3523 Первая дата – дата воссоединения с Московским Патриархатом. Вся Петропавловская епархия заключалась тогда в Камчатском подворье в г. Харбин. Вторая дата – дата назначения на Харбинскую кафедру с возведением в сан митрополита. 3529 Вторая дата – дата мученической кончины. Зверски убит «для устрашения» при подавлении крестьянского восстания. В штыковую рану был воткнут крест. 3531 Епископ бывший Семиреченский и Верненский (см. Астанайская). Вряд ли был на этой кафедре и временно управляющим. Находился в Восточной Сибири, затем – в Иркутске, где был арестован в 1923 г. Вероятно, спутаны кафедры Петропавловская (Камч.) и Петропавловская (Сиб.). 3532 Назначение на кафедру в определении Св. Синода и Св. Патриарха (РГИА ф. 831, οп. 1, д. 218, л. 326) имеет дату 31.08(13.09)1923. Назначаемый назван «иеромонах Геннадий Козаров». Полагаем, что в документе ошибка. Вариант первой даты по ММЛ РПИ (01(14)09.1923), полагаем маловероятным, т. к. иеромонах не мог быть сразу хиротонисан на следующий день по назначении. Принимаем дату хиротонии по M. Е. Губонину. В этот день, в воскресенье (память Веры, Надежды и Любови), Свт. Тихон, хиротонисавший епископа Григория, служил в Покровском храме в Красном Селе. В январе, затем – в декабре 1924 года арестовывался, после второго ареста был заключен в Бутырскую тюрьму в Москве. Н. Кирьянов упоминает его в августе 1924 года как епископа Петропавловского, пребывающего в заключении (см. Приложение 8. С. 880). Принимаем как вторую дату дату первого ареста (иначе возникает противоречие с датой назначения преемника). 3534 В кон. 1924 (или нач. 1925) г. по принесении покаяния принят из обновленчества в общение с Церковью в сущем сане, как хиротонисанный обновленческими архиереями старого поставления. По другой версии, хиротонисан вновь (первая дата) во «епископа Акмолинского и Петропавловского», что сомнительно, ибо противоречит данным по др. иерархам – епископам Алексию (Бую) и Иоанникию (Чанцеву). Вероятнее – Петропавловский; Акмолинская кафедра замещалась указанными выше епископами.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В целях освобождения Преосвященных викариев, клира и мирян Казанской епархии от канонической зависимости от митрополита Кирилла, а равно и в целях ограничения дальнейшей, нарушающей церковный чин деятельности названного митрополита, – уволить его от управления Казанской епархией на покой с правом священнодействия с разрешения местных епархиальных архиереев. Священнодействие в сослужении с митрополитом Кириллом разрешается для православных священнослужителей лишь под условием поминовения митрополитом Кириллом православного архиерея. Назначить Преосвященному митрополиту Кириллу крайним сроком 15 февраля 1930 г. для выражения им канонического послушания и отказа от общения с раскольниками. Если до означенного числа заявлений указанного содержания от митрополита Кирилла не последует, считать настоящее постановление вступившим в силу с нижеписанного числа. Эта новая отсрочка, даже при отсутствии твердой надежды на благоприятный исход, да будет Вам свидетельством, насколько всем нам тяжело Вас потерять и насколько сильно наше желание остаться с Вами в братском общении и единомыслии. Вашего Высокопреосвященства молитвенник и брат о Христе, Сергий, митрополит Нижегородский. Января 2-го дня 1930 г. Приложение 10. Постановление заместителя патриаршего местоблюстителя митрополита нижегородского Сергия и временного патриаршего священного Синода об отношении к священнодействиям, совершенным «раскольничьим клиром» Заместитель патриаршего местоблюстителя и временный при нем Патриарший Священный Синод слушали: доклад митрополита Саратовского Серафима [Александрова] от 18 сего июля за 2100, следующего содержания: «Преосвященные викарии вверенной мне епархии, а равно и отцы благочинные обратились ко мне с вопросом, как смотреть на таинства, совершенные обновленческими священниками, священниками, отпавшими в григорьевщину, а равно и теми священниками, кои отпали в новый раскол «иосифлян» или к Алексию (Бую). Главным образом вопросы касаются Таинства миропомазания, Таинства брака и особо остро вопроса о погребении; причем они, при присоединении бывших в расколе обновленческом, григорьевском, или имевших общение с Иосифом [Петровых] и Алексием [Буем], повторяют Таинство миропомазания, брака; умерших в расколе снова, по просьбе родственников, отпевают; другие – указанные Таинства не повторяют, а об умерших в расколе совершают заупокойные литургии.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Польский M., протопресвитер. Новые мученики Российские. Джорданвилль, 1957. Т. 2 1864. Постановление Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Нижегородского Сергия [Страгородского] и Временного Патриаршего Священного Синода об отношении к священнодействиям, совершенным «раскольничьим клиром» Заместитель Патриаршего Местоблюстителя и Временный при нем Патриарший Священный Синод слушали: доклад митрополита Саратовского Серафима [Александрова ] от 18 сего июля, за 2100, следующего содержания: “Преосвященные викарии вверенной мне епархии, а равно и отцы благочинные обратились ко мне с вопросом, как смотреть на таинства, совершенные обновленческими священниками, священниками, отпавшими в григорьевщину, a равно и теми священниками, кои отпали в новый раскол («иосифлян» или к Алексию Бую). Главным образом вопросы касаются таинства миропомазания, таинства брака и особо остро вопроса о погребении; причём они, при присоединении бывших в расколе обновленческом, григорьевском, или имевших общение с Иосифом [Петровых] и Алексием Буем, повторяют таинство – миропомазания, брака; умерших в расколе снова, по просьбе родственников, отпевают; другие – указанные таинства не повторяют, а об умерших в расколе совершают заупокойные литургии. Разнообразная практика вызывает и недоумения, а иногда и соблазн среди верующих. Докладывая о сем, прошу дать руководственные по сему делу указания, – определением своим, от 25 июля с. г. за 94, постановили: Вопрос о чине приёма обновленческих клириков вообще и, в частности, обновленческих деятелей решён Святейшим Патриархом Тихоном и Патриаршим при нем Синодом в декабре 1923 г. (см. постановление 160 от 7/20 декабря 1923 г.), причём представители обновленческой иерархии, начиная с бывшего Нижегородского архиепископа Евдокима [Мещерского], Святейшим Патриархом запрещены в священнослужении. А потому все священнодействия, совершенные обновленческими клириками после 15 апреля 1924 г., недействительны, за исключением таинства св. крещения и поэтому крещённых в обновленчестве, при присоединении или приёме в лоно Св. Православной Церкви, принимать через миропомазание; браки, заключённые в обновленчестве, навершать церковным благословением и чтением заключительной в чине венчании молитвы: «Отец, Сын и Св. Дух».

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Принимая, однако, во внимание, многолетнюю и полезную службу Церкви Божией Преосвященного митрополита Агафангела и его болезненное состояние, в третий и последний раз обратиться к митрополиту Агафангелу с братским призывом: во имя блага Св. Церкви оказать должное послушание и подчинение законной Высшей Церковной Власти и в месячный срок, со дня подписания настоящего определения, дать письменный ответ, отказывается ли он от своего заявления от 24 января (6 февраля) 1928 г. и остаётся ли он в каноническом послушании Заместителю Патриаршего Местоблюстителя и в единении с ним и единомышленными ему епископами. Если же, паче чаяния, в указанный срок от митрополита Агафангела ответа не последует или получится ответ, что он остаётся в прежнем упорстве и расколе, то, на основании 34-го правила Святых Апостолов, 6-го правила 2 Вселенского Собора, 1-го правила Василия Великого и 14–15-го правил Двукратного Собора, – уволить митрополита Агафангела от управления Ярославской епархией на покой и предать его каноническому суду православных архиереев с запрещением в священнослужении впредь до раскаяния или до решения дела судом архиереев. О чем и послать указы Преосвященным митрополитам Ярославскому Агафангелу, бывшему Одесскому Иосифу [Петровых], архиепископам – Угличскому Серафиму [Самойловичу], бывшему Пермскому Варлааму [Ряшенцеву], Преосвященным викариям бывшему Гдовскому Димитрию [Любимову], Копорскому Сергию [Дружинину], бывшему Никольскому Иерофею [Афонику], бывшему Шадринскому Виктору [Островидову], бывшему Уразовскому Алексию [Бую] и бывшему Ростовскому Евгению [Кобранову], а равно дать знать указами же Преосвященным Экзарху Украины, епархиальным архиереям и управляющим епархиями. Заместитель Патриаршего Местоблюстителя Сергий, митрополит Нижегородский. Члены Временного Патриаршего Священного Синода: Серафим [Александров], митрополит Тверской. Сильвестр [Братановский], архиепископ Вологодский. Алексий [Симанский], архиепископ Хутынский. Анатолий [Грисюк], архиепископ Самарский.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Ингулецкое благочиние (18 приходов) возглавлял свящ. Николай Фоменко, он благодаря посредничеству А. Котовича 13 янв. 1929 г. вошел в контакт с еп. Алексием (Буем) . Во главе Братолюбовского благочиния (6 приходов) стоял настоятель церкви в с. Варваровка (ныне Долинского р-на Кировоградской обл.) Максим Журавлёв, присоединившийся к еп. Алексию (Бую) также в янв. 1929 г. 15-16 янв. 1931 г. в Зиновьевске, Александрии и окружающих селах прошла всеукр. операция ГПУ, в результате к-рой большинство иосифлян было арестовано и осуждено на разные сроки высылки и заключения. В сер. 30-х гг. XX в. многие из них были освобождены и вернулись. Часть клириков признала Синод во главе с митр. Сергием (Страгородским) и возобновила церковное служение: Михаил Романовский, Михаил Иващенко и Николай Ненно служили в Скорбященской ц. в Кирово, все они в 1937-1938 гг. были арестованы по обвинению в антисоветской пропаганде и приговорены к расстрелу. Верными идеям «истинно православного христианства» остались В. Огнивцев и А. Котович, организовавшие подпольные общины. Группа А. Котовича, вернувшегося в Александрию ок. 1934 г., просуществовала до нач. февр. 1938 г., когда он и активная участница его общины Х. В. Куликова были арестованы, обвинены в антисоветской агитации. А. Котович был приговорен к расстрелу, Куликова - к 10 годам исправительно-трудовых лагерей (в 1950 она вернулась в Александрию, снова была арестована по делу Истинно православной Церкви, сослана в Карагандинскую обл.). Отдельные группы Истинно православных христиан действовали на Кировоградщине до начала Великой Отечественной войны. Автокефалистский раскол В. Липковского Согласно «Проекту объединения приходов Украинской православной автокефальной церкви по отдельным церковным краям», принятого УАПЦ 27 июня 1922 г., все приходы на территории бывш. Херсонской епархии должны были составить церковный край «Степь» с центром в Одессе (ЦГАВО. Ф. 3984. Оп. 3. Д. 135. Л. 18). В июне 1925 г. край «Степь» был разделен на 4 части, Зиновьевщина вошла в Черкасский церковный округ во главе с «епископом» Ефимом (Юхимом) Калишевским, просуществовавший до 1930 г. (Там же. Д. 223. Л. 6). На Елисаветградщине автокефалистское движение распространялось медленно. По свидетельству священника-автокефалиста И. Гулевича (1923), Елисаветград «представлял из себя крепость тихоновщины» (Там же. Оп. 1. Д. 438. Л. 1). В нач. 1923 г. на территории Елисаветградского вик-ства имелась 1 община УАПЦ. Первоначально общины УАПЦ пользовались поддержкой советских властей. Так, по запросу Зиновьевского окружного отд-ния ГПУ от 4 нояб. 1924 г. окружной админотдел расторг договор о пользовании Греческой Владимирско-Богородичной ц. в Зиновьевске с общиной Русской Церкви и передал ее «пятидесятке» УАПЦ во главе со «священником» Иосифом Шевчуком. 1 февр. 1925 г. группа автокефалистов в Зиновьевске образовала «Греческий приход УАПЦ» и постановила подчиняться «Черкасской окружной церковной раде УАПЦ во главе с епископом Черкасским».

http://pravenc.ru/text/1841109.html

Стоимость капитального ремонта, засчитанная в уплату аренды, составляла 495,8 млн р. Насельницы обязывались выплачивать ежегодно значительные суммы в течение всего срока действия договора, заключенного на 10 лет (до 1 мая 1932 г.). При этом оговаривалось, что цены действительны только на 3 месяца, а далее «изменяются пропорционально с движением средних цен на продукты и материалы данной местности» (Там же. Д. 23971/2. Л. 12). Несмотря на обременительные условия договора, 70 сестрам удавалось выполнять их вплоть до 1930 г.: «...чтобы рассчитаться по аренде, летом, кто в силах, обрабатывали поля. Приезжали и брали целыми партиями на человек по 25 и больше. Сажали, пололи, косили, вязали, молотили цепами и на молотилках, собирали картофель, убирали коноплю, копали и чистили свеклу». (Там же. Д. 23971. Л. 61 об.). Известно, что монахини откликнулись на просьбу последнего настоятеля задонского Богородицкого монастыря архим. Никандра (Стурова) помочь оказавшемуся в заключении бывш. еп. Воронежскому Алексию (Бую), а позже помогали и самому архим. Никандру с находящейся в заключении братией. С осени 1929 г. тюнинский «сельактив, поднимая вопрос организации колхоза, ставил своей задачей выселение из зданий монастыря монашек и использование этих зданий под нужды коллектива». Первоначально монахини не протестовали против коллективизации, отстраняясь от политики. Тогда местные власти устроили провокацию: среди жителей села распустили слух, что всех сестер выгонят, а на месте монастыря будет устроена «безбожная коммуна». «Женщины-крестьянки, узнав о предстоящем выселении монашек, им сочувствовали. И если бы монашки вздумали поднять набат, женщины собрались бы» (Там же. Л. 204). По воспоминаниям жительницы с. Тюнина, «монашки говорили, что добровольно из монастыря не уйдут» (Там же. Л. 194, 204). Понимая, что образование колхоза приведет к их выселению, монахини возвещали «второе пришествие Антихриста», слугами к-рого называли коммунистов. Решением Елецкого окружного отдела постоянного представительства (ПП) ОГПУ по ЦЧО сестры обвинялись в выступлении против коллективизации.

http://pravenc.ru/text/182473.html

По завершении расстрелов машины отправлялись обратно. И так за ночь делали несколько рейсов. С последним рейсом отвозили убитых в изоляторе. Женщин возили отдельно, обычно на легковой машине. К четырем утра операцию заканчивали… Сандормохский список Мемориал в Сандромахе Список Большого Соловецкого этапа, расстрелянного в Сандармохе, сходен с другими подобными списками только тем, что большинство его представителей – это опять-таки простые рабочие и крестьяне, составляющие саму основу жизни. В остальном Сандормохский список разительно отличается от всех подобных. Здесь нет ни политических, ни партийных деятелей. Все жестокости и кощунство по отношению к человеческой жизни выпало испытать людям науки, культуры. Здесь было расстреляно множество инженеров, служащих с высшим образованием, экономистов, агрономов, профессоров различных университетов страны; очень много, как нигде, обычных школьных учителей, литераторов, журналистов. Здесь оказались: художник и библиотекарь государя Николая II В.В. Гельмерсен, известный адвокат Бобрищев-Пушкин, Дурново и многие, многие другие. Больше всего – москвичи и ленинградцы. Скорбный путь от Соловков до могильных ям Сандормоха пришлось пережить и священнослужителям: архиепископу Курскому Дамиану (Воскресенскому), ныне причисленному к лику святых, архиепископу Самарскому Петру (Рудневу), настоятелю Симонова монастыря в 20-х годах, возвращенному в Соловки за обнаруженный у него список репрессированного священства, епископу Воронежскому Алексию (Бую), канонизированному в 1981 году зарубежной РПЦ, иеромонаху Иринарху (Белявскому), священникам Петру Барановскому из Серпухова, Николаю Розанову из Ленинграда и др. Анатолий и Виктор Клинге, братья 20 и 21 годов рождения, уроженцы Петрограда, подавали большие надежды, один, как художник, другой как музыкант-пианист; братья были арестованы и сосланы в на Соловки как дети белого офицера и как певчие церковного хора. Здесь же были расстреляны или убиты перед расстрелом католические священники, один из них – окончивший Римскую духовную академию, настоятель грузино-католического монастыря в Турции Иоо Ватмалашвили. Судьбы палачей

http://pravmir.ru/operaciya-vybory-v1937...

Ликурга. Храмовый комплекс. Церкви Троицы Живоначальной и Михаила Архангела. Храмовый комплекс. Действует.   Год постройки:Дата постройки неизвестна. Адрес: Россия, Костромская область, Буйский район, с. Ликурга, ул. Троицкая Координаты: 58.583629, 41.843984 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. На территории древнего села Ликурга нынешнего Буйского района есть интересный исторический памятник – Троицкая церковь. Впервые волость Ликурга упоминается в грамотах 1428 года, более ранние грамоты не сохранились. В дальнейшем название этой волости не раз встречается в грамотах, связанных с феодальной войной, которая проходила на Руси в 1433-1453 годах. В 1505 году Ликургская волость числилась в Костромском уезде и простиралась почти до Галичского озера. Из рек, протекающих по территории Ликурги , упоминаются Векса, Ноля, Касть, Гарница, Шача, Юрменка, Коломша. В течение 15 и 16 веков костромские волости не раз подвергались набегам казанских татар с целью грабежа и захвата пленных. В 1536 году Ликургская волость вместе с другими волостями: Корегой, Залесьем, Железным Борком била челом великому князю Ивану Васильевичу Грозному, чтобы государь велел поставить город для того, что " там волостей много, а от городов далеко " . Вследствие этой челобитной, в 1536 году матерью царя Еленой было положено основание городу Бую, сделавшемуся оплотом для защиты этой стороны от частых набегов казанских татар, которые по рекам Костроме и Вексе доходили до Галича и разоряли прибрежные волости. Центром волости был погост Ликурга , а вблизи - село Троицкое (Григорьевское). На территории волости имелось множество церквей, но главной считалась Троицкая церковь в Ликурге . В XVII и начале XVIII века Ликурга принадлежала роду бояр Готовцевых, и центр состоял из двух сел (двух приходов) - Ликурга Троица и Ликурга Рождество. Уже в начале XVII века церкви в Ликурге считались крупными и относились к двурядным, имели патриаршие несудимые грамоты, предоставляющие им ряд льгот, за что они платили двойную дань непосредственно в патриаршую казну в Москве.

http://sobory.ru/article/?object=43353

УСПЕНСКАЯ ПОРОМЕНСКАЯ на Завеличье построена в 1444 году, а в 16 столетии учреждена быть Собором; по Штатам 1764 года положена приходскою с жалованным окладом. БОГОЯВЛЕНСКАЯ с Запсковья в Бродах построена в 1444 году; по Штатам 1764 года положена с окладным жалованьем. КОЗМОДЕМЪЯНСКАЯ с Примостья каменная на Запсковье основана 1462 года; по Штатам 1764 года положена с жалованным окладом. ВАРЛААМА ХУТЫНСКАГО на Званице с Запсковья построена одним днем деревянная 1466 года; перестроена каменная в 1495 году; по Штатам 1764 г. положена с жалованьем окладным. ВХОДО-ИЕРУСАЛИМСКАЯ в Домантове стене упоминается 1466 года. НИКОЛЬСКАЯ НА БУЮ, или на кладбище в Опочецком Конце упоминается 1473 года; она тогда ограждена каменною стеною, в коей и сад насажен яблонями. ЛАЗАРЕВСКАЯ в поле за Варламскими воротами кладбищенская упоминается 1480 года. СПАСА НЕРУКОТВОРЕННАГО ОБРАЗА у Жабии Лавицы на Запсковье под стеною к полю построена была в 1487 году сперва деревянная одним днем; по Штатам 1764 года положена с окладным жалованьем, а в 1786 году приписана к Богоявленской с Запсковья. МУЧЕНИЦЫ АНАСТАСИИ с Полунища посл называвшаяся с Кузнецов, построена одним днем 1487 года деревянная; по Штатам 1764 года положена с окладным жалованьем вместо Ильинской, в наличности тогда не оказавшейся, но в 181З году приписана к Нововознесенской. ГЕОРГИЕВСКАЯ со Взвоза от Великой реки каменная построена в 1494 году; с 16-го столетия была Собором; по Штатам 1764 года положена с жалованным окладом, но с 1814 года приписана к Николаевской с Усохи. АЛЕКСЕЕВСКАЯ каменная за Домантовою стеною основана в 1508 года, а перестроена в 1518 году. ПРЕПОДОБНОЙ КСЕНИИ построена Великим Князем Василием Ивановичем по покорении Пскова в 1510 году; сгорела 1590 года. ПЕТРА МИТРОПОЛИТА на Старом (нынешнем) Торговищи. ЕВАНГЕЛИСТА ЛУКИ на Кузнецком ряду. (Построена 1518 года) АПОСТОЛА ФОМЫ на Старом Торговищи (Построена 1518 года) ДИМИТРИЯ ПРИЛУЦКАГО на Старом Торговищи. (Построена 1518 года) ВАРЛААМА ХУТЫНСКАГО на площади за Спасскою Церковью деревянная построена одним днем 1522 года, а в 1527 перестроена каменная.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Прп. Амфилохий стал сподвижником и помощником прп. Дионисия. А кротость его и смирение просияли повсюду. Пред кончиной прп. Дионисия прп. Амфилохий сказал ему со слезами: «Помолись обо мне, отче, да и меня возьмешь с собой из сей жизни». Но прп. Дионисий отвечал ему, что он много молился об этом, но что Господу угодно, чтобы он еще потрудился в этой жизни. Ему он поручил пред кончиной стадо свое.  Преставился прп. Дионисий в 1437 г., а его ученик и преемник — в 1452 г. Оба преподобных почивают в Сосновецком монастыре, который существовал до наших дней.   Прп. Тарасий  был игуменом и проповедником слова Божия в Великой Перми, где еще было много язычников. Но, придя к прп. Дионисию, он вручил ему свое небольшое имение и себя самого в послушание, смиренно говоря: «Прежде всего подобает от плода вкусить труждающемуся делателю, то есть самому делать, а потом уже учить народ!»  В Глушицкой лавре он проходил суровое постническое житие и стяжал дар слез. Так он прожил 10 лет при жизни преподобного, а по кончине его был помощником преемника его, прп. Амфилохия.  Погребен прп. Тарасий в Глушицком монастыре, давно уже упраздненном. •  См. коммент. к житию прп. Дионисия Глушицкого — 1 июня. Преподобный Иаков Брылеевский (XV в.) Память его празднуется 11 апр. в день тезоименитства с прп, Иаковом Железноборовским, в день Сошествия Святого Духа на апостолов, 23 янв. вместе с Собором Костромских святых Прп. Иаков Брылеевский (из рода дворян Брылеевых) был учеником прп. Иакова Железноборовского (память его 11 апр.) и трудником Железноборовского Предтеченского монастыря (слово «трудник» имеет два значения: труженик и послушник), Он основал впоследствии Брылеевскую пустынь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, в 5 верстах от Предтеченского Железноборовского монастыря, по направлению к городу Бую. Прп. Иаков скончался в XV в. и был погребен в Введенской церкви в пустыне. Преподобный Иоанн Галичский (XV в.) Подвижник Паисиева и Николаевского монастырей. Преподобный Игнатий, Игумен Спасо-Елеазаровский (XV в.) Память его празднуется 15 мая тесте с прп. Евфросином Псковским и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Псковских святых Прп. Игнатий был постриженником начальника псковских пустынножителей св. Евфросина, в схиме Елеазара (память его 15 мая). Он был рукоположен в сан пресвитера и стал первым игуменом Спасо-Елеазаровой обители еще при жизни преподобного основателя ее. Св. Игнатий был любимым учеником прп. Евфросина, и ему одному тот поведал о видении трех святителей. Вскоре после Игнатия в обитель к Евфросину пришли и другие два брата, прпп. Харалампий и Памфил. Эти три подвижника были как бы три духовных столпа обители и настоятельствовали впоследствии один за другим. Преподобные Марк, Иона и Васса Псково-Печерские (XV в.)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010