Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Соборы святых Русской Православной Церкви ВАРЛААМ (Ефимов Василий Севастьянович; 1903-1937), мон., прмч. (пам. 8 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВАРЛААМ (Коноплёв Василий Евфимович; 1858-1918), архим., прмч. (пам. 12 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВАРЛААМ (Никольский Василий Михайлович; 1872 - 1937), игум., прмч. (пам. 6 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВАРЛААМ I (Петров-Лавровский Василий Петрович; ок 1729 - 1802), архиеп. Тобольский и Сибирский, свт. (пам. 10 июня - в Соборе Сибирских святых) ВАРЛААМ ВАЖСКИЙ ([Пинежский или Шенкурский] Василий Степанович; † 1462), основатель Варлаамиева Важского во имя ап. Иоанна Богослова муж. мон-ря, прп. (пам. 19 июня, в субботу между 31 окт. и 6 нояб.- в Соборе Карельских святых, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ВАРЛААМ СЕРПУХОВСКОЙ (1-я треть XIV в.- 1377 или 1392), строитель серпуховского Владычного в честь Введения во храм Пресв. Богородицы мон-ря, прп. (пам. в Соборе Московских святых) ВАРЛААМ ХУТЫНСКИЙ (Алекса Михалевич; † 6.11.1193?,) прп. (пам. 6 нояб., в 1-ю пятницу Петрова поста, в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ВАРНАВА (Меркулов Василий Ильич; 1831 - 1906), иером., прп. Гефсиманский, Радонежский (пам. 17 февр., в Соборе Нижегородских святых и в Соборе Радонежских святых) ВАРНАВА (Надеждин Венедикт Александрович; 1873 - 1918), мон. прмч. (пам. 12 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВАРСОНОФИЙ (Иван Васильевич; ок. 1495 - 1576), еп. Тверской, свт. (пам. 11 апр., 4 окт., в Соборе Казанских святых и в Соборе Тверских святых) ВАРСОНОФИЙ (Плиханков Павел Иванович; 1845 - 1913), архим., прп. (пам. 1 апр., 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев) ВАРСОНОФИЙ (Лебедев Василий Павлович, 1871 - 1918), еп. Кирилловский, вик. Новгородской епархии, сщмч. (пам. 2 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/rubrics/122338_10.html

Ист.: Архимандрит Арефа: [Некролог]//Рус. паломник. 1903. 27. С. 462; [Баранов В. С. ] Архимандрит Арефа//Там же. 1903. 29. С. 511. Лит.: ЖПодв. Май. С. 94-95; Жития Сибирских святых: Сибирский патерик. Новосиб., 1999. С. 281-282; Собор Валаамских святых. СПб., 1999. С. 13-15. Игум. Андроник (Трубачёв) Рубрики: Ключевые слова: АВРААМИЙ РОСТОВСКИЙ архим., прп. (29 окт. - обретение мощей, 23 мая – в Соборе Ростово–Ярославских святых и в Соборе Карельских святых ) АНТОНИЙ РИМЛЯНИН († 1147), основатель и первый настоятель Антония Римлянина в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря в Новгороде, прп. (пам.17 янв., 3 авг. и в Соборе Новгородских святых) АФАНАСИЙ СЯНДЕМСКИЙ (XVI в.), прп. (пам. 18 янв., в Соборе Карельских святых, в Соборе Валаамских святых и в Соборе Санкт-Петербургских святых) ВАРЛААМ (Надёжин Василий Федотович; 1774 - 1846), игум. Чикойского мон-ря, прп. Чикойский (пам. 23 янв., 5 окт., 10 июня - в Соборе Сибирских святых) ВАРЛААМ (Коноплёв Василий Евфимович; 1858-1918), архим., прмч. (пам. 12 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВОНИФАТИЙ (Виноградский Дамиан Федорович, 1785 - 1871), игум., старец, прп. (пам. 27 дек., 7 фев. и в Соборе Киевских святых) ГЕРМАН Столобенский (1-я пол. XVI в. - 1614), устроитель Ниловой Столобенской в честь Богоявления муж. пуст., прп. (пам. 22 февр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ДАЛМАТ (Мокринский Дмитрий Иванович; 1594 - 1697), прп. (пам. 25 июня, 10 июня - в Соборе Сибирских святых) ДИОНИСИЙ (Зобниновский (Зобнинов, Зобнинский) Давид Федорович; ок. 1570 - 1633), прп. (пам. 12 мая, в неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в неделю перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), Радонежский ИАКОВ Соловецкий, Костромской († после 1607), прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) ИГНАТИЙ († ранее 1434), Киево-Печерский, архим., прп. (пам. 20 дек., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов, в Дальних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов)

http://pravenc.ru/text/75912.html

И постепенно стала разгораться в нем ревность подвига. Ночами часто вставал на молитву перед иконами Господа Вседержителя и Пречистой Богородицы и молился усердно, горячо, со слезами. Просил Господа: «Господи, открой мои очи, дай разуметь путь спасения! Скажи мне путь, каким мне идти, научи творить волю Твою!» И в такой заботе он пребывал долгое время. Потому и не женился – чтобы не было препятствий к рассмотрению истинного пути. Этим жарким, грозящим засухой летом 1893 года Василию Коноплёву исполнилось только 35 лет. В темных прядях его волос, как и в аккуратной бороде, не видно было ни одного седого волоска. Правильные черты лица, выразительные большие темные глаза, внимательный умный взгляд притягивали к себе внимание. Когда же Василий начинал говорить, речь его была так толкова и рассудительна, что всем становилось понятно: Сам Господь даровал ему дар убеждения, дар вести за собой. И потому, несмотря на молодость, старообрядцы Осинского уезда, чьи многочисленные скиты и кельи раскинулись рядом с Белой горой, видели в нем главу и наставника. Если б попов здесь признавали – Коноплёв бы точно попом стал. Но не признавали. После чтения на рассуд старообрядцы не расходились. Всех ожидала общинная, соборная трапеза – щедрая, достаточная. Хозяйства у старообрядцев были справные – как говорится, тугие. Если трудиться с душой да вино не пить – Господь всё посылает. Славились пчеловодством. У самого Василия пасека изрядная и знатный мед… Спор о вере. Художник: Д.Е. Жуков (1841–1903). 1867 г.      Сели за стол. Достали каждый свою «соборную» чашку, полотенце. После трапезы чашку в полотенце каждый завернет и с собой унесет. Василию нравился строгий, давно заведенный ритм, нравились чин и порядок. Душа любила. Во всём порядок должен быть – это хорошо и Господу приятно. У Него ведь тоже – стройные чины ангелов и архангелов… И все стройно поют, а не вразнобой… Как-то Василий съездил на богомолье в Черемшанский монастырь Саратовской губернии – лавру раскольников, и ему там так понравилось, что давняя мечта стать иноком опять всколыхнула душу. На всенощном бдении множество чинных монахов, впереди седые схимники; сотни возженных свечей и горящих лампад перед богатым иконостасом, чтецы читают неспешно, внятно и благоговейно, все крестятся и поклоны кладут один в один – порядок и благолепие… Остаться пока не решился. Вернулся домой.

http://pravoslavie.ru/81575.html

визитом в Александрийском Патриархате (28 апр.- 4 мая). Страдая сахарным диабетом и вызванным им ухудшением зрения, Н. многократно приезжал на лечение в СССР, особенно в Одессу, где наблюдался в Ин-те глазных болезней и тканевой терапии им. В. П. Филатова. В ходе ряда визитов он участвовал во всемирных миротворческих конференциях религиозных деятелей в Москве (июнь 1977, май 1982), в торжествах по случаю 400-летия явления Казанской иконы Божией Матери (21 июля 1979) и др. мероприятиях, был награжден орденом прп. Сергия Радонежского 1-й степени (1979). Во время последнего пребывания Н. в СССР (лето 1986) у него случился инсульт, к-рый впосл. осложнился инфарктом миокарда. Н. скончался в Московской клинической больнице им. С. П. Боткина. Отпевание состоялось 17 июля в кафедральном соборе свт. Николая в Каире. Патриарх был погребен в крипте мон-ря вмч. Георгия в Ст. Каире. Арх.: ОВЦС МП. Лит.: Казновецкий А., прот. Новый Предстоятель Александрийской Церкви Блаженнейший Папа и Патриарх Александрийский и всей Африки Николай VI//ЖМП. 1968. 7. С. 44-48; он же. Братский визит Блаженнейшего Николая VI, Патриарха Александрийского и всей Африки//Там же. 1969. 9. С. 6-11; 10. С. 5-13; Визит Патриарха Александрийского в СССР//Там же. 1973. 9. С. 13-18; Петлюченко В., прот. Визит Блаженнейшего Николая VI, Папы и Патриарха Александрийского//Там же. 1976. 11. С. 8-13; он же. Визит Предстоятеля Александрийской Церкви//Там же. 1979. 11. С. 13-14; 1983. 12. С. 10-11; он же. Визит Папы и Патриарха Александрийского Николая VI в СССР//Там же. 1982. 9. С. 4-5; он же. Братский визит Предстоятеля Александрийской Церкви//Там же. 1985. 11. С. 43-46; Алексий [Коноплёв], архиеп., Божок С., прот. Пребывание в нашей стране Предстоятеля Александрийской Церкви//Там же. 1977. 11. С. 7-9; Орлов И., прот. Из жизни Александрийской Православной Церкви//Там же. 1977. 7. С. 47-50; 1979. 6. С. 46-48; Пребывание в Советском Союзе Блаженнейшего Папы и Патриарха Александрийского Николая VI//Там же. 1981. 11. С.

http://pravenc.ru/text/2566050.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН (Новосёлов Яков Адрианович; 19.03.1879, дер. Новосёловская Котельнического у. Вятской губ.- 14.10.1918, Осинский у. Пермской губ.), прмч. (пам. 12 авг., в Соборе Пермских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), иером. Поступил послушником в Белогорский во имя святителя Николая Чудотворца мужской монастырь . 11 апр. 1913 г. принял монашество с именем Иоанн. 25 сент. 1917 г. рукоположен во иерея Соликамским еп. сщмч. Феофаном (Ильменским) . В авг. 1918 г. мон-рь был разорен красноармейцами, настоятель архим. прмч. Варлаам (Коноплёв) арестован и расстрелян по дороге в г. Оса. В окт. И., инок прмч. Савва и иеродиаконы Виссарион и Матфей (Банников) были отправлены на принудительные работы. За отказ участвовать в подготовке революционного праздника после жестоких пыток утоплены в р. Каме. Место захоронения неизвестно. 2 июля 1998 г. Пермским и Соликамским архиеп. Афанасием (Кудюком) И. канонизирован вместе с Белогорскими преподобномучениками как местночтимый святой в Соборе Пермских святых. Прославлен к общецерковному почитанию Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. 18 янв. 2002 г. на подворье Белогорского мон-ря в Перми была открыта часовня во имя прмч. Варлаама (Коноплёва) и иже с ним пострадавшей братии. Лит.: Дамаскин. 1996. Кн. 2. С. 116; Помянник мученически пострадавших за веру православную, церковь и ближния от произвола большевиков//Гребневский листок. Фрязино, 1996. 11. С. 28; Деяние о канонизации//Правосл. Пермь. 1998. 7(26). С. 2. Рубрики: Ключевые слова: АНАТОЛИЙ (Ботвинников Анатолий Иванович; 1881-1937), иером., прмч. (пам. 31 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ГЕРАСИМ (Мочалов Григорий Игнатьевич; 1870-1937), иером., прмч. (пам. 22 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) ГЕРАСИМ (Сухов Герасим Федотович; 1866-1937), иером., прмч. (пам. 19 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)

http://pravenc.ru/text/469283.html

Лит.: Строев. Списки иерархов. Стб. 331, 742; Коноплёв Н. А. Святые Вологодского края. М., 1895. С. 42; Мельник А. Г. История почитания ростовских святых в XII-XVII вв.: Канд. дис. Ярославль, 2003. Ркп.; То же: АКД. Ярославль, 2004. А. Е. Тарасов, А. А. Турилов Рубрики: Ключевые слова: ГРИГОРИЙ († 1416), свт. (пам. 3 мая, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), еп. Ростовский и Ярославский АЛЕКСИЙ (1304-1378), митр. всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых) ВАРСОНОФИЙ (Иван Васильевич; ок. 1495 - 1576), еп. Тверской, свт. (пам. 11 апр., 4 окт., в Соборе Казанских святых и в Соборе Тверских святых) ДИМИТРИЙ (Савич (Туптало) Даниил Саввич; 1651 - 1709), митр. Ростовский и Ярославский, свт. (пам. 21 сент., 28 окт., 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 10 июня - в Соборе Сибирских святых) ЕВФИМИЙ († после 1149), еп. Переяславский, свт. (пам. в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и всех святых, в Малой России просиявших, в Неделю 2-ю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших) ЕВФИМИЙ II Вяжицкий (нач. 80-х гг. XIV в. (?)-1458), архиеп. Новгородский и Псковский, свт. (пам. 11 марта, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ИГНАТИЙ († ранее 1219), еп. Смоленский, свт. (пам. в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых) ИГНАТИЙ (Брянчанинов Дмитрий Александрович; 1807-1867), еп. Кавказский и Черноморский, аскетический писатель, свт. (пам. 30 апр., в Соборе Брянских святых, в Соборе Костромских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых и в Соборе Ростово-Ярославских святых) КИРИЛЛ II († 1262), еп. Ростовский, свт. (пам. 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых) МИТРОФАН (мирское имя Михаил; нояб. 1623 - 1703), еп. Воронежский, свт. (пам. 7 авг., 23 нояб., 23 июня - в Соборе Владимирских святых, 4 сент.- в Соборе Воронежских святых, 7 июня - в Соборе Иваново-Вознесенских святых, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 10 сент.- в Соборе Липецких святых)

http://pravenc.ru/text/178453.html

Черноморская войсковая Екатерино-Лебяжская Свято-Николаевская пуст. Хромолитография И. Митченко. 1876 г. (ГИМ) Черноморская войсковая Екатерино-Лебяжская Свято-Николаевская пуст. Хромолитография И. Митченко. 1876 г. (ГИМ) В епархии традиционно почитаются св. источники: Св. Рука, Казанской иконы Божией Матери (в Грушевой балке, Крымский р-н), прор. Илии (близ ст-цы Куринской Апшеронского р-на), вмч. Пантелеимона (в Грушевой балке и в г. Горячий Ключ), вмц. Параскевы Пятницы (в ст-це Стародеревянковской Каневского р-на и близ ст-цы Некрасовской Усть-Лабинского р-на), иконы Божией Матери «Живоносный Источник» (в ст-це Пластуновской Динского р-на и на хуторе Горном под Новороссийском) и др. Архиереи Иоанн (Левицкий; май - кон. 1919 или нач. 1920, 1921 - сер. 1922, с кон. 1921 или нач. 1922 архиепископ), Киевский и Галицкий митр. Антоний (Храповицкий; 1920, в. у.), еп. Иннокентий (Летяев; 15 окт. 1923 - 1 окт. 1927, сначала временно управлял Краснодарской кафедрой как Ставропольский и Кавказский епископ, 20 авг. 1926 назначен Краснодарским архиереем), архиеп. сщмч. Феофил (Богоявленский; 1927 - 25 янв. 1933, возведен в сан архиепископа в 1930, ранее 3 июня), еп. Феодосий (Ващинский; апр. 1933, в епархию не приезжал), еп. Памфил (Лясковский; 11 авг. 1933 - 23 янв. 1936), еп. Софроний (Арефьев; февр. 1936 - 22 июня 1937), еп. Никодим (Гонтаренко; 31 авг. 1942 - нач. 1943), еп. Фотий (Топиро; 25 июля 1943 - 28 дек. 1944), еп. Флавиан (Иванов; 8 янв. 1945 - 19 окт. 1949), архиеп. Ермоген (Кожин; 19 окт. 1949 - 15 апр. 1954), Курский еп. Иннокентий (Зельницкий; апр.- 11 нояб. 1954, в. у.), Алеутский и Североамериканский архиеп. Борис (Вик; 11 нояб. 1954 - 25 апр. 1956, в. у.), Новороссийский еп. Сергий (Костин; 25 апр.- 31 мая 1956, в. у.), митр. Виктор (Святин; 31 мая 1956 - 18 авг. 1966, с 20 июня 1961 - в сане митрополита), Ставропольский и Бакинский архиеп. Михаил (Чуб; 19 авг. - 8 окт. 1966, в. у.), архиеп. Алексий (Коноплёв; 8 окт. 1966 - 19 апр. 1978), архиеп. Ермоген (Орехов; 10 апр. 1978 - 27 янв. 1980), Ставропольский и Бакинский еп. Антоний (Завгородний; 27 янв.- 24 апр. 1980, в. у.), архиеп. Владимир (Котляров; 24 апр. 1980 - 12 мая 1987), митр. Исидор (Кириченко ; 12 мая 1987 - 8 авг. 2020), митр. Павел (Пономарёв; с 25 авг. 2020). Монастыри

http://pravenc.ru/text/189631.html

Во вторник Светлой седмицы, во время праздничного богослужения, иноки были убиты в своей келье местными жителями Ярыгиным и Ивановым. Убийцы стреляли в монахов через окна. Забрав с чердака нехитрый домашний скарб, они подожгли дом и услышали, как изнутри раздались крики, мученики еще были живы. Ярыгин и Иванов вскоре были арестованы. На суде Иванов, являвшийся комсомольцем, пытался оправдать злодеяние «контрреволюционностью» монахов. Суд приговорил Иванова и Ярыгина к 10 и 8 годам заключения. В. и прмч. Никифор был прославлены Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г . Лит.: Столяров В. Настоятель Соловецкого мон-ря архим. Вениамин//Моск. журнал. 1995. 9. С. 8-12; История первоклассного ставропигиального Соловецкого мон-ря. М., 2001. С. V-VI; Православный церковный календарь, 2003/Изд. Соловецкой обители. М., 2002. С. 177-182. Игум. Дамаскин (Орловский) Рубрики: Ключевые слова: АМВРОСИЙ (Астахов Алексей Аникеевич; 1860–1937), архим. , прмч. Московский(пам. 8 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) ВАРЛААМ (Коноплёв Василий Евфимович; 1858-1918), архим., прмч. (пам. 12 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВАСИЛИЙ (Цветков Гавриил Георгиевич; 1867-1937), архим., прмч. (пам. 4 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Российских, в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших и в Соборе Рязанских святых) ВЛАДИМИР (Волков Георгий Нилович; 1878-1938), архим., прмч. (пам. 12 марта, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) ГАВРИИЛ (Яцик Гавриил Петрович; 1880-1937), архим., прмч. (пам. 10 сент., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) ГЕННАДИЙ (Ребеза Григорий Матвеевич;1880-1937), архим., прмч. (пам. 19 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ГЕРМАН (Полянский Борис Иванович; 1901 - 1937), архим., прмч. (пам. 22 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)

http://pravenc.ru/text/150271.html

Т. 6. 113. Стб. 758). 30 нояб. 1485 г. архиерей подтвердил установленный архиеп. св. Евфимием II (Вяжицким) порядок недельных служб духовенства 6 городских соборов в Софийском соборе с уплатой софийскому священнику, к-рый замещал на приходе служившего в соборе иерея, гривны; за неуплату ее полагался штраф, в т. ч. 2 р. в пользу архиерея ( Макарий (Миролюбов). Грамоты. 2. С. 2-3). Г. проявлял заботу по отношению к мон-рям и их основателям. 15 марта 1491 г. он освободил от уплаты пошлин приписной к Соловецкому мон-рю храм свт. Николая в Варзуге (Акты Соловецкого монастыря: 1479-1571 гг./Сост. И. З. Либерзон. Л., 1988. С. 20-21. (АСЭИСР)), в 1501/2 г. подтвердил жалованную грамоту архиеп. Феофила Соловецкому мон-рю на Бобровую гору (ГВНиП. 99. С. 155). В Житии прп. Корнилия Комельского говорится, что преподобный, обходя мон-ри, пришел в Новгород к Г. и «пребысть у него немало». Г. убедил его принять священнический сан и хотел оставить у себя, но по настоянию святого отпустил его безмолвствовать в пустынь. Г. часто вызывал прп. Корнилия к себе для духовных бесед, снабжал Корнилиеву Комельскую пуст. всем необходимым и однажды сам посетил ее (РГБ. Троиц. 676. Л. 512-512 об.; по др. сведениям, прп. Корнилий принял сан священства от митр. Симона ( Коноплёв Н. Святые Вологодского края//ЧОИДР. 1895. Кн. 4. С. 87)). Отношения сотрудничества и покровительства сложились у Г. с прп. Иосифом , основателем Иосифова Волоколамского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря , располагавшегося на территории Новгородской епархии. В своих посланиях прп. Иосиф называет вклады, данные Г. в Волоколамскую обитель,- «селцо Мечевьское, да две деревни, да сельцо Чемесово в Рузе, да колокол во сто рублев», «владыка Новогородцкой Генадей всего дал боле двухсот рублев» (Послания Иосифа Волоцкого. М.; Л., 1959. С. 210). Согласно Житию прп. Иосифа Волоцкого, написанному неизвестным ок. сер. XVI в., Г. находился с прп. Иосифом в переписке («любяше и зело и часто к нему посылаше») и сделал его своим наместником в Волоке («наместника своего церквам волоцким сотвори, и вся оправданиа и вины церковныа [суд.- Авт.] вручи ему...

http://pravenc.ru/text/162054.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГРИГОРИЙ И КАССИАН Григорий [Гавриил] и Кассиан [Константин Дмитриевич] († кон. XIV в.), преподобномученики (пам. 15 июня, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых), Авнежские, ученики прп. Стефана Махрищского, основатели Авнежского в честь Св. Троицы муж. мон-ря . Сведения о жизни и мученической смерти Г. и К. сохранились в Сказании об обретении мощей святых с чудесами (РГБ. Ф. 304/I. 635. Л. 39-110 об., нач. XVII в.; Ф. 304/II. 5. Л. 563-600 об., 1-я пол. XVII в.; Ф. 236. 94. Л. 384-402, нач. XVII в.; БАН. Арханг. Д. 233, XVII в., и др.), а также в Житии прп. Стефана Махрищского. Оба произведения были составлены Иоасафом , игум. Данилова мон-ря (по всей вероятности, Данилова переславль-залесского во имя Св. Троицы муж. мон-ря , в актах в 1566 упом. его настоятель игум. Иоасаф). После 1560 г. Иоасаф по благословению митр. св. Макария посетил Стефанов Махрищский во имя Св. Троицы мон-рь , где в 1557 г. были обретены мощи прп. Стефана и игум. Варлаам (см. Варлаам , еп. Суздальский) составил жизнеописание преподобного с рассказом о чудесах. (Варлаам воспользовался записями прадеда - монастырского свящ. Серапиона, современника прп. Стефана; мон. Серапион в числе первых насельников Махрищского мон-ря записан в монастырском синодике - РГБ. Ф. 711. 31. Л. 14.) Иоасаф доработал труд игум. Варлаама и, по-видимому тогда же, на основе записей свящ. Серапиона и рассказов Варлаама составил Сказание об обретении мощей Г. и К. Житие прп. Стефана и Сказание об обретении мощей Г. и К. тесно связаны между собой, в ряде списков перед Сказанием помещены фрагменты из Жития с рассказом о Г. и К. От этих памятников неск. отличается появившаяся позднее 2-я редакция Сказания об обретении мощей Г. и К. Ее список находился в б-ке Авнежского мон-ря, после закрытия обители в 1764 г. он хранился в приходской ц. во имя Г. и К. на Авнежском погосте, где был обнаружен в кон. XIX в. и введен в научный оборот свящ. Н. А. Коноплёвым (список утерян, редакция известна в подробном пересказе Коноплёва). 2-я редакция Сказания, в к-рой, по словам автора, на основе местных преданий уточняются и дополняются сведения игум. Иоасафа, содержит иную версию мученической кончины Г. и К.

http://pravenc.ru/text/166842.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010