Не точию же ту же древним ревность за благочестие познах в них, но еще и ту же имъ премудрость, и разумъ, и икуство богодухновеныхъ Писаний и вншних познахъ в нихъ, и множайше инх – въ Иероним, иже на два часа, есть когда и болши, стоя на сдалищи учителном, видяшеся изливая имъ струя учителна преобилно, – не книгу дръжа и приемля оттуду свдтельства, показателна своихъ словесъ, но от скровища великыя его памяти, в ней же съкровенъ былъ всякъ богомудренъ разумъ искуства святых Писаний. Сия же пишу, не яко да покажу латынскую вру чисту, съвръшену и прямоходящу въ всх, – да не будеть на мн таково безумие! – но да яко покажу православным, яко и не у правомудреных латынхъ есть попечение и прилжание евангельскых спасителных заповдей и ревность за вру Спаса Христа, аще и не съвръшеному разуму, якоже глаголеть божественый Павелъ-апостолъ о непокоривых иудех: «Свдтельствую бо имъ, яко Божию ревность имуть, а не по съвръшеному разуму». 624 Сице и латыне, аще и въ многыхъ съблазнилися, чюжа нкая и странна учения приводяще, от сущаго в нихъ многоученаго еллиньскаго наказания прелщаеми, но и не до конца отпадошя вры, и надежы, и любви яже въ Спаса Христа, его же ради къ святымъ его заповдемъ уставляют прилжно иночьское ихъ пребывание сущии у них мнихи, их же единомудрено, и братолюбно, и нестяжателно, и млъчаливо, и беспечално, и въстанливо къ спасению многых подобаеть и намъ подражати, да не обрящемся ихъ втории. Сие же глаголю елико въ прилжном длании евангельскыхъ заповдей, зане якоже ихъ не съвръшает прилжно длание заповдей Спасовыхъ не отступающих своих си ересей, сице ниже нас съвръшаеть едина православная вра, аще не пристяжемъ и евангельскых заповдей прилжно длание. Самъ бо тъй Господь въпиеть къ преступающим ихъ: «Что ми глаголете: “Господи! Господи!” и не творите, яже азъ повелваю вам!», 625 сирчь молитвы чясты и длъгы приносите мн, моя жъ заповди презираете и не исплъняете ихъ дломъ, якоже азъ уставихъ я. И инде той же Господь: «Всякъ слышай словеса моя сия и не творит я, уподобится мужу бую», 626 и прочая.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И теперь что сделаешь после этого равнодушия?» — Смотри, чтобы не подавило оно тебя, как немощного и униженного, ибо написано: и со строптивым развратишися (Пс. 17:27). И ещё: и не подстелися мужу бую (Сир. 4:31), — чтобы не увлечься вместе с ним в беззаконие. Так не должно развращаться с строптивым и кидаться под ноги греху, ибо написано: аминь глаголю вам, яко всяк творяй грех, раб есть греха (Ин. 8:34). Но велено также подставлять ланиту ударившему, потому и апостол заповедует, говоря: Не побежден бывай от зла, но побеждай благим злое (Рим. 12:21). И Господь дал заповедь, сказав: аще тя кто ударит в десную твою ланиту, обрати ему и другую (Мф. 5:39). Если брат в этих помыслах не противостанет врагам, не оставят они его в добродетельной жизни, но вскоре сделают сварливым, драчливым, раздражительным и гневным, человеком грубого нрава, не только не назидающим себя, но и развращающим души других. А если, раскаявшись, снова примется за честную жизнь, то будет умнее в борьбе — как изведавший вред на опыте.   Глава 29 Два брата во время бдения дергали нитки из лоскута холстины, и у одного нитка постоянно рвалась; другого дергающего начали смущать помыслы на брата его. Но он, желая победить в себе раздражительность, чтобы не опечалить брата своего, когда рвался уток брата, и сам обрывал свою нить. И обоим нечего было взыскивать друг с друга, и тот брат не узнал, как поступал (искушался) другой брат.   Глава 30 Брат во время бдения читал и, желая кончить главу, замешкался несколько. Другой монах начал роптать на него, говоря: «Слышал, что сказано: вставай, — а не встает». Другой же брат сказал ему: «Если б у нас был ужин, и игумен предложил нам выпить лишнюю чашу, не стало ли бы это нам приятно?» — Брат, выслушав это, поклонился ему, говоря: «Прости меня».   Глава 31 Один брат говорил другому брату: «Почему так скоро берешь у нас блюдо и не даешь нам доесть?» — Брат отвечал ему: «Я слуга, и что мне приказывают старшие меня, то и делаю». Услышав это, брат сказал: «Прости меня».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

31. Зато подлинно стыдно подчиняться глупому, который скоро доведет до беды человека, ему подчинившегося, или кривить душой в пользу сильного, властного человека. «Не подчиняйся человеку глупому и не будь пристрастен к лицу властей», – так и Гр., Сл.: «И не подстелися мужу бую, и не обинися лица сильного». Сир. последнее полустишие переводит «и не спорь против князя», – это несколько Свободная передача Евр. фразы: «и не отговаривайся пред лицем владык», т. е. не противоречь им, – как раз обратное тому, что читается в Гр., который предполагает чтение «и не прими лица», «не лицеприятствуй». Контекст говорит в пользу греческого чтения, так как в следующем стихе читатель призывается «даже до смерти» стоять за правду, причем и разумеются ближе всего те случаи, когда сказанная в глаза властителю правда может угрожать смертью обличителю. Трудно понять, как получилось нынешнее Евр. чтение, отразившееся и в Сир. переводе; случайность едва ли можно допустить; скорее можно думать, что текст изменен в видах приспособления его к житейским удобствам, чтобы не навлечь бед на тех, кто пожелал бы на деле применить требование бен-Сира. Лат. допускает перестановку полустиший в 30–31 стихах: «не стыдись исповедать грехи свои и не подчиняйся всякому человеку вследствие греха; не противься лицу властелина и не стремись против напора реки». После 31 стиха в Евр. имеется вставка, взятая из 8, 17: «Не садись с судьей нечестивым, потому что ты будешь судиться с ним так, как он захочет», т. е. не садись для суда, не вручай своего дела нечестивому судье, потому что он поведет дело не по правде, а так, как будет ему выгодно. Эта притча, вполне уместная по контексту в 8, 17 и там стоящая как в Евр., так и в древних переводах, здесь не вяжется ни с предшествующим, ни с последующим, не читается в переводах и является, невидимому, вариантом к притче в 8, 17, написанным сначала на поле и затем попавшим оттуда к текст на ненадлежащее место. 32. В близкой связи с 31 стихом стоит следующий 32-й: там премудрый советует не стесняться говорить правду в лицо владыкам, здесь совет этот высказывается сильнее, с обещанием помощи Божией за его исполнение. «Борись за правду даже до смерти, и Господь будет твоим поборником», буквально: «будет воевать за тебя». следует разбирать, как 2-ю форму (scriptio plena) от глагола , не употребляющегося в еврейском языке, но в других семитских языках имеющего значение «обороняться» или «делать насилие 4 , как понимали этот глагол и древние переводчики; Гр. и Сл.: «Даже до смерти подвизайся о истине, и Господь Бог поборет по тебе». Лат., как обычно, с прибавками: «за справедливость борись (agonizare) как за душу свою и даже до смерти сражайся за правду, и Бог покорит за тебя врагов твоих».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Rozh...

Церковь Петра и Павла с Буя (Псков) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Церковь Петра и Павла с Буя построена не позднее XIV века, памятник истории и культуры федерального значения. Находится на крутом, обрывистом левом берегу Псковы-реки. Престольные праздники: 12 июля, день памяти свв. первоверх. апп. Петра и Павла. Содержание История [ править править код ] Первый храм на этом месте существовал в начале XIV столетия и, вероятно, был свидетелем блестящей победы, одержанной в этом месте князем Довмонтом в 1299 г. над Немецкими рыцарями. В 1309 году посадник Борис построил плитяную поперечную стену как раз от Петропавловской церкви до Плоского всхода, где и поныне видны ее остатки. У самой церкви была сооружена каменная башня. Первый храм был разобран в 1373 и перенесен на другое место, т. е., вероятно, куда-нибудь очень близко к прежнему. В 1404 году псковичи выстроили стену по берегу Псковы от Рыбницких ворот до Петра и Павла, вследствие чего церковь очутилась в углу между двумя стенами: набережной стеной 1404 г. и поперечной 1309 года. Остатки первой ясно были видны у самой церкви, против паперти: тут находился небольшой зеленый холмик, в основании коего видна была плитяная кладка и даже следы какого-то свода. В 1912 эти остатки исчезли под фундаментом нового дома. Долго ли существовал второй храм — неизвестно, но в 1540 летопись опять упоминает о сооружении каменной Петропавловской церкви в том же Старом Застенье, где была и прежняя церковь: очевидно, что этот 3-й по счету храм был выстроен на месте 2-го; он-то и есть ныне существующий Петропавловский собор. Название " с бую " указывает на существование в этом месте кладбища, так как буями в древности назывались места погребений. Соборною эта церковь сделана в начале XVIII века. К 1810 храм сильно обветшал, вследствие чего теплый его придел во имя Знамения Пресв. Богородицы и древняя колокольня были разобраны, а в самой церкви упразднен верхний придел св. апостола Фомы. Затем церковь неоднократно обновлялась и исправлялась.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Петра_...

Огромное количество памятников псковского литья было утрачено в 1920-е – 1930-е годы, в том числе и наиболее древние, относящиеся к началу XVI в. Часть из них исчезла в годы Отечественной войны. Сохранившиеся колокола разновременны, созданы различными мастерами. Однако, несмотря на то, что число их невелико, они дают возможность судить о творчестве псковских колокольни ков XVI-haчaлa XVII в. На основании летописных упоминаний следует полагать, что колокола бытовали в Пскове, как и в других городах, задолго до XVI в. Наиболее ранние известные нам даты – 1520 и 1521 гг., которыми были отмечены два больших (200 и 100 пудов) колокола, литых Михаилом, Ануфрием и Максимом Андреевыми для Спасо-Мирожского монастыря 191 . Михаил и Максим отливали также пару колоколов, один из которых висел на Варлаамовской церкви (он был выполнен между 1522 и 1528 гг.) 192 . Пару колоколов для церкви Василия на Горке в 1532 г. исполнил Максим 193 . Вероятно, теми же мастерами в 1520-х годах был отлит колокол для Снетогорского монастыря 194 , а в 1532 г. – для церкви Петра и Павла с Бую 195 . Михаил Андреев выполнил колокол для церкви Архангела Гавриила в Кирилло-Белозерском монастыре 196 . Для Хутынского монастыря в 1532 г. мастер отливал колокол-благовестник весом 120 пудов 197 . В 1551 г. Михаил Андреев и его сыновья Матфей и Кузьма на средства Петра Ивановича Шуйского исполнили отливку 400 пудового благовестника для Кирилло-Белозерского монастыря 198 . По-видимому, только два колокола работы Михаила Андреева сохранилось до наших дней. Один из них выполнен в 1544 г. для церкви Козьмы и Демьяна с Примостья на Запсковьи 199 (см. илл.). Церковь Козьмы и Демьяна – одни из крупнейших храмов Пскова. Он был возобновлен после пожара в 1462–1463 гг. на средства псковского князя степенных посадников 200 . В 1499 г. церковь вновь «выгорела» 201 , а в 1507 г. во время пожара на Запсковьи «колоколы у Козьмы и Демьяна сгорели, и предел подле церкви зельями (порохом. – И.П.) розодрало» 202 . В 1541 г. летописи вновь сообщают, что выгорело все Запсковье 203 .

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/kolokola...

бую вину, составленную им новую редакцию Кормчей, книгу «супротивную св. Божественной Соборной церкви». Вассиан, по мнению собора, «развратил на свой разум св. великую книгу правильную св. Апостол и св. Отец» и написал, что «во св. правилех супротивное Евангелию и Апостолу и св. отец жительству», что правила писаны от диавола, «правила» называл «кривилами», а «чудотворцев» «смутотворцами», потому что они «у монастыря села имеют и люди», ему же было предъявлено обвинение, что он хулил богослужебные книги, говоря, что они все «лживые, а до Максима есмя по тем книгам Бога хулили, а не славили, ни молили, а ныне есмя Бога познали Максимом и его учением». По совокупности предъявленных обвинений, а главное за принадлежность к партии нестяжателей, Вассиан был обвинен и заточен, как раньше М. Грек, в Волоколамский монастырь, т. е. был выдан своим противникам, где и умер до 1545 г. Мнение о подложности книг, на которые ссылались стяжатели, не мнение только автора «Беседы» и кн. Вассиана, а еще раньше такого же мнения держался и Нил Сорский : «писания многа, говорил он, но не вся божественная», и критицизм Нила проявился по отношению к отцам церкви в том, что он «заподозривал существование между их писаниями (и в особенности между сказаниями о них) существование писаний и сказаний подложных, вымышленных с тенденциозною целью защитить права монастырей на вотчиновладение» (От. о 25 прис. на гр. Уварова р. 33, рецен. Голубинского на исследование Жмакина «Митрополит Даниил»); поэтому Нил Сорский пришел к убеждению, что писания отцов, в которых признается вотчиновладение и сказания о них, в которых они представляются вотчиновладетелями, суть писания и сказания подложные, сочиненные с целью защиты злоупотребления, проникшего вопреки св. отцам» (ib. 34). След. мнение о подложности источников, которыми аргументировали свои тезисы стяжатели, было мнением целой школы. В полемических сочинениях Вассиан спрашивает своих противников: «где в евангельских и апостольских преданиях велено есть иночьскому житию преизобилие стяжаний, сиреч села многонародна стяжавати и порабощати христиан, братию свою, и от сих неправедне сребро и злато

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

А по государеву указу платить им в сошное письмо с живущего с полуосьмины и по пол четверика пашни. Да в Изборском же уезде белыя нетягныя пустошь Коровайкова, Михалка Юрьева, пашни перелогом середния земли тринадцать четвертей в поле, а в дву по томуж. И против их того челобитья игуменьи Евфимии с сестрами отдать во владение те деревни и пустоши в вотчину в тот Рождественский монастырь; и тебе ближний стольник и воевода, князь Данила Степанович Великогагин с товарищи, как сия наша Великих Государей грамота в Псков придет, и вы учинили бы указ по нашему Великих Государей указу и по уложенью и по новоуказным статьям». Писан на Москве лета 7183 года (1675) августа в 26. У подлинной грамоты назад пишет тако: Дьяк Ларион Пашин. Справил Михайло Волков. Пошлин печатных взято рубль двадцать пять алтын четыре деньги. Печать Московского государства вотчинных дел восковая черного воску. Столп Вотчинных Дел. Еще выписано со списка с писцовой пригородской книги 135 (1627) года писца Ивана Вельяминова: «написано в Изборском уезде в Никольской Губе в пригород Изборск Рождества Пречистыя Бегородицы Девич монастырь, идучи от речки Смолки по левую сторону в гору с лица по улице того монастыря, где Святые ворота, мерою с лица по улице двенадцать сажен, по бую длиннику пятнадцать сажен, поперек шестнадцать сажен без аршина; посеред монастыря церковь каменная, под тем монастырем место белое безоброчное; да позад того же монастыря в гору огород безоброчный же, длиной пятнадцать сажен, а поперек четыре сажени с полуаршином. Того же монастыря в Изборске на посаде клети и лавки и анбар и огороды по указу безоброчные; клеть, что была за изборским стрельцом за Иваном Ермолиным с лица три сажени, поперек полторы сажени; на посаде подле кабака и богадельни клеть, что была за дворцовым крестьянином за Игнатьем Матвеевым, длиннику с лица две сажени, поперечнику сажень с двумя аршинами; две клети за кабаком в гору, что были за дворцовыми крестьяны, за Иваном Марковым, за Ларионом Ипатовым, мерой с лица те клети пять сажен с аршином, поперек полтрети сажени с двумя аршинами; клеть за изборским стрельцом, что была за Ларионом Васильевым, мерой с лица по улице две сажени с полуаршином, поперек сажень пол аршина.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Женщина по имени Фотиния, совсем ослепла. Не надеясь на помощь человеческую, она решила обратиться за помощью к угоднику Божию Иакову. Будучи приведена в обитель преподобного, она усердно молилась. Теплая молитва ее была услышана: тотчас же по окончании молебна Фотиния прозрела, так что не нуждались уже в посторонней помощи. Игумен приказал ей, в благодарность за исцеление, пробыть близ монастыря в чистоте и воздержании в продолжение сорока дней. Однако Фотиния не исполнила заповеди игумена и потому была наказана преподобным: глаза ее закрылись снова. Раскаявшись в грехе своем, она начала опять слезно молиться угоднику Божию, по его ходатайству перед Богом снова прозрела. Благодаря этим чудотворениям с начала XVII века преподобный Иаков стал местно почитаться святым угодником Божиим. Вероятно, содействовало этому обретение мощей преподобного, совершившееся 5 мая 1613 года. В 1628 году при одной костромской церкви был придел во имя преподобного. После обретения честные мощи его погребены за левым клиросом соборного храма. На гробнице положены каменный крест и вериги, в которых подвизался преподобный. Память угодника Божия празднуется дважды в год: в день кончины 11/24 апреля и в день обретения мощей 5/18 мая. Иаков Брылеевский, преподобный Преподобный Иаков Брылеевский (из рода дворян Брылеевых) был учеником преподобного Иакова Железноборовского (память 11/24 апреля) и трудником монастыря (слово «трудник» имеет два значения: «труженик» и «послушник»). Он основал впоследствии Брылеевскую пустынь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы в 5 верстах от Предтеченского Железноборовского монастыря по направлению к городу Бую. Преподобный Иаков скончался в XV веке и был погребен во Введенской церкви. Память его отмечается также в день Сошествия Святаго Духа на апостолов. Варсонофий, епископ Тверской Святитель Варсонофий, епископ Тверской, чудотворец Казанский, родился около 1495 года в городе Серпухове в семье священника. При крещении младенец получил имя Иоанн, по другим источникам Василий. Отличаясь трудолюбием и понятливостью, отрок легко овладел грамотой, освоил чтение Псалтири и церковное пение настолько, что мог не только сам читать и петь, но помогать другим.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

УСПЕНСКАЯ ПОРОМЕНСКАЯ на Завеличье построена в 1444 году, а в 16 столетии учреждена быть Собором; по Штатам 1764 года положена приходскою с жалованным окладом. БОГОЯВЛЕНСКАЯ с Запсковья в Бродах построена в 1444 году; по Штатам 1764 года положена с окладным жалованьем. КОЗМОДЕМЪЯНСКАЯ с Примостья каменная на Запсковье основана 1462 года; по Штатам 1764 года положена с жалованным окладом. ВАРЛААМА ХУТЫНСКАГО на Званице с Запсковья построена одним днем деревянная 1466 года; перестроена каменная в 1495 году; по Штатам 1764 г. положена с жалованьем окладным. ВХОДО-ИЕРУСАЛИМСКАЯ в Домантове стене упоминается 1466 года. НИКОЛЬСКАЯ НА БУЮ, или на кладбище в Опочецком Конце упоминается 1473 года; она тогда ограждена каменною стеною, в коей и сад насажен яблонями. ЛАЗАРЕВСКАЯ в поле за Варламскими воротами кладбищенская упоминается 1480 года. СПАСА НЕРУКОТВОРЕННАГО ОБРАЗА у Жабии Лавицы на Запсковье под стеною к полю построена была в 1487 году сперва деревянная одним днем; по Штатам 1764 года положена с окладным жалованьем, а в 1786 году приписана к Богоявленской с Запсковья. МУЧЕНИЦЫ АНАСТАСИИ с Полунища посл называвшаяся с Кузнецов, построена одним днем 1487 года деревянная; по Штатам 1764 года положена с окладным жалованьем вместо Ильинской, в наличности тогда не оказавшейся, но в 181З году приписана к Нововознесенской. ГЕОРГИЕВСКАЯ со Взвоза от Великой реки каменная построена в 1494 году; с 16-го столетия была Собором; по Штатам 1764 года положена с жалованным окладом, но с 1814 года приписана к Николаевской с Усохи. АЛЕКСЕЕВСКАЯ каменная за Домантовою стеною основана в 1508 года, а перестроена в 1518 году. ПРЕПОДОБНОЙ КСЕНИИ построена Великим Князем Василием Ивановичем по покорении Пскова в 1510 году; сгорела 1590 года. ПЕТРА МИТРОПОЛИТА на Старом (нынешнем) Торговищи. ЕВАНГЕЛИСТА ЛУКИ на Кузнецком ряду. (Построена 1518 года) АПОСТОЛА ФОМЫ на Старом Торговищи (Построена 1518 года) ДИМИТРИЯ ПРИЛУЦКАГО на Старом Торговищи. (Построена 1518 года) ВАРЛААМА ХУТЫНСКАГО на площади за Спасскою Церковью деревянная построена одним днем 1522 года, а в 1527 перестроена каменная.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

И сам собою назревает вопрос, где искать источник —380— такого нового направления, которое на первый план выдвигает не монументальную красоту, величие храма от архитектурных форм, а декорацию? Ответ на этот вопрос нам может дать церковь Знамения Пр. Богородицы в Дубровицах Подольского уезд., в которой орнаментальная сторона особенно подчеркнута. По словам архит. Ф. Горностаева, – «не знаешь, чему более удивляться – фантазии ли строителей, или той изумительной технической выработанности, которая делает храм похожим на ювелирное изделие, вырезанное из слоновой кости в бронзовой оправе. Эта декоративная игрушка-храм, как-бы изваянная вся целиком из камня, высматривает каким-то чудом». 3543 Так и хочется сказать, что строитель Дубровицкого храма воспользовался архитектурной структурой купола церкви Saint Ivo (Sapienza) в Риме. Как известно, знаменитый архитектор Борромини, выстроивший в столице Италии церковь Sapienza, для купола взял крещатый четверик и на него поставил восьмерик в виде башни с шатром, увенчанным сферой на металлических выгнутых подпорах. 3544 Ничего необычайнее дубровицкой церкви русское церковное искусство не знает: крещатый план храма, на котором поставлен в центре восьмерик, как-бы ратушная башня, увенчанная крестом с короной на вогнутых массивных подпорах. Такой крещатый плановой прием впервые мы встречаем лишь в соборе (новом) Донского монастыря, выстроенном в 1684 году. Можно думать, что этот собор и повлиял на Тессинга, строителя церкви в Дубровицах. – Если из Николы Большой Крест чрез удаление всей фасадной орнаментики можно получить самый заурядный тип новгородского вытянутого только четверика, то Дубровицкая церковь и без орнамента производит сильное впечатление. Я не хочу этим сказать, что орнаментика играет здесь служебную роль: наоборот, мы увидим, что о ней-то особенно и заботился зодчий. Зодчий одел причудливым ковром рельефного орнамента даже подступеньки четырех лестничных всходов, придающих осо- —381— бую торжественность всей монументальной массе храма, протянул его по всей фасадной площади белого цоколя и накинул, как красивую драпировку, на барьер ходовой террасы, известной в русском деревянном зодчестве под названием «гульбища». Это открытое гульбище является характерной особенностью дубровицкого храма, зачатки которой мы видим лишь в троечастных украинского типа церквах: Иоасафа Царевича в Измайлове под Москвой 1678 года и в двух церквах Новодевичьего монастыря 1688 г. Покрова Богородицы и Преображения Господня. До итого времени московское храмовое зодчество не знало таких террас и впервые увидало их в открытых «теремных» и «палатных» переходах Московского и Коломенского дворцов. Хорошо известно, что в построении этих дворцов при царе Алексее Михайловиче большое участие принимали ученики школы, созданной патр. Никоном, находившиеся под влиянием Запада и Украины. 3545

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010