«Да... большая пропаганда ведется уже целых десять лет против Церкви, – говорил в одной из проповедей о. Анатолий. – Но работа по созданию Церкви велась как будто не десять лет, а сотни лет, тысячу и больше, и все, значит, пошло насмарку. Чья же это вина?» 47 . Свою меру ответственности за унижение достоинства человека и Церкви несут и миряне, которые искали в религии утешения, не проявляя ревности о доме Божием. В результате пассивности христиан «народ наш... стал отверженным народом, потому что сам отверг святыню Церкви Божией» 48 . Слово о. Анатолия имело необычайную силу. Во время его службы храмы (до 1927 года он служил порой по приглашению в разных городских церквах) были переполнены. Неудивительно, что власти воспринимали священника Жураковского как опасного врага. Мы помним, что первый раз, весной 1923 года (в ночь на Чистый четверг), когда этот рядовой священник стал фактически одним из главных борцов с обновленчеством в Киеве, его арестовывают с формулой: за подрыв советской власти путем проповедей 49 . Второй – и последний – раз он был арестован в 1930 году (на Покров 50 ) как «руководящий» участник «всероссийского церковно–монархического контрреволюционного центра». В эту сфабрикованную чекистами организацию зловещие фантазеры из ОГПУ свели наиболее активных и последовательных сторонников бескомпромиссного отношения к антирелигиозной политике Кремля («непоминающщие», «иосифляне» и др.). Аресты по этому делу прошли во многих городах страны. Такого пастыря, как о. Анатолий Жураковский , гонители христианства могли только уничтожить, потому что церковное дело, им созданное, само по себе невозможно было разрушить, как невозможно остановить рост дерева или погасить луч солнечного света. Можно лишь срубить растение, убрать источник освещения. Коллегия ОГПУ на своем судебном заседании 3 сентября 1931 года приговорила о. Анатолия к расстрелу «с заменой заключением в концлагерь сроком на десять лет». Этот приговор был вынесен ему и епископу Алексею (Бую) 51 – их имена стоят во главе длинного списка приговоренных 52 .

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij-Zhura...

Церковь вмц. Анастасии Узорешительницы (Псков) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Церковь Анастасии Узорешительницы основана не позднее XV века, сегодня здесь хранится большое количество святынь и реликвий; памятник республиканского значения. Престольные праздники: 4 января, день памяти св. Анастасии Узорешительницы; 10 ноября, день памяти св. Параскевы Пятницы. Содержание История [ править править код ] В Псковских летописях о постройке церкви говорится под 1487 годом: «В лто 6996…церковь поставиша святоую Анастасею на Полонищи, на Кузнецкои оулице, на Яковлеве посадничьи огороде, на Горки; и свершиша в один день, и свящали, и божественноую литоургию пша.». В тот год в Пскове свирепствовал мор (эпидемия), сгубивший много народа. И псковичи по обету за один световой день поставили 2 церкви: «В лто 6995 бысть мор великъ въ Псков тогда поставиша 2 церкви, святого образа господа Исуса христа да святоую мученицоу Анастасею». Церковь во имя Анастасии была деревянной. О строительстве каменной церкви летопись не упоминает, однако в 1538 году она уже была: «В лто 7047... октября въ 5, бысть пожар во Пскове: погор Полонище все и церквеи 12 ... а на Кузнецкои оулице в Настасеи каменыя церкви верхъ падеся, и 4 человеки в неи згоре…». Ещё одни раз Псковские летописи упоминают о храме - в 1636 году в связи со следующим чудесным событием: «В году. Сентября въ 29 день, отрокъ нкии 12 лет, на Полонищи идущу ему на бую у церкви святыя Анастасия, и ухватило его некая сила аки втром, и явися яко человекъ с крилы без ногъ, и молвил ему: не боися и скажи в житии сем всяким людем, чтобы жили в покаянии и в чистот, а не учнутъ тако быти и будетъ гнв божии велик на граде семъ. И взятися от него на крилах от земля выше креста святыя церкви великомученицы Анастасии». В Псковских писцовых и оброчных книгах 1585-1587 годов церковь упоминается и называется «Настасья святая с Полонища, на Кузнецкой улице». Название Кузнецкой улицы не случайно. Оно определялось характером занятий ее жителей. Эта местность была заселена мастерами кузнечного ремесла. «Кузнецы» были достаточно обширным районом. Полонищем называлась территория к югу от городской стены 1374/75 года, защищенная деревянными укреплениями в 1465 году.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Анаста...

Прп. Амфилохий стал сподвижником и помощником прп. Дионисия. А кротость его и смирение просияли повсюду. Пред кончиной прп. Дионисия прп. Амфилохий сказал ему со слезами: «Помолись обо мне, отче, да и меня возьмешь с собой из сей жизни». Но прп. Дионисий отвечал ему, что он много молился об этом, но что Господу угодно, чтобы он еще потрудился в этой жизни. Ему он поручил пред кончиной стадо свое.  Преставился прп. Дионисий в 1437 г., а его ученик и преемник — в 1452 г. Оба преподобных почивают в Сосновецком монастыре, который существовал до наших дней. Прп. Тарасий был игуменом и проповедником слова Божия в Великой Перми, где еще было много язычников. Но, придя к прп. Дионисию, он вручил ему свое небольшое имение и себя самого в послушание, смиренно говоря: «Прежде всего подобает от плода вкусить труждающемуся делателю, то есть самому делать, а потом уже учить народ!»  В Глушицкой лавре он проходил суровое постническое житие и стяжал дар слез. Так он прожил 10 лет при жизни преподобного, а по кончине его был помощником преемника его, прп. Амфилохия.  Погребен прп. Тарасий в Глушицком монастыре, давно уже упраздненном. •  См. коммент. к житию прп. Дионисия Глушицкого — 1 июня. Преподобный Иаков Брылеевский (XV в.) Память его празднуется 11 апр. в день тезоименитства с прп, Иаковом Железноборовским, в день Сошествия Святого Духа на апостолов, 23 янв. вместе с Собором Костромских святых Прп. Иаков Брылеевский (из рода дворян Брылеевых) был учеником прп. Иакова Железноборовского (память его 11 апр.) и трудником Железноборовского Предтеченского монастыря (слово «трудник» имеет два значения: труженик и послушник), Он основал впоследствии Брылеевскую пустынь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, в 5 верстах от Предтеченского Железноборовского монастыря, по направлению к городу Бую. Прп. Иаков скончался в XV в. и был погребен в Введенской церкви в пустыне. Преподобный Иоанн Галичский (XV в.) Подвижник Паисиева и Николаевского монастырей. Преподобный Игнатий, Игумен Спасо-Елеазаровский (XV в.) Память его празднуется 15 мая тесте с прп. Евфросином Псковским и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Псковских святых Прп. Игнатий был постриженником начальника псковских пустынножителей св. Евфросина, в схиме Елеазара (память его 15 мая). Он был рукоположен в сан пресвитера и стал первым игуменом Спасо-Елеазаровой обители еще при жизни преподобного основателя ее. Св. Игнатий был любимым учеником прп. Евфросина, и ему одному тот поведал о видении трех святителей. Вскоре после Игнатия в обитель к Евфросину пришли и другие два брата, прпп. Харалампий и Памфил. Эти три подвижника были как бы три духовных столпа обители и настоятельствовали впоследствии один за другим.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2368...

Храмы в форме восьмиконечной звезды символизируют Вифлеемскую звезду, приведшую волхвов к месту, где родился Христос. Таким образом, Церковь Божия свидетельствует о своей роли путеводительницы к жизни Будущего Века. Храмы в форме корабля – самый древний тип храмов, образно выражающий ту мысль, что Церковь , подобно кораблю, спасает верующих от гибельных волн житейского плавания и ведет их к Царствию Божию. Храм в форме корабля Здания всех православных храмов всегда завершаются куполами, которые символизируют духовное небо. Купола же, в свою очередь, непременно увенчиваются крестами, как знамением искупительной победы Христа. Православный крест, воздвигаемый над храмом, имеет восьмиконечную форму, иногда в его основании находится полумесяц, имеющий очень много присваиваемых ему символических значений, одно из которых – якорь христианской надежды на спасение по вере в крестные заслуги Христа. Восемь концов Креста означают восемь основных периодов в истории человечества, где восьмой – это жизнь Будущего Века. Разное количество глав у храмового здания обуславливается тем, кому они посвящены. Одноглавый храм: купол знаменует собой единство Бога, совершенство творения. Двуглавый храм: два купола символизируют два естества Богочеловека Иисуса Христа, две области творения (ангельскую и человеческую). Трехглавый храм: три купола символизируют Пресвятую Троицу. Четырехглавый храм: четыре купола символизируют Четвероевангелие, четыре стороны света. Пятиглавый храм: пять куполов, один из которых возвышается над остальными, символизируют Христа, как Главу Церкви, и четырех евангелистов. Семиглавый храм: семь куполов символизируют семь Таинств Церкви, семь Вселенских Соборов, семь добродетелей. Девятиглавый храм: девять куполов символизируют девять чинов ангельских. Тринадцатиглавый храм: тринадцать куполов символизируют Иисуса Христа и двенадцать апостолов. Одноглавый храм Петра и Павла на Бую, XIV–XVI вв. Псков Пятиглавый храм Христа Спасителя. Москва Девятиглавый храм Покрова Божьей Матери (собор Василия Блаженного), середина XVI в. Москва

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Ликурга. Храмовый комплекс. Церкви Троицы Живоначальной и Михаила Архангела. Храмовый комплекс. Действует.   Год постройки:Дата постройки неизвестна. Адрес: Россия, Костромская область, Буйский район, с. Ликурга, ул. Троицкая Координаты: 58.583629, 41.843984 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью На территории древнего села Ликурга нынешнего Буйского района есть интересный исторический памятник – Троицкая церковь. Впервые волость Ликурга упоминается в грамотах 1428 года, более ранние грамоты не сохранились. В дальнейшем название этой волости не раз встречается в грамотах, связанных с феодальной войной, которая проходила на Руси в 1433-1453 годах. В 1505 году Ликургская волость числилась в Костромском уезде и простиралась почти до Галичского озера. Из рек, протекающих по территории Ликурги , упоминаются Векса, Ноля, Касть, Гарница, Шача, Юрменка, Коломша. В течение 15 и 16 веков костромские волости не раз подвергались набегам казанских татар с целью грабежа и захвата пленных. В 1536 году Ликургская волость вместе с другими волостями: Корегой, Залесьем, Железным Борком била челом великому князю Ивану Васильевичу Грозному, чтобы государь велел поставить город для того, что " там волостей много, а от городов далеко " . Вследствие этой челобитной, в 1536 году матерью царя Еленой было положено основание городу Бую, сделавшемуся оплотом для защиты этой стороны от частых набегов казанских татар, которые по рекам Костроме и Вексе доходили до Галича и разоряли прибрежные волости. Центром волости был погост Ликурга , а вблизи - село Троицкое (Григорьевское). На территории волости имелось множество церквей, но главной считалась Троицкая церковь в Ликурге . В XVII и начале XVIII века Ликурга принадлежала роду бояр Готовцевых, и центр состоял из двух сел (двух приходов) - Ликурга Троица и Ликурга Рождество. Уже в начале XVII века церкви в Ликурге считались крупными и относились к двурядным, имели патриаршие несудимые грамоты, предоставляющие им ряд льгот, за что они платили двойную дань непосредственно в патриаршую казну в Москве.

http://sobory.ru/article/?object=43353

БОГОСЛОВСКАЯ на подворье Снетогорском у Рыбницкого ряда каменная основана в 1367 году; перестроена в 1446 году; засыпана для городовых укреплений в 1701 году. ТРОИЦКИЙ каменный Собор перестроен 1З68 года. ГЕОРГИЯ ВЕЛИКОМУЧЕНИКА с Болота построена 1З70 года; перестроена каменная 149З года; по Штатам 1764 года положена была с жалованьем, но за сгоранием с 178З года упразднена. ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ с Бую, или кладбища, перенесена на другое место 1373 года; с начала 18 столетия учреждена быть Собором и в звании сем оставлена по Штатам 1764 года. ВЛАСИЕВСКАЯ с площади перенесена на другое место в Домантовой стене и создана каменная 1З7З года; по Штатам 1764 года положена была с жалованным окладом вместо Николаевской, тогда на лице не оказавшейся, но в 1786 году упразднена. НИКОЛАЕВСКАЯ на Всосе, или на Усосе (Усохе) построена 1З7З года; перестроена вновь 1536 года; в 1764 году положена в Штатный жалованный оклад. СВ. КИРИЛЛА над греблею построена 1374 года. ТИМОФЕЯ ДОМАНТА, Благоверного Князя, каменная в Домантове стене построена 1574 года. ВАСИЛИЯ ВЕЛИКАГО на горке у Петровских ворот строена Князем Василием во имя своего Святого с приделом Алексия, во имя Святого тезоименитого сыну своему, расписана 1377 года, а каменная построена 1415 года; по Штатам 1764 года положена с окладным жалованьем, а в 1786 году приписана к Николаевской на Усохе. АНАСТАСИЕВСКАЯ строена тем же Князем во имя Святой, тезоименной жене своей и дочери 1383 года. НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА с Запсковья у Креста основана 1З8З года. СВ. ДУХА в Домантове стене основана каменная 1383 года. СПАССКАЯ у Старого Костра по Великой улице на левом углу первого переулка построена 1З84 года; по Штатам 1764 года положена была с окладным жалованьем: но с 1786 упразднена и здание оной отдано для устроения Лютеранской Кирхи. ВОЗДВИЖЕНСКАЯ на Княжом Дворе близ нынешнего Пушечного двора построена 1З84 года. СВ. ФЕОДОРА каменная за стеною построена 1385 года. РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА каменная в Домантове стене над Рыбницким рядом основана 1З88 года; в 1701 году засыпана для Крепостных устроений; по Штатам 1764 положена была с жалованным окладом: но

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

3. Господин, исстари, нога, а раб – подметка ( Мф.3:11 ; Иак.2:3 сл.): учитель – гора ( Мф.5:14 ; Лк.6:16 сл.), а ученик – подошва ( Лк.10:39 ). Воспитание – учение: учение лучше воспитания. Не корми сына одним хлебом, а корми книгами (воспитывай учением). Отец учит, а учитель переучивает. Отеческий закон (вера) лучше отцовского хлеба. 4. Была бы дорога, а ходить по ней будут много. Проложи дорогу, а последователи будут. Учение – дорога. 6–7. Не столько действует на нас яркий свет, сколько живой глас Божий ( Мф.17:6 ). 9. Иисус Христос и по вознесении является нам с неба во свете, но не всякий, если слышит голос Его ( Ин.5:25 ), может видеть Его ( Деян.9:7 :сл.). 10. Где человек хочет делать и делает зло ( Деян.9:2, 3 ), туда же Бог посылает его на добро. Какая бездна премудрости и ведения Божия! как непостижимы судьбы Его, и неисследимы пути Его ( Рим.11:33 )! 16. В крещении омываются грехи верою ( Рим.10:14 ) и покаянием ( Деян.2:38 ; Мф.3:6 ). 18. Не во всяком месте полезно служение наше, хотя бы мы были способны и достойны; Сам Бог внушает нам иногда переменить или оставить место служения. 25. Христианин в случае несносной обиды может пользоваться гражданским правом своего состояния. Будьте незлобивы, говорит Спаситель, как голуби, и мудры, как змии ( Мф.10:16 ). Не подстелися мужу бую, говорит Мудрый, и не обинися лица сильнаго. Сир.4:31 . Гл. 23. Ст. 6–10. Если находишься в опасности от врагов, пользуйся разномыслием их между собой, но только для спасения себя, а не к большему вреду других. 6–8. Различие в религии производит различие и в нравах. 9. Бог – Дух ( Ин.4:24 ) и Ангел – дух ( Евр.1:14 ); но Бог есть Дух несотворенный, а Ангелы – духи ограниченные, и суть слуги Божии. 11. Любящим Бога, призванным к наследию Святых, все содействует ко благу ( Рим.8:28 ); и те дела, к которым, по-видимому, побуждают нас одни только случайные обстоятельства ( Деян.25:12 ), устрояются по совету и распоряжению Божию ( Деян.27:24 ). 12. Слово нечестия в сердце у беззаконника; нет страха Божия пред очами его: слова уст его неправда и лукавство, не хочет разуметь, чтобы делать добро ( Пс.35:2, 4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/mysli-i...

Аще 16 пребудете во Мне, и глаголи Мои в вас пребудут. Еще же, аще хощете просите, и будет вам. (л. 306) Аще 17 вы пребудете в словеси Моем, воистину ученицы Мои будете и разумеете истину, и истина свободит вы. И 18 аще кто услышит глаголы Моя и не верует, Аз не сужду ему. Не приидох бо да сужду мирови, но да спасу мир. Отметаяйся Мене и не приемля глагол Моих, имать судящаго ему, слово, еже глаголах, то судит ему в последний день. Прочая. Апостол Кто 19 ны разлучит от любве Христовы, скорбь ли или теснота, или беда, или меч, яко же есть писано, яко тебе ради умерщвляемы есмы весь день (л. 306 об.) вменихомся, яко овца заколения. Но о всех сих препобеждаем за возлюбльшаго нас. И прочая. (л. 307) Яко почитати и славити Бога, иже волю Его делаяй. Обезчещает же преступаяй того закон. Аз 20 прославих тя на земли, дело соверших, еже дал еси мне, да сотворю. Сице 21 да возсияет свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела, и прославят Отца вашего, иже на небесех. Да 22 будете светли чистотою и непорочни в день Христов, исполнени плоды правды Иисусом Христом в славу и похвалу Божию. Иже в закон хвалишися, преступлением закона Богу досаждаеши. (л. 308) Яко аще и мнит кто исповедати Господа и слышати слово Его, не покоряет же ся заповедем Его, осудися, аще и в дарованиих духовных некоего строения ради будет прощаем. Не 23 всяк глаголяй Ми «Господи! Господи!», внидет во Царство Небесное, но творяй волю Отца Моего, иже на небесех. Мнози рекут Мне во он день: Господи, Господи, не Твоим ли именем пророчествовахом и Твоим именем бесы изгонихом, и Твоим именем силы многи сотворихом. И тогда исповем им, яко николи же знах вас, отыдете от Мене, делателие беззакониа. Всяк убо, иже слышит словеса (л. 308 об.) Моя сия и творит их, уподоблю его мужу мудру, иже созда храмину свою на камени, и сниде дождь, и приидоша реки, и возвеяша ветри, и оброшася храмине той, и не падеся, основана бо бе на камени. И всяк слышай словеса Моя сия и не творяй их подобен есть мужу бую, иже созда храмину свою на песце, и сниде дождь, и приидоша реки, и возвеяша ветри, и оброшася храмине той и паде, и бе падение ея велие.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/du...

И беседоваста любезно мученица со исповедницею. И позавиде диавол, и подвиже бую (бурю), и познана бысть вещь, и крамолу воздвигоша вся десятерица воин. И призвавши Феодора, умоли начальника; он же умоли воины, и умолкоша. Мученицам же бысть се к блаженшему: повеле бо голова гостьи той ночевати у нее, да аз, рече, нощию отпущу ее тайно. Святии же ночь тую всю ликоваху, беседующе. И к свету отъиде Евдокия, и проводи ю Елена, и прииде в монастырь. И все утаися и утолися. Елена же седящим им служаще, потребная им стояше (строяше?), и пищу и одежды, и вогда сама ношаше, овогда же со иными посылаше. 188 К Евдокее же не единою приезжал Михайло Алексеевич, и у окна стоя, со умилением глаголаше: удивляет мене… 189 Множество же вельможных жен приезжаху и от простых людей притекаху на зрение, како влачаху княгиню на носиле. Наипаче же вельможные тии преизлиха любезнее дивляхуся, аки о сроднице своей болезноваху. 190 Видев же сие игумения и сугубыми помыслы содержима бе: ово жалостию преклоняшеся о страдании ее, помышляющи сан ее вельможной, овоже и возмущашеся, видя, яко сие влачение паче ей к прославлению, вси бо народи срящутся на видение терпения ее. И сия помыслив, приходит к патриарху Питириму, тогда сущу, и поведа ему о вещи, како у них в монастыре деется, и какова княгиня седит, и за кою вину. Ему бо того не ведущу, яко прежде его посаждени Быша. Вопрошающу же ему опаснее, игумении и о Феодоре воспомянути. Конечнее же патриарх рече игумении: иди ты; аз о сем цареви имам воспомянути. И потщався царю, и спомяну ему о великой Феодоре (и) блаженней княгине. Аз, рече, тебе, государю советую, боляроню ту Морозову вдовицу, кабы ты изволил… 253 А Долгорукой малыми словами, да много у них пресек. Тогда Феодора три дни хлеба не яде и воды не пи, тщашеся умрети. А мати Мелания на болоте у струба была, и пришед тогоже дни… 260 И просиша у нее мученицы, и не хоте дати за смирение; последи ж, принуждена, даде им и прочим. 278 Она же велие мужество показа, и всего их повеления во всем до конца отвратися.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

И теперь что будешь делать из сего равнодушия? Смотри, чтоб не подавило оно тебя, как немощного и униженного. Ибо написано: и со строптивым развратишися (Пс.17:27); и еще: не подстелися мужу бую (Сир.4:31), чтоб не увлечься вместе с ним в беззаконие. Ибо велено не только подстилать себя, но даже подставлять ланиту ударившему. Почему и Апостол заповедует, говоря: не побежден бывай от зла, но побеждай благим злое (Рим.12:21). И Господь дал заповедь, сказав: аще тя кто ударит в десную ланиту, обрати ему и другую (Мф.5:39). Так не должно развращаться с строптивым и кидаться под ноги греху. Ибо написано: аминь глаголю вам, яко всяк творяй грех, раб есть греха (Ин.8:34). И если брат в этих помыслах не противостанет врагам, не оставят они его в добродетельной жизни, но вскоре сделают сварливым, драчливым, раздражительным и гневным, человеком грубого нрава, не только не назидающим себя, но и развращающим души других. А если, раскаявшись, снова примется за честную жизнь, то будет умнее в борьбе, как изведавший вред опытом. Глава 29. Два брата во время бдения дергали нитки из лоскута холстины, и у одного нитка постоянно рвалась; другого дергающего начали смущать помыслы на брата его. Но он, желая победить в себе раздражительность, чтобы не опечалить брата своего, когда рвался уток брата, и сам обрывал свою нить; и обоим нечего было взыскивать друг с друга, и брат не узнал, как поступал другой брат. Глава 30. Брат во время бдения читал, и желая кончить главу, замешкался несколько. Другой монах начал роптать на него, говоря: " слышал, что сказано: вставай, и не встает " . Другой же брат сказал ему: " если б у нас был ужин, и игумен предложил нам выпить лишнюю чашу, не было ли бы это нам приятно? " Брат, выслушав сие, поклонился ему, говоря: " прости меня " . Глава 31. Один брат говорил другому брату: " почему так скоро берешь у нас блюдо, и не даешь нам доесть? " Брат отвечал ему: " я слуга, и что мне приказывают старшие меня, то и делаю " . Услышав это, брат сказал: " прости меня " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/813/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010