:  ЖМП На днях зрителей ждёт премьера фильма, который – мы очень на это надеемся – станет важной вехой в культурной жизни России и, возможно, всего христианского мира. На экраны выходит фильм " Орда " . Это фильм-притча, который ставит трудные, порой мучительно трудные вопросы, и дает на них ответы. Какой должна быть молитва? Что есть предстояние перед Богом и что такое чудо? Как соотносятся святость и святительское служение? Кроме того, создатели фильма постарались с максимально возможной точностью воспроизвести быт и нравы той давно ушедшей эпохи. Режиссер картины – Андрей Прошкин, генеральный продюсер – руководитель Церковно-научного центра " Православная энциклопедия " Сергей Кравец. Монтаж " Орды " закончен осенью, и нашей редакции посчастливилось быть в числе первых, кто посмотрел этот фильм. На страницах ЖМП мы начинаем его обсуждение. Режиссер Андрей Прошкин о мифах, исторической достоверности и прекрасной игре якутских актеров – Андрей Александрович, сколько времени продолжалась работа над фильмом " Орда " ? О чем этот фильм? – Работа над фильмом " Орда " (его рабочее название " Святитель Алексий " ) продолжалась два с лишним года, с лета 2009-го. Замечательный сценарий написал Юрий Николаевич Арабов, взявший за основу один эпизод из жизни святителя Алексия, митрополита Киевского, – его поездку в столицу Золотой Орды Сарай с намерением излечить жену хана Тайдулу от слепоты. События, отраженные в фильме, происходят в середине XIV века. Это масштабное постановочное кино, и много времени ушло на подготовку съемок, подбор актеров. Всё приходилось создавать своими руками – строить декорации, шить костюмы. Ведь у нас не было фактически ничего. Дело в том, что до нашего времени дошли очень скудные сведения о жизни в 1357 году, и многое в процессе работы над фильмом – характеры, отношения людей, антураж – приходилось додумывать или создавать с нуля. Таким образом, " Орда " не столько историческое кино, сколько фильм – миф, основанный на житийном сюжете. Это не социальная или бытовая история – это картина вообще о человеке, о Боге. Это метафора о том, слышит ли Бог человека и что кажется человеку на этот счет? Хотя, конечно, мы стремились, чтобы происходящее на экране выглядело достоверным.

http://religare.ru/2_95372.html

Ильи Николаевича, перед которым лежали на столе целые груды семинарских учебников, которые нужно было знать. Далее буду писать словами моего батюшки, который очень подробно описал избушку старца Алексия, так как он бывал у него тогда довольно часто. «Избушка состояла из небольшой передней, которая с правой стороны была отгорожена занавеской и служила для батюшки кладовой, буфетной и умывальной. Там находился стенной умывальник, висело полотенце, хранилась посуда, чай, сахар, печенье и т. п. Налево от сенец была дверь в приемную, которая была и столовой, и молельней. В левом переднем углу стоял угольник с семейными и другими иконами в ризах. Тут находилось и служебное Евангелие, крест и металлическая кадильница. Перед угольником стоял аналой с богослужебными книгами, покрытый епитрахилью, с левой стороны аналоя на стене была сделана большая полка для лампы и расположения там развернутых богослужебных книг на время совершения молитвенного правила, так как на аналое они все помещаться не могли. Вдоль стены, на которой была полка, стоял диван, а перед ним стол. Тут и угощал нас, бывало, батюшка. Самовар ставили мы, но иногда неудачно, а в это время батюшка расставлял на столике посуду, доставал чай, сахар, угощение, баранки, сушки, сухарики. Потом, бывало, спросит нас, как у нас дела. Если наши дела с самоваром были уж очень плохи, то он вмешивался, дела начинали улаживаться, и самовар вскоре бы готов. Не помню, кто именно брал самовар и ставил его на стол. Горящую лучинку батюшка всегда опускал в самовар сам. Потом мы устраивались на диване, а батюшка хозяйничал, разливал чай, угощал, беседовал на разные темы. Это бывало всегда с двух часов до вечерни. Если никто больше не приходил, беседа была более практического характера; если собиралась целая компания разных людей, разговор был общего характера. Батюшка был всегда ласков, приветлив, добродушен. На стенах приемной комнаты висели картины-гравюры. Помню из них следующие: «Пастыря Иисуса» художника П. Паркера, «Агарь в пустыне» масляными красками, «Христос отрок” Гофмана. Направо от приемной, впереди, шла дверь в спальню, которая была и кабинетом, там против двери стоял письменный стол, над ним висела фотографическая группа с батюшкой, когда он еще был пресвитером Успенского собора. Направо от двери по стене стояла батюшкина кровать. Батюшка спал не раздеваясь, в подряснике и в сапогах, чтобы легче было вставать на молитву.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Когда по окончании академии Илья Николаевич был еще без места и нам очень трудно было жить не имея средств, ему предложено было преподавать Закон Божий в педагогическом классе Елисаветинского института. Старец же еще раньше высказывался за то, что он против преподавания Ильи Николаевича в женских учебных заведениях во избежание могущих быть искушений. Однако благодаря тому, что сам владыка митрополит Владимир благословил Илью Николаевича взять на себя эти уроки, то батюшка, вопреки своим взглядам, и сам благословил его преподавать Закон Божий институткам, видя в благословении митрополита особую волю Божию. Вышло так, что одна девица, совершенно нерелигиозная, под влиянием его преподавания надела на себя крест и запросилась поговеть. А когда кончался учебный год, все ученицы чуть не со слезами расставались со своим законоучителем и надавали ему свои фотографические карточки с самыми признательными надписями. Наша няня Поля, помогавшая мне выходить моих старших детей, очень страдала о своем единственном сыне, который, сделавшись столяром, начал вести разгульную жизнь. И как мать ни старалась его одеть и обуть, временами все с себя пропивал и приходил опять к ней раздетый и разутый. Много слез пролила добрая мать, много ночей она не спала. Повезла я мою бедную няню к старцу. Батюшка ласково обошелся с ней и велел ей молиться усерднее перед иконой Божией Матери «Взыскание погибших». Слава Богу, сын остепенился, женился на хорошей девушке и взял мать к себе. Правда, и теперь он иногда попивает, но все же живет со своей семьей и относится к матери хорошо. Не припомню всего, что говорил и как учил нас наш старец, да и некоторые случаи из его жизни относятся уже к периоду после 1916 г, поэтому пока перехожу от своих воспоминаний к описанию дальнейшей жизни нашего старца, то есть к уходу его в полный затвор. ПРИЧИНЫ УХОДА СТАРЦА АЛЕКСИЯ В ЗАТВОР Для того чтобы нагляднее представить причины ухода старца в затвор, обращаюсь к письмам отца Симона, адресованным моему батюшке, и читаю следующее.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Двадцатого февраля в храме Общества, во имя Всемилостивого Спаса, были отслужены часы, затем панихида по всем почившим царям из Дома Романовых. Накануне вечером, во время всенощной, храм был полон молящимися; пели стройно все присутствующие. После всенощной весь вечер члены пели молитвы. Двадцать первого все члены и председатели отделов явились в храм Всемилостивого Спаса и участвовали в пении на литургии, а затем был отслужен молебен и после него послана телеграмма Государю Императору с выражением верноподданнических чувств. Всем присутствовавшим был предложен завтрак и чай, после чего из храма были вынесены все хоругви на громадный двор общества, установлены в порядок и двинулись через весь город к собору в Кремле».(41) Завершился крестный ход также в храме Во Имя Всемилостивого Спаса. Особо в данной связи необходимо упомянуть также праздники трезвости с крестными ходами, которые проводились в Казани с участием КОТ 28 - 29 апреля и 29 августа 1913 г., 8 - 9 апреля и 29 августа 1914 г., а также 29 августа 1916 г.(42) Так, например, 29 августа 1916 г. на праздник трезвости съехались крестьяне - члены КОТ из Казанского уезда, «со своими хоругвями», которые участвовали в крестном ходе на Ивановскую площадь, «где до общего молебна был отслужен молебен священником храма Общества Всемилостивого Спаса с участием народного хора под управлением Е.Ф.Филиппова, народный хор пел духовные песнопения по пути на Ивановскую площадь и обратно».(43) Храм фигурировал во многих отчётах, протоколах, телеграммах и иных документах КОТ, КОРС и действовавших при нём «объединённых монархических обществ и союзов». Весьма характерным в данной связи является, к примеру, содержание отправленной ими 30 июля 1908 г. Императору Николаю II телеграммы «по случаю дня рождения Наследника Цесаревича». «Члены объединённых обществ - [Казанского отдела] «Русского Собрания», «[Казанского] Общества Трезвости», «[Общества] Русских Ремесленников» и «Союза Русского Народа», - говорилось в ней, в частности, - сегодня, в день рождения будущего Самодержавного, Неограниченного Государя нашего, Наследника Твоего Алексия Николаевича, в своём вновь выстроенном храме Всемилостивого Спаса соборно отслужили молебствие о долгоденствии, здравии Твоём, Самодержавный Владыко земли Русской, и всей драгоценной для нас Семьи Твоей, выражаем свои верноподданнические чувства и готовность положить жизнь свою за сохранение исконных устоев русской земли.

http://ruskline.ru/analitika/2012/11/22/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010